22.08.2019

Информационный стенд по профориентации. Психологическое тестирование на профориентацию и выбор профессии. Цвета и ассоциации


При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.

Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.

Вводная часть

Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.

Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?

Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?

Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.

Вопросы для первой группы:

  • Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
  • К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?

Вопросы для второй группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
  • Прокомментируйте позиции каждой из групп.

Вопросы для третьей группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
  • Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?

Вопросы для четвертой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
  • Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?

Вопросы для пятой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
  • Что действительно было счастьем для героя?

Вопросы для шестой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?

Фрагменты из фильмов

Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.

Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:

  • Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
  • Что означало для героев фильма такое отношение к труду?

Упражнения

Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

Цепочка профессий

Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.

Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.

Перечень по алфавиту

Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.

Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).

Формирование образа

У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.

Возможные варианты:

  • Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
  • Опыт общения с людьми той или иной профессии.
  • Художественная литература.
  • Документальные или художественные фильмы.
  • Книги о профессиях.
  • Журнальные статьи, очерки.

Критерии выбора

Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).

Варианты критериев:

  • Деньги (официальные и неофициальные заработки).
  • Власть (подчинение других людей).
  • Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
  • Азарт жизни (приключения, путешествия).
  • Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
  • Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
  • (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).

Цвета и ассоциации

Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и вызывают эти ассоциации у других участников.

Создание предметов

Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.

Портфель профессионала

Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.

Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

  • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
  • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
  • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
  • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
  • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
  • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.

Работа составляет важную часть нашей жизни, которая требует, как минимум, большого количества затрат временных и эмоциональных ресурсов человека. В ней мы самореализуемся и проявляем свой потенциал. Найти свою профессию - это задача, которая возникает перед каждым человеком. Неправильный выбор может негативно отразиться на качестве дальнейшей жизни. Далеко не всем людям удаётся распознать свой профессиональный путь сразу: именно поэтому я рекомендуется обращаться ко мне, как к специалисту по психологическому тестированию и работе с детьми. Психолог по профориентации подберет тесты и методики, проведет интерпретацию результатов, поможет наметить и скорректировать дальнейший путь Вашего профессионального развития.

Тестирование на профориентацию направлено на то, чтобы помочь вам и вашему ребенку подобрать ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать вашим интересам, способностям, личностным характеристикам и перспективам рынка труда.

Данная услуга, консультация психолога и профориентация, рекомендуется, как школьникам с 8 по 11 классы, так и взрослым людям. Именно в подростковом возрасте учащиеся средних школ и их родители задумываются о том, в какой ВУЗ поступать, какую профессию выбрать. Если у учащегося уже намечен вектор своего профессионального развития, то консультация психолога и профориентация поможет вам лучше понять, насколько выбранные профессии будут ему подходить: комфортно ли ему будет выполнять свои обязанности, достаточно ли способностей для того, чтобы учиться по выбранной специальности.

Существует достаточно большое количество психологических программ по профориентации. Эти программы учитывают особенности характера человека, его знания, склад мышления. Тестирование на профориентацию для школьников и взрослых никогда не состоит из одной программы, так как в этом случае результат получается недостоверным. В выборе программ обязательно участвует психолог. После обработки тестирования выдаются результаты, где есть и перечень профессий, которые подходят именно вам. Обязательно после психологического тестирования по профориентации проводится психологическая консультация психолога, так как психолог видит "узкие места" программы, учитывает неоднозначность срединных значений. Так же пройти тестирование на профориентацию можно начиная с 12-13 лет, так как часто в этом возрасте стоит вопрос о выборе профильного класса. Позже тестирование можно повторять с регулярностью 1 раз в год, последнее необходимо провести за год до предполагаемого поступления в ВУЗ.

Психологическое тестирование на профориентацию и выбор профессии

Для более точных и достоверных результатов заключений, всегда нужно проводить только комплексное психологическое тестирование на профориентацию и рассматривать основные блоки:

  • способности (уровень знания и потенциальные психологические возможности)
  • интересы и мотивацию ребёнка или взрослого (его хобби, увлечения, таланты, собственные представления о том, что должна включать в себя будущая его профессия)
  • структура личности (особенности темперамента и характера)

Существует ряд проблем в профессиональном самоопределении, которые шире, чем конкретный запрос профконсультации. Если такие трудности обнаружены у ребёнка или взрослого то желательно и необходимо посетить дополнительные консультации психолога, которые дадут рекомендации родителям и помогут ребёнку разобраться в его психологических проблемах. К таким проблемам относятся, например:

  • трудности, связанные с выбором профессии: противоречивость выборов или же неадекватные представления о профессии
  • высокие ожидания при слабой успеваемости
  • трудности, которые связаны с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде и т.п.;

Важно помнить, что психологическая поддержка и профориентация имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность и мотивация находящегося в этом процессе. Если подросток, взрослый ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей. Поэтому вам нужно уже сегодня позвонить мне и записаться на психологическую консультацию по выбору будущей профессии.

По итогам теста и беседы с психологом-консультантом будут намечены рекомендуемые профили и список профессий. Вместе мы с вами более детально ознакомимся с выбранными профессиями (где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность и т.д.) и проведем анализ информации: выпишем основные плюсы профессии для вашего ребенка, посмотрим недостатки и попытаемся понять, насколько эта профессия соответствует собственным ожиданиям.

В своей работе с вами я использую не только уникальный набор психологических тестов для выбора будущей профессии, но и использую специализированный психологический тренинг, где ребенок может уверенно принять роль той или иной профессии, должности или специальности. Это позволит принять более взвешенное решение при дальнейшей профориентации в выборе будущей профессии.

Принимая решение пройти профориентацию, вместе с вами мы исследуем следующие факторы:

  • Особенности личности ребенка
  • Социальную внешнюю среду
  • Предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности

Исследуем взаимодействие ребенка с существующими профессиями, которые можно разделить на следующие разновидности:

  • Профессии, в которых большое значение имеют физические данные - спортсмены, артисты и телеведущие.
  • Профессии, где очень важно уметь искусно делать, что-либо - рисовать, петь или играть на пианино.
  • Специальности интеллектуальной направленности - юрист, медик, математик и т.д.

Конечно же, выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности. Таким образом, можно сказать, что это сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов. Задача эта непростая, но просто необходимая. Звоните мне и записывайтесь на консультацию по профориентации уже сегодня. И я помогу вам сделать правильный выбор.

Консультация психолога и профориентация состоит из трех частей:

    Первая часть - психологическое знакомство с испытуемым плюс небольшое тестирование:

    Вторая часть - проведение психологического тренинга с выбором существующих профессий:

    Третья часть - после обработки тестов - беседа по их результатам и заключение.

Во всех случаях я выдаю заключительный материал в письменной форме и дальнейшие психологические рекомендации.

Вы так же можете смело скачать так называемый быстрый тест для профориентации подростков и взрослых и провести тестирование себя и своего ребенка самостоятельно:

Или же воспользоваться качественными и профессиональными услугами специалиста по психологическому тестированию, работе с детьми и записаться ко мне на прием в Москве.

Профориентация подростков и взрослых - цены на услуги:

Стоимость психологической консультации, профессионального тестирования и профориентация подростков и взрослых в Москве на Цветном бульваре составляет всего 6.000 рублей за три занятия, длительностью 50 минут. Это всего лишь по 2,000 рублей за одно занятие с хорошим частным клиническим психологом и психоаналитиком длительностью в 50 минут. Ведь это здорово, что можно пройти психологическое тестирование на профориентацию для подростков и взрослых по такой минимальной цене! Помните, что услуги психолога и профориентация подростков и взрослых - это лишь инвестиция в себя, в своего ребенка и свой душевный потенциал.

Адрес центра консультации психолога и профориентации:

г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, каб. 209

Всего несколько десятилетий назад в старшем звене в школе стали проводиться занятия по профориентации. Произошло это в связи с тем, что на рынке труда появились такие как менеджер, риелтор, до этого момента не знакомые русскому человеку. В школе профориентация - это занятия с учащимися Ребят знакомят с рынком труда, особенностями конкретных направлений.

Кто должен проводить занятия по профориентации?

За занятия по профориентации в школе несут ответственность два педагога. Это классный руководитель и школьный психолог. Отсюда следует, что профориентация - это совместная деятельность преподавателей и учащихся, проводимая с целью оказания помощи при выборе профессии.

Школьный психолог занимается изучением личностных качеств ученика и на основании проведенного тестирования дает рекомендацию о том, какая сфера деятельности для ребенка может стать наиболее продуктивной в будущем. Вопросы в тестах позволяют собрать данные о предпочтениях учеников, их умениях и талантах. Существует множество методик, позволяющих с помощью опросников составить представление о личности. На основании таких данных вполне уместно давать рекомендации по будущему трудоустройству.

Классный руководитель занимается организацией информационных занятий, экскурсий на местные заводы и фабрики с целью ознакомления учащихся с разными профессиями.

На по профориентации чаще всего приглашаются работники разных сфер деятельности, которые без искажения какой-либо информации могут поведать о своей профессии. Здесь главное - не ошибиться с подбором кандидата, приглашенного на классный час. Только тот человек может рассказать правдиво о своей деятельности, который влюблен в свою работу.

Когда проводить занятия по профориентации со школьниками?

Процесс сложный, но жизненно необходимый. Проводить занятия по данной тематике нужно начинать с возраста младшего школьника. Могут проводиться мероприятия под названием «Давайте познакомимся. Я врач (учитель, пожарный)». Такие занятия проводятся с целью общего развития ребенка.

Наблюдать за ребятами нужно с самого раннего детства, следить за проявлением их деятельности. Ведь одни дети любят играть кубиками, конструкторами, пазлами, что означает наличие у них такие качества, как усидчивость, кропотливость и точность, тогда как другие без конца прыгают, бегают, постоянно лезут на шведскую стенку, пытаются выполнить какие-то трюки. Здесь уже у ребенка проявляются качества будущего спортсмена, учителя физкультуры или тренера.

Когда приобретает особое значение профориентация? 9 класс - самое лучшее время для проведения мероприятий в этой сфере. Именно в этом возрасте подросток впервые серьезно задумывается, что ему делать: дальше продолжать обучение в школе или поступать в учебные заведения.

Классный час - помощник в выборе профессии

В большинстве школ Европы ребенок, обучаясь в школе, получает навыки той или иной профессии. Там предусмотрено прохождение детьми практики на производствах, и определиться с выбором им значительно легче.

В России же дела по профессиональному ориентированию обстоят немного хуже. Способность школы помочь с выбором жизненного направления чаще всего сводится к беседам на классных часах. Такие уроки проводятся не чаще одного раза в месяц. Классный час по профориентации является обязательным мероприятием для старших школьников. Отведенное время должно быть потрачено с пользой для каждого ученика.

Кого позвать на классный час?

Приглашая представителей той или иной профессии, нужно ориентироваться прежде всего на желание класса узнать об этой сфере жизни. Если мнение класса разделилось, то можно пригласить нескольких представителей разных направлений, но не более трех, так как для выступления других может не хватить времени. Да и дети могут устать и перестать слушать выступающих. Классному руководителю не стоит брать на себя ответственность рассказывать детям о профессии, в которой у него имеются лишь поверхностные знания. Это может привести к искажению предоставляемой информации.

Где проводить занятия по профориентации школьников?

Профориентация - это не только лекции и беседы в стенах школьного кабинета. Большое значение имеет для детей такой вид внеклассного мероприятия, как экскурсии.

Классному руководителю не нужно бояться привлекать школьную администрацию для помощи в организации классного выхода на завод или другое местное предприятие. Потому что не зря существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме этого, профориентация школьников может происходить в любое время, даже специально не запланированное. Например, решили классом покататься на лыжах, а пока добирались до лыжной базы, увидели, как электромонтер чинит на столбе провода. Не стоит упускать момент. Можно побеседовать с детьми о Стоит уточнить у ребят, что они уже знают о подобной деятельности.

Как помочь ребенку с выбором профессии

Очень часто бывают ситуации, когда подросток не может определиться с выбором профессии. При этом очень важна правильность действий родителей. Не нужно навязывать ему своего мнения, ребенок должен сам сделать свой выбор. Если родители видят, что девятиклассник не может определиться с выбором профессии, ситуацию нужно брать под контроль.

Во-первых, можно посетить все «Дни открытых дверей» близлежащих учебных заведений.

Во-вторых, стоит поговорить с ребенком о его детстве, напомнить ему, в какие игры он играл, что ему нравилось делать больше всего. Положительные эмоции, связанные со счастливыми моментами из детства, помогут ему расслабиться и еще раз обдумать свои решения.

В-третьих, беседуя с ребенком на тему профессий, стоит рассмотреть несколько интересующих его вариантов. Можно обсудить совместно все плюсы и минусы. Пусть подросток расскажет, что ему нравится, а что не очень.

В-четвертых, если ребенок не может выбрать профессию из-за качества знаний, проблему стоит решать кардинально. Можно нанять репетитора по тому предмету, который вызывает трудности. В данном случае деньги не будут истрачены напрасно. У подростка появится возможность поступить в учебное заведение.

Профориентация на переменах

Взрослым зачастую кажется, что занятий по профориентации достаточно. Ребенок должен сразу определиться. Но это далеко не так. Немалое значение в жизни каждого школьника имеет профориентация в классе, когда дети, общаясь между собой на переменах, рассказывают друг другу, куда они собираются пойти учиться. И вот здесь могут появиться проблемы. Ребята в силу неполного представления о рассказываемой профессии начинают сбивать с толку своих сверстников, зазывая пойти учиться в определенный вуз. Наиболее веский аргумент при этом - будущая оплата труда. Но ведь профессия должна нравиться в первую очередь. Престижность стоит отставить на второй план.

Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, профориентация для подростков должна быть максимально освещена специалистами.

Заключение

От того, насколько правильным будет выбор профессии сегодняшних выпускников, зависит не только их успешность в жизни, но и развитие страны в целом. Ведь невозможно дать качественного образования, если педагог не любит детей. Невозможно качественно провести операцию, если хирург на деле излишне брезглив, склонен к сильной эмоциональности или боится вида крови. Безусловно, никогда не стать хорошим бизнесменом или продавцом, если в человеке отсутствует предпринимательская жилка. Профориентация - это во взрослую жизнь.

Каждый человек абсолютно индивидуален, и родителям, помогающим своему ребенку с выбором профессии, нужно не забывать об этом. И если удается заметить, что ребенок с детства проявляет свои способности в искусстве (музыке, рисовании, актерском мастерстве), не нужно заставлять его стать химиком или бухгалтером. Ведь существует множество профессий, в которых нынешний школьник сможет найти себя и полностью реализоваться. Каждый человек должен быть на своем месте.