07.07.2019

Коллективное творческое дело, его организация. Коллективная творческая деятельность. Приступая к работе, мы определили её параметры


Детский коллектив нашего Центра – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.

Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка, а так же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

Каждый педагог ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, педагога-организатора Центра, оттого, что проблемные моменты современного образования заключены в следующем:

  • в недостаточной активности и инициативности самих обучающихся в слабых навыках организаторской деятельности;
  • в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
  • в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
  • в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
  • в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных подростков.

Эти проблемы, возможно, решить через:

  • углубление программно-целевого подхода к деятельности образовательно-воспитательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий для организации и проведения коллективно творческих дел.

Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в работе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД).

Коллективные творческие делаэто, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших воспитанников, их родителей и педагогов, и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни учреждения. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает родителей, педагогов и воспитанников Центра. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. КТД – дело творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается.

Схема 1. Организация планирования коллективно – творческих дел в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»

Воспитательная работа нашего учреждения начинается с коллективного планирования. Каждое творческое объединение, клуб получает задание – подумать, что интересного, полезного для себя и для других можно сделать в этот учебный год. После коллективного обсуждения 1-2 предложения от объединений, клубов выносятся на «совет Добрых дел», в который входят представители администрации Центра, родители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и воспитанники. Каждое из предложений строится по плану. «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?»

Самое важное в коллективном планировании – развитие творческой, организаторской активности и самостоятельности самих воспитанников. Дети учатся жить – и жить с пользой и радостью!

Реализация коллективно-творческих дел в Центре

КТД планируются и проводятся в течение месяца, меняя названия и содержание. Все они напрямую связаны с тематическими периодами учебного года Разнообразие и периодичность проводимых мероприятий позволяют обучающимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в Центре широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет и заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, перед младшими и старшими, родителями создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, творческого объединения, клуба, которые являются первичным коллективом, так и на весь большой коллектив нашего учреждения. Это подтверждают результаты диагностики, анализ проведённых КТД и воспитательной работы в целом.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанников. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в учреждении периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события жизни Центра, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

КТД – это верный путь соединения и создания общности нашего Центра на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

В нашем Центре создано и функционирует 13 творческих объединений и 10 клубов по интересам. Работа клубов и объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя обучающимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в клубной деятельности позволяет воспитанникам отдохнуть, найти друзей. Самыми популярными являются военно – патриотический клуб «Витязь», вокальная студия «Домисолька», а среди воспитанников танцевального коллектива «Созвездие» создана команда клуба КВН. Коллективное творческое дело в нашем понимании, – это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Организация коллективной творческой деятельности происходит в несколько этапов, которые мы видоизменили и дополнили, исходя из целей и задач нашего учреждения (расширен состав участников, создано широкое творческое пространство деятельности, введен промежуточный этап, игровая инструментовка на всех этапах).


Схема 2. Схема деятельности организации КТД

КТД проходят в Центре 5 раз в год, охватывая педагогический коллектив и всех воспитанников от младшего до старшего возраста. В подготовке и проведении участвуют руководители творческих объединений и клубов, организаторы досуга, родители и сами воспитанники Центра.

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для ребят они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана нами не случайно. В процессе игры требования взрослых к обучающимся становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития. Игра – главная сфера общения воспитанников, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребенка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

В нашем педагогическом опыте практикуются такие формы игры, которые отвечают следующим требованиям:

  1. Игра содействует сплочению коллектива.
  2. Имеет познавательное значение.
  3. Активизирует общественную деятельность воспитанников.
  4. Обеспечивает мыслительную активность участников игр.
  5. Создаёт условия для детского творчества.
  6. Соответствует принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Предметом такой игры является наслаждение ее процессом, конечный результат реализация и развитие способностей, формирующих личность.

В практике работы нашего Центра проводятся как трудовые, организаторские, так и праздничные, художественные коллективно – творческие дела.

Трудовые дела. В трудовых делах воспитанники и педагоги Центра осуществляют заботу через труд – к творчеству. Цель трудовых дел – обогатить знания ребят об окружающем, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. Традиционно в нашем Центре проходит коллективно – творческое дело Операция ПДД – «Подарок далёким друзьям». Операция ПДД проводится как для хорошо знакомых людей, так и для далёких друзей. Одно из таких дел – акция «Дети Кузбасса – солдатам России», о которой узнали активисты «совета Добрых дел» и вышли с предложением об участии в ней, разработав общий проект подготовки. Суть этого проекта заключается в следующем: сделать общий подарок солдатам воинской части п. Козюлька Красноярского края. Данная часть была выбрана не случайно. Во-первых, её возглавляет наш земляк Рунда Михаил Михайлович, выпускник Итатской средней школы, во-вторых, с этой танковой частью давно установились дружеские отношения – наши обучающиеся получали первые навыки солдатской службы на военно-полевых сборах в расположении части, в-третьих, здесь проходят службу юноши Кемеровской области и Тяжинского района в частности.

Реализация проекта проходит по следующим этапам:

1 этап. Создание микроколлективов из воспитанников учреждения, которые получают определённое задание. Микроколлектив творческих объединений декоративно-прикладного направления вяжут варежки, носки, шьют тёплые вещи, изготавливают игрушки – обереги для солдат. Микрогруппа художественно-эстетического блока разрабатывают сценарий, подготавливают концертную программу, воспитанники клуба «Витязь» занимаются сбором писем от близких родных солдат, формируют посылки с художественно – научной литературой, сладкими сюрпризами.

2 этап. Обсуждение и защита «подарка». Выбор делегации воспитанников для визита в военную часть.

3 этап. Итог проекта – поездка в воинскую часть с праздничным концертом и вручением общего подарка от воспитанников Центра. Ежегодно, 23 февраля делегация из воспитанников, педагогов и родителей Центра, выезжают в расположение части. Встречает ребят из Кузбасса заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Лякруа Андрей Вячеславович и психолог части Пономаренко Наталья Владимировна. Ребята, показывают солдатам замечательный концерт, радуя военнослужащих своими выступлениями. Свое праздничное настроение им дарят: танцевальный коллектив «Созвездие», вокальная студия «Арго». Съемку дружеской встречи осуществляют родители воспитанников. Бурными и продолжительными аплодисментами принимают наших ребят воины. По завершению праздничного концерта подполковник Лякруа А.В. от всей души благодарит ребят и педагогов за прекрасное настроение, которое они доставляют солдатам, и приглашает к дальнейшему сотрудничеству. Также ребята с удовольствием посещают музей боевой техники, могут исследовать самостоятельно боевые машины, пообщаться с солдатами, узнать будни солдатской службы. С каждым годом крепнет сотрудничество воинской части с нашим Центром. Командир части Рунда М. М. традиционно вручает благодарственное письмо, в котором говориться: « Командование и личный состав части 54630 выражает благодарность управлению образования администрации Тяжинского района Кемеровской области, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области» за организацию культурно – досуговой работы с личным составом воинской части 54630, выражает уверенность, что и в будущем взаимное сотрудничество будет способствовать воспитанию достойных защитников Отечества».

4 этап. Оценка результатов деятельности – соотнесение полученного с запланированным.

Организаторские дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой, совместной организаторской деятельности – это когда вместе придумали, подготовили, провели и обсудили наше общее дело. Газета – «молния» «Я + друзья = семья» это непростая информация, а коллективное творческое дело, как участников её выпуска, так и всех членов детского коллектива, думающих над обсуждаемым вопросом, увлечённых поиском наиболее удачного его решения. Над созданием и выпуском этой газеты трудятся каждое творческое объединение Центра. Право на выпуск газеты переходит от одного творческого объединения к другому, в этом случае каждый детский коллектив учреждения сможет участвовать в выпуске газет – «молний». В каждом выпуске отражается информация о жизнедеятельности того или иного творческого объединения, его успехах, достижениях, новостях. Газета – «молния» не терпит шаблонов в содержании и подачи материала, новый выпуск оригинален по форме, приковывает внимание яркими, выразительными средствами оформления. Для «обратной связи» используется специальная «шкатулка мнений», помещаемая возле данной газеты. Такая форма работы даёт наибольший воспитательный эффект развивает чувство ответственности за жизнь своего коллектива, учит сопоставлять и оценивать разнообразные факты этой жизни, выделять главное, определять жизненно важную задачу, находить правильное её решение, действовать находчиво и оперативно.

Праздники – наши общие дела. Лучшей формой привлечения обучающихся к этой творческой деятельности становятся праздники: «Посвящение в гильдию творцов», «Идёт новый год», «Дом друзей», «Без матери нет ни поэта, ни героя», «Осенние посиделки» и т.д. Сколько сказочных героев здесь можно увидеть! Благодаря этим праздникам воспитанники могут реализовать свои режиссёрские, хореографические, артистические, музыкальные способности. Поэтому и цель этих праздников – развитие творческого воображения и формирование творческой личности обучающихся.

Самое увлекательное, разнообразное, творческое коллективное дело возможно при подготовке и проведении праздника «Идёт Новый год». Здесь предоставляется более широкое поле творческой деятельности для совместной работы воспитанников, педагогов, родителей. Подготовка к встрече Нового года в Центре начинается со стартовой беседы в творческих объединениях. На «совете Добрых дел» выбираются варианты организации и проведения всеми любимого весёлого праздника. Все предложения выбираются, обсуждаются, уточняются вопросами следующего типа «Для кого? С кем вместе? Где? Когда? Кто будет ведущим организатором?», совершенствуются, что-то принимается, что-то, напротив, отвергается. Так же разрабатываются и уточняются детали плана, распределяются поручения между творческими объединениями.

Данное коллективно – творческое дело даёт направление инициативе и самодеятельности каждого участника и всем вместе (младшим и старшим), позволяет определить меру своего участия в реализации замысла, выбрать поручения по душе, объединиться в группы по интересам.

Каждая группа имеет свой круг забот:

  • «хозяева» украшают ёлку, оформляют помещение, подготавливают сюрпризы;
  • «журналисты» организуют конкурсы на лучший рисунок, выпускают стенгазеты-поздравления каждому творческому объединению, оформляют итоговые статьи по проведению праздника в районную газету «Призыв» и пресс-центр администрации Тяжинского района;
  • «артисты» готовят концерты, творческие поздравления, проводят операцию «Радость малышам» с привлечением кукольного театра «Арлекин», вокальной студии «Домисолька» (показ новогоднего спектакля по детским садам посёлка);
  • «затейники» разрабатывают театрализованные представления, распределяют роли, проводят репетиции;

В период подготовки к празднику открывается «мастерская Деда Мороза». В «мастерской» создаются цеха, куда входят цех по изготовлению реквизитов и декораций (совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей), цех по пошиву костюмов, цех по изготовлению сувениров, подарков;

Подведение итогов происходит на общем сборе «совета Добрых дел», которому предшествует письменный опрос-анкета, содержащие вопросы на размышление «Что было хорошего и почему?», «Какие чувства и мысли вызвало у вас это КТД?», «Что предлагаем на будущее?» Отмечаются успехи творческих коллективов и личный вклад каждого. Завершая далеко неполный перечень коллективно-творческих дел, можно сказать, что всё это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы. Но особенно заметно изменились наши воспитанники, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и окружающим их людям, как изменились их ролевые позиции, с какой радостью они бегут в наш Центр, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь интереснее и полезнее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа

По дисциплине: Теория и методика воспитания

Тема: Коллективная творческая деятельность

Выполнил: Ивашев Т.В.

Группа: Зб-3541

Проверил: Шабалина С.Д.

Ханты-Мансийск - 2016 год

Введение

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского - до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, мы определили её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Цель - раскрыть понятие коллективной творческой деятельности, углубиться в историю коллективной творческой деятельности, познакомиться с технологией коллективной творческой деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, с целью её теоретического обоснования.

коллективный творческий познавательный художественный

1. Коллективная творческая деятельность

Каждый день работы педагога должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Для этого педагогу важно использовать разные формы воспитательной работы с детским коллективом.

Одной из таких форм является КТД - коллективно-творческие дела. Это не новая форма работы педагога, так как методика проведения КТД была разработана И.П. Ивановым ещё в прошлом веке.

Коллективные творческие дела - это полнокровная жизнь старших и младших, воспитанников и воспитателей и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. Это постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своём коллективе, об окружающих людях, о далёких друзьях, поиск лучших средств этой заботы. Это более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость всему коллективу и другим людям, то, что сплачивает воспитателя и воспитанников.

Суть каждого КТД:

Прежде всего -- это общественно-важное дело, социальнозначимое. Первейшее его назначение -- забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно -- творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно -- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе.

2. Основные признаки коллективной творческой деятельности

Особенности коллективного творческого дела:

*практическая направленность;

*коллективная организация;

*творческий характер;

*забота детей друг о друге;

*о своем коллективе;

*об окружающих людях;

*о далеких друзьях;

*поиск лучших средств этой заботы;

*все более четкая организация своей жизни;

*разнообразных дел на пользу и радость;

*способствует сплочению воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательных задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями преимущественно незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной сте?ени - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка?еред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на?ервый план выступает не создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно - важного опыта, а применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть?ереданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержания, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на?ервый план.

3. История коллективной творческой деятельности

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем в глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали - “Коллективные творческие дела”.

Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.

И.П.Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всероссийском лагере “Орленок” принимал участие десант из сорока членов КЮФ. “Орленок” и “Комсомольская правда” сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.

Когда вышла в свет книга "Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко" (ЛГПИ им. А.И.Герцена,1970), являющаяся предшественницей "Энциклопедии КТД", Игорь Петрович с горестью заметил: "Какую вредную книжку мы сделали". Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и др) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.

В 1998 году в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И.П.Иванова "Воспитание и школа на рубеже XXI века" вышла в свет книга Л.А.Ивановой "Будущее в настоящем - жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова".

4. Технология коллективной творческой деятельности

Коллективное творческое дело (КТД) -- коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное -- потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое -- потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело -- потому, что его результат -- общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие!»

Проводятся КТД различной направленности -- трудовые, познавательные, художественно-творческие, спортивные, общественно-политические.

В организации КТД, выделяют шесть стадий:

Первая стадия -- предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации. Проводится стартовая беседа. Ее ведет педагог, показывающий школьникам привлекательность предстоящего дела или ставящий проблему, для решения которой нужно провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить? зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос «Как?» при этом не ставится).

Вторая стадия -- коллективное планирование, разработка проекта КТД. На этом этапе детский коллектив разбивается на микрогруппы (команды, звенья), каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Затем каждая микрогруппа защищает свой вариант проведения КТД перед всем коллективом. В результате коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела» -- временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех микрогрупп.

Третья стадия -- коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный проект КТД, разрабатывает и распределяет по микрогруппам поручения по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания и предложения. На этой стадии микрогруппы готовят свои «кусочки» предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп.

Четвертая стадия -- стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций.

Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД.). При этом чем больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от позиции руководства и обращается к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования настроения, взаимоотношений, позиций.

Пятая стадия -- коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. Обсуждаются следующие вопросы:

а) Что понравилось и почему? Кому скажем «спасибо»?;

б) Что не получилось и почему?;

в) Что предлагаем на будущее? Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось неожиданным, удивительным? Помогло ли КТД что-то понять в себе?

Шестая стадия -- ближайшее последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микрогруппах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива.

Коллективная творческая деятельность -- это деятельность позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Заключение

Следовательно, коллективно творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.

Надеюсь, что в своей работе, я в полной мере ответил на заданные мне вопросы, раскрыл сущность КТД, показал как необходима данная методика в современном обществе.

В завершение своей мысли хочу подчеркнуть, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

Список использованной литературы

1.Афонина Г. М. - Курс лекций и семинарские занятия -Ростов н/Д. - 2002

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования / учебное пособие для вузов / - СПб.; М.; Харьков - 2007.

3.Подласый И.П. Педагогика - М. - 2013.

4.Сейфи С. Т. Коллективное творчество в формировании "школьного социума" и жизненных установок подростка - М. - 2008.

5.Смирнов Н.К. Здоровье - сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. - 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    План-сетка на лагерную смену. Анализ организационного периода. Выполнение поставленных перед сменой задач. Коллективное творческое дело. Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности. Основные игровые задачи. Задания для детей на выбор.

    отчет по практике , добавлен 18.08.2010

    Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Художественно-творческая деятельность как способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Формирование эстетического сознания посредством общения с произведениями искусства, отражающими действительность и сферу человеческих чувств.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Коллективное творческое дело: структура, виды, особенности поведения. Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у младших школьников. Рекомендации по использованию коллективно-творческой деятельности для развития умений учащихся.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых. Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Идея, сущность, функции и эффективность праздников. Художественно-педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника. Сравнительный анализ технологий его подготовки и проведения в форме конкурса в различных городах России.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Методология педагогической деятельности, ее ценностно-смысловое самоопределение. Технологии решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество, формы взаимодействия субъектов. Информационное сопровождение образовательного процесса.

    лекция , добавлен 26.03.2014

    Структура организаторской деятельности, ее особенности, специфика и функции. Классификация развивающих видов деятельности. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников. Коллективная творческая деятельность.

    контрольная работа , добавлен 01.07.2011

    Генезис идей воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе. Специфика воспитания гуманности в младшем школьном возрасте в коллективной творческой деятельности. Понятие и этапы организации коллективного творческого дела.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2011

    Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Его характерные черты и функций, формы и методы (беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное дело, убеждение, разъяснение, поощрение).

В современном развитом мире действует принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители, учителя, ученики и все-все видят друг друга как партнеров,создается заботливое сообщество, и оно начинает работать.”

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Коллективная творческая деятельность по И.П. Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога.

Коллективная творческая деятельность - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Существует несколько видов коллективных творческих дел:

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные Коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

Художественные коллективные творческие дела. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (концовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

Общественно-политические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы)

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Организационными постулатами и методическими идеями технологии коллективных творческих дел являются:

· сочетание индивидуального и коллективного творчества;

· коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

· ответственность каждого за результат общего дела;

· творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

· самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях коллективных творческих дел. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, -- это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида коллективных творческих дел формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием -- отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием -- защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективного творческого дела, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.

Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого коллективного творческого дела, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

Во-вторых, подготовка и проведение любого коллективного творческого дела требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы.

Коллективное творческое дело -- это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

· доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

· выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

· определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса.

Коллективное творчество - наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности.

Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

При проведении коллективно-творческой деятельности решаются следующие задачи:

· создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

· организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;

· укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;

· привлечение родителей и общественности к работе с детьми.

Методика коллективно-творческой деятельности - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех каждого, рыцарское служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество и дух свободы. [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115. - 95 с.]

Главные принципы методики коллективно-творческой деятельности таковы:

· воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию способностей, характера, умений школьника;

Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела

· ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

· разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

· формирование потребности в личностном росте.

Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации коллективных творческих дел.

Главные особенности планирования коллективных творческих дел:

· высокая мотивация и активность каждого участника;

· осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;

· возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

· учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;

· поступательное усложнение содержания.

Технология коллективной творческой деятельности - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. [Щукина, Г. И. Активизация коллективной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/Г.И.Щукина.- Москва, 1979. -510 с.]

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:

1 стадия - предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия - коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия - коллективная подготовка коллективного творческого дела. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем - в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия - проведение коллективного творческого дела.

5 стадия - коллективное проведение итогов коллективного творческого дела. Происходит на общем сборе: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия - стадия ближайшего последействия коллективного творческого дела. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки коллективных творческих дел предполагает:

· консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

· актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации коллективного творческого дела;

· отбор специальной литературы, информации для конструирования

· конструирование модели системы подготовки и организации коллективного творческого дела;

· определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

· осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

· определение условий для оптимальной реализации проекта;

· составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

· конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

· прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

· выработку четкой позиции на целевое управление.

Подготовка мероприятия по коллективно-творческой деятельности предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения.

Алгоритм проектирования творческого дела:

1. Формирование "образа желаемого результата".

2. Соотнесение его с реальной ситуацией.

3. Определение способов достижения этого образа.

4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.

5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.

6. Внесение необходимых корректив.

Само же проведение мероприятия можно разделить три этапа: начало, основную часть и окончание [Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1982. -С.248.,с. 123]

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств, здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности. Каждый из этапов организации коллективного творческого дела оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия - коллективный анализ свершенного - тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель - счастье людей!» и «Все - творчески, иначе - зачем!» [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115]

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Воспитание гуманных отношений, скромности, взаимности уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы педагогического коллектива и общественных организации. Это способствует осознанию учащимися того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).

Культура общения между представителями различных наций требует чуткости, такта, уважения к национальным чувствам и достоинству, учета особенностей национальной психологии, что выступает необходимым условием предотвращения явлений националистического характера. И наоборот, грубость, бестактность, бездушие, сами по себе не всегда связанные с национальными отношениями, могут быть поводом к националистической реакции. Дело в том, что для части людей национальная принадлежность является существенным критерием оценки личности. Любой неблаговидный поступок, особенно должностного лица, может быть рассмотрен на всю нацию, к которой принадлежит данное лицо, - и тогда реакция на всю нацию, к которой принадлежит лицо, служит поводом для националистических настроений.

В процессе массового общения возникают большие психологические перегрузки людей, конфликтные ситуации. Степень таких перегрузок неодинакова в различных населенных пунктах (крупные и средние города, районы, проживания ряда национальностей, национальных групп, национальных меньшинств или этнографических групп).

Следует учить детей правильно строить свои отношения не только со сверстниками, но и всеми окружающими людьми, необходимо прививать им навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать мелкие неурядицы, конфликтные ситуации.

При этом педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.)

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе (где сложилась положительная морально- психологическая атмосфера) у детей формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Культура межнационального общения формируется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Коллективные творческие дела, если они подобранны интересно, современно, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят гарантируют формирование культуры межнационального общения.

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве. В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

1. Коллективное управление авторскими правами: понятие.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения. Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них. Первое - задача авторов и исполнителей, второе - задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами - пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления - оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности .


В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (ВОИС) и "Российский Союз Правообладателей" (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами . Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав . Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

В тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям . Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии) Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике .

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя. Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует .

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи - на ставки вознаграждения за использование . Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к. вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами. Достаточно вспомнить законопроект о , главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления. Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.