14.09.2019

Разлиновка для ведения конспектов по методу корнелла. Способы и технологии эффективного конспектирования лекций. Общий принцип построения


Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену - непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ - делаем собственные выводы по теме.

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс - создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса - не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping - популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод "стрелочек"

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы - каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы - напишем все, что вы не законспектировали.

Сжатие текста можно произвести различными способами:

    Трансформацией и переформулированием предложений с целью интерпретации содержания;

    Сокращением части предложения, не несущей основной информации; исключения смысловых фрагментов – обоснований выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, повторов, уточнений и др.

Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий.

Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста.

Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект.

Внимание! Сначала напишите краткий конспект текста, при этом можете опираться на составленный вами план, так как пункты плана отражают основные положения текста . Помните, что каждый пункт плана выражает основную информацию, а каждый подпункт – дополнительную информацию, детализирующую главную. Информация, которую можно исключить при кратком конспекте, в план не вносится.

С точки зрения наличия/отсутствия в конспекте основных положений текста- источника выделяют:

    интегральные конспекты, передающие все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя;

    селективные (выборочные) конспекты, включающие отдельные элементы первоисточника, которые представляют новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражают основных положений первоисточника.

4 вопрос .Алгоритм конспектирования.

Алгоритм составления интегрального конспекта включает следующие этапы:

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника.

3.Переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать. Запомните! При конспектировании текста необходимо сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого необходимо очень кратко фиксировать и известную информацию, т.к. Неизвестные ранее факты всегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. Если записать только новую информацию, через некоторое время будет трудно вспомнить, с чем она была связана. 5 вопрос. Правила оформления конспектов.

Правила оформления интегрального конспекта: Необходимо:

    полностью указывать выходные данные первоисточника (сразу после названия текста);

    оставлять поля не менее "/з объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

    в тексте конспекта сохранять рубрикацию первоисточника (если она есть);

    цитаты заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника;

    свои пометки и замечания отмечать специальными значками, словами и т.п.

    Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву, например: кол-во - количество. Обычно сокращается середина слова, сокращаться могут гласные и согласные буквы или только гласные:св-во - свойство;смлт - самолет.

    Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте. Например, сокращение сущ, можно восстановить каксуществительное, существо, существующий, существенный, существовать и т.п.

    Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

    Целесообразно использовать собственную систему сокращений:

а) общепринятые сокращения: р-р – раствор,т.о. - таким образом,м.б. - может быть,д.б. - должно быть,т.е. - то есть,т.д. - и так далее;

б) общепринятые аббревиатуры: СМИ – средства массовой информации; в) математические знаки, символы, иероглифы: < (меньше), > (больше), = (равен, равно), + (плюс, добавить), ~ (подобно), f (функция), (сумма, итог), (отсюда следует, следовательно), = (не равен, не одно и то же), (приблизительно), | (рост, повышение, растет), (спад, понижение), ? (вопрос), @ (анализ) и т.п.; г) короткие иностранные слова, например if- если.

    При сокращении предложений опускаются избыточные слова и словосочетания (повторы, разъяснения, второстепенные детали и т.п.).

    Определения новых понятий следует записывать полностью как цитаты, заключая их в кавычки.

    Используйте следующие виды трансформации предложений: а) лексическая трансформация – замена слова синонимичным при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод ->гид, рентабельный -> прибыльный и т.п.; б) грамматическая трансформация - упрощение структуры предложения при сохранении лексического наполнения:температура повышается, когда увеличивается давление -> температура повышается при увеличении давления; в) лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания:химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства - >свойства стали зависят от ее химического состава; г) логико-смысловая трансформация - выражение содержания текстового фрагмента другими языковыми средствами:новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции -> новый метод производства экономически выгоднее традиционных

Дидактический материал

ТЕКСТ 1 .

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип- это те, кто, любит языки. Для них занятия языками – не труд, а радость. Люди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во-первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом – трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело не в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

ТЕКСТ 2.

Отечественные исследователи разработали экологичный двигатель. Его преимущество в том, что снижение выбросов вредных веществ в атмосферу может составить 30%, а экономия топлива - 15%, сообщает 24.kz.

Ученые смогли запатентовать изобретение, вот только дальше дело пока не пошло. Рециркуляция получается за счет одновременного открытия двух клапанов: на всасывание и выхлоп. В классическом поршневом двигателе они работают поочередно. Изобретатель Роман Качканян шел к этому открытию около 30 лет. Секрет в том, что он конструктивно изменил газораспределительный механизм и коллектор. Изначально механик хотел сделать двигатель экономичным, а получилось изобретение еще и экологически чистым. Однако проблема в том, что это новшество до сих пор не испытали, пробы проходили только в лаборатории.

"Вместе с тем, чтобы его испытать в промышленном масштабе, посмотреть, как показывает себя двигатель, нам необходимо разработать опытно-промышленный образец. И если эти экспериментальные данные подтвердятся, то будет возможность дальше его продвигать на рынок", - сказала Лаура Садыкова, проректор по науке и инвестиционным вопросам КазАТУ им. С. Сейфуллина.

Для того, чтобы разработать так называемый промышленный образец нужно 50 млн тенге. Однако, заявки - всё еще на рассмотрении. Помочь с финансированием университет попросил Национальный холдинг "Парасат", к сотрудничеству подключили и нацагентство по технологическому развитию. А пока этот проект будет простаивать ещё как минимум полтора-два года.

Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем

"Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем", - отмечает Роман Кочканян, ученый.

Новый двигатель неприхотлив. Он может работать на любом топливе. С помощью газа, бензина или дизеля.

"Во-первых, он будет востребован. Во-вторых, этот двигатель экологически чистый, он не будет выделять вредные элементы, действующие на организм человека и человечества", - сказал Виктор Бондаренко, ученый.

Кстати, европейские ученые над такой конструкцией тоже работали, но безрезультатно. Зато нашим удалось. Вот только пойдет ли этот проект дальше патента пока не ясно. Между тем, на коллегии Министерства охраны окружающей среды РК озвучили, что Казахстан по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу что называется "впереди планеты всей". В стране воздух токсичнее, чем в России на 37%. США мы обгоняем на 66%, а Германию на 75%.

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задание 1. Прочитайте тексты. Найдите общенаучные и узкоспециальные термины. Попытайтесь определить их значение по контексту. Озаглавьте тексты и составьте к ним вопросный, назывной, тезисный планы. Чем они отличаются? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2 . К предложенным текстам составьте сложный план и на его основе напишите краткий конспект.

Задание 3 . Приведите примеры, свидетельствующие о научных достижениях в области Вашей будущей специальности.

Задание 4 . Используя материал официального сайта вашего вуза, составьте небольшую научную статью о научных достижениях известных ученых Вашего вуза. Составьте к ней тезисный, назывной, вопросный план. Перечислите особенности составления этих планов.

Задание 5. Выполните анализ составления одного из конспектов. При необходимости исправьте обнаруженные ошибки. Для выполнения данного задания отберите один из свободных конспектов, составленных Вами на лекции по одному из изучаемых дисциплин.

Задание для СРО. Написать подробный интегральный конспект текста по специальности.

Составитель: к.ф.н. Мукажанова Л.Г.

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping - «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле - в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог . Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров. Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса - это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping - это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан - английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain» . Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы - когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования . В основе его лежит такая идея: слушать лекцию - это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.

». Эти методы важные, поскольку закладывают основные принципы работы с текстом. Но линейная передача информации, линейные записи не отражают особенностей обработки информации нашим мозгом.

Интеллект -карты

Как пишет Тони Бьюзен в книге «Супермышление » 95 % населения планеты (согласно проведенным им и коллегами исследованиями) при конспектировании используют повествовательный стиль, т.е. излагают в виде связанного рассказа, состоящего из пунктов и подпунктов.

Они используют линейную форму записи и иерархическую последовательность (пункты/подпункты).

Для написания конспекта используются буквы и цифры. Практически не используются цвета, все пишется одним цветом.

Подобная линейность структуры конспекта делает акцент на логичности, но не на изложении сути вопроса.

Данная структура изложения не использует возможности мозга, такие как:

в изуальные образы,

графическое представление информации,

— пространственная ориентация,

— ассоциации и гештальт.

Как считает Т. Бьюзен – при таком ведении конспекта мозг «засыпает », ему скучно. Если учесть, что при этом используются лишь половина возможностей мозга (см. выше), то и обучение становится неэффективным. Левое и правое полушария не взаимодействуют друг с другом.

Какие еще недостатки линейного конспектирования, отмечает Т. Бьюзен.

1. Потеря ключевых слов .

Визуально, ключевые слова просто теряются в массе менее важных слов. В итоге, не формируются необходимые ассоциации, связывающие ключевые понятия.

2. Сложность запоминания информации .

Когда скучно, нет эмоций и лишь однообразный текст – мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает.

3. Потеря большого количества времени .

При линейном конспектировании записывается много ненужной информации. И впоследствии теряется время на ее прочтение. Также теряется время на поиск важных ключевых понятий.

4. Не стимулируются творческие возможности мозга.

Не формируются ассоциации, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации. И здесь следует сказать о радиантном мышлении.

Радиантное мышление

Радиантное мышление - это способ работы мозга. Это понятие выражает процессы, происходящие в головном мозге, и свидетельствуют они о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах.

Нашему мышлению от природы чужды линейность, монотонность, одноцветность.

Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) – может быть представлена в виде центрального образа, от которого в стороны расходится огромное множество образов – ассоциаций. Каждая ассоциация имеет бесконечное количество связей с другими ассоциациями. Совокупность этих ассоциаций и называется нашей памятью.

Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.

Графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе осуществляется с помощью интеллект-карты.

Майндмэппинг (mind map, ментальные карты, интеллект-карты) - понятие, введенное Т. Бьюзеном. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и вариант альтернативной записи.

Mind Map – это инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни. Интеллект-карта пробуждает в человеке способность создавать образы, что в свою очередь развивает способность к мышлению, развивает память и творческий потенциал.

Вот некоторые примеры Mind map:

Широко используются различные программы для составления интеллект-карт на компьютере. Преимущество заполнения интеллект карт на компьютере заключается в том, что эту карту можно редактировать, удалять и добавлять новые линии и образы.

Можно видеть и такие объемные интеллект-карты.

Общий принцип построения:

1. Выделяется основная идея и размещается в центре листа.

2. От нее отходят ветки первого уровня, на которых пишутся ключевые понятия, раскрывающие центральную идею.

3. От них отходят ветки 2-го уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

4. По возможности слова заменяются рисунками и символами и добавляют графику.

5. Используются разные цвета для рисования интеллект-карты.

Но я все же замечу, что такие карты, составляются под себя. Только вы можете выделить важные ключевые слова и создать свои ассоциативные связи. Поэтому использование чужих интеллект-карт, я честно говоря, не признаю. Разве что для начальной информации.

Картирование идей

Разновидностью Mind Map Т. Бьюзена является Карта идеи , описание работы с которой содержится в книге Дж. Наст «Эффект визуализации ».

Как пишет автор – «я стремилась найти креативный инструмент, который стимулировал бы правое полушарие моего мозга. Способность карт идей объединять возможности правого и левого полушария привела к прогрессу практически во всем, чем я занималась».

Используется два способа создания ассоциаций. Все идеи исходят из центральной мысли и ассоциируются с ней. Этот способ – цветок ассоциаций .

Второй метод — поток ассоциаций . Ассоциации начинаются с одной мысли, которая ведет к другой, и которая в свою очередь – к следующей. Это как поток сознания.

Картирование идеи сочетает оба эти способа мышления. Карты идей имеют структуру, состоящую из лучей («10 часов»), в которой идеи расположены в стороны от центра.

Самые важные идеи — в центральном изображении, менее важные — в главных ветвях. Детали — в наименьших ответвлениях. Порядок ветвей соответствует ходу часовой стрелки. Составление карты начинается в центре.


Центральное изображение представляет собой предмет или тему вашей карты идеи. Оно должно состоять как минимум из трех цветов, чтобы быть визуально запоминающимся. Главные ветви примыкают к центральному изображению. Они обозначают области основного предмета. Идеальное количество главных ветвей – от пяти до девяти для каждой карты идеи.

Если в карте идеи есть порядок изложения информации, читайте ее по часовой стрелке, начиная с главной ветви, которая расположена в позиции «1 час».

Картирование идей можно использовать не только при конспектировании, но при решении большинства задач. В центр – проблему, от нее варианты решений. Наглядно и просто. И что самое важное – эффективно.

Метод опорных сигналов по Шаталову

Виктор Федорович Шаталов - российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

В основе его методики – естественные законы усвоения информации.

По Шаталову материал дается сразу весь, целиком. Как пример: на первом занятии учитель рассказывает курс полностью. Безусловно, никто из учеников сразу все не запомнит. Но затем начинается работа с опорными конспектами – схемами, которые отражают основное содержание курса. Опорные сигналы — это основа, определяющая метод В.Ф. Шаталова и отличающая его от остальных методов.

При создании опорной схемы исключаются все лишние слова, остается только логически обоснованная суть. Дома ученики должны нарисовать и запомнить этот конспект. На следующем занятии они его повторяют, задают вопросы, а учитель все объясняет. Так осваивается весь курс.

Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами.

Кстати и специализированную литературу необходимо читать подобным образом. Сразу от начала до конца, чтобы понять и почувствовать все содержание и взаимосвязи для последующей детализации и более глубокой проработки материала.

Логико – графическое структурирование

И последний вид записей – логико –графическое структурирование или логико-графические схемы.

Этот метод подробно описан в книге А. Егидеса «Лабиринты мышления ».

Аркадий Петрович Егидес - доктор психологических наук.

Логико –графическое структурирование — это инструмент продуктивного творческого мышления, когда информация представляется в логико-графической форме. Т.е. происходит преобразование текстов в схемы. Это облегчает понимание и запоминание.

Основные понятия выделяются в виде овалов. Овал выделяет из фона, прямоугольники не всегда применимы, т.к. если их много, то затрудняется выделение. Понятие, выделенное в овале, и если еще выделено цветом, позволяет видеть его сразу.

Может возникнуть вопрос – зачем тратить усилия на замену текста на логико –графические схемы. Но иначе все это придется представить в уме .

Для человека со стороны все эти картинки – громоздкие и запутанные. Для того кто строил – все это как единое целое.

Как строить :

1. Выписываем значимые понятия.

2. Решаем, как они соотносятся между собой.

3. Получаем простые схемы.

4. Затем добавляем новые части и составляем уже сложную схему. Можно и сразу.

5. Устанавливаются взаимосвязи со всей совокупностью понятий.

Почему запоминается ?

Во время структурирования осуществляется деятельность по переконструированию, преобразованию материала.

Материал проходит через органы чувств, артикуляционный аппарат, мозговые структуры, мышцы рук. Задействуются все виды памяти. Все это помогает осмыслению и пониманию содержания.

Но не стоит структурировать художественный или публицистический текст. Это для научных и учебных текстов.

Надеюсь, я смог заинтересовать вас узнать больше об этих методах. Книги я указал, а использование на практике будет постепенно вводиться в последующих статьях.

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

валентина Писарева
Основные приемы написания конспектов, рабочих записей на педсовете

Конспект – в переводе с лат . «обзор» , «изложение» - это систематическая, логически связная запись устного или письменного текста. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное количество времени требуется передать большой объем информации, из живой речи вычленить самое главное и существенное. Это отличный способ упорядочивания информации в голове. Но конспект- это не точная запись изучаемой информации слово в слово, а запись смысла , сути, самого главного, поэтому каждый конспект – неповторим , уникален и непохож на другой. Когда человек пишет конспект , он выполняет своеобразное «свертывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Все остальное выкидывается : в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта , не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи .

Основное требование к конспекту- запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. Внимательное слушание и конспектирование предполагает интенсивную умственную деятельность.

Задачи конспектирования :

1. Способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала.

2. Помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов.

3. Формирует умение ясно излагать чужие мысли своими словами.

Основные приемы конспектирования можно разделить на 3 группы :

1 Группа. Сокращение слов, словосочетаний, терминов.

Эти приемы осваиваются легко и включают :

1)аббревиатуру и гипераббревиатуру терминов.

Аббревиатура- сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (ДОУ, ФГОС,ФЭМП, ППРС,СРИ,НОД,ЗОЖ, зам. зав., детсад) . Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи .

Гипераббревиатура- это аббревиатура одной буквой. Существует два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования . 1-обозначение слова начальной буквой с точкой (С. -стандарт, О. -образование, А. -адаптация) . Такой способ допустимо применять на коротком интервале однородного текста. 2-начальная буква обводится линией- буква «в обертке» (Д –деятельность, И -игра, Ц- цель) .

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

2)кванторизацию- переворот начальной буквы. Этот способ конспектирования придумал и ввел немецкий математик Георг Кантор, получившимся знакам дали название кванторов. Давайте воспользуемся приемом Кантора и сами введем сокращения для часто встречающихся слов в сфере дошкольного образования :

Программа, -дети, -родители, -блоки, -социализация.

3)иероглифику и пиктографию.

Использование иероглифической записи . Иероглифы- наиболее древние китайские изобразительные знаки.

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно , если ввести их в свои записи , придав им какой-нибудь смысл.

Использование пиктограмм. Пиктография- отображение содержания сообщения в виде рисунка. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти : ведь самая сильная память у человека- зрительная.

Пиктограммы следует применять везде, где только можно : этот прием дает блестящие результаты и в ускорении записи , и в удобстве чтения и запоминания.

4) способы записи окончаний . Это прием пропуска букв и обозначение пропущенных букв дефизом (к-рый- который, кон- ция -концепция, р-е-развитие, ф-е- формирование, ф-ция- функция, сам-но- самостоятельно) .

Рассмотренные приемы записи слов , символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически.

2 Группа. Переработка фразы .

Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы . Приемы конспектирования фраз более сложные , так как требуют осмысления и творческой переработки текста . Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи , так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста. Они включают :

1) пространственную запись . Это прием использования при конспектировании длины и ширины листа бумаги. Сюда относится составление таблиц, графиков, схем. Например, берем такой текст : «В содержание программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО входят пять образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , которые, в свою очередь, подразделяются на блоки…» Конспектируем данную информацию в виде схемы :

Содер-е П.

Позн-е р-е Физич-е р-е Реч-е р-е Соц-ком р-е худ-эст-кое

«ФЭМП» «Р-е позн-

исслед-кой Д»

Эффективность данного приема состоит еще в том , что всегда можно вернуться назад и дополнить схему.

2)приведение фразы к эквивалентному виду. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста , творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен . Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях : подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов или сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные. Берем текст : «В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С конца 2013- начала 2014 годов запущена программа модернизации дошкольного образования. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации» , в котором впервые дошкольное образование становится первой ступенью в образовании…» Короткая запись : «ДО- первая ступень в образ-и (закон «Об образ-и в РФ»

3)свертывание фразы с использованием контекста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80%.То есть, если из текста убрать не 80%, а меньше символов и слов, то можно и текст сохранить, и читать его будет несложно. В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и, поэтому, легко по нему восстанавливается. Например, если темой лекции является : «Презентация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» , то из фразы «разделы образовательной программы» можно оставить «разделы» . Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «состоит» , «включает» , заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

3 Группа. Использование цвета.

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта . Для этого можно использовать цветные фломастеры.

Данная группа включает довольно просто осваиваемые приемы :

2)работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

Можно выделять информацию цветом по степени важности. Поэтому, красным цветом в контексте выделяют самые главные места (определение, формулировки законов, синим- теоретический материал, зеленым- примеры. Не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

Техника рационального конспектирования- это один из основных навыков обучающихся , преподавателей и научных работников . Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования оказывается примитивной.