16.09.2019

«Сделано в Японии»: история основателя Sony Акио Мориты. Биография акио морита


Награды и премии: К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Будучи физиком по специальности, Морита служил офицером в японском флоте в ходе Второй мировой войны . Его семья занималась производством сакэ . В военном исследовательском комитете он познакомился с Масару Ибукой , который в то время искал молодых и талантливых инженеров для собственной компании; 7 мая 1946 года они основали «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию» (яп. 東京通信工業 То:кё: цусин ко:гё: , «Тоцуко», Tokyo Tsushin Kogyo K.K.) , предшественницу Sony , с приблизительно 20-ю сотрудниками и первоначальным капиталом в 190000 иен . Ибуке было 38 лет, в то время как Морите было 25.

В начале 1990-х Акио Морита стал известен став соавтором эссе «Япония, которая может сказать нет» с политиком Синтаро Исихарой , который выступал с критикой ведения бизнеса в США, призывал Японию принять более независимую роль в бизнесе и иностранных делах.

Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.

Оставил после себя книгу воспоминаний «Сделано в Японии».

Награды

Он был награждён Медалью Альберта Британским Королевским Обществом Искусств в ; он был первым японцем, получившим это звание. Двумя годами позже, он получил престижный Национальный Орден Почетного легиона , а в 1991 году он был награждён Орденом Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии.

Библиография

  • Акио Морита. Sony. Сделано в Японии = Made in Japan: Akio Morita and Sony. - М .: «Альпина Паблишер» , 2007. - С. 290. - ISBN 5-9614-0466-8 .

Напишите отзыв о статье "Морита, Акио"

Примечания

Отрывок, характеризующий Морита, Акио

– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.

Он стал легендой еще при жизни. У него было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен... Японский предприниматель и гениальный новатор маркетинга. Благодаря деятельности этого удивительного человека фраза «Made in Japan» стала своеобразным гарантом качества. Он внес огромный вклад в то, что Япония стала своего рода торговой маркой, признанной во всем мире. Уникальный человек, который, благодаря способностям и страстному увлечению электроникой, смог добиться выдающихся результатов в сфере бизнеса и торговли. Создатель и президент корпорации « Sony » — одной из крупнейших в мире фирм по производству электронной и вычислительной техники. Автор идей ряда неизвестных до того товаров: портативных транзисторных радиоприемников, магнитофонов и телевизоров, бытовых видеомагнитофонов и компакт-дисков. Владелец обширной торговой сети, занимающейся реализацией продукции «Сони» в 160 странах мира. Обладатель крупного состояния и недвижимости в Японии и США.

Детство

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, он был первенцем и наследником в пятнадцатом поколении одного из самых благородных и старинных семейств, изготовителей сакэ. Это был не просто семейный бизнес - вот уже триста лет семейство Морито варило сакэ, известное под маркой «Ненохимацу». Производство сакэ, напитка получаемого путем сбраживания риса, насчитывает почти две тысяч лет и вначале его делали только в императорском дворе и синтоистских храмах. В те времена рис пережёвывали и сплёвывали в ёмкости, где уже происходила ферментация (брожение) риса. Технологии производства с той поры шагнули далеко вперед, но неизменным осталось восприятие сакэ не только как напитка, но и как символа японской культуры. Занятие таким уважаемым делом позволяло семье Морита занимать почетное положение в обществе. Семейный бизнес Морита распространялся также на производство пасты «мисо» и соевого соуса. Свое привилегированное положение Акио осознавал с детства. Но кроме прав положение старшего сына накладывало и определенные обязательства — именно первенец должен был унаследовать семейное дело.

Отец Акио старался привить своему сыну понятие долга перед семьей, и, хоть был очень добр с Акио, с ранних лет учил его нести груз ответственности будущего наследника. Все летние каникулы Акио проводил в конторе отца - свободное время мальчишки с детства занимало «дело, дело и еще раз дело». А если подрастающему Акио взбредало в голову поспорить с папой по поводу своих обязанностей, ему требовалось изложить свои претензии логично и аргументировано - даже в спорах Морита - старший воспитывал своего отпрыска. Всегда напоминая Акио, что он хозяин с самого рождения, его предостерегали думать, что если он главный, то может командовать всеми вокруг. «Прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, вначале надо самому хорошо разобраться в деле», — так учила его семья. И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса? Он не желал изучать древнее мастерство и варить саке, мальчика интересовали математика и физика, а на дворе был XX век. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем. Мать Акио была домохозяйкой, но по воспоминаниям сына, для японской хранительницы очага она была очень уверенной женщиной, способной воспринимать новое.

Юность

Подогрел интерес Акио к точным наукам и технике фонограф, купленный отцом за баснословные деньги. Новый проигрыватель фирмы «Виктор» стоил почти половину японского автомобиля - если машину можно было купить за 1500 иен, то фонограф обошелся в 600. Морита начал скупать книги и журналы по электронике и уделял новому хобби столько времени, что его чуть было, не выгнали со школы за неуспеваемость!

Впрочем, Акио понимал, что для дальнейшей работы с электроникой ему требуется серьезное образование. Он заявил, что после средней школы будет поступать в Восьмую высшую школу на отделение естественных наук. Семья и преподаватели скептично восприняли его решение - знаний юноши явно не хватало для сдачи таких экзаменов. Но последующий год Акио упорно занимался и сумел поступить в высшую школу.

Окончив школу, Акио поступил на физико-технический факультет Императорского университета в Осаке, где изучал физику под руководством выдающегося ученого профессора Цунесабуро Асада. В 1940 году Асада возглавлял исследования и Морита помогал ему в разработках. Молодого физика отличали острый ум, живое воображение и легкость в общении. В 1944 году Акио Морита получил диплом. Затем его призвали на военную службу - он попал в морскую пехоту и даже получил офицерское звание. Благодаря покровительству Цунесабуро Асада он получил должность военно-морского инженера. Во время службы в ВМФ Японии Морита занимался разработкой морского оружия с тепловой системой наведения и приборов ночного видения для оружейных прицелов.

Новость о бомбардировке Хиросимы застала Акио за обедом. Отрывочной информации для молодого физика оказалось достаточно - он прекрасно понял, какого рода бомба была сброшена на японский город. Индустриальная мощь США поразила его. Именно тогда Морита осознал, что его Родине потребуются все ресурсы, чтобы иметь достойное будущее, и в становлении нового мира Акио Морита жаждал играть не последнюю роль.

Вскоре ему пришло приглашение на работу в городок Йокосуко, в авиационные исследовательские лаборатории «Компании точных инструментов Японии». Основателем компании был Масару Ибука, заинтересованный в талантливых молодых ученых он, просматривая списки выпускников Университета, обратил внимание на Акио Мориту. Сотрудничество с Моритой оказалось для него очень плодотворным: молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. Ибука и Морито не только подружились, несмотря на сильную разницу в возрасте (13 лет), но в последствии стали коллегами по работе, партнерами по бизнесу. Дела "Компании точных инструментов" шли в гору. «Две пары сандалий сразу не наденешь», — говорят в Японии, и Морита просит отца освободить его от ведения семейного дела по производству саке. Неожиданно Морита - старший поступает вразрез со своими консервативными убеждениями и дает «добро» на новую деятельность сына, отпуская его в Йокосуко.


Между тем Страна восходящего солнца проигрывала в войне. 2 сентября 1945 года на борту авианосца "Миссури" был подписан договор о безоговорочной капитуляции Японии. В Токио вошли американские оккупационные войска. Оборонные заводы были закрыты, многие компании, сотрудничавшие с правительством, разорились, "Компанию точных инструментов Японии» постигла та же участь. Все его сотрудники оказались на улице. Акио Морита какое-то время зарабатывал на жизнь тем, что читал лекции в Токийском технологическом институте, но вскоре оккупационное правительство запретило ему, как бывшему офицеру, преподавать в государственных учебных заведениях, и Морита был вынужден уволиться. А Ибука в это время устроился в маленькую мастерскую по ремонту электрооборудования. Финансовое благополучие семейства Морита пошатнулось - почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности. Мать училась вести хозяйство без горничных, а отец - ездить на велосипеде взамен машины с водителем. Не смотря на это, семья предоставляет старшему сыну небольшую ссуду на развитие собственной компании. И это при том, что первенец отказался наследовать дело отца, к тому же весьма смутно представлял, чем будет заниматься вновь созданная фирма. Все-таки, Акио повезло с родителями.

Sony - принципиально новое

Таким образом, 25-летний Акио Морита совместно с 38-летним Масару Ибука основывают в 1946 году свою фирму названную «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией» с уставным капиталом в 375 долларов по тогдашнему курсу. В этом деловом дуэте два физика смогли раскрыть все свои таланты. Роли коллеги поделили: Морита по большей части занимался управлением, а Ибука — техникой. Акио считал, что именно взаимопонимание и атмосфера свободного обсуждения стали причинами успеха корпорации. Специализации у компании вначале не было, но разработчики задались целью создать что-то принципиально новое. Друзья характеризовали свое производство как передовую компанию, «которая будет выпускать новые высокотехнологичные изделия с использованием оригинальных производственных процессов». Но поначалу о высоких технологиях и телекоммуникационных системах в "Токио Цусин Когио" и речи не было: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки. Затем фирма перешла к более сложным технологиям. И основным источником дохода компании стал выпуск электродвигателей и магнитных звукоснимателей, так как интерес к записям музыки в послевоенной Японии был очень сильным. Прорывом можно считать разработку в 1949 г. магнитной записываемой пленки, за которой через год последовала продажа первого магнитофона в Японии.


Следующим шагом стала покупка патента на транзистор, и ради этой сделки Морита поехал в Нью-Йорк. Акио решил во чтобы то ни стало сблизить японские и американские рынки, поскольку рынок США был очень привлекательным в плане сбыта продукции.

Для продвижения японской компании на Западе, Морита озадачился сменой названия компании. Он давно говорил: чтобы утвердиться на мировом рынке, нужно другое название - простое, короткое, легкое для произношения, запоминающееся, а вместо иероглифов можно использовать интернациональную латиницу. В каком-то словаре Ибука и Морита нашли латинское слово "sonus" - "звук". Слегка модернизировав его, они придумали компании новое название - Sony, созвучное и английскому фамильярному слову "sonny", что значит "сынок" (словечко подцепили у американских солдат уличные мальчишки, и оно прочно вошло в лексикон послевоенного поколения). Вот только на родном японском "сон-ни" означало "потерять деньги", а потому для названия никак не годилось. Выкинув одно "n", Морита получил "сони" (sony). Слово звучало красиво, ничего не значило и в 1958 году "Токио Цусин Когио Кабусики Кайса" сменила название на Sony.

В 1960 году Sony выпустила первый в мире транзисторный телевизор.

Дело Акио набирает обороты, более половины продукции Sony идет за границу. Морита решает основать компанию под названием «Sony Corporation of America», и вскоре начинаются его нескончаемые перелеты между Нью-Йорком и Токио. В 1962 году состоялось открытие демонстрационного салона на Пятой авеню, одной из самых респектабельных и дорогих улиц в Манхэттене. Тогда же Морита привез в США свою жену, Йосико Камэи и троих детей (сыновей Хидэо, Масао и дочь Наоко), совершенно не знающих язык, в чужую страну, где и сам Акио был иностранцем… В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии », Морита рассказывает, сколь многому пришлось научиться и ему, и детям. Он понял, что японцы на Земле находятся в меньшинстве, и именно им надо уметь приспосабливаться к миру, а не наоборот. В лице своей жены Акио Морита встретил достойного партнера - она не только сумела приспособиться, но и стала помогать мужу укреплять деловые отношения.


В список товаров, впервые выпущенных именно компанией Sony, можно включить также первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый бытовой видеомагнитофон (1964 г.) и первый компакт-диск (разработан совместно с Philips).


Сам Акио Морита, наряду с разработками новых идей и решений, в 1971 г. становится президентом Sony Corporation, а в 1976 году - председателем совета директоров.

Американская марка №1

В 1979 году разработанный всего за шесть месяцев новый плеер «Walkman» произвел фурор на рынке сбыта продукции компании. «Walkman» фирмы " Sony " стал одним из самых известных изделий, самым распространенным в мире звуковым устройством, имея 75 различных модификаций и более 20 миллионов пользователей. Существует несколько легенд о том, как в голову Акио Мориты пришла идея портативного магнитофона с наушниками. Но достоверно известно лишь то, что в компании Sony эта идея долго никому не нравилась. Отдел сбыта пытался убедить шефа, что подобный товар не купит никто. Шеф взял всю ответственность на себя. По словам самого Мориты, он дал команду инженерам разрабатывать новинку при полном отсутствии маркетинговых исследований. В своей книге "Сделано в Японии" Морита написал: "Мы не верим в рыночные исследования того, что еще не известно публике, поэтому незачем их проводить". Когда нужно было дать рекламным агентствам название модели, Мориты в офисе не оказалось. Кто-то из его подчиненных, явно испытывавший проблемы с английским, предложил слово walkman (в буквальном переводе с английского - "гуляй-человек"). Вернувшись, Морита приказал поменять название. Но было поздно - реклама запущена, магнитофоны с надписью Walkman изготовлены. С первого же дня товар стал пользоваться бешеным успехом. Странное словечко настолько прижилось, что, когда была выпущена партия плейеров с грамотным названием Roundabout, покупатели в США и Великобритании не хотели их приобретать и требовали в магазинах Walkman.


В 1987 году компания Sony приобретает компанию CBS Records, а в 1989 - Columbia Pictures Entertainment Group у компании Coca-Cola, что принесло Морита широкую известность. Корпорация Sony прошла путь от маленькой компании, в штате которой поначалу работало всего-навсего 20 человек - инженеры, некогда работавшие в "Компании точных инструментов", до одной из самых быстроразвивающихся компаний в мире; даже во время экономических кризисов ее акции продолжают расти в цене, а специалисты оценивают стоимость Sony в 37,5 миллиарда долларов. Согласно опросу, проведенному статистическим центром Харриса, для американцев Sony является торговой маркой №1, опережая марки Coca-Cola и General Electric. Узнав об этом, Акио Морита сказал: "Я же знал, что в конце концов Sony станет американской маркой".

«К успеху идут по нехоженым тропам», — это кредо сооснователь Sony Corporation на 100% воплотил в жизнь.

Нарушая традиции

Акио Морита вообще был большим новатором. При управлении своим предприятием он нарушал многие испокон веков сложившиеся традиции. Нанимая сотрудников на работу, Морита отталкивался не от их успеваемости в университете или связей, как делали другие японские руководители, а от результатов конкурсного собеседования. Свою позицию Морита впоследствии опишет в дискуссионной книге «Ничего не значащие школьные достижения», ставшую бестселлером в Японии. В ней он призывал к более прагматичному отношению в подборе кадров и найме работников. Это произвело фурор в Японии, где образование уважают. Акио Морита, однако, не капитулировал перед властями или обычаями, что является одной из черт, благодаря которой он смог добиться больших успехов в инновационном процессе.

«Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», — был убежден Морита. Он всегда утверждал, что самое главное в руководстве компанией — не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку и исправить ее. При этом своих менеджеров Акио учил не боятся совершать ошибки, но и не повторять одни и те же дважды. Акио Морита был по-настоящему влюблен в свою работу, и требовал от других такой же увлеченности. Он добивался того, чтобы все работники предприятия были счастливы, работая на благо общего дела. Ведь для менеджера-японца компания - это не пассивный объект, а живой организм, который надо бережно растить.

Акио Морита понимал технические нюансы, поскольку имел научное образование, это было немаловажно для успеха «Sony», но лично не изобрел ни одного продукта. Его вклад заключался в инновационной стратегии рынка и видении потенциальных рыночных возможностей. Его стратегией было воплощение мечты в реальность, принимая рискованные решения, особенно долгосрочные, результатом которых могла быть большая прибыль. Он говорил: «Руководство заключается в принятии рискованных решений. И руководители должны быть специалистами в бизнесе... Я думаю, что американцы слишком прислушиваются к аналитикам, занимающимся вопросами безопасности, и консультантам».

Акио Морита считает, что своим успехом " Sony ", также как и другие японские фирмы, во многом обязана восточному отношению к бизнесу: "Японские руководители относятся к рабочим не как к инструменту, а как к партнеру. У нас у всех одна судьба". Одна из его аксиом для успешного проникновения на рынок заключалась в следующем: "Доля рынка более важна для японских компаний, чем немедленная прибыль... Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция, по-моему, является ключевым фактором для развития промышленности и технологии".

Сущность восточного отношения выражается в принципе пожизненного сохранения рабочего места: «Я не могу понять, что может быть хорошего в увольнении людей. Если руководство взяло на себя риск и обязательства, наняв людей, тогда оно несет ответственность за то, что их увольняет. В Японии мы думаем о компании как о семье. Вы не можете уволить людей по причине реорганизации предприятия. Руководство должно пожертвовать прибылью и разделить трудности со всеми». В Японии нанятые пожизненно менеджеры были заинтересованы заботиться о товарах компании, которые она будет выпускать через 5 или 15 лет. В выступлениях перед старшеклассниками, планирующими наняться в Sony, Морита подчеркивал, что поскольку жизнь не суждено прожить дважды, он не хотел бы, чтобы «через 30 лет, когда вы покинете нашу компанию, вы сожалели, что провели здесь все эти годы. И хотя мы взяли вас на работу, мы, администрация, не можем сделать других людей счастливыми. Счастье должны создать вы сами».

В начале 1990-х Акио Морита в соавторстве с писателем и политиком Синтаро Исихарой, ставшим впоследствии губернатором Токио, выпускает книгу «Япония, которая может сказать нет», в которой сравнивает методы ведения бизнеса в Японии и в Америке. Книга стала поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном. В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х "склонной к расслабленности и злоупотреблениям". Морита стремился понять специфику «бизнеса по-американски». Этот взгляд «изнутри» помог Акио совместить опыт Востока и Запада и найти золотую середину. Он разгадал, чего не доставало японскому бизнесу - открытости.

Дружелюбный и дипломатичный японец быстро стал своим в деловых кругах Запада. В 1990 году отец-основатель Sony Corporation попал в перечень «25 самых обаятельных людей года» по версии журнала «Fortune».

25 ноября 1994 года Морита заявил об уходе с поста главы Sony, после того как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога , стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.

Личная жизнь

Человек недюжинной энергии, неутомимый бизнесмен был не только способным инженером и управленцем, но и спортсменом. Будучи активным человеком, Морита совмещал свою работу с любовью к спорту. В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. Акио Морита получил лицензию пилота вертолета, когда ему было около пятидесяти пяти лет. Упражнения придавали ему уверенность в своих силах, а поддерживать это чувство Морита считал исключительно важным делом.

Для стремительного Мориты облететь весь мир - все равно, что для большинства людей отправиться в кино. Акио Морита любил путешествовать, кататься на мотоцикле и делал фигуры высшего пилотажа на самолете над Германией. При этом Морита не ограничивался делами корпорации и спортом - он также увлекался живописью и музыкой, особенно Бетховеном, и любил бывать в Европе из-за ее великолепных музыкантов.

Британское Королевское общество искусств отметит его роль в развитии английского языка и наградит медалью за новые слова «sony» и «walkman».

У Акио Мориты был активный творческий темперамент. Акио Морита обладал интуитивным мышлением, классическим для инноваторов. Он получал энергию от событий внешнего мира, поэтому, по классификации типов личности Карла Юнга, он - экстраверт. Он видел мир бизнеса как большую картину, то есть как единое целое. Акио Морита действовал в своей жизни в упорядоченной манере, всегда жертвовал настоящим ради будущего, принимая любое решение в бизнесе. "Если руководство сфокусирует свое внимание только на быстром получении выгоды, то оно будет работать только на осуществление своих краткосрочных интересов", - говорил он.

Он любил соревноваться. Он говорил: "Мы, японцы, любим соревноваться не только в бизнесе, но и в жизни". Он говорил, что нужно победить своего конкурента, а не уничтожать его: "Вы должны оставить ему его честь". Акио Морита считает, что его успех, успех " Sony " и успех японского бизнеса во многом определялся стремлением к конкуренции - прямое следствие того, что жизнь японских людей ненадежна. И эта ненадежность основана на каждодневной борьбе за выживание. Японцы встречаются с каждодневной опасностью с самого рождения - каждый год на них обрушиваются тайфуны и цунами, их землю постоянно сотрясают угрожающие жизни землетрясения и извержения вулканов. В их земле нет полезных ископаемых, кроме воды, и менее четверти их земли пригодно для сельского хозяйства и проживания. Акио Морита считает, что эта постоянная угроза жизни оставила отпечаток на психике японцев и заставила их быть беспощадными, стремиться к сверхдостижениям и бережно относиться к тому, что у них есть.

3 октября 1999г. Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет. С его уходом мир потерял выдающегося и неординарного человека, внесшего большой вклад, как на своем предприятии, так и в масштабах всей страны. Но дело его жизни продолжает жить - благодаря его усилиям, остальной мир понимает, что надпись «сделано в Японии» — означает качество товаров и их надежность.

С брендом «Sony» в современной жизни мы сталкиваемся повсюду. Трудно найти человека, который никогда не слышал об этой транснациональной корпорации, выпускающей телевизоры, фото- и видеокамеры, магнитолы, смартфоны, игровые приставки PlayStation и многие другие высокотехнологические товары в области электроники.

Сегодня речь пойдет о человеке, который добился известности торговой марки «Sony» во всем мире. Герой нашей статьи – японский предприниматель Акио Морита, сооснователь этой компании.

Этот человек, увы, уже ушедший из жизни, ознаменовал собой целую эпоху развития японской индустрии. Он был не только великолепным менеджером, но также и выдающимся физиком, прирожденным дипломатом, писателем, Вице-президентом японской федерации экономических организаций, членом Группы экономических отношений Японии и США, и пр.

Его заслуги были оценены еще при жизни – Акио Морита стал первым в истории японцем, получившим Медаль Альберта от Британского Королевского Общества Искусств (1982); был награжден Национальным Орденом Почетного легиона (1984) (престижной французской организацией, основанной еще в 1802 г. Наполеоном); получил Орден Священного Сокровища первой степени за исключительные услуги перед государством (1991); был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II (1992).

Но, пожалуй, самая существенная награда для Акио Морита заключалась в том, что благодаря его деятельности словосочетание «Сделано в Японии» стало восприниматься покупателями всего мира как гарантия высочайшего качества.

К тому же японскому бизнесмену удалось сблизить рынки страны Восходящего Солнца и США. Основной центр по изучению общественного мнения в Америке (Центр Харриса), выдал интригующие результаты соцопроса – по убеждению жителей США, среди торговых брендов лидирует «Sony», оттеснив с 1-го места такие компании, как «General Electric» и « ». Результаты соцопроса Акио Морита прокомментировал так: «Я знал, что в конце концов «Sony» станет американской маркой».

И этого смог достичь человек, который, впервые приехав в США, был угнетен и подавлен масштабами этой страны! По словам Акио, ему казалось просто невозможным продавать там продукцию Sony.

В этом как раз и заключается секрет успеха Акио Морита – в умении ставить перед собой большие цели, добиваться их и всегда верить в себя.

Итак, с чего же все началась история пути Акио Морита, сооснователя «Sony Corporation»?

Он был первым сыном в благородном семействе, которое на протяжении 15 поколений занималось производством сакэ. Это был не просто семейный бизнес. История сакэ, традиционного напитка, получаемого путем сбраживания риса, интересна сама по себе.

Производство сакэ насчитывает почти две тысяч лет и вначале его делали только в императорском дворе и синтоистских храмах.

В те времена рис пережёвывали и сплёвывали в ёмкости, где уже происходила ферментация (брожение) риса.

Технологии производства с той поры шагнули далеко вперед, но неизменным осталось восприятие сакэ не только как напитка, но и как символа японской культуры.

Занятие таким уважаемым делом позволяло семье Морита занимать почетное положение в обществе. Семейный бизнес Морита распространялся также на производство пасты «мисо» и соевого соуса.

Детство Акио поэтому было сытым и обеспеченным.

Финансовые возможности семьи позволяли жить в огромном доме с теннисным кортом, на одной из самых красивых и престижных улиц города, в народе именуемой «улицей богачей». Соседями Морита было семейство Тойеда, остальные, не столь нам известные, были столь же благополучные.

Свое привилегированное положение Акио осознавал с детства. Но кроме прав положение старшего сына накладывало и определенные обязательства – именно первенец должен был унаследовать семейное дело по производству сакэ.

Отец Акио, как никто другой, разбирался в долге перед семьей – именно ему пришлось бросить свою учебу в университете и спасать семейное предприятие

Финансовые проблемы начались из-за того, что дед и прадед Акио Морита были большими эстетами и коллекционировали предметы искусства, не утруждаясь заботами о деле.

Отец Акио поставил на ноги почти обанкротившееся семейное предприятие. Своему сыну он также старался привить понятие долга перед семьей , и, хоть был очень добр с Акио, с ранних лет учил его нести груз ответственности будущего наследника.

Все летние каникулы Акио проводил в конторе отца – свободное время мальчишки с детства занимало «дело, дело и еще раз дело». А если подрастающему Акио взбредало в голову поспорить с папой по поводу своих обязанностей, ему требовалось изложить свои претензии логично и аргументировано – даже в спорах Морита-старший воспитывал своего отпрыска.

Когда я изучаю биографии известных личностей, то это один из самых интересных моментов, о которых мне нравится узнавать, а именно то, как складывалось детство будущих гениев современного бизнеса, как их воспитывали и т.д.

Многие из них работали с самого раннего детства. А если и не работали, то родители приучали их с юных лет правильно обращаться с финансами, разбираться в , в том как функционирует бизнес.

Например, получил свой первый инвестиционный опыт в 11 лет, а с 13 лет работал разносчиком почты. , получил свой первый инвестиционный опыт в 12 лет. создал свою первую компьютерную игру в 13 лет. В семье , когда был маленьким, часто за ужином обсуждали бизнес. Из наших соотечественников я сразу же вспоминаю про , который свои первые деньги заработал еще в школе, перепродавая своим одноклассникам сигареты.

Многие родители считают, что это плохо заставлять детей работать с юных лет. Но я считаю, что это неотъемлемая часть развития успешной личности. Безусловно, во всем нужно придерживаться меры и не стоит заставлять ребенка работать с раннего утра и до позднего вечера, все таки детство оно на то и детство, чтобы оставить о себе приятные воспоминания беззаботства и безответственности.

Кстати, если у вас есть ребенок и вы хотите приучить его к труду, то вот вам 20 вариантов , они подкинут вам идеи, чем озадачить своего ребенка. Но давайте вернемся к герою сегодняшней статьи.

Всегда напоминая Акио, что он хозяин с самого рождения, его предостерегали думать, что если он главный, то может командовать всеми вокруг. «Прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, вначале надо самому хорошо разобраться в деле», – так учила его семья.

И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса?

Мать Акио была домохозяйкой, но по воспоминаниям сына, для японской хранительницы очага она была очень уверенной женщиной, способной воспринимать новое.

Именно мать выделила Акио отдельную комнату со столом и верстаком, чтобы десятилетний пацан смог мастерить. Также, чтобы Акио не спал на татами под стеганым одеялом, как остальные члены семьи, она купила ему кровать. Может, кому-нибудь эти поступки покажутся мелочью, но для консервативного устоя японской семьи их можно смело назвать сменой традиций.

Ведь даже в средней школе, где учился Морита, дисциплина была очень строгой. Школьникам зимой запрещалось носить в классах дополнительную одежду, при том, что батарей в помещениях вообще не было.

В школьные годы мальчик увлекался физикой и математикой. Подогрел интерес Акио к точным наукам и технике фонограф, купленный отцом за баснословные деньги.

Новый проигрыватель фирмы «Виктор» стоил почти половину японского автомобиля – если машину можно было купить за 1500 иен, то фонограф обошелся в 600.

Морита начал скупать книги и журналы по электронике и уделял новому хобби столько времени, что его чуть было не выгнали со школы за неуспеваемость!

Впрочем, Акио понимал, что для дальнейшей работы с электроникой ему требуется серьезное образование. Он заявил, что после средней школы будет поступать в Восьмую высшую школу на отделение естественных наук. Семья и преподаватели скептично восприняли его решение – знаний юноши явно не хватало для сдачи таких экзаменов. Но последующий год Акио упорно занимался и сумел поступить в высшую школу.

После нее в выборе университета ему помог профессор Хаттори, один из его любимых учителей. Тот, видя успехи Акио в физике, направил его на встречу с профессором Асада из Осакского университета, выдающимся ученым в области прикладной физики. Асада и Морита быстро нашли общий язык, из-за чего Акио и предпочел университет в Осако.

Морита поступает на физико-технический факультет, сильно разочаровав отца – тот предполагал, что его первенец выберет экономику. В то время Япония уже воевала, и лаборатории профессора Асады проводили научные изыскания для ВМС. На третьем курсе все студенты факультета Акио перешли в подчинение к военным.

В 1944 году Акио получает диплом, а в начале 1945 назначается в Управление авиационной техники в Йокосуке. Благодаря покровительству профессора Асада, Морита получает должность военно-морского инженера. В составе межотраслевой группы ученых военный инженер занимался усовершенствованием оружия с тепловой головкой самонаведения и ночными прицелами. Там же он знакомится с Масару Ибука, ставшим впоследствии сооснователем Sony Corporation.

Новость о бомбардировке Хиросимы застала Акио за обедом. Отрывочной информации для молодого физика оказалось достаточно – он прекрасно понял, какого рода бомба была сброшена на японский город.

Индустриальная мощь США поразила его. Именно тогда Морита осознал, что его Родине потребуются все ресурсы, чтобы иметь достойное будущее, и в становлении нового мира Акио Морита жаждал играть не последнюю роль.

Вскоре Акио приглашают на работу в «Компанию точных инструментов Японии», возглавлял которую Масару Ибука.

«Две пары сандалий сразу не наденешь», – говорят в Японии, и Морита просит отца освободить его от ведения семейного дела по производству сакэ. Неожиданно Морита-старший поступает вразрез со своими консервативными убеждениями и дает «добро» на новую деятельность сына, отпуская его в Йокосуко.

Однако вскоре «Компания точных инструментов Японии» закрывается, поскольку военные более не дают им заказы; все сотрудники оказываются не у дел.

Финансовое благополучие семейства Морита пошатнулось – почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности. Мать училась вести хозяйство без горничных, а отец – ездить на велосипеде взамен машины с водителем.

Не смотря на это, семья предоставляет старшему сыну небольшую ссуду на развитие собственной компании. И это при том, что первенец отказался наследовать дело отца, к тому же весьма смутно представлял, чем будет заниматься вновь созданная фирма. Все-таки, Акио повезло с родственниками!

Таким образом, 25-летний Акио Морита совместно с 38-летним Масару Ибука основывают в 1946 году Sony, названную вначале «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией»

Масару и Акио становятся не только партнерами по бизнесу, но и хорошими друзьями. В этом деловом дуэте двое физиков смогли раскрыть все свои таланты. Роли коллеги поделили: Морита по большей части занимался управлением, а Ибука – техникой. Акио считал, что именно взаимопонимание и атмосфера свободного обсуждения стали причинами успеха корпорации.

Кстати, а вы в курсе что Масару Ибука впоследствии написал книгу-бестселлер “После трех уже поздно ”. Книга посвящена раннему развитию детей, заслуживает самого пристального внимания, я ее сам уже прочитал и могу смело сказать, что книга стоящая. Сам Ибука впоследствии стал в Японии признанным экспертом в области раннего развития детей. Он очень много инвестировал в научные разработки в этой области, на основе которых и написал данную книгу

Специализации у компании вначале не было, но разработчики задались целью создать что-то принципиально новое.

Следующим шагом стала покупка патента на транзистор, и ради этой сделки Морита поехал в Нью-Йорк. Акио решил во чтобы то ни стало сблизить японские и американские рынки, поскольку рынок США был очень привлекательным в плане сбыта продукции.

Для продвижения японской компании на Западе, Морита озадачился сменой названия – трудновыговариваемое имя компании «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией» по его инициативе меняют на «Sony».

Британское Королевское общество искусств впоследствии отметит его роль в развитии английского языка и наградит медалью за новые слова «sony» и «walkman».

«Walkman»-ом назывался первый портативный кассетный аудиоплейер Sony. Он умещался в кармане и в комплекте с наушниками позволял наслаждаться любимой музыкой, не мешая при этом окружающим.

И хотя не Акио Морита изобрел это чудо техники, именно он настоял на разработке аудиоплейера, не смотря на пессимистические прогнозы отдела сбыта и отсутствие маркетинговых исследований.

«К успеху идут по нехоженым тропам», – это кредо сооснователь Sony Corporation на 100% воплотил в жизнь.

Акио Морита вообще был большим новатором. При управлении своим предприятием он нарушал многие испокон веков сложившиеся традиции. Нанимая сотрудников на работу, Морита отталкивался не от их успеваемости в университете или связей, как делали другие японские руководители, а от результатов конкурсного собеседования. Свою позицию Морита впоследствии опишет в книге «Ничего не значащие школьные достижения».

«Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», – был убежден Морита.

Подход японского бизнесмена к управлению кадрами заслуживает отдельного рассмотрения. Он всегда утверждал, что самое главное в руководстве компанией – не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку и исправить ее. При этом своих менеджеров Акио учил не боятся совершать ошибки, но и не повторять одни и те же дважды.

Акио Морита был по-настоящему влюблен в свою работу, и требовал от других такой же увлеченности

Он добивался того, чтобы все работники предприятия были счастливы, работая на благо общего дела. Ведь для менеджера-японца компания – это не пассивный объект, а живой организм, который надо бережно растить.

Морита хотел знать всех сотрудников компании, ведь здоровые отношения со служащими и семейное чувство в рамках корпорации являются залогом процветания.

В выступлениях перед старшеклассниками, планирующими наняться в Sony, Морита подчеркивал, что поскольку жизнь не суждено прожить дважды, он не хотел бы, чтобы «через 30 лет, когда вы покинете нашу компанию, вы сожалели, что провели здесь все эти годы. И хотя мы взяли вас на работу, мы, администрация, не можем сделать других людей счастливыми. Счастье должны создать вы сами».

Сравните речь Акио с выступлением перед старшеклассниками – разница в жизненных ценностях Востока и Запада очевидна.

Немалую роль в успехе компании сыграл пожизненный найм работников, который Акио Морита почитал за благо. В Японии нанятые пожизненно менеджеры были заинтересованы заботиться о товарах компании, которые она будет выпускать через 5 или 15 лет.

В этом плане меня очень удивляет менталитет японцев, как владельцев компаний, так и самих сотрудников. Брать сотрудника пожизненно?! А если он будет плохо работать? Или наоборот, устраиваться пожизненно на какое-то одно предприятие? А если у меня не будет карьерного роста или возникнут другие, более интересные предложения?

Уверен, что и у вас бы возникали подобные мысли, если бы вам предложили пожизненную работу. Мне бы сложно было найти ответ на этот вопрос, но японцы же его находили? В этом и заключается загадка восточного менталитета, который я бы с интересом познал…

Тем временем, дело Акио набирает обороты, более половины продукции Sony идет за границу. Морита решает основать компанию под названием «Sony Corporation of America», и вскоре начинаются его нескончаемые перелеты между Нью-Йорком и Токио.

Для нового демонстрационного зала в Нью-Йорке японскому предпринимателю приглянулась Пятая авеню, одна из самых респектабельных и дорогих улиц в Манхэттене с филиалами таких магазинов, как «Tiffany», «Prada», «Hugo Boss» и др.

К слову сказать, данная улица впечатлила не только японского бизнесмена, но также и американского строительного магната , построившего там свой небоскреб «Trump Tower».

В 1962 году на открытие демонстрационного салона Морита привез в США свою жену, Йосико Камэи. Там же он и сообщил, что планирует всей семьей переехать в Нью-Йорк. Что оставалось сделать супруге? Конечно, согласиться, ведь по словам Акио, жена знала его очень хорошо и не сильно удивилась.

Это был очень рискованный шаг – везти супругу и троих детей (сыновей Хидэо, Масао и дочь Наоко), совершенно не знающих язык, в чужую страну, где и сам Акио был иностранцем…

Один лишь 8-летний Масао считал переезд простой задачей – малыш наивно думал, что в Америке все говорят по-японски, ведь западные мультики и фильмы дублировались, и их главные герои свободно объяснялись на японском.

В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии », Морита рассказывает, сколь многому пришлось научиться и ему, и детям. Он понял, что японцы на Земле находятся в меньшинстве, и именно им надо уметь приспосабливаться к миру, а не наоборот.

В лице своей жены Акио Морита встретил достойного партнера – она не только сумела приспособиться, но и стала помогать мужу укреплять деловые отношения.

Еще одна положительная черта нашего героя – умение быть благодарным. Он всегда отмечал заслуги и коллег, и родственников. Вот так он отзывался о своей жене: «В США жизнь во многом отличалась от жизни в Японии, но я знал, что она добьется успеха… она наделена исключительным даром приноравливаться к новым людям и обладает способностями к неофициальной дипломатии… это тем более достойно восхищения, что Йосико никогда не проявляла большого интереса к другим странам и не испытывала особого желания путешествовать».

Морита стремился понять специфику «бизнеса по-американски». Этот взгляд «изнутри» помог Акио совместить опыт Востока и Запада и найти золотую середину.

Он разгадал, чего не доставало японскому бизнесу – открытости. Дружелюбный и дипломатичный японец быстро стал своим в деловых кругах Запада. В 1990 году отец-основатель Sony Corporation попал в перечень «25 самых обаятельных людей года» по версии журнала «Fortune».

Этапы развития Sony Corporation достойны отдельной статьи. Отмечу, что в 1962 г. Sony Corporation выпускает первый телевизор на жидких кристаллах, в 64-м – выходит на рынок с видеомагнитофоном.

  • В 1964г. Морита возвращается в Японию в связи со смертью отца.
  • В 1971г. Акио Морита становится президентом Sony Corporation.
  • В 76-м году – председателем совета директоров.
  • В 1982 г. на должности президента его сменил Норио Ога.

В начале 1990-х Акио Морита в соавторстве с писателем и политиком Синтаро Исихарой, ставшим впоследствии губернатором Токио, выпускает книгу «Япония, которая может сказать нет», в которой сравнивает методы ведения бизнеса в Японии и в Америке.

Этот неутомимый бизнесмен был не только способным инженером и управленцем, но и спортсменом. Будучи активным человеком, Морита совмещал свою работу с любовью к спорту. И в преклонном возрасте он играл в гольф, когда ему исполнилось 60 – впервые стал на лыжи, увлекался теннисом и водными лыжами. Упражнения придавали ему уверенность в своих силах, а поддерживать это чувство Морита считал исключительно важным делом.

(нажмите на картинку для ее увеличения)

Если честно, то я восхищаюсь такими людьми. Посмотрите на большинство наших сограждан? Что делают они в 60-летнем возрасте? Да что там в 60-летнем? В 30-летнем возрасте большинство россиян даже и не думают о спорте и здоровом образе жизни.

При этом Морита не ограничивался делами корпорации и спортом – он также увлекался живописью и музыкой, особенно Бетховеном, и любил бывать в Европе из-за ее великолепных музыкантов.

В ноябре 1994 года Морита уходит с поста главы Sony, после кровоизлияния в мозг во время игры в теннис. 3 октября 1999г. Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.

С его уходом мир потерял выдающегося и неординарного человека, внесшего большой вклад, как на своем предприятии, так и в масштабах всей страны. Но дело его жизни продолжает жить – благодаря его усилиям, остальной мир понимает, что надпись «сделано в Японии» – означает качество товаров и их надежность.

Акио Морита – лучшие цитаты и высказывания

В заключение хочу познакомить вас с тем, как мыслил этот выдающийся бизнесмен. Иногда такие короткие цитаты очень емко отражают внутреннее состояние, мышление и философию человека:

В октябре 1999 года ушел из жизни Акио Морита, легендарный основатель корпорации Sony. Шесть лет до этого, в ноябре 1993 года, играя в теннис, Морита неожиданно потерял сознание. Врачи диагностировали кровоизлияние в мозг и запретили ему работать. Морита оказался прикован к инвалидному креслу, но по-прежнему возглавлял корпорацию, хотя уже не мог работать как раньше. Тем не менее ничто не могло сломить его жизнелюбие, и он продолжал играть в теннис - правда, настольный. Но годы брали свое (японцу было уже 78 лет). Осенью этого года Морита заболел тяжелой формой пневмонии, и 21 октября его не стало.

Морита стал легендой еще при жизни. У основателя Sony было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30 утра, бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на корте; а еще плавание с аквалангом, виндсерфинг, водные лыжи...).

Благодаря деятельности Акио Мориты и его компаньона Масару Ибуки надпись "Made in Japan" стала своеобразным гарантом качества. Блестящий менеджер, Морита сделал огромный вклад в то, что Япония стала своего рода торговой маркой, брэндом, который признан во всем мире. Можно сказать, что с экономической точки зрения все, что "сделано в Японии", хорошо продается - от цифровых диктофонов Sony и портативных видеокамер с оптическим вариообъективом до сладко-горького парфюма Yohji от Ямамото и одежды японских кутюрье (Такада Кензо, Рэи Кавабуко, Иссей Мияке, Йодзи Ямамото). И в этом немалая заслуга бизнесменов, за десять лет восстановивших разрушенную войной экономику Японии, - Акио Мориты и Масару Ибуки (Sony), Тосио Юэ, Коносуке Мацуситы (Panasonic) и других.

Сейчас корпорация Sony входит в пятерку ведущих торговых марок мира вместе с компаниями Coca-Cola, Eastman Kodak, Gillette и McDonald"s. Все эти промышленные гиганты, кроме McDonald"s, были созданы либо в конце прошлого века, либо на рубеже веков. А вот история японской корпорации Sony насчитывает всего 50 лет с небольшим. Отцы-основатели компании начинали с маленькой мастерской в полуразрушенном послевоенном Токио. На сегодняшний день Sony - одна из самых быстроразвивающихся компаний в мире; даже во время экономических кризисов ее акции продолжают расти в цене, а специалисты оценивают стоимость Sony в 37,5 миллиарда долларов. Согласно опросу, проведенному статистическим центром Харриса, для американцев Sony является торговой маркой №1, опережая марки Coca-Cola и General Electric. Узнав об этом, Акио Морита сказал: "Я же знал, что в конце концов Sony станет американской маркой".

Сакэ и физика

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали сакэ - рисовую водку; поэтому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело. Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам отцов. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX век, и мальчика интересовали математика и физика. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем.

Окончив школу, Акио поступил на физико-технический факультет Императорского университета в Осаке. Молодого физика отличали острый ум, живое воображение и легкость в общении. В 1944 году Акио Морита получил диплом. Затем его призвали на военную службу - он попал в морскую пехоту и даже получил офицерское звание. А через несколько месяцев ему пришло приглашение на работу в городок Йокосуко, в авиационные исследовательские лаборатории "Компании точных инструментов Японии". Директор компании Масару Ибука был весьма заинтересован в талантливых молодых ученых и, просматривая списки выпускников Университета, обратил внимание на Акио Мориту.

Военные заказы

Масару Ибука появился на свет 11 апреля 1908 года в городке Никко, префектура Точиги. В 1933-м он окончил Школу инженерного искусства при Университете Васеда в Токио. Однокурсники дали ему прозвище "гений-изобретатель". Еще будучи студентом, Ибука стал автором ряда довольно крупных изобретений, а в год окончания университета получил приз на Всемирной промышленной выставке в Париже. Некоторое время он работал в технологическом отделе одной компании, которая производила кино- и фотопленку. Вскоре Ибука основал собственную компанию, которая разрабатывала термические системы наведения и портативные устройства ночного видения для военного ведомства (некоторые из его сотрудников даже имели воинские звания). Сотрудничество с Моритой оказалось для него очень плодотворным: молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. Дела "Компании точных инструментов" шли в гору.

Между тем Страна восходящего солнца проигрывала в войне. Позже Морита так напишет об этом в своей автобиографии: "В Токио функционировала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. Большинство из них пришлось перевести на другое топливо - дрова и древесный уголь, потому что бензин давным-давно кончился. В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток". Для поднятия духа японцев в уцелевших кинотеатрах показывали документальные фильмы-хроники, например "Битву за Рабаул" режиссера Сюдзи Тагути. Но помогало это мало. Американские "летающие крепости" B-29 сбрасывали на Токио зажигательные бомбы. Во время одного из авианалетов сгорел целый район города - Дзи-югаока. 2 сентября 1945 года на борту авианосца "Миссури" был подписан договор о безоговорочной капитуляции Японии. В Токио вошли американские оккупационные войска. Оборонные заводы были закрыты, многие компании, сотрудничавшие с правительством, разорились. Предприятие Масару Ибуки постигла та же участь. Все его сотрудники оказались на улице. Акио Морита некоторое время зарабатывал на жизнь тем, что читал лекции в Токийском технологическом институте, но вскоре оккупационное правительство запретило бывшим офицерам преподавать в государственных учебных заведениях, и Морита был вынужден уволиться. Ибука устроился в маленькую мастерскую по ремонту электрооборудования.

Все сначала

Собственно история корпорации Sony началась 7 мая 1946 года в Токио, на втором этаже полуразрушенного в ходе бомбардировки магазина готовой одежды. Однажды Масару Ибука и Акио Морита встретились на улице. Денег у Мориты не было, но было присутствие духа. Бывшие коллеги решили начать все сначала и основать собственное дело. Они скинулись (причем Морите пришлось занять часть денег у своего отца, который по прежнему успешно торговал сакэ - во время войны сакэ выдавали только по специальным карточкам людям, уходившим на фронт) и открыли фирму с уставным капиталом в 84500 йен (375 долларов по тогдашнему курсу). В компании, которая получила гордое название "Токио Цусин Когио Кабусики Кайса" ("Токийская телекоммуникационная инженерная компания"), работало всего-навсего 20 человек - инженеры, работавшие некогда в "Компании точных инструментов". Поначалу красивое название было всего лишь вывеской - о высоких технологиях и
телекоммуникационных системах в "Токио Цусин Когио" и речи не было: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки. В 1949 году Ибука запатентовал магнитную ленту для записи звука. Для ее изготовления использовали... ватман, который нарезали узкими длинными полосами и вручную покрывали особым составом. Затем компания выпустила магнитофон G-Type - громоздкое и несовершенное творение, которое, тем не менее, послужило прообразом всех современных стереосистем.


1950
Магнитная лента

1950
Магнитофон G-Type

1955
Транзисторный радиоприемник TR-55

1960
Первый транзисторный телевизор TV8-301

1965
Первый видеомагнитофон CV-2000

1968
Первый цветной телевизор Trinitron KV-1310

Успех пришел, когда Ибука и Морита купили у американской компании Western Electric лицензию на производство транзисторов. В мае 1954 года "Токио Цусин Когио" выпустила первый японский транзистор, а чуть позже Ибука и Морита изобрели первый портативный радиоприемник TR-2 (TR-1 назывался малопопулярный американский транзисторный радиоприемник). Так в активе компании появилась собственная торговая марка. Надо сказать, что впервые транзистор был разработан в исследовательских лабораториях компании Bell (ее основателем был изобретатель телефона Александер Грэм Белл), но никто не додумался использовать его для радиоприемников. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной промышленности, Ибука конструировал невинное бытовое радио. В 1971 году в интервью американскому еженедельнику Time, Акио Морита заметил: "Я знал тогда - мы сумеем прорваться на рынок США, но для этого нам придется сделать что-то такое, чего еще никто не делал".

Транзисторные радиоприемники пользовались необыкновенным спросом, и Ибука разработал еще две новинки с применением транзистора - телевизор с 8-дюймовым экраном и бытовой видеомагнитофон. В 1956 году Акио Морита пригласил в "Токио Цусин Когио" Рэйону (Лео) Эсаки, выпускника физико-математического факультета Университета Васеда. Эсаки, будущий лауреат Нобелевской премии в области физики, изучал квантовые свойства материи и изобрел так называемый "диод Эсаки". Едва познакомившись с юношей, Морита понял: перед ним - один из самых интересных и нестандартно мыслящих людей, которых он встречал. Мы знаем, что Морита не ошибся. Сейчас Рэйона Эсаки входит в число крупнейших ученых-физиков мира. Приход такого специалиста дал компании возможность обогнать всех своих конкурентов. Компания выходила на американский рынок.

История звука

В 1958 году "Токио Цусин Когио Кабусики Кайса" сменила название на Sony. Морита давно говорил: чтобы утвердиться на мировом рынке, нужно другое название - простое, короткое, легкое для произношения, запоминающееся. А вместо иероглифов можно использовать интернациональную латиницу. В каком-то словаре Ибука и Морита нашли латинское слово "sonus" - "звук". Слегка модернизировав его, они придумали компании новое название - Sony, созвучное и английскому фамильярному слову "sonny", что значит "сынок" (словечко подцепили у американских солдат уличные мальчишки, и оно прочно вошло в лексикон послевоенного поколения).

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE (New York Stock Exchange). Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью. Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Общительный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка. Он понял, чего не хватает его компании - открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений. Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, затем открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы - в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Эпоха рок-н-ролла

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников. При этом круг его интересов не ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов. А еще Морита писал книжки, из которых самой популярной стала его автобиография "Сделано в Японии: Акио Морита и Sony" ("Made in Japan: Akio Morita and Sony", New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. Морита часто наблюдал, как его дети с утра до вечера слушают "Битлз", Литтл Ричарда и Элвиса Пресли. И не только тинейджеры: даже взрослые японцы теперь покупали дорогие стереосистемы для автомобилей и брали с собой на пикник или на пляж большие и тяжелые магнитофоны. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плейер Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал - торговая марка перестала узнаваться, и Морита опять унифицировал название. Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.


1975
Первый домашний кассетный видеомагнитофон SL-6300

1979
Первый портативный плейер TPS-L2

1980
Первый прототип компакт-диска

1982
Видеокамера BVM-1

1982
Первый CD плейер CDP-101

1984
Портативный CD плейер D-50

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. Самый привычный для человека 1990-х годов носитель информации, компакт-диск первоначально предназначался только для записи звука, переведенного в цифровой формат. Стандартная емкость CD-ROM"а в 640Мб была определена довольно любопытным способом. Морита провел маркетинговое исследование, в ходе которого выяснилось, что среди потенциальных покупателей CD-ROM"а большинство составляют поклонники классической музыки, готовые ради высокой точности воспроизведения раскошелиться на отнюдь не дешевый компакт-диск. А на японском музыкальном рынке среди прочей классики абсолютным лидером по продажам является Девятая симфония Бетховена, исполнение которой занимает 73 с половиной минуты. Пересчитав 74 минуты 16-битного стереозвука на байты, инженеры Sony и получили емкость в 640Мб.

В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment. А совсем недавно купила киностудию Columbia Pictures, одну из самых крупных киностудий Америки.

Философия Sony

Если Ибука, крупный изобретатель и неплохой дизайнер, был одновременно замечательным теоретиком и практиком, то Акио Морита был именно деловым человеком, гениальным менеджером. Ибука тонко улавливал требования рынка и разрабатывал как раз то, в чем рынок нуждался в данный момент. А Морита занимался продвижением новых изобретений на рынке. Ему было уже за тридцать, когда он начал учить английский, и вскоре он уже мог свободно вести переговоры с западными партнерами. Недавний физик-теоретик, Морита разбирался в бизнесе не хуже дипломированных специалистов по менеджменту и маркетингу, демонстрируя деловую хватку и природное чутье. Людей, подобных Акио Морите, на Западе называют "visionary". У этого слова много значений, среди которых "мечтатель, фантазер, мистик, провидец". В истории компании было немало случаев, нередко почти анекдотических, когда Морита благодаря интуиции и здравому смыслу находил выход из, казалось бы, совершенно безвыходных положений и сполна использовал неожиданно открывавшиеся возможности.

Вернемся в 1946 год. Партнеры только что зарегистрировали свою компанию, и Масару Ибука предложил написать что-то вроде устава будущего предприятия. Морите предложение понравилось, и вскоре эти тезисы были опубликованы в специальном издании. Вот что писал Ибука: "Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование".

Все это можно было бы принять за риторику, красивую и ни к чему не обязывающую. Однако корпоративная политика Sony подтверждает, что тезисы 1946 года не были пустыми словами. Например, при приеме на работу представители Sony не обращают внимания на успеваемость и диплом кандидата. Акио Морита настаивал на том, что личные качества, талант и оценки никак между собой не связаны. Он даже написал книжку под названием "Оценки ничего не значат". До некоторого времени Морита даже лично проводил интервью с претендентами на тот или иной пост в корпорации. Рэй Стайнер (Ray Steiner), исполнительный директор корпорации Sony, так вспоминал об Акио Морите: "Мне часто казалось, что он принимает необдуманное решение, но потом я понимал, что он предусмотрел все давным-давно".

Такая система была совершенно нетипичной для азиатского бизнеса. Традиционно и в Японии, и в Южной Корее, и в Таиланде в деловых кругах действовала очень жесткая схема при наборе персонала. Во-первых, бизнесмены открыто предпочитали не брать людей со стороны, а иметь дело с родственниками и знакомыми, особенно если речь шла о руководящих должностях; во-вторых, огромное значение имели формальные показатели, вроде сертификатов и жалованья на прежнем месте работы. Заслуга Акио Мориты состоит в том, что он сломал эти стереотипы: открытые конкурсы вакансий стали в Sony традицией, а менеджменту Мориты стали учиться и другие бизнесмены.

Среди прочих принципов Акио Мориты был и такой: "Прежде всего мы стремимся создать достойные условия работы талантливым специалистам, которые хотят выполнить свой долг перед обществом. Если нам удастся объединить наших сотрудников в единое целое, то все вместе мы добьемся блестящих результатов, несмотря на несовершенство технических средств и нехватку рабочей силы". Очевидно, что это удалось.

Практически с самого начала своего существования корпоративная политика Sony удачно сочетала чисто японские черты - продуманность, централизованность, требовательность к себе и партнерам, настойчивость и неформальный подход к делу - с традициями западноевропейского бизнеса - открытостью, свободной внутренней структурой, системой бонусов и поощрением инициативы. И классическая система "зайбатсу" (семейные японские бизнес-гиганты) в сочетании с предприимчивым протестантским духом дала свои плоды.


25 ноября 1994 Морита заявил об уходе с поста главы Sony, после того как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога, стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.


Окончил Осакский Университет.

Будучи физиком по специальности, Морита служил офицером в японском флоте в ходе Второй мировой войны. Его семья занималась производством сакэ. В военном исследовательском комитете он встретил Масару Ибука , искавшего в то время молодых и талантливых инженеров для собственной компании; 7 мая 1946 они основали Токио Цусин Когё, Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию, предшественницу Sony) с приблизительно 20-ю сотрудниками и первоначальным капиталом в 190000 иен. Ибуке было 38 лет, в то время как Морите было 25.

В 1949 компания разработала магнитную записываемую пленку и в 1950 продала первый магнитофон в Японии. В 1957 компания выпустила карманное радио, а годом позже переименовалась в Sony (sonus - по-латыни, звук, а Sonny-boys - в японском сленге, «движущиеся со свистом парни»). В 1960 Sony выпускает первый транзисторный телевизор в мире.

В 1961 Sony Corporation of America стала первой японской компанией, числящейся в списках Нью-Йоркской биржи. В 1989 Sony купила Columbia Pictures.

В начале 1990-х, Акио Морита стал известен став соавтором эссе «Япония, которая может сказать нет» с политиком Синтаро Исихара, который выступал с критикой ведения бизнеса в США, призывал Японию принять более независимую роль в бизнесе и иностранных делах.

25 ноября 1994 Морита заявил об уходе с поста главы Sony, после того как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога , стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.

Морита также написал книгу «Ничего не значащие школьные достижения» в 60-х, в которой заявлялось, что школьные достижения не важны в чьём-либо успехе или способности ведения бизнеса. Он также был Вице-президентом Кэйданрэн (яп. 経団連, японской федерации экономических организаций) и членом Группы экономических отношений Японии и США (также известной как «Группа мудрецов»).

Он был награжден Медалью Альберта Британским Королевским Обществом Искусств в 1982; он был первым японцем, получившим это звание. Двумя годами позже, он получил престижный Национальный Орден Почетного легиона, а в 1991 году он был награждён Орденом Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии.

Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.