17.09.2019

Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор перевозки является публичным договором


Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

Комментарий к статье 789

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).
В законе видами транспорта общего пользования названы:
— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);
— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;
— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);
— метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) .
———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.
3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).

В законе видами транспорта общего пользования названы:

— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);

— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;

— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);

— метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) .

———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.

3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

Новая редакция Ст. 789 ГК РФ

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к Ст. 789 ГК РФ

Перечень организаций, являющихся транспортом общего пользования, до настоящего времени не опубликован. Существо такого вида транспортных услуг обусловливает равные условия для любого обратившегося, единый подход к определению размера провозной платы и т.д. Междугородние рейсовые перевозки железнодорожным, авиационным, автомобильным и другим транспортом, по общему правилу, являются перевозками транспортом общего пользования.

Судебная практика.

Публичность договора в определенной степени юридически уравнивает перевозчика (как правило, экономически более сильной стороны) и грузоотправителя или пассажира. При этом суд исходил из того, что в силу ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, а в силу ст. 426 ГК РФ договор, заключаемый организацией, отнесенной к транспорту общего пользования, является публичным договором. Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (Определение ВС РФ от 27.07.2005 N 35-г05-7).

Другой комментарий к Ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным. Это означает, что перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся на равных условиях (ст. 426 ГК РФ).

На стороне перевозчика при перевозке транспортом общего пользования может выступать коммерческая организация, внесенная в перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки по обращению любого лица. Деятельность по перевозке транспортом общего пользования фиксируется также в уставе организации. К примеру, согласно пп. 4 п. 11 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 (СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766), одной из целей ОАО "РЖД" является перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования.

Поскольку на гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяются правила о юридических лицах (ст. 23 ГК РФ), перевозчиком при перевозке транспортом общего пользования может быть и индивидуальный предприниматель.

2. Перевозка отдельными видами транспорта (морским, железнодорожным, речным) предполагает наличие определенной инфраструктуры общего пользования - портов, причалов, железнодорожных путей, складов и т.д.

На речном транспорте действует правило, согласно которому порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (ст. 3 КВВТ).

6. Договор перевозки транспортом общего пользования

Перевозка пассажиров, груза и багажа, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организацией разрешения (лицензии) вытекает, она обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Однако единые правила для такой публикации не установлены и публикации в настоящее время не осуществляются, за исключением железнодорожного транспорта, издающего тарифные руководства.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Правила оказания услуг по публичному договору установлены ст. 426 ГК. По публичному договору перевозчик должен обслуживать любого пассажира или клиента, который обратился к нему за соответствующей услугой. Правила обслуживания по публичному договору перевозки и тарифы устанавливаются едиными для всех получателей услуг. Таким образом, публичный договор представляет собой оферту со стороны перевозчика.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если не установлено иное.

Необходимо различать термины «перевозка транспортом общего пользования» и «перевозка общественным транспортом». Сущность первого понятия была рассмотрена выше. Общественный транспорт – категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется органиченно для указания на льготы пассажирам в оплате проезда (городской общественный транспорт).

7. Договор фрахтования (чартер)

ГК РФ в ст.787 также установлены общие правила договора фрахтования (чартера). По этому договору одна сторона – фрахтовщик, обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю, за плату всю вместимость или ее часть одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, грузов, багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК). Договоры фрахтования наибольшее распространение получили в морском и речном транспорте, а также при воздушных перевозках. Конкретные формы чартера применительно к соответствующему виду транспорта регламентированы КТМ, ВК и УВВТ.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным договором. Он отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить определенное количество мест в транспортном средстве согласно приобретенному последним провозному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Особенности предмета обязательства фрахтовщика предопределяют и специфику его содержания (права и обязанности сторон).

8. Хранение

В транспортной отрасли при перевозках пассажиров, груза и багажа используется большое число терминальных сооружений (вокзалы, грузовые терминалы, склады, грузовые дворы), обеспечивающие временное хранение различных грузов и багажа. Общие правила хранения грузов установлены гл. 47 ГК «Хранение». Хранение осуществляется на основании договора хранения (ст. 886 ГК) или договора складского хранения (ст. 907 ГК). Договор складского хранения предусматривает хранение на товарном складе, под которым понимается организация, осуществляющая хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги в качестве предпринимательской деятельности. На транспорте к таковым относятся терминалы, прочие транспортные организации, имеющие в своем составе склады. Договор хранения может быть как самостоятельным, так и входить составной частью в договор перевозки. Подробное регламентирование хранения грузов, багажа и грузобагажа содержится в ТУЖД. Положения по хранению грузов и багажа также приведены в других транспортных уставах и кодексах.

Статья 923 ГК предусматривает, что находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается по представлении доказательств принадлежности этой вещи поклажедателю. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с требованиями ГК, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть переданы в порядке, предусмотренном ГК. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение 24 часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Хранение верхней одежды головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта, предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).

9. Эксплуатация источников повышенной опасности

Транспортная деятельность сопряжена с эксплуатацией источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, высоковольтные устройства энергообеспечения электрического транспорта и др. Понятие источника повышенной опасности и ответственность за возможные вредные последствия в связи с его эксплуатацией установлены в ГК. Вред, который источник повышенной опасности причинил людям, имуществу, природным объектам должен быть возмещен владельцем этого источника даже в том случае, когда отсутствует виновность владельца.

Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 1083 ГК. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т.п.) третьим лицам.

10. Ответственность участников перевозок

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В ТУЖД, ВК, КТМ, УВВТ и УАТ установлены нормы, регулирующие ответственность участников перевозок и других отношений, связанных с транспортной деятельностью. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом и договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленным соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что опоздание или задержка имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза и багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в установленном порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, равен одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Заключение

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. Во время господства административно-командной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм права перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

В транспортной отрасли также назрела необходимость в переменах в соответствии с требованиями рыночной экономики и современных реалий. В настоящее время готовится крупная правовая реформа на транспорте. Например, увидели свет Федеральные законы № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», № 18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и № 29-ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Хочется верить, что на этом реформирование транспортной отрасли не закончится, и транспортное законодательство, доставшееся нам в наследство с советских времен, будет приведено в соответствие с требованиями современности.

Список нормативных актов

и использованной литературы

Воздушный кодекс Российской Федерации. СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. М. 1996. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207 Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218. Устав автомобильного транспорта СССР. СП РСФСР. 1969. № 2-3. Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР. Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964. Витрянский В. Статья «Понятие и виды договоров перевозки. Система договоров перевозки» Журнал «Хозяйство и право», №1, 2001г. Журнал «Право и экономика», раздел «Новое в гражданском и хозяйственном законодательстве». - Издание Союза юристов России. №3, 2003г. Калпин А.Г. (под. ред.) «Гражданское право. Часть вторая». – М. 2002. Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997. Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997. Спирин И.В. Транспортное право: Учебное пособие. – М.: Транспорт, 2001.

Имеются в виду статьи ГК.

П. 2, ст.784 ГК.

СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218

СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383

СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207

Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964

СП РСФСР. 1969. № 2-3

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997, с. 388-396

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч., с. 308.

Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997, с. 308.

Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. Статья. Журнал «Хозяйство и право», № 1, 2001.

Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках до настоящего времени не принят; правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы; см., например главу 4 (ст. 68-85) ТУЖД.