19.10.2020

Что относится к государственной корпорации. Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг. Распоряжение имуществом государственных корпораций


Государственные корпорации созданы для выполнения различных функций; деятельность каждой регулируется отдельным федеральным законом, которым определены цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. При этом ответственность за неразмещение государственными корпорациями предусмотренных законодательством сведений отсутствует.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Год создания: 2004.

Основание: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Цель: обеспечение функционирования системы страхования вкладов, а также осуществление функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

Органы управления: совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления - совет директоров.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Исаев Юрий Олегович

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

Цель: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и председатель. Высший орган управления - наблюдательный совет, возглавляемый председателем Правительства РФ.

Председатель:
Горьков Сергей Николаевич

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ)

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Государственная корпорация должна была прекратить деятельность с 1 января 2013 года, но сроки окончания работы неоднократно переносились. В октябре 2017 года Государственная Дума в очередной раз продлила сроки деятельности Фонда до 1 января 2019 года.

Цель: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Численность персонала: на 01.01.2017 - 257 человек.

Генеральный директор:
Цицин Константин Георгиевич

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии"».

Цель: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: на 31.12.2016 - 1 037 человек.

Генеральный директор:
Чемезов Сергей Викторович

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

Цель: проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области; проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высший орган управления - наблюдательный совет.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Лихачёв Алексей Евгеньевич

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Год создания: 2015.

Основание: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"».

Цель: реализация государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования в области космической деятельности; оказание государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом; обеспечение проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения; координация работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем; осуществление международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства; осуществление функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: 249,94 тысяч человек (включая подведомственные организации).

Генеральный директор:
Комаров Игорь Анатольевич


Ограничения, запреты и обязанности

На сотрудников государственных корпораций распространены особые ограничения и обязанности, аналогичные запретам и ограничениям для госслужащих.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ограниченный перечень способов осуществления закупок (10 конкурентных способов и возможность закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в законе), а Федеральный закон № 223-ФЗ позволяет заказчику в своём положении о закупке самостоятельно определять виды закупок, выбирать площадки для электронных торгов и т.д. По № 44-ФЗ работают органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме закупок за счёт грантов, собственных средств, в рамках субподрядов). При своевременном утверждении положений о закупках по Закону № 223-ФЗ работают государственные компании с долей участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, бюджетные учреждений и государственные и муниципальные предприятия, в случае осуществления закупок за счет грантов, собственных средств и субподряду.

Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» закупают в основном по № 44-ФЗ, а остальные корпорации используют закон лишь для закупки ежегодных услуг по аудиту, который по закону осуществляется на конкурсной основе.

Более гибкий № 223-ФЗ позволяет государственным корпорациям самостоятельно определять способы закупок. С другой стороны, № 44-ФЗ накладывает на заказчиков обязанность публиковать всю документацию по закупкам, серьезно ограничивая использование неконкурентных способов закупки.

В 2014 году Сергей Кириенко, занимавший должность генерального директора «Росатома», сообщил , что госкорпорация первой и по своей инициативе перешла на № 44-ФЗ. По его словам, более жёсткие условия закупок позволили им сэкономить 35 млрд рублей.

На момент публикации этого исследования все государственные корпорации уже разместили свои положения о закупках в Единой информационной системе:

Агентство по страхованию вкладов - последние изменения внесены 09.12.2016

Внешэкономбанк - последние изменения внесены 02.03.2017

Фонд ЖКХ - последние изменения внесены 13.03.2017

Ростех - последние изменения внесены 31.03.2017

Росатом - последние изменения внесены 04.04.2017

Роскосмос - последние изменения внесены 26.06.2017

Корпорация «Роскосмос» нарушила сроки опубликования в Единой информационной системе изменений, вносимых в Положение о закупках. В соответствии с № 223-ФЗ положение и изменения в него должны публиковаться не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Утвержденные 26 июня 2017 года изменения «Роскосмос» опубликовал лишь 14 июля, спустя 20 дней.

За это правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. рублей, на юридических лиц - от 10 до 30 тысяч рублей.

Конфликт интересов при закупках


В 2013 году первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков был избран председателем совета директоров АО «Концерн Созвездие», которое входит в состав госкорпорации (в настоящее время он не занимает этой должности).

Жена Владимира Артякова Татьяна с 2015 года владеет 42,5% ООО «АФК-Сервис», которому принадлежит бизнес-центр в Москве.

Здание бизнес-центра по адресу: Спиридоновка, 20, строение 2

В конце 2016 года АО «Концерн “Созвездие”» заключило контракт с ООО «АФК-Сервис» на аренду помещений в указанном бизнес-центре. Контракт на сумму 1 423 125 рублей заключался с единственным поставщиком в рамках федерального закона № 223-ФЗ , в котором отсутствует запрет на конфликт интересов.

На наш взгляд, в этой ситуации можно усмотреть признаки конфликта интересов, который, однако, не противоречит действующему законодательству.

Министерство финансов РФ подготовило поправки в закон № 223-ФЗ которые предусматривают запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Предлагаемые поправки, фактически, повторяют определение конфликта интересов, которое содержится в федеральном законе № 44-ФЗ: ограничение не будут распространяться на руководство юридических лиц, которое владеет юридическими лицами, являющихся заказчиками.

Значительная часть лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупка которых осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации (АО «Национальная иммунобиологическая компания»).

Соответствующие распоряжения были приняты в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изучив государственные контракты АО «Нацимбио», АО «Российская электроника», АО «РТ-Проектные технологии» с органами государственной власти, с одной стороны, и документацию этих АО по закупкам аналогичных товаров, работ и услуг у поставщиков, мы обнаружили, что все три компании выступают лишь посредниками, оставляя себе до 10% стоимости государственных контрактов, хотя имеют статус статус единственных поставщиков.

В свою очередь, АО «РТ-Проектные технологии» заключало договоры на выполнение тех же самых работ с частными компаниями - ООО «Ланит-Технологии» и ООО «Онланта», связанными между собой через собственников. Договоры также заключались с единственным поставщиком. Ранее обе компании заключали контракты на аналогичные работы напрямую с подведомственными Казначейству России учреждениями.

Средняя разница стоимости государственного контракта и аналогичного договора с субподрядчиком составила 6%.

АО «Нацимбио»

Как госмонополия «Нацимбио» заработала на вакцинах и кто от этого выиграл.

Правительство назначило дочернюю компанию госкорпорации «Ростех» единственным поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок.

Достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. В вопросе определения круга лиц, чьи сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат публикации, отсутствует системность: в разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции госкорпораций на выявленные нами нарушения говорит о том, что их руководство, возможно, не заинтересовано в соблюдении норм антикоррупционного законодательства.

Лишь две государственные корпорации, «Росатом» и «Роскосмос», активно используют федеральный закон № 44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств. Мы считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть обязанность осуществления ряда закупок по Закону № 44-ФЗ, например, проводить таким образом крупные закупки и/или установить долю конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса.

Благодаря распоряжениям Правительства РФ ряд предприятий государственной корпорации «Ростех» получили монополию на оказание некоторых видов услуг для государственных нужд. При этом услуги они оказывают не самостоятельно, а через подрядчиков. Такие посреднические схемы приводят к снижению конкуренции и дополнительным расходам бюджета.

В связи с этим мы предлагаем дополнить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкорпораций.

Дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей об ответственности за нарушение обязанностей государственных корпораций по подготовке и размещению в интернете предусмотренной законодательством отчетности госкорпораций. Ответственность должна быть предусмотрена в отношении должностных и юридических лиц, как это предусмотрено в отношении государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КоАП), саморегулируемых организаций (ст. 14.52 КоАП), организаций, работающих на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП). Ввести административную ответственность за непубликацию отчетности госкорпорациями.

Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации» об установлении единых критериев либо возложении на единый государственный орган обязанности по утверждению перечней должностей в государственных корпорациях, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязать госкорпорации ввести единый перечень должностей, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются определённые запреты.

Внести изменения в ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о запрете на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Ввести запрет на участие в госзакупках госкорпораций лицам, которые аффилированы с заказчиком. Соответствующий проект в настоящее время разработан Министерством финансов Российской Федерации. Необходимо включить в число потенциальных участников конфликт интересов руководителей юридических лиц, которые владеют другими юридическими лицами, являющимися заказчиками.

Внести изменения в федеральные законы о государственных корпорациях в части установления доли закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространив его действие на крупные закупки государственных корпораций.

Госкорпорации начали создаваться в 2007 году, в период, когда страна накопила огромные резервные фонды и правительство решило инвестировать деньги «в развитие России». Проблема только в том, что создание госкорпораций породило и невиданное...

Госкорпорации начали создаваться в 2007 году, в период, когда страна накопила огромные резервные фонды и правительство решило инвестировать деньги «в развитие России». Проблема только в том, что создание госкорпораций породило и невиданное развитие коррупции. Количество публикуемой информации об их деятельности в разы меньше, чем, например, о деятельности «Газпрома». Предприятия, выполняющие заказы госкорпораций, имеют существенные льготы. Понятно, что возглавляют такие предприятия вовсе не случайные люди «с улицы». Наконец, еще один «пунктик»: передача предприятиям, входящим в ГК, части государственного имущества не предполагает его возврата. (Исключение составляет только Росатом.) Так что даже в правительстве, где сидят не ангелы, есть немало противников существования института госкорпораций.

Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Генеральный директор - Александр Турбанов. На 1 апреля 2009 года объем средств фонда составлял 76,6 млрд рублей. В начале этого года Госдума предъявляла претензии к АСВ, потому что корпорация несет убытки (11,5 млрд за 2008 год). В апреле Кудрин официально отверг обвинения депутатов. В июне 2009 года Счетная палата провела плановую проверку АСВ. Результат пока неизвестен.

РОСНАНО. На деятельность корпорации правительством Российской Федерации выделено 130 млрд рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года, всего на индустрию - 200 млрд - больше, чем суммарные капитальные вложения в отрасль в США и в Европе.

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»). Президент - Таймураз Боллоев. Борьба за бюджетные деньги порождает постоянную перестановку кадров: к декабрю 2008 года был отправлен в отставку уже третий по счету первый заместитель главы госкорпорации. В июне этого года в отставку отправили президента «Олимпстроя» Виктора Колодяжного, который продержался на этом посту чуть больше года. МВД России совместно с департаментом безопасности госкорпорации «Олимпстрой» в 2008 году провели проверку целевого расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку к Олимпийским играм. Результаты проверки не обнародованы. По мнению экспертов, это был просто PR. В то же время «рассматривался вопрос о включении сотрудников департамента экономической безопасности МВД в составы конкурсных комиссий при «Олимпстрое» для организации контроля за расходованием средств». Принято ли такое решение и будет ли оно когда-нибудь принято - неизвестно.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ). Председатель - Владимир Дмитриев. С начала кризиса из Фонда национального благосостояния Внешэкономбанку было выделено 450 млрд рублей на пополнение капитала. Центральный банк выделил ВЭБу $50 млрд золотовалютных резервов под 7% годовых на рефинансирование иностранных кредитов российских компаний и банков. К марту 2009 года убытки ВЭБа составили 41 млрд (результаты за 9 месяцев).

Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом»). Генеральный директор - Сергей Кириенко. На настоящий момент общие бюджетные расходы превысили 300 млрд рублей. Госкорпорация управляет компанией «Атомэнергопром», уставный капитал которой до 1 октября 2009 года планируется повысить минимум до 740 млрд рублей после размещения дополнительной эмиссии акций «Атомэнергопрома» в пользу госкорпорации «Росатом». Госкорпорация управляет компанией «Атомэнергопром», уставный капитал которой до 1 октября 2009 года планируется повысить минимум до 740 млрд рублей после размещения дополнительной эмиссии акций «Атомэнергопрома» в пользу госкорпорации «Росатом». Коллегия Счетной палаты РФ к июню этого года закончила проверки деятельности корпорации. Коллегия предложила «Росатому» разработать нормативные правовые акты, при помощи которых будет легче контролировать, на что тратятся поступления из бюджета.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства . В декабре 2007 года имущественный взнос РФ в бюджет ГК ФСР ЖКХ за счет дополнительных доходов государства составил 240 млрд рублей. Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации.

В апреле этого года Генеральная прокуратура РФ завершила проверку госкорпорации. Было установлено, что в прошлом году административно-хозяйственные расходы корпорации, средняя численность сотрудников которой в год составляет 97 человек, превысили 340 млн рублей: 235 млн на выплату премий и материальной помощи сотрудникам. Расходы сопоставимы с расходами на содержание Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых. В 2009 году расходы на собственные нужды, запланированные фондом, выросли еще почти на 100 млн рублей. Доходы членов правления фонда (генеральный директор, его заместители и директор юридического департамента) составили 55 млн рублей. Председатель правления фонда Константин Цицин в качестве годового вознаграждения получил 16,5 млн рублей (для сравнения: президент Дмитрий Медведев в своей декларации за 2008 год указал доход 4,1 млн рублей). В фонде результаты проверок считают нормальными, потому что если оклад понизить, то «будет создано поле для коррупции».

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»). Генеральный директор - Сергей Чемезов. Полученные пакеты акций акционерных обществ, принадлежащих государству, передаются «Ростехнологиями» собственным предприятиям. «Живых денег» из бюджета корпорация не получает.

В июне 2008 года министр финансов Алексей Кудрин обвинил «Ростехнологии» в попытке «скрытой приватизации» федерального имущества.

Сейчас в «Ростехнологии» входит 440 предприятий. 278 организаций корпорации (62,7% от общего количества) являются стратегическими и 20 организаций (4,5%) - градообразующими. В феврале этого года госкорпорация выяснила, что кредиторская задолженность всех ее предприятий составляет 625 млрд рублей. У трети всех предприятий наблюдаются признаки банкротства. В ближайшее время правительством будет выделено около 100 млрд рублей на погашение задолженностей.

Которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 221).

2. Рекомендовать организациям по перечню, предусмотренному приложением к Правилам согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций" (в редакции настоящего постановления), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядки согласования плановых и программно-целевых документов с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и согласовывать такие документы с указанным Министерством.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и федеральным органам исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления подготовить директивы представителям государства в органах управления организаций с государственным участием об утверждении на очередном заседании органов управления организаций по перечню, предусмотренному настоящего постановления, порядка согласования плановых и программно-целевых документов, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления.

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502

1. В наименовании и пункте 1 слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций".

2. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Для целей применения настоящего постановления под плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций.".

3. В Правилах согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила определяют порядок согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов, поступающих от государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, включенных в перечень согласно приложению (далее соответственно - государственные компании, программные документы), и порядок согласования изменений, которые вносятся в утвержденные программные документы.";

в) в пунктах 3 - 6 слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

г) в пункте 7:

в абзаце первом слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "инвестиционная программа" заменить словами "программный документ", слово "согласованной" заменить словом "согласованным";

д) в пунктах 8 - 11 слова "инвестиционная программа" в соответствующих числе и падеже заменить словами "программный документ" в соответствующих числе и падеже;

е) пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. При отсутствии согласованного решения по проекту программного документа по итогам согласительного совещания вопрос урегулирования разногласий рассматривается в Правительстве Российской Федерации с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.";

ж) в пункте 13:

в абзаце первом слова "утвержденную инвестиционную программу" заменить словами "утвержденный программный документ", слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "утвержденные инвестиционные программы" заменить словами "утвержденные программные документы", слова "инвестиционной программы" заменить словами "программного документа";

з) дополнить приложением следующего содержания:

"ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам согласования
Министерством Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока
плановых и программно-целевых
документов государственных
корпораций, государственных компаний
и иных организаций

Перечень
государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, согласование плановых и программно-целевых документов которых осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

1. Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество)

2. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования"

3. Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток"

4. Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"

5. Акционерное общество "Объединенная зерновая компания"

6. Акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

7. Акционерное общество "Росагролизинг"

8. Акционерное общество "Росгеология"

9. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"

10. Акционерное общество "Российская венчурная компания"

11. Акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации"

12. Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

13. Акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона"

14. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)

15. Государственная компания "Российские автомобильные дороги"

16. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

17. Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

18. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"

19. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

20. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

21. Некоммерческая организация "Фонд развития моногородов"

22. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

23. Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток"

24. Публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

25. Публичное акционерное общество "Газпром"

26. Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

27. Публичное акционерное общество "Транснефть"

28. Публичное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания"

29. Публичное акционерное общество "Интер РАО ЕЭС"

30. Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

31. Публичное акционерное общество "Российские сети"

32. Публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро"

33. Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

34. Федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития".

Обзор документа

Правила согласования Минвостокразвития России инвестиционных программ госкомпаний распространены на все их программные документы. Кроме того, речь идет не только об организациях с госучастием.

Под названными документами понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития.

Уточнен порядок рассмотрения вопроса об урегулировании разногласий по проекту документа.

Утвержден перечень организаций (всего 34), программные документы которых согласует Министерство. Помимо госкорпораций и госкомпаний, в него включены иные организации (АО, ООО, НКО, ФГАУ).

И ИХ СООТВЕТСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГК РФ

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для исполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Цель создания государственной корпорации - осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся государственных корпораций.

Государственная корпорация учреждается на основе федерального закона. Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Данная норма закреплена на основании пункта 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому некоммерческие организации, за некоторым исключением (кроме учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Имущество государственной корпорации может формироваться также за счет:

Доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;

Федерального и иного имущества, передаваемого государственной корпорации в ходе ведения ее деятельности;

Других законных поступлений.

Также источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. Речь, в частности, идет о такой государственной корпорации, как Агентство по страхованию вкладов. Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) коммерческие банки, входящие в систему страхования вкладов, должны платить страховые взносы Агентству по страхованию вкладов.

В части 1 статьи 35 Закона N 177-ФЗ установлено, что страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Иными источниками формирования фонда обязательного страхования вкладов, согласно Закону N 177-ФЗ, являются:

Пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;


Денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

Средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом N 177-ФЗ;

Доходы от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов;

Первоначальный имущественный взнос;

Другие доходы, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

Взносы учредителей благотворительной организации;

Членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

Благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

Поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

Доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

Труд добровольцев;

Иные не запрещенные законом источники.

По общему правилу в качестве взноса не может быть передано федеральное имущество, которое является исключительной собственностью Российской Федерации, а также имущество, изъятое из оборота. Это вполне объяснимо, так как имущество, передаваемое Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации. Однако возможны исключения. Так, например, очевидно, что в состав Государственной корпорации "Росатом" должно входить имущество, являющееся исключительной федеральной собственностью (например, оборудование для ядерных исследований). По этой причине в статье 41 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" сказано, что при реорганизации Корпорации правила пунктов 1 и 2 статьи 60 ГК РФ не применяются, согласия кредиторов на перевод их требований не требуется. При ликвидации Корпорации имущество Корпорации поступает в федеральную собственность.

По общему правилу пункта 2 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

На основании данной нормы в части 3 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) закреплено, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть предусмотрено федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Данное положение предопределено тем, что государственная корпорация является некоммерческой организацией и, соответственно, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. При этом установлено, что для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 ГК РФ, то есть учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.

В специальном законе, на основании которого создается государственная корпорация, определяются:

Наименование государственной корпорации;

Цели деятельности государственной корпорации;

Место нахождения государственной корпорации;

Порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);

Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;

Порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Такой специальный закон имеет приоритет по отношению к Закону о некоммерческих организациях, поскольку согласно пункту 4 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях его положения применяются к корпорациям, только если иное не предусмотрено названной статьей и законом о создании корпорации.

Государственная корпорация имеет следующие полномочия:

Распоряжаться имущественным взносом Российской Федерации в соответствии с уставными целями;

Заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.

Статус государственной корпорации позволяет ей представлять интересы государства, а также выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.

Первой государственной корпорацией было Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Оно было создано в 1999 году на основании Федерального закона от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (утратил силу) и ликвидировано в 2004 году.

После этого в соответствии с Законом N 177-ФЗ в форме государственной корпорации было образовано Агентство по страхованию вкладов.

Вопрос о целесообразности использования рассматриваемой организационно-правовой формы не возникал ни в теории, ни на практике примерно до 2007 года. Однако в 2007 году в Российской Федерации было учреждено сразу 6 юридических лиц в организационно-правовой форме государственной корпорации, это:

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

Российская корпорация нанотехнологий;

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии";

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

В настоящее время государственные корпорации находятся в процессе своего формирования. Каждая из них создается на основании федерального закона (например, Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О Банке развития"). Следует отметить, что в мире к государственным корпорациям прежде всего относятся региональные банки развития, а также национальные отраслевые структуры.

Наиболее широкими административно-управленческими полномочиями наделена Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Росатому были переданы полномочия ликвидированного органа исполнительной власти - Федерального агентства по атомной энергии (пункт 4 статьи 38 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"). Управленческие полномочия других государственных корпораций менее выражены.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование и цели деятельности, место нахождения, порядок управления ее деятельностью, в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации, а также использования имущества в случае ее ликвидации.

В силу пункта 3.1 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях регламентировано, что федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

Утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

Утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

Определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

Принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

Из общего анализа специальных федеральных законов о создании таких юридических лиц следует, что органами управления государственных корпораций являются наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Органом внутреннего финансового контроля государственной корпорации является ревизионная комиссия.

Наблюдательный совет - высший орган управления. В его состав, как правило, входят представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, генеральный директор, являющийся членом наблюдательного совета по должности, который не может быть его председателем.

Члены наблюдательного совета назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. За исключением генерального директора члены наблюдательного совета работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

К основным полномочиям наблюдательного совета относятся:

1) утверждение:

Направлений деятельности корпорации на очередной год;

Организационной структуры;

Положения о правлении;

Положения о ревизионной комиссии;

Годового отчета;

Показателей деятельности;

Аудиторской организации;

Финансового плана доходов и расходов, а также направлений использования прибыли;

2) принятие решений:

О создании филиалов и открытии представительств;

О назначении на должность и освобождении от должности членов правления и членов ревизионной комиссии;

О создании резервного и иных фондов и порядке их формирования и использования;

О заключении существенных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества корпорации;

3) заключение трудового договора с генеральным директором;

4) заслушивание отчетов генерального директора.

Правление корпорации - коллегиальный исполнительный орган. В состав правления входят определенное количество членов, генеральный директор и его заместители.

Деятельностью правления руководит генеральный директор. По его представлению наблюдательный совет принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления.

К полномочиям правления относятся подготовка и представление на утверждение наблюдательного совета:

Предложений о направлениях деятельности на очередной год;

Годового отчета;

Финансового плана доходов и расходов;

Предложений о показателях деятельности;

Положений о ревизионной комиссии;

Предложений о направлениях использования прибыли.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генерального директора назначает на должность и освобождает от должности Президент Российской Федерации.

Генеральный директор:

Действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

Возглавляет правление и организует реализацию его решений;

Издает приказы и распоряжения по вопросам текущей деятельности;

Назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Представляет в наблюдательный совет предложения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления;

Принимает на работу и увольняет работников корпорации;

Выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Отчитывается о деятельности корпорации перед Президентом и Правительством в порядке и сроки, которые определяются Президентом;

Утверждает размер и формы оплаты труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает решения по иным вопросам.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Обратите особое внимание!

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены. Не приведен в соответствие с этими изменениями и Закон N 7-ФЗ.

В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности, и абсолютно не имеют значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Автономных некоммерческих организаций;

Религиозных организаций;

Публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Соответственно, можно заметить, что в перечне организационных форм некоммерческих юридических лиц нет государственных корпораций. А как мы отметили, перечень является исчерпывающим.

В связи с этим стоит заметить, что совершенно не понятно почему не была изменена редакция статьи 65 ГК РФ.

Согласно статье 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

То есть в данной норме этот вид юридических лиц назван. Скорее всего, редакция будет изменена позже.

Также полагаем, что соответствующие изменения скоро будут внесены и в Закон N 7-ФЗ, а структуры, сегодня образованные в форме государственных корпораций, в дальнейшем будут создаваться в доступных организационно-правовых формах, названных в статье 50 ГК РФ.

Сегодня важнейшая роль в экономике РФ отведена государственным корпорациям. Они служат крупнейшими нанимателями, которые обеспечивают полноценное развитие целых отраслей. Некоторые из госкорпораций («Роскосмос», к примеру) владеют положением, близким к монопольному. Именно поэтому они являются практически незаменимыми субъектами для развития экономики страны. Целесообразно рассмотреть основные характеристики, историю появления и перечень государственных корпораций, известных в настоящее время.

Понятие государственной корпорации

Госкорпорация - это учреждение некоммерческого типа, собственником активов которого является РФ. Создается она для реализации функций, особо значимых для общества. Среди них, к примеру, справедливое распределение денежных ресурсов. На практике представленная функция может быть выражена в том, что одним их приказов госкорпорации «Росатом», например, утверждается возможность предоставления рабочих мест с удовлетворительной заработной платой. Это стимулирует рост покупательной способности людей. Или, к примеру, в том, что такие структуры являются крупнейшими заказчиками для бизнеса частного уровня. Это способствует развитию предпринимательства в стране. Госкорпорации - это учреждения, которые выступают стимулом для монетизации и роста экономики в целом, а также способствуют возникновению и дальнейшему расширению связей на международном уровне.

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Далее целесообразно рассмотреть сходства и отличительные черты указанных структур. Госкомпании и госкорпорации - это две разновидности учреждений некоммерческого типа. Они в чем-то похожи, а в чем-то - различны. Стоит заметить, что регулирование их деятельности осуществляется посредством одного и того же правового источника - Закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с положениями данного акта под государственной компанией следует понимать НКО, не имеющую членства, сформированную на основе имущественных инвестиций для оказания государственных услуг и реализации иных функций при условии задействования имущественных комплексов государства в форме управления на доверительной основе. Госкорпорация по ОРВД - это также НКО, не имеющая членства, сформированная на основе имущественного взноса, однако уже для достижения целей, значимых для социума, и осуществления социально важных функций, как было отмечено выше. Обе разновидности государственных учреждений создаются на базе выпуска федеральных законов.

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации - это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Сегодня широко распространено мнение, что государственная корпорация может быть представлена в абсолютно любой организационной форме. Примерами государственных предприятий выступают такие структуры, как РЖД, «Роснефть» или «Ростелеком». Примерами предприятий унитарного типа служат «Мосгортранс», «Почта России» и агентство «ТАСС». Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия нужно различать хотя бы исходя из их механизма учреждения. Он, в свою очередь, предопределяется особенностями правового регулирования соответствующих структур.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Далее изучим правовой аспект работы госкорпораций по ОРВД. Государственные корпорации относятся к отрасли гражданского права. Другими словами, в сделках и правоотношениях иного характера они играют роль равноправных по отношению к партнерам в юридическом плане субъектов. Тем не менее правовой статус таких структур наделен целым рядом особенностей. Так, госкорпорации на территории РФ учреждаются на базе изданного федерального закона. Основная сторона деятельности соответствующих структур в том, что они не обязаны нести ответственность по обязательствам РФ, которые могут возникнуть. И наоборот, государство никаким образом не отвечает за деятельность госкорпораций («Аэронавигация», «Ростех», «Росатом» и так далее). Исключение могут составлять сценарии, в соответствии с которыми некоторые разновидности взаимной ответственности охарактеризованы в законе.

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Государственные корпорации, будучи субъектами гражданского права, стали появляться после внесения 08.07.1999 в Закон, который регулирует работу организаций некоммерческого типа, определенных корректировок. Таким образом возникла основа для легализации деятельности данных структур. Считается, что первой государственной корпорацией на территории Российской Федерации стало агентство под названием «АРКО». Оно занималось реконструкцией учреждений банковского типа. Структура была зарегистрирована в 1999 году. Тем не менее после учреждения представленного агентства госкорпорации далеко не сразу стали популярной в России организационно-правовой формой бизнеса при условии участия государства. Начиная с 2007 года популярность этих учреждений стала набирать обороты.

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

  • Госкорпорация «Росатом».
  • Госкорпорация «Внешэкономбанк».
  • Госкорпорация «Роснато».
  • Госкорпорация «Ростех».
  • Госкорпорация АСВ.

Следует заметить, что за строительство объектов олимпийской направленности в Сочи отвечала государственная корпорация «Олимпстрой». Помимо этого, существенной в плане масштабов деятельности государственной корпорацией выступает Фонд ЖКХ.

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Несмотря на столь относительные планы, сегодня государственные корпорации успешно выполняют свои функции (госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», ЖКХ развивают в настоящее время все более масштабную деятельность). Правда, их работа находится под серьезным контролем правительственных органов. Причина в стремлении Правительства страны повысить эффективность деятельности рассматриваемых структур. В частности, проходит достаточно активная корректировка текущих систем оплаты труда работников государственных предприятий. Существуют, к примеру, предложения касательно привязки компенсационных выплат сотрудникам соответствующих учреждений к результатам труда по факту. Есть инициативы, по которым полномочия работников государственных корпораций планируется приблизить к характеризующим деятельность государственных служащих. По аналогии есть идея о необходимости возложить на специалистов госкомпаний ограничения дополнительного характера, особенно те, которые связаны с возможностью вести коммерческую деятельность.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Итак, мы изучили сущность и особенности термина «государственные корпорации». Помимо этого, были исследованы соответствующих примеры и их характеристики как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Какие выводы можно из этого сделать? Для начала следует понимать, что государственное предприятие и государственная корпорация - вещи абсолютно разные. Близким по смыслу государственным корпорациям является термин «государственные компании». В частности, регулирование обоих типов организаций осуществляется посредством положений одного и того же законодательного акта.

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.