28.08.2019

Любимые женщины иранского шаха. Фото - огонь! Реальные фото иранского шаха и его гарема


Насер ад-Дин Шах Каджар со своими любимыми жёнами.

Современные европейцы представляют восточный гарем как райское место, в котором живут молодые красавицы из знаменитых арабских сказок "1000 и одной ночи». Но фотографии из гарема Насер аль-Дин Шах Каджара, который правил в Иране в конце XIX века, ломают этот стереотип и демонстрируют неожиданные стандарты красоты того времени. В нашем обзоре фотографии из личного архива шаха, на котором запечатлены его жёны, семья и наложницы.

Насер ад-Дин Шах Каджаров стал шахом Ирана в 1848 году и правил в течение 47 лет. Это правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана. Историки утверждают, что он был хорошо образован и имел репутацию сибарита. Одной из многих страстей Насер ад-Дина была фотография.

Фотографировать Шах Каджара полюбил ещё в детстве, а когда пришёл к власти создал в своём дворце первую официальную фотостудию. У него был придворный фотограф - Антон Севрюгин из России.

Правда, русскому фотографу было позволено снимать только родственников шаха мужского пола, его слуг и придворных. А фотографирование своего гарема, в котором было более 100 наложниц, шах оставил за собой. И это при том, что по шиитским законам в то время снимать лица людей было недопустимо. Но что может остановить самого могущественного человека в стране!

У Насер ад-Дин Шаха Каджара было не только много жён, но и огромное число детей. Его дочь Эсмат была одной из первых женщин, которая научилась играть на пианино, когда инструмент привезли из Европы в Иран.

Непослушный внук шаха в компании родственников.

Перед вами уникальные снимки гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар, властвовавшего в Иране с 1848 по 1895 год. Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию.
Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом. Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Полнота - главный критерий красоты. Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.
Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа). Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон. Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы. Несравненная Анис аль-Долех (сидит). Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.
Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема. Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.
Гарем на пикнике. Худобой обитательницы гарема не страдали. По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.
Дамы из гарема в балетных пачках.
На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.

Все- таки, что ни говори, а за век представления о красоте, тем более - восточной красоте, страшно изменились Те же наложницы шахов сто и чуть больше лет назад и сейчас - просто небо и земля. Впрочем, никто не утверждает, что одно красиво, а другое - нет. У всех определенно свои вкусы. Быть может, раньше и вправду усы у дамы были не рудиментом, а изюминкой...
АРД предлагает своим читателям лишь взглянуть и почувствовать разницу... Как сказал по этому поводу известный поэт, а один известный блогер российского ЖЖ его процитировал: "Ночной зефир струит эфир..."

Перед вами уникальные снимки гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар, властвовавшего в Иране с 1848 по 1895 год.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Полнота — главный критерий красоты. Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы.

Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.

Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме — шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Дамы из гарема в балетных пачках.

А это уже некоторые современные восточные принцессы и иконы стиля.

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед (Sheikha Mozah Bint Nasser Al - Missned )

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед. Фото: instagram.com/mozahbintnasseralmissned

Вторая жена бывшего эмира Катара Хамада бин Халифа аль-Тани и мать нынешнего правителя, шейха Моза бинт Насер аль-Миснед получила блестящее образование, не прекратив его даже после замужества. Став первой леди Катара, Моза продолжает заниматься благотворительностью и продвигать идеи демократии. Помимо масштабной общественной работы, она также является специальным посланником ЮНЕСКО, имеет ряд государственных и международных должностей и даже звание дамы-командора Ордена Британской империи.

Моза считается иконой стиля. Фото: instagram.com/mozahbintnasseralmissned

Моза с завидной регулярностью попадает в списки самых стильно одетых женщин мира. Она - настоящая икона стиля! Ее коллекция нарядов поистине великолепна, и именно поэтому ее часто критикуют сторонники консервативного ислама, мол, не пристало женщине наряжаться в провокационную одежду и носить на голове тюрбан вместо традиционного платка. Недавно отметившая свой 55-й день рождения мать семерых (!) детей, шейха Моза может похвастаться поистине идеальной фигурой, все прелести которой она подчеркивает грамотно подобранной одеждой . Строгие приталенные пиджаки, закрытые платья, свободные брюки с высокой талией.

Шейха отдает предпочтение черному цвету. Фото: instagram.com/mozahbintnasseralmissned

Моза уделяет повышенное внимание fashion-тенденциям. Являясь совладелицей Модного дома Valentino , она посещает многочисленные показы, но стиль шейхи своеобразен и неповторим: даже одежду из линеек ведущих европейских домов моды она переделывает в соответствии с традиционными мусульманскими представлениями о женской одежде.

Рания аль-Абдулла (Rania Al-Abdullah)

Королева Иордании Рания аль-Абдулла. Фото: queenrania.jo

Рания - одна из самых популярных женщин арабского мира. Жена короля Иордании Абдуллы ибн аль-Хусейна аль-Хашими и мать наследника престола, она стала королевой в 1999 году. Помимо принца Хуссейна , у Рании и Абдуллы есть еще трое детей - принцХашим и две дочери - принцессы Иман и Сальма .

Одним из основных направлений деятельности королевы Рании является борьба за права женщин и детей, а также курирование Иорданского фонда - неправительственной организации, которая помогает женщинам принимать участие в экономической жизни страны и создавать новые компании.

Рания умело сочетает классический стиль с этническими мотивами. Фото: facebook.com/QueenRania

О прозападных ценностях королевы можно судить по ее нарядам. Любимая одежда Рании - джинсы, рубашки и туфли на каблуках, а на светских раутах королева появляется не иначе, как в самых элегантных нарядах от лучших европейских кутюрье. Любимые дизайнеры Рании - Джорджио Армани и Эли Сааб. И эта любовь взаимна: Армани недавно назвал ее главной музой своей жизни.

Лалла Сальма (Lalla Salma )

Принцесса Марокко Лалла Сальма. Фото: instagram.com/lalla_salmafp

Со своим будущим мужем - ныне действующим монархом МароккоМухаммедом VI бен аль-Хассаном - Сальма познакомилась, когда он был еще наследным принцем. В 2002 году, после королевского бракосочетания, Сальма получила титул Ее Королевское Высочество принцесса Лалла Сальма . «Лалла» означает высокий статус женщины, созвучно британскому «леди». К сожалению, по законам Марокко Лалла Сальма никогда не сможет стать королевой. Не влияет на это даже то, что она - единственная жена действующего правителя и мать наследника престола.

Гардероб первой леди насчитывает невероятное количество нарядов. Фото: instagram.com/lalla_salmafp

Как и положено первой леди, Лалла Сальма, помимо посещения различных светских мероприятий, занимается благотворительностью, курируя фонды борьбы с такими заболеваниями, как рак, СПИД и ВИЧ не только в Марокко, но и во всей Африке.

Свадебная фотография принцессы Лаллы Сальмы и шейха Мухаммеда VI бен аль-Хассана. Фото: instagram.com/yalwahkw

Лалла Сальма славится на весь мусульманский мир своими нарядами: по слухам, гардероб жены марокканского правителя насчитывает несколько сотен платьев, расшитых золотом и настоящими драгоценными камнями, стоимость которых может быть сопоставима со стоимостью качественного автомобиля. Для стиля Лаллы характерно сочетание европейской классики иафриканской этники , но с соблюдением многочисленных предписаний. Ее платья отличает свободный крой, длинный подол, свободные рукава, полностью закрывающие руки, и отсутствие глубокого декольте. Благодаря своему необычному стилю одежды, принцесса Лалла Сальма неоднократно попадала в различные рейтинги самых стильно одетых женщин исламского мира.

4. Амира аль-Тавил (Ameera al-Taweel )

Принцесса Амира аль-Тавил. Фото: instagram.com/ameerahaltaweel

Принцесса Амира аль-Тавил - еще одна Золушка: девушка из простой семьи среднего класса, ставшая женой принца, как и Илинка в сериале «Мои восточные ночи» .

И Амира, и ее супруг отличаются очень либеральными взглядами. Она выступает за права женщин: за право управлять автомобилем, получать образование и трудоустраиваться без необходимого разрешения на это родственника-мужчины - так называемого «опекуна».

Также Амира отказывается носить абайю - длинное традиционное арабское женское платье с рукавами, предпочитая ему чуть более закрытые версии классических европейских вечерних нарядов.

Амира умеет быть элегантной и не боится ярких оттенков в одежде. Фото: instagram.com/ameerahaltaweel

В отличие от многих арабских знатных особ, она выходит в свет в платьях средней длины. Она обладает непревзойденным чувством стиля, в котором европейский шик сочетается с исламской традиционностью. Именно поэтому Амиру уже называют иконой стиля: ее наряд на свадьбе принца Уильяма иКейт Миддлтон попал в список лучших образов мероприятия.

Фатима Кульсум Зоар Годабари (Fathima Kulsum Zohar Godabari)

Королева Саудовской Аравии Фатима Кульсум Зоар Годабари. Фото: facebook.com/fathima.zohargodabari

В отличие от Амиры аль-Тавил, Фатима - жена действующего короля Саудовской Аравии Абдуллаха ибн Абдул-Азиза аль-Сауда , поэтому ее внешний вид строго регламентирован мусульманскими нормами. Информации о Фатиме очень мало, известно лишь то, что она - одна из четырех жен главы Саудовской Аравии, которых он держит в собственном доме. Чтобы понять, насколько это высокая привилегия, надо иметь в виду, что Абдуллах вступал в брак более тридцати раз, но большинство жен монарха проживают вдали от его личных покоев .

Арабские медиа называют Фатиму красивейшей женщиной мусульманского мира - ее огромные зеленые глаза и кожа молочного цвета снискали ей славу первой красавицы. Фатима стала популярной совсем недавно, первые фотографии ее лица появились в Интернете на ее личной страничке в Facebook и Twitter в январе 2012 года. Именно тогда, по слухам, она стала женой короля Абдуллаха. После этого никаких новых снимков Фатимы журналистам раздобыть не удалось.

Стиль Фатимы можно угадать даже по немногочисленным фотографиям: королева Саудовской Аравии, безусловно, носит традиционную национальную одежду и ходит с покрытой головой. Но это не мешает ее нарядам быть интересными! В коллекции жены короля Абдуллаха насчитывается не один десяток разноцветных шелковых вариантов паранджи, украшенных причудливой вышивкой с разнообразными камнями.

На днях мир облетела весть: лидер КНДР Ким Чен Ын возродил традицию своего деда и отца и завёл собственный гарем «Сад наслаждений». Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок «1000 и одна ночь». Между тем, любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века, крушат сложившиеся стереотипы. В нашем обзоре можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвёртый шах Ирана получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.


Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджар, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближённых.


Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.


Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.


Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.


Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.


Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.


Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.


Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.



По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха – все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Сейчас немного перевернем известные факты о гаремах. Когда я увидел эти фотографии, недавно ставшие публичными, то задумался о том, насколько же меняются запросы общества к идеалам внешнего вида женщины. Ведь по сути цари и короли, были эталонами на которых равнялись в обществе. По крайне мере знать. И ладно бы гарем, все их уже видели. Но тут не все так просто. Начнем с того, как одевалась женская половина дома у богатого иранского шаха.

Насер ад-Дин Шах Каджар (с азербайджанского Nəsrəddin şah Qacar) - четвертый иранский шах. Властвует с 1848 г. Более сорока семи лет он правил Ираном. Между прочим одно из самых продолжительных, за всю историю Ирана в 3000 лет. Известно что он был довольно хорошо образованным человеком. Его знали и не любили за праздность и избалованность роскошью. Ну на то он и шах.

Насер ад-Дин Шах Каджар - собственно персоной. Известность пришла к нем из-за гарема.


Так что же такого в этом гареме, спросите вы? Начнем с того, что шах увлекался фотографией. И если не его увлечение, то никто бы не увидел, как жили его наложницы.


Антон Севрюгин готовит шаха к фотографированию.


Его детское хобби - фотографирование, превратилось в серьезное увлечение как только он повзрослел. Во дворце построили специальную фотостудию. А в 1870 году открылось ателье по руководством русского фотомастера - Антона Севрюгина. находилось оно в городе Тегеран. Впоследствии он стал официальным очень известным свадебным фотографом при дворе шаха. Ему была поручено вести летопись Ирана в фотографии. За данную деятельно он получил награды.


Дворециранского правителя - Гулистан.

Севрюгин мог снимать не только правителя, но так же его родных (только мужчин) и прислуг. Вот только снимать многочисленных жен, владыка решил самостоятельно. В летописи указывается их число - примерно 100.


Анис аль-Долех, похоже за музыкальным инструментом.

Фотографии правитель распечатывал сам в фотолаборатории при дворе. Специальные альбомы хранили работы иранского творца. Сейчас во дворце Голестан музей.


Сидит наложница Анис аль-Долех.

Необычность его фотографии в том, что в то время нельзя было фотографировать лицо человека, а снимать женщину - страшно запрещено. Ну как говориться - "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку". Шах мог фотогрофировать кого и что угодно. Попробуй ему откажи.


Самая любимая жена из гарема - Анис аль-Долех, сидит справа.

Эти фотографии перевернули все знало общество о скрытой жизни в гареме. Жены выглядят увернными и спокойными. Вполне охотно позируют перед фотоаппаратом, не боясь его.


Полнота - эталон красоты, на которкю равнялись.


Все женщины гарема не боялись исхудать.

На фотографиях видно что женщины с усами и густыми бровями. Для Востока это обыкновенное явление. Девушки абсолютно не голодали, не были запуганы и физическим трудом не занимались. Более того, их специально много кормили и почти не давали ходить.

Но вот интересный факт, многие жены изображены в коротких платьях. Примерно в этом выступают балерины в балете.

В 1873 году иранский правитель приезжал в Петербург. Его пригласил лично Александр II. Здесь он и увидел балет. Его он настолько очаровал, что ввел для своих жен балетные пачки, по местному - шалитех. Правда даже перед фотокамерой от платков решено было не отказываться.


Прислуга ставит кальян, переодетому слуге шаха мужчине по имени Зайнаб. Владыка был с чувством юмора. Переодевал даже мужчин.

Вот такие стандарты красоты были в Иране 19 века.

UPD: появилось разоблачение, правда без пруфов, что это якобы фото мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры)при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

И ответ с другой стороны, фото прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, Борис Васильевич Долгов:

«На фото действительно женщины. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Безусловно, такие обитатели в гаремах тоже были, но их держали под секретом, поскольку Коран эти вещи не приветствовал. А по поводу красоты… Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности – для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться».