24.09.2019

Чему равен один баррель нефти. Термины и определения: Сколько все-таки баррелей в тонне нефти


В современном мире практически все завязано на стоимости нефти. У этой черной властительницы есть собственная единица измерения - 1 баррель нефти. Часто это словосочетание встречается в современной экономике. Многие постоянно используют его в своих разговорах, но при этом мало кто знает, чему он равен. Наша статья создана с целью ликвидировать экономическую безграмотность!

Что такое баррель и откуда он взялся?

Баррель нефти - стандартная в торговле нефтью которая равна 42 галлонам или 159 литрам.

Когда объемы добычи нефти не доходили до промышленных масштабов, ее популярность не была столь высока и торговля практически не производилась, поэтому не было необходимости устанавливать единую меру объема.

После того, как за дело взялись американские промышленники, нефть смогла вытеснить который использовался для освещения домов и улиц. Керосин, получаемый в процессе переработки нефти, завоевал всемирную популярность, и спрос на нефть стал расти в геометрической прогрессии. В связи с этим нефтяникам пришлось искать единую тару, в которой было бы удобно транспортировать и продавать сырье.

Первоначально для транспортировки нефти использовались деревянные бочки из под виски, однако их объем не всегда был одинаковым: если объем был больше, торговцы терпели убытки. Это стало основной причиной того, чтобы установить единую меру объема для торговли нефтью.

В августе 1866 года, на очередном собрании независимых нефтепромышленников, был установлен единый объем товарной нефти - 42 галлона. Эта величина была выбрана не случайно. В бочках, имеющих объем 42 галлона, торговали рыбой и другими продуктами - это был максимально допустимый вес, который был в состоянии поднять на себя человек, и минимальный объем, который было выгодно транспортировать.

Спустя еще 6 лет Американская ассоциация нефтепромышленников официально признала нефтяной баррель стандартом при торговле ископаемого топлива.

Голубой баррель

Наверняка многие задавались вопросом о том, почему в англоязычном сокращении при обозначении 1 барреля нефти используется двойная буква "b" (bbl). Многие сходятся во мнении, что вторая буква "b" пришла в оборот после того, как известная всеми "Стандарт Ойл" стала окрашивать свои бочонки в голубой цвет, тем самым гарантируя, что в емкости точно содержится 42 галлона.

Однако такая версия потерпела фиаско, после обнаружения документа, в котором обозначение bbl встречается за 100 лет до открытия нефтеносных районов. В 18 веке это обозначение указывалось на грузе, который не имел никакого отношения к углеводородам - мед, ром, китовый жир и прочее.

Таким образом до сих пор остается загадкой, откуда взялось подобное название для меры объема. Однако никто не торопится ее разгадывать, так как это никак не повлияет на котировки.

Разная нефть - разный объем

Известно, что нефть, добываемая в разных частях света, имеет разную плотность. Так, самая легкая - американская нефть марки WTI; чуть более тяжелой признается европейский маркер - Brent; российский сорт Urals считается одним из наиболее тяжелых. В зависимости от плотности, при расчете веса 1 нефтяного барреля разной нефти, приходится вводить разные значения. К примеру, 1 тонна российской нефти умещается в 7,29 баррелей, а европейской - в 7,59. Именно поэтому Urals дешевле остальных сортов.

Так сколько баррелей в тонне?

Как уже было сказано ранее, количество баррелей зависит от того, к какому сорту принадлежит черное золото. Свою классификацию имеют и ОПЕК, и страны СНГ. Согласно ежегодникам, публикуемым организацией стран-экспортеров нефти, в тонне саудовского ископаемого топлива содержится 7,6 баррелей, а если считать от обратного, то в 1 барреле содержится 0,132 тонны углеводородного сырья.

Алжирская нефть чуть более легкая - одна тонна умещается в 7,9 баррелей, и если мы опять же возьмем обратную величину, то 1 баррель равен 0,126 тонн черного золота.

Многие известные международные издания, которые публикуют коэффициенты пересчета тонны в баррели, учитывают российскую нефть не как средневзвешенный показатель уральской и сибирской нефти, а как среднеарифметический показатель. С одной стороны это является не совсем корректным, но установленные стандарты никто не пересматривает. Таким образом получается, что 1 баррель черного золота для российского углеводородного сырья составляет 137 кг.

В отличие от России, где количество нефти и нефтепродуктов измеряются тоннами, на международном рынке используются объемные единицы - нефтяные баррели .

Американский нефтяной баррель - единица измерения объема нефти и нефтепродуктов, равная 158,988 литрам (или 42 галлона).

Стоит отличать нефтяной баррель и стандартный баррель, который используется для измерения всех прочих жидкостей (он равен 119,24 литрам или 31,5 галлонам).

Перевод в другие единицы

Для перевода из баррелей в тонны и из тонн в баррели необходимо опираться на конкретное значение плотности нефти . В связи с существенным различием в плотностях отечественных и зарубежных марок нефти, коэффициенты перевода также различны:

  • Для нефти Brent (среднея плотность 826,5 кг/м 3):

1 баррель = 0,1314 тонн

1 тонна = 7,61 баррель

  • Для нефти Urals (среднея плотность 865,5 кг/м 3)

1 баррель = 0,1376 тонн

1 тонн = 7,28 баррель

Историческая справка

С момента начала добычи нефти возникла и потребность в ее транспортировке. Поначалу, пока объемы перевозок были небольшими, трудностей с емкостями не возникало: в ход шли кожаные бурдюки, бочонки различные размеров и другие подручные средства. Однако постепенно объемы нефтедобычи стали увеличиваться, и проблема транспортировки и хранения встала довольно остро. Тогда самой распространенной тарой стали деревянные бочки самых разных калибров.

Так как продавали нефть также бочкам, то отсутствие стандартной тары существенно усложняло процесс делопроизводства и порождало споры между продавцами и покупателями.

В 1866 году в городе Титусвилль в Пенсильвании (именно тут в 1859 году пробурил свою первую скважину полковник Эдвин Л. Дрейк) состоялось собрание нефтепромышленников, одним из вопросом которого стало установление единой меры для поставок нефти. Долго думать не пришлось, и в качестве стандарта была принята 42-х галлонная бочка, с успехом использовавшаяся для перевозок и хранения рыбы, вина, китового жира, масла и пр. Таким образом и появился знаменитый нефтяной баррель ("barrel" - бочка, англ.), плотно укрепившийся в качестве объемной единицы измерения в мировой нефтяной промышленности.

Официальное одобрение в качестве стандарта баррель нефти получил в 1872 году от Американской ассоциацией производителей нефти, а в 1882 году - от Американской геологической службы.

Аббревиатура

Для нефтяного барреля принято официальное сокращение "bbl", что довольно странно, так как в английском слове barrel только одна "b" и логичнее было бы использовать сокращение "bl". Этот факт вызывает множество предположений, относительно происхождения аббревиатуры.

Существует легенда, согласно которой bbl - сокращение словосочетания "blue barrel" (голубой баррель) - именно в такой цвет красила свои бочки с нефтью Standard Oil. В свое время компания занимала лидирующие позиции в отрасли, и потребители привыкли ассоциировать бочку голубого цвета с нефтью.

Однако приведенная легенда не более чем совпадение: аббревиатура bbl начала встречаться в документах, датированных еще восемнадцатым веком - задолго до формирования нефтяной промышленности и тем более до создания Standard Oil.

По другой теории bbl стали применять для обозначения множественного числа от bl. Данная версия также кажется маловероятной, так как логичне было бы использовать сокращение bls.

Наиболее же правдоподомным предположением выглядит введение bbl, чтобы отличать баррели от тюков. В англйском языке тюк - bale, и соответсвенно имеет сокращение bl.

Официальной версии объясняющей это странное обозначение барреля нефти не существует. Нужно принять это как данность:

1 bbl = 1 нефтяной баррель

Нефть на сегодняшний день является главным ресурсом на планете. Вся мировая экономика зависит от стоимости этого сырья. Редкий выпуск новостей обходится без указания текущей цены на нефть. При этом стоимость указывается в расчете на один баррель.
Однако далеко не все люди знают, что такое «баррель» и сколько баррелей приходится на одну тонну нефти.

Баррель

Во-первых, стоит указать, откуда возникло само слово «Баррель». Этимология этого слова объясняет и его значения. С английского языка «barrel» переводится как «бочка». Соответственно, когда речь идет об этой единице измерения при учете нефти подразумевается одна бочка черного золота.
Во-вторых, следует знать, какое количество продуктов включает одна бочка. Так как плотность нефти может различаться в зависимости от места и условий ее добычи, то один баррель может содержать разную массу сырья. Однако объем всегда остается неизменным. Один баррель - это 159 литров нефти или 0,159 кубических метров.

Тонна нефти

Тонна - это единица массового измерения. Чтобы определить, сколько баррелей в тонне нефти необходимо знать удельную плотность конкретной марки сырья. Этот показатель колеблется в пределах от 750 до 900 килограмм на кубический метр.
Так для марки Urals (доминирующая экспортная российская марка) справедливо соотношение 7.3 барреля на одну тонну нефти. Плотность этой нефти составляет 871 килограмм на кубический метр.
Проверим это утверждение, сделав соответствующие расчеты:
1 баррель нефти Urals содержит:
m= ?· V
0,159 · 871 = 138, 5 килограмм.
1 тонна = 1 000 килограмм
1000:138,5 = 7,28 барреля
Расчеты подтвердили официальные данные. Воспользовавшись этими формулами можно рассчитать количество барреля для любой марки нефти, зная ее плотность.

Приобретение собственного автомобиля не является роскошью. А вот обслужить его и заправить в наше время действительно дорого. Согласитесь, что каждый раз, когда вы подъезжаете к колонке заправки, и стоимость топлива превышает вчерашнюю цифру, ваше удивление чрезмерно. Так вот, такого шока легко можно избежать. Ведь истинному автолюбителю просто необходимо разобраться, сколько бензина получается из 1 литра сырой нефти.

Виды российской нефти

Перед тем, как разобраться в том, сколько бензина получается из 1 литра сырой нефти, давайте рассмотрим, какой бывает сама нефть.

В России добывается:

  • Urals. Данный вид является смесью всей нефти, которая разрабатывается у нас. Это вещество поставляется на экспорт по нефтепроводу «Транснефть». Основу нефти составляем западносибирское и высокосернистое вещество. Плотность Urals составляет от 860 до 871 килограмм на кубометр. Содержание серы тут от 1,2 до 1,3 процента. В одной тонне данного вещества содержится 7,28 баррелей нефти;
  • Rebco. Данная марка экспортируется на торговую биржу в Нью–Йорке;
  • Siberian Light. Этот тип представляет собой легкую российскую нефть. Она добывается в Ханты-Мансийске. Как самостоятельный сорт продается только малая часть данного вещества. Его плотность составляет от 845 до 850 килограмм на кубометр. Серы тут содержится 0,57%;
  • Sokol. Этот вид нефти переводится по проводу Де-Кастри и добывается на скважине «Сахалин — 1». Серы тут 0,23%, а плотность вещества составляет 37,7 градусов;
  • Vityaz. Этот тип нефти сахалинский. Он добывается на скважине «Сахалин — 2». Тут в 2010 году был поставлен рекорд по добыче. Один оператор поднял 6,1 миллионов тонн нефти, что эквивалентно 47 миллионам баррелей. Ее купили Южная Корея, Япония, Китай и Тайвань;
  • ESPO. Данная марка является восточносибирской. Она поставляется в страны Тихого океана. Ее стоиомсть привязывается к Эмиратской нефти. Допустим, два года назад, она стоила 4,4 доллара за баррель. Сейчас ее цена несколько упала. Данный сорт конкурирует с нефтью, добываемой на Аляске. Плотность данного вещества составляет 34,8 градусов, а серы тут 0,62%. В тонне нефти есть 7,32 барреля.

Не добываются, но поставляются в Россию:

  • Brent. Данный тип нефти добывается в Северном море. Ее стоимость является ценообразователем для 40% всех мировых сортов данного вещества. Открыто месторождение в 1970 году. Он является малосернистым веществом. Его плотность составляет 825 – 828 килограмм на кубометр. Серы тут содержится 0,37%. Из одной тонны нефти делается 7,59 баррелей;
  • West Texas Intermediate. Этот вид является эталонным. Из него в основном делают бензин, именно поэтому на него такой огромный спрос. Добывают его в Техасе в Америке. Плотность нефти составляет 39,6 градусов, а серы в нем 0,24%.

1 баррель нефти — сколько литров бензина

В покупке и изготовлении нефти разобраться очень сложно. Ведь система ее переработки очень запутанная. Тут необходимо учитывать котировки, транспортировки и изготовление черного золота, которое для каждой страны разное. На самом деле, мировые экспортеры сошлись на мнении, что о себестоимости нефти потребитель не должен иметь ни малейшего понятия.

На самом деле, себестоимость добычи в России составляет примерно 8 долларов за баррель. Кстати, по мировым меркам это достаточно дорого. Значение для остальных стран мы приведем немного ниже. У них стоимость биржевая.
Теплопроводная способность нефти составляет примерно 10000 ккал на килограмм.

Объем баррели ровняется 158,9873 литра, то есть, 160 литров. При этом, энергонасыщенность бензина составляет также 10000 ккал на килограмм.
Если высчитать правильно, то бензин, который получается из 1 литра нефти, составляет примерно от 15 до 80%, исходя из вида черного золота. То, что остается, также идет на продажу. Поэтому, хоть из литра нефти не получается литр бензина, но предприятия не работают себе в убыток.

Стоимость транспортировки и, собственно, переработки, составляет примерно 0,25 долларов. То есть, себестоимость автомобильного топлива ровняется 0,25 долларам. Но, и эта оценка очень завышена.

Получаемый бензин из 1 литра нефти зависит только от качества и характеристик самого черного золота. Также, важна степень переработки вещества. В России в текущем году получили 14,3% топлива. В то же время, в Европе добыли 25%, а в Америке – 46%.

А теперь, как и обещали, таблица, в которой приведена себестоимость добычи нефти для других стран, кроме России.

Теперь вы знаете, с 1 баррель нефти — сколько литров бензина получается. Поэтому, мы решили рассмотреть, где в России добывают нефть. Конечно, тут мы опишем только крупнейшие предприятия с объемом производства свыше трех миллионов тонн.

Лидером уже долгие годы является округ Ханты-Мансийска и республика Татарстан. Тут добывается около 65% всей нефти. Мало того, только в Ханты-Мансийске разрабатывается примерно половина всего черного золота. Конечно, было такое время, когда и их динамика была отрицательной. Речь идет о 2011 – 2012 годах.

Но, прирост за последние несколько лет является достаточно положительным. Именно тогда в Иркутске, Красноярске и Якутии начали разрабатывать новые месторождения. Также, в 2011 году на 36,4% выросла добыча в Восточной Сибири. И в то – же время открыли новое экспортное направление Сибирь – Тихий океан.

По темпам роста добычи черного золота в текущем году лидирует Иркутский округ. Тут добывают около 6,3 миллиона тонн. Далее, нефть неплохо разрабатывают в Якутии. Цифра составляет 5,6 миллиона тонн. Ну, и стоит упомянуть о Тюменской области. Тут добывают миллион тонн нефти в год.

Самый плохой результат показывает Ненецкий Автономный Округ. Добыча нефти в данном регионе снизилась на 23%. То есть, на 4,1 миллионов тонн.

Если вы немного интересуетесь новостями мировой экономики, то могли бы заметить, что за последний год стоимость барреля нефти снизилась со 120 долларов до 50. Но, при этом, бензин на заправках подорожал чуть – ли не вдвое. Если следовать логике, то его стоимость должна опуститься. А вот и нет.

Подводя итоги прошлого года, оказалось, что цена нефти снизилась на 35%. А вот стоимость бензина поднялась на 10%. Получается так, что выросла только розничная цена. Для оптовиков она немного упала. Оказывается, что готовый товар совсем не зависит от нефти. На его стоимость влияют совершенно другие факторы.
В бензиновую цену заложено 30% стоимости нефти.

Вторым компонентом является акциз на топливо. Его устанавливает государство, и он идет в государственную казну. На данный момент акциз составляет 28% от начальной стоимости. В 2013 году он был зафиксирован в районе 10,1% тысячи рублей за тонну. В конце 2014 года он составлял 11,1 тысячу рублей за тонну. Сейчас акциз целых 13,3 тысячи за тонну.

Далее, прибавьте к этим цифрам стоимость транспортировки сырья. Из оставшихся 42% процентов, более 35% составляет именно перевозка. Доставка и реализация конечного продукта стоит очень и очень немало. Перевозится нефть в основном по железной дороге. В конце прошлого года транспортировка подорожала до 13,4%. А сейчас она составляет 14,4%. Транспортировка нефти по трубопроводам также поднялась в стоимости на 7,5%.

Ну, и свою немалую роль сыграла девальвация рубля. Хотя в эквиваленте нашей валюты стоимость изменилась на 15%, но на мировом рынке она упала больше, чем в половину.

Таким образом, можем сделать вывод, что в России нефть практически не подорожала. Наоборот, она подешевела. А вот повышение акциза и поднятие стоимости на транспортные услуги убрали эффект от падения нефти. Поэтому, по ближайшим прогнозам, бензин будет дорожать, пока рубль будет падать.


Нефтяной баррель, если верить статистике поисковых систем, с первого квартала 2014 года стал одним из самых популярных запросов. Падающая в течение вот уже двух лет цена на сырую нефть различных марок (Urals, Brent, WTI, Dubai Crude) объявила всему миру о том, что финансовый кризис, о котором столько говорилось ранее и продолжает говориться сегодня, начал свой ход совершенно по-новому. Мы все с вами помним, что подобный обвал нефтяных котировок на бирже был зафиксирован в 2008 году, однако тогда цены быстро нащупали "дно" и перешли в уверенный рост. Сегодня же картина такова, что даже самые позитивно настроенные аналитики называют сроком перехода цен в рост - ближайшие 5-7 лет. Мы в своей статье решили разобраться - почему падение общемировое цен на нефть негативно отражается на стоимости бензина? Сколько же бензина получается из 1 барреля так сильно подешевевшей нефти? Почему в России внутренний рынок не насыщается дешевым автомобильным топливом? Давайте обо всем по-порядку.

Сколько бензина получается из 1 барреля нефти

Начиная подсчеты важно помнить, что в 1 нефтяном барреле 158,988 литров объема. Если немного усреднить - в 1 тонне 7.3 барреля. В процессе перегона нефти и прохождения всех процессов по "превращению" её в топливо и продукты, "употребляемые" автомобилями, дизельной техникой и самоходными машинами, объем (за счет дополнительных присадок и химических реагентов) увеличивается примерно на 9 литров. В среднем из 1 барреля сырой нефти выходит:

- 102 литра бензина различного октанового числа (конкретики не будет, все зависит от перегонного процесса),
- 30 литров дизельного топлива различных марок,
- 25 литров сверхчистого авиационного керосина ,
- 7 литров мазута ,
- 1 литр моторного масла

Данный расчет брался согласно статистике, публикуемой российскими нефтеперегонными заводами. Если учесть, что процесс перегона сырой нефти в разных странах отличается малозначительно, можно взять эти данные за основу, заключив главное - на сегодняшний день стоимость 1 литра бензина при цене барреля в $30.34 и курсе 79.82 рубля за 1 доллар США в идеале должна составлять 23.81 рубль за литр (высчитывается стоимость барреля в рублях и делится на количество литров - 102). Повторимся - это цена, взятая без учета затрат на добычу, транспортировку, перегонные процессы и доставку бензина на точки реализации. Нынешняя же картина цен на бензин такова: 1 литр наиболее распространенного АИ 95 составляет от 33.41 до 39.79 рублей за 1 литр (данные по Москве и московской области).

Теперь давайте вспомним, что российскую экономику часто называют сырьевой. Что это значит? Львиная доля поступлений в бюджет страны складывается из собранных пошлин и акцизов за экспортируемые нашей страной добытые полезные ископаемые и нефть с газом в списке на первых позициях. Это сырье, из которого в дальнейшем получаются вышеуказанные продукты переработки. Для насыщения внутреннего рынка оставляется определенное число углеводородов, которые отправляются на нефтеперерабатывающие предприятия с дальнейшей реализацией внутри страны. При этом стоит отметить, что у любого полезного ископаемого существует себестоимость добычи. В среднем себестоимость 1 добытого барреля нефти обходится российской нефтяной компании в 50 долларов.

Если не проводить расчетов на тему того - сколько в итоге в совокупности стоят продукты переработки барреля нефти, можно заключить, что 102 литра бензина в России на сегодняшний день стоят (36,6 *102 = 3 733). То есть добытый при себестоимости в 50 долларов 1 баррель российской нефти, продаваемый сегодня на бирже в среднем за 30 долларов в переработанном состоянии в России стоит 3 733 рубля. При курсе доллара в 79.82 рубля за 1 доллар данная цена более чем оправдана.

Объяснять - почему российские компании (как и все остальные в мире) сегодня работают в убыток, скорее всего не нужно. Ровно как и добавлять, что у любого нефтедобывающего оборудования есть свой срок службы и в дальнейшем его потребуется менять на новое, модернизировать линии добычи и переработки. Повышение цен на бензин в России сегодня - реальность, с которой мы обязаны мириться и не потому, что так хотят нефтемагнаты, а потому что об этом твердит суровая реальность. Для последующего насыщения рынка придется резервировать средства, модернизация производства должна быть и она будет, добыча прекращаться не должна до тех пор, пока человечество не найдет альтернативных способов выработки энергии, при которых нефть и другие полезные ископаемые будут не так нужны.

Сколько бензина получается из 1 тонны российской нефти

Как мы уже писали выше - в 1 тонне 7.3 барреля нефти. Путем простых подсчетов получаем, что 744,6 литра в средней получается после переработки 1 тонны российской нефти. Далее можете самостоятельно произвести подсчеты по уже отработанной формуле получения стоимости.