28.09.2019

Что нового в росреестре году. Новый порядок и правила регистрации недвижимости


Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.

Изменения, вступившие в силу в 2016 году

В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:

  • по продаже доли в праве общей собственности третьему лицу (п. 1 ст. 24);
  • продаже земельной доли (п. 3 ст. 24.1);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 30).

Новые правила регистрации недвижимости, действовавшие в 2016 году

В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:

  • Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 172-ФЗ расширен круг сделок по отчуждению общей собственности на недвижимое имущество, требующих нотариального заверения. Сюда вошли все такие сделки, в том числе сделки по продаже своих долей всеми участниками собственности по одной сделке.
  • Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 351-ФЗ отменена нотариальная регистрация сделок по продаже земельных долей.

Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:

  • в продаже долей в общей собственности (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ);
  • продаже недвижимого имущества на условиях опеки или доверительного управления, а также имущества несовершеннолетних и недееспособных (п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ).

Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.

Изменения в госрегистрации недвижимости с 2017 года

Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:

  • создание нового ЕГРН, объединяющего существовавшие ранее ЕГРП и ГКН;
  • возможность одновременной постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на него;
  • изменение порядка представления документов на госрегистрацию;
  • уменьшение сроков производства регистрационных действий;
  • признание машино-мест объектом недвижимости;
  • изменение оснований и сроков приостановки госрегистрации;
  • появление основания для отказа в приеме документов;
  • увеличение госпошлины за выдачу выписок и копий документов из реестра.

Рассмотрим каждое из нововведений детально.

Единый государственный реестр недвижимости

ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:

  • о зарегистрированных объектах недвижимого имущества;
  • учтенных правах на такое имущество;
  • основаниях возникновения таких прав;
  • собственниках и других правообладателях имущества.

Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.

Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:

  • Реестр ведется в электронной форме (кроме реестровых дел, в которых содержатся письменные документы заявителя).
  • Произошло расширение реестра границ. В частности, добавятся границы лесничеств, игорных зон, охотничьих угодий и т. д.
  • Введено понятие дежурной кадастровой карты. Такие карты предназначены исключительно для внутреннего пользования сотрудниками Росреестра. В отличие от публичных, они содержат границы и номера частей земельных участков, зданий и сооружений.

Новый порядок регистрации и постановки недвижимого имущества на учет

Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:

  • Введена обязанность органа регистрации самостоятельно запрашивать в налоговой инспекции учредительные документы юридического лица — заявителя (п. 9 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
  • Появилась возможность направить документы через уполномоченное лицо органа регистрации при выездном приеме, а по окончании регдействий их может доставить курьер, правда, эти услуги платные (п. 1 ст. 18, пп. 19, 20 ст. 29).
  • Заявление на госрегистрацию можно подать в любое подразделение органа регистрации или МФЦ вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости (п. 2 ст. 18).
  • Упрощен порядок госрегистрации прав, возникших из акта госоргана (орган, принявший акт, самостоятельно направляет документы на регистрацию не позднее 5 рабочих дней с момента возникновения права или обременения (п. 2 ст. 19).
  • На регистрацию передается только 1 оригинал документа-основания возникновения прав на бумажном носителе. Второй экземпляр остается у заявителя, а не возвращается после регистрации, как было прежде (п. 5 ст. 18).
  • При представлении документов по почте кроме нотариального удостоверения подписи на заявлении требуется заверить у нотариуса доверенность и саму сделку (п. 12 ст. 18).

Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.

Сроки производства регистрационных действий

Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).

С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:

  • постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется в течение 5 р. д. при подаче заявления непосредственно в орган регистрации и 7 р. д. при подаче через МФЦ;
  • госрегистрация права собственности — в течение 7 и 9 р. д. соответственно;
  • одновременное совершение 2 перечисленных действий займет 10 и 12 р. д.

Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.

Регистрация машино-мест

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:

  • предназначаться для парковки автомобиля;
  • быть расположено в строении;
  • быть не ограничено либо частично ограничено строительной конструкцией;
  • иметь четко установленные границы.

Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:

  • необходимость соблюдения преимущественного права сособственников, т. е. возможность продать третьему лицу возникала по истечении 1 месяца с момента письменного предложения о продаже машино-места другим собственникам (п. 2 ст. 250 ГК РФ);
  • необходимость обязательного оформления такой сделки у нотариуса (п. 1 ст. 24 закона № 122-ФЗ).

П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.

Новшества в отказе и приостановке госрегистрации

В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:

  • предусмотрен только 1 повод для отказа в приеме документов — непредставление лицом, лично подающим заявление на госрегистрацию, документа, удостоверяющего его личность (п. 15 ст. 18 закона № 218-ФЗ);
  • предусмотрен 1 повод для отказа в госрегистрации — неустранение причин, послуживших поводом для приостановки (ст. 27 закона № 218-ФЗ);
  • определено 60 оснований для приостановки регистрационных действий (п. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ);
  • увеличились сроки приостановки с 1 месяца по инициативе регистратора и 3 по инициативе заявителя до 3 и 6 месяцев соответственно (п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 30 закона № 218-ФЗ).

Государственная пошлина

Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры . За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:

  • госпошлина за самую часто применяемую выписку из ЕГРН на бумажном носителе, содержащую общедоступные сведения, составляет для физлиц 750, для юрлиц - 2200 руб. Электронный документ обойдется в 300 руб. и 600 руб. соответственно;
  • госпошлина за выписку из ЕГРН на бумажном носителе об установлении недееспособности правообладателя — 950 руб. в электронном виде - 400 руб.;
  • госпошлина за копию документа, содержащегося в регистрационном деле и выражающего содержание сделки, — 300 вместо прежних 100 руб.

Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    Уважаемые читатели! Буду благодарен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях

    Если статья оказалась для вас полезной, оставьте, пожалуйста, свой отзыв или мнение ниже в комментариях.

    С уважением, Альберт Садыков

    Ваши данные не разглашаются и не передаются третьим лицам для коммерческого и некоммерческого использования

    В 2016 году в кадастровой деятельности произошли радикальные изменения, затрагивающие закон о кадастре недвижимости, закон о регистрации недвижимости и множество других актов. Кроме того принят новый закон о кадастровой гос.оценке, вступающий в силу в 2017 году.

    Здесь вы узнаете об основных нововведениях, и о том, чем они могут грозить собственникам недвижимости, а также организациям, предлагающим кадастровые услуги.

    Кадастровую оценку переложат с частных предприятий на бюджетные

    Согласно новому закону № 237-ФЗ осуществлять кадастровую гос.оценку смогут только бюджетные учреждения. Коммерческие предприятия не смогут самостоятельно оценивать кадастровую стоимость имущества.

    Эта деятельность считается высокотехнологической и требует общего методологического подхода. Также оценка должна сопровождаться регулярным мониторингом рыночных цен и проверкой всех сведений о недвижимости. По мнению законодателей у частных оценщиков нет доступа к нужным данным. Кроме того, они отвечают за свою работу исключительно по гарантии, что размывает ответственность между исполнителем услуг, а также оценщиком и СРО.

    Сформирован новый реестр недвижимости (ЕГРН)

    Информация о кадастровом учете имущества и оформлении прав на недвижимость будет содержаться в единой системе учета и регистрации. Реестр будет включать те данные, которые до 2017 года содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП. В новый реестр будут включены: кадастр, реестр прав на недвижимость и реестр границ.

    Вести реестр будут теперь только в электронной форме. Это не относится к реестровым делам, которые будут, как и прежде, храниться на бумаге.

    Для ведения реестра будет создана специальная система

    Для ведения реестра разработана федеральная государственная информационная система. Оператором этой системы является Росреестр. Именно в его полномочия входит ее формирование и использование.

    Вести учет и регистрировать права будет только Росреестр

    Вести кадастровый учет и регистрировать права станет исключительно Росреестр. Эти функции запрещено передать иным, пусть даже подведомственным учреждениям. До 2017 года регистрацией прав занимается Росреестр, а кадастровым учетом - Кадастровая палата.

    Размеры оплаты за получение информации из ЕГРН

    Приказом Минэкономразвития № 291 от 2016 года определены размеры оплаты за получение данных из ЕГРН посредством применения информационной системы Росреестра. Эти нововведения начнут действовать с начала 2017 года.

    К примеру, за просмотр сведений из реестра граждане должны будут оплатить 320 рублей, а организации 640. За просмотр сведений, включая возможность формирования документа, граждане заплатят 400 рублей, а организации - 800.

    Изменен порядок подачи заявки о кадастровом учете и регистрации прав

    Ранее заявку о постановке на кадастровый учет созданного участка или построенного здания (сооружения) могло подать любое лицо. С 2017 года список лиц будет ограничен. Зависеть он будет от того, как ведется учет и регистрация - вместе или по отдельности.

    Заявку сможет подать:

    • Собственник или владелец участка земли, на котором находится постройка (если учет и регистрация осуществляются вместе).
    • Орган власти либо Росатом, согласовавшие ввод капитального строения в эксплуатацию (если недвижимость ставится на учет, но право на нее при этом не регистрируется).

    Новшеством является также то, что при личном обращении подать заявление можно в любом городе России, независимо от нахождения регистрируемого объекта. То есть, если вы живете в Москве, но оформляете на себя землю Краснодарского Края, то подать заявление можно в Росреестр по месту вашего нахождения.

    Организациям больше не надо подавать учредительные документы

    Для кадастрового учета и регистрации прав организации не надо будет подавать учредительные документы, так как Росреестр их начнет запрашивать самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия. Хотя, юр.лицу в то же время не запрещено подать бумаги по личной инициативе.

    Сокращен срок кадастрового учета и регистрации прав

    Сейчас Росреестр ставит объект на учет и регистрирует права за десять рабочих дней. Начиная с 2017 года, срок составит:

    • Пять дней - кадастровый учет;
    • Десять дней - одновременный учет и регистрация;
    • Семь дней - регистрация прав.

    При подаче заявки через Многофункциональный центр, к срокам добавится два дня.

    Новые сроки для регистрации договора ипотеки

    Старый срок останется только у регистрации договора ипотеки жилища, и будет по-прежнему составлять пять рабочих дней.

    Договоры ипотеки участков земли, строений, нежилых помещений или парковок будут регистрироваться в течение семи рабочих дней (а не пятнадцати, как было до внесения изменений).

    Однако если регистрироваться будет удостоверенный нотариусом договор ипотеки, то срок уменьшится до 3-х рабочих дней.

    Кадастровый учет и регистрация прав могут проводиться и одновременно, и по отдельности

    Если данных об имуществе в реестре нет, то ставить его на учет и регистрировать станут одновременно, что раньше было невозможно. Также ставить на учет и регистрировать права можно одновременно:

    • При постройке сооружений или образовании участка земли.
    • При прекращении существования зарегистрированного объекта.
    • При образовании или прекращении функционирования части недвижимости, с ограничениями прав и обременениями, подлежащими регистрации.

    Права на имущество, данные о котором присутствуют в реестре, будут регистрироваться без кадастрового учета (допустим, переход права собственности или подтверждение возникших до этого прав).

    Кроме того, кадастровый учет возможен без одновременной регистрации прав:

    • При возведении строения на основании согласования ввода капитального объекта в эксплуатацию, полученного от органа власти либо от Росатома.
    • При прекращении существования недвижимости, права на которую не оформлены Росреестром.
    • При смене основных характеристик недвижимости.

    Будет только один повод для отказа в приеме заявки

    В приеме бумаг Росреестр откажет, если нельзя достоверно определить личность заявителя (им не предъявлен удостоверяющий документ). Других поводов законом не предусмотрено.

    В каких ситуациях документы вернут без рассмотрения

    Теперь уточнен список причин для отказа в рассмотрении заявки:

    • Электронное заявление и документы не отвечают определенному законом формату.
    • В бумагах имеются подчистки, приписки, перечеркивания, корректировки, повреждения.
    • Нет подписи заявителя.
    • В информационной системе нет данных об оплате госпошлины или квитанции, подтверждающей оплату.
    • В реестре указано, что зарегистрировать переход, ограничение прав и обременение нельзя без непосредственного присутствия собственника или представителя.

    Ставить недвижимость на учет и регистрировать права могут без участия правообладателя

    Ставить имущество на учет и регистрировать права теперь могут без участия собственника или владельца - в рамках межведомственного взаимодействия. Заявку в Росреестр теперь смогут направлять органы власти, суды, нотариусы.

    • Органы власти - если решено утвердить результаты кадастровой гос.оценки, установить или изменить разрешенное использование участка земли, отнести к определенной категории земель или перевести земельный участок из одной категории в иную.
    • ФМС - данные о смене информации о гражданине.
    • ФНС - данные о смене информации о предприятиях и ИП.
    • Суды или приставы - заверенную копию акта.
    • Нотариусы - данные о выдаче свидетельства на наследство.

    Машино-места будут ставить на кадастровый учет как отдельные объекты.

    Машино-места - это части зданий или сооружений, в которых размещается транспорт (попросту – парковки). Теперь они будут ставиться на учет, а права на них оформляться как на отдельные объекты недвижимости.

    Ранее собственнику парковки нельзя было выделить свою долю в натуре. Право на парковку регистрировалось только в форме доли в общей собственности на строение или помещение, частью которого является парковка. А размер доли рассчитывался пропорционально размеру парковки.

    С 2017 года собственник машино-места имеет возможность оформить право на него, выделив долю в натуре и поставив парковку на учет как самостоятельный объект.

    Единый недвижимый комплекс и предприятие, как имущественный комплекс тоже будут ставить на учет как отдельные объекты.

    Согласно закону о кадастре, информация о комплексах не учитывается. При этом права на них нужно оформить, что нельзя сделать, не поставив их на кадастровый учет. Соответственно комплекс учитывается в качестве сооружения, а здания, являющиеся частью предприятия, учитываются отдельно.

    Кадастровый учет комплекса и регистрация права возможны в случае:

    • Завершения постройки недвижимости, для которой разрешена эксплуатация в виде такого комплекса согласно проектной документации.
    • Объединения объектов с единым назначением и неразрывно (физически или технологически) связанных либо расположенных на одном участке земли.

    Оформить право собственности на предприятие как комплекс разрешено только после того как каждый объект, входящий в его состав, будет поставлен на учет.

    Если вы хотите узнать больше подробностей об этих нововведениях, то получить консультацию можно по телефону +7 495 929-70-60. Если вы не желаете вникать во все эти изменения, закажите необходимые кадастровые и регистрационные услуги в нашей компании, и специалисты выполнят все необходимые работы без вашего непосредственного участия, с учетом всех требований закона.

    В настоящей статье мы рассмотрим, какие изменения в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость произошли в 2017 году.
    Следует отметить, что эти изменения были существенными и, можно даже сказать, революционными. Для того чтобы понять, в чем именно состоят эти существенные изменения, необходимо вначале остановиться на том, какой была ситуация раньше, до их внесения.

    Как было раньше: ЕГРП и ГКН

    До 2017 года существовало два государственных реестра: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором учитывались юридические характеристики объекта недвижимости (правообладатель, вид права, документы, на основании которых возникло право, и т.д.), и Государственный кадастр недвижимости, в котором учитывались технические характеристики объекта (координаты границ, схема границ, расстояния между точками, координаты границ охранных зон и т.д.).
    Для того чтобы внести в кадастр недвижимости сведения, нужно было обратиться к кадастровому инженеру и подготовить соответственно межевой план для определения границ земельного участка и карту (план) для определения границ охранных зон, территориальных зон, границ населенных пунктов и т.д. Далее межевой план вместе с заявлением об осуществлении кадастрового учета подавался в кадастровую плату или МФЦ, и сведения вносились в кадастр.

    После того как объект недвижимости был поставлен на (ГКУ), можно было идти регистрировать права, соответствующее заявление подавалось в Росреестр или МФЦ. На основании этого заявления выдавались сведения Единого государственного реестра прав (выписка ЕГРП).

    Образец выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (упразднена с 2017 года)

    Образец выписки из государственного кадастра недвижимости (упразднена с 2017 года)

    Новый порядок ведения ЕГРН

    В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» два указанных выше реестра объединяются и получают название «Единый государственный реестр недвижимости». Теперь в большинстве случаев регистрация прав и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются одновременно. Исключение составят случаи, когда характер постановки объекта на кадастровый учет не предусматривает регистрацию прав (например, при уточнении границ земельного участка). Или же напротив, регистрация прав вовсе не требует проводить кадастровые работы (например, при регистрации перехода прав на недвижимость от одного собственника к другому).

    Согласно новому закону Единый государственный реестр недвижимости содержит в себе следующие разделы:

    1) «Реестр объектов недвижимости», т.е. зданий строений, земельных участков и т.д.;

    2) «Реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества», т.е. реестр прав на недвижимость, реестр прав аренды на участки, реестр ограничений прав, возникающих в связи установлением охранных зон и сервитутов;

    3) «Реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон… » (и т.д.);

    4) «Реестровые дела», где хранится вся имеющаяся документации по объектам, представленная правообладателями и заинтересованным лицами;

    5) «Кадастровые карты», где имеется топографическая основа, на которую наносятся границы земельных участков и объекты землеустройства;

    6) «Книги учета документов».

    Надеемся, что объединение реестров поможет решить ряд часто возникающих проблем, например, такую как несоответствие площади в кадастровом паспорте свидетельству о регистрации прав.

    Обратите внимание!
    Сведения, содержащиеся в ЕГРН, — это объединенные данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости.

    Важные положения Закона о ЕГРН 2017 г.

    Ниже мы постараемся рассказать о главных на наш взгляд моментах нового закона о регистрации недвижимости, обратим внимание на кардинальные изменения в области регистрации права и кадастрового учета. Помимо этого мы обязательно рассмотрим также и важные старые правила, перешедшие в данный закон из утративших силу нормативных актов и продолжающие действовать в настоящее время.

    Комплексный кадастровый учет

    Земельные участки можно комплексно ставить на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания территории. Данное положение было внесено еще в ранее действовавший закон «О государственном кадастре недвижимости». Новая форма постановки на учет очень удобна при межевании садоводств или массовом уточнении границ участков в пределах какой-либо территории, постановке на учет участков в соответствии с проектом межевания. Такая постановка осуществляется на основании карты (плана). Данный документ не следует путать с картой (планом), на основании которых осуществляется внесение сведений в ЕГРН об объектах землеустройства (границах охранных зон, населенных пунктов и т.д.).

    До введения правил комплексного кадастрового учета несколько земельных участков можно было поставить на ГКУ только лишь с присвоением одного кадастрового номера. Такой участок, включающий в себя несколько землепользований, назывался многоконтурным.

    Возражения о регистрации

    Довольно интересным и полезным моментом является возможность подавать возражения предыдущего правообладателя о регистрации прав. Данная запись будет фигурировать при заказе сведений ЕГРН любым заинтересованным лицом, однако само по себе такое заявление о внесении возражений в ЕГРН не является основанием для того, чтобы приостановить регистрацию прав. Данная норма направлена на то, чтобы защитить последующих покупателей от непредвиденных расходов на судебные разбирательства с предыдущими правообладателями недвижимости. Таким образом, если кто-либо заявил возражение по поводу регистрации, то в последующей выписке будет иметь место соответствующая запись. Если возражающее лицо не инициирует судебный процесс, то через три месяца после регистрации запись погашается.

    Вносим охранную зону самостоятельно

    Законом предусмотрено право любого заинтересованного лица внести в ЕГРН сведения об охранной зоне, если достоверно известно, что решение по установлению такой зоны принималось уполномоченными органами власти (ч.1, ст.33 Закона). Собственникам земельных участков, рискующих оказаться в охранной зоне газопроводов, ЛЭП, СЗЗ и т.д., об этом необходимо знать. Если вблизи есть какой-либо из перечисленных объектов, а в выписке ЕГРН сведения о нем отсутствуют, можно сделать соответствующий запрос в Росреестр и потребовать внести охранную зону.

    Долой отказы

    Ранее, до 2017 года как в части регистрации прав, так и в части государственного кадастрового учета при внесении сведений можно было получить отказ уполномоченного органа. Отказ был связан, как правило, с неполным комплектом документов или с некорректно сформированными документами. Теперь в новом законе о государственной регистрации недвижимости как такового безусловного отказа нет. Есть лишь понятие приостановки. Приостановка осуществляется практически при любых недостатках в поданных документах.

    Если замечания регистратора в течение срока приостановки не устранены, то выносится отказ в осуществлении регистрации.

    Напомню, что приостановкой является действие государственного регистратора по отложению сроков государственной регистрации недвижимости в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов или корректных документов.

    Также в закон введено понятие отказа в принятии документов без их рассмотрения, такой отказ выдается, в случае если заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом, если заявление о регистрации подано не в соответствии с установленной формой, если заявление имеет какие-то исправления, если после подачи документов не оплачена государственная пошлина. В этом случае государственный регистратор не принимает заявление к рассмотрению и возвращает его заявителю.

    Каждому кадастровому инженеру — личный кабинет

    У кадастрового инженера будет онлайн личный кабинет, в который он сможет складывать проекты межевых планов и проверять их в уполномоченном органе перед подачей. Данный кабинет будет своего рода архивом для хранения межевых планов. Его использование будет осуществляться за плату. Возможно, в связи с этим услуги кадастрового инженера немного подорожают. Полагаем, что работа с таким кабинетом войдет в обязанности помощника кадастрового инженера.

    Где хочу, там и регистрирую

    Подать документы на регистрацию можно теперь в любом регионе Российской Федерации. Данный момент сильно упростит жизнь собственников недвижимости, которая располагается за сотни или даже тысячи километров от родного дома. Данное нововведение должно также сократить расходы юридических лиц и избавить сотрудников от поездок в другой регион России с одной лишь целью -подать документы на регистрацию прав или осуществление кадастрового учета.

    Регионам тоже можно регистрировать

    Ведение Государственного реестра недвижимости может быть передано на региональный уровень, однако, как это будет осуществляться и каким органам исполнительной власти субъекта поручат отдельные функции Росреестра, пока что неизвестно. Это было возможно и раньше (в рамках предыдущего закона о кадастре), но на практике данная норма так и не реализовалась.

    Регистратора — к ответственности

    Ст. 60 Закона установлен перечень случаев, когда орган регистрации и самого регистратора можно привлечь к ответственности за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности, то есть о тех случаях, когда незаконные действия регистратора или регистрационного органа в целом нанесли реальный ущерб собственнику недвижимости. В частности, устанавливается ответственность регистратора за несоответствие сведений, которые собственник или заинтересованное лицо предоставляли на регистрацию, тем сведениям, что содержатся в ЕГРН.

    Можно привести абстрактный пример, когда при строительстве ЛЭП была установлена охранная зона, а сведения о ней были переданы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный регистратор данные об охранной зоне не внес, в то же время была совершена покупка одного из земельных участков, попавших в охранную зону ЛЭП. При обращении в органы архитектуры новый собственник земли выяснил, что на участке ничего строить нельзя. Соответственно рыночная стоимость участка падает практически до нуля. Свои финансовые претензии такой собственник земли может обратить к государственному регистратору, который упустил внесение охранной зоны в кадастр.

    Кто имеет право на реестровую ошибку?

    Теперь имеют статус и название реестровых ошибок, однако порядок их исправления практически не изменился. В большинстве случаев при недостижении согласия с собственником реестровая ошибка будет исправляться на основании решения суда. Судя по всему, исправление кадастровой ошибки во внесудебном порядке будет теперь происходить несколько иным образом. В Законе о регистрации недвижимости теперь говорится, что в судебном порядке ошибки исправляются лишь в том случае, если есть основания полагать, что исправление такое ошибки может повлечь нарушение прав собственника недвижимости. Скорее всего, такое нарушение прав будет предполагаться в 99.9 процентов случаев. Для более подробного изучения вопроса рекомендуем Вам обратиться к ст.61 закона, где подробно прописаны условия и порядок исправления технических и реестровых ошибок.

    Если есть пара-тройка лишних участков

    На наш взгляд, в новом Законе, более детально и логично прописана процедура отказа от собственности на недвижимость.

    Ст. 55 Закона подробно описывает процедуру отказа от права собственности на любой объект недвижимости и лиц, к которым эта недвижимость после отказа переходит.
    Вспоминается время нулевых годов, когда эта процедура была достаточно размыта и имело место быть лишь общая норма 236 статьи Гражданского кодекса презюмирующая право каждого гражданина или юридического лица отказать от своей собственности и Земельный кодекс РФ Более детально ни законы ни подзаконные акты в тот период эту процедуру не регулировали.

    Снятие залога при изъятии участка

    В соответствии со ст. 60 Закона любой сервитут, залог, арендные права при изъятии земельного участка в пользу органов государственной власти и местного самоуправления снимается автоматически.

    Предупрежден значит вооружен

    Довольно интересным и полезным моментом в законе является регистрирующего органа является обязанность регистрирующего органа уведомлять собственника недвижимости о том, что кто-либо заказал выписку ЕГРН в отношении его имущества. Очень полезная вещь, которая может заранее подготовить собственника земли или дома к тому, что вокруг его недвижимости будут происходить какие-то махинации. Однако для этого необходимо, чтобы в регистрирующем органе обязательно были Ваши контактные данные. Надеюсь, что указанная обязанность госорганов проводящих регистрацию по уведомлению собственников недвижимости избавит их от « приятных» неожиданностей. А нечистых на руку риэлторов предостережет от необдуманных действий.

    Более того, если у Вас есть причины волноваться по поводу того что кто-то положил глаз на Вашу недвижимость, вы можете заказать справку о лицах которые за последний период интересовались Вашей собственностью.

    Единство судьбы дома и земельного участка

    В силу положений ст. 57 Закона при регистрации прав перехода на здание, строение,сооружение, одновременно осуществляется регистрация перехода прав на земельный участок, на котором они расположены. Вот он принцип единства судьбы дома и земельного участка, установленный ГК РФ в действии. Собственно эта практика была внедрена уже давно, но полагаю напоминание об этом будет не лишним. Если регистрируете переход права на дом, то не забывайте про участок.

    Учредительные документы теперь можно забывать дома

    При подаче документов юрлицами теперь не требуется приложение учредительных документов, регистрирующий орган запрашивает их в порядке информационного взаимодействия. Однако на это полагаться не стоит, поскольку, во-первых, это по факту может сильно удлинить процедуру регистрации, а, во вторых, документы могут не предоставить и тогда Вам выскочит приостановка.

    Последнее лето 2016 для розовой бумажки

    Право на объект недвижимости подтверждает выписка из ЕГРН и только выписка из ЕГРН, то есть свидетельства о собственности фактически утрачивают свою силу, как правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, помещения и т.д. Хотя,на самом деле, это произошло уже летом 2016 года, с этого момента и до 2017 года право собственности на недвижимость удостоверяла выписка из ЕГРП.

    О членах семьи прошу поподробней

    В ЕГРН будут указываться данные о территориальной зоне, описание координат точек здания, зd модель здания (по желанию), сведения о членах семьи собственника жилого помещения, способы обеспечения в договоре долевого участия.

    Сроки предоставления сведений из ЕГРН

    Как мы уже говорили выше кадастровый паспорт недвижимости теперь заменит выписка из ЕГРН
    Сроки предоставления сведений из ЕГРН изменились в меньшую сторону по отношению к тем, что были для ГКН и ЕГРП. Согласно новым правилам выписка из ЕГРН готовится в органе Росреестре три рабочих дня. Если заказываете через МФЦ, то прибавляйте еще два дня. Стоимость выписки соответственно увеличится, это обусловлено тем, что предоставленные данные стали намного информативнее и представляют из себя информацию сразу двух объединенных реестров.

    Сколько действительна выписка из ЕГРН

    Как и ранее все полученные сведения из ЕГРН будут действительными на момент предоставления органом регистрации. Но это ни в коем случае не значит, что выписка действует только один день и потом ее уже никуда нельзя предоставить. Сроки действия выписки, которые устанавливают те или иные органы власти для предоставления, указываются уже в подзаконных актах (административных регламентах), регулирующих деятельность таких органов власти.

    Форма выписки из ЕГРН

    Формы выписки из ЕГРН утверждены Приказом Минэкономразвития.№378 от 20.06.2016.
    Полагаем, что самой популярной выпиской будет являться выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, которая будет включать в себя разделы: Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, сведения о правах, описание местоположения участка, описание местоположения объекта недвижимости (здания, сооружения), поэтажный план. Вообще приказом предусмотрено достаточно больше разнообразие выписок из которого еще хотелось бы выделить выписку на охранную зону.



    Кстати!!
    Заказать кадастровую выписку на земельный участок после 1 января 2017 года уже не получится, так как такая выписка, кадастровый паспорт да и сам государственный кадастр недвижимости будут упразднены.

    Кто ведет учет

    По предварительной информации федеральная кадастровая палата Росреестра передает свои функции по ведению реестра и кадастровому учета обратно Федеральную службу государственной службы кадастра регистрации и картографии. Как это будет выглядеть на практике, пока сказать довольно сложно.

    Ну в заключение хотелось бы отметить, что вступят в силу множество приказов Минэка по поводу ведения ЕГРН, и соответственно такое же количество приказов по поводу ведения ГКН и ЕГРП утратят свою законную силу с 1 января 2017 года.
    В частности порядок предоставления сведений содержащихся в егрн, форма запроса сведений из егрн, будут установлены приказами Министерства экономического развития.

    Мы предлагаем наши качественные услуги кадастрового инженера, а также кадастрового юриста.

    В Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) в 2016 г. были внесены изменения Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ. Большая часть измененных норм Закона № 218-ФЗ вступила в силу с начала 2017 г. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, части этого Закона, поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр учитывают европейский опыт регистрации прав на недвижимое имущество и призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.

    В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время такой порядок установлен Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Именно на смену ему приходит новый Закон № 218-ФЗ.

    Пункт 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ определяет понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Данное определение не претерпело особых изменений и аналогично тому, что содержится в ст. 2 ныне действующего Закона № 122-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ госрегистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

    Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество.

    При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости — дом, земельный участок и т. п., площадь, адрес расположения), сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица, иные данные), а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды.

    Единый реестр — благо?

    Одним из основных нововведений стало формирование ЕГРН путем слияния баз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране, по сути, подчинялся двойному регулированию. Так, постановка объекта на учет в ГКН требовала предоставление одного пакета документов, а регистрация прав на недвижимость другого. При этом гражданин или организация вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в управление Росреестра, и у каждой из организаций были свои требования к документам, их оформлению, свой срок совершения регистрационных действий, что вынуждало участвовать в двух длительных процедурах. Создание единого реестра позволит сократить как время оформления документов, так и приведет к единообразию в требованиях. Итак, вкратце о новом.

    Без привязки к территории. Документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. До 1 января 2017 г. заявитель должен был обращаться в территориальный орган соответствующий расположению недвижимости. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет подать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также заявление можно подать через МФЦ.

    Меньше документов от юридических лиц. С 1 января 2017 г. юридические лица не обязаны представлять учредительные документы при регистрации права, как это было ранее. Теперь сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у органов, отвечающих за госрегистрацию юридических лиц.

    Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр:

    5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации прав; 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

    Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

    Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).

    Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

    несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

    Установлены более продолжительные сроки приостановления госрегистрации прав:

    три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); шесть месяцев — по инициативе заявителя, при этом в Законе № 218-ФЗ уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

    Нотариус, как регистратор?

    Нововведения в Закон № 218-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2017 г., прямо относят нотариусов к числу участников отношений, возникающих при осуществлении госрегистрации прав. При осуществлении госрегистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.

    Нотариус является одним из лиц, по заявлению которого допускается госрегистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта, но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образцов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом надо понимать, что при отправке документов нотариусом в электронном виде получить от него документ с отметкой о госрегистрации не получится, поскольку с 15 июля 2016 г. при регистрации собственности на недвижимость в России свидетельства больше не выдают.

    Кто и за что несет ответственность

    Особый интерес у граждан вызывает вопрос, кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации. Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

    Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

    Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

    Также нововведениями в Закон № 218-ФЗ уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение. Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону № 218-ФЗ условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Однако положение Закона № 218-ФЗ о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу только с 1 января 2020 г.