30.10.2019

Закон о специальной оценки условий труда. Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения. Последние изменения в ФЗ о специальной оценке условий труда


  • Рабочий день после отпуска
  • Рабочий день беременной женщины
  • День госслужащего
  • 1. В служебном контракте (я госслужащий) у меня написано, что у меня установлен ненормированный рабочий день.
    Сейчас меня заставляют работать в ночное время по графику. Я не согласен. Ведь ненормированный рабочий день и работа в ночное время это не одно и тоже! Прав ли я?

    1.1. Здравствуйте! Да, Вы правильно понимаете. Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
    Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
    При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 102 ТК РФ). При этом, при сменной работе не может быть ненормированного рабочего дня. Изменение режима работы возможно только после предупреждения работника об этом за 2 месяца в письменной форме (ст. 74 ТК РФ).

    2. Работаю федеральным госслужащим. (фз-79) Рабочий день был всегда с 9 до 18 часов. Сейчас объявили, что мы будем работать по следующему графику: четыре дня по 12 часов днем, затем четыре выходных, затем четыре смены подряд по 12 часов в ночное время. (Включая выходные дни) Считаю это незаконным, противоречащим ТК. Прав ли я?

    2.1. Добрый день! Разве бывают графики работы у госслужащих отличающиеся от нормальной продолжительности рабочего дня? Нонсенс.
    Следует руководствоваться в данном случае не Трудовым кодексом РФ, а ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
    Согласно ст.45 данного закона:
    1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.
    2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
    3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

    3. Я госслужащая, занимаю не руководящую должность, рабочий график официальный с 8 до 17 часов, но начальник распределяет работу так, что никто раньше 19-20 часов домой не уходит. Каждый раз предлагает выходить в выходные дни и приходится это делать. Многие не выдерживают и увольняются. За ненормированный рабочий день он как начальник получает доп отпуск, а может и еще какие-то выплаты. Как быть в такой ситуации или единственный выход - это поиск другой работы?

    3.1. Здравствуйте.
    Вы, конечно, можете посудиться со своим руководством, но проще будет уволиться.

    3.2. Если лично у Вас нет ненормированного рабочего дня, просто вставайте в 17-00 с рабочего места и идите домой:)
    Я думаю, это стимулирует начальника на лучшую организацию рабочего времени подчиненных.
    Привлечь к ответственности за не работу за пределами Вашего рабочего времени он Вас на законных основаниях не сможет.
    Незаконные дисциплинарные взыскания, если они будут, можно будет оспорить в суде.
    Естественно, возможны проблемы известного характера, но это уж Вам решать - перерабатывать бесплатно или...
    Увольняться Вы, естественно, не обязаны. Не увольняйтесь.

    4. Являюсь госслужащим, полагается отпуск 30 дней, рабочая неделя пятидневная. Собираюсь уйти в отпуск с последующим увольнением так, чтобы последним днём отпуска был первый рабочий день в 2019 году, чтобы не выходить больше на работу и просто получить трудовую. Подскажите, пожалуйста, в какой день лучше написать заявление?

    4.1. Отпуск с последующим увольнением предоставляется работнику на основании его письменного заявления. Днем увольнения в этом случае будет считаться последний день отпуска.

    Предоставление отпуска перед увольнением работнику - право, а не обязанность работодателя. Конечно, это не касается случая, когда очередной отпуск работника перед увольнением предусмотрен графиком отпусков.
    Право на отпуск работника при увольнении закреплено ст. 127 ТК РФ . Это право может быть реализовано:

    В виде предоставления отпуска с последующим увольнением;
    в виде выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
    В любом случае, все дни неиспользованных отпусков работника на момент увольнения должны быть предоставлены в «натуре» или компенсированы деньгами.

    5. Имеет ли право госслужащий при непоном рабочем дне на доп. дни за ненармированый служебный день.

    5.1. Имеет. Для дополнительных дней отпуска достаточно того, что Вы работаете на должности на который установлен ненормированный рабочий день, то есть работодатель имеет право привлекать Вас эпизодически к труду за пределами своего рабочего времени;
    Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. N 1073-6-1

    В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
    До внесения изменений в статью 101 Кодекса (до 6 октября 2006 г.) при определении ненормированного рабочего дня речь шла о возможности привлечения к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Поэтому работникам с неполным рабочим днем в соответствии с действующей на тот момент редакцией статьи 101 Кодекса года нельзя было установить ненормированный рабочий день.
    С учетом новых положений статьи 101 Кодекса, полагаем, работникам с неполным рабочим временем возможно устанавливать ненормированный рабочий день.

    6. Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Имею статус одинокой матери. Сыну исполнилось два года и я решила выйти на работу. Я являюсь госслужащим. Рабочая неделя со вторника по субботу. Детский сад в субботу не работает, возможности оставить ребенка с родственниками на этот день нет. При обращении к работодателю с просьбой неполной рабочей недели получила категорический отказ и предложение уволиться. Насколько прав мой работодатель?

    6.1. Добрый день.

    . Неполное рабочее время По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Поэтому ваш работодатель нарушает трудовое законодательство, можете обжаловать его действия в прокуратуру или трудовую инспекцию

    6.2. Здравствуйте! В данном случае
    По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.
    (часть первая в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 125-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.
    (часть вторая введена Федеральным законом от 18.06.2017 N 125-ФЗ)
    При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
    Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

    7. Если рабочий день у госслужащего объявлен ненормированным, а заработная плата равна МРОТ-это законно?

    7.1. Добрый Вам день
    ненормированный и неоплачиваемый рабочий день запрещен - нет не может быть
    С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

    Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

    (Старцева Е. Н.)

    («Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 9)

    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕНОРМИРОВАННОГО СЛУЖЕБНОГО ДНЯ

    НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

    Е. Н. СТАРЦЕВА

    Старцева Е. Н., главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Управления Минюста РФ по Свердловской области.

    Не секрет, что деятельность государственных гражданских служащих по реализации полномочий органов государственной власти нередко носит непрерывный, напряженный и ненормированный характер. Представителю нанимателя часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда необходимо привлекать государственных гражданских служащих к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Таким образом, для совершенствования практики является крайне актуальным правовой анализ норм, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

    В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе) служебное время — это время, в течение которого гражданский служащий должен исполнять свои должностные обязанности.

    Законом о госслужбе установлено, что служебное время гражданского служащего фиксируется служебным распорядком государственного органа или графиком службы. В служебном контракте в случае необходимости может быть установлен особый режим служебного времени, если он будет отличен от режима служебного времени, указанного в служебном распорядке государственного органа.

    Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю. Установление более длительной продолжительности служебного времени допускается только в случаях, предусмотренных законом.

    Как правило, для гражданских служащих устанавливается единый режим служебного времени — пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями. Руководствуясь правилами Трудового кодекса РФ, общим выходным днем является воскресенье, на основе сложившейся практики выходным днем также является и суббота. Однако возможны случаи, когда в соответствии с административным регламентом государственного органа гражданским служащим устанавливаются выходные в другие дни недели.

    В соответствии со ст. 45 Закона о госслужбе ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

    В соответствии со ст. 56 Закона о госслужбе служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Таким образом, содержание служебного распорядка должно учитывать мнение и потребности не только представителя нанимателя, но и всех государственных гражданских служащих, выражающих свою волю через выборный орган.

    В соответствии со ст. 24 Закона о госслужбе существенным условием наряду с другими условиями служебного контракта является режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от установленного служебным распорядком государственного органа). То есть если служебный распорядок содержит единые для всех гражданских служащих нормы служебного времени и времени отдыха и данные нормы распространяются на конкретного государственного гражданского служащего, то их можно не включать в служебный контракт гражданского служащего. Таким образом, при приеме на государственную гражданскую службу гражданскому служащему может быть установлен ненормированный служебный день. А также, если у представителя нанимателя возникает необходимость, он может изменить служебный распорядок и включить в него нормы о том, что в соответствии с принятым им перечнем у конкретного гражданского служащего возникает обязанность исполнять свои должностные обязанности за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Также необходимо внести изменения в служебный контракт гражданского служащего путем заключения дополнительного соглашения к служебному контракту.

    В Законе о госслужбе мы не найдем понятия ненормированного служебного дня, поэтому мы вынуждены воспользоваться аналогией норм и провести параллели с Трудовым кодексом РФ. Толкование ненормированного трудового дня дает ст. 101 Трудового кодекса РФ. Под ним надо понимать особый режим работы, в соответствии с которым гражданский служащий по распоряжению представителя нанимателя может эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

    Получается, что привлечение гражданских служащих сверх установленного окончания или начала служебного дня должно носить бессистемный характер, однако понятие «эпизодичность» определяется субъективно. Под ней можно понимать привлечение гражданского служащего к исполнению служебных обязанностей раз в три месяца, и раз в месяц, и раз в неделю, и каждые два, три дня. Между тем выполнение обязанностей сверх установленной нормы служебного времени должно быть обусловлено объективными причинами.

    Важным является недопущение возложения на гражданских служащих обязанности систематически работать за пределами служебного дня, поскольку это приведет к фактическому увеличению продолжительности служебного времени и вступит в противоречие с установленными для них гарантиями, в частности с правом на отдых.

    Специфичной чертой этого режима служебного времени является то, что в случае необходимости гражданский служащий может быть привлечен к исполнению своих должностных обязанностей как до начала служебного дня, так и после его окончания. При этом переработка сверх нормальной продолжительности служебного времени не считается сверхурочной работой, понятие которой раскрывается в ст. 99 Трудового кодекса РФ. Закон о госслужбе не содержит термина «сверхурочная работа». Согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в определенных случаях. Также имеются ситуации, когда привлечение к сверхурочной работе не требует согласия работника. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, что, без сомнения, отражает социальную направленность имеющегося ныне трудового законодательства. Существуют также и ограничения по продолжительности сверхурочной работы, которая не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Таким образом, на практике возможно существование противоречия между исполнением должностных обязанностей в условиях ненормированного служебного дня и при привлечении гражданского служащего к сверхурочной работе.

    В соответствии с Законом о госслужбе государственным гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого должна составлять не менее трех дней. Этот отпуск предоставляется независимо от того, привлекался ли гражданский служащий к работе за пределами служебного времени. Он призван компенсировать сам факт установления такого (связанного с дополнительными неудобствами) режима служебного времени.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1090 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день» определяется порядок предоставления отпуска за ненормированный служебный день. Так, данными Правилами регламентированы порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

    В случае если дополнительный отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

    При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения гражданского служащего с гражданской службы право на дополнительный отпуск реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.

    Подводя итог вышеизложенному, представляется, что для совершенствования деятельности государственных органов, их кадровых служб, для повышения правовой стабильности государственной гражданской службы необходима более детальная проработка юридических вопросов, связанных с деятельностью гражданских служащих за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

    ——————————————————————

    01 января 2014 года ознаменовалось началом действия закона № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». В этот же день закончилось существование ранее действовавшего порядка, предусматривающего аттестацию рабочих мест по условиям труда .

    Кого закон обязывает проводить специальную оценку условий труда?

    Специальная оценка условий труда в соответствии с новым законом включена в обязанность для всех работодателей, если в штатном расписании предусмотрен хотя бы один работник, с которым подписан трудовой договор. Исполнять закон обязаны все работодатели, невзирая на формы собственности. Исключением не являются и работники у которых нет постоянного рабочего места на территории работодателя, например, торговые агенты или мерчендайзеры.

    Освобождаются от соблюдения закона только индивидуальные предприниматели, если работают полностью самостоятельно и не имеют ни одного наемного работника. Не обязаны исполнять положения законодательства физические лица, заключившие договора на исполнение каких-либо работ со сторонними третьими лицами. Это положение действует только в том случае, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

    Работодатель, использующий надомный труд, если часть сотрудников или все работают удаленно от головного предприятия, не обязан проводить процедуру для подобных рабочих мест.

    Что такое специальная оценка условий труда?

    Законом специальная оценка условий труда определена, как последовательность мероприятий или процедур, направленных на выявление производственных факторов, негативно отражающихся на здоровье тех, кто там работает. Факторы могут при этом связаны непосредственно с трудовой функцией, которую сотрудник исполняет. А могут быть обоснованы общей производственной средой, в которой находится рабочее место. В трудовую функцию конкретного работника может не входить ни поднятие тяжестей, ни работа с горючими веществами. Но, если его рабочее место по причинам, обоснованным технологией производства, находится в «горячем» цеху, то такое рабочее место сложно отнести к оптимальным или допустимым.

    Оплачивать все мероприятия, связанные с в соответствии с законом обязан только работодатель. Никакие поборы с сотрудников недопустимы.

    Закон позволяет тем организациям, у которых на 01.01.2014 года была проведена аттестация рабочих по условиям труда, провести первую спецоценку через 5 календарных лет, но не позднее 31.12.2018 года.

    Предприятиям, зарегистрированным после 01.01.2014 года, законом предписано провести первоначальную оценку не позднее 31 декабря 2018 года. При этом разрешено поэтапное проведение процедуры, чтобы снизить единовременную финансовую нагрузку.

    Оценка условий труда для офисных работников

    Если рабочее место находится на территории организации или ИП-работодателя, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто специальной оценке условий труда. Это касается и тех, кто работает только в офисе за компьютерами; и тех, кто работает на производстве; и работников, относимых к обслуживающему персоналу, таких как сторожа, вахтеры, уборщики и прочее. Существует ошибочное мнение, что офисные рабочие места подлежат декларированию, т.е. организация, производящая специальную оценку, указывает в своем заключении, что на рабочих местах нет факторов, отрицательно влияющих на здоровье и все эти данные вносятся в декларацию.

    А как же поступить с освещенностью рабочей поверхности? Искусственная освещенность должна измеряться на всех рабочих местах.

    Конечно же рабочие места, подлежащие декларированию, существуют, но их ничтожно мало. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда от 07.02.14 №82н. Декларация подается работодателем, она действительна в течение 5 календарных лет. Если за этот срок условия труда на данных рабочих местах не изменятся, то срок декларации будет продлен еще на 5 лет.

    Но, данное послабление не касается случаев, о которых будет рассказано ниже, в соответствии с которыми предприятие будет обязано провести внеплановую процедуру по оценке рабочих мест.

    Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда?

    Если у предприятия или организации есть действующий документ, подтверждающий проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то в случае наличия хотя бы одного обстоятельства из нижеперечисленных, возникает необходимость в проведении внеочередной или внеплановой спецоценки.
    Перечень подобных ситуаций определен ст. 17 ФЗ-426 и включает:

    • создание нового рабочего места, которого не было на момент проведения последней специальной оценки. Для таких случаев законодатели отвели 6 календарных месяцев на прохождение всех необходимых мероприятий;
    • несчастный случай, произошедший на рабочем месте, прошедшем испытания. Сюда же включаются и случаи профессиональных заболеваний работников;
    • произошли существенные изменения в технологическом процессе; изменились материалы, комплектующие, средства труда, оборудование. Если изменения произошли в лучшую сторону, то работодатель даже при наличии затрат, будет заинтересован в проведении внеплановой специальной оценки условий труда, так как именно ее результаты будут учитываться при расчете взносов на дополнительное пенсионное обеспечение, оплачиваемое в ПФР;
    • трудовая инспекция может вынести заключение о необходимости проведения спецоценки, не дожидаясь положенных 5 лет, если поступают многочисленные жалобы на условия труда.

    Специальная оценка условий труда. Зачем ее проводить?

    Существовавший ранее порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был также обязательным для всех. Но, многие предпочитали заплатить относительно небольшой штраф, но не проводить дорогостоящую процедуру. В нынешних условиях закон не оставляет такого выбора: штраф или специальная оценка. Штраф для должностного лица с начала 2015 года составляет от 5 до 10 тыс. рублей. Организация, отказывающаяся проводить процедуры, предписанные законом, будет наказана ну сумму от 60 до 80 тыс. рублей. Подробно все штрафы и наказания по охране труда расписаны в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если предприятие, оштрафованное единожды, не примет меры по исправлению ситуации, то повторное наказание будет еще жестче. Должностное лицо на этот раз может быть внесено в список дисквалифицированных лиц на срок до 3 лет. Штраф для предприятий возрастает до 200 тыс. рублей. В зависимости от обстоятельств, деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 дней. Основанием для повторного наказания становятся ч5. Ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Предприятие, которое обязано или собирается в добровольном порядке провести специальную оценку условий труда обязано заключить договор с организацией, имеющей сертификат или лицензию на подобный вид деятельности. Проведение специальной оценки условий труда должно записано в качестве основного или дополнительного вида деятельности для данной организации. Помимо этого организация должна отвечать следующим требованиям:

    1. штатом должны быть предусмотрены 5 и более экспертов – обладателей сертификатов, разрешающих их владельцу выполнять работы, связанные со специальной оценкой условий труда;
    2. как минимум, у одного из этих экспертов должен иметься диплом о высшем медицинском образовании по направлению гигиены, будь то общая гигиена, гигиена труда, лабораторные исследования санитарно-гигиенической направленности;
    3. организация должна обладать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию;
    4. организация включена на момент проведения спецоценки в реестр компаний, имеющих право заниматься этим видом деятельности.

    Руководитель предприятия, на котором проводится спецоценка, издает приказ за своей подписью о создании комиссии. Рекомендуется, чтобы число членов было нечетным. В обязательном порядке в комиссию включается лицо, которое на предприятии отвечает за охрану труда. Законодательством предусмотрено, что в организациях с численностью сотрудников 50 человек и более в штате должна содержаться выделенная единица, отвечающая за охрану труда. Если списочная численность меньше 50 человек, то возможно совмещение должностей.

    Негласно рекомендуется привести в порядок все журналы, относящиеся к технике безопасности. Будут затребованы комиссией также штатное расписание и трудовые договора со всеми сотрудниками. Если в штатном расписании есть единицы, сокращение которых уже произошло или планируется в непосредственном будущем, то рекомендуется их вычеркнуть до начала работы комиссии. Если же предприятие планирует расширение штата в ближайшем будущем, то до начала всех процедур лучше внести все должности в штатное расписание. Это позволит избежать внеочередных спецоценок. Сделать это необходимо заранее, так как рабочие места для специальной оценки будут выбираться непосредственно из штатного расписания.

    Выбранная организация, с которой заключен договор на оказание данного вида услуг, проводит исследования на всех рабочих местах для выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. После того, как проведены все необходимые испытания и замеры, организация, выполняющая спецоценку, оформляет отчет в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н. К отчету в обязательном порядке прикладываются все протоколы измерений и отчеты экспертов. Ознакомиться с перечнем документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к отчету (п.1 ст. 15 Закона №426-ФЗ). Отчет в обязательном порядке подписывается всеми членами комиссии и визируется руководителем предприятия.

    Каждое рабочее место по результатам оценки получает присвоенный класс:

    • 1 класс – рабочее место считается абсолютно безопасной для здоровья;
    • 2 класс – условия труда на таком месте считаются допустимыми;
    • 3 класс – работа на таком рабочем месте может принести вред для здоровья;
    • 
4 класс – работа в таких условиях является опасной для жизни и здоровья.

    Классификация рабочих мест подробно расписана в ч.2 сч. 3, сч.14 Закона №426-ФЗ. При наличии на предприятии рабочих мест с 3-м или 4-м классом вредности, организация будет обязана выплачивать дополнительные взносы в ПФР в соответствии со ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 года №2012-ФЗ «О страховых взносах в ПРФ».

    Оценка произведена. Что потом?

    Каждый сотрудник предприятия в течение 30 дней с момента окончания проверки должен под роспись ознакомлен с выводами комиссии и эксперта. Если у предприятия есть официальный сайт, то в течение этого же времени результаты должны на нем размещены. Делается это в соответствии с п.6 ст.15 Закона №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

    Для предприятия проведенная оценка условий труда служит основанием для начисления дополнительных взносов в ПФР. Размер взносов определяется в соответствии с письмом ПФР от 12.02.2014 года № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». Максимальный размер дополнительного тарифа предусмотрен в размере 8%. Для рабочих мест, условия работы на которых признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф не начисляется.

    Для рабочих мест, в отношении которых вредные факторы не выявлены, составляется декларация соответствия, предоставляемая соответствующем виде и порядке в трудовую инспекцию. Срок действия такой декларации не превышает 5 лет, то есть до следующей специальной оценки условий труда.

    Закон о специальной оценке условий труда вступил в силу 1 января 2014 года. Последние изменения в него были внесены 19 июля 2018 года. В статье вы найдете его актуальную версию, а также комментарии о применении и штрафах за непроведение СОУТ.

    Читайте в нашей статье:

    Что устанавливает Федеральный закон о специальной оценке условий труда

    ФЗ о СОУТ был принят взамен приказа Минздравсоцразвития России №342н, регламентирующего аттестацию рабочих мест, чтобы привести процедуру спецоценки в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

    Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

    Закон упорядочивает процесс взаимодействия между и работодателем, работодателем и работником, устанавливает ответственность каждой стороны договора оказания услуг по проведению СОУТ и каждой стороны трудовых отношений.

    До 31 декабря 2018 года все работодатели должны выполнить свою обязанность по проведению спецоценки условий труда. Отчеты об утверждении её результатов следует подписать не позднее 31.12.2018 года.

    Не пропустите!

    В статье, подготовленной редакцией журнала , 8 основных вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за спецоценку. Ответы на них помогут сэкономить на процедуре, выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов. Узнайте, Если вы уже провели спецоценку, проверьте .

    Не позже 29-30 января 2019 года необходимо на внешнем сайте предприятия разместить сводную ведомость, подписать карты СОУТ с каждым работником, а также заполнить листы ознакомления с декларациями.

    Приказ о назначении или отмене льгот должен быть издан не позднее даты утверждения отчета – 31.12.2018 года, соответственно, фактическая отмена выплаты льгот должна произойти только через 2 месяца – 28 февраля 2019 года.

    СОУТ уже была проведена в организациях, где имеются рабочие места с вредными и опасными УТ , в том числе дающими право на досрочную страховую пенсию. Перечень таких рабочих мест указан в п.6 статьи 10 ФЗ о спецоценке условий труда.

    Закон устанавливает требования к экспертной организации и к работодателю по проведению СОУТ. В нем расписано, каким образом должна быть создана комиссия, кто должен входить в ее состав, как – самый сложный и дорогостоящий этап. Также разъясняется порядок применения результатов специальной оценки, оформления и подачи декларации условий труда.

    В заключительных положениях установлена ответственность за исполнение государственного надзора за соблюдением нормативных требований:

    • государственный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на то уполномоченным, и его теротделениями;
    • профсоюзный контроль производится инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном законодательством РФ.

    426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями

    ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года. С этого момента он четырежды проходил процедуру внесения поправок. Последние изменения произошли в июле 2018 года.

    Последние изменения в ФЗ о специальной оценке условий труда

    Поправки внесены федеральными законами:

    Изменения, вступившие в силу в 2016 году и применяемые в 2017, позволяют каждому работнику непосредственно влиять на оценку их рабочих мест, вносить письменные предложения , заявить о ВОПФ, которые оказывают влияние на здоровье. Работодатель, в свою очередь, обязан передать все письменные предложения в экспертную организацию.

    Идентификация не должна проводиться в отношении тех рабочих мест, которые включены в список 1 и список 2 ВЦСПС , дающий право на получение досрочной пенсии работающим во вредных и опасных условиях.

    Декларация соответствия СОУТ может быть признана недействительной, если при проверке ГИТ будут установлены нарушения прав работников во время проведения этой процедуры.

    Нет, не нужно. Следует внести приказом изменение в состав действующей комиссии и ввести в состав нового председателя. Оснований для проведения внеплановой процедуры нет, поскольку смена председателя комиссии не названа в числе оснований в статье 17 данного ФЗ.

    Что делать, если после СОУТ водитель пересел на новый автомобиль?

    В течение 12 месяцев с момента издания приказа о закреплении ТС за данным водителем следует провести внеплановую СОУТ. Лучше сделать это пораньше, чтобы не опоздать и не получить на штраф.

    Если в карте СОУТ указана марка ТС или при идентификации ВОПФ водитель работал на ТС другой модели, или модификацией автомобиля, с другим навесным оборудованием, другого модельного года или года выпуска ТС, другими технико-технологическими характеристиками, то нет оснований для того, чтобы не проводить внеплановую СОУТ.

    Статья 14. Классификация условий труда

    1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

    2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

    3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

    4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

    1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

    2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

    3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

    4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

    5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

    6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

    8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.