27.08.2019

Режим e ttl на вспышке. Вспышки Canon с поддержкой E-TTL II. Вспышки Canon с поддержкой E-TTL


Views: 1 098

TTL — Through-the-lens — сквозь линзы (англ.) — режим работы вспышки, еще часто называется автоматическим режимом, т.к. сама вспышка, предварительным импульсом определяет мощность импульса для получения фотоснимка. Т.е. встроенный датчик экспозамера вспышки, или встроенный датчик экспозамера фотоаппарата определяет мощность импульса при фотографировании.

Если еще проще сказать, то режим TTL снимает часть работы с фотографа. К примеру, мы фотографируем какое-то мероприятие. Ставим (крепим) вспышку , настраиваем фотоаппарат (приоритет диафрагмы). Включаем вспышку, режим TTL. Все, остальное, что нам нужно делать, это менять только головку вспышки (и то при желании). Автоматика вспышки сама подберет силу импульса, настроит зум вспышки и т.д. в зависимости от настроек фотоаппарата ( , диафрагма, выдержка и т.д.) и условий съемки.

Здесь нужно помнить, что не стоит сильно закрывать диафрагму, т.к. мощности вспышки, может не хватить для освещения помещения. Поэтому, я рекомендую, при фотографировании со вспышкой в помещении, стараться максимально открывать диафрагму, и немного подымать ISO. Тогда мы можем в ТТL режиме бомбить неплохие репортажные серии…

На сегодняшний день, существуют несколько видов TTL режимов:

  • простой TTL — используются экпсозамер камеры без предварительного импульса
  • автоматический TTL — предварительный импульс, затем автоматический подбор настроек для настройки мощности вспышки
  • оценочный TTL — самый популярный сегодня тип экпозамера вспышки. Предварительный импульс, который рассчитывает настройки, выполняется за долю секунды, и зачастую даже не виден не вооруженным глазом. Перед каждым основным импульсом вспышки, будет срабатывать оценочный TTL экспозамер.

Каждый производитель вспышек придумывает разные аббревиатуры для своих TTL. У Nikon i-TTL, у Canon A-TTL, E-TTL, E-TTL II и т.д. В целом, суть от этого не меняется. Главное, чтобы камера корректно работала с данной системой.


Наличие встроенного TTL вспышки, к примеру Yongnuo, будет корректно работать на фотоаппаратах Canon, а вот на фотоаппаратах Nikon будет только ручной режим. Потому, если покупаете не фирменную вспышку, то уточняйте у продавца для какой системы она предназначена. Так, к примеру, вспышка (без TTL, ручная) одинаково хорошо работает, как на фотоаппаратах Nikon, так и на фотоаппаратах Canon. Т.к. силу импульса, зум и т.д. мы настраиваем в ручную, кнопками на самой вспышке.


Итак, по итогу, TTL — это несомненно большой плюс, чем минус. Особенно, если речь идет о репортажной съемке, где настраивать отдельные девайсы просто нету времени. Другой вопрос, что TTL и фирменные вспышки стоят дорого, поэтому, я рекомендую, обратить внимание, на таких производителей как Yongnuo, SIGMA и т.д. Цены здесь почти в два раза ниже фирменных. Главное, при покупке, не спутать системы, и сказать продавцу, что у вас фотоаппарат Nikon D7000, или Canon EOS 650 и т.д.

Мы работали на выездной съёмке, во время которй мы фотографировали исполнительницу Минди Гледхилл и её гастрольный автобус. Это был прекрасный солнечный день, поэтому одна сторона автобуса была полностью освещена. Это послужило нам отличной возможностью протестировать работу наших выносных вспышек Profoto B1 и В2 в режиме TTL.

TTL — это аббревиатура термина замера света вспышки через объектив(«Through-The-Lens»). Установив на камеру либо Air Remote TTL-C, либо Air Remote TTL-N, фотограф может настроить осветительные приборы, включить их и выполнить пуск, чтобы получить идеальную экспозицию с помощью вспышек. Затем, нажав несколько кнопок, фотограф может отрегулировать экспокоррекцию TTL прямо на самой камере, а при работе с разными группами, может увеличить и уменьшить мощность этих отдельных групп(A, B, C) независимо от камеры в режиме TTL или в ручном режиме.

СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ

Наша основная схема освещения включала в себя вспышку В2 с софтбоксом системы выносной вспышки(OCF Softbox 2×3) в качестве основного света, ещё одну В2 с зум-рефлектором для освещения волос, и две выносные вспышки В1 для освещения затенённой стороны гастрольного автобуса за Минди. Кроме того, чтобы удостовериться, что мы полностью можем контролировать освещение нашего объекта съёмки, мы использовали золотистый/белый складной отражатель в качестве флага, чтобы оттенить её от солнца. Наш основной свет, и свет, падающий на волосы, были установлены слева, чтобы подстроиться под направление солнечного света. Фоновые осветительные приборы, свет которых попадал на автобус, были установлены только с целью тонко заполнить тень спереди автобуса.

РЕЖИМ TTL

Наш первый снимок со вспышкой был сделан полностью в режиме TTL без экспокоррекции света вспышки. Наши осветительные приборы были разбиты на три группы. А: основной свет. В: Свет, падающий на волосы. С: Фоновые осветительные приборы спереди автобуса. Даже с предельно ярким обманывающим светом со стороны автобуса, первый кадр с TTL был очень близк к тому, что нам было нужно. Основной свет был идеальным, а свет, падающий на волосы оказался на 2/3 ступени ярче, чем я бы хотел. Единственная группа, которая меня не устраивала — это были фоновые осветительные приборы спереди автобуса. С технической точки зрения было правильно, что вспышки пытались подстроить свою экспозицию под остальную часть автобуса, но это привело к тому, что передняя часть автобуса оказалась слишком яркой, чтобы быть похожей на естественную тень. Но, в конечном счёте, система Profoto AirTTL System создала очень точную изначальную экспозицию. Которую теперь надо было скорректировать в соответствии с нашими предпочтениями.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В РУЧНОЙ РЕЖИМ

Система Profoto Air Remote TTL-C позволяет полноценное управление TTL и ручное управление вспышками в трёх группах(A, B и C), и ручной пуск вспышек в трёх дополнительных группах(D, E и F). В нашей схеме освещения использовались только первые три группы. После нашего первого тестового снимка, мы оценили полученное изображение и определили, что нужны некоторые ручные корректировки. Поэтому мы переключили Air Remote TTL-C из режима TTL в ручной режим и начали выполнять наши корректировки, нажимая кнопки увеличения и уменьшения можности на пульте дистанционного управления для групп. Группа для освещения волос В была на 1/3 ступени слишком яркой, поэтому мы нажали на кнопку уменьшения мощности три раза.(Каждое нажатие соответствовало уменьшению на 0.1 ступени). Наша группа С для фонового освещения автобуса была на 2 ступени слишком яркой, поэтому мы нажали на кнопку уменьшения мощности два раза, каждый раз долго удерживая её нажатой.(Каждое продолжительное нажатие соответствует полной ступени). Как только настройки каждой вспышки в соответственных группах были изменены по нашей команде через пульт дистанционного управления, мы начали съёмку. Результаты оказались именно такими, как мы хотели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование выносных вспышек B1 и B2 в режиме TTL делает стадию тестирования освещения снимка невероятно эффективной. После получения начального расчёта экспозиции через TTL, я быстро переключил Air Remote TTL-C в ручной режим и выполнил необходимую регулировку мощности. И решение по освещению затем принимается в процессе съёмки. Сейчас я ловлю себя на том, что использую режим TTL некоторым образом почти на каждой фотосъёмке, которую я выполняю, потому что TTL помогает мне быстрее сориентироваться и позволяет уделить больше времени и внимания на другие аспекты съёмки.

Дополнив арсенал специального снаряжения одной-двумя вспышками, можно существенно расширить творческие возможности своей фотокамеры. В этой публикации собраны наиболее важные сведения о нюансах использования различных функций вспышки и некоторые советы по их применению на практике.

Техника

Производителей, выпускающих вспышки для фотоаппаратов, достаточно много. Есть модели, предназначенные для установки только в горячий башмак, есть более массивные варианты - исключительно для студийной съемки. Стоит более подробно остановиться на первой группе, поскольку такие вспышки в умелых руках позволяют эффективно контролировать множество функций современных камер.

Главное – подобрать модель вспышки, соответствующую конкретному фотоаппарату, чтобы установить ее на специальный горячий башмак. К примеру, Canon предлагает линейку оригинальных вспышек Speedlite EX, а Nikon - серию Speedlight SB. Кроме того, существует понятие «ведущей» или «топовой» вспышки. Такая модель способна контролировать работу остальных (дополнительных) моделей, управляя ими.

Для Canon «ведущими» являются вспышки 580EX (снята с производства) и 580EX II.
Для Nikon - SB-800, SB-700, SB-900.

Стоит отметить, что ассортимент вспышек у этих лидирующих компаний достаточно широк, но только топовые модели выступают в качестве ведущих. Вспышки младшего уровня, например, Canon 430EX II и Nikon SB-600, можно использовать на беспроводном управлении лишь как ведомые.

Выпускаются фотокамеры со встроенной вспышкой, способной управлять внешними, например, модели Nikon D700 и Canon EOS 7D. Это удобно, особенно, если внешняя вспышка уже есть. Благодаря такой функции ее можно успешно снять с горячего башмака и продолжить управление на расстоянии. Чтобы узнать, предусмотрена ли для камеры возможность эксплуатации встроенной вспышки в качестве ведущей, достаточно изучить инструкцию.

Контроль экспозиции

Существует три метода управления экспозицией :
1. Изменение параметров .
2. Изменение параметров .
3. Изменение значения .

Вспышка позволяет добавить четвертый способ – теперь можно контролировать экспозицию, регулируя персональное дополнительное освещение. Это удобно, поскольку избавляет фотографа от необходимости зависеть от естественного света на месте съемки. Конечно, никто не запрещает использовать всевозможные экраны, отражатели и рассеиватели, но это уже совершенно другая история.

Основные функции современных вспышек будут рассматриваться на примере моделей Canon Speedlite 580EX II и Nikon Speedlight SB-900. Подробное руководство по их использованию представлено в инструкции, поэтому далее речь пойдет только о ключевых возможностях.

TTL – управление вспышкой

Обозначение TTL означает «через объектив». Эта система измерения реализована практически в каждой цифровой фотокамере. Если говорить о конкретных производителях, то Canon предлагает алгоритм под названием E-TTL, а Nikon – і-TTL. Принцип их действия аналогичен: специальные датчики, встроенные в камеру, измеряют показатели условий конкретного места съемки, например, параметры освещения, цветности и прочие. Происходит этот процесс именно через объектив.

На основании обработки полученной информации фотоаппарат «сообщает» свои выводы фотографу, предостерегая его о том, что сцена слишком затемненная или светлая для конкретной комбинации параметров выдержки, диафрагмы и ISO. Если используется автоматический режим, камера самостоятельно вносит необходимые коррективы. При ручном режиме («М») это предстоит сделать фотографу.

Вспышка, поддерживающая TTL, тоже получает сведения об освещенности сцены. Анализируя эти данные, она рассчитывает требуемую мощность светового импульса. Этот показатель можно доверить автоматическому режиму, но можно регулировать и вручную. Даже в автоматическом режиме владелец может настроить вспышку желаемым образом, исходя из результатов TTL-измерения. Это и есть компенсация экспозиции непосредственно с помощью вспышки.

Компенсировать экспозицию вспышки позволяют элементы управления, идентичные реализованным в системе фотокамеры. Величину экспозиции (EV) можно отрегулировать как для встроенной, так и для внешней TTL-совместимой вспышки.

Фотограф получает возможность контролировать вспышку с любого места с помощью стандартной шкалы экспозиции из 5 ступеней. Можно установить параметры равные величине (EV), можно использовать значение выше или ниже.

Несомненно, функция компенсации экспозиции вспышки с TTL-замером достаточно удобна, отличный способ быстро и очень точно сбалансировать соотношение естественного освещения и света от вспышки в конкретных условиях съемки. Вариантов множество, но главный ориентир – качественное изображение, необходимое фотографу. Например, можно настроить компенсацию вспышки на 2/3 EV, заполнив желаемым образом тени, не затронув при этом тона и даже полутона.

Вспышка может послужить и основным источником света, это целесообразно, когда ее мощность явно превышает показатели естественного освещения, либо наблюдается соотношение 50 на 50. Словом, ориентируясь на сюжет, можно настроить вспышку требуемым образом и сделать кадр более интересным.

Брекетинг экспозиции

Принцип брекетинга экспозиции вспышки (FEB) практически не отличается от подобной функции в камере (AEB). Режим позволяет пользователю выбрать предпочтительный интервал изменения мощности, например, 1/2, 1/3 или даже целую ступень. Если поэкспериментировать, можно легко убедиться, что снимки с разным освещением от вспышки существенно отличаются.

Сегодня снова про вспышку.

Фотохитрости. Часть 9. Снято на I-TTL BL FP SB-900

Немножко поясню как работает вспышка в автоматическом режиме. Обычно, автоматический режим вспышки в своем названии имеет приставку TTL. Расшифровывается очень просто — Through the lens — сквозь объектив (сквозь линзу). Это означает, что мощность вспышки настраивается с помощью света, который прошел через объектив.

Делается это довольно интересно: вспышка дает пробный импульс света. Обычно, мощность такого импульса составляет 1\128 от полной мощности вспышки. Свет от вспышки отражается от того, что мы фотографируем, проходит через объектив и попадает на датчики экспонометра. Датчик передает значение мощности светового потока процессору камеры. Процессор долго думает, анализирует, и высчитывает, какая должна быть мощность основного импульса вспышки. Процессор знает, что первый импульс имел мощность, скажем, 1\128, при этом экспонометр получил значения, которые не удовлетворяют экспозицию на 3 ступени, потому, процессор дает понять вспышке, что основной импульс должен быть мощней на 3 ступени, и соответствовать 1\16 мощности вспышки. Таким образом мы получаем хорошенький снимок с правильной экспозицией.

Самое интересное: в современных ЦЗК пробного импульса практически не видно. Такое ощущение, что вспышка сразу дает нужный импульс света. Но это не так, в режимах TTL импульсы идут очень и очень быстро один за другим серией в режиме стробоскопа. Человеческий глаз и человеческая реакция практически не замечает пробный импульс.

Пробный импульс часто называют «предвспых «. Предвспыхов может быть целое множество, а не один, и их мощность может быть разной. Честно говоря, я не знаю, какую мощность имеют предвспыхи моих вспышек Nikon , . Для Nikon, задержка между пробным и основным импульсом составляет порядка 0.4 с .

Со вспышкой. TLL через зонт, легкий блюр от командных импульсов

Важно: в обычных цифровых камерах система экспо замера не столь хорошо продумана, а процессоры не столь мощные, да и вспышки не могут давать большое количество «залпов» одновременно, потому, я легко замечаю предвспыхи на обычны цифровых камерах (мыльницах). Также, очень ярко видны пробные или управляющие импульсы встроенных и внешних вспышек моих камер и вспышек при работе в системе креативного освещения .

При работе в TTL режиме я натолкнулся на пару интересных особенностей :

  1. Много людей имеют очень быструю реакцию, и при фотографировании со вспышкой они начинают жмуриться на первый импульс, а основной «рисует» их на снимке с прищуренными глазами.
  2. Предвспыхи заполняют фон лишним светом, это часто дает блюр (замыленность) в глазах людей. Лишние переотражения никому не нужны.
  3. Вспышка таким образом быстрее нагревается и сильней расходует заряд аккумуляторов.

Чтобы побороть такой недуг, TTL достаточно использовать вспышку в . При ручном управлении мощность вспышки нет пробных срабатываний, и вспышка сразу подает основной импульс. Прелесть такого режима в том, что:

  1. Моргание глаз полностью устраняется. Импульс моей вспышки Nikon имеет длительность от 1\800 до 1\40.000, за такое время ни один человек не успеет моргнуть. Да, человек моргает, но уже после вспышки, а свет лампы вспышки «рисует» на фотографии человека с открытыми глазами.
  2. Уменьшается блюр в глазах. В студиях все работают со вспышками с ручным управлением мощностью, проблемы блюра в глазах практически нет. Правда, там другая проблема, в глазах ярко видны сами осветительные приборы, часто прямоугольной формы, что делают глаза человека похожими на глаза кошек (не естественными).
  3. Перезарядка длится быстрей, не тратится лишняя энергия. Возможно, даже увеличивается ведущее число, так как вся доза света подается сразу.

Вот такие вот преимущества ручного управления вспышкой.

E-TTL (англ. Evaluative-Through The Lens) современная технология EOS flash system, основанная на совершенно других принципах, и используемая как с цифровыми, так и с плёночными фотоаппаратами Canon, относящимися к группе «А»

Основой технологии является измерение отражённого от снимаемой сцены света предварительного импульса основной лампы фотовспышки, мощность которого заранее известна. Дополнительный модуль с инфракрасным излучателем во вспышках серии EX не принимает участия в измерении экспозиции, а используется только для вспомогательной подсветки автофокуса и управления внешними вспышками.

Важным отличием от предыдущей технологии A-TTL является момент начала измерения: если в старых вспышках дальномер срабатывал при поджатии спусковой кнопки, то в новых предварительный импульс излучается непосредственно перед подъёмом зеркала.

Интервал между измерительным и рабочим импульсами вспышки E-TTL настолько мал, что оба воспринимаются глазом, как один общий. При этом вместо дополнительного сенсора камеры, улавливающего отражённый от плёнки свет, используется основной TTL-экспонометр, предназначенный для измерения постоянного освещения. В цифровых фотоаппаратах Canon используется только такая технология, поскольку системы типа TTL OTF неработоспособны из-за низкой отражательной способности фотоматриц.

Главным достоинством новой системы является измерение света вспышки основным TTL-экспонометром, что даёт возможность осуществлять центровзвешенный или матричный замер импульсного освещения с такой же точностью, как и непрерывного. Кроме того, алгоритм оценочного измерения учитывает активную точку автофокуса, отдавая приоритет окружающей её зоне.

Предварительное измерение происходит через объектив и автоматически учитывает большинство факторов, недоступных внешнему сенсору: кратность установленного светофильтра, выдвижение объектива и его поле зрения. Последовательность работы системы содержит несколько этапов, и начинается с измерения экспозиции непрерывного освещения при поджатии спусковой кнопки. После её полного нажатия излучается измерительный импульс вспышки, отражённый свет которого также измеряется TTL-экспонометром. Результат измерения используется для вычисления мощности рабочего импульса, значение которого сохраняется в памяти микропроцессора. Как и в системе A-TTL, значение диафрагмы выбирается на основе сопоставления результатов измерения непрерывного и импульсного освещения.

При достаточном уровне непрерывного освещения включается «режим заполняющей вспышки», снижающий мощность импульса на 1/2 - 2 ступени для сохранения естественного светотеневого рисунка. Сразу после измерительного импульса поднимается зеркало и открывается затвор, а вспышка излучает импульс в соответствии с записанным в памяти процессора значением его мощности, вычисленным перед съёмкой.

E-TTL впервые реализована в 1995 году в малоформатном фотоаппарате Canon EOS 50 и вспышках серии EX, обладающих частичной обратной совместимостью с фотоаппаратурой предыдущего поколения, рассчитанного на вспышки EZ. Первым цифровым фотоаппаратом, поддерживающим систему, стал Canon EOS D30. Плёночные фотоаппараты Canon, принадлежащие к группе «А», как и цифровые, поддерживают систему E-TTL, полностью заменившую A-TTL. Фотовспышки серии EX также обеспечивают синхронизацию на коротких выдержках и излучение моделирующего света, состоящего из серии коротких импульсов. Последняя функция применяется для визуальной оценки световой картины, получаемой от дополнительных вспышек этой же системы, управляемых дистанционно по инфракрасному каналу.

Недостатки E-TTL

Главным недостатком системы E-TTL считается наличие предварительного импульса вспышки, на который могут реагировать снимаемые люди. Несмотря на короткий интервал между вспышками, он вполне достаточен для того, чтобы человек успел моргнуть и оказаться на снимке с закрытыми глазами, особенно при синхронизации «по второй шторке». Та же проблема актуальна при съёмке диких животных. Предотвратить эффект можно использованием экспопамяти вспышки (англ. Flash Exposure Lock, FE Lock, FEL), излучающей измерительный импульс в момент своего включения. В этом случае в момент съёмки производится только рабочая вспышка.

Ещё одна проблема связана с использованием светосинхронизатора ведомых студийных вспышек и флэшметров, срабатывающих от измерительного, а не рабочего импульса. В результате ведомые вспышки запускаются раньше открытия затвора, а флэшметр выдаёт ошибку измерения. Проблема устраняется применением усовершенствованных световых ловушек, срабатывающих с задержкой или от второго по счёту импульса.

E-TTL II

E-TTL II (англ. Evaluative-Through The Lens 2) — на 2016 год новейшая технология Canon взаимодействия камеры и вспышки, впервые появившаяся в фотоаппарате Canon EOS-1D Mark II в 2004 году. В отличие от базовой системы, E-TTL II использует все доступные зоны матричного замера экспозиции, а также учитывает расстояние до объекта съёмки, получаемое от датчика положения кольца фокусировки объектива. Вычисленная на основе ведущего числа и дистанции фокусировки мощность вспышки используется для корректировки значения, полученного измерением предварительного импульса, исключая грубые ошибки при съёмке небольших объектов на удалённом светлом фоне. Кроме того, предотвращаются ошибки при изменении композиции снимка после фокусировки объектива, происходящие из-за приоритета выбранной точки фокусировки при измерении вспышки.

Влияние ярких отражений на точность измерения также практически исключается.

Дистанция не учитывается в трёх случаях: при повороте головки вспышки для съёмки в отражённом свете, в режиме макросъёмки и при работе с дополнительными вспышками. Информацию о дистанции фокусировки передают в камеру большинство объективов Canon EF, но встречаются исключения, например Canon EF 50/1,4 USM и ранняя версия Canon EF 85/1,2 L USM.

Поддержка системы зависит только от модели фотоаппарата: все фотовспышки серии EX пригодны для работы в режиме E-TTL II.