19.09.2019

Конспект занятия в средней группе птицы зимой. Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы


Конспект НОД по познанию

по теме «Зимующие птицы».

Программное содержание : Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»; формировать представление о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
Расширять знания детей о птицах родного края.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

Воспитатель: Слышите, Сорока стрекочет, что-то сообщить нам хочет. Сорока очень болтливая.

Сорока: Сегодня была в лесу. Почему - то одни птицы улетели, а другие остались, что к чему, не пойму?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как Сорока расстроилась. Она не поймет, что случилось в лесу. Почему одни птицы улетели, а другие остались.

Что же делать, как нам помочь Сороке?

Дети: Надо всем отправится в лес, и помочь Сороке разобраться.

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.

Основными правилами являются

    Нельзя разводить костер

    Нельзя разорять гнезда птиц встречающихся на пути

    Не оставлять мусор после себя

    Не ломать ветви деревьев и кустарников

    Не трогать и не причинять вреда встретившимся в лесу животным.

    Нельзя брать детенышей животных домой.

    Не шуми в лесу.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

2.Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка «Голоса птиц».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу?

Воспитатель: Это нас птицы встречают.

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

На улице стало холодно. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Вспомните, какие птицы улетели? Как вы думаете, почему? Как называют таких птиц? Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетные. Они собираются стаями и улетают в теплые края.
3. Воспитатель : Сегодня мы поговорим о птицах, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Какое время года сейчас? (Зима). Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Дети: Таких птиц называют – зимующие.

Воспитатель: С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай с полей убрали, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки :
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей.

Чтение стихотворения про воробья. Настя Р.

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

Послушайте следующую загадку:

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка.

Чтение стихотворения про синичку. Саша К.

Маленькая птичка –

Жёлтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает.

Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень, подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.

А вот ещё одна загадка:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)

Физкультминутка «Снегири»

1. Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Руками хлопают себя по бокам. Показывают грудки

2. Распустили перышки

Руки слегка в стороны

3. Греются на солнышке

Шевелят пальчиками

4. Головой вертят, вертят

Повороты головой вправо, влево

5. Улететь они хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

Бегут по кругу взмахивая руками.

Чтение стихотворения про Снегиря. Кристина И.

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Воспитатель: Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Послушайте следующую загадку

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья - хрипловатая. (Ворона)

Чтение стихотворения про Ворону. Нелли И.

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Что за птица сидит? (ворона)

Давайте рассмотрим её:

Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

Какие у неё крылья? (большие)

А лапки? (сильные, цепкие)

Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

Как они кричат?

Чем питаются вороны?

Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Поставить на стол кормушку и разложить на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом)

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием!

Индивидуальная работа

Д/игра « Чем угостить птиц зимой?»

(Обвести в круг корм, которые едят птицы).

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику .)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево.

Д/игра: «Каких птиц много на дереве?»

На дереве много...синиц,

На дереве много...воробьев,

На дереве много...ворон,

На дереве много...снегирей.

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель раздает маски птицы.

Дети под музыку, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексия: Ребята! Как вы думаете, Сорока, поняла, что случилось в лесу? Каких же птиц называют зимующие?
Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Сарапулова Анна Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92», г. Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»

Цель:

    Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, их проблем в зимнее время, особенности питания. Формировать и закрепить понятие «зиму-ющие птицы».

    Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предло-жения.

    Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.

    Закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного числа имен существительных (снегирь - снегирей, воробей - воробьев).

    Работать над интонацией, темпом и ритмом речи.

    Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, интерес, лю-бознательность к миру природы, желание помогать птицам.

    Повышать уровень заинтересованности детей к процессу обучения.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, мяч, кормушка, макет дерева.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь, дятел.

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?

Дети: Туловище, крылья, клюв перья, лапы хвостик.

Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?

Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.

Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

1-ый ребенок Высоко на кроне клена

Спеть готовится ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко кар-р-р.

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый, доверчивый, смелый. Еще в народе воробьев прозвали «воришками», потому что они налетают стайкой и не боятся людей.

2-ой ребенок Воробьишка -воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.

Воспитатель: Послушайте внимательно загадку:

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Про какую птицу загадка?

Дети: Про сороку.

Воспитатель: Какая это птица? Расскажите про нее.

Дети: Сорока остается зимовать вместе с нами. Она делает большое прочное гнездо из сучьев, тряпок, проволоки. Она подбирает блестящие предметы и несет их к себе в гнездо.

Сорока большая, длиннохвостая птица. Она везде летает, все слышит, обо всем знает. Она предупреждает своим стрекотанием птиц и животных об опасности.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадки, про какую птицу говорится в них?

    Я пациентов простучу

И от недугов излечу.

Мои всегдашние больные

Дубы и сосны вековые.

    Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков…

3-ий ребенок В чаще слышится тук-тук,

Значит с деревом недуг.

Ствол проверил, все уладил,

Помогает лесу дятел.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.

Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

4-ый ребенок Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? -

На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней -

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку:

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка).

Воспитатель: Правильно, эта загадка про синичку. Расскажите про синичку. Какая она?

Дети: Синичка осторожная, любопытная, пугливая, ни минуты не сидит на месте, суетит-ся, снует. Синичек называют «крылатой полицией леса»потому, что она тщательно обсле-дует деревья в поисках зимующих насекомых.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу (руки вверх, плавное покачивание)

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу (встряхивание рук)

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят. (руки в стороны, движения вверх-вниз)

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад (присесть).

Упражнение «Назови ласково» (с мячом) .

Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:

Снегирь - снегирёк, снегиречек…

Синица - синичка, синичушка, синиченька…

Голубь - голубок, голубочек…

Воробей – воробейчик, воробушек…

Ворона – воронушка, воронка…

Дятел – дятлушка…

Клест – клестушка…

Сорока – сороченька…

Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:

На дереве много...синиц,

На дереве много...дятлов,

На дереве много...ворон,

На дереве много...снегирей.

Игра «Один – много» (с мячом).

Одна ворона – много ворон.

Один воробей –много воробьев.

Одна сорока – много сорок.

Один голубь – много голубей.

Один дятел – много дятлов.

Один снегирь – много снегирей.

Одна синица – много синиц.

Одна галка – много галок.

Один клест – много клестов.

Воспитатель: Давайте попробуем отгадать загадки. Слушайте внимательно! Кто отгадает – тот птичку получает!

    Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это? (Воробей)

    Желтое брюшко

У маленькой птички.

А зовут ее.. (Синичка)

    Вещунья белобока

А зовут ее … (Сорока)

    Белый бок, серый бок,

Воркует нежно… (Голубок)

    Красногрудый, чернокрылый

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

    Черный жилет, красный бирет.

Нос, как топор, хвост как упор. (Дятел)

    Грудка ярче, чем заря,

У кого … (У снегиря)

    Под еловой лапкою птенчики сидят.

Деткам мама с папою шишки теребят. (Клесты)

    Северные гости

Клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки,

На головках хохолки! (Свиристели)

    Птица серая парила,

Крылья черные раскрыла,

Громко каркнула она,

Только курочка ушла. (Ворона)

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. /Кормушка/

Дети: Кормушка.

Воспитатель показывает настоящую кормушку, рассматривает ее вместе с детьми.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего люди мастерят кормушки?

Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:

Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить.

И тогда им будет легко переносить холода.

Воспитатель (подводится итог занятия) :

    Вспомните, о чем мы говорили на занятии?

    Каких птиц вы увидели?

    Как нужно помогать птицам в зимнее время?

А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц.

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Программное содержание:
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Дети поднимают рисунки.
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек. (картинки)
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?

Кириченко Светлана Викторовна - воспитатель I квалификационной категории МБДОУ д/с №4

Интегрированные образовательные области: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, социализация.

Форма деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Программные задачи:

Образовательные- закрепить знание о зимующих птицах, дать детям представление о видах питания зимующих птиц; развитие произвольного внимания, зрительной памяти; стимулирование речевой активности у детей; определение характерных особенностей птиц: внешний вид, поведение

Развивающие- развивать у детей способность создавать образ в аппликации на тему «Птицы», развивать творческие способности детей.

Развивать мышление, наблюдательность.

Воспитательные- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить им суровое зимнее время. Воспитывать экологическую культуру. Воспитывать аккуратность и самостоятельность, эстетические эмоции.

Словарная работа- активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулке. Расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. п., описание зимы вьюжная, суровая, морозная.

Форма проведения- непосредственно образовательная деятельность.

Предварительная работа- наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; «Про птиц и зверей» В. Бианки и др. Беседы о домашних, перелетных и зимующих птицах. НОД рисованием, лепкой и аппликацией, на которой дети изображали птиц.

Материалы и оборудование- магнитофон с аудиозаписями; мольберт; демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц- воробей, синица, снегирь, дятел, клест, голубь, дятел. Аудиозапись голосов птиц. Материал для аппликации лежит на столах, первая часть занятия проходит на ковре и на стульчиках.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Приветствие в кругу. Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель читает загадку.

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Каркать петь и ворковать.

Нас зимою покормите…

Дети, кто мы? Назовите! » (птицы)

Раздается стук в дверь. В группу «влетает» Каркуша.

Каркуша: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Каркуша.

Каркуша: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Каркуша!

Воспитатель: Что случилось, Каркуша?

Каркуша: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Каркуше разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Попробуйте отгадать…

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю…. (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка

И ещё полоска шарфика… (Синица)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая …. (Сорока)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит и легче (Дятел)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели… (Свиристель)

Эта птица сизокрылая любит семечки клевать

И тихонько ворковать…. (Голубь)

Что за птица, мороза не боится?

Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде?. (Клёст)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на мольберт.

Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей) . А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?

Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока- белобока и т. д.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?

Дети: Летают.

Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать.

Физкультминутка «Летели две птички»

Летели две птички

Ростом невелички

Как они летели

Все на них глядели

На полянку сели

Песенку запели

Стали расставаться

Крепко обниматься

Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?

Зима суровая, вьюжная, морозная.

Легко ли птицам зимой в лесу?

Что страшнее для птиц холод или голод?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки) , а какие птицы любят рябину поклевать (снегири) .А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

Физкультминутка «Холодно птичкам»

Птички летают, в стаи сбиваясь

Кружатся в нашем саду,

Прыгают птички, крыльями машут,

Только тепла не найдут.

Птички устали летать

Ветер колючий крылышки студит

Хочется им отдыхать.

Холодно птичкам, голодно птичкам

Птички устали летать

Зерен возьмите, птиц покормите

Хочется им поклевать.

Чтение стихотворения Т. Евдошенико «Берегите птиц»

Воспитатель: Какая вам птица нравится больше всего?

Дети отвечают. После этого воспитатель предлагает им подойти к столам и сделать аппликацию любимой птицы. Воспитатель и Каркуша во время работы наблюдают за детьми и в случае необходимости помогают.

Во время работы воспитатель включает спокойную музыку.

После того, как дети закончили работу, воспитатель вместе с ними рассматривает работы и предлагает авторам рассказать, каких птиц они сделали и почему.

Каркуша. Какие вы молодцы! Как много вы знаете про птиц и как красиво сделали аппликацию птиц. Мне очень понравились ваши работы. Я обязательно к вам вернусь. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят, и что птицам зимой нужно помогать.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог:

Воспитатель:

– Каких птиц вы повстречали в лесу?

– Как можно назвать их одним словом?

– Мы с вами гостей не можем отпустить без подарка, подарим им птиц, которых сделали сегодня (дети дарят птиц) .

Воспитатель:-Ребята, Каркуша хочет нам еще что то сказать.

Каркуша: Приглашаю всех на прогулку!

Дети прощаются с гостями, уходят на прогулку