28.06.2019

Конкурсная программа а почему. Летняя игровая конкурсная программа для школьников. Сценарий. Сценарий игровой программы "Веселая метла"


Июль - макушка лета, и забот у огородника тоже по макушку. Самое главное - прополка и рыхление междурядий.

Нельзя ждать, пока сорняки заглушат растения. Не забывайте скашивать траву и вокруг участка. Если не допустить цветения и осеменения сорняков, тогда их с каждым годом будет все меньше.

А что касается рыхления, то на глинистых почвах его желательно проводить после каждого дождя или полива, чтобы не дать образоваться корке, под которой корни молодых овощных растений испытывают кислородное голодание. Легкие песчаные почвы можно рыхлить реже, по мере появления сорняков.

В июле повторно прореживают корнеплодные культуры - морковь, свеклу, пастернак, петрушку. У кабачка, тыквы и патиссона при слишком быстром росте иногда прищипывают верхушку главного стебля, а при загущении вырезают 1-2 листа, чтобы облегчить доступ пчел к цветкам и для проветривания.

В дождливую погоду, когда пчелы не летают, тыквенные культуры (огурец, кабачок и др.) приходится опылять вручную, касаясь мужскими цветками рыльца женских.

У томата еженедельно, по мере появления, удаляют пасынки (боковые побеги), оставляя пенечки высотой не более 1 см. Высокорослые растения подвязывают к кольям (восьмеркой), которые ставят с северной стороны штамба.

В начале месяца начинают появляться стрелки у озимого чеснока, которые приходится выламывать. Их можно замариновать или сразу использовать в пищу.

Не забудьте оставить 2-3 цветоноса на воздушные бульбочки для размножения. В это же время подкармливают картофель, поздние сорта, - 1 стакан золы на 4 куста или 15 г сернокислого калия и 30 г суперфосфата, что ускоряет клубнеобразование. Полагается также удалять у растений картофеля и образовавшиеся ягоды. Чтобы получить хороший урожай и других культур, их подкармливают каждые 10-14 дней.

Особое внимание уделяют томатам. Для подкормки на ведро воды (10 л) берут 100 г овощной минеральной смеси или 30 г сульфата аммония, 60 г суперфосфата, 15 г калийной соли.

Минеральные удобрения в подкормках чередуют с органическими (коровяк, куриный помет, разбавленные водой в соотношении 1:5,1:10 -15). Но если растения имеют темно-зеленый цвет и чрезмерно разрослись, из подкормок исключают азотные удобрения, оставляя только фосфорно-калийные.

Вместо минеральных удобрений можно в таких случаях использовать золу. Томаты для лучшего завязывания плодов обрабатывают еще и 0,1%-ным раствором борной кислоты (10 г на 10 л воды), которую предварительно растворяют в горячей воде. Такую же обработку можно провести на картофеле и перцах.

Для лучшего проветривания у томатных растений удаляют снизу все листья до первой сформированной цветочной кисти, оставляя черешки 3-4 см. После подкормки растения окучивают.

Свекла, репа и редька очень чувствительны к подкормкам микроэлементами, которыми их периодически опрыскивают из расчета 1 таблетка (готовая форма) на 10 л воды. Среднеспелые сорта капусты подкармливают 2-3 раза азотными удобрениями через 7-10 дней.

Огурцы подкармливают минеральными удобрениями, чередуя с органическими. Из минеральных можно использовать огородную минеральную смесь (три с половиной спичечных коробка на 10 л воды). Если нет минеральных удобрений, можно обойтись и золой -1 стакан на такое же количество воды.

Если плети тонкие, а листья мелкие и бледные, увеличивают дозу азотных удобрений. После полива и подкормок очень полезно подсыпать под растения компоста или перегноя в качестве мульчи, так как рыхлить огурцы нельзя из-за близкого расположения мелких корней.

В начале июля уже полностью поспевают зеленные культуры - укроп, салат, фенхель, а также многолетние луки, петрушка, сельдерей, которые убирают по мере созревания.

Зелень петрушки, сельдерея срезают, когда растения достигают высоты 20 см. У листовых форм петрушки и сельдерея зелень можно срезать 2-3 раза за сезон. Кочанный салат убирают с корнем через одно растение, оставляя часть растений для получения кочана. Листовой салат срезают в фазе 6-7 листьев, так как позже он грубеет.

Июль - самое подходящее время для заготовки впрок пряных культур - базилика, мяты, майорана, чабера, котовника, мелиссы, иссопа и др., которые срезают до цветения или во время цветения и сушат в тени или в хорошо проветриваемом помещении. Высушенную зелень растирают в порошок и хранят в плотно закупоренных банках!

В июле на освободившихся грядках можно выделить место для многолетников - лука-батуна, щавеля.

Почву надо перекопать, хорошо заправить органическими удобрениями (5 - 6 кг/м2), выровнять, сделать рядочки - для лука-батуна через 30 см, для щавеля через 30-40 см.

Глубина посева 1,5 - 2 см. Пересохшую почву перед посевом поливают.


1:503 1:508

КАПУСТА БЕЛОКОЧАННАЯ

Первую подкормку проводят через 20 дней после высадки рассады: в 10 л воды добавляют 0,5 л кашицеобразного коровяка, на одно растение расходуют 0,5 л.

Через 10 дней после первой подкормки: в 10 л воды добавляют 0,5 л кашицеобразного коровяка или 0,5 л настоя куриного помета, 1 ст. ложку мочевины. На 1 растение - 1 л настоя.

Начало июля. Подкармливают только средне- и позднеспелые сорта капусты. На 10 л воды - 2 ст. ложки суперфосфата и 1 ч. ложка микроэлементов. На 1 м2 используют 6-8 л.

Август. Подкармливают только средне- и позднеспелые сорта. На 10 л воды - 1 ст. ложка нитроаммофоски. На 1 м2 - 6-8 л.

В первые 2-3 недели после высаживания рассады избыточное увлажнение почвы в верхнем слое нежелательно, так как корневая система должна проникнуть в глубокие слои, где запасы влаги более устойчивы.

При оптимальной влажности почвы рост внутренних листьев у капустного растения происходит немного быстрее наружных, поэтому они плотно прижимаются друг к другу изнутри, образуя плотный кочан. Колебания влажности почвы ведут к неравномерному росту внутренних листьев и растрескиванию кочанов.

Чтобы спелые кочаны не растрескивались, их нужно несколько раз пригнуть в одну сторону - для нарушения корневой системы. Это приостановит доступ питательных веществ и замедлит рост капусты.

Для профилактики против тлей, улиток и слизней растения и почву опудривают древесной золой (1 стакан на 1 м2).

1:3067

1:4

КАПУСТА ЦВЕТНАЯ

Для формирования единицы урожая ей требуется примерно в 2 раза больше питательных веществ, чем капусте белокочанной. Наиболее высокая потребность в фосфоре, необходимы азот и калий. При недостатке бора отмирают верхушечные почки, внутри головки и в кочерыге образуются пустоты, головка загнивает.

При недостатке молибдена формируются крупные листья, головки становятся уродливыми. При выращивании на песчаной почве требуется дополнительное внесение марганца. Поэтому цветную капусту обязательно подкармливают микроэлементами.

Первую подкормку дают через 5-7 суток после высадки рассады - раствором мочевины (2 ст. ложки на 10 л воды из расчета на 10 растений) и калийной селитры (1 ст. ложка) с добавлением 1 ч. ложки микроудобрений.

Вторая подкормка - в начале формирования головки, на 10 л воды - 3 ст. ложки нитроаммофоски. Полезна подкормка органическими удобрениями: птичьим пометом, разбавленным водой в 20 раз, или коровяком, разбавленным водой в 10 раз, или навозной жижей, разбавленной водой в 4 раза.

Для получения белоснежных головок их прикрывают от солнца: 2-3 листа надламывают или связывают над головкой.

1:2075

1:4

Редис

Как всякая скороспелая культура, очень требователен к плодородию почвы и отзывчив на удобрения.

Чтобы уберечь всходы от крестоцветной блошки, их опыливают табачной пылью в смеси с известью или золой (1:1). В какой-то степени отпугивает блошку посыпка всходов дорожной пылью.

При посеве и уходе не используют калийные удобрения и золу, иначе растения могут застрелковаться. Хорошие удобрения - компост и нитроаммофоска.

1:789

ЛУК РЕПЧАТЫЙ

Свежий навоз под лук не вносят, иначе затягивается рост, долго не прекращается образование листьев. Луковица формируется с опозданием и плохо вызревает, сильнее поражается шейковой гнилью, плохо хранится.

Лук хорошо реагирует на внесение минеральных удобрений. Однако корневая система его чувствительна к повышенной концентрации солей, поэтому лучше вносить их небольшими порциями за 2-3 раза.

Сразу после появления всходов чернушки посевы нужно подкормить азотными удобрениями из расчета 10-15 г/м2. При образовании 1-2 настоящих листьев проводят первое прореживание, оставляя между растениями 1,5-2 см. При этом удаляют слабые растения. После появления 3-4 настоящих листьев прореживание повторяют уже на окончательное расстояние - 5-7 см.

После второго прореживания необходима подкормка полным минеральным удобрением, лучше в жидком виде. Хороший эффект дает подкормка навозной жижей, разбавленной водой в 5-6 раз, или птичьим пометом, разбавленным в 10-15 раз. На ведро воды добавляют 30-40 г суперфосфата. На 10 м расходуют 3-4 ведра раствора.

За месяц до уборки поливы прекращают. Последнюю подкормку фосфорно-калийными удобрениями проводят во время формирования луковицы, на 10 м2 вносят 150 г калийной соли и 200 г суперфосфата.

При выращивании репчатого лука на тяжелой почве скорейшему формированию и созреванию способствует разокучивание растений. В этом случае осторожно, не повреждая корневую систему, почву отгребают от луковиц.

При ранневесеннем посеве семенами лук бывает готов к уборке в конце августа-начале сентября. В отдельные годы из-за неблагоприятных погодных условий он не успевает вызреть к этому времени. Чтобы ускорить созревание, растения подкапывают, повреждая корневую систему, нарушая связь с почвой.

Через 2-4 дня в зависимости от погоды луковицы убирают и раскладывают на досушку вместе с листьями. Из-за оттока пластических веществ происходит процесс дозаривания и формируются пригодные для хранения луковицы.

Иногда для ускорения созревания луковиц применяют прикатывание или приминание листьев. Однако этот прием наносит вред урожаю, так как повреждаются растения и через образовавшиеся разрывы в луковицы проникают болезнетворные организмы. К тому же прикатывание не останавливает рост, и со сломанным стеблем растения продолжают расти.

1:4978

1:4

ЛУК СЕВОК

Когда перо достигнет высоты 10 см, начинают обработку растений от болезней (фитоспорином - каждые 2 недели). Когда перо достигнет высоты 8-10 см, проводят первую подкормку: на 10 л воды - 1 стакан кашицеобразного коровяка, 1 ст. ложка мочевины, на 1 м2 - 2-3 л раствора.

Вторая подкормка - через 12-15 дней после первой. На 10 л воды - 2 ст. ложки нитроаммофоски, на 1 м2 - 5 л раствора.

Третья - когда луковица достигнет размера грецкого ореха. На 10 л воды - 2 ст. ложки суперфосфата, на 1 м2 - 5 л раствора.

1:901 1:906

Меры борьбы с луковой мухой

Лук размещают рядом с морковью. Специфический запах моркови отпугивает луковую муху, а фитонциды лука - муху морковную.

В 10 л воды растворяют 1 стакан поваренной соли, из лейки поливают гряды лука, стараясь не попадать на перо. Первый раз это делают, когда перо достигнет 5 см, через 20 дней полив повторяют.

При появлении мухи почву посыпают отпугивающим веществом: 100 г древесной золы, или 1 ст. ложка табачной пыли, или 1 ч. ложка молотого перца на 1 м2 (2 раза с интервалом 10-18 дней).

Меры борьбы с пероноспорозом (ложная мучнистая роса). Грядка под лук должна иметь направление с севера на юг, хорошо освещаться солнцем. Посевы и посадки нельзя загущать. Перед посадкой севок прогревают. Перья при высоте 10-12 см опрыскивают раствором хлорокиси меди, каждые 2 недели опрыскивают фитоспорином.

1:2398 1:4

ЛУК ПОРЕЙ

Первая подкормка - при появлении 5-6 настоящих листочков, вторая - через месяц после первой. На 10 л воды - 0,5 л коровяка, по 1 ч. ложке мочевины, сульфата калия и суперфосфата. На 1 м2 - 3-4 л раствора.

Один раз в неделю перед окучиванием добавляют золу - 1 стакан на 1 м2.

1:500 1:505

ЧЕСНОК

Как только листья чеснока появятся из земли, посадки подкармливают азотным удобрением. Для этого в 10 л воды растворяют 1 ст. ложку мочевины, 10 л - на 1 м2.

Когда листья чеснока достигнут высоты 10-15 см, отгребают землю от луковицы, обсыпают золой и возвращают землю на место. Эту операцию повторяют при появлении стрелок.

Удаляя стрелки чеснока, оставьте несколько штук. По ним можно легко определить оптимальный срок уборки урожая. Как только на головкахрастрескается обертка и бульбочки начинают выглядывать наружу, пора копать чеснок.

Для оздоровления посадочного материала рекомендуется регулярно омолаживать возделываемый сорт путем посева воздушных бульбочек. В первый год выращивания из них образуются однозубки. Их высаживают осенью и на следующий год получают нормальные многозубковые луковицы.

1:2002

1:4

СВЕКЛА СТОЛОВАЯ

Любит дождевание, рыхление. Когда корнеплод достигнет размера грецкого ореха, делают подкормку: на 10 л воды - 1 ст. ложка нитроаммофоски и 1 стакан древесной золы. 10 л подкормки должно хватить на 1 м2 площади.

Через 10 дней - вторая подкормка: на 10 л воды - 0,5 л кашицеобразного коровяка и 2 ст. ложки нитроаммофоски. На 1 м2 - 5-6 л.

После второго прореживания: на 10 л воды - 2 стакана золы и 1 ч. ложка поваренной соли. На 1 м2 - 10 л.

Для профилактики сердцевинной гнили проводят внекорневую подкормку борной кислотой: 2 г на 10 л воды.

Чтобы повысить сахаристость 2-3 раза за сезон свеклу поливают раствором поваренной соли - 1 ст. ложка на 10 л воды.

1-2 раза за сезон свеклу подкармливают раствором микроэлементов: 1 ч. ложка на 10 л воды.

1:1346 1:1351

КАБАЧОК, ПАТИССОН

Во время плодоношения из середины куста удаляют 2-3 листа - для лучшей освещенности и вентиляции. Регулярно удаляют больные, старые, лежащие на земле листья.

Почему завязи загнивают? Вероятнее всего, не опылились женские цветки. Или были резкие перепады температуры. Или поливали кусты холодной водой. Или завязи поразила вершинная гниль.

Определитесь, с каких растений будете брать плоды для летнего потребления и консервирования, а какие оставите для "зимних" плодов. С"летних" растений плоды снимают как можно чаще, не давая им перерастать, сигналом к сбору служит увядший венчик цветка. С таких растений можно собрать более 20 зеленцов.

На "зимних" растениях дают образоваться 4-5 плодам. Когда они вызреют, убирают на зимнее хранение, срезая вместе с плодоножкой.

Первая подкормка - до цветения (на 10 л воды - 0,5 л коровяка, 1 ст. ложка нитроаммофоски). Или на 10 л воды - 2 ст. ложки идеала (1 л на растение).

Во время цветения: на 10 л воды - 2 ст. ложки золы и 1 ст. ложка кормильца, на одно растение расходуют 1 л подкормки.

Во время плодоношения: на 10 л воды - 2 ст. ложки нитроаммофоски и 2-3 ст. ложки исполина, 2 л на растение.

Дополнительно проводят 2 внекорневые подкормки с интервалом 10-15 дней (на 10 л воды - 1 ст. ложка мочевины или идеала). На одно растение - 0,5 л.

1:3674

1:4

РЕПА

Репе лучше всего на плодородных супесях и суглинках, где она получается особенно сладкой. Нельзя использовать в качестве удобрения соломистый навоз или фекалии. На рост и урожайность хорошее действие оказывает древесная зола. Нейтрализуя кислотность почвы, она предохраняет растения от заболевания килой и частично обеспечивает калием, фосфором, кальцием, микроэлементами. Репа очень отзывчивана борные удобрения, поэтому дважды за сезон проводят внекорневую подкормку борной кислотой (2 г на 10 л воды).

Первое прореживание делают при образовании двух настоящих листьев, второе - через 10-15 дней после первого. При окончательном прореживании расстояние между растениями должно быть 6-8 см.

Требовательность к влаге на протяжении всего вегетационного периода очень высокая.

В условиях Среднего Поволжья репу первый раз сеют в конце апреля (для потребления в июне). Следующий срок посева (для зимнего хранения) выбирают с таким расчетом, чтобы корнеплоды созрели до заморозков, - 10-20 июня.

1:1831

1:4

СЕЛЬДЕРЕЙ

Очень высока у сельдерея потребность в азоте - хорошо растет листовая розетка. Фосфор ускоряет созревание растений и улучшает их качество.Калийные удобрения способствуют накоплению сахаров и крахмала, повышают морозостойкость растения. Кроме того, под сельдерей в почву надо вносить кальций и магний.

На почвах с невысоким плодородием желательно вносить перепревший навоз или компост - 6-8 кг/м2, азотные удобрения - 3-5 г/м2, фосфорные - 10 г/м2, калийные - 5 г/м2, марганцевые - 2 г/м2. Органические и фосфорные вносят под осеннюю перекопку, остальные - половину под перекопку, половину - в подкормках.

При высадке рассады сельдерея важно не заглубить розетку - верхушечная почка должна быть на уровне земли. Вокруг корней почву уплотняют.

Через 30 дней после посадки сельдерея - корневая подкормка (на 10 л воды - 2 ст. ложки исполина и 1 ч. ложка мочевины), используют 3-4 л на 1 м2.

В середине июля осторожно отгребают от корнеплодов землю и протирают тряпкой. Через 15 минут окучивают. Поливают лишь через 2-3 дня. А вот совет для корневого сельдерея.

С середины лета у корневого сельдерея обрывают нижние листья, обнажая основание стебля.

Толстые, длинные, сочные черешки можно получить лишь тогда, когда на протяжении всего периода вегетации растение бурно растет. Если в тот или иной период развитие сельдерея задержится, хорошего урожая не ждите. Поэтому надо постараться создать подходящие условия - после каждого полива рыхлить почву, чтобы к корням беспрепятственно поступал воздух, вовремя поливать и подкармливать и, конечно, пропалывать.

Корневой сельдерей боится заморозков и реагирует на весенние холода стрелкой-цветоносом. Осенние же холода переносит хорошо. Чтобы не рисковать, высаживать рассаду корневого сельдерея лучше в конце мая. Любое замедление роста провоцирует стрелкование.

1:3302 1:4

МОРКОВЬ

Морковь дает нормальные товарные корнеплоды при количестве растений на 1 м ряда от 80 до 100 штук (в зависимости от плодородия почвы, с междурядьями 30-35 см). Изреженность посевов ведет к образованию ветвистых корнеплодов, многие из которых растрескиваются.

Другая причина подобного явления - избыточное азотное питание на стадии формирования розетки листьев и роста корня.

Первая подкормка - через месяц после появления всходов, используют на 1 м2 5 л раствора. Вторая подкормка - через 15-18 дней, используют на 1 м2 7-8 л раствора. На 10 л воды - 1 ст. ложка нитроаммофоски.

В августе морковь подкармливают калийным удобрением: на 10 л воды - 1 ст. ложка.

Чтобы получить крупную морковь, ломом делают в земле конус, заполняют перегноем, высаживают 3 семечка, потом оставляют один самый лучший росток.

Можно подкормить морковь и другими "блюдами". Первая подкормка: на 10 л воды - 1 ст. ложка сульфата калия, 1,5 ст. ложки двойного суперфосфата и 1 ч. ложка мочевины. Вторая подкормка: на 10 л воды - 1 ст. ложка сульфата калия, стакан раствора голубиного (куриного) помета и 1 ч. ложка сложного минерального удобрения.

Хороший результат дает внекорневая подкормка борной кислотой (2 г на 10 л воды).

Отпугнет морковную муху опрыскивание посевов настоем луковой шелухи. Для этого 400 г шелухи заливают кипятком, плотно закрывают крышкой, сутки настаивают и процеживают. Оставшуюся после настоя луковую шелуху можно разложить в бороздках между растениями.

При прореживании появляется сильный запах моркови, морковная муха летит на него. Поэтому перед прореживанием опрыскивают посевы таким раствором: на 10 л воды - 1 ст. ложка молотого черного или красного перца и 1 ч. ложка жидкого мыла. На 1 м2 посевов расходуют 1 л раствора.

1:3125

1:4

ТЫКВА

Растения тыквы, когда на них будет 3-5 настоящих листьев, окучивают, чтобы образовались дополнительные корни. Поливы важны в период роста стеблей, листьев и плодов, во время цветения их ограничивают.

На растении оставляют 2-3 боковые плети, их прищипывают после образования 2-5 завязей, над каждым плодом оставляют 5-7 листьев.

Во время цветения растения подкармливают 1 раз в 2 недели. В 10 л воды разводят 1 л коровяка, 2 ст. ложки нитроаммофоски. Под 1 растение выливают 8 л подкормки. Или в 10 л воды разводят 200 г птичьего помета.

Тыква любит внекорневые подкормки мочевиной (15 г на 10 л воды) или суперфосфатом (40 г на 10 л воды).

1:1149 1:1154

РЕДЬКА

Редька влаголюбива, поэтому на песчаных почвах дает хороший урожай только при поливах.

Сорта, предназначенные для летнего потребления, высевают в конце апреля-начале мая, для зимнего - 10-20 июня. Высевают редьку на гребнях в один ряд с расстоянием между рядами 60 см или на грядах в 3 строки с расстоянием между строками 35 см.

Загущение - одна из причин цветушности и плохого качества корнеплодов. Первое прореживание проводят в фазе двух настоящих листочков,второе - в фазе четырех настоящих листочков. При первом прореживании между растениями в ряду оставляют расстояние 8-10 см, при втором - 15-20 см.

Подкармливать редьку лучше минеральными удобрениями. Первая подкормка - при появлении 3-4 настоящих листьев, вторая - через 20 дней после первой. На 10 л воды - 20 г мочевины, 60 г суперфосфата, 15 г хлористого калия.

1:2644

1:4

КАРТОФЕЛЬ

Внесение полуперепревшего навоза или компоста (40-50 кг на 10 м2) на суглинистых и супесчаных почвах почти удваивает урожай клубней.

Нельзя под картофель вносить (как осенью, так и весной) свежий навоз. Это приводит к заболеваниям растений, снижает урожай и качество клубней.

Первую подкормку вносят в фазе начала бутонизации, перед рыхлением или окучиванием. Минеральные удобрения рассыпают в междурядьях на расстоянии 5-6 см от стеблей, а затем заделывают в землю при окучивании. На каждый куст расходуют 3-6 г суперфосфата, 3-4 г хлористого или сернокислого калия, 2-3 г мочевины или аммиачной селитры. Если для подкормки применяют нитрофоску, ее берут из расчета 10-12 г на куст.

Из органических удобрений подойдет перегной - две горсти на каждый куст. Древесную золу вносят из расчета одну-две горсти в смеси с таким же количеством почвы. Сухой птичий помет - 10-15 г под куст.

Вторую подкормку при слабом развитии надземной массы проводят в фазе начала цветения преимущественно калийными удобрениями (30 г сернокислого калия на 10 л воды на 10 м2). При недостатке в почве калия мякоть клубней темнеет. После подкормки растения окучивают.

Сразу же после второй подкормки растения опудривают золой. Для них это дополнительная подкормка, а для жука - явный дискомфорт.

Чтобы ускорить отток питательных веществ из листьев в клубни и тем самым увеличить урожай, в фазе бутонизации и цветения, а также за три недели до уборки, применяют внекорневые подкормки. Даже одноразовое опрыскивание растений на заключительном этапе увеличивает урожай клубней на 7-11%, а крахмалистость на 0,8-1,0%. Для этого в 10 л воды в течение 1-2 суток настаивают 20 г суперфосфата (периодически хорошо перемешивая). На обработку 10 м2 картофельной плантации уйдет 1 л раствора.

При недостатке в почве азота внекорневую подкормку проводят в период бутонизации и цветения картофеля (20 г мочевины на 10 л воды). В это же время проводят опрыскивание ботвы растворами микроэлементов.

При сухой и жаркой погоде нельзя глубоко рыхлить почву и окучивать растения - это вызывает потерю влаги, перегрев почвы. В таких условиях при рыхлении к каждому растению подгребают немного почвы с междурядий.

Скашивание надземной массы за 7-10 дней до уборки (не позже и не раньше) способствует повышению устойчивости клубней к повреждению кожуры, предотвращает распространение болезней, особенно фитофтороза.

Профилактические опрыскивания растений против фитофтороза начинают в начале бутонизации, повторяя через 7-10 суток. Растения опрыскивают раствором медного купороса (2-10 г на 10 л воды). Можно использовать медьсодержащие препараты.

1:4734

1:4

ПЕРЕЦ, БАКЛАЖАН

В холодную погоду перец и баклажаны поливать нельзя, так как охлаждается почва и ухудшается работа корневой системы и листового аппарата.

В период цветения и завязывания плодов между поливами проводят освежающие поливы (5-10 л воды на 1 м2), чтобы создать повышенную относительную влажность воздуха, поскольку при низкой влажности цветки опадают.

Рыхлить междурядья лучше после полива или дождя. Начиная со второго рыхления, растения окучивают.

Если перец выращивают в теплице, то, когда растение достигнет высоты 20-25 см, удаляют верхушку главного стебля. Прищипнутые растения быстро начинают ветвиться и формировать урожай. В открытом грунте прищипывать перец не стоит, этот прием затягивает вегетацию.

Недостаточно полное опыление цветков может стать причиной появления нестандартных (кривых) плодов. Чтобы предотвратить это, надо в жаркую, солнечную, тихую погоду потряхивать растения.

Недостаток влаги в почве, высокая температура воздуха вызывают одревеснение стеблей, опадение бутонов и листьев как у перца, так и у баклажана.

На открытых участках необходимо защищать посадки перца и баклажана от ветра при помощи кулис - насаждений из высокорослых культур, которые высаживают заранее вокруг грядки (свекла, бобы, мангольд, порей).

Так как корневая система перца располагается в верхнем слое почвы, рыхление должно быть неглубоким (3-5 см) и сопровождаться обязательным окучиванием.

Под перец и баклажан свежий навоз не вносят, это может вызвать развитие вегетативной массы в ущерб цветению.

Молодая рассада перца и баклажана, высаженная в открытый грунт, не выдерживает низкой плюсовой температуры (2-3"С), однако осенью, плодоносящие растения выдерживают заморозки до -5"С.

Подкормки. Во время цветения: на 100 л воды - 5-6 кг мелко нашинкованной крапивы, 1 ведро коровяка, 10 ст. ложек (с горкой) золы. На 1 растение - 1 л. Подкормка "квасится" в бочке неделю.

Во время плодоношения растениям дают две подкормки. Первая: на 100 л воды - 0,5 ведра куриного помета, 2 стакана нитроаммофоски. На 1 растение - 1 л. Или на 100 л воды - 10 ст. ложек Синьора Помидора, на 1 растение - 1 л.

Вторая подкормка - через 12 дней после первой: на 100 л воды - 1 ведро коровяка, 1/4 ведра птичьего помета, 1 стакан мочевины. На 1 м2 - 5-6 л раствора. Или на 100 л воды - 0,5 л Идеала, на 1 м2 - 5 л.

Время от времени надо посыпать почву золой: 1-2 стакана на 1 м2.

Другой вариант подкормок баклажана. Первую подкормку проводят через 10-15 дней после высадки рассады: на 10 л воды - 40-

50 г суперфосфата, 10 г аммиачной селитры или 30 г мочевины, 15-20 г калийной соли.

Вторую подкормку проводят через 20 дней после первой, при этом дозы внесения фосфорных и калийных удобрений увеличивают в 1,5-2 раза.

Третья подкормка - в начале плодоношения: на 10 л воды - по 60-80 г мочевины, суперфосфата и 20 г хлористого калия. Одну лейку (10 л) расходуют на 5 м2. После каждой подкормки растения обязательно поливают чистой водой, чтобы избежать ожогов от удобрений.

1:5302 1:4

ОГУРЕЦ

Корневые выделения овса губительно действуют на ряд почвенных патогенов. Рано весной на 1 м2 высевают 100-150 г овса и, когда всходы достигнут высоты 15-20 см, грядку, предназначенную под огурцы, перекапывают, заделывая растения овса в почву. Можно посеять овес осенью, после уборки огуречных плетей.

Укроп способствует увеличению урожайности огурца.

Лук и редька, высаженные у посадок огурца и томата, отпугивают паутинного клеща.

Лук и чеснок уберегут огурец от бактериоза. Стрелки по мере подрастания надо надрезать, чтобы сильнее выделялись фитонциды.

Никогда не сажайте огурцы рядом с розами - муравьи перетащат тлю с роз на огурцы.

При выращивании огурца в кулисах создаются очень хорошие условия для роста и развития. Растения на 3-5 дней раньше вступают в пору плодоношения. Кроме того, дополнительно можно получить урожай кулисной культуры, лучшими из которых являются кукуруза, укроп и подсолнечник.

Всходы огурца появляются на 5-7 день. Но при низкой температуре или слишком раннем посеве они могут появиться только на 15-20 день.

Горечь плодов зависит от сорта и условий выращивания. Больше горького вещества кукурбитацина накапливается в сортах с темно-зеленой окраской, ближе к основанию. Горчат огурцы при выращивании во время кратковременных засух, в солнечные, жаркие дни, при недостатке в почве питательных веществ. В этих случаях рост плодов замедляется, период созревания удлиняется и, как следствие, больше накапливается кукурбитацина.

Огурец в начале вегетации интенсивнее других элементов усваивает азот, затем усиливается потребление калия (в это время быстро растут плети), затем вновь потребляется больше азота, что связано с новым приростом побегов и наступлением плодоношения. Оптимальное соотношение питательных элементов азота, фосфора и калия в растениях огурца составляет 2:1:3.

По мере роста растений корни огурца оголяются, их нужно засыпать свежей увлажненной почвой. Подокучивают и нижний узел стебля. Подсыпка увлажненной почвы способствует образованию дополнительных корней.

При недостатке в почве азота у огурца листья становятся бледно-зелеными, затем желтеют и опадают. При недостатке фосфора листья становятся темно-зелеными с фиолетовым оттенком, при отмирании чернеют. На недостаток в почве калия указывает каемочка по краям листьев, сначала бледно-зеленая, затем бурая или буро-коричневая и бурые пятна в середине листа. Замедленный, ослабленный рост, поникание и отмирание точек роста говорят о недостатке кальция. Исчезновение зеленой окраски листьев, появление желтых пятен между жилками листа, затем побурение и отмирание - признаки недостатка в почве магния.

При недостатке железа поражаются верхушки побегов, листья приобретают бледно-зеленый цвет, затем желтеют, но не отмирают. Пожелтение листьев отмечается при недостатке магния, а потемнение кончиков листьев - признак недостатка меди. При дефиците бора отмирают верхушечные почки, листья опадают, тормозится цветение.

Нельзя, чтобы около корневой шейки растений оставались углубления - в них задерживается поливная вода, а это приводит к растрескиванию корневой шейки, отчего начинаются корневые гнили и растения погибают.

Завязи желтеют и опадают из-за того, что остаются неоплодотворенными. Это бывает связано с затяжной, холодной и сырой погодой, когда насекомые не летают.

Подкормки. В начале цветения: на 10 л воды - по 1 ч. ложке сульфата калия, мочевины, суперфосфата и 1 стакан кашицеобразного коровяка (или 1 ст. ложка гумата натрия).

Во время плодоношения обязательны 3 подкормки. Первая: на 10 л воды - 1 стакан кашицеобразного куриного помета и 1 ст. ложка нитроаммофоски, на 1 м2 - 5 л.

Вторая - через 10-12 дней после первой подкормки: на 10 л воды - 0,5 л коровяка и 1 ч. ложка сульфата калия (или на 10 л воды - 1 ст. ложка Плодородия). На 1 м2 - 5-6 л.

Третья - через 12 дней после второй: на 10 л воды - 0,5 л коровяка или 1 стакан кашицеобразного куриного помета, 1 ст. ложка нитроаммофоски (или 1 ст. ложка Богатыря). На 1 м2 - 5-10 л. Коровяк и куриный помет можно заменить гуматом натрия, Идеалом, Кормильцем, Плодородием, Исполином - по 1 ст. ложке.

При корневых гнилях: 2 ст. ложки медного купороса - на 10 л воды, по 1 стакану на растение. Если листья огурца после плодоношения стали колючими и грубыми: 1 ст. ложку мочевины развести в 10 л воды, опрыскать по листьям.

1:7797

1:4

ТОМАТ

Во время цветения желательно проводить потряхивание цветочных кистей, чтобы созревшая пыльца высыпалась из пыльников и попадала на рыльце пестика. Лучше делать это ежедневно, в середине дня.

Если случайно при пересадке томатов отламывается верхушка, растение все равно приживется, а роль верхушки возьмет на себя боковой побег.

При посадке переросшей рассады растения нужно сажать под наклоном 30-45° к земле в северную сторону. Потом солнечные лучи "поднимут" его до вертикального положения.

Рыхлят почву после каждого полива и дождя. В жаркую, сухую погоду рыхление способствует уменьшению испарения влаги из почвы, а в дождливую и холодную обеспечивает лучший газообмен между воздухом и почвой, уменьшает возможность заболевания растений грибными болезнями.

Нерегулярный полив растений в жаркое лето часто приводит к заболеванию плодов вершинной гнилью.

Высокорослые (индетерминантные) сорта выращивают в один стебель, при благоприятной погоде - в два. При этом вторым стеблем служит пасынок - побег под первой цветочной кистью. Все остальные побеги - пасынки удаляют.

Низкорослые раннеспелые сорта можно выращивать без формирования, однако в дождливые годы их надо пасынковать и подвязывать к кольям.

Нижние стареющие листья своевременно обрезают.

Случайно брошенный окурок у посадок томатов может заразить растения табачной мозаикой.

При высадке в грунт рассады, перед цветением, при появлении завязей и в начале созревания плодов полезно добавлять в воду марганцовку (2 г на 10 л воды). Это хорошо отразится на росте, а затем и на созревании плодов, помидоры получатся более сахаристыми устойчивыми к фитофторозу.

Высокорослые сорта и гибриды высаживают по схеме 70x70 см, среднерослые - 60x60 см и 50x50 см, низкорослые - 50x40 см и 50x30 см.

Пасынки выламывают, но ни в коем случае не вырывают, так как на растении образуются раны, куда легко попадает грибная инфекция. Если боковые побеги большие, их лучше удалить острым ножом или ножницами, оставляя пенечек длиной 1 см, что не позволит образоваться новому побегу.

Чем короче период вегетации сорта или гибрида, тем меньше оставляют пасынков и тем гуще можно сажать растения.

Высокорослые сорта не очень чувствительны к недостатку влаги, низкорослые переносят сушь плохо.

Потребности томата в воде наиболее высоки в фазе цветения, формирования завязей и интенсивного прироста массы плодов. Не менее вреден и избыток воды, который часто приводит к пожелтению листьев и корневым гнилям.

Томат чувствителен к хлоридам, поэтому не стоит удобрять почву хлористым калием. Лучше применять сульфат калия или древесную золу.

Слабое завязывание плодов или отсутствие его - реакция растения на слишком низкие или слишком высокие температуры. Причиной опадения завязей и цветков может быть избыток азота при отсутствии фосфора и калия или бора и марганца. Это чаще бывает при недостаточном освещении.

Деформация плодов и их растрескивание связаны с колебаниями температуры и влажности почвы.

При чередовании посадок помидоров и белокочанной капусты на последней в несколько раз будет меньше листогрызущих вредителей.

Подкормки. Через 7-10 дней после высадки в грунт подкормить растения раствором нитроаммофоски (1 ст. ложка на 10 л воды).

Через 3 недели после высадки в грунт развести в 10 л воды 0,5 кг коровяка и 1 ст. ложку нитроаммофоски, под каждое растение - по 0,5 л раствора.

В начале распускания второй кисти: в 10 л воды развести 0,2 л жидкого куриного помета, 1 ст. ложку двойного суперфосфата, 1 ч. ложку сульфата калия. Под корень - 1 л.

Следующая подкормка - в период распускания третьей цветочной кисти: в 10 л воды развести 1 ст. ложку рабочего раствора гумата натрия и 1 ст. ложку нитроаммофоски. На 1 м2 - 5 л.

Через 12 дней: в 10 л воды развести 1 ст. ложку суперфосфата. Ведро подкормки - на 1 м2.

Последняя подкормка - в конце июля. В 10 л воды развести по 1 ст. ложке нитроаммофоски, суперфосфата и сульфата калия. На 1 растение - 0,5 л. Подкармливают при наливе плодов.

Чтобы плоды были сладкими: в 10 л воды растворить 1 ст. ложку поваренной соли и 1 ст. ложку сульфата калия. На 1 растение - 0,5 л. Подкармливают при наливе плодов.

При осыпании цветков: растворитъ в 10 л воды 1 ч. ложку борной кислоты, при опрыскивании расходуют 10 л раствора на 10 м2.

При скручивании листьев: растворить в 10 л воды 2 г борной кислоты, вылить под каждое растение по 1 л раствора.

Из подкормок исключить суперфосфат, а дозу калийных и азотных удобрений увеличить до 30 г на 10 л воды.

От вирусных болезней: растворить в 10 л воды 5 г марганцовки, 10-15 г борной кислоты. Под каждое растение - по 1 л.

При поражении растений вирусными болезнями можно попробовать следующее средство: зачистить наждачной шкуркой медную проволоку, заостренную с одной стороны, вставить в стебель растения (длина проволоки 3-4 см, в стебель вставляют 2-3 штучки).

Необходимо следить за состоянием растений и своевременно вносить в почву необходимые элементы питания.

Если растения отстают в росте и имеют бледную окраску, растения томата необходимо подкормить раствором коровяка 1:10.

Если растения "жируют", усиленно наращивают зеленую массу в ущерб плодообразования, исключают из подкормок азотные удобрения.

Если листья с нижней стороны приобретают фиолетовый оттенок, растениям недостает фосфора. Избыток фосфора вызывает пожелтение листьев.

Растения засыхают, а плоды приобретают пеструю окраску при недостатке калия. При его избытке на листьях появляются матовые пятна.

ПАЛОЧКА - ИГРАЛОЧКА

Сценарий конкурсно – игровой программы предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный сценарий будет полезен для воспитателей и педагогов дополнительного образования, поможет разнообразить досуг детей.

Цели:
- обогатить и расширить представления об окружающем мире;
- развить ловкость, быстроту, смекалку;
- способствовать развитию положительных эмоций, укрепить дружбу в коллективе,

Оборудование и материал:
Для мероприятия - Свето и звуко аппаратура, ноутбук, микрофон
Для игровой программы -телескопическая удочка, большие поролоновые уши – 2шт., японские палочки 2 пары, обрезки верёвки 24 шт.по 20 см,
Призы – пачка кукурузных палочек, пачка крабовых палочек, японские палочки для суши, восковые мелки и\или карандаши

Место проведения: мероприятие было проведено в дискозале ДШИ №2 г. Надыма для учащихся 1-4 классов отделения общего эстетического развития
Участники мероприятия: ведущий, учащиеся классов
Ход мероприятия: в дискозале играет танцевальная музыка, дети размещаются по залу на стулья, в 16:00 начинается мероприятие.

(Звучат позывные. Затем сразу же мелодия «Вступительной песенки».
Выходит Ведущий с телескопической удочкой в руках и поет.)

Припев.
Всем – большой привет!
Взмахните мне в ответ.
Вам – большой привет,
Взмахните мне в ответ.

Я приветствую всех вас
Этой доброй песней,
Улыбнитесь мне, друзья,
Чтоб было интересней.

Пусть наполнится весь зал
Вашим звонким смехом,
Чтоб никто не унывал,
И играл при этом.

Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему: «Привет!»
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам, посылая свой привет!

При встрече через много лет,
Друзьям вы крикните: «Привет!»
Давайте дружно, все в ответ,
Скажите громко мне: «Привет!»

Главным будет здесь игра,
Смех, улыбки, песни.
Ведь без них прожить нельзя,
С ними интересней.
В этот день желаю я
Всем побед, удачи,
Вы здесь – лучшие, друзья,
Так и не иначе.

Ведущий - А теперь скажите, что вы видите в моей правой руке?

(Ведущий поднимает над головой левую руку с удочкой. Чаще всего дети ошибаются и говорят: «Палка».)

Ведущий - К сожалению, вы ошиблись, в правой руке у меня – микрофон. А в левой руке – палка. Это только на первый взгляд эта палка кажется обычной. У нее знаете, сколько родственников? Метла, швабра, бита для игры в бейсбол и «городки», волшебные палочки фей тоже ее дальние родственники, дирижерская палочка… А вы, можете назвать, какие предметы являются родственниками этой палочки?

(Проходит аукцион «Палка» - лыжная, китайские палочки, удочка, шест у спортсмена и канатоходца, весло, клюшка, трость, ватные, счетные, барабанные палочки…)

Ведущий - Между прочим, вот эта палочка – настоящая считалочка. Она может определить победителя аукциона. Тех, кто называл родственников палки, прошу выйти ко мне.

(Звучит веселая мелодия, игроки выходят к Ведущему, который ставит палку вертикально.)

Ведущий - Прошу каждого из вас, по очереди, обхватить палку ладонью, начиная снизу, чья рука окажется сверху, тот и победитель, тому и приз.

(Проходит состязание. Победитель получает приз – кукурузные палочки.)

Ведущий - Между прочим, это тоже палочки, только кукурузные.

(Звучит музыкальная отбивка)

Ведущий - С помощью этой палочки можно узнать, кто самый ловкий в нашей компании. Прошу игроков встать в шеренгу и запомнить, как проверяется ловкость.

(Ведущий ставить палку вертикально, отпускает ее, прокручивается на месте на 360 градусов и ловит палку

Ведущий - А вам слабо?

(Звучит веселая мелодия, проходит игра, у кого палка упала – выбывает из соревнования. Победитель получает крабовые палочки.)

Ведущий - Судя по этикетке, внутри находятся палочки, только крабовые.

(Звучит музыкальная отбивка.)

Ведущий - В следующей игре могут участвовать все желающие. Она называется «Поймай палку». Все встают в круг, рассчитываются по порядку номеров.

(Игроки выполняют задание.)

Ведущий - Запомните свои номера! Я встану в центр круга, возьму палку и поставлю ее вертикально. Чей номер назову, тот – выбегает и ловит палку. Если поймал – становится ведущим, если не поймал – скачет на палочке и возвращается на свое место в круг.

(Фоном звучит веселая мелодия, проходит игра.)

Ведущий - Кто на себе людей катает? Лошадь, пони, верблюд, слон, а еще – палочка – каталочка. Вот и садитесь на нее верхом и проскочите по кругу.

(Проигравший выполняет задание.)

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. А теперь прошу вас выполнить несложные задания, все время, считая до трех. Мы пойдем сейчас направо!

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. А сейчас пойдем налево!

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. В центр скорее соберемся!

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. Очень быстро разойдемся!

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. Мы покружимся немножко!

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. И похлопаем в ладоши!

ДЕТИ. Раз, два, три!

ВЕДУЩИЙ. Повторим сначала, но в два раза быстрее.

(Дети выполняют задание. Ведущий несколько раз проводит игру, последний раз на «космической» скорости.)

Ведущий - Те, кто не устал, могут проверить свою гибкость. И поможет нам в этом моя палочка – выручалочка. Для начала нужно стать слева от меня в колонну, друг за другом.

(Дети выполняют задание. Фоном звучит веселая мелодия. Ведущий держит палку параллельно полу.)

Ведущий - Попробуйте, прогибаясь назад, пройти друг за другом под палкой, которую я буду потихоньку опускать вниз.

(Проходит игра.)

Ведущий - Самому гибкому игроку вручается приз – японские палочки. Они тоже родственники моей палочки – игралочки.

(Победитель получает приз. Звучит музыкальная отбивка.)

Ведущий - Этими палочками можно не только есть, но и играть. А как? Сейчас покажу. Для начала – создадим две команды по шесть человек.

(Ребята делятся на команды.)

Ведущий - Предлагаю придумать названия своим командам.

(Команды представляются.)

Ведущий - От каждой команды необходимо выделить по одному участнику.

(Команды выполняют задание.)

Ведущий - Тем, кого выбрали команды, вручаю отличные, а точнее, большие отличительные поролоновые уши.

(Ведущий выдает игрокам уши.)

Ведущий - Я прошу наших «ушастиков» отойти от своих команд на 15 метров.
А командам предлагаю встать в колонны, лицом к своим «ушастикам».
Первым игрокам, стоящих в колоннах, вручаю пару японских палочек и банку с «лапшой». В нашем случае роль «лапши» выполняют отрезки бельевой веревки.

(Ведущий показывает игрокам реквизит.)

Ведущий - По моему сигналу первый игрок ставит банку на пол, двумя палочками берет одну «лапшинку», бежит до своего «ушастика», и как говорится:
«Навешивает ему лапшу на уши», возвращается к команде, передает палочки следующему игроку, который проделывает то же самое. Выигрывает команда, которая быстрее «навешает лапши» и соберется вместе на финише.

(Ведущий дает сигнал старта, звучит веселая мелодия, проходит игра.)

Ведущий - В первом забеге выиграла команда… (называет).
Я не оговорился, это был первый забег. Во втором – забеге, будет одно изменение в правилах: нужно теперь снять лапшу с ушей вашего игрока и вернуть ее в банку. Внимание! На старт! Марш!

(Звучит веселая мелодия, проходит второй забег.)

Ведущий - Во втором забеге победа присуждается команде… (называет).
А теперь финал эстафеты – третий забег! Обратите внимание на изменение правил в третьем раунде: до «ушастика» добегаете, как и в предыдущих забегах, а возвращаетесь к команде спиной вперед, лицом к игроку с лапшой на ушах, причем раскланиваясь по – восточному.
Вам понятны условия третьего забега? Тогда, внимание! На старт! Марш!

(Звучит веселая мелодия, проходит третий забег.)

Ведущий - После трех забегов, в этой эстафете победила команда… (называет)

Командам, принимавшим участие в нашей эстафете вручаются призы.

(Идет награждение команд. Звучит музыкальная отбивка.)

Игрокам вручаются палочки, с помощью которых можно рисовать.

(Призы – карандаши и восковые мелки.)

Ведущий - И вновь я беру в руки палочку – игралочку. Только теперь она будет палочка – воображалочка, это значит: с помощью воображения, мы постараемся превратить ее в другие предметы. Кто же начнет первым воображать, а точнее, фантазировать нам укажет палка – определялка.
Вставайте в большой круг.

(Ведущий кладет палку на пол и раскручивает ее, на кого покажет тонкий конец палки, тот и игрок.)

Ведущий - Вообразите, что вы канатоходец, идущий под куполом цирка, а в руках у вас шест для баланса.

(Звучит музыка, проходит показ. Далее по такому же принципу определяются игроки. Проходят показы ребят: шпага, клюшка, ружье, дирижерская палочка, лопата, весло, коса, электрогитара, штанга, жезл, стойка микрофона. Ведущий забирает у ребят палку – удочку.)

Ведущий - Молодцы! Будь у меня свободные руки, я бы вам похлопал. У кого в руках нет палочки – игралочки поаплодируйте друг другу.

(Ребята аплодируют.)

Ведущий - Пусть наша палочка – игралочка превратится в палочку - танцевалочку.
Все становитесь в большой хоровод, повернитесь направо, положите правую руку на плечо соседа, а левую на свою голову. Поехали!

(Звучит мелодия «Ламбада», все идут по кругу.)

Теперь одна рука на талии у соседа, а другая у него на плече.

(Во время танца меняются позиции рук: одна на голове у соседа, другая на талии, обе на голове, обе на плечах, одна на талии у соседа, другая – на своей голове…)

Ведущий - Браво! Внимание! Как только я стукну палкой об пол, все разворачиваются в противоположную сторону и продолжают движение. А пока возьмите друг друга за плечи и под музыку двигаемся вперед.

(Звучит танцевальная мелодия, игра продолжается. Звучат позывные программы.)

Ведущий - Вот незаметно и пролетело время нашей встречи. Остается лишь только сказать…

(Звучит мелодия «Вступительной песенки». Ведущий поет.)

Припев.
Всем – пока - пока!
Машет вновь рука!
Провожаем Вас
В этот добрый час!

Наступает расставанье,
Но имею я в виду:
Расставанье ненадолго
Еще встретимся в году.

Ждут вас игры, шутки, танцы,
Будет громкий в зале смех.
И порадую вас новым
Развлечением для всех.

Припев.
Всем - пока - пока!
Машет вновь рука!
Провожаем Вас
В этот добрый час!

Предложенная конкурсная программа не требует предварительной подготовки детей. Она рассчитана на 1,5 – 2 часа, легко может выручить вас в дождливую погоду или просто использоваться как одна из форм конкурсной программы. Для проведения программы «От А до Я» необходимо подготовить немало реквизита, пусть это вас не пугает. Вы можете выбрать не все конкурсы или что-либо заменить по своему усмотрению. Эту программу можно провести в два вечера, поскольку она достаточна объемна. Суть программы: каждый конкурс начинается на очередную букву алфавита (всего 28). Дети участвуют в конкурсах и зарабатывают призовые жетоны или игровые деньги. За победу 3-5 единиц, за участие 1-2. Здесь подобраны игры, как на индивидуальное, так и на командное участие. В конце программы проводится аукцион мягких игрушек, небольших призов, каких-либо дополнительных развлечений и т.п. на заработанные жетоны. Вы можете выбрать или придумать любую удобную для вас систему поощрений.

Составитель: Куриленко Н.Н.

Необходимый реквизит:
Б – 2 ленты длиной 4-5 метров, стул;
Г – мел, 2 шапки;
Д – 2 пары сапог самого большого размера;
Е – английские булавки, таблички с цифрами;
Ж – 5 трубочек для коктейля, 5 пакетов сока;
З – 30 свечей, стол, коробок спичек;
Л – 2 детские игрушки «машинки», 2 ленты длиной 10-15 метров, 2 стакана с водой;
О – 5 ватманов;
П – 2 стула;
Р – 10-12 листочков с математическими примерами;
С – 10 воздушных шаров;
Т – 30 воздушных шаров, 2 гимнастические палки, 2 стула;
У – 2 больших куска ткани;
Ф – 5 листочков со скороговорками;
Ц – 2 бинокля, мел;
Ч – 5 чемоданов или дорожных сумок;
Ш – альбом, карандаши;
Ю – 5 обручей;
Я – 5 яблок, 5 ножей, 5 вилок, 5 тарелок, 5 пар перчаток, 5 столов.

Активность . Две команды по 10 человек выстраиваются в колонну. По команде ведущего необходимо построиться сначала по росту (самый высокий впереди, за ним те, кто ниже ростом), затем по возрасту (самый старший впереди, за ним те, кто младше), по длине волос, по цвету волос (самый темноволосый впереди, за ним люди со светлыми волосами), по размеру обуви, по длине одежды и т.д. Чья команда окажется активнее, та и победила.

Быстрота . К спинке стула с разных сторон привязываются две цветные ленты длиной 4-5 метров. Два участника привязывают концы лент к поясу, отходят один влево, другой вправо на расстояние вытянутой ленты. По команде ведущего они должны быстро кружиться, стараясь обвить ленту вокруг себя, приблизиться к стулу и сесть на него. Лента должна быть все время натянутой, ее можно слегка поддерживать рукой. Чтобы стул не двигался, ведущий придерживает его за спинку.

Веселье . На сцену приглашаются 5 человек. Первый говорит: «Ха!», второй: «Ха, ха!», третий: «Ха, ха, ха!» и т.д. Затем первый говорит ха – 6 раз, второй – 7 и т.д. победит тот, кто быстрее и точнее будет произносить свое «Ха-ха».

Галантность . На сцену приглашается четное количество мальчиков. Чертится круг. В круг входят 2 игрока, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове – шапка. Галантные люди не должны находиться в помещении в шапке. Поэтому задача такова: первым снять шапку у противника.

Движение . Соревнуются две команды. Каждая делится пополам. Одна подгруппа располагается напротив другой на расстоянии 20 метров. Состязание идет как встречная эстафета. Эстафетной палочкой являются сапоги самого большого размера. Бежать в них весьма не просто. Первые номера команд надевают сапоги и по сигналу бегут к своему партнеру, который стоит напротив. Подбегая, снимают сапоги. Их надевает следующий член команды и бежит обратно. Команда, у которой подгруппы быстрее поменяются местами, является победительницей.

Единоборство (бой один на один). Для участия в этом конкурсе приглашаются два человека (или несколько пар). На спину каждому из них крепится листок с цифрой. Задача играющих первым увидеть цифру на спине противника. Задание может быть усложнено: прыгая на одной ноге, вторую, держа рукой, увидеть цифру на спине соперника.

Жажда . Желание пить. На сцену приглашаются 5 человек, каждому из них выдается пачка сока и трубочка для коктейля. Кто быстрее выпьет сок, тот и победил.

Задуть как можно больше свечей . Приглашаются 3-5 человек. Перед ними на столе горят 20-30 свечей. По очереди с одного вдоха необходимо задуть как можно больше свечей. После того, как первый выполнил задание, все свечи необходимо зажечь вновь и т.д. Победит тот, кто задует как можно больше свечей.

Имя . Кто больше напишет уменьшительно – ласкательных вариантов от своего имени за 2 минуты, тот и победил.

Календарь . Приглашаются 3-5 человек, любителей разных праздников. Кто оригинальнее поздравит ведущего со своим любимым праздником, тот и победил.

Лихачи . На детские машинки ставятся стаканы с водой, налитые до краев. К машинкам привязаны веревки одинаковой длины (10-15 метров). По команде надо быстро намотать веревку на палочку, подтягивая к себе машинку. При этом стараться не проливать воду. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машинку и не расплескал воду.

Мудрость . В языках многих народов немало одинаковых по смыслу мудрых пословиц и поговорок. Например, есть финская пословица «Тот не заблудится, кто спрашивает». В русском языке существует ее перевод: «Язык до Киева доведет». Ребятам предлагается «перевести» ряд пословиц разных народов на русский язык. Кто даст наибольшее количество правильных ответов, тот и победил.
Сын леопарда – тоже леопард (Африка).
Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет).
После обеда приходится платить (Англия).
Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция).
Все хорошо в свое время (Англия).
Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам).
Бойся тихой реки, а не шумной (Греция).
Большая рыба живет в больших водах (Испания).
Молчаливый рот – золотой рот (Германия).
Сваренной рыбе вода не помогает (Бельгия).
Пика не кладется в мешок (Польша).

Невод . Приглашаются 10-15 человек. Все играющие рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка – «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последний не пойманный игрок является победителем.

Оригами – искусство делать из бумаги различные фигурки и животных. Приглашаются 3-5 человек. Каждому из них выдают по листу ватмана. За пять минут необходимо из целого ватмана сделать «лягушку» или что-либо другое. Побеждает тот, кто быстрее и качественнее справился с заданием.

Приветствие . Две команды по 10 человек (количество людей может быть изменено) выстраиваются в две колонны, на расстоянии 5-7 метров от ведущего. Рядом с ведущем стоят два стула. Необходимо добежать до стула, сесть на него, сказать «привет» и, услышав, от ведущего ответное «привет», вернуться на свое место и передать эстафету своему соседу. Чья команда быстрее выполнит задание, та и победила.

Реакция . Из 10-12 играющих составлены две равные команды. В каждой ребята рассчитаны в порядке номеров. Все дети лежат на матах или ковриках с закрытыми глазами. Ведущий негромко говорит, например: «Третьи!» и третьи из обеих команд подбегают к ведущему, берут листочек с примером и решают его. Решать пример нужно, не стоя на месте, а бегая вокруг своей команды. Если ответ готов, игрок подбегает к ведущему, тот проверяет. Если ответ правильный, команде присуждается одно очко, если нет, то игрок продолжает бегать и решать пример. Победит команда, набравшая наибольшее количество очков.

Сила духа . Участвуют 5-7 человек. Каждому участнику выдается воздушный шар. Кто из участников быстрее надует шар до такой степени, чтобы он лопнул, тот и победил.

Трудолюбие . «Наколоть кучу дров». В эстафете участвуют две команды по 10 человек, (количество людей может быть изменено), у каждого играющего в руках находится воздушный шар. Команды выстраиваются в две колонны, на расстоянии 5-7 метров от ведущего. Рядом с ведущим стоят два стула, на каждом стуле лежит спортивная палка. Необходимо добежать до стула, положить на него воздушный шар, спортивной палкой «топором» лопнуть «разрубить» шар «полено». После выполнения задания вернуться на свое место. Победит команда, быстрее лопнувшая шары «нарубившая дрова».

Утюг . Приглашаются два человека. Каждый получает по одному огромному куску ткани. За определенное время необходимо как можно качественнее «без морщин» расправить ткань по сцене. Победит тот, кто удачнее справился с заданием.

Фраза . Приглашаются пять человек. Каждый из них получает листочек с написанной фразой, а точнее скороговоркой. Необходимо произнести свою скороговорку 5 раз подряд. Кто четче и быстрее произнесет, тот и победил.
Архип осип, Осип охрип.
Коси, коса, пока роса, роса долой, а мы домой.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Сшила Саша Сашке шапку.
Ткач ткет ткани на платки Тане.

Хвалить . Помните фразу из мультфильма: «Кто похвалит меня лучше всех, то получит большую сладкую конфету»? В нашем случае кто похвалит себя больше всех, тот и будет победителем. Игра проводится по принципу аукциона, кто последний назовет свое достоинство, тот и победитель.

Цирк . На сцену приглашаются два человека – канатоходца. На полу проводят мелом черту длиною 5-10 метров. Соревнующиеся должны пройти по этой черте, глядя на нее в бинокль, повернутый к глазам широкой стороной окуляров. Задание можно усложнить, проведя извилистую линию и поставив на ней несколько предметов на расстоянии 1,5-2 метров. Эти предметы необходимо собрать.

Чемодан . На сцену приглашаются 3-5 человек, любителей путешествия. Каждому из них выдается дорожная сумка или чемодан. За 3 минуты с помощью зала необходимо собрать самые нужные вещи для поездки на необитаемый остров. По истечении 3 минут все участники приглашаются на сцену для того, чтобы объяснить, для чего нужна та или иная вещь. Оценивается оригинальность ответов.

Шарж (сатирическое или юмористическое изображение кого-нибудь, в подчеркнуто искаженном, карикатурном виде). Всем желающим выдается альбомный лист и карандаш. Задача: нарисовать дружеский шарж на ведущего или кого-либо другого. Тот, кто выполнил самый удачный шарж, тот и победил.

Щедрость . На сцену приглашаются 5 самых щедрых человек. Ведущий просит подарить в фонд лагеря как можно большее количество юн (игровых денег). Чья сумма окажется больше, тот и победил. Конкурс шуточный, когда будут подведены итоги, юны, принесенные участниками отдаются им обратно.

Эрудит . Задача очень проста: ответить на вопросы. Тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов, тот и победил.
Как звали древнего римского бога, имевшего два лица? (Янус).
Кто сыграл главную роль и спел великолепные песни Никиты Богословского в фильме «Два бойца»? (Марк Бернес).
Кто написал роман «Два капитана»? (Вениамин Каверин).
Про какое животное европейцы говорили, что оно имеет два хвоста? (слон).
Как называется корабль, имеющий два корпуса? (катамаран).
Кто сыграл главную мужскую роль в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих»? (Олег Басилашвили).
В какой спортивной игре два десятка минут в каждом из двух геймов? (баскетбол).
Как называются две картины, соединенные единым замыслом? (диптих).
Кроме Москвы, в каком втором городе России печатают деньги? (Пермь).
Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, два континента, два государства? (Берингов пролив).
Как назывался фильм, в котором Владимир Высоцкий сыграл роль белогвардейского офицера Бруснецова? («Служили два товарища»).
В какой стране впервые появился двухпалатный парламент? (Англия).
Какая единственная в мире река дважды на своем пути пересекает экватор? (Конго или Заир).
Какие две разные партии попеременно завоевывают власть в США? (Республиканская и Демократическая).
Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях? (Вода).
Кто автор романа «Три товарища»? (Эрих Мария Ремарк).
Какой город иногда называют Третьим Римом? (Москва).
В каком разделе математики изучают косинусы, синусы, котангенсы…? (Тригонометрия).
Какая российская певица утверждает, что у нее в жизни было лишь три желания и три счастливых дня? (Алла Пугачева).
Кто запечатлел на знаменитой картине трех знаменитых русских богатырей? (М.В. Васнецов).
Кто автор знаменитой во всем мире пьесы «Трехгрошовая опера»? (Бертольд Брехт).
Как звали наследника трех толстяков в сказке Юрия Олеши? (Наследник Титти).

Юла . Желающим принять участие в этом конкурсе выдается обруч. Задача участников не просто крутить его, но ходить, бегать и прыгать при этом. Можно попросить участников прокрутить обруч на ноге, на руке или на шее.

Яблоко . На сцену приглашаются пять человек. Перед каждым из них стоит стол, на столе лежит нож, вилка, перчатки, тарелка. На тарелке нарезанное тонкими ломтиками яблоко. Задача участников: надеть перчатки и съесть ломтики яблока с помощью вилки и ножа.

В разработке конкурсной программы использован материал ИМЦ «Вариант» г. Кострома;
«Игры – потехи, забавы – утехи» С. Шмаков.

Вкусный клип: Натали – Считалочка

Вконтакте