06.07.2019

Срок полезного использования касс онлайн. Срок службы ккт. Основные виды кассовых аппаратов


В первом чтении Госдума приняла законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Теперь срок эксплуатации кассовых аппаратов увеличен до десяти лет (если производитель не установил меньший срок службы ККМ). Раньше срок эксплуатации кассовых аппаратов , в зависимости от модели, составлял от пяти до семи лет. Законопроект напрвлен на снижение издержек бизнеса при замене ККТ . До этого срок использования ККТ определялся нормативным сроком ее амортизации. Также надо понимать, что кассовый аппарат должен находиться в реестре контрольно-кассовой техники на момент ввода его в эксплуатацию.

Какие именно издержки сократятся? Стоимость замены ККТ складывается из стоимости устройства, относящегося к ККТ, регистрации ККТ в налоговой инспекции и снятия с учета предыдущего кассового аппарата. Таким образом, расходовать средства на эти операции теперь нужно будет реже.

Мнение работников ЦТО " ": "Это очень хорошо, что правительство идёт на встречу, в первую очередь, малому предпринимательству. Для крупных же сетевых ритейлеров замена ККТ через определённый срок это скорее необходимость, чем требование Законодательства. Дело в том, что в основном они используют фискальные регистраторы для печати чеков, которые тоже являются ККТ. Если нагрузка на это устройство очень велика, то рано или поздно механизмы дадут о себе знать. Поэтому лучше вовремя делать профилактические работы и производить замену ККТ, чтобы избежать неожиданных поломок, чреватых, как минимум, недовольством покупателей в очереди".

Федеральным законом № 51-ФЗ от 08.03.2015г. внесены следующие изменения: В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более 10 лет. Вопросы:1) ранее можно было использовать ККТ до истечения нормативного срока амортизации. Чем отличаются понятия "нормативный срок амортизации" и "срок использования, установленный изготовителем". Если в паспорте на ККТ не указан срок использования, а указан только нормативный срок амортизации, то это одно и тоже понятие. 2) данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу, или только нам ККТ введенную в эксплуатацию с момента вступления в силу данных изменений. Спасибо

О тличие нормативного срока амортизации от срока использования, который устанавливается изготовителем, заключается в том, что в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации кассы - от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 16.03.12 № 03-01-15/2-56).

Если в паспорте указан нормативный срок амортизации, то Ваша организация может эксплуатировать такую ККТ до истечения срока ее полезного использования, но не более 10 лет.

Данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Справочники: Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году

Применение исключенных из реестра ККТ

Если модель ККТ исключена из Государственного реестра, ее можно продолжать применять до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок полезного использования исключенной из реестра ККТ не может быть больше 10 лет. Об этом сказано в пункте 5 статьи 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Пример определения предельного срока эксплуатации ККТ, исключенной из Государственного реестра*

В декабре 2012 года ООО «Торговая фирма «"Гермес"» приобрело ККТ модели ОКА-102К (версия 01). В этом же месяце ККТ была введена в эксплуатацию. Срок службы, установленный изготовителем, – пять лет, то есть до декабря 2017 года (включительно).

С 7 октября 2014 года данная модель ККТ была исключена из Государственного реестра. Организация вправе продолжать эксплуатировать кассовый аппарат до декабря 2017 года (включительно).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ включены в государственный реестр

Государственный реестр ККТ ведет ФНС России (подп. 5.5.11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 , постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1168 , п. , и Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2013 г. № 69н). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Актуальный список ККТ, включенной в Государственный реестр, представлен на сайте www.nalog.ru .*

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Статья: Исключенную из госреестра модель ККТ можно использовать не более 10 лет

Получая наличные деньги за реализованные товары, работы, услуги, вы обязаны применять кассовую технику (ККТ). При этом модель используемой ККТ должна быть включена в государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ).

Так вот, до недавнего времени, если модель вашего кассового аппарата исключали из госреестра, то вы могли пользоваться им до истечения нормативного срока его амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ в старой редакции). Согласно разъяснениям финансистов этот срок составляет от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124). Вообще же его устанавливает производитель, и теоретически он может быть сколь угодно большим.

Однако уже начиная с 9 марта 2015 года следует принимать во внимание новые правила использования ККТ, исключенной из госреестра. Так, если модель вашей ККТ исключили из реестра, то вы можете ее дальше эксплуатировать до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок не должен быть больше 10 лет. Соответствующие поправки законодатели внесли в пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ.*

5.Статья: Срок эксплуатации ККТ увеличился

Новая норма разрешает использовать кассовые аппараты, исключенные из Госреестра контрольно-кассовой техники, до истечения срока службы, указанного поставщиком, но не более 10 лет.*

С уважением,

Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 29

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый "агрегат" в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее - Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно - Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе "RECOVER-K".

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя "забракованную" модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на "одобренную" Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, "затеряется" в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать "негодную" кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее - в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.

Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».
ККМ «в законе»

Организации и предприниматели, которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

— При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

Обновленные требования

Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

Устраняем неполадки

Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

Избегаем нарушений

При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

— Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.