21.09.2019

Как называется крупнейшая в мире система нефтепроводов. Крупнейшие магистральные нефтепроводы


/ 19.04.2010

День рождения газопроводного транспорта - 27 августа 1859 г., когда бывший американский железнодорожный кондуктор Эдвин Дрейк пробурил в Пенсильвании скважину глубиной 25 м и обнаружил в ней газ вместо нефти. Не растерявшись, Эдвин построил трубопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км до города, где газ начали использовать для освещения и приготовления пищи.

С тех пор газопроводный транспорт развивался, масштабы увеличивались. В настоящее время TOP-10 самых длинных газопроводов мира выглядит следующим образом.

1. ГазопроводУренгой-Помары-Ужгород”, 4451 км, построен в 1983 г.

2. Газопровод “Ямал-Европа”, 4196 км. Проходит через Вуктыл, Ухту, Грязовец, Торжок, Смоленск, Минск, польские города Zambrów, Włocławek, Poznan. Конечная точка - Франкфурт-на-Одере.

3. Китайский газопровод “Запад-Восток” (см. рис. к статье), 4127 км. Соединяет провинцию Синьцзян с Шанхаем.

4. Первый американский магистральный газопровод “Теннеси” (Tennessee), 3300 км, построен в 1944 г. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Виржинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.

5. Газопровод "Боливия-Бразилия" (Bolivia-Brazil pipeline, GASBOL), 3150 км. Самый длинный газопровод Южной Америки. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999, вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г.

6. Газопровод “Средняя Азия - Центр”, 2750 км. Соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России.

7. Американский газопровод Rockies Express,2702 км. Маршрут проходит от Скалистых гор, штат Колорадо, до Огайо. Построен в 2009 г.

8. Газопровод “Иран-Турция”, 2577 км. Проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару.

9. Газопровод ТрансМед (TransMed), 2475 км. Маршрут газопровода проходит из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию.

10. Газопровод “Туркменистан-Китай”, 1833 км, построен в 2010 г.

Далее в списке расположились газопроводы “Магриб-Европа” длиной 1620 км, а также самый длинный газопровод Австралии “Дампьер-Банбери” (Dampier to Bunbury) длиной 1530 км. Чуть короче - газопроводы "Дашава-Киев-Брянск-Москва” длиной 1300 км, построенный в 1952 г, и “Ставрополь-Москва”, 1310 км, построенный в 1956 г. Еще немного короче газопроводы “Северный поток” (Nord Stream, 1223 км), и “Голубой поток” (Blue Stream, 1213 км).

Календарь

27-27 мая 2016 года
Российский рынок газа. Биржевая торговля
Санкт-Петербург, "Кемпински Мойка 22"

Биржевая торговля газом способна стать эффективным инструментом совершенствования системы газоснабжения в России.

Блоги

ЖЖ IV_G

Кто в настоящее время контролирует запасы нефти и газа в Ливии? Какова история этой страны? Где расположены нефтяные и газовые месторождения государства? Нефть и газ Ливии в картах и графиках.

ГКМ

Нефтегазовое месторождение Хурбет-Ист

Авторский блок

М. Бабяк

Пресс-релизы

Лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок в 2018-м
В 2018 году лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок деталей оборудования и выявила около 100 скрытых дефектов металла, которые могли привести к авариям. Контроль качества проходит все оборудование, задействованное при бурении скважин в различных регионах. Наибольшее количество скрытых дефектов выявляется у оборудования, которое отрабатывается в Урало-Поволжском регионе, что обусловлено геологическим строением местных месторождений и режимами работы оборудования. В арсенале лаборатории несколько методов: визуально-измерительный контроль, ультразвуковой контроль и магнитно-порошковый контроль.

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку - Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
2. Нефтепровод Балаханы - Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.
3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода - 74 млн тонн нефти в год.
4. Восточная Сибирь - Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4188 км. Оператор нефтепровода - государственная компания .
5. Нефтепровод Грозный - Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.
6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий - компанией Transpetrol.
7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год.
9. Нефтепровод Сургут - Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина - 3250 км, диаметр - 1020 мм, пропускная способность - более 20 миллионов тонн в год.
10. Нефтепровод Узень - Атырау - Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

  1. Самая глубокая скважина
    Мировой рекорд по бурению самой длинной в мире скважины принадлежит российскому проекту "Сахалин-1". В апреле 2015 г. участники консорциума (российская "Роснефть", американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) на месторождении Чайво пробурили наклонную скважину глубиной 13 500 м по стволу с горизонтальным смещением длиной 12 033 м. Рекорд по глубоководному бурению принадлежит индийской ONGC: в январе 2013 г. у восточного побережья Индии компания пробурила разведочную скважину на глубине 3 165 м.

    Скважина, пробуренная «Орланом», на 2 километра глубже Марианской впадины. Фото: Роснефть

  2. Самая большая буровая платформа
    В этой номинации рекордсменом вновь становится проект "Сахалин-1": в июне 2014 г. на месторождении Аркутун-Даги была введена в строй платформа "Беркут". Высотой с 50-этажный дом (144 м) и весом более 200 тыс. тонн она способна выдержать натиск 20-метровых волн, землетрясения силой до 9 баллов по шкале Рихтера и температуру до -45 градусов Цельсия при порывах ветра до 120 км в час. Строительство "Беркута" обошлось консорциуму в $12 млрд.


    «Беркут», самая большая в мире буровая платформа стоимостью $12 млрд. Фото: ExxonMobil
  3. Самая высокая буровая платформа
  4. Самым заметным "ростом" среди буровых платформ обладает глубоководная нефтепромысловая платформа Petronius (управляется компаниями Chevron и Marathon Oil Corporation). Ее высота - 609,9 м, из которых на надводную часть приходится только 75 м. Общий вес конструкции - 43 тыс. тонн. Платформа ведет работы в 210 км от побережья Нового Орлеана на месторождении Петрониус в Мексиканском заливе.


    Буровая Petronius почти вдвое выше башни «Федерация» - 609 против 343 метров. Фото: primofish.com
  5. Самая глубоководная буровая платформа
    Когда концерн Shell арендовал блок Пердидо в Мексиканском заливе, нефтяные компании могли разрабатывать месторождения на глубинах не более 1 000 м. Тогда казалось, что развитие технологий достигло своего предела. Сегодня платформа Perdido стоит на глубине 2 450 м. И это самая глубоководная буровая и эксплуатационная платформа в мире. Perdido – настоящее чудо инженерной мысли своего времени. Дело в том, что на таких экстремальных глубинах установить платформу на опоры невозможно. Плюс инженерам необходимо было учитывать непростые погодные условия этих широт: ураганы, штормы и сильные течения. Для решения проблемы было найдено уникальное инженерное решение: верхние строения платформы закрепили на плавучей опоре, после чего всю конструкцию заякорили стальными швартовыми тросами на океанском дне.


    Perdido, не только одна из самых красивых, но и самая глубоководная буровая. Фото: Texas Charter Fleet

  6. Крупнейшим нефтяным танкером, а заодно и самым большим морским судном, построенным в XX веке, стал Seawise Giant. Супертанкер шириной почти 69 м имел в длину 458,5 м - это на 85 м больше, чем высота башни Федерация - самого высокого на сегодняшний день здания в Европе. Seawise Giant развивал скорость до 13 узлов (около 21 км в час) и имел грузовместимость почти в 650 000 м3 нефти (4,1 млн. барр.). Супер-танкер был спущен на воду в 1981 г. и за свою почти 30-летнюю историю поменял несколько хозяев и имен, и даже терпел крушение, попав под обстрел иракских ВВС во время Первой войны в Персидском заливе. В 2010 г. судно было принудительно выброшено на берег у индийского города Аланг, где его корпус в течение года утилизировали. Но один из 36-тонных становых якорей гиганта сохранили для истории: сейчас он выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.



  7. Самым протяженным в мире нефтепроводом является "Восточная Сибирь – Тихий океан" мощностью около 80 млн. тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмино в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км в общей сложности). Проект был запущен в конце 2012 г. Его стоимость составила 624 млрд. руб. Среди газопроводов рекорд по протяженности принадлежит китайскому проекту "Запад-Восток". Общая длина газопровода-8704 км (включая одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений). Мощность трубопровода - 30 млрд. куб м газа в год, стоимость проекта составила около $22 млрд.


    Уходящий за горизонт нефтепровод ВСТО. Фото: Транснефть

  8. Рекордсменом среди глубоководных трубопроводов является российский Nord Stream, проходящий от российского Выборга до немецкого Любмина по дну Балтийского моря. Это одновременно самый глубокий (максимальная глубина прохождения трубы 210 м) и самый протяженный маршрут (1 124 км) среди всех подводных трубопроводов мира. Пропускная способность трубопровода - 55 млрд. куб. м газа в год (2 нитки). Стоимость проекта, запущенного в 2012 г., составила 7,4 млрд. евро.


    Укладка морского участка газопровода Nord Stream. Фото: «Газпром»
  9. Самое большое месторождение
    "Король гигантов" - такого второе имя крупнейшего и, пожалуй, самого загадочного месторождения нефти в мире – Гавар, расположенного в Саудовской Аравии. Его размеры потрясают даже самых опытных геологов - 280 км на 30 км и возводят Гавар в ранг самого масштабного из разрабатываемых месторождений нефти в мире. Месторождение находится в полной собственности государства и управляется госкомпанией Saudi Aramco. И поэтому о нем известно очень немного: реальные текущие показатели производства не раскрываются ни компанией, ни правительством. Все сведения о Гавар в основном исторические, собранные по случайным техническим публикациям и слухам. Так, например, в апреле 2010 г. Вице-президент Aramco Саад аль-Трейки заявил саудовским СМИ, что ресурсы месторождения поистине безграничны: за 65 лет разработки оно уже дало более 65 млрд. баррелей нефти, и при этом компания оценивает остаточные ресурсы месторождения в более чем 100 млрд. баррелей. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, эта цифра скромнее – 74 млрд. баррелей. Среди газовых гигантов звание лидера принадлежит двусоставному месторождению Северное/Южный Парс, расположенному в центральной части Персидского залива в территориальных водах Ирана (Южный Парс) и Катара (Северное). Совокупные запасы месторождения оценивается в 28 трлн. куб. м газа и 7 млрд. тонн нефти.


    Самое большое и одно из самых таинственных в мире месторождений. Графика: Geo Science World
  10. Самый большой НПЗ
    Самый большой в мире нефтеперерабатывающий завод находится в Индии в городе Джамнагар. Его мощность - без малого 70 млн. т в год (для сравнения: самый крупный завод в России - Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза"- втрое меньше - всего 22 млн. т в год). Завод в Джамнагаре занимает территорию более 3 тыс. гектаров и окружен внушительным манговым лесом. Кстати эта плантация в 100 тыс. деревьев приносит заводу дополнительный доход: ежегодно отсюда продается около 7 тыс. тонн манго. Джамнагарский НПЗ - частный, он принадлежит компании Reliance Industries Limited, чей руководитель и владелец-Мукеш Амбани - является самым богатым человеком Индии. Журнал Forbes оценивает его состояние в $21 млрд. и отводит 39-е место в списке самых богатых людей мира.


    Мощность Джамангара в три раза больше чем у крупнейшего российского НПЗ. Фото: projehesap.com

  11. 77 млн. тонн в год – именно столько СПГ производится на промышленных площадках Рас Лаффан - уникального энергетического хаба, расположенного в Катаре, и крупнейшего в мире центра по производству сжиженного природного газа. Рас Лаффан задумывался как промышленная площадка для переработки газа уникального месторождения Северное, расположенного в 80 км от побережья Рас Лаффан. Первые мощности энергоцентра были запущены в 1996 г. Сегодня Рас Лаффан располагается на территории в 295 кв. км (из которых 56 кв. км занимает порт) и насчитывает 14 очередей по производству СПГ. Четыре из них (мощностью по 7,8 млн. тонн каждая) являются крупнейшими в мире. Среди «достопримечательностей» энергогорода – нефте- и газопререрабатывающие заводы, электростанции (в том числе солнечная), нефте- и газохимия, а также самый большой в мире завод по производству синтетического жидкого топлива – Pearl GTL (мощность 140 000 баррелей в день).


    Завод Pearl GTL (на фото) лишь часть энергетического хаба Ras Laffan. Фото: Qatargas

Подводный трубопровод Лангелед стал одним из самых рискованных проектов газовой индустрии. Сооружение также является самым протяженным подводным трубопроводом в мире. Так как же создавался этот уникальный проект.

обнаружение месторождения

В 120 километрах от побережья Норвегии находится одно из крупнейших глубоководных газовых месторождений ORMEN LANGE (Ормен Ланге), обнаруженное в 1997 году. На площади 40 на 10 километров и на глубине 1,2 км залежи содержат около 400 миллиардов куб. м природного газа. Считалось, что ввиду своей удалённости месторождение недоступно для человека.

Шел 1984 год. Рядовое исследовательское судно провело очередное исследование Норвежского моря сканируя морское дно. Было отснято несколько тысяч метров пленки которая легла мертвым грузом в архив. Она оставалась там еще 6 лет пока за неё не взялись норвежские инженеры компании «Norsk Hydrо». Самые опытные геофизики провели исследования сейсмических линий в более глубокой части моря. Они установили в этих данных наличие соприкосновения точек углеводорода с водой. Это был газ.

Информация сохранялась в строжайшем секрете, пока не было произведено пробное бурение летом 1997 года. Так геофизиками было открыто второе по величине месторождение в Норвежском шельфе.

как создавался самый большой трубопровод в мире

Так как Норвегия не испытывает недостатка в природном газе, инженеры предложили найденные ресурсы странам, испытывающим нехватку полезных ископаемых.

Так правительство Великобритании, находясь на пороге серьезного энергетического кризиса, подписало контракт на строительство газоперерабатывающего завода в норвежском поселке Ньюхамне и транспортировке газа через 1200 км в английский городок Исингтон по самому крупному в мире подводному трубопроводу. Названное в честь корабля викингов газовое месторождение Ормен Ланге обеспечило Соединенное королевство энергетикой на 40 лет.

На выполнение контракта ушло 10 лет и потрачено 10 миллиардов долларов. В процессе строительства проекта возникало множество сложных задач, решение которых можно считать гениальными. Так для добычи газа на данном месторождении из-за слишком большой глубины и штормовой погоды все существующие модели газодобывающих буровых платформ не подошли. Ключом стало решение объединить типичную буровую платформу и подводный кондуктор для забуривания скважин. Установка получила название "донная направляющая платформа".

донная направляющая платформа

Донная направляющая платформа действительно является ядром производственного процесса. Именно сюда поступает газ, собирается и направляется к берегу на перерабатывающий завод в Ньюхамне. Общее управление комплексом осуществляется из центра управления за 120 км. Всего на норвежском месторождении установлено четыре донных платформы, с помощью которых из 24 скважин ежедневно выкачиваться около 70000000 куб.м газа.

корабли и подводные аппараты строившие газопровод

Однако находку мирового масштаба достать из недружелюбного враждебного дна океана довольно сложное дело. Для выполнения этой миссии были задействованы самые большие технические суда в мире. Каждое из них предназначено для выполнения определенных задач глубоководного строительства.

буровое судно West Navigator

Бурение 24 скважин заняло шесть лет, которые выполняло специальное буровое судно West Navigator.

судно траншеекопатель Island Frontier

Неровность морского дна Северной Атлантики заставляет инженеров создавать все новые и новые типы специальных судов, способных решить эту проблему. При строительстве данного трубопровода на возникающих на пути склонах с различным углом пришлось рыть траншеи. С этой задачей легко справилась современное судно-траншеекопатель Island Frontier, использующее два способа производства траншеи. Чтобы пробить в глине траншею используется гибридный клинорезный траншеекопатель новейшего образца, способный вырыть траншею шириной 7 м и глубиной 5 м. Он состоит из четырех водометов с переменным углом наклона. Над дном зависает 4-х тонный водометный винт. Он приводит в движение огромную массу воды, направляя ее под большим давлением на дно, очищая траншею от остатков глины. За ним следует платформа BPL2, засыпающая траншею защитным слоем грунта. Специальное устройство расположенное над ним передает трехмерное изображение выполняемых работ на судно в рубку управления. С помощью ПАДУ операторы следят за техническим соответствием траншеи.

камнеукладчик Tertnes

В процессе укладки труб из-за неровности морского дна образуются так называемые свободные пролеты. В результате не поддерживаемая часть трубы может сломаться под собственным весом и вызвать утечку газа. В таком случае для выравнивания дна, где прошла трасса, свободное пространство заполнили гравием с помощью судна камнеукладчика TERTNES. Подачу гравия на морское дно осуществляют с помощью эластичной трубы. Контроль и точность процесса достигается посредством создания трехмерной модели производственного участка.

плавучее крановое судно Thialf

Для установки донных платформ на свои места, понадобился настоящий гигант - голландское самоходное крановое судно большой грузоподъемности THIALF. Стоимость фрахтовки самого большого плавучего крана общей грузоподъемностью 14200 тонн составляет 500 тысяч долларов в сутки.

трубоукладочное судно LB 200

Выполнением трубоукладочных работ на самом протяженном трубопроводе в мире занималось самоходное трубоукладочное судно LB 200. На самом деле это большой плавучий сборочный конвейер. Причем начавшийся процесс укладки остановить нельзя ни по причине непогоды, ни по причине несчастного случая. Трубы должны поставляться непрерывно и в том порядке, в котором должны быть соединены и уложены на морское дно.

Судно LB 200 прокладывает трубы диаметром 12 м. Каждую из них перед укладкой покрывают бетонным покрытием толщиной 80 мм. Бетонное покрытие не позволяет трубе всплывать на поверхность. Чтобы сохранять непрерывность графика нужно прокладывать 4 км труб в сутки. На внутренних палубах 370 человек трудятся, приваривая каждые 6 минут новые участки трубопровода.

Первым этапом укладки труб является скашивание кромки трубы под углом вертикальной плоскости с клеймом сварки основной магистрали. Затем две 12-метровые трубы свариваются в единое звено. После этого 24-метровая труба поступает на вращающиеся вокруг основной оси сварочные станции, где их приваривают к основному трубопроводу. Конечно же каждый шов тщательно проверяется на отсутствие дефектов. Затем стыки трубы обертывают для лучшей гидроизоляции и покрывают пенопластом для защиты от механических повреждений. Заключительным этапом является укладка трубы на морское дно.

Чтобы непрерывно идти вперед судно трубоукладчик использует весьма необычную форму тяги - движение якорями, которое называют "верп". Таким образом, судно LB 200 передвигается с помощью 14 якорей расставленных вокруг него. Якоря передвигают специальные . Выполняя прекрасно отлаженную операцию, трубоукладочное судно в месяц проходит более 100 км.

Строительство трубопровода Лангелед стало гигантским скачком подводного строительства. Примененные при его создании технологические новшества будут дальше использованы при разработке недоступных ранее месторождений.

Реализация одного из крупнейших мировых проектов стала возможной благодаря трудолюбию тысячи людей, а упорная работа обеспечила выполнение программы в точно назначенные сроки. Теперь газ непрерывно транспортируется из Норвегии в Англию по самому длинному в мире подводному трубопроводу.

Еще в 2-3 веке до н.э. известны случаи использования природного газа в народном хозяйстве. Так, например, в древнем Китае газ использовался для освещения и получения тепла. Подача газа от месторождений до потребителей осуществлялась по бамбуковым трубам за счёт давления источника газа, т.е. «самотёком». Стыки труб конопатились паклей. Газопроводы в современном понимании этого слова стали широко появляться в начале 19 века и использовались для нужд освещения и отопления, а также для технологических нужд на производстве. В 1859 году в американском штате Пенсильвания был построен газопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км, соединяющий месторождение и ближайший к нему город Тайтесвиль.

За полтора столетия потребность в использовании газа выросла в сотни раз, а вместе с ней увеличился диаметр и протяженность газопроводов.

Сегодня магистральные газопроводы – это трубопроводы, предназначенные для транспортирования природного газа из районов добычи к пунктам потребления. Через определённые интервалы на магистрали установлены газокомпрессорные станции, поддерживающие давление в трубопроводе. В конечном пункте магистрального газопровода расположены газораспределительные станции, на которых давление понижается до уровня, необходимого для снабжения потребителей.

В настоящее время с точки зрения эффективности максимальным диаметром газопровода считается 1420 мм.

Россия

На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам газа (25% общемировых запасов), а российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Средняя дальность транспортировки газа на сегодняшний день составляет около 2,6 тыс. км при поставках для внутреннего потребления и примерно 3,3 тыс. км при поставках на экспорт. Протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет 168,3 тыс. км. Такой длины вполне хватит, чтобы обогнуть Землю четыре раза.

Основная часть Единой системы газоснабжения России создана в 50-80-х годах 20 века и помимо системы газопроводов включает в себя 268 линейных компрессорных станций общей мощностью 42 тыс. МВт, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 25 подземных хранилищ.

Сегодня собственником российского сегмента ЕСГ является ОАО «Газпром».

15 сентября 1943 года был введен в эксплуатацию газопровод диаметром 300 мм Бугуруслан - Похвистнево - Куйбышев протяженностью 165 км и мощностью 220 млн кубометров в год. В этот день первый газ поступил на Безымянскую ТЭЦ и промышленные предприятия Куйбышева. Именно с этого газопровода начинается история развития газотранспортной системы нашей страны.

Сегодня крупнейшими магистральными газопроводами России являются:

Газопровод «Уренгой - Помары - Ужгород» — магистральный экспортный газопровод, построенный СССР в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири потребителям в странах Центральной и Западной Европы. Пропускная способность - 32 млрд м³ природного газа в год (проектная). Фактическая пропускная способность - 28 млрд м³ в год. Диаметр трубопровода - 1420 мм. Общая длина газопровода – 4451 км. Проект экспортного трубопровода был предложен в 1978 году от месторождений Ямбурга, но позже был изменён на трубопровод от Уренгойского месторождения, которое уже эксплуатировалось.

Газопровод «Союз» — экспортный магистральный газопровод. Диаметр газопровода - 1420 мм, проектное давление - 7,5 МПа (75 атмосфер), пропускная способность - 26 млрд м³ газа в год. Основной источник газа для магистрали - Оренбургское газоконденсатное месторождение. Газопровод «Союз» принят в экплуатацию 11 ноября 1980 года. Газопровод «Союз» проходит через территорию России, Казахстана и Украины по маршруту: Оренбург - Уральск - Александров Гай - ГИС «Сохрановка» (граница России и Украины) - Кременчуг - Долина - Ужгород. Общая протяжённость газопровода - 2750 км, в том числе 300 км по территории Казахстана и 1568 км по территории Украины.

Газопровод «Ямал - Европа» - транснациональный магистральный экспортный газопровод, введённый в действие в 1999 году. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу (через газотранспортные системы YAGAL-Nord и STEGAL - MIDAL - ПХГ «Реден»).

Берет свое начало в газотранспортном узле в г. Торжок (Тверская область). Проходит по территории России (402 км), Белоруссии (575 км), Польши (683 км) и Германии. Конечная западная точка магистрального газопровода «Ямал-Европа» - компрессорная станция «Мальнов» (в районе г. Франкфурт-на-Одере) вблизи немецко-польской границы. Общая протяжённость газопровода превышает 2000 км, диаметр - 1420 мм. Проектная мощность - 32,9 млрд м³ газа в год. Количество компрессорных станций на газопроводе - 14 (3 - в России, 5 - в Белоруссии, 5 - в Польше и одна - в Германии).

«Северный поток» — магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря. Газопровод «Северный поток» - самый длинный подводный маршрут экспорта газа в мире, его протяжённость - 1224 км. Владелец и оператор - компания Nord Stream AG. Диаметр трубы (внешний) - 1220 мм. Рабочее давление - 22 МПа.

В проекте участвуют Россия, Германия, Нидерланды и Франция; против его реализации выступали страны-транзитёры российского газа и страны Прибалтики. Цели проекта - увеличение поставок газа на европейский рынок и снижение зависимости от транзитных стран.

Прокладка трубопровода начата в апреле 2010 года. В сентябре 2011 года начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток.

8 ноября 2011 года начались поставки газа по первой нитке газопровода. 18 апреля 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.

Европа

Один из самых длинных в мире подводных газопроводов проложен между Норвегией и Великобританией по дну Северного моря. Магистральный газопровод «Лангелед» соединяет норвежское газовое месторождение Ормен Ланге с британским терминалом Исингтоном. Его протяженность составляет 1200 км. Строительство началось в 2004 году, официальное открытие прошло в октябре 2007 года в Лондоне.

Ближний Восток

Газопровод «Иран – Турция» , протяженностью 2577 км проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару. Изначально газопровод «Тебриз - Анкара» с пропускной способностью 14 млрд. м³ газа в год должен был стать частью трубопровода «Парс» , что позволило бы соединить европейских потребителей с крупным иранским газоносным месторождением «Южный Парс». Однако из-за санкций Иран не смог приступить к реализации данного проекта.

Азия

Китайский газопровод «Запад – Восток» , протяженностью 8704 км, соединяет базовые северо-западные ресурсы Таримского бассейна - месторождение Чанцин, запасы которого оцениваются в 750 миллиардов кубометров газа - с экономически развитым восточным побережьем Поднебесной. Газопровод включает в себя одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений. Проектная мощность трубопровода — 30 млрд. м³ природного газа в год. Тысячи километров труб протянулись через 15 регионов провинциального уровня и проходят через различные природные зоны: плато, горы, пустыни и реки. Трубопровод «Запад-Восток» считается самым масштабным и наиболее сложным проектом в газовой отрасли, когда-либо реализованным в Китае. Цель проекта – развитие западных регионов Китая.

Газопровод «Средняя Азия – Центр» , протяженностью 5000 км соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Первая очередь трубопровода была пущена в эксплуатацию еще в 1967 году. Впервые в истории мировой газовой промышленности были использованы трубы диаметром 1200–1400 мм. При строительстве были осуществлены подводные переходы магистрального газопровода через крупнейшие реки региона: Аму-Дарья, Волга, Урал, Ока. К 1985 году газопровод «Средняя Азия – Центр» превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. м³.

Газопровод «Туркмения - Китай» проходит по территории четырех стран (Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Китай) и имеет протяженность 1833 км. Строительство трубопровода началось в 2007 году. Официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 года на месторождении Самандепе (Туркмения). Диаметр труб – 1067 мм. Проектная мощность газопровода - 40 млрд. м³ природного газа в год.

Северная Америка

Первый и самый длинный на сегодняшний день американский магистральный газопровод «Теннесси» , построен в 1944 г. Его длина составляет 3300 км, и он включает в себя пять ниток диаметром от 510 до 760 мм. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Вирджинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.

Американский газопровод высокого давления «Rockies Express» , протяженностью 2702 км, проложил свой маршрут от Скалистых гор (штат Колорадо) до Огайо. Последняя нитка газопровода была запущена 12 ноября 2009 г. Диаметр 910 – 1070 мм и состоит из трех ниток, которые идут по территории восьми штатов. Пропускная способность магистрали - 37 млрд. м³ газа в год.

Южная Америка

Газопровод «Боливия-Бразилия» является самым длинным трубопроводом природного газа в Южной Америке. 3150-километровый трубопровод соединяет газовые месторождения Боливии с юго-восточными регионами Бразилии. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999 г., вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г. Диаметр газопровода 410 – 810 мм. Пропускная способность магистрали - 11 млрд. м³ газа в год.

Африка

Магистральный газопровод «ТрансМед» , протяженностью 2475 км, проложил свой маршрут из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию, далее расширение трубопровода осуществляет поставки алжирского газа в Словению. Диаметр наземной части 1070-1220 мм. Текущая мощность трубопровода составляет 30.2 миллиарда кубических метров природного газа в год. Первая очередь газопровода была построена в 1978-1983 годах, вторая очередь введена в эксплуатацию в 1994 году. Газопровод включает в себя следующие участки: алжирский (550 км), тунисский (370 км), подводный переход от африканского побережья на остров Сицилия (96 км), сухопутный сицилийский участок (340 км), подводный переход от острова Сицилия до материковой Италии (15 км), сухопутный участок по территории Италии с отделением в Словению (1055 км).

Магистральный газопровод «Магриб-Европа» связывает гигантское газоконденсатное месторождение Хасси-Рмель в Алжире — через территорию Марокко — с ГТС Испании и Португалии. От испанского города Кордова, область Андалусия газопровод через область Эстремадура идет в Португалию. Основные поставки природного газа по газопроводу поступают в Испанию и Португалию, значительно меньшие — в Марокко. Строительство началось 11 октября 1994 года. 9 декабря 1996 года начал свою работу испанский участок. Португальский участок был открыт 27 февраля 1997 года. Общая длина газопровода составляет 1620 километров и состоит из следующих участков: алжирский (515 км), марокканский (522 км), и андалузский (269 км) участки диаметром 1220 мм, подводный участок (45 км) диаметром 560 мм, а также португальский участок (269 км), проходящий через испанскую автономную область Эстремадура (270 км) диаметром 28 и 32 дюйма.

Австралия

Магистральный газопровод «Дампьер-Банбери» , введеный в эксплуатацию в 1984 году, является самым длинным трубопроводом природного газа в Австралии. Протяженность газопровода, диаметр которого 660 мм, составляет 1530 км. Берет свое начало на полуострове Берруп и поставляет газ потребителям юго-западной части Австралии.