02.07.2019

Альберт Уотсон: «Я не знаю, что значит смотреть на мир двумя глазами. — Какое в общем впечатление он на вас произвел


Альберт Уотсон(Albert Watson) — легенда благодаря своей портретной съемке. Он использует свет смело и интуитивно, а создаваемые им формы составляют суть его привычных культовых снимков. Для этой съемки он выбрал Сергея Полунина, знаменитого танцора. Для подготовки сцены и захвата света, который сформирует окончательные снимки, использовалось оборудование

Мечтатель и танцор

Альберт Уотсон и Сергей Полунин оба являются профессионалами своего дела. Благодаря этому получилась фотосессия, настолько же напряженная, насколько вдохновляющая и наполненная творческой энергией. В тот день на съемках на Манхэттене произошла магия.

За проницательностью Альберта и его утонченной игрой со светом стоит большой опыт, благодаря которому его снимки становятся высоким искусством. Он превращает отличные изображения в художественное событие.

Имидж Сергея Полунина как плохого парня привносит провокационность и волнение в классические танцы, а его яркий стиль превращает балет в современное искусство. Столкновение романтики и риска, которое он воплощает — это идеальный материал для одного из портретов Альберта.

Подготовка сцены

« Иногда к финальному снимку не ведет прямая дорога. Вы не знаете результат до самого конца. Это загадка».

Перед съемкой Альберт изучал искусство Микеланджело и Караваджо. В полученных снимках прослеживается их влияние в современной интерпретации. Сергей думал, что они походили на современные скульптуры. Проще говоря, «Вы хотите быть на этом снимке».

Для создания своих культовых фото Альберт тщательно подготавливает сцену и проверяет, что подобрал правильных людей и оборудование.

Он работает с лучшими профессионалами в отрасли и тщательно отбирал стилистов, парикмахеров и визажистов, а также собственных помощников, с которыми он работал в течение нескольких лет. Знание этой команды и связь с ней — ключевой фактор хорошей съемки.

И вот в дело вступает свет.

Свет имеет решающее значение для фотографий Альберта. Он всегда подбирает подходящие источники света и оборудование. Правильное оборудование превращает свет в знаковые образы, благодаря которым он известен.

Для этой фотосессии он купил несколько вспышек , которые помогут создать финальный образ. В течение сорока лет Альберт пользуется продукцией Profoto. Он ни разу не изменял бренду, потому что любит надежность и качество.

Общение

Съемка отличного портрета — это не просто дело техники, но продуманный путь для фотографа и его объекта съемки. Альберт рассказывает: «Нужно строить отношения таким образом, чтобы человек наслаждался процессом».

Талант Альберта общаться с людьми — это часть его гения как портретного фотографа. Он считает, что« лучший талант фотографа — это понимание имиджа». Если понять необычность имиджа, то вы сделаете снимок, который хотели.

Съемка

Сергей принес движение на съемочную площадку. Альберту нужно было запечатлеть его в нужный момент с помощью правильного реквизита и правильного света. Помогло то, что« Сергей — замечательный танцор», — подтвердил Альберт, «который способен чуть-чуть менять положение тела для каждого снимка».

Съемка танцев завязана на времени, и танцор выглядит лучше всего, когда он останавливается на долю секунды в момент кульминации прыжка. Если вы поймаете этот момент, то получите максимальную энергетику и самое четкое изображение.

Для этой фотосессии Альберт работает с тремя вспышками Profoto Pro-10, чтобы Сергей замер в движении. Уникальная скорость и мощь Pro-10 позволили Альберту поймать этот момент в верхней точке прыжка — он называет это« портрет в движении».

Альберт отмечает, что он смотрит на жизнь через прямоугольник видоискателя. Он создает свои снимки в рамках этого прямоугольника, от концепции до окончательной композиции. Он с точностью оттачивает геометрию и графику снимка, взгляд, задник и углы.

Чтобы получить идеальный снимок, Альберт экспериментировал с различными задниками и тканями, чтобы получить правильный эффект. Он начал с белого холста на фоне, но после пары снимков понял, что это не подходит для него, и сменил фон на черный. Он заменил узорчатую ткань на простой черный шифон. Изначально Сергей закручивался в ткань, а не прыгал сквозь нее. Это отлично подходило для видео, но было слишком быстро и сложно для снимка. Альберт попросил двух помощников взобраться на лестницы и отпустить ткань, чтобы Сергей прыгнул сквозь нее.

Благодаря Pro-10 Альберт запечатлил момент отчетливо. Отражаясь, свет отскакивает от ткани, создавая эффект движения вокруг неподвижного танцора.

Придание формы свету

Свет был центром каждого изображения с самого начала карьеры Альберта. Описывая свои отношения со светом и как он его использует, он часто произносит слово« простота». «Начните с простого, затем отправьтесь в путешествие со светом. Эксперименты — это самое главное. Сделайте свет интересным». Отойдите от вашего привычного освещения, чтобы ваше дело жило, и вы смогли посмотреть на снимок свежим взглядом.

После подготовки сцены Альберт концентрируется на свете, меняя его форму, чтобы исправить настроение и панораму. В студии Альберт играет со светом, перенося его на фото и придавая форму для достижения нужного эффекта. Он фокусируется на качестве света и начинает с простого при настройке оборудования: «Мне нравится начинать с простого света, а затем манипулировать им».

Посмотрите на фото Сергея с лавровым венком, как свет каскадом падает по лицу, даже на щеках, несмотря на наклон головы. Для этого изображения, Альберт использовал рефлекторы , чтобы получить мягкий свет и четко очертить естественные контуры лица Сергея. Он направляет один главный источник света на Сергея и дальше строит снимок на этой основе. «Важно одновременно соблюдать точность и простоту», говорит он.

Он строит свет медленно по мере работы над каждой маленькой деталью. Свет — это основа фотографии, и он передает свою силу за счет расположения рефлекторов, наклона головы Сергея и угла падения света на Сергея.

Он работает с флагами, чтобы управлять светом и формировать его, фокусируясь на зонах, которые хочет выделить, и убирая фокус с менее важных зон. Он представляет процесс создания изображения с помощью света и дает указания своим помощникам для реализации этого представления. Он говорит им, как перемещать и наклонять источники света. Он срашивает у одного из своих помощников, Эдварда Смита(Edward Smith), длинный узкий флаг, чтобы уменьшить количетсво света на лбу Сергея. Эдвард импровизирует, отрывает кусок черного картона и передает его Альберту. За счет точного расположения картона он добивается того, чего хочет: делает менее ярким свет на лбу Сергея сохраняя свет и фокус на глазах, носу и щеках.

Превращение в искусство

Альберт находит свой последний снимок. После мелкой ретуши он получает идеальное фото. В этот момент его снимок стал произведением искусства.

Волшебное завершение

Во время этой магической фотосессии удалось сделать три знаковых снимка. В документальном фильме« Танцор» бабушка Сергея рассказала, что, когда он был молод, «Он танцевал душой весь отдавался музыке». Благодаря своему таланту и навыкам работы со светом, Алберт превратил эти слова в фото.

Творческая группа

Фотограф: Альберт Уотсон
Танцор: Сергей Полунин
Стилист по костюмам: Фредди Лейба(Freddie Leiba)
Стилист-парикмахер: Томи Коно(Tomi Kono)
Визажист: Seong Hee(Сеон Хи)
Помощники: Таро Хашимура(Taro Hashimura), Edward Smith(Эдвад Смит)
Оператор цифровой съемки: Эдриен Потье(Adrien Potier)
Закулисный фотограф: Саманта Грёнблад(Samantha Grönblad)
Студия: Dune Studios

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка работ одного из самых известных фотографов конца ХХ — начала XXI века Альберта Уотсона .

Альберт Уотсон. Кейт Мосс в порванной вуали. Маракеш. 1993


Альберт Уотсон любимый фотограф многих знаменитостей, среди которых: Билл Клинтон, Мик Джаггер, Джек Николсон, Альфред Хичкок, Дэвид Линч, Джонни Депп, Би-Би Кинг, Шаде, Моника Белуччи, Ума Турман, Наоми Кэмпбелл и др. Уотсон — автор знаменитого черно-белого портрета Стива Джобса, создатель культового фотоальбома «Cyclops». В 2007 году на аукционе Christie’s в Лондоне были проданы четыре фотопортрета обнажённой Кейт Мосс на общую сумму в 362 тысячи долларов. Одну из фотографий, подписанную Альбертом Уотсоном, признали самым утонченным изображением топ-модели.
Персональные выставки Альберта Уотсона прошли в Музее современного искусства (Милан); Венском Кунстхалле; Музее фотографии Антверпена; музее «НРВ-Форум» (Дюссельдорф); Музее фотографии Стокгольма. Его снимки находятся в коллекциях Национальной портретной галереи (Лондон), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Смитсоновского института (Вашингтон), Парламента Шотландии (Эдинбург), Художественного центра Дайхторхаллен (Гамбург) и др.

Уотсон — обладатель многочисленных премий: «Грэмми» (Grammy), «Люси» (Lucie Award), трех «Энди» (International Andy Award), «Штайгер» (Steiger Award), австралийской медали Столетия (Centenary Medal), престижной награды Королевского фотографического общества Великобритании и других.
Альберт Уотсон создал сотни фотографий для рекламных кампаний: Prada, Gap, Levi’s, Revlon и Chanel, а также десятки снимков для постеров к фильмам, среди которых: «Убить Билла», «Мемуары гейши» и «Код да Винчи». Журнал Photo District News, назвал Уотсона одним из двадцати наиболее влиятельных фотографов всех времен, наряду с Ирвином Пенном и Ричардом Аведоном.
Альберт Уотсон родился в Эдинбурге в 1942 году. Учился графическому дизайну в Колледже искусств и дизайна Дункана Джорданстонского в Данди, а затем режиссуре в Королевском колледже искусств в Лондоне. В рамках учебного плана Уотсон прослушал небольшой курс фотографии, однако, с детства слепой на один глаз, Уотсон, никогда не относился к этому увлечению всерьез. До тридцати лет он работал клерком, учителем, и даже рабочим на фабрике. Несмотря на то, что первый фотоаппарат у него появился в 22 года, фотографией Уотсон занялся по-настоящему спустя почти десятилетие — после переезда в Америку.
В США, куда Уотсон отправился вместе женой, получившей место учительницы в одной из школ, будущий фотограф познакомился с художественным директором компании Max Factor, который и предложил Уотсону сделать на пробу первую фотосессию. Компания купила два снимка, из созданной Уотсоном серии. Вскоре, яркий, узнаваемый стиль фотографа привлек внимание американских и европейских глянцевых журналов: Mademoiselle, GQ и Harper’s Bazaar. В 1976-м году Альберт Уотсон сделал свою первую серию для журнала Vogue, что и послужило стартом его невероятно успешной карьеры.
Будучи знаменитым фотографом и влиятельной персоной в области современного искусства, Уотсон всячески избегает пристального внимания публики и СМИ и редко дает интервью. «Я мог бы проводить лекции для фотографов, но и они не хотят говорить о фотографии, они хотят обсуждать фотооборудование», — объясняет он.

Всемирно известный фотограф раскрыл «МК» секреты мастерства

Альберт Уотсон — одна из самых ярких звезд мировой фотографии, любимый фотограф Билла Клинтона и Дэвида Линча, признанный мэтр, чьи работы продаются на аукционах за сотни тысяч долларов, — приехал в Москву, чтобы принять участие в фестивале «Мода и стиль в фотографии». Шотландец, выставки которого с аншлагом проходят в ведущих музеях мира, не любит давать интервью, однако для «МК» он сделал исключение.

Несмотря на свою популярность, сумасшедшие гонорары и завидный список клиентов, среди которых самые известные люди — от королев и президентов до спортсменов и актеров, — Альберт Уотсон оставляет впечатление скромного человека: интеллигентные очки, черная кепка, надетая задом наперед, внимательный взгляд и спокойствие в голосе — словом, никакой звездности.

— Вы изучали графический дизайн в колледже искусства и дизайна университета Данди, затем кино и телевидение в Королевском колледже искусств в Лондоне. Фотография же была только хобби до 30 с лишком лет, но в итоге стала делом жизни. Как вы думаете, это стечение обстоятельств или судьба?

— У каждого человека в голове есть некие электрические импульсы, которые должны сложиться в определенную мозаику. Фотография стала для меня таким элементом мозаики, благодаря которой все встало на свои места. У людей есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности — по каким-то мистическим причинам или по воле судьбы. Например, у меня был один друг в школе, который хорошо схватывал языки. Он быстро выучил французский язык. Но его отец хотел, чтобы сын изучал русский. Он пошел в специальный класс по изучению русского языка и в итоге стал главой русского отделения Эдинбургского университета. Так он нашел возможность реализовать свою страсть к языкам. Я рассказал эту историю, чтобы показать, как то или иное дело может сложиться в идеальную картину. Фотография стала для меня таким делом. Хочу подчеркнуть, что фотография никогда не была хобби для меня. Я всегда к ней относился очень серьезно.


Удивительный факт: многие великие художники имели проблемы со зрением. У вас тоже так сложилось. Считаете, что это помогло вам увидеть окружающий мир иначе и достигнуть мастерства в фотоискусстве?

— Сложно ответить, потому что я родился слепым на левый глаз, я не знаю, что значит смотреть на мир двумя глазами. Мой здоровый глаз дает возможность всей визуальной информации поступать в мозг. Да, когда я смотрю вокруг, то хорошо вижу все, что справа от меня, а чтобы увидеть все, что слева, мне нужно повернуть голову. Но фотограф для работы обычно использует один глаз. Для съемки на телефон или планшет ваш нужно два глаза, а профессиональный фотограф смотрит на мир в видоискатель одним глазом. Так что не думаю, что есть какая-то разница в этом смысле между мной и фотографами, у которых оба глаза здоровые. Хотя, кто знает, возможно... Кстати, я много лет носил очки без диоптрий — это мне посоветовал врач, чтобы уберечь мой видящий глаз. Недавно только надел очки с коррекционными стеклами.


— Первым знаменитым человеком, которого вы сфотографировали, стал Альфред Хичкок — эта рождественская фотография, где он держит гуся за шею, сразу принесла вам успех. Как получилось, что вас, тогда еще совсем неизвестного фотографа, пригласили на эту съемку? Вы сами придумали композицию снимка или воплотили идею журнала?

— Я работал фотографом с 1970 по 1974 год в Лос-Анджелесе, а с 1974-го по 1976-й и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке — у меня было две студии, а в 1976-м окончательно переехал в Нью-Йорк и по сей день работаю там. Так вот, когда я работал в Лос-Анджелесе, главный редактор по западному побережью журнала Harper’s Bazaar увидела какие-то мои снимки, они ей понравились, и она посоветовала Harper’s Bazaar в Нью-Йорке пригласить меня для съемки. Не могу сказать, что тогда я сделал свои лучшие фотографии, потом было очень много снимков, которые были намного лучше. Но эта съемка дала мне уверенность. Этот снимок делался для рождественского выпуска журнала. Немногие знали, что Альфред Хичкок был большим гурманом и очень хорошо готовил, а редакторы журнала знали и предложили поговорить об этом и дать свой рецепт приготовления гуся. Предполагалось, что на фото он будет держать готового гуся на блюде. Есть английское выражение «приготовить собственного гуся», оно означает «вырыть себе яму», «попасть в беду по собственной вине». Я предложил вместо фото с подносом другую идею — где Хичкок держит ощипанного гуся за шею, а на ней рождественская ленточка, чтобы было понятно, что это праздничный гусь. Моя идея сразу понравилась — даже не пришлось делать фотографию с подносом.


— Вы всегда сами придумываете концепцию или порой следуете идее заказчика?

— Бывает по-разному: иногда я придумываю сам, иногда ее привносят люди, которых я фотографирую. Например, когда я снимал Мэрилина Мэнсона, он принес с собой много одежды. Я выбрал из нее военный шлем, потому что заметил татуировку на пупке, похожую на след от пули. Я сказал: «Такое ощущение, что вы пустили себе пулю в живот!». Он ответил: «Точно!». И мы сделали такой снимок, где он указывает на свою «рану». Я всегда близко взаимодействую с человеком, которого фотографирую. Люблю, когда в фотографии гармонично сочетаются простота и глубина. Но глубокая идея может быть обманчива. Мне, например, нравится фотограф Анни Лейбовиц, но иногда ее идеи слишком тяжеловесны. Она много всего накручивает, и за этим не видно личности человека, ее подавляют декорации, идея автора, концепт. Хотя ее фотографии очень хорошие.


— Один из ваших героев тоже считал, что во всем нужно стремиться к простоте и глубине, — я имею в виду Стива Джобса. Вы снимали его в 2006-м, когда он уже боролся с онкологией...

— Я не заметил, что он болен, и не знал о его болезни. Он был очень энергичным.


— Какое в общем впечатление он на вас произвел?

— Я снимал много актеров: Джонни Депп, Клинт Иствуд, Би-Би Кинг, Джек Николсон, Мик Джаггер, Ума Турман, Наоми Кэмпбелл… Все они очень харизматичны, они хорошо получаются, с ними работать легко. У людей из бизнеса, даже самых успешных, зачастую такой харизмы нет. А у Стива Джобса она была. От него исходила какая-то необычайная сила, мне было очень интересно с ним работать.


— Вы снимаете не только людей, но и предметы. Хорошо известны ваши снимки печатки Тутанхамона или золотого костюма Элвиса Пресли. Но я хочу спросить о фотографии шимпанзе, держащей револьвер. По-моему, это метафора ярко отражает то, что сейчас происходит в мире, вы согласны?

— Скорее в Америке. Я вообще много работал с шимпанзе — мне нравятся эти животные, из-за того что с ними легко коммуницировать. Они повторяют твои движения, жесты, мимику. Если закричать — шимпанзе тоже будет кричать. Смысл фото читается легко: я хотел показать, насколько опасно дать обезьяне ружье, а это происходит повсеместно. Но я хочу отметить, что в этом снимке важна графика и режиссура, которые я изучал еще в университете и постоянно применяю в своих работах. Во всех моих снимках есть кинематографичность, графика или сочетание и того и другого. Этот снимок (указывает на одно из фото в экспозиции) построен по законам кино: на первом плане хмурая девушка, над горизонтом нависает такая же хмурая туча, а за ее спиной автомобиль, где веселятся ее друзья. Зритель сразу думает: что случилось с этой девушкой, почему она не веселится с ними? Или на этом фото (подходит к соседнему снимку) девушка в вечернем платье стоит рядом с мотоциклом, хотя логичнее было бы, если бы рядом был лимузин. У нас опять вопрос: откуда этот диссонанс, где ее шикарное авто? В фотографии с револьвером и обезьяной меня тоже волновал контраст и смысловой, и визуальный, графический. Чтобы его достичь, я использую разную печать: серебряно-желатиновую печать, ирис-принт и т.д. Многие фотографы сейчас отправляют фото по почте, а галерея их печатает как хочет. Я всегда печатаю фотографии сам.


— Это говорит о мастерстве. Напоследок хотелось бы спросить, кого из известных в России людей вы хотели бы сфотографировать?

— Думаю, вы знаете — Владимира Путина. Хочу сказать, что я видел очень много его фотографий — в том числе забавных, на мотоцикле или топлесс, но не видел ни одной удачной.

Выставка организована при поддержке Ahmad Tea.

В Мультимедиа Арт Музее в рамках биеннале открылась выставка Альберта Уотсона - шотландского мастера, который создал известный всему миру черно-белый портрет Стива Джобса, снимки Альфреда Хичкока с гусем и Мика Джаггера в образе леопарда. Также в объектив Уотсона попадали Джонни Депп, Кейт Мосс, Дэвид Боуи, Дэвид Линч и еще тонна знаменитостей. Он делал фэшн-фотографии для журналов Vogue, GQ и Harper’s Bazaar, рекламные кадры для Prada, Levi’s, Chanel, постеры к фильмам "Убить Билла"и "Мемуары гейши". А еще Уотсон снимает пейзажи, художественные фотографии и рекламные ролики с клипами - на счету шотландца их уже более 600.

Корреспондент сайт пообщался с Альбертом и узнал, как высоко следует ценить качество печати фотографий, кого из знаменитостей снимать легче всего и как не разорваться между пейзажами, портретами и натюрмортами.

Альберт Уотсон. Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Вы снимали огромное количество знаменитостей. Как вы относитесь к тому, что другие ваши работы (пейзажи, фэшн, художественные снимки) не так широко известны?

Мне абсолютно все равно. Как-то раз фэшн-редактор Vogue, с которой я работал, мне говорит: а ты знаешь, что есть еще один фотограф по имени Альберт Уотсон? И показывает обложку Rolling Stone с моим снимком. Она очень удивилась, сказала: "Я и понятия не имела, что ты фотографируешь знаменитостей!" А я ведь с этим редактором два года работал.

Многие люди, которых я встречаю или с которыми сотрудничаю, не знают, что я делаю самые разные вещи. Однажды я снимал рекламу для компании, с которой на тот момент тоже работал уже на протяжении двух-трех лет. "Слушай, я бы хотела попросить тебя об одолжении: сможешь снять натюрморт? Мне нужно сделать фотографию флакона с духами. Я знаю, что ты не снимаешь такое, но…", - говорит мне девушка.

Я сказал, что попробую. Конечно, на самом деле я снимал тысячи бутылочек с парфюмом. Когда я сделал фотографию, она была в шоке. "Вау! Ты когда-нибудь думал о том, чтобы снимать натюрморты?", - поинтересовалась моя заказчица.

Тогда я объяснил, что если бы не снимал натюрморты, то просто не знал, как их делать. Я же не гений какой-нибудь, чтобы взять бутылочку, повертеть в руках и тут же достойно сфотографировать.

Фотогалерея


Ваши снимки живут собственной жизнью: те, кто видит сделанные вами фотографии Джобса, Хичкока или Джаггера, зачастую не знают их автора. Вам это безразлично?

Да. Мне совершенно все равно. Я встаю с утра, начинаю работать и это – все, что мне интересно. Я придаю значение другим вещам. Например, технологиям печати.

На мой взгляд, более 30 процентов успеха фотографии – качество ее финальной печати. Почему-то журналисты никогда не спрашивают об этом гигантском пласте работы. А вот когда читаешь лекцию перед пятью сотнями фотографов, они обязательно задают вопрос на эту тему. Конечно, журналисты имеют дело с миром слов. Но все же я бы хотел, чтобы они, а также и все другие зрители, обращали внимание на качество снимков.

Большинство фотографов, особенно молодых, сами не печатают фотографии. Они отсылают их на печать кому-то другому. А некоторые юные фотографы, еще только начинающие свой путь, считают, что отлично справляются с печатью сами. Это звучит смешно: чтобы хорошо печатать, нужно отлично разбираться в технической стороне этого процесса.

Я считаю, что печать очень важна. Печатая, ты можешь контролировать интенсивность снимков, их яркость, свет, контрастность.

Фотогалерея


Вам важно контролировать весь процесс - съемки до воспроизведения кадра на бумаге?

Конечно, почему бы и нет. Это как в случае с кино. Нехорошо, если режиссер снял фильм, отправил его монтажерам, а потом просто принялся за новый фильм. Что тогда дальше? Режиссер монтажа должен ему звонить и спрашивать, не хотел бы тот прийти и посмотреть финальную версию картины? А режиссер ответит, мол, ой, все нормально, мне без разницы?

Хороший кинорежиссер будет контролировать монтаж своей картины каждый день. Он будет проверять режиссера монтажа и следить за тем, что выходит из его фильма, каким он получается.

Я писал об этом в одной из своих книг. Существует "магическая линия", которая соединяет момент съемки фотографии и тот момент, когда она выходит из печати.

Как можно доверить печать кому-то со стороны? Ваш снимок может получиться чересчур темным, и человек, занимающийся профессионально только печатью, может этого не оценить, может начать что-то переделывать. А фотографу, возможно, снимок понравился бы именно таким темным. Фотограф бы сказал: "Да, снимок темный, но загадочный".

Первой знаменитостью, чью фотографию вы сделали, был Альфред Хичкок (1973 год). Как родился сюжет этого культового снимка с гусем?

Фотография была сделана для рождественского выпуска журнала Harper’s Bazaar. В то время я жил в Лос-Анджелесе, мне позвонили из Нью-Йорка и предложили сделать съемку.

Изначально планировалось сфотографировать Хичкока с подносом, на котором лежит гусь. Дело в том, что никто не знал Хичкока как большого гурмана и хорошего повара. Он даже должен был дать для рождественского номера журнала рецепт гуся, с которым его и собирались сфотографировать.

Альфред Хичкок в объективе Уотсона. Фото: сайт МАММ

Я предложил немного изменить концепцию: сделать так, чтобы Хичкок держал гуся за шею, а шее было рождественское украшение. Редакторы подумали и согласились на этот вариант.

Хичкок был со мной очень милым – а ведь я тогда был молодым фотографом, еще только начинал снимать, много нервничал. Это придало мне сил.

В общем, в тот раз концепция уже была придумана до меня, я лишь ее немного "докрутил".

Идеи для ваших фотографий чаще возникают в процессе съемки и коммуникации с героем?

Иногда концепцию придумываю я, иногда журнал, который заказывает съемку. Иногда идеи появляются в процессе обсуждения.

Мне очень нравится проговаривать мысли, потому что во время дискуссий рождаются интересные идеи.

Конечно, часто все решается в процессе общения с самим человеком, которого я снимаю. Я люблю накануне съемки звонить героям своих фотографий, чтобы поговорить буквально минуты две-три.

"Здравствуйте, я завтра буду вас фотографировать, думаю, мы можем сделать то, то и то", - вот, по сути, все, что я говорю. Забавно, что после такого короткого разговора на следующий день у человека, который заходит в студию, появляется ощущение, будто мы с ним уже немного знакомы. Для такого эффекта достаточно буквально минуты, а может, даже 30 секунд. Это первый шаг к выстраиванию контакта на площадке.

Фотогалерея


Например, если бы вчера вы позвонили мне и сказали: "Добрый вечер, как ваши дела? Увидимся завтра на интервью", сегодня мы были бы уже знакомы. Сразу завязался бы простой диалог: "Здравствуйте, мы с вами общались вчера вечером, как вы?" и так далее.

Так что я иногда стараюсь начать общение с человеком еще до того, как мы с ним оказываемся в студии.

Контакт с тем, кого я снимаю, невероятно важен.

Если концепция будущего снимка не определена журналом, что помогает вам самостоятельно ее создать - вы ищете информацию о своих героях, читаете интервью с ними, как-то формируется образ?

Мне нравится, когда концепция снимка напрямую связана с человеком, которого я снимаю. И я всегда стараюсь сделать свою работу так, чтобы не смутить героя, не доставить ему неудобств. Помещать человека в странную ситуацию, надевать на него что-то, заставлять его играть - все это будет выглядеть, конечно, красиво, на такой снимок захочется смотреть. Но если подобные действия никак не связаны с личностью того, кого я фотографирую, они не будут иметь смысла.

Впрочем, мне интересна фотография как искусство. Может, даже больше интересна, чем другим фотографам, которые снимают для журналов. Я всегда стараюсь сделать свои фотографии мощными, эмоциональными и как можно более качественными. Но это не означает, что мне хочется переодеть знаменитостей в какие-то безумные наряды или поместить их в необычную обстановку. Я предпочитаю работать напрямую с личностью.

Вы часто снимаете знаменитостей с разным реквизитом или в разных вещах. Например, Мэнсона в шлеме.

Я говорил с ним накануне съемки, и он сказал, что возьмет "чемоданчик с кусочками вещей", в котором я смогу порыться и найти что-нибудь интересное, что мне понравится. Он принес его, мы посмотрели, что там есть, померили несколько вещей. "Еще у меня есть смешная шляпа", - говорит Мэнсон. Он ее надел, мне понравилось. Вот мы и остановились на этом шлеме.

В общем, у меня было право выбора, но идея принадлежала Мэрилину. Он принес вещи, а шляпа показалась мне забавной. Мне понравилось, что он сам принес вещи, потому что они принадлежат ему. Это не я купил шляпу и надел на него.

Мэрилин Мэнсон в объективе Уотсона. Фото: albertwatson.com

Расскажите, пожалуйста, о сюрреалистической съемке Дэвида Боуи. Они сделаны не в студии, с реквизитом. Чья это была идея?

Сюрреализм был концепцией фотосессии. Так что мы изначально должны были сделать странные фотографии. Боуи, конечно, тоже нравилась эта идея. Мы сняли все за один день.

Дэвид отлично понимал, что я делаю. У нас получился отличный диалог. Он очень умный парень, Дэвид Боуи.

Фотогалерея


Я знаю, что вы несколько раз снимали Дэвида Линча.

Да, у нас было две фотосессии.

В образе Линча ведь тоже достаточно сюрреализма - как и в его фильмах. Однако фотографии, которые вы сделали, достаточно простые…

Я сделал и сюрреалистические снимки Дэвида Линча тоже. Но журнал, для которого мы снимали, их не выбрал. Так часто бывает, это нормальная практика: ты делаешь пять фотографий, журнал использует две.

Фотосессии ведь всегда инициирует какой-нибудь журнал. Я не могу просто позвонить Дэвиду Линчу и спросить, не хочет ли он в субботу вечером немного попозировать для меня в студии. И очень жаль, что не могу!

Дэвид Линч в объективе Уотсона. Фото: albertwatson.com

Вы во многих интервью повторяете, что самой сложной знаменитостью из всех, кого вы снимали, был Чак Берри, который очень грубо вел себя во время фотосессии. А с кем работать было приятней всего?

Самый легкий - Джек Николсон. Очень веселый парень, совсем как я. Еще он, как и я, без ума от женщин! Он просто помешан на них. Ему нравится, как женщины выглядят, как ходят и все такое.

Джек Николсон очень забавный, да и работать с ним было очень просто. Его можно было отснять за 5-10 минут.

Фотография Стива Джобса, которую вы сделали, стала настоящей иконой. Насколько я знаю, идею предложил сам Стив - он уже снимался в такой позе ранее. Есть ли у вас рецепт фотографии-иконы?

Мне кажется, по большей части мои фотографии сильны за счет графического дизайна, за счет графики снимков. Я изучал графдизайн в течение четырех лет.

Что касается Джобса, то он был удивительно обаятелен - скорее как актер, а не как бизнесмен. Бизнесмены обычно не такие.

Фотографии-иконы, думаю, как раз получаются за счет графики, которая мне дается легко, потому что я прекрасно знаю, как она работает. Я много тренировался во время учебы в университете.

Я даже помог дизайнеру сделать постер к московской выставке. Посмотрел на его макет и решил, что мой лучше (смеется) . На мой личный вкус, конечно - я не говорю, что мой дизайн лучше в целом. Просто мне самому больше нравится.

Я отлично знаком с российской графикой, особенно с периодом 1912-1928 годов. Тогда российская графика была очень сильной. Мне хотелось, чтобы постер к моей выставке был слегка в стиле Родченко.

Значит, если молодые фотографы спрашивают вас о главных китах фотографии, вы называете печать и графдизайн?

Нет, список, к сожалению, не такой короткий. Мне повезло, я изучал графический дизайн. Но еще я учился на режиссера. Я снял более 600 рекламных роликов для телевидения. Так что мои главные ингредиенты: режиссура, графический дизайн и основы фотографии. Микс из них вы и видите на моих снимках.

Конечно, я разбираюсь в фотографии, но я также набил руку в режиссуре и графике. Ко всему этому прибавляется внимание к печати снимков, к ее качеству, к качеству бумаги. Сегодня фотографию воспринимают как картину на экране iPad или iPnone. Но когда вы смотрите на экран, вы видите не опечаток, а пиксели, и это совершенно друга история.

Истинная красота фотографии, висящей на стене, - в ее глубине, которая, в свою очередь, определяется качеством печати. К сожалению, многие люди просто не видят разницы между качественной и некачественной печатью. Хорошо, что видят фотографы, коллекционеры, кураторы музеев.

Я работал над проектом фильма, мы собирались приступить к съемкам. Мы проделали много работы. Но, к огромному сожалению, когда проект уже можно было презентовать, случился кризис 2008 года. Все рухнуло.

Съемки фильма - дорогостоящее занятие. Мы в течение двух лет пытались найти деньги, но у нас так ничего и не вышло. Получить деньги удавалось только тем, кто снимал гарантированно успешное кино - поп-фильмы, экшн, экранизации комиксов. С серьезными проектами все обстояло иначе. К тому же, у меня как у режиссера не было ни одного другого полнометражного фильма в портфолио - это тоже усложнило поиски денег.

Хотя, думаю, у меня вышло бы отличное кино! (улыбается)

На дворе уже 2015-й - может, все еще получится?

Возможно. По крайней мере, силы у меня еще есть.

У клипа нет звука - только музыка. То есть ты не режиссируешь звук. Когда я снимаю что-то другое, том же рекламный ролик, я могу работать с актерами. А во время съемок клипа певцы просто открывают рот.

Впрочем, иногда и клипы снимать тоже было интересно. Например, я снял много видео для британской исполнительницы Шаде Аду. Еще и делал обложки для ее альбомов.

Я знаю, что вы уже были в России – в 1980-х даже делали серию снимков в Москве.

Да, я неоднократно в России – раз семь. И всегда по работе. Кстати, фотографии из Москвы, которые сейчас представлены в Мультимедиа Арт Музее, изначально не должны были войти в выставку.

На прошлой неделе, еще будучи в Нью-Йорке, я подумал, а не будет ли музею интересно представить зрителям фотографии, которые я в 1988 году снимал здесь, в Москве. Может, им понравится такая идея?

Так что я нашел снимки и отпечатал их специально для этой выставки. И подумал, что возьму их собой - вдруг куратору (Ольге Свибловой - примечание сайт) они понравятся. Конечно, она могла сказать, что предпочитает работы, сделанные в США или Англии. И в таком случае ничего страшного бы не произошло. Но все же мне очень хотелось взять снимки. И куратору они понравились! Она поместила их все на одну стену, заменив некоторые другие фотографии, которые я привез.

Кстати, я отпечатал их в таком виде, в котором они были представлены в журнале. Концепция такова: на одном снимки находятся натюрморт и персонаж, натюрморт и персонаж.

Насколько тяжело совмещать разные стороны фотографии (пейзаж, фэшн,натюрморт и так далее), не специализируясь на чем-то одном?

Нисколько не тяжело - потому что мне это нравится. Когда тебе нравится что-то делать, ты просто делаешь это и получаешь удовольствие.

Фотогалерея


Например, мой шурин - хотя это, конечно, достаточно странно - просто обожает мыть посуду после ужина. А моя сестра любит готовить. У них идеальный брак, в общем.

Он вообще все любит мыть и чистить: видели бы вы, как тщательно он полирует серебряные вилки и ножи, когда убирает их в шкаф! Другой скажет: "Ой, какой ужас, мытье посуды". А вот ему нравится. И это прекрасно.

Иногда я на протяжении трех недель снимаю людей, и потом бываю ужасно рад шансу пару недель поснимать пейзажи и недельку - натюрморты. Знаете, в течение долгого времени даже голых женщин устаешь фотографировать. Хочется разбавить. Вся моя жизнь - это разнообразие.

Анна Теплицкая