02.07.2020

Тоновая коррекция в Photoshop. Фуд фотография в технике низкий ключ Тоновая цветовая коррекция


Как часто вы бываете удивлены плохим цветом своих фотографий, получив их из печати? Вы мысленно возвращаетесь назад, и не можете вспомнить, чтобы тени были голубыми, а свет в комнате - оранжевым, когда вы фотографировали. Ваши глаза, приспосабливаясь к свету, видят его, как нейтральный, т. е. белый. Камеры и фотоаппараты фиксируют свет таким, какой он на самом деле.

Например, яркими солнечными днями тени будут казаться голубыми, а под лампой дневного света все выглядит зеленым. Такие примеры не ограничены дневным или искусственным светом, ваши старые фотографии тоже с неким отливом от времени.

Да и люди воспринимают цвет каждый по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей и
обстановки. В этом уроке вы познакомитесь со средствами и командами цветокоррекции Photoshop, позволяющими добиться наилучших результатов.

Тоновый диапазон изображения

Тоновый (динамический) диапазон изображения определяется распределением пикселов в темных, средних и светлых областях изображения (от черных пикселов до белых). Photoshop способен показывать распределение пикселов в изображении графически, в виде гистограммы. Гистограмма организована в виде отдельной палитры Histogram (Гистограмма) и показывает значения яркости пикселов и их распределение.

На гистограмме пикселы выстраиваются вдоль горизонтальной оси в зависимости от уровня яркости: от 0 (черный цвет) до 255 (белый). Для удобства описания областей гистограммы диапазон тонов делят на три части: тени (области низкой яркости, shadows), света (области высокой яркости, highlights) и средние тона (области средней яркости, midtones).
При выполнении коррекции цвета гистограмма используется как средство контроля оптимальной яркости и контрастности изображения и обязательное условие проверки действия команд для достижения необходимого результата.

Типы изображений

Прежде чем приступить к коррекции цвета, следует обратить внимание на тоновую характеристику исходного изображения. В зависимости от визуального распределения тонов изображения делятся на три типа: темные, средние по тону и светлые.

Это деление применимо не только к чернобелым картинкам, но и к цветным. Темное изображение состоит в основном из темных тонов, светлое - из светлых, а среднее по тону - из средних тонов, темных и светлых гораздо меньше, и представлены они примерно поровну.

Мы откроем три разных по характеру изображения. Гистограмма, показывающая распределение пикселов, поможет определить принадлежность изображения к тому или иному типу.
1. Вызовите палитру Histogram (Гистограмма). Эта палитра показывает тоновый диапазон. Как видите, светлых и темных тонов здесь примерно поровну, следовательно,
данное изображение является средним по тону.
2. Откройте изображение Темное.jpg. Посмотрите, как выглядит теперь палитра Histogram . В данном изображении основная часть пикселов сконцентрирована в темных тонах, поэтому изображение относиться к темным.
3. Откройте изображение Светлое.jpg. Преобладание светлых тонов позволяет отнести это изображение к типу светлых, что и подтверждается гистограммой.

Распределение пикселов в светлом изображении

Обращаю ваше внимание, что во всех изображениях присутствуют пикселы во всем диапазоне, что говорит о наличии деталей.

Команды коррекции

При работе с фотографиями с использованием команд коррекции рекомендуется выбор рабочего пространства Photography (Фотография) в правой верхней части программы. При этом максимально эффективно отображается набор палитр для данных задач.

Палитра Adjustments

Начиная с версии Adobe Photoshop CS4, вы можете использовать команды для коррекции цвета и тона в палитре Adjustments (Коррекция).При щелчке по значку в палитре выбирается соответствующая коррекция и автоматически создается корректирующий слой.

Настройки корректирующего слоя с версии CS6 находятся в палитре Properties (Свойства).

Данное разделение выполнено для удобства работы и отображения. В более ранних версиях настройки и пиктограммы вызова корректирующих слоев находились в одной палитре Adjustments (Коррекция). Коррекция с помощью палитры Adjustments (Коррекция) выполняется с созданием обратимых корректирующих слоев.

Данная палитра только добавляет корректирующие слои. Для удобства пользователя палитра Properties (Свойства) содержит список фиксированных коррекций (наборов), которые применяются для выполнения стандартных операций с изображениями.

Существуют наборы для уровней, кривых, экспозиции, цветового тона/насыщенности, баланса черного и белого, смешивания каналов и выборочной коррекции цвета. Щелчок по набору применяет соответствующую коррекцию к изображению с помощью корректирующего слоя.

Средства тоновой коррекции

Средства тоновой коррекции расположены в разделе главного меню Image | Adjustments (Изображение | Коррекция). Команда Brightness/Contrast В обычном режиме команда Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность) применяет к слою изображения пропорциональные (нелинейные) корректировки, как и другие команды тоновой коррекции.

Если установлен флажок Use Legacy (Использовать прежние), то команда Brightness/Contrast при регулировке яркости просто смещает значения всех пикселов выше или ниже. Не рекомендуется применять команду Brightness/Contrast к фотографиям в режиме Use Legacy (Использовать прежние), т. к. это может привести к отсечению или потере деталей изображения в самых светлых или темных областях (однако эта корректировка может быть полезна для редактирования масок или научных изображений).

Примечание Флажок Use Legacy автоматически устанавливается при редактировании кор ректирующих слоев Brightness/Contrast, созданных в предыдущих версиях Photoshop.
1. Вызовите команду Image | Adjustments | Brightness/Contrast (Изображение | Коррекция | Яркость/Контрастность).
2. Перемещение ползунка Brightness (Яркость) на положительные значения одновременно повышает уровень яркости всех пикселов. Установите значение Brightness равным 24.
3. Перемещение ползунка Contrast (Контрастность) на положительные значения на гистограмме отображается растяжкой графика по всему тоновому диапазону. Установите значение Contrast равным 16.


Во всех диалоговых окнах коррекции существует опция Preview (Просмотр), позволяющая оценить результат действия команды. Команда Levels Эта команда служит для регулировки тонового диапазона; может применяться ко всему изображению или к выделенному фрагменту. Вызывается быстрыми клавишами + . Также команда Levels (Уровни) позволяет настраивать гамму.

Гамма - это контраст средних тонов изображения. Причем на светлые и темные тона такая регулировка существенно не влияет. Возможности, предоставляемые этой командой, достаточно широки. Мы рассмотрим основные из них. Настройка тонового диапазона изображения ползунками окна Levels
Большинство отсканированных изображений требует выправления их тонового баланса - только после этого можно переходить к цветокоррекции. Отрегулируем тоновый диапазон документа, используя средства диалогового окна Levels.
1. Вызовите команду Image | Adjustments | Levels + .
2. Открылось диалоговое окно Levels, содержащее гистограмму активного изображения и ползунки для настройки его тонового баланса. Нас интересуют ползунки-треугольники прямо под гистограммой. Белый треугольник воздействует на светлые области изображения (свет), серый - на средние тона, а черный - на темные (тени).


Заметьте: между черным треугольником в левом конце гистограммы и самыми первыми темными пикселами изображения остается пустое пространство. Теперь взгляните на белый полюс в правом конце гистограммы: здесь самые светлые пикселы не доходят до конца шкалы, между ними и белым треугольником также остается пустое место.

Когда пикселы изображения начинаются и заканчиваются, не доходя до краев шкалы, где находятся ползунки, показывающие предельные значения, такое изображение из-за недостатка контраста в свете и тенях выглядит бледноватым (как вид через пыльное окно).

Это справедливо для большинства изображений, получаемых после сканирования. Поэтому в качестве первого шага требуется переопределить в них черную и белую точки и настроить гамму.
3. Переместите черный ползунок вправо до точки, от которой берут начало пикселы на гистограмме, а белый - влево, совместив его с точкой, где кончаются последние пикселы изображения.
4. Переместите ползунок гаммы вправо, чтобы слегка осветлить средние тона. Значение гаммы должно составлять примерно 0,8 но, поскольку яркость мониторов у всехразлична, эта величина может быть другой.
5. Щелкнув по кнопке OK, подтвердите внесенные изменения. Пикселы перераспределятся по всему диапазону от черного к белому и распространяются по всей шкале. Нажимая комбинацию клавиш + , присмотритесь к изображению и отметьте разницу до и после настройки. Эту процедуру рекомендуется выполнять в качестве первого шага при обработке отсканированных изображений.
Во всех окнах коррекции возможен сброс действий. Нажмите клавишу , и вы увидите, как кнопка Cancel превратилась в Reset (Сброс).

Установка черной и белой точек вручную

Регулировка светов и теней осуществляется многими способами. Мы рассмотрели настройку ползунков-регуляторов. Однако иногда возникает необходимость более точной установки белой и черной точек, чтобы не потерять детали в осветленных и затененных областях изображения.
Чтобы с помощью гистограммы диалогового окна Levels оценить «потери», необходимо двигать ползунок-регулятор, удерживая клавишу . Установив значения для точек, вы можете быть уверены в том, что самые темные и самые светлые области напечатанного изображения будут содержать полезную информацию - детали.

Когда детали отсутствуют в самых светлых участках, краска на бумагу не попадает. Такие белые пятна бумаги в печатном изображении называют бликами. А когда деталей лишены темные участки, образуются черные пятна.
1. Снова выберите команду Image | Adjustments | Levels (Изображение | Коррекция | Уровни). Теперь гистограмма показывает новый порядок пикселов, образовавшийся после их перераспределения.

2. Вызовите команду Image | Adjustments | Levels (Изображение | Коррекция | Уровни) или нажмите комбинацию клавиш + . Двойной щелчок по пиктограмме белой пипетки в окне Levels вызывает окно выбора цвета. Обычно при печати нормального изображения значения белой точки для CMYK - (5; 3; 3; 0) (для RGB - (244; 244; 244)).
3. Двойным щелчком по пиктограмме черной пипетки в окне Levels (Уровни) зададим цвета для точки черного - CMYK (65; 53; 51; 95) (RGB (10; 10; 10)). Теперь, задав значения для черной и белой точек, мы укажем «пипеткой» самые темные и светлые участки изображения.
4. Не отменяя выделения черной «пипетки» в диалоговом окне Levels, установите курсор в темную область внизу и щелкните. Мы определили эту область как самую темную точку в изображении. Активизируйте белую «пипетку», установите ее на белую шапку в левом верхнем углу и щелкните. Теперь определена самая светлая точка в изображении.

5. Перемещая по шкале в диалоговом окне средний регулятор, подправьте средние тона (гамму).
6. Сравните, что было и что получилось.

Алгоритмы коррекции

Большим достижением Adobe является диалоговое окно (Параметры автоматической цветовой коррекции) , которое можно вызвать из окон Levels (Уровни) и Curves (Кривые) щелчком по кнопке Options (Параметры). В нем сосредоточены различные алгоритмы коррекции. Все эти алгоритмы представлены в виде отдельных команд в разделе Adjustments (Коррекция) главного меню.
Пример 1
1. В нем полностью отсутствуют света на гистограмме изображения.

2. Вызовите команду Image | Adjustments | Levels (Изображение | Коррекция | Уровни) или нажмите комбинацию клавиш + . Переместите ползунок светов влево. Изображение осветлилось, но зеленый отлив сохранился.

3. Щелчком в диалоговом окне Levels (Уровни) по кнопке Options (Параметры) вызывается диалоговое окно Auto Color Correction Options (Параметры автоматической
цветокоррекции).

Данное диалоговое окно включает четыре различных алгоритма коррекции, которые может выбрать пользователь:
Enhance Monochromatic Contrast (Улучшить монохроматический контраст);
Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам);
Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые цвета) - аналог;
(Улучшить яркость и контраст).
Enhance Brightness and Contrast (Улучшить яркость и контраст) и Enhance Monochro matic Contrast (Улучшить монохроматический контраст) отсекают значения во всех каналах одинаково. Сохраняют общее отношение между цветами, но делают светлые участки светлее, а тени - темнее. Auto Contrast (Автоконтраст). Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам) максимизирует тоновый диапазон в каждом канале, чтобы выполнить более глубокую корректировку. Так как все каналы корректируются по отдельности, данный алгоритм может убрать или создать новые цветовые оттенки.

Этот алгоритм использует команда Auto Tone (Автотон). Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые цвета) находит среди самых светлых и самых темных пикселов изображения пикселы со средними значениями и использует их для максимизации контраста с минимизацией отсечения.

Этот алгоритм использует команда Auto Color (Автоматическая настройка цвета). По умолчанию в версии CS6 установлен четвертый по счету алгоритм Enhance Brightness and Contrast (Улучшить яркость и контраст), он же вызывается щелчком по кнопке Auto (Авто) в диалоговом окне Levels.

Данный алгоритм использует исследования большинства изображений на предмет наилучшего соотношения тоновых параметров. Также вы можете включить флажок параметра Snap Neutral Midtones (Привязать
к нейтральным средним тонам), чтобы команда выполнила поиск среднего нейтрального цвета на изображении и отрегулировала значение гаммы (средних тонов), превратив этот цвет в нейтральный.
4. Для данного изображения Цветы.jpg больше подходит третий по счету алгоритм Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые цвета).


Пример 2
1. Вызовите команду Levels (Уровни), а затем щелкните по кнопке Options (Параметры). Какой алгоритм больше подходит для данного изображения? Верно, алгоритм Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам).


Пример 3
1. Старые фотографии имеют тенденцию к выцветанию, бумага становиться зеленой. Исправим за два щелчка этот дефект! В Photoshop предусмотрен алгоритм Auto Color
Correction Options (Автоматическая цветокоррекция) для устранения серой и цветной вуали с изображений.
2. Щелчком в диалоговом окне Levels по кнопке Options (Параметры) вызовите диалоговое окно Auto Color Correction Options (Параметры автоматической цветокоррекции). Выберите в данном окне алгоритм Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам). Как вы заметили, изображение несовершенно из-за присутствия зеленого отлива.
3. Используем дополнительные возможности - возьмите пипетку серого цвета (для выбора нейтрального серого цвета) и щелкните по штанам. Суперрезультат!

Пример 4
1. Вызовите команду Levels (Уровни), затем щелкните по кнопке Options (Параметры) и выберите третий алгоритм - Find Dark & Light Colors (Найти темные и светлые
цвета). Согласитесь с коррекцией алгоритма.


Коррекция алгоритмом Find Dark & Light Colors
2. Используем дополнительные возможности - возьмите пипетку серого цвета (для выбора нейтрального серого цвета) и щелкните по стене.

Команда Curves

Curves (Кривые) - наиболее совершенное средство регулировки тонового диапазона. Вызывается быстрыми клавишами + . Кроме установки белой и черной точек, команда позволяет делать тонкую настройку распределения средних тонов и других степеней яркости изображения. Мы воспользуемся диалоговым окном Curves (Кривые) для настройки теней и средних тонов изображения.
1. Вызовите команду Image | Adjustments | Curves (Изображение | Коррекция | Кривые), или нажмите + . Градационная кривая в диалоговом окне Curves (Кривые) отображает исходные и новые значения яркости пикселов изображения. Горизонтальная ось представляет текущие значения пикселов, а вертикальная - новые, скорректированные значения. Пока не внесено никаких изменений, исходные значения пикселов (входные) и новые (выходные) одинаковы, и график имеет вид прямой, пересекающий поле по диагонали.
Диагональ показывает существующее отношение между входными и выходными значениями. Ее нижняя точка представляет тени, верхняя - свет.

Полутоновая шкала под квадратным полем показывает значения яркости пикселов от черного (0) до белого (255). Чтобы увидеть, как на графике отображаются выбираемые значения яркости, переведите курсор в окно изображения, нажмите кнопку мыши и протяните. На диагонали появляется и начинает перемещаться небольшой кружок. Когда курсор находится в темной области изображения, кружок устанавливается у левого нижнего края линии, а при попадании на светлый участок кружок перемещается к верхнему концу, показывая распределение света и теней на графике.


В этом изображении требуется регулировка средних тонов и теней. Свет здесь нормальный, и трогать его не надо. Чтобы не испортить свет, его нужно изолировать с помощью установки точки на графике. В данном случае мы установим две точки.

1. Щелкните мышью на отметке в четверть тона сверху на градационной кривой (диагонали). Вы зафиксировали света.
2. Щелкните внизу диагонали. Протяните нижнюю точку вертикально вверх. Тени и средние тона изображения становятся светлее. Контрольная точка наверху защищает светлые тона от изменения.

Команда Shadow/Highlight

Довольно часто встречаются фотографии с контровым освещением, когда объект освещен сзади и лицо находится в тени. Получается, солнечный день - это задний план, а лицо не видно из-за теней. Или другая сцена - за окном светло, а на переднем плане объекты не имеют достаточного освещения. Как исправить такую ситуацию?
1. Откройте файл Цветы.jpg.
2. Выполните команду Image | Adjustments | Shadow/Highlight (Изображение | Коррекция | Тени/Света).

Создается впечатление, что в тенях появился свет, необходимый для отображения деталей объекта. В файле Цветы_коррекция.jpg - результат.

Средства цветовой коррекции

Перекрашивание изображений

Команда Hue/Saturation

Сферы действия данной команды очень обширны. Команда перекрашивает изображение целиком или отдельные цвета, используется для колоризации и получения спецэффектов и многого другого. Вызывается быстрыми клавишами + . Изменение составляющих цвета и насыщенности изображения

1. Откройте изображение Мелки.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Примените команду Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), нажав клавиши + .
3. Если в верхней части диалогового окна вы выбрали Master (Все), то перемещение ползунка Hue (Цветовой тон) будет перекрашивать все цвета изображения. Внизу вы видите две цветовые шкалы. Верхняя показывает, какие цвета были до перекрашивания, нижняя - после перекрашивания.

4. Если при выбранном значении Master вы будете изменять Saturation (Насыщенность), то будет изменяться насыщенность во всем изображении. Перетащите ползунок Saturation (Насыщенность) на позицию 100 (левое крайнее положение), и все изображение будет без цветовой компоненты (черно-белое). Верните изображение в исходное состояние.
Перекрашивание заданного диапазона цветов
Выполните следующие действия:
1. Выберите в верхнем выпадающем списке значение Reds (Красные). Мы будем влиять только на красные цвета изображения.
2. Переместите ползунок Hue (Цветовой тон) вправо до значения +89. Красные мелки перекрашиваются в зеленый цвет. Обратите внимание на шкалы перекрашивания.
На них появился фиксированный диапазон с областями спада.

Если требуемых цветов нет в списке Edit, вы можете «стартовать» с любого цвета и пипеткой (активизированной в нижней части диалогового окна) щелкнуть в изображении, указав какой цвет необходимо изменить. Дополнительные щелчки в изображении Пипеткой+ расширяют выбранный диапазон цветов. Колоризация изображения В современном дизайне зачастую многоцветные решения заменяются на одноцветные.

Мы уже рассматривали этот вопрос в теме, посвященной режимам наложения. Способов колоризации много. Один из них - использование опции Colorize (Тонирование) диалогового окна Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

Однако вы можете и сами задавать настройки колоризации, а также использовать стандартный набор, предлагаемый программой. В наборе использованы все самые востребованные наборы, например сепия (эффект старой пожелтевшей бумаги).
1. Откройте файл Sepia.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Вызовите окно команды Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).
3. В выпадающем списке Preset (Стиль) выберите Sepia (Сепия). Программа создаст заданные настройки и колоризирует ваше изображение.

Команда Replace Color
Данная команда сочетает в себе выделение с помощью цветового диапазона и раздел перекрашивания, поэтому работает не так четко, как Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).
1. Откройте изображение Розы.jpg из папки Цветовая коррекция. Предположим, хочется изменить цвет роз.
2. Вызовите команду Replace Color (Заменить цвет) .
3. Укажите базовый цвет, который хотите изменить, щелчком пипеткой (первая из трех в диалоговом окне) - учитывается только один щелчок.
4. Активизируйте Пипетку+, щелкайте по розам в изображении, расширяя базовый набор цветов. В центральной части белым цветом отображаются выделенные цвета


5. Для перекрашивания воспользуйтесь разделом Replacement (Замена) в нижней части окна, установив ползунки на позиции (–35; 15; 14) - розы станут красными. Для плавности смешивания рекомендуется использование небольших значений параметра Fuzziness (Разброс) (это растушевка краев выделенной области).

Команда Gradient Map

Данная команда перекрашивает цвета, в зависимости от уровня яркости, выбранным градиентом. Очень полезна при перекрашивании части черно-белого изображения.

1. Откройте изображение Просто текст.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Ограничьте круглым выделением часть изображения - коррекция будет распространяться только на выделенный участок.
3. Вызовите команду Image | Adjustments | Gradient Map (Изображение | Коррекция | Карта градиента).
4. В диалоговом окне команды Gradient Map (Карта градиента), используя окно редактора градиента (вызов окна осуществляется щелчком по виду градиента), установите фиолетово-белый градиент.

5. Заметьте, что черный цвет текста перекрашивается в фиолетовый цвет, а белый фон остается без изменений. Таким образом, команда накладывает градиент на цвета со-
поставимо их уровню яркости-гистограмме.

Удаление цветового отлива Команда Color Balance

Color Balance (Цветовой баланс) служит для изменения соотношения цветов, устранения цветового отлива и обеспечивает лишь общую настройку. Вызывается также комбинацией клавиш +.
1. Откройте файл Color Balance.jpg.
2. Выполните команду Image | Adjustments | Color Balance (Изображение | Коррекция | Цветовой баланс). При выполнении команды исчезает пурпурный отлив.

Команда Selective Color

Данная команда - самая популярная для коррекции цвета в выбранном диапазоне цветов. Все совершаемые действия необходимо отслеживать по цветовым координатам в палитре Info (Инфо). При необходимости желательно использовать инструмент Color Simpler (Цветовой эталон).

Данный инструмент позволяет на важных участках изображения отслеживать изменения цвета при помощи специально проставленных «считывателей».
1. Откройте изображение Selective Color.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Активизируйте палитру Info (Инфо). В верхней части находятся пипетки, показывающие текущие координаты цвета пиксела, на котором находится курсор мыши. Настройте левую пипетку на модель CMYK, правую - на модель HSB (для изменения модели отображения щелкните мышью по пипетке и выберите необходимую модель).
3. Активизируйте инструмент Color Simpler (Цветовой эталон) в инструментарии.
4. Щелкните по щеке мальчика - установится «считыватель цвета» (#1). Настройте его на модель CMYK. Максимально возможны четыре считывателя. Координаты цветов данной точки отображает палитра Info (Инфо). (Для того чтобы убрать считыватели, подведите к ним мышь и щелкните с нажатой клавишей .)
5. Таким образом, у нас есть считыватель и отображение текущей координаты.

6. Вызовите команду Image | Adjustments | Selective Color (Изображение | Коррекция | Выборочная коррекция цвета). В нижней части выберите абсолютный метод (для сильных дефектов). В верхней части окна находится выпадающий список выбора цветов, где будет осуществляться коррекция.
7. Цветовой дефект данного изображения - слишком насыщенные пурпурные щечки у мальчика. Обычно за цвет кожи отвечает раздел Reds (Красные).

8. Выбрав раздел Reds (Красные), необходимо в нем уменьшить составляющую Magenta (Пурпурный) движением ползунка влево. Вы видите, что пурпурный отлив исчез.
9. Палитра Info (Инфо) мгновенно отображает цветовые изменения в изображении. Первый считыватель (#1) показывает цифры до и после коррекции в модели CMYK - мы подавили пурпурную компоненту, о чем говорят вторые цифры (после дроби) в координатах считывателя.

Команда Photo Filter

Вам знакома такая ситуация: вы получаете из печати фотографии и видите, что цвета предметов на них совсем не те, что вы ожидали? Вы пытаетесь вспомнить тот день, когда был сделан снимок, и припоминаете, что реальные цвета действительно были иными.

Профессиональные фотографы, зная о свойстве человеческого глаза приспосабливаться к свету, используют в работе насадки на фотоаппарат - фотофильтры. Команда Photo Filter (Фотофильтр) программно заменяет их. В команде Photo Filter (Фотофильтр) предлагаются различные типы фильтров, такие как Warming (Теплый) и Cooling (Холодный).
1. Откройте изображение Белые медведи.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Вызовите команду Image | Adjustments | Photo Filter (Изображение | Коррекция | Фотофильтр). В верхней части окна в выпадающем списке фильтров выберите Cooling Filter
(LBB) (Холодный фильтр (LLB)). Заметьте, что снег стал голубого цвета.

Иногда только применение этой команды сделает необыкновенно эффектным ваше изображение.

Улучшение насыщенности изображения с помощью команды Vibrance

Команда Vibrance (Вибрация) позволяет корректировать насыщенность, чтобы уменьшить потери от приближения цветов к полному насыщению и невозможности быть выведенными на печать. Эта коррекция увеличивает насыщенность мало насыщенных цветов в большей степени по сравнению с уже насыщенными цветами. Команда Vibrance (Вибрация) также предотвращает избыточное насыщение поверхностных тонов.
1. Откройте изображение Vibrance.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Вызовите команду Image | Adjustments | Vibrance (Изображение | Коррекция | Вибрация). Диалоговое окно состоит из двух ползунков: Vibrance (Вибрация)
и Saturation (Насыщенность). Увеличение значения Vibrance (Вибрация) приведет к мягкому насыщению цвета, в то время как увеличение значения Saturation (Насыщенность) перенасытит цвет.

Подготовка черно-белых изображений

В данной теме можно рассматривать несколько возможностей, выбор которых зависит от ваших целей.
Перевод в Grayscale
В требованиях типографии для черно-белых книг - черно-белые картинки. Первое, что приходит в голову, - выполнить одноименную команду - Image | Mode | Grayscale (Изображение | Режим | Градации серого).
Эта команда хороша тем, что объем файла становится в три раза меньше. Но как результат - отсутствие цветов и иногда потеря тонов.

2. Примените команду Image | Mode | Grayscale .

Команда Desaturate

Команда Image | Adjustments | Desaturate (Изображение | Коррекция | Обесцветить) используется в работе с History Brush (Архивная кисть) в смешивании действий в палитре History (История).
Команда Channel Mixer
Команда (Изображение | Коррекция | Микширование каналов) позволяет создать черно-белый вариант, исходя из информации в цветовых каналах изображения.
1. Откройте файл Розовый куст.jpg из папки Цветовая коррекция.
2. Проанализируем содержимое каналов палитры Channels (Каналы).
3. Как видно красный канал наиболее контрастный. Примените команду Image | Adjustments | Channel Mixer (Изображение | Коррекция | Микширование каналов).

Включите опцию Monochrome (Монохромный). Photoshop по умолчанию взял доли каналов (40%; 40%; 20%) - результат тот же. Преимущество данной команды в том, что мы сами можем устанавливать доли каналов. Вспоминая, что красный канал - самый контрастный, а синий - наоборот, мы сделаем выбор по схеме (80%; 20%; 0%).

Команда Black and White

Новая команда Image | Adjustments | Black and White (Изображение | Коррекция | Черно-белое) в CS6 более расширена, чем команда Channel Mixer (Микширование каналов), что позволит вам создать собственное конвертирование, основанное на информации, содержащейся в каналах RGB-изображения, а также вы сможете контролировать данные CMYK.
Вы также можете создавать различные варианты колоризации изображения с помощью раздела Tint (Оттенок).

Существует немало средств для тоновой коррекции изображения, большинство из них собрано в меню Изображение > Коррекция. Некоторые инструменты тоновой коррекции можно найти и на панели инструментов. Коррекцию изображений (не только тоновую) можно производить с помощью корректирующих слоев. Для того, чтобы добавить к изображению такой слой, можно воспользоваться командами меню Слои > Новый корректирующий слой или командами соответствующей кнопки, расположенной в нижней части палитры слоев.

Если вы воспользуетесь инструментом с палитры слоев или из меню слоев – будет создан корректирующий слой, который можно легко удалить в случае, если коррекция вас не устроила. Это удобно, особенно если после коррекции вы выполняли еще какие-то действия с изображением. Однако, использование инструментов, которые прямо воздействуют на изображение так же довольно удобно, главное – не забывайте создавать архивные копии (командой Файл > Сохранить как) для того, чтобы в случае неудачной коррекции вы могли бы гарантированно вернуться к более раннему варианту.

Пожалуй, самый простой и понятный инструмент тоновой коррекции – это средство для настройки яркости и контрастности изображения. Найти его можно в меню Изображение > Коррекция > Яркость/Контрастность. При работе с этим средством мы настраиваем лишь два параметра изображения – Яркость и Контрастность. На рис. 3.4. вы можете видеть результат обработки слишком темного снимка этим инструментом. Мы значительно повысили яркость снимка и немного увеличили контраст.

Практически все окна средств коррекции изображений имеют флаг Просмотр. Если он установлен – изменения параметров в окнах тут же приводят к изменениям изображения. Если после правки нажать на кнопку OK – изображение будет изменено, если нажать на кнопку Отмена – оно останется в прежнем состоянии. Очень удобно, устанавливая и снимая флаг Просмотр, оценивать прежнее и новое состояние изображения.

Еще проще, чем работа со средством настройки яркости и контрастности, работа со средством для автоматической тоновой коррекции. Проще, но результат зависит от автоматического анализа изображения. Для этого достаточно воспользоваться командой меню Изображение > Автотон. Программа выполняет коррекцию автоматически, без вмешательства пользователя. Если речь идет об изображении, у которого имеются лишь незначительные тональные проблемы, эта команда позволяет добиваться неплохих результатов, однако, так бывает далеко не всегда, собственно говоря, поэтому и существует множество инструментов тоновой коррекции.

Настройка яркости и контрастности изображения

В частности, для того, чтобы осветлить или затемнить лишь отдельные участки изображения (или отдельный участок, возможно – в художественных целях), можно использовать инструменты Осветлитель и Затемнитель. Их кнопки находятся на панели инструментов. С помощью панели свойств этих инструментов можно регулировать тональный диапазон, на который они будут воздействовать (параметр Диапазон) – в частности, его можно устанавливать в значение Тени, Средние тона, Подсветка. Если на темном изображении, которое мы настраивали с помощью средства работы с яркостью и контрастностью, нам было бы нужно осветлить лишь отдельный его участок, мы могли бы воспользоваться инструментом Осветлитель, на рис. 3.5. с помощью этого инструмента осветлена фигура голубя.

Рис. 3.5. Работа с

изображением с помощью инструмента Осветлитель

Кроме того, обратите внимание на то, что в правой части экрана присутствует палитра История. Она особенно полезна в тех случаях, когда нужно быстро отменить некоторое количество изменений. Так, если мы работали с изображением с помощью инструмента Осветлитель и оказалось, что результат работы нас не устроил, мы хотели бы вернуться к исходному изображению, это можно сделать либо многократно выполняя команду Редактирование > Шаг назад, либо – щелкнув по первой записи (с миниатюрой изображения) в палитре История. В палитре История можно отменять сразу несколько шагов изменений, и, при необходимости, возвращать отмененные изменения. Нужно учитывать, что объем хранимой истории действий можно настраивать. По умолчанию он установлен в значение 20, если это значение увеличить (это можно сделать в окне, доступное по команде Редактирование > Установки > Производительность), возрастет количество операций, которые можно отменять, но возрастет и нагрузка на систему.

В деле тоновой коррекции изображений весьма полезно средство, которое можно вызвать командой Изображение > Коррекция > Уровни. Центральную часть окна средства (рис. 3.6.) занимает уже знакомая вам гистограмма распределения яркостей. Она принадлежит тусклому изображению.

Редактирование изображения с помощью средства Уровни

Список Канал служит для выбора канала изображения, который мы будем редактировать. Редактирование отдельных каналов – это задача, решаемая цветокоррекцией, а нас интересует правка изображения целиком – именно в таком режиме (в нашем случае выбраны все три канала цветовой модели RGB) инструмент работает по умолчанию.

Правое и левое поля Входные значения устанавливают входные уровни черного и белого цветов – это 0 и 255. Центральное поле определяет гамму изображения или серые тона.

Под гистограммой расположены три ползунка, которые используются для настройки уровней черного, белого и серого. Их модификация вызывает изменения в полях Входные значения и изменения изображения.

Поля Выходные значения содержат параметры выходных уровней для черного и белого цветов, а градиентная полоска под ними и пара ползунков служат для изменения этих параметров.

Для правки тусклого изображения нужно «растянуть» динамический диапазон изображения – сдвинуть ближе к центру черный и белый ползунки под гистограммой, изменив входные уровни цветов. Причем, если «холм» в центре гистограммы имеет еще более ярко выраженные края, чем у нас – ползунки надо подводить к самым «склонам» этого холма. Для улучшения изображения можно поэкспериментировать с центральным ползунком. Его сдвиг влево делает изображение светлее, вправо – темнее. На рис. 3.7. показан процесс правки изображения. С него будто «стерли пыль».

Обратите внимание на изменения, произошедшие в гистограмме яркости на палитре Гистограмма. Новая гистограмма сдвинулась влево и показывает небольшую потерю данных (пробелы в гистограмме), однако в целом изображение лишь выиграло от правки.

Теперь давайте попытаемся отредактировать с помощью этого же средства слишком темное изображение. Только теперь воспользуемся новым корректирующим слоем, добавим его к изображению командой Слои > Новый корректирующий слой > Уровни.

Процесс правки вы можете увидеть на рис. 3.8.

Рис. 3.7. Правка изображения с помощью средства Уровни

Рис. 3.8. Правка

темного изображения

Обратите внимание на то, что в палитре Слои появился новый корректирующий слой с именем Уровни 1, а настройка свойств слоя производится в палитре Свойства, которая автоматически открывается после создания нового корректирующего слоя. Состав средств настройки такого корректирующего слоя совпадает с теми средствами, которые мы описали выше.

Здесь мы оперируем, преимущественно, серым ползунком – сдвигаем его в сторону теней, для того, чтобы сильнее осветлить изображение, используем и белый ползунок.

Гистограмма распределения яркостей выглядит сильно пострадавшей, но изображение получилось неплохим.

Преимущество корректирующего слоя перед непосредственным воздействием на изображение заключается в том, что им можно гибко управлять. Например, включать и выключать его видимость (если корректирующий слой не видим, он не воздействует на изображение), что гораздо удобнее, чем пытаться, если это будет нужно, отменить коррекцию, пользуясь палитрой История.

Слишком светлое изображение можно отредактировать теми же способами, основное отличие заключается в том, что серый ползунок перемещается в другом направлении.

Как видите, средство Уровни неплохо справляется с некоторыми видами тональных проблем фотоснимков. Однако некоторые фотографии – например те, где одновременно сочетаются очень темные и очень светлые места, с его помощью править крайне сложно. Но это не значит, что такие снимки невозможно улучшить. Это можно сделать с помощью средства, которое можно открыть, выполнив команду меню Изображение > Коррекция > Тени/Света. Это средство предназначено для коррекции изображений, которые имеют очень светлые и очень темные участки. Например – темных портретов, снятых на фоне яркого неба или фотографий, где объект хорошо освещен вспышкой, а фон вышел слишком темным и так далее.

По умолчанию окно инструмента содержит лишь два ползунка, которые служат для настройки теней и светов. Но мы сразу же после выполнения команды установили флаг Дополнительные параметры для того, чтобы рассмотреть особенности настройки параметров средства Тени/ Света, рис. 3.9.

Редактирование снимка с помощью средства Тени/Света

Главная проблема снимка, который мы редактируем (исходный вариант можно увидеть на рис. 3.3.), заключается в том, что объект съемки, расположенный на переднем плане, вышел слишком темным. Так как светлые участки снимка вопросов не вызывают, нам нужно увеличить яркость темных участков (то есть – объекта съемки), не затронув при

этом светлые участки.

Рассматриваемое средство раздельно работает с темными и светлыми частями изображения, позволяет улучшать контрастность фотографий а так же – настраивать, если нужно, цвета областей, подвергшихся тоновой коррекции. Рассмотрим устройство окна программы.

Группа параметров Тени отвечает за коррекцию яркости в области теней, группа Света за коррекцию в области светов. Эти группы содержат следующие параметры.

Эффект – определяет насколько сильно будут осветлены соответствующие участки тени и затемнены участки света на изображении. Перемещение ползунка параметра вправо увеличивает яркость теней и уменьшает яркость светов.

Ширина тонового диапазона – позволяет задавать диапазон модифицируемых светов или теней. Чем этот параметр меньше – тем меньший тональный диапазон будет затронут. Например, если установить ширину тонового диапазона в группе Тени на 100% – коррекция затронет все самые темные участки изображения и часть участков средних тонов. Аналогично, установив его на 100% для светов, мы затронем все светлые участки и часть участков средних тонов. Это может привести к ухудшению качества изображения, к появлению цветовых ореолов и так далее. Данный параметр выставлен по умолчанию в 50% – эта установка подходит для большинства изображений. Однако каждое конкретное изображение может нуждаться в точной настройке ширины тонового диапазона как для светов, так и для теней. В любом случае, вы можете поэкспериментировать с этим параметром, наблюдая за эффектом, который изменения оказывают на изображения.

Радиус – устанавливает расстояние от изменяемого пикселя до других, на основании анализа информации о которых делается вывод о том, принадлежит ли этот пиксель к теням или светам. Если вас не устраивают настройки по умолчанию – поэкспериментируйте с этим параметром. Например, увеличение его для теней приводит к тому, что осветляться будет большее количество пикселей.

Группа параметров Коррекция позволяет корректировать цвета измененных участков и осуществлять настройку контраста средних тонов.

В частности, параметр Цветокоррекция позволяет изменять насыщенность цвета измененных областей – увеличение его – то есть перетаскивание ползунка вправо, делает цвета насыщеннее, а уменьшение – бледнее, приближая их вид к черно-белому изображению.

Параметр Контрастность средних тонов нужен для настройки контраста изображений. Уменьшение параметра снижает контраст, увеличение – увеличивает.

Параметры Усечение теней и Усечение светов определяют тональный диапазон цветов, которые превратятся после коррекции в абсолютно черные или абсолютно белые. Чем больше эти значения – тем выше контраст изображения, однако слишком завышать их не следует.

Как видите, перед нами мощный инструмент, который позволяет бороться со сложными тональными неприятностями изображений.

Продолжим разговор о коррекции изображений темой работы с цветом.

Билет № 16.

Для анализа тонового наполнения изображения используется палитра Гистограмма в меню Окно.

Гистограмма - график специального вида, который показывает распределение пикселов по яркости, от белого к черному. Вертикальные линии показывают количество пикселей, имеющих одинаковую яркость, от самых темных (слева) до самых светлых (справа). Если гистограмма смещена влево, это темное малоконтрастное изображение, и почти все пикселы темные. Если гистограмма смещена вправо - это светлое малоконтрастное изображение, и почти все пикселы светлые. Гистограмма с пиком в центре означает, что основная масса пикселей имеет среднюю яркость. Это значит, что рисунок недостаточно контрастен. Если изображение контрастное, гистограмма имеет пики в темной и светлой областях и низкую плотность пикселов в средних тонах. Если изображение сбалансированное, оно достаточно контрастно, пикселы распределяются по яркости более или менее равномерно. Автоматическая коррекция уровней. Желательно, чтобы гистограмма содержала полный диапазон - от темных до светлых тонов. В Photoshop есть возможность автоматической коррекции уровней: Изображение - Коррекция - Автоматическая тоновая коррекция (Shift+Ctrl+L). При этом программа сама изменяет яркость и контрастность изображения так, чтобы улучшить гистограмму. Ручная коррекция уровней. Если автоматичесая коррекция дает плохой результат, можно корректировать уровни вручную: Изображение - Коррекция - Уровни (Ctrl+L). В поле «Входные уровни» регулировка выполняется тремя движками - черным (предельный темный тон), серым (средние тона) и белым (самый светлый тон). Если сдвигать черный движок вправо, всем пикселям, расположенным слева от него, присваивается самый темный тон. Белый движок "обрезает" гистограмму справа - все пиксели справа от него становятся предельно яркими. Обычно можно отбросить таким образом "хвосты" в левой и правой частях гистограммы, если в них попадает небольшое количество пикселов, при этом качество изображения улучшается. Перемещая серый движок, можно затемнять или осветлять средние тона. Не забывайте установить флажок Предварительный просмотр - это позволяет сразу видеть, как будет изменяться изображение. Так редактируют сразу общую яркость (канал RGB). Обычно лучшие результаты получаются, если корректировать отдельно каждый из каналов: красный (R), зеленый (G) и синий (B). Для этого надо выбрать в списке «Каналы» нужную составляющую и выполнить коррекцию с помощью трех движков. Затем переходим к следующему каналу и т.д. Контраст и яркость. Настройка многих приборов, имеющих экран (телевизоров, мониторов), выполняется двумя регуляторами, которые изменяют яркость и контраст изображения. В Photoshop также есть возможность менять эти характеристики рисунка.



Автоконтраст. Автоматическая настройка контраста выполняется с помощью пункта меню Изображение - Коррекция - Автоконтраст (Alt+Shift+Ctrl+L). Ручная коррекция.

Для ручной коррекции надо вызвать окно Изображение - Коррекция - Яркость/Контраст, которое содержит два движка-регулятора. Кривые. Это изображение в целом очень темное, но светлые тона хорошо проработаны, их не надо менять. Однако надо осветлить темные и средние тона. Такую сложную корректировку удобно выполнять с помощью кривых (меню Изображение - Коррекция - Кривые, клавиши Ctrl+M). На горизонтальной оси откладывается яркость до преобразования, на вертикальной - после преобразования. В начале кривая представляет собой диагональ квадрата - яркости пикселей не изменяются. Щелчком мыши можно установить точки на кривой, которые затем перетаскиваются в нужное положение. Для удаления ненужной точки надо вытащить ее за пределы графика. Удобно сразу наблюдать вносимые изменения на гистограмме, для этого надо расположить окна так, чтобы видеть окно Гистограмма.

Если кривая в каком-то месте идет выше диагонали, эти тона осветляются, если ниже - затемняются. Крутой наклон кривой говорит о повышении контраста, пологая кривая соответствует уменьшению контраста. Например, кривая, показанная на рисунке, вносит следующие изменения: яркость и контраст светлых тонов оставлен без изменений, для этого на кривой установлена правая контрольная точка на диагонали; яркость темных и средних тонов увеличена (кривая выше диагонали); контраст темных тонов увеличен (наклон кривой больше, чем наклон диагонали); контраст средних тонов уменьшен (наклон кривой меньше, чем наклон диагонали). Так же, как и для уровней, коррекцию кривых можно делать отдельно для каждого цветового канала (красного, зеленого и синего). Свет и тени. Если изображение имеет повышенный контраст, это видно по гистограмме. В таких случаях полезно использовать команду Света и тени, которая позволяет отдельно регулировать светлые и темные области, а также контраст изображения. Автоматически устанавливаются режимы корректировки для случая съемки против света или со вспышкой. Иногда использование ручной настройки позволяет улучшить результат. Коррекция отдельных участков. Все предыдущие способы позволяли изменить яркость и контраст всего изображения целиком. Однако иногда требуется исправить только отдельные участки изображения, не затрагивая оставшуюся часть. Для этой цели используются три инструмента, которые связаны с одной кнопкой в палитре инструментов и клавишей O: Осветлитель осветляет области, через которые проходит кисть, Затемнитель затеняет области, Губка позволяет увеличивать или уменьшать насыщенность цвета. Эти инструменты используются для выделения важных объектов, повышения или понижения контраста в некоторых частях рисунка, а также для того, чтобы добавить свет или тень, направляя внимание зрителя к нужному объекту. В отличие от команды Яркость/Контрастность, их можно настроить так, чтобы воздействовать только на светлые, темные или средние тона. Для этого в выпадающем списке Диапазон на панели свойств инструмента надо выбрать нужный вариант. Например, для того, чтобы повысить контраст, надо осветлить светлые тона и затемнить темные. Второй важный параметр - Экспозиция - определяет силу воздействия инструмента на изображение. Профессионалы рекомендуют работать с экспозицией не более 10%, так чтобы вносимые изменения были плавными и результат выглядел естественно. Для осветления или затемнения используется кисть. Ее основные параметры - диаметр (в пикселях) и жесткость (от 0 до 100%) устанавливаются в специальном окне, которое появляется при нажатии на кнопку. Обычно выбирают мягкую кисть с жесткостью меньше 50%. Надо отметить, что инструменты Осветлитель и Затемнитель лучше подходят для редактирования черно-белых (полутоновых) изображений. При коррекции цветных изображений Осветлитель (при чрезмерном использовании) "вымывает" светлые цвета, делая их белыми. Напротив, Затемнитель может приводить к серым пятнам на изображении.

Цветовая и тоновая коррекция изображений

После сканирования фотографии, слайда или журнальной иллюстрации редко удается сразу же получить достаточно качественное изображение. Возникает необходимость коррекции изображения.

Начинать коррекцию изображения всегда стоит с исправления тона и только потом, если этого окажется недостаточно, переходить к исправлению цветов. Откорректированное изображение

Основы тоновой коррекции

Тона (оттенки цветов) изображения характеризуются яркостью пикселей. Эти яркости лежат в диапазоне от 0 до 255. Самому тёмному оттенку соответствует яркость 0, а самому светлому - 255. Диапазон яркостей пикселей изображения называется тоновым диапазоном

изображения Adobe Photoshop показывает распределение яркостей пикселей в виде гистограммы.

По горизонтальной оси располагаются значения яркостей: от 0 до 255, а по вертикальной - количество пикселей каждого уровня яркости. Тени - самая тёмная часть изображения с малым значением яркости. Светлые тона - самая светлая часть изображения с большим значением яркости. Между тенями и светлыми тонами находятся средние тона.

Основная задача тоновой коррекции – обеспечить правильное распределение яркостей пикселей в изображении.

Команды для тоновой коррекции находятся в подменю Изображение / Коррекция (Image / Adjustments):

· Уровни (Levels)

· Автоматическая тоновая коррекция (Auto levels)

· Кривые (Curves)

· Яркость/Контраст (Brightness/Contrast)

Яркость/Контраст

В диалоговом окне Яркость/Контраст (Brightness/Contrast) перемещение регулятора по шкале Яркость (Brightness) затемняет или осветляет изображение, а регулятор Контраст (Contrast) позволяет улучшить чёткость изображения.

Диалоговое окно Уровни, содержит гистограмму активного изображения и ряд инструментов для настройки тонового диапазона.

Коррекция тона требуется, если тоновый диапазон изображения охватывает не все значения яркости, то есть между крайними треугольниками и границами гистограммы находится пустое пространство. В таком случае необходимо «растянуть» имеющийся тоновый диапазон, как в сторону светлых тонов, так и в сторону теней.

Настроим светлые и тёмные тона с помощью треугольников - регуляторов, расположенных под гистограммой.

1. Переместите чёрный треугольник вправо до точки, от которой берут начало пиксели на гистограмме.

2. Переместите белый регулятор влево, совместив его с точкой, где расположены последние пиксели изображения.

3. Переместите средний регулятор (серые тона) вправо, если изображение темное или влево, если изображение светлое.

В правом нижнем углу диалогового окна Уровни расположены три пипетки, которые используются для захвата цвета пикселя изображения.

1. Выберите чёрную пипетку (самую левую) и щелкните на самом темном участке фотографии.

2. Выберите белую пипетку (самую правую) и укажите курсором самый светлый участок изображения.

3. Средней пипеткой укажите серый тон.

Автоматическая коррекция уровней осуществляется командой Авто Уровни.

Анализируя изображение, Adobe Photoshop находит самый светлый и самый тёмный пиксели и определяет их как белый и чёрный, а все остальные тона распределяет между ними.

Кривые - более мощный и сложный инструмент регулировки яркости-контраста.

На графике вдоль горизонтальной оси расположены исходные значения яркостей пикселей от чёрного (0) до белого (255), а по вертикальной оси - новые откорректированные.

Как изменять кривую

Щёлкните курсором-перекрестьем в центре кривой, на кривой появится контрольная точка. Нажмите левую кнопку мыши и сместите контрольную точку в нужном направлении.

Можно поставить на кривой несколько контрольных точек и с их помощью отрегулировать вид кривой и, следовательно, яркость изображения. Активная точка обозначается черным цветом, остальные - белым.

Если необходимо удалить точку – выделите ее и нажмите клавишу Delete или сместите точку за пределы поля.

Кривая дает возможность регулировки яркости определенного тона изображения. Переместите курсор на изображение, курсор примет форму пипетки. Нажмите левую клавишу мыши, и на кривой колечком будет отмечен тон, который соответствует яркости пикселя под курсором. Чтобы установить контрольную точку, удерживайте клавишу Ctrl и щелкните левой клавишей мыши.

Примеры изменения кривой

Основы коррекции цвета

Особенность цветовой коррекции состоит в том, что изменение одного цвета влечет за собой изменение других цветов изображения. Поэтому главным принципом цветовой коррекции является настройка баланса цветов, а не изменение конкретного цвета.

Взаимосвязь цветов в изображении

1. Цвета, лежащие на цветовом круге напротив друг взаимно связаны: уменьшение содержания одного цвета влечёт увеличение содержания другого цвета и наоборот. Такие цвета называются дополнительными.

На цветовом круге расположены три пары дополнительных цветов:

Зелёный (Green) и Пурпурный (Magenta)

Голубой (Cyan) и Красный (Red)

Синий (Вlие) и Жёлтый (Yellow).

2. Каждый цвет на цветовом круге определяется как сумма смежных к нему цветов:

Зеленый = Голубой + Желтый

Голубой = Зелёный + Синий

Синий = Голубой + Пурпурный

Пурпурный = Синий + Красный

Красный = Пурпурный + Желтый

Желтый = Красный + Зеленый.

Adobe Photoshop содержит несколько команд, позволяющих влиять на цветовой баланс изображений Изображение / Регулировки (Image / Adjustments):

· Цветовой баланс (Соlоr Ваlаnсе)

· Варианты (Variations)

· Тон/Насыщенность (Hue/Saturation).

Цветовой баланс

Команда Изображение / Регулировки / Цветовой баланс (Image / Adjust / Color Balance) открывает диалоговое окно Цветовой баланс.

Для изменения содержания основных цветов в изображении используются три регулятора в форме треугольников.

Диалоговое окно Цветовой баланс

Цветовой тон/Насыщенность

Диалоговое окно Тон/Насыщенность

Диалоговое окно Цветовой тон / Насыщенность содержит регулятор Тон (Hue), позволяющий переместить сразу все цветовые оттенки изображения по цветовому кругу. Угол поворота по цветовому кругу указывается в поле ввода рядом с регулятором. Например, при повороте на 60 градусов против часовой стрелки красный цвет заменится на жёлтый, жёлтый - на зелёный, зелёный - на голубой и т. д.

Регулятор Насыщенность (Saturation) изменяет насыщенность красок от очень ярких (в крайнем правом положении) до неразличимо серых (в крайнем левом положении).

Регулятор Яркость (Lightness) устанавливает яркость цветов от чёрного (в крайнем левом положении) до белого (в крайнем правом положении).

Раздел Редактирование позволяет выбрать режим изменения одного цвета или всех цветов (Мастер).

В нижней части окна находятся две радужные полосы, на которых цвета располагаются в том порядке, как они следуют по цветовому кругу. На верхней полосе представлены цвета изображения до коррекции, а на нижней - после. Одновременно с перемещением регулятора Тон происходит сдвиг нижней полосы. Насыщенность и яркость цветов нижней полосы также зависит от текущего положения регуляторов Насыщенность и Яркость. Сравнение двух полос позволяет выяснить, как изменился каждый цвет.

Тональный диапазон изображения, или тип ключа, можно увидеть на гистограмме изображения. На изображениях в низком ключе основные фрагменты сосредоточены в тенях. Фотография в высоком ключе содержит больше всего фрагментов в светлых участках, соответственно, в средних тонах детали концентрируются в изображениях в среднем ключе. На изображении с полным тональным диапазоном много пикселей во всех областях. Правильное определение тонального диапазона помогает выбрать подходящие тональные корректировки, и, что самое главное, исправить тёмную или светлую фотографию.

Чтобы открыть палитру гистограмм в Фотошопе, пройдите по вкладке главного меню Окно --> Гистограмма (Window → Histogram).

Следующие два изображения иллюстрируют эту точку зрения. Первое имеет очень ограниченный диапазон. Если навести курсор мыши на изображение, вы можете увидеть его гистограмму, тоны для этого изображения сгруппированы в середине диапазона, поэтому оно имеет тусклый и плоский вид. Второе изображение было исправлено с помощью уровней, и, как вы можете видеть из гистограммы, тональный диапазон гораздо шире, что значительно улучшает изображение.

Откроем изображение 1 в Фотошопе и попробуем поэкспериментировать над исправлением картинки с помощью инструмента Уровни. Чтобы воспользоваться данным инструментом, необходимо пройти в главное меню Изображение --> Коррекция --> Уровни (Image --> Adjustments --> Levels).

Открыв данный инструмент, мы видим, что тон сгруппированы в середине гистограммы.

Также, различные участки гистограммы различаются по высоте. Высота в любой данный момент указывает на количество пикселей на определенном уровне, поэтому в данном случае, мы видим, что есть два пика: меньший слева и больший справа. Слева указывается, что существует значительное число достаточно темно-средних тонов, а тот, что справа показывает, что существует большее количество легких полутонов. На данном этапе, тени и блики, которые мы видим на рисунке 2, полностью отсутствуют.

Так как же нам изменить образ с помощью инструмента Уровень? Самый простой способ - перемещение ползунков треугольной формы непосредственно под гистограммой. Как Вы видите, их имеется три штуки: черный слева, серый в середине и белый справа.

При перемещении ползунков вы увидите, что меняются входные значения в полях под гистограммой. Например, если вы перетащите левый ползунок, пока она не коснется левого края гистограммы (gthd[ присутствующих значений яркости) вы увидите, что значение левого входа изменилось 60-ти. Это действие вызывает перераспределение ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО диапазона яркости на всю шкалу за счёт того, что на шкале образуются регулярные пробелы.
Аналогично, если вы перетащите правый ползунок влево, пока он не коснется правого края гистограммы, то увидите, что правый вход изменил своё значение до 200. Для наглядности, изменённое положение ползунков я показал это красными стрелочками на рисунке.

Если мы теперь посмотрим на гистограмму, то увидим, что тональный диапазон был значительно увеличен:

Таким образом, с помощью несложных действий с применением фильтра "Уровни", мы добились неплохих результатов по исправлению тонового баланса изображения.