30.10.2019

Федерального закона о специальной оценке условий труда. Специальная оценка условий труда (соут). Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда


Статья 8 . Режим ненормированного служебного дня гражданских служащих

1. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

2. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп, эпизодически привлекаемых по поручению представителя нанимателя к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии с перечнем должностей гражданской службы с ненормированным служебным днем, установленным служебным распорядком государственного органа края и служебным контрактом.

3. Гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день устанавливается гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня:

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории "руководители", - продолжительностью 14 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории "помощники (советники)", относящиеся к высшей и главной группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к ведущей группе должностей, - продолжительностью 8 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, - продолжительностью 12 календарных дней, относящиеся к ведущей и старшей группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к старшей и младшей группам должностей, - продолжительностью 8 календарных дней.

В случае, если такой отпуск не предоставляется, исполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется с письменного согласия гражданского служащего как сверхурочная работа по правилам, установленным трудовым законодательством.

5. Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день возникает у гражданского служащего независимо от продолжительности служебной деятельности в условиях ненормированного служебного дня.

6. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также иных оплачиваемых отпусков.

7. В случае переноса либо неиспользования гражданским служащим ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, а также увольнения гражданского служащего право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном федеральными законами для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Документ устанавливает понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и область влияния, объекты, требования, предъявляемые к ее проведению, и результаты.

В тексте подробно прописаны права и обязанности работодателя, работника и организации при проведении СОУТ, указана область применения результатов оценки, изложен порядок мероприятий, обязательных при проведении. Также закон уточняет, какие организации имеют право проводить СОУТ, и каким образом осуществляется государственный контроль за этим мероприятияем.

Закон 426-ФЗ о специальной оценке условий труда представляет собой основной нормативный документ, который регламентирует порядок осуществления СОУТ в нашей стране. Кроме того, его важной ролью является то, что он обязывает компании проходить эту процедуру с установленной регулярностью. В частности, она должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет. При этом указанное требование является актуальным для подавляющего большинства компаний, включая те из них, в которых трудятся только офисные работники.

Согласно положениям закона № 426 о специальной оценке условий труда исключение в этом отношении может быть сделано для следующих категорий рабочих мест:

  • места специалистов, трудящихся на дому;
  • места специалистов, работающих удаленно;
  • места специалистов, осуществляющих деятельность по согласованию с работодателем, выступающим в качестве частного лица, не имея статуса ИП.

Как и другие приказы по СОУТ, 426-ФЗ отводит особое внимание правилам реализации спецоценки условий труда. При этом, являясь ключевым нормативным актом федерального уровня, который должен установить общие принципы взаимодействия между субъектами, он также включает в себя ряд других важных определений и алгоритмов. Они, в свою очередь, основываются на том, что сторонами, вовлеченными в процесс реализации СОУТ, выступают работник, работодатель и специализированная организация, проводящая спецоценку.

В частности, 426-ФЗ о СОУТ описывает права и обязанности всех сторон по отношению друг к другу в рамках этой процедуры. Кроме того, он устанавливает перечень четких требований к компании, которая имеет право предлагать услуги по реализации СОУТ, и определяет алгоритмы контроля качества ее работы. Наконец, федеральный закон о СОУТ № 426 также фиксирует правила осуществления государственного надзора за деятельностью в данной сфере. Он также определяет порядок разрешения конфликтных ситуаций, включая необходимость их решения в судебных инстанциях.

Проблемы с применением закона № 426 о специальной оценке условий труда

ФЗ-426 о СОУТ вступил в действие только в начале 2014 года: таким образом, с момента начала его применения прошло менее четырех лет. Кроме того, с этой даты в документ неоднократно вносили серьезные изменения: например, наиболее значимыми эксперты считают обновления в ФЗ-426 о СОУТ от 24 января 2014 г. Вместе с тем, пока еще не все участники рынка полностью адаптировались к требованиям нового законодательства и правильно применяют его. Например, нередко встречается даже неправильное употребление названия закона: можно столкнуться с упоминанием о 421-ФЗ о специальной оценке условий труда или другими некорректными обозначениями.

Переходные положения 426-ФЗ о специальной оценке условий труда

При этом внимательное изучение текста ФЗ-426 о СОУТ с комментариями показывает, что на практике у компаний существует легальная возможность отсрочить его вступление в силу для конкретной организации. Это может быть реализовано в случае, если в течение действия уже отмененного закона об аттестации рабочих мест эта операция была проведена на предприятии. Согласно 426-ФЗ о специальной оценке условий труда ранее выданные свидетельства о прохождении такой аттестации будут оставаться действительными вплоть до конца декабря 2018 года. Это правило, разумеется, актуально только в течение срока действия такого свидетельства, указанного в документе. При этом с начала 2019 года перестанут действовать даже те документы, срок применения которых формально пока не истек.

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2 , - 7 части 1 настоящей статьи.

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 12-47/2019 от 22 февраля 2019 г. по делу № 12-47/2019

    Николаевский-на-Амуре городской суд (Хабаровский край) - Административные правонарушения

    Июня 2018 г., но поскольку эта должность является новым рабочим местом, то у общества есть год, чтобы произвести специальную оценку условий труда (ч.2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г). В связи с этим в срочном трудовом договоре с ФИО1., ФИО2., ФИО3., которые были приняты летом 2018 г., не...

    Решение № 12-34/2019 12-390/2018 от 21 февраля 2019 г. по делу № 12-34/2019

    Ленинский районный суд г. Иваново (Ивановская область) - Административные правонарушения

    Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73, а именно: 1.В нарушение ст. 230 ТК РФ, ст. 17 ФЗ №426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда», п.23 приложения 2, приложение 1 форма 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития...

    Решение № 5.1-2/2019 от 21 февраля 2019 г. по делу № 5.1-2/2019

    Поворинский районный суд (Воронежская область) - Административные правонарушения

    Распоряжения № 36/12-5754-18-И от 09.10.2018 года в отношении ООО « Селянка» установлено, чтов нарушение требований ст. 212 Трудового кодексаРоссийской Федерации, ст. 17 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда рабочих мест, на момент проверки обществом не проводилась. ...

    Решение № 2А-70/2019 2А-70/2019~М-15/2019 М-15/2019 от 12 февраля 2019 г. по делу № 2А-70/2019

    Белозерский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Области специальной оценки условий труда, а также фактическим обстоятельствам, установленным при проведении как первоначальной, так и повторной экспертизы и зафиксированным в заключении № 003-СОУТ от 17 . 02.2017 и № 008-СОУТ от 19.10.2018. ГБУ «Белозерская ЦРБ» направило в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о несогласии с заключением № 008-...

    Решение № 21-13/2019 7-18/2019 от 6 февраля 2019 г. по делу № 21-13/2019

    Верховный Суд Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) - Административные правонарушения

    Территории Республики Калмыкия, с указанной даты введены должности машиниста автогрейдер (5 ед.) и водителя снегоболотохода (1 ед.). Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанном рабочем месте - водитель снегоболотохода на момент вынесения постановления административного органа не истек, а...

    Решение № 21-11/2019 от 6 февраля 2019 г. по делу № 21-11/2019

    Верховный Суд Республики Тыва (Республика Тыва) - Административные правонарушения

    Оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В силу требований п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке...

    Решение № 12-25/2019 12-636/2018 от 6 февраля 2019 г. по делу № 12-25/2019

    Левобережный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) - Административные правонарушения

    Однако, Госинспекцией труда в после получения отчета директора ООО «Акцент», было вынесено Постановление о назначении административного наказания №, которое впоследствии было отменено решением суда от 17 . 05.2018г. Кроме того, доказательств того, что рабочие места, указанные в штатном расписании ООО «Акцент» относятся к рабочим местам, указанным в ч. 6 чт. 10 ФЗ № –ФЗ, ...

1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

4. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

5. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.

8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 12-12/2019 12-634/2018 от 26 февраля 2019 г. по делу № 12-12/2019

    Северодвинский городской суд (Архангельская область) - Административные правонарушения

    К следующему. Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в период с 24.09.2018 по 19. 10 . 2018 в отношении АО «СПО «Арктика» проведена проверка соблюдения трудового законодательства По результатам составлен акт проверки от 19. 10 . 2018 № 29/12-3925-18-И-2 и...

    Решение от 25 февраля 2019 г. по делу № А15-5599/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    На основании следующего. Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением (приказом) заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Шутунова М.А. от 10 августа 2018 г. № 44.ДЭС.08-06/1, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Максим-Махачкала» (ИНН 0572013021) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных...

    Решение № 5.1-2/2019 от 21 февраля 2019 г. по делу № 5.1-2/2019

    Поворинский районный суд (Воронежская область) - Административные правонарушения

    Не просил. Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в период с 10 . 10 . 2018 года по 07.11.2018 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Воронежской области, на основании соответствующего распоряжения № 36/12-5754-18-И от 09....

    Решение № 2-2026/2018 2-7/2019 2-7/2019(2-2026/2018;)~М-1812/2018 М-1812/2018 от 11 февраля 2019 г. по делу № 2-2026/2018

    Североморский районный суд (Мурманская область) - Гражданские и административные

    На момент проведения СОУТ работодателем – войсковой частью *** в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 8, п. 2 ст. 10 , ч. 2 ст. 12 и ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» сформированные по результатам СОУТ документы, ...

    Решение № 12-25/2019 12-636/2018 от 6 февраля 2019 г. по делу № 12-25/2019

    Левобережный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) - Административные правонарушения

    17.05.2018г. Кроме того, доказательств того, что рабочие места, указанные в штатном расписании ООО «Акцент» относятся к рабочим местам, указанным в ч. 6 чт. 10 ФЗ № –ФЗ, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Тихонов Д.С. не выявлено. Вместо этого, государственный инспектор труда Тихонов Д.С. в обжалуемом постановлении надумано...

    Решение № 21-11/2019 от 6 февраля 2019 г. по делу № 21-11/2019

    Верховный Суд Республики Тыва (Республика Тыва) - Административные правонарушения

    Удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что суд в решении указал, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ «О специальной оценке условий труда»), специальная оценка условий труда может проводиться...