30.10.2019

Завод борец. Передвижные компрессорные станции


Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года. Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998). Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых. В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру. В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы. Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе. В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой. Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы. Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы. Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(1492 г. Высота - 60,2 м)

В начале XVIII века после постройки Арсенала башня получила современное название. Известна тем, что внутри ее находился родник с артезианской водой, которой снабжался Кремль, пока в XVII веке не сделали водопровод из Москвы-реки. В устроенном над родником колодце в XVI веке кто-то спрятал ценные по тем временам предметы вооружения - в кольчугу были завернуты два шлема и четыре стремени. Судя по украшенным орнаментом шлемам, это было вооружение знатного воина. Клад пролежал более четырех веков, и только в 1976 году его нашел рабочий при расчистке колодца.
Под башней был подземный ход к реке Неглинной, впоследствии заложенный. Его пытались исследовать в разные века в поисках таинственной библиотеки Ивана Грозного. Справа от башни за старинной чугунной оградой с золочеными украшениями расположен Александровский сад.

Неподалеку от 1б-гранной башни в средние века находился двор бояр Собакиных. Этим и объясняется ее старинное название

(1495 г., надстройка - 1680 г. Высота - 38,9 м)

Современное название башня получила после постройки здания Арсенала в начале XVIII века. В 1821 году у ее подножия при разбивке Александровского сада в соответствии с архитектурной модой того времени устроили романтической грот.

Башня стоит предположительно на том месте, где высились угловые башни крепостей времен Ивана Калиты и Дмитрия Донского

Угловая арсенальная башня

Построенная прямо напротив Исторического музея Угловая Арсенальная башня тоже построена по проекту Пьетро-Антонио Солари (1492). Сначала из башни имелся выход в сторону реки Истинной, но впоследствии он был заложен.

Среди угловых башен Кремля эта - самая массивная и мощная. Толщина ее стен достает 4 м. Угловая Арсенальная башня за прошедшие столетия глубоко ушла в землю - и дело тут не только в нарастании толщины культурного слоя, но и в ее тяжести. Современная высота Угловой Арсенальной башни - 60,2 м со стороны Александровского сада.

Ее нижний ярус, делящийся на 18 вертикальных граней, расширяется книзу, что придает ей устойчивость - не только зрительную, но и реальную. Ближе к верху этого гигантского кирпичного «стакана» можно увидеть те самые знаменитые машикули. Как вы уже знаете, сохранился в Угловой Арсенальной башне и потайной колодец. Раньше на его дне бил родниковый ключ, обладавший удивительным свойством: уровень воды в колодце саморегулировался. Оставалось неизвестным, куда девался из колодца избыток воды. В 1894 г, наоборот, вода в колодце стала неудержимо прибывать, затопляя подвалы башни и ее нижние этажи. По свидетельству В. А. Никольского, воду из Угловой Арсенальной башни «не могли откачать целые сутки». Затем наводнение прекратилось так же внезапно и без видимых причин, как и началось.

Но не только своим колодцем знаменита Угловая Арсенальная башня. В первой половине XVIII в. некий пономарь Конон Осипов - один из первых самодеятельных археологов, чьи интересы лежали скорее в области кладоискательства - неустанно рыская по Кремлю в поисках якобы спрятанной там «библиотеки Ивана Грозного», обнаружил под ней начало подземного хода.

Осипов уверял, что проник по нему очень далеко, однако его рассказы об увиденном там были сдобрены настолько фантастичными подробностями, что принимать их на веру целиком было невозможно. Не следует, однако, считать Конона Осипова лжецом - его скорее можно назвать романтиком. Ведь нет никаких сомнений в том, что само существование загадочной библиотеки - не более чем легенда, хотя и очень популярная даже в наши дни. Действительно, Иван Грозный, человек по меркам своего времени очень просвещенный, собрал библиотеку, размеры которой впечатлили бы даже нынешних книголюбов. А в те времена книги имели не только интеллектуальную ценность. Достаточно вспомнить, что массового производства книг в те времена не было и каждая из них изготавливалась по специальному заказу. Первопечатник Иван Федоров только знакомил Русь с книгопечатанием, и преобладали книги рукописные. Впрочем, по новой технологии книги часто изготовлялись всего в 1–2 экземплярах и тоже были уникальны.

Страницы книг украшали искусно выписанные миниатюры (даже в печатных изданиях выполнявшиеся вручную), для исполнения которых использовались редкие и дорогие материалы, например красная краска кошениль, имеющая свойство не выцветать от времени, а, наоборот, становиться ярче. Эта краска и в наше время стоит немало, а тогда единственным центром ее производства из природного сырья (пигмент содержится в тельцах одного из видов насекомых, причем исключительно самок) была Северная Африка. Кошениль ценилась даже не на вес золота, а гораздо дороже.

Твердые доски книжных переплетов богато отделывались благородными металлами и драгоценными камнями. Самые редкие по содержанию и оформлению тома было принято хранить прикованными цепочками к стене. Книги упоминались в завещаниях и «росписях» (перечнях) приданого невест и военных контрибуций наравне с недвижимостью, землями, драгоценны-, ми украшениями. Крупные книжные собрания, особенно находящиеся во владении частных лиц, были редкостью. Неудивительно, что такая дорогостоящая книжная коллекция, как библиотека Ивана Грозного, была разграблена во время польской интервенции. Те книги и рукописи, которые по каким-то причинам ускользнули от внимания мародеров, спас патриарх Филарет, поместивший их в патриаршую библиотеку. (В советское время эта библиотека была национализирована и сейчас находится в собрании Московского Исторического музея.) Никакого секрета из судьбы библиотеки Ивана IV никогда не делалось, и Конон Осипов при желании мог вполне официально узнать о том, где ее искать.

Преувеличенная фантазия Осипова подорвала доверие к его рассказам, в которых, однако, было и рациональное зерно: в 1894 г. по следам авантюриста пошли настоящие исследователи и действительно обнаружили начало подземного хода, правда, продвинуться по нему не удалось - своды обрушились, а расчищать его показалось опасным из-за возможности дальнейшего обрушения.

Свое современное название башня получила после постройки в Кремле примыкающего к ней здания Арсенала (долго тянувшееся строительство было завершено в 1736 г). А до этого башня носила неблагозвучное на современный слух имя Собакиной - вблизи от нее находился двор бояр Собакиных.

В конце XVII в. над башней был надстроен массивный, но изящный верх. А в 1707 г. Угловая Арсенальная башня - тогда еще Собакина - как и Беклемишевская, претерпела изменения своего внешнего облика в связи с модернизацией во время приготовлений к возможному шведскому штурму. Ее бойницы тоже были растесаны для установки в башне более современных и многочисленных артиллерийских орудий.

Облик Угловой Арсенальной башни дошел до нашего времени с тех пор практически без изменений, несмотря на то, что она пострадала в 1812 г. во время взрыва Арсенала и Никольской башни. Взрывной волной с нее сорвало навершие - шатрик с вышкой, по всей башне зазмеились трещины. Башня была восстановлена по проекту 011 Бове, причем на этот раз архитектор постарался максимально бережно сохранить древний облик постройки.

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УГ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

АРСЕНАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

АРСЕНАЛЬНАЯ УЛИЦА Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года,– Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села Мурино,

Из книги автора

Из книги автора

Башня Сен-Жак Недалеко от площади Шатле, в сквере на улице Риволи, возвышается башня Сен-Жак (Tour Saint-Jacques). Она построена в стиле «пламенеющей» готики. Когда-то башня служила колокольней церкви Сен-Жак-ла-Бушери. Церковь была возведена в эпоху раннего средневековья, однако к

Из книги автора

Арсенальная набережная Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего

Из книги автора

Арсенальная улица Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года, – Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села

Из книги автора

Средняя арсенальная башня Средняя Арсенальная башня, которая следует за Угловой Арсенальной с северо-западной стороны кремлевских стен, некогда выходивших на реку Неглинную, а теперь возносящих свои верхушки над Александровским садом, построена в 1495 г. Она

Из книги автора

Троицкая башня, Троицкий мост и башня Кутафья А теперь перенесем наше внимание на Троицкую башню Кремля - точнее, на тот архитектурный ансамбль, главной частью которого она является.Начнем с самой башни. За свою историю она сменила несколько названий - Богоявленская,

Из книги автора

Башня Башни (Фиг. 3) представляли собой многоэтажные оборонительные постройки большой прочности (толщина их стен делалась внизу в 4- 6 м) и вышины (до 1,5 раза выше стен), с открытой платформой наверху, увенчанной зубчатым парапетом. Этажи сообщались между собой приставными