19.06.2019

Красивее, чем есть: Фуд-стилист о хитростях на съемках еды. Пицца - это сложно. Кто это такой


Практически каждая фотография еды, которая попадается нам на глаза, является результатом работы команды стилистов. Они продумывают упаковку, оформляют меню, журналы, поваренные книги и билборды. Многие люди убеждены, что фуд-стилисты заменяют всю еду на фотографиях несъедобными, но аппетитно выглядящими предметами. На вечеринках я часто слышу разговоры типа «вместо мороженого они используют пюре, а вместо молока - ПВА». Лично я ни разу не заменяла мороженое на пюре, клей засыхает, так что его невозможно снимать, а в качестве взбитых сливок мы используем не пену для бритья, а сами взбитые сливки (в крайнем случае топпинг Cool Whip).

Ким Хартман

Работает фуд-стилистом 20 лет, в том числе и с такими брендами, как Kellogg’s, Stacy’s, Sargento, Arby’s, Palmero’s, Red Lobster, Barnes & Noble.



Тренды фуд-стайлинга:
от стерильности к реалистичности

Фуд-стайлинг сегодня тяготеет к реалистичности; модно, когда блюдо выглядит по-домашнему. Когда мне было 23 и я только начинала работать в этой области, в цене, наоборот, была стерильность - еду приводили к максимально аккуратному, чистому виду, не дай бог, чтобы на тарелке остались крошки. Сегодня стилисты говорят на другом языке.

К примеру, я много работала с производителями тортов. Раньше если мне нужно было вырезать квадратный кусок из торта размером 20 на 30 сантиметров, то это должен был быть идеальный квадрат. Сегодня такого требования уже нет и никого не беспокоит естественная форма куска, как не волнует и тот факт, что на торте слегка поломается глазурь, а на тарелку попадут крошки. Изображение торта на коробке не должно отпугивать среднестатистического покупателя своей идеальностью - нужно, чтобы он решился его купить и приготовить самостоятельно.

Пицца - это сложно

Пиццу снимать едва ли не сложнее всего. Уже через пару часов сыр может выглядеть не так аппетитно, как должен, и даже разогрев ему не поможет. Приходится танцевать с бубном около духовки, отслеживая момент, когда сыр будет выглядеть именно так, как нужно клиенту. Несмотря на то, что это сложно, я стараюсь браться за работу с пиццей, потому что если ее удается снять хорошо, выходит по-настоящему красивая картинка. Например, недавно я снимала пиццы с необычного угла, на них клали много прошутто, так что свет просвечивал через куски мяса. В итоге они были почти прозрачными.


Стайлинг без стайлинга
и естественно выглядящая еда

Я всё время подмечаю промахи других стилистов. Политый маслом бургер на картинке может блестеть так, как в жизни никогда не будет. Однажды я забрела в отдел замороженной еды в гипермаркете и увидела упаковку пиццы, для которой стилисты «поженили» два куска сыра так, чтобы он красиво стекал с ломтика. Но на фотографии была видна граница, по которой срастили эти два куска.

Клиенты часто выдают неподходящие рецепты, по которым надо готовить еду для съемки, так что всё приходится выяснять самой. Нужно понять, как приготовить мясо так, чтобы, когда его разрежешь, в центре куска не осталось крови, но мясо при этом было идеально розовым. Нужно знать, как плавить разные виды сыра так, чтобы на пицце они выглядели аппетитно. А еще у тебя может быть прекрасный снаружи кусок ветчины, в разрезе которого обнаружится пласт жира. Поэтому всегда надо иметь план Б, понимать химические процессы, которые происходят при приготовлении еды и в то же время уметь выдавать красивую картинку.

индустрии фудстилистики в России нет. Есть фотографы, которые снимают еду для ресторанов, книжных издательств, журналов, но нет школ фуд-фотографии, нет литературы, вообще ничего. Только появляются мастер-классы, у заказчиков немного меняется отношение к фотографии: теперь все хотят красиво и как на картинках из западных блогов и сайтов.

Я училась методом проб и ошибок, читала книги на иностранных языках, смотрела зарубежные блоги. Сначала это было просто увлечением - я фотографировала, выкладывала фото и рецепты в социальные сети. Моим читателям нравилось, так и стали поступать заказы из интернета. Сейчас часто обращаются по рекомендациям тех, кому я уже что-то снимала. Много клиентов из Instagram.

В России есть проблемы с красивой посудой и аксессуарами для съемки, я все привожу из заграничных поездок. С продуктами более-менее хорошо. Зелень для фуд-съемки лучше покупать в горшочках, много красивой рыбы - дорадо или форель, есть «бейби» картофель, который очень круто смотрится на фото. Нужно просто искать. Например, чтобы сделать один кадр, нужно за картошкой съездить на Дорогомиловский рынок, за зеленью и ягодами - в «Метро», за посудой - в «Зару Хоум», в «Стокман» - за текстилем и за приборами - в «Уютер».

Я фанат еды, для меня неприемлемо
ее портить,
а уж тем более выкидывать

Я за естественность в фуд-фотографии: все, что на картинке, должно быть не просто красивым, но еще и вкусным. Приятнее сфотографировать еду и потом съесть, а не выкидывать. Мне вообще странны и непонятны все эти страшилки типа использования клея, глицерина, моющих средств и прочей ерунды при съемке еды. Зачем что-то делать, когда мясо, овощи, фрукты – это наслаждение не только для желудка, но и для глаз. Я фанат еды, для меня неприемлемо ее портить, а уж тем более выкидывать. Нет некрасивых или нефотогеничных продуктов: если у фотографа не получается красиво снять еду, дело в нем, а не в еде.

Я делаю пять порций - если не получится добиться картинки с первой попытки, у меня останется еще четыре. Самое главное – снимать при естественном свете, окно вам в помощь. Отражатели или просто лист белой бумаги помогут придать еде сияние и приятный блеск. Курицу можно смазать оливковым маслом после того, как достали из духовки, фрукты и овощи - сбрызнуть водой. Прикрыть что-то не очень красивое можно лимоном или зеленью (так часто бывает с рыбой). Суп-пюре лучше фотографировать сверху, украшать чем-то, чтобы не выглядело плоско. Для этого можно использовать зелень, специи, крутоны, сливки, грибы и бекон. Салаты лучше фотографировать, не смешивая ингредиенты в кашу, а выкладывать все составляющие в тарелку, аккуратно полив сверху маслом или заправкой. Сверху салата лучше выкладывать более фотогеничные продукты – помидоры «Черри» или креветки. Мясо всегда выигрышно выглядит со специями, например, паприкой или красным перцем горошком. Обязательно должна быть корочка, аппетитная и хрустящая. Если, например, нужно сфотографировать суфле, которое через 5 минут после того, как вы его достанете из духовки, опадает, нужно просто включить пятую скорость и снять все быстро, за пять минут.

Про конкуренцию мне сложно говорить. Лично мне заказов хватает, но вот платить за работу фуд-стилиста и фотографа у нас пока не очень хотят. Нет политики ценообразования: кто во сколько оценит час своей работы, столько и стоит. Каждый второй заказчик спрашивает меня о скидках, очень много заказов на так называемой бартерной основе: от тебя фото, от заказчика - продукт, который ты фотографируешь. Увлечение фуд-фото - не из дешевых! Я имею в виду посуду, которую все время нужно обновлять, приборы, фоны, тряпочки, салфеточки и, конечно, же продукты. В общем, кадр с красивой едой - это затраченные финансы, работа стилиста, креатив и вкус.


Зрение обмануть легко, но на подсознательном уровне фальшь ощущается, поэтому работа начинается с кропотливого
и бережного отношения к продукту

Инжир, красный лук, капуста, виноград, сливы, свекла и персики.


Самое главное - найти общий язык с фотографом, работать вместе на один результат. Нужна скорость и отточенность действий. Если фотограф из разряда псевдоспециалистов, то он может так криво выставить свет, что все старания фуд-стилиста просто не будут заметны. Но если у вас сложился профессиональный взгляд на картинку, то дело в шляпе. Даже самая простая картошка может стать арт-объектом. Нужно проникнуться продуктом, разглядеть в нем что-то и показать эту красоту. Качество продуктов и их свежесть - это самый большой секрет. Природа - лучший фуд-стилист.

Говорить об индустрии фудстилистики в России я бы не стала. Индустрия предполагает наличие технологий и школы, а мы пока на кустарном уровне, конкуренция очень условная. Все фуд-стилисты, которых я знаю, пришли в профессию из разных областей. Я начала работать в этой сфере случайно. Мой муж решил стать фотографом, и мы подумали, что я могла бы быть его ассистентом. Первый заказ, который удалось получить, был от журнала «Гастрономъ».

Есть две разные профессии. Одних специалистов нанимают рестораны, чтобы вместе с шефом разработать подачу блюда, делая его более привлекательным и вкусным. Вторые работают с фото и видео и часто в результате манипуляций с продуктами питания делают их непригодными для употребления в пищу. Я отношусь ко вторым. Я спокойно отношусь к сбрызгиванию продуктов глицерином, лаком для волос, акрилом и т.д. Это не значит, что эти действия нужны всегда, но бывают условия съемки, когда это необходимо.


У меня два образования - художественное и поварское. Но в рисовании меня всегда смущала длительность процесса, а в поварском деле не нравилась коллективность, ведь на кухне у всех людей свой ритм, и нужно вечно кого-то подгонять, значит, результат не всегда будет гарантированно превосходным. Я успел поработать шеф-поваром в России и за рубежом: в Ирландии, в Голландии и в других странах - но в какой-то момент мне захотелось двигаться дальше. Соединил два дела, которые получаются у меня лучше всего, и стал мастером в этом сочетании. Мне нравится, что фуд-фотография - это только мое творчество, я могу контролировать весь процесс - от идеи до результата.

Индустрии фуд-стилистики в России не существует, это очень узкое направление. Неразвитость сферы, конечно, напрямую связана с отсутствием специализированного образования. Если знания и передаются, то только на уровне мастер-классов. Хуже всего, когда фуд-стайлингу начинают учить в фотошколах люди, которые к нему не относятся. Просто берут фотографирование продуктов с точки зрения, например, предметной фотосъемки. Это большая ошибка. Фуд-стилистика – это самостоятельное, сложное, очень тонкое направление с множеством нюансов. Для того, чтобы эффектно, красиво и соблазнительно снять еду, надо чувствовать суть продуктов, знать стилистику и мыслить концептуально, понимать, какой результат будет от твоей работы с точки зрения имиджа и маркетинга. На таком уровне мало кто подходит к вопросу.

Я рассчитываю весь процесс приготовления, учитывая нюансы: плотность пенки, текстуру топинга, свойства ягод


Для фотографирования я использую только натуральные продукты, к сомнительным искусственным способам не прибегаю. Просто я умею готовить, и этим все сказано. У меня есть соответствующее образование, опыт и огромная любовь к кулинарии, к самим продуктам. Фуд-стайлинг - это не просто поставить свет и нажать на кнопку. Это прежде всего подготовка. К примеру, для фотографии кофе необходимо, чтобы перед съемкой готового напитка уже все было настроено, выверено. Я рассчитываю весь процесс приготовления, учитывая нюансы: плотность пенки, текстуру топинга, свойства ягод. Плюс я тесно работаю с бариста, рассказываю все этапы создания напитка, чтобы продукт выглядел эффектнее и сохранялся дольше. Так что главный совет - это тщательная подготовка. А второй - все ингредиенты добавляются поэтапно. Так они будут считываться и выглядеть аппетитно. Важно, как продукт составлен, бывает, что ягоды смешиваются с топингом и становятся вообще нечитаемыми.


Фото еды сегодня повсюду. Многие девушки не могут начать трапезу, пока не сфоткают пищу и не выложат ее в сториз с хэштегом #мирдолжензнатьчтояем. Чаще всего это выглядит не так аппетитно.

Кто это такой?

Фуд-стилист – это человек, который творит чудеса, создавая аппетитные гастрономические натюрморты. Он делает так, чтобы вам захотелось съесть страницу с блюдом из кулинарной книги, чтобы слюнки текли при виде рекламы и чтобы вы заказали все из ресторанного меню с картинками.

Данная профессия напоминает художников. Фуд-стилисты творят, чтобы наблюдатели получили эстетическое наслаждение или даже экстаз.

Как все происходит

На первый взгляд все просто: повар готовит, а стилист затем раскладывает еду так, чтобы на выходе получилась красивая картинка.

Но есть куча нюансов.

Легко ли сфотографировать курочку с румяной корочкой, да чтобы от нее еще и пар шел? А тающее мороженое? Пробовали когда-нибудь дома скатать из него шарики?

В реальной жизни это многочасовая работа, которая требует много времени и сил. Получатся неудачные снимки – реклама не привлечет нужное количество покупателей.

Разделение на два лагеря

Судя по информации о фуд-стилистах, они придерживаются разных тактик.

Одни за натуральность, за блюда без прикрас. Они считают: если фотограф не может запечатлеть натуральную еду, то дело не в ней, а в фотографе.

Другой лагерь фуд-стилистов использует множество фишек и уловок, благодаря которым блюда выглядят идеально. Последних, естественно, больше.

Могу рассказать о некоторых известных мне «фуд-фокусах». Например, на бургерную булку приклеивают кунжут, а между мясом и салатом прокладывают картонные квадратики. Румяную курочку не запекают, а только немного проходятся по ней газовой горелкой.

Чтобы показать дымящийся напиток в кружке, используется женский тампон. Практика показывает, что именно мокрый и разогретый в микроволновке тампон испускает самый реалистичный и красивый пар.

Чтобы фрукты выглядели свежими и аппетитными, фуд-стилисты опрыскивают их лаком для волос или простым дезодорантом перед съёмкой.

Поджаристая, румяная булочка на фото бургеров – как правило смазана коричневым обувным кремом, для аппетитности.

Съемки мороженого длятся несколько дней, но не на залитой светом кухне, а в холоде среди сухого льда. Да и вообще, зачастую в роли мороженого выступает картофельное пюре.

На съемках льющегося шоколада могут израсходовать до 400 кг шоколада разной консистенции, чтоб создать идеальный поток. А иногда вообще используют вместо шоколада или сиропа машинное масло.

И еще много-много таких секретов.

Стоит ли оно того?

Да, работа непростая, но очень творческая и высоко оплачиваемая. Фуд-стилист в месяц зарабатывает около 170.000 рублей. Размер вознаграждения зависит от города.

В мегаполисах можно получать и 210.000 рублей. На фрилансе фуд-стилисты высокого класса поднимают до 50.000 рублей за один день. Но до такого уровня еще нужно дорасти.

Вот это да! Своего рода фэшн-индустрия, только объектами тут служат не люди, а продукты.

Как стать фуд-стилистом

Говорят, в России нет фудстилистики. Многие идут учиться на поваров, чтобы уметь обращаться с продуктами, а затем переходят в эту индустрию.

Кто-то начинает с помощника фуд-стилиста, дабы перенять опыт наставника. Некоторые и вовсе самоучки, «выросшие» на иностранных блогах и зарубежной литературе.

К сожалению, у нас практически нет такого контента.

Судя по всему, эта область еще не освоена в России. Спешите занять фуд-стилистскую нишу и рубить бабло. Всем добра!

Каждый день мы сталкиваемся с рекламой различной еды – по телевизору, на билбордах и т.д. Причём выглядят «рекламные» кушанья ну очень аппетитно, намного лучше, чем приготовленные самостоятельно. Согласитесь, как бы ни старался, а например, такой невероятно соблазнительной поджаристой корочки на мясе, котлетках и т.д. добиться в домашних условиях очень сложно.

В чём же секрет такого привлекательного внешнего вида этой еды? Может, всё дело в том, что готовят их опытные повара? А может, вся «соль» в продуктах, используемых для приготовления? На самом деле аппетитные рекламные блюда – результат трудов фуд-стилистов. В чём суть этой профессии, чем именно занимаются фуд-стилисты – обо всём этом и будет рассказано в нашей статье. Ну и, конечно же, будут приоткрыты некоторые секреты и тонкости фото- и видеосъёмки аппетитной еды.

Фуд-стилист. Обманщик или волшебник?

Вообще, если говорить коротко, то фуд-стилист – фотограф, «моделью» у которого является самая разнообразная еда. И цель его – сделать эту самую еду настолько привлекательной и аппетитной, чтобы потенциальный покупатель не смог устоять перед соблазном попробовать «вкуснятину».

Почему же слово «вкуснятина» взята в кавычки? А это и есть основной секрет всех фуд-стилистов! Дело в том, что еда, которую мы видим на фото, в большинстве случаев даже несъедобна!

Вообще, фотографировать еду очень сложно, и важна, буквально, каждая секунда. Ведь продукты имеют свойство быстро остывать, таять, растекаться, менять форму и т.д. А для получения качественных фото и видео, как известно, нужна длительная работа. Вот здесь и самое время проявить мастерство фуд-стилизма – подготовить пищевую продукцию так, чтобы на протяжении всей фото- или видеосъёмки (а это, как правило, несколько часов) кушанья выглядели свежими и аппетитными. То есть для фуд-стилистов важен именно внешний вид еды, а не то, насколько вкусной она является. И здесь в ход идут самые разнообразные приёмы: использование муляжей из пластика и силикона; подкрашивание продуктов; искусственное создание хрустящих корочек, пены и дыма; замена съедобного несъедобным и т.д. Именно поэтому одни считают фуд-стилистов настоящими волшебниками, умеющими сделать фантастически «вкусные» фото, а другие – обманщиками, так как аппетитная еда на картинке может быть вовсе и не едой.

Некоторые секреты фуд-стилистов

Ну а сейчас, попробуем разобраться, какие же именно приёмы используются для создания красивых фотографий еды. Конечно, не каждый профессионал любит делиться своими хитростями и уловками, но некоторые секреты фуд-стилистов всё-таки известны.

Хрустящая поджаренная корочка

Для того чтобы создать аппетитную корочку на котлетах, курочке, отбивной и т.д., фуд-стилистам понадобится строительный фен, акварельная или какая-либо другая краска и лак для волос. Для примера возьмём курицу-гриль. Обязательно сырую (жареная на фото выглядит не очень привлекательно) куриную тушку сначала покрывают несколькими слоями краски нужного оттенка, слегка присыпают молотым кофе (это «специи») и обрабатывают в течении нескольких секунд строительным феном, что и даёт визуальный эффект хрустящей корочки, не деформируя саму тушку. Осталось только сбрызнуть лаком для волос, что добавит аппетитного «жирного» блеска.


Витаминный супчик

Гораздо больше сложностей со съёмкой первых блюд – супов, борщей. Законы физики таковы, что снять красиво суп практически невозможно – бульон недостаточно прозрачен, все компоненты «тонут», мешает слой жира сверху и т.д. Поэтому тарелку супа для съёмок делают так: на слой желатина живописно раскладывают кусочки ветчины, свежую зелень, овощи и всё, что ещё нужно, а потом заливают небольшим количеством подкрашенной воды. Если по задумке нужно, чтоб над супчиком струился дымок, то можно и разогретые влажные ватные шарики положить в нужном месте, или банально – разместить незаметно за тарелкой подкуренную сигарету.

Мороженое, взбитые сливки

Эти десерты отлично заменяются пеной для бритья или же строительной монтажной пеной. Такое «мороженое» не растает, не потеряет свою форму. На него несложно выложить и различные добавки – шоколад, ягоды, джем. Кстати, чтобы ягодки и джем не растекались, подкладывают полиэтилен или используют уже готовые муляжи.

Пиво, кофе

В съёмках пива и кофе самыми важными являются 2 составляющие – насыщенный цвет и наличие пенки. Цвет обычно корректируют красками, а пенку делают из моющих средств. Сейчас, правда, совсем несложно заказать уже готовые муляжи из пластика.

Пельмени, вареники

Настоящим мучением для фуд-стилистов является съёмка пельменей, вареников и других аналогичных изделий из теста с начинкой. Если снимать это в натуральном виде, то аппетитными пельмени (вареники, манты и т.д.) никогда не получатся – начинка просвечивается, тесто после варки становится сероватым и т.д. Поэтому пельмени для съёмок делают просто из теста или закупают муляжи. Для более эстетичного внешнего вида применяют глицерин или лак для волос (добавляет блеска). Не обойтись и без «сметаны» - обычного клея ПВА.

Кроме этого фуд-стилистам нужны ещё пинцеты и зубочистки (живописно «разбросанные» крошки, не распадающиеся, правильно скреплённые бутерброды); специальные пропитки для ткани (аппетитные, не расплывшиеся ягодки на обработанном пропиткой блинчике и т.п.); желатин, крахмал или другой загуститель (нужная консистенция – тягучесть мёда, например) и т.д.


Без чего фуд-стилизм невозможен

Но самыми важными «инструментами» любого фуд-стилиста являются, конечно же, совсем не строительные фены, краски и пластик с желатином. Основное для этой профессии, как, впрочем, и для любой другой творческой, уникальные качества характера, талант и опыт. Без художественного вкуса, креативности мышления, способности быстро принимать решения и оперативно реагировать на происходящее истинным фуд-стилистом стать невозможно.

Но самое главное – каждый фуд-стилист должен быть настоящим гурманом! Только в этом случае фото- и видеоработы будут завораживать зрителя, а сам рабочий процесс приносить удовольствие.