21.06.2019

Простая резьба по дереву начинающих. Дерево для резьбы по дереву: выбор породы и качества древесины. Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора


Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Умеете вырезать из дерева, но у вас недостаток идей? В данной статье вы найдете множество вариантов того, как реализовать себя в этом искусстве.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Вырезание из дерева — крайне увлекательное занятие. Данное декоративно-прикладное искусство имеет богатую историю, и его корни уходят в глубокую древность. Для начинающих поначалу будет сложно постигать то, как правильно делать красивые фигурки, однако с небольшой толикой упорства и сосредоточенности научиться всем премудростям представляется возможным. Поэтому если вы решили своими руками размечать рисунок и создавать поделки из дерева, то эта статья точно поможет вам понять, что такое превращение кусков дерева в настоящие шедевры изобразительного искусства.

Прежде всего, приняв решение заняться резьбой по дереву, нужно узнать, какой именно вид резьбы будет вам интересен. А виды есть следующие:

  • скульптурная;
  • домовая;
  • сквозная;
  • глухая;
  • резьба бензопилой.

Основные отличия между ними состоят в степени обработки дерева и масштабе работы. Кроме того, резьба по дереву бензопилой требует хорошей физической формы. Однако на первых порах обучения достаточно будет для резьбы использовать нож-косяк с загнутым лезвием или же обычный перочинный нож. При работе с деревом важно, чтобы нож был все время заточен хорошо и резал дерево, не застревая в нем.

Скульптурная резьба по дереву даст возможность создать буквально целый зоопарк из животных всех мастей и видов. Самая сложная часть при скульптурном вырезании — отобрать хороший и крепкий пиломатериал и придать ему нужную вам форму.

Вот каких животных можно вырезать:

1. Оленя. Это прекрасное дизайнерское решение для загородного дома. В зависимости от размера, который вы для себя наметили, важно обдумать, вырезать его из цельного бревна или комбинировать из нескольких элементов.

2. Черепаху. Можно попробовать даже сделать шкатулку с открывающимся панцирем. Кроме того, панцирь в силу своей плоскости — это идеальный простор для творческой фантазии, ведь на нем можно дополнительно изобразить все что угодно.

3. Белку.Такая работа скорее всего будет иметь множество дополнительных деталей, при работе с которыми потребуется скрупулезность, однако результат определенно будет того стоить. Кроме того, проработка мелких деталей дает возможность сделать скульптуру менее грубой в исполнении и более реалистичной.

4. Лошадь. В силу анатомии лошади вырезать ее будет довольно несложно. Особое внимание нужно уделить лошадиной морде, а также гриве, которую нужно вырезать с необычайной точностью, чтобы скульптура получилась красивой и эстетически привлекательной.



5. Собаку. Собаки, как надежные спутники человека, также заслуживают того, чтобы быть увековеченными в древесине. Кроме того, собаки достаточно экспрессивно выражают свои эмоции, и это также можно передать в своей поделке. Можно выжечь пару пятнышек, чтобы придать собаке уникальный окрас, а если увлечься и сделать таких пятен несколько десятков хаотично, то вы получите далматинца.

6. Медведя. Чудесная идея — вырезать фигурку такого животного как медведь, однако в данном случае следует уделить внимание грубым чертам и форме, поэтому идеальным решением будет поэтапно работать бензопилой. Грубой формой вы лишь придадите величественность своей скульптуре, которая так присуща этим представителям лесной фауны.

Вырезать можно любое животное, все зависит лишь от вашего мастерства и фантазии. Вырезая глаз льва, нужно придать такой детали большое значение, как и вырезая всю остальную голову этого гордого обитателя саванн.

Да и более того, только животными ограничиваться не стоит. Следует обратить внимание также на вырезание скульптур птиц. Однако детализация все также решает все, поэтому вырезая сову поэтапно, следует особенно сосредоточиться на перышках и глазах. Можно сделать уточку. Не стоит ограничиваться простым вырезанием, можно принять различные дизайнерские решения в плане окраса, и тогда утку можно будет использовать, как скульптуру во дворе. Делая скульптуры журавлей, работа становится особенно тонкой, ведь как иначе передать изящный стан этих замечательных птиц?

Если вы только начали заниматься вырезанием из дерева, то для примера хотим показать, как вырезать фигурку кошки из дерева.

Вам понадобится:

  • бумага, картон, карандаш, ножницы для эскиза;
  • кусок древесины 35х15х5 см;
  • столярные инструменты: лобзик, резцы по дереву, стамеска, киянка;
  • шлифовальная шкурка;
  • морилка;
  • мебельный лак.

Итак, для начала рисуем нашу кошечку на бумаге. Затем вырезаем по контуру и переносим силуэт на картон. Вырезаем кошку из картона. Почему так? Потому что по бумажному эскизу сложно переносить изображение на дерево, а на одном только картоне не очень удобно рисовать.

Переносим изображение с эскиза на дерево. Выпиливаем контур будущей кошки.

С помощью стамески и киянки обрубаем форму, доводим ее до идеала ножом и резцами.

Покрываем кошечку лаком. Готово!

Делать различные символы из дерева — задача весьма интересная и довольно простая. Важно лишь вовремя определиться с размерами, рисунком и оформлением готового продукта. Также на такие поделки можно клеить магниты и дарить своим близким и друзьям по праздникам или же хранить у себя на холодильнике. Кроме того, такой вид поделок также может стать хорошим развлечением для детей, помогающим выучить алфавит или просто собирать слова в буквы. Как следует научившись работать с деревом, можно вырезать фигурки или узоры. Кроме того, можно сделать декоративную надпись, к примеру, на дверях в доме или даже создать целую картину, по оригинальности исполнения которой не будет равных даже среди экземпляров, которые выставляются на продажу.

Оформляя дом за городом с использованием дерева в дизайне, можно вырезать на стенах розу или дубовый лист, а к светлому празднику Нового года можно вырезать елку и даже вмонтировать в нее светодиоды при желании. Можно также вырезать лицо с натуры, уделив большое внимание таким анатомическим деталям, как глаза и губы. Такие символы, как череп или сердце придадут особый шарм оформлению поделок из дерева.

Но и этим данное искусство не ограничивается. Скорее всего, каждый поклонник стратегических игр не откажется иметь у себя под рукой настоящие резные шахматы. Особое внимание в данной работе стоит уделить обработке шахматных фигур: они должны быть максимально гладкими, чтобы в азарте случайно не заработать занозу. Однако если вы перфекционист в подобной работе, то вы и сами знаете, как сделать это наилучшим образом.

Различная хозяйственная утварь, сделанная из натурального дерева — это не только стильно, но также практично. Можно сделать деревянную ложку или даже несколько для всей семьи, также нелишним будет создать деревянную ручку для черпака или сковородки. Подобные вещи на кухне не будут греться из-за температурных свойств дерева, главное — случайно их не поджечь. Также можно вырезать куксу — деревянную чашку, которая не разобьется и станет практичной вещью вне дома.

Если у вас подрастает юный сорванец, можно вырезать ему из дерева меч или нож. Любого ребенка подобный подарок несказанно обрадует, особенно если это ручная работа. Также можно удариться в эксперименты и сделать резную шкатулку с причудливым орнаментом на крышке и весьма эклектичным оформлением. Если найти в саду хорошую крепкую ветку, то стоит попытаться превратить ее в дудочку. Можно также создать настоящий шедевр и сделать автомат Калашникова, который станет весьма интересным дизайнерским решением или игрушкой. АК-47-это именно та скульптура, где можно развернуться, детализируя и максимально приближая к виду оригинала, особенно если покрасить. Такие фигуры, как круг или шарик стоит вырезать весьма внимательно, ведь форма такого изделия должна быть четкой и не должна иметь углов.

Подготавливая дом к Новому году, например, можно создать из дерева Деда Мороза и прочие новогодние фигурки. Сделав их всего раз, используя крепкое дерево, можно будет их использовать в качестве оформления для праздника каждый год. В целом, сосредоточившись на фигурках, можно вырезать Домовенка, Велеса и Русалку. И если вы задаетесь вопросом, из какой породы лучше всего вырезать лесных духов, то из той, которая вам покажется наиболее твердой.

Что можно вырезать из дерева лобзиком?

Вариантов работы с помощью лобзика может быть огромное количество, главное только найти нужные чертежи. Форма работы предусматривает большую вариативность при вырезании и оформлении изделия, так что здесь вы вольны решать сами. Кроме того, вырезать можно также на фрезерном станке ЧПУ, а каким инструментом это делать так, чтобы получилось красиво и визуально привлекательно, решать вам и только вам. В подобном формате резьбы важно четко следовать технике безопасности и полагаться на свою фантазию и творческое виденье конечного продукта.

Как стать резчиком.
Обучение начинается с Вашего желания познать ремесло резчика. Как только Вы начали искать себе учителя, Вы сделали первый и главный шаг. Когда Вы переступили порог мастерской, Вы сделали второй важный шаг. Дальше нужно лишь не сбиться с выбранного пути. Чтобы начать резать, Вам нужно одно - решимость это сделать.

Где идут уроки резьбы
Занятия проходят у меня дома в небольшом помещении. Поэтому максимальное количество, одновременно занимающихся учеников, всего 5 человек.

Начинаем
Наша резьба начинается с «трехгранно-выемчатой геометрической» . Тут постигаются азы и происходит первичная постановка реза. Я показываю базовые элементы. На занятии ученик прорабатывает материал, понимает принцип движений ножом. А дома идет отработка и «набивка» руки.

О том какие бывают орнаменты и как их создавать я стараюсь рассказывать в интернете,на сайте http://struzhki.ru и в «Живом Журнале» http://rezchikdereva.livejournal.com/ . По той же схеме изучаем рельефы, посуду, скульптуру. Но программа занятий не ограничена жесткими рамками. Если ученик пришел с какими-то знаниями(не с «нуля»), я не буду второй раз знакомить его с тем, что ему и так известно. И желающие вырезать что-то отличное от программы будут поддержаны и словом и делом.

Терпение и последовательность
А вот «перепрыгивание» через запланированные этапы я не приветствую. В обучении работает принцип колеса. Каждый новый вид, как спица в колесе. И прежде, чем добраться до самой дальней, придется коснуться всех остальных. Если все делать по порядку, знания лучше усваиваются. Приведу пример.

Пропустив «геометрию» , Вы сразу попадаете на стадию рельефов, где вместо одного ножа, приходится работать набором инструментов. И не имея уверенности движений, Вы получаете задание, где нужно сосредоточиться на глубине резьбы, чистоте реза, плавности линий. А какая может быть аккуратность, когда руки еще неуверенно дрожат, и над каждым инструментом приходиться раздумывать.

Пропустив рельефы , Вы попадаете в еще более неприятную ситуацию. Посуда: ложки, миски,подносы режутся довольно просто. Но Вы не знаете как резать этим инструментом, и видите его впервые, как следствие, резьба будет утомительно долгой. И вырезав, наконец-то, свою ложку, Вы поймете, что украсить ее резьбой не сможете, ведь не проходили рельефы или «геометрию».

И совсем неудачный вариант, начать со скульптуры. На рельефах изучается инструмент, на посуде первичное понимание объема. Без этих знаний, будет сложно подступиться к
скульптуре.

Эти утверждения пришли не из моей головы, а из практики. Я всё пробовала применять, и сейчас считаю, что программа идет по наилучшему пути.

Как мы приобретаем инструмент .
Еще на заре создания своих курсов для начинающих резчиков, мне пришлось изучить инструментальный рынок Москвы.
Первым предметом поиска был, конечно же, нож-косяк . Я не буду называть фирмы и людей, производящих плохой инструмент. Лучше озвучу все то хорошее, что удалось найти или создать. Мои требования к ножу не были завышены, интересовала только долговечность заточки. Потому что я точу весь ученический инструмент, пока люди сами не освоят заточку. Процесс идет ручной, без электрического точила. Для меня это лучший и любимый способ создания хорошей плоскости фаски и острого жала у резца. Естественно, мне не хотелось круглыми сутками точить, поломавшееся или затупившееся железо. Где-то 1,5 года шла «выбраковка» товаров из магазинов и с рынков.

Выяснилось, такого ножа просто нет. Были поиски мастера для изготовления самодельных ножей. И однажды я вспомнила, что когда-то, во времена моей учебы, мне делал инструмент брат. К моей радости, Александр согласился помочь. Полгода он делал, а я испытывала в работе разные косячки, ища наиболее удобный угол острия, лучший угол заточки, даже длина ручки менялась несколько раз. В итоге, был найден универсальный вариант ножа. Кстати, на форуме Резное Александр выложил МК по изготовлению именно этого ножа.

Проблема с ножом была решена. Но тут пришла пора покупать стамески…

На сегодняшний день дело обстоит так. Любой ученик имеет право придти со своим инструментом. Если инструмент недостаточно качественный, первое что мы пройдем на уроке будет заточка. Я предоставляю возможность купить на месте, изготовленный братом, недорогой и качественный инструмент. При покупке резцов и стамесок, я даю советы по всем маркам, которые знаю, но выбор все равно остается за учеником.

Сейчас наш инструментарий таков: Инструменты от Александра, это резцы которые либо дороги в магазине, либо, вообще проблема найти. Ножи-косяки с разными углами, богородский нож, прямые стамески обычные, и японского типа с длинной ручкой, клюкарзы прямые для выравнивания выбранного фона.

У Виктора Кузнецова мы покупаем «крутые» полукруглые стамески и полукруглые клюкарзы.

Отлогие стамески приходится набирать из фирменных Петров и сын, Киршен, Пфайл. А вот большие скульптурные берем дешевые кованные Белорусские.

Стараюсь быть в курсе всех новинок рынка и исследовать, когда получается, новые инструменты.

Обойдемся без ранений
Большое внимание уделяю техники безопасности на уроках. С первого занятия ученик узнает, как резать без травм. В достатке имеются струбцины и тиски, чтобы не приходилось одной рукой придерживать работу, а другой резать. На каждом рабочем месте есть упоры безопасности. На коленях мы НЕ режем. Только стол, зажимы, и тиски.

А если я не художник
Можно вообще не уметь рисовать, но быть резчиком. Странно, но это так. Начинающие резчики сталкиваются с копированием орнаментов чаще, чем с художественным рисованием.

При современных возможностях компьютеров, ни для кого не составит труда увеличить или уменьшить эскиз. А интернет сейчас кладезь орнаментов и рисунков для резьбы. Рисование понадобится тому, кто захочет придумывать и воплощать свои идеи в дереве. Это в большей степени касается орнаментов и плоских рельефов(панно). Для скульптуры нужен другой опыт - лепка.

Учимся лепить из пластилина . Пролепка дает возможность увидеть недостатки скульптурных форм и исправить их на стадии модели. Те кто лепил хоть раз, оценили какую помощь в резьбе оказывает…пластилин.

Острый ум и инструмент

Заточке обучаю в обязательном порядке. Вам потребуются: наждачная бумага, хозяйственный брусок, и паста гои на ремне. Никаких дорогостоящих материалов мы не используем.

Соратники, конкуренты или друзья

Мы много общаемся и на занятиях и в интернете, и стараемся чаще встречаться в неучебное время. Порой люди в группах так сдруживаются, что одной встречи в неделю, им становится мало. Именно поэтому у нас появились встречи в кафешках, на шашлыках и даже в поход однажды сходили. Здесь же заложены истоки конкурсов. Конкурс хоть и несет в себе дух конкуренции, ну дух это дружеский и положительный. Участвуют только желающие. Зато присоединится к мероприятию могут все, и просто приятно провести время с единомышленниками.

В статье использованы фотографии работ: Евгении Попковой, Егора Сидоренко, Павла Латышева, Ольги Качаловой,Страхини.

Резьба по дереву – это широкое понятие, охватывающее любой вид работы, связанный с превращением куска дерева в эстетический объект при помощи специального инструмента. Резьба по дереву практически всегда относится к эстетике, и редко несет какое-либо функциональное значение, хотя, в некоторых случаях, она может быть и функциональной, как, например, в случаях изготовления мебели ручной работы, специальных приспособлений или облицовочных панелей. Резьба по дереву имеет историю длиною в тысячи лет, и следы этого искусства можно найти практически в любом уголке нашей планеты.

По сравнению с другими типами искусства, такими, например, как каменные скульптуры, древние примеры резьбы по дереву представлены не так широко, т.к. с течением времени древесина гораздо быстрее портится и разрушается. Некоторые интересные экземпляры появились в древнем Египте. Это, например, красивые декоративные деревянные панели с вырезанными на них рисунками и надписями, или знаменитые саркофаги мумий, обнаруженные в различных гробницах. Особенно интересный экземпляр столярного мастерства, возрастом около 6 000 лет, был найден в Египте. Это саркофаг, который был сделан из древесины платана и украшен бронзой, эбеновым деревом, горным хрусталем и кварцем.

Христианство способствовало новому витку в развитии резьбы по дереву, и образцы этого времени хорошо сохранились и до наших дней, а их основная масса приходится на период 500 – 1500 лет до н.э. Примеры резьбы этой эпохи часто иллюстрируют Христа и образы других святых. В те времена для церквей изготавливались деревянные декоративные панели с красивой резьбой, рассказывающей о жизни и смерти Христа. Примерно в это же время, в Японии буддизм переживал свой подъем и дал развитие резьбе по дереву. Были выработаны особые стили резки, что привело к созданию множества разнообразных деревянных скульптур Будды.

Одной из наиболее простых форм резьбы по дереву является обстругивание, заключающееся в удалении лишних частей деревянного предмета простым ножом. Чаще всего, для обстругивания используются мягкие породы дерева, т.к. обычный нож может не справиться с резкой древесины твердых пород. Как правило, обстругивание – это вид хобби, увлечения, но оно может принимать и более серьезные формы и производить красивые объекты искусства. Некоторые мастера обстругивания производят очень красивые предметы из дерева. Особенно хорошо получаются трости и различные деревянные игрушки и безделушки. Основным отличием обстругивания от других форм резьбы по дереву является то, что в нем используется обычный нож, а не стамеска или какой-либо другой профессиональный инструмент.

В резьбе по дереву может использоваться множество различных инструментов, и мастера с большим трепетом относятся к своим долото и стамескам. Каждый тип инструмента имеет свой размер и форму, позволяя деревообработчику выполнять свою работу с высокой точностью. Киянка используется для увеличения силы воздействия режущего инструмента на твердые породы дерева, а для жесткой фиксации обрабатываемой заготовки, на верстаке устанавливаются специальные тиски . Основной набор инструментов включает в себя: стамеску, представляющую из себя мощное лезвие с прямой кромкой, и используемую для нанесения разметки и выравнивания плоских участков на деревянной заготовке; полукруглое долото, имеющее форму изогнутого лезвия, и применяемое для выполнения закруглений и вырезки углублений; трехгранное долото, являющееся по сути стамеской для более глубокой резки; V-образное лезвие для нанесения контуров; и нож для резки по дереву, применяемый в мелких работах разного характера.

Людям творческим, которые хотят занять себя очень интересным и полезным делом, стоит обратить внимание на резьбу по дереву для начинающих. В последнее время этот вид творчества становится все более популярным, хотя некоторое время назад он был практически полностью забыт. Перед тем, как заниматься подобным делом, необходимо уяснить, что такой тип работы может быть довольно опасен, поэтому его нельзя рекомендовать детям, еще не научившимся обращаться с острыми предметами. Да и взрослым, которые собираются заниматься резьбой по дереву, стоит уяснить для себя все правила использования инструментов. Для резьбы по дереву могут быть использованы не только обычные, но и электрические приспособления. Они требуют тщательного соблюдения техники безопасности.

Если опытным виртуозным мастерам достаточно одного взгляда на инструмент, чтобы определить его качество, то начинающие часто теряются во всем разнообразии, представленном в магазинах. Специалисты уверяют, что в данном случае далеко не всегда самый дорогой вариант будет самым лучшим, так как немаловажную роль играет накрутка бренда, реклама, транспортировка из других стран и так далее. Те, кто занимается резьбой по дереву на профессиональной основе, знают, что отечественные инструменты могут быть просто превосходного качества, но стоить втрое дешевле иностранных аналогов.

Кроме того, в наборе мастера может присутствовать и масса других инструментов. Они могут быть нужны для изготовления сложных работ. Новичкам достаточно будет самого минимума, но хорошего качества, чтобы руки сразу привыкали к правильным движениям. Специалисты рекомендуют начинающим мастерам запастись набором из десятка инструментов и постепенно совершенствовать свои навыки и пополнять арсенал.

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно. Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент.

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Для мастера резьбы по дереву фрезер является одним из незаменимых помощников. С его участием можно изготовить массу различных работ любого типа сложности. Если профессионал хорошо знает принципы работы с ручным фрезером, из дерева можно создать изделия разного назначения. Более того, подобный навык всегда будет полезен в домашней работе. К примеру, с помощью фрезера можно быстро и аккуратно прорезать отверстие, вставить дверной замок либо прикрепить петли к дверям.

Люди, которые часто сталкиваются с работой по дереву, должны знать о том, как правильно обращаться с фрезером. Самым распространенным вариантом инструмента, используемого в наше время, является погружной. С помощь такого инструмента можно выполнить любую работу, которая связана с фрезерованием либо резьбой. Для творческой работы необходимо тщательно выбирать фрезу, с помощь которой и происходит обработка древесины. В зависимости от того, какой формы рабочая головка инструмента, будет отличаться и вид обработки заготовки из дерева. При помощи фрезерной резьбы по дереву картинки могут получаться любой сложности. Для резьбы по дереву данный инструмент используется очень широко. Особенно часто можно встретить резную деревянную мебель, обработанную фрезером. Для этого нередко применяются особые шаблоны, дающие возможность получить симметричные рисунки. Кроме того, фрезер может быть использован и для врезки замков, и для создания красивой деревянной фурнитуры.

Одним из очень интересных вариантом использования ручного фрезера является художественная резьба по дереву, видео о которой можно увидеть чуть ниже. Этот инструмент широко применяется и для рельефной, и для прорезной работы. Специалисты рекомендуют для художественной резьбы использовать безподшипниковые V-образные и галтельные фрезы. С такими приспособлениями творческий человек может создать истинный шедевр.

При работе с фрезером очень важно соблюдать технику безопасности, так как данный инструмент является травмоопасным и может причинить вред человеку. Если навыков работы с прибором нет или очень мало, стоит для начала потренироваться на мягкой древесине, чтобы «набить руку».

Одним из удобных видов работы с деревом является резьба по дереву лобзиком по шаблону, фото которой можно найти ниже. С этим инструментом художественное выпиливание превращается в интереснейшее занятие, результатом которого становится оригинальная деталь интерьера. Даже небольшие украшения для двери значительно преобразят ее внешний вид. Стоит заметить, что для такой работы плоскорельефная резьба при помощи лобзика подходит идеально.

Творческая работа способна прекрасно поднять настроение, хорошие результаты будут поводом для гордости мастера, что нередко подталкивает к совершению новых подвигов, уже более внушительных. При этом именно с лобзика специалисты рекомендуют начинать тренировки новичкам. Немного усилий и времени, и руки сами поймут, какой захват будет самым удобным для качественного выпиливания.

При работе с лобзиком важна плавность. Все движения мастера должны быть медленными, без резких движений, чтобы не допустить перекосов и не испортить материал. В тех местах, где линия должна поворачивать, стоит перевернуть саму заготовку, а не инструмент, что позволит добиться равномерности. По кромке резов обязательно останутся неровные края, от которых нужно избавиться. В этом помогут такие инструменты, как напильник, надфиль и наждачная бумага.