23.08.2019

"челночный" бизнес в оаэ. «Челночный» бизнес: расцвет или закат


По материалам издания "Социальная Реальность"

История челночного

предпринимательства России

Поучительные истории первых отечественных предпринимателей - челноков весьма полезны нынешним представителям малого и среднего бизнеса России .

Челночное” движение – которое было существенной составляющей в структуре малого предпринимательства первой половины 90-х годов в России, а сегодня переживает период упадка, – стало объектом экономических и социологических исследований сравнительно недавно.

В результате социально-экономических и политических трансформаций в России рубежа 90-х годов образовывались группы предпринимателей, полу предпринимателей, менеджеров и других представителей бизнес - слоя, складывались неформальные массовые экономические практики. Ярким примером таких достаточно доступных и эффективных практик является феномен “челночного” движения.

Если рассматривать его с экономической и юридической точек зрения, то вполне правомерно следующее определение: “челноки” – физические лица, перемещающие товары через границу в форме личного багажа, то есть без заполнения грузовых таможенных деклараций , с коммерческой целью “Челночный” бизнес предполагал реализацию индивидуальных возможностей в выборе товара (в данном случае это категория товаров для личного пользования, при ввозе которых не требовалось предъявлять сертификат качества и другие документы); в определении объема импорта (в зависимости от материальных и физических ресурсов предпринимателя); в выборе форм продажи товара (рынок, стихийная “толкучка”, комиссионный магазин).

Изначально движение оценивалось экспертами как массовое, но представления о его распространенности были и остаются весьма приблизительными. Специалисты полагают, что в начале 90-х в “челночном” бизнесе было занято около 10 миллионов человек, с членами семей – 30 миллионов человек.

Сегодня, по сравнению с периодом начала 90-х годов, российский “челночный” бизнес заметно изменился – он стал значительно менее массовым, торговые обороты снизились, иными стали инфраструктура бизнеса, социальный состав его участников. Можно констатировать, что в настоящее время “челночная” торговля уже не является тем общенациональным феноменом со значительным экономическим эффектом, каким она была в первой половине 90-х.

По оценкам экспертов, сегодня в этом бизнесе заняты около 3,5–4 миллионов Россиян.

По данным исследования, проведенного ГУ–ВШЭ в 2004 году, наблюдается дифференциация российских регионов по масштабам челночной торговли – лидирующее положение среди них занимает Хабаровский край .

Торговый бизнес – как цель и средство

В середине 80-х годов большинство участников исследования активно работали по полученным специальностям. Однако в переломный период нашей истории – во время перестройки и последовавшего за ней разрушения СССР – многие заново оказались в ситуации выбора трудовой стратегии.

В начале 90-х у большинства наших собеседников была возможность остаться на прежнем месте работы и переждать, перетерпеть трудные времена, как и сделали многие их коллеги. Тем не менее они предпочли путь предпринимательства, руководствуясь, как показывают материалы интервью, мотивами двух типов: а) стремлением хорошо зарабатывать, обеспечивать себя и семью; б) стремлением освоить профессию предпринимателя, которое не могло быть реализовано в СССР по многим причинам.

Тем, кто занялся бизнесом “по необходимости”, ситуация кризиса мешала жить так, как они привыкли или хотели бы. Более или менее конкретные цели этой группы напрямую не связаны с предпринимательством, которое выступает только средством обеспечения желаемого уровня жизни или положения: например, покупки квартиры, оплаты образования детей, проведения досуга по своему желанию, строительства дома, обеспечения семьи.

Мужчина, 39 лет, предприниматель: “У меня не было какого-то сумасшедшего желания заработать деньги, стать каким-то богатым – не было такого. Была нормальная цель: сначала дом построить и быть востребованным, себя уважать. Ты работаешь нормально, семья твоя живет, есть какие-то цели нормальные жизненные, к которым ты идешь. Это не было – деньги ради денег, а деньги как инструмент”.

Собеседники довольно часто отмечали вынужденность использования такого средства, как “челночный” бизнес.

Женщина, 45 лет, предприниматель: “Если бы была работа стабильная в то время, я бы никогда не стала этим заниматься, никогда”.

Женщина, 44 года, преподаватель вуза: “Я всегда хотела жить хорошо, поэтому я вынуждена была заниматься <«челночеством»>… Выжить можно было, и не занимаясь этим бизнесом. Ну, тогда ты там себя ограничиваешь в чем-то: в красивой одежде, еде, в культурных каких-то развлечениях – театры там и т. д.”

Женщина, 44 года, организатор массовых мероприятий: “Я поняла, что… если какие-то там профессии рабочие еще востребованы, то моя профессия – она просто не востребована, значит, я получаюсь выкинутой из жизни. И второе, самое главное – что мои дети получаются выкинутыми. <…> Но я не могла позволить, чтобы мой ребенок учился в плохой школе <…>”.

Женщина, 55 лет, учитель: “Мы понимали, что четырем поколениям жить в одной квартире… просто нельзя. И я стала заниматься <«челночным» бизнесом>”.

Другой группе участников исследования ситуация кризиса позволила осуществить возникшее ранее желание заниматься предпринимательской деятельностью и. люди использовали открывшуюся наконец возможность начать собственное дело.

Женщина, 44 года, предприниматель: “Я не могу сказать, что я неустроенная была, – я была при деле. Но я была недоустроенная, и как-то развернуться мне хотелось – и не было возможности. И вот перестройка мне немножко помогла, то есть я поменяла свою рабочую деятельность. <…> Это же давняя мечта, детская мечта практически. <…> Я и хотела быть <продавцом> – меня папа отговорил”.

Мужчина, 55 лет, предприниматель: “Встал вопрос о том, что как можно, вообще не согрешив, заработать своим трудом, правильным, так скажем, да? Вот это как раз так называемая «челночная деятельность»… Я хотел результатами своего труда жить, за счет того… за счет своего ума, за счет своей, ну я не знаю, изворотливости, что ли, за счет своей смекалки. Ну и просто за счет своих знаний, которыми я уже к тому времени обладал”.

Информантам второй группы конечно не было совершенно чуждо желание повысить жизненный уровень за счет предпринимательской деятельности . Тем не менее, торговый бизнес стал для них и профессиональным призванием и способ заработать.

Что же приобрели и что потеряли участники исследования в результате “челночной” деятельности.

Испытание “челночным” бизнесом

Вхождение в “челночный” бизнес представляло собой достаточно напряженный процесс для его участников при этом линий напряжения было, как правило, несколько.

Успешное ведение такого бизнеса предполагало способность эффективно реализовать имеющиеся ресурсы – здоровье, коммуникативные и профессиональные навыки , материальные накопления – в условиях рисков. Недостаток таких способностей или ресурсов оборачивался финансовыми, психологическими и даже физиологическими проблемами, отношение к которым во многом влияло на решение человека о продолжении (или прекращении) предпринимательской деятельности.

Прежняя специальность – и новая профессия

Лишь один из опрошенных (из тех, для кого бизнес – это профессиональное призвание) имел высшее образование в области торговли и работал в этой сфере в советское время: официантом, барменом , администратором в крупных гостиницах. Для него выбор “челночной” деятельности был вполне естественным и представлял собой способ накопления первоначального капитала для дальнейшего развития своего дела.

Мужчина, 55 лет, предприниматель: “Я до этого работал в торговле много лет… Высшее торговое экономическое образование, поэтому мне многое было понятно до того, как я этим еще даже занялся. А когда я, собственно, этим занялся уже, тогда я понял, что я на правильном пути, лишь потому, <…> что это был период, когда можно было, хоть и трудно, но заработать достаточное количество денег. А время было тяжелое, поэтому не воспользоваться этим было просто грешно”.

Смена специальности (на работу по этой специальности постепенно не осталось времени) не представляла проблемы и для другой представительницы группы предпринимателей “по призванию”.

Женщина, 44 года, предприниматель: “Я хотела быть многим <…>. Мне показалось, это [профессия медсестры] тоже интересно, то есть я такой разносторонний человек, развитый. <…> И вот эта торговля, которая образовалась стихийно – нам же никто ее не предлагал, она просто образовалась – и вот потихонечку начали”.

Для большинства опрошенных– тех, для кого бизнес являлся способом решения материальных проблем, – полученная нерыночная специальность стала первым, с чем пришлось расстаться полностью или частично. Работа в государственном секторе по прежней специальности перестала приносить тот доход, который наши собеседники считали приемлемым. Многие, получив высшее образование, соответствующую квалификацию и начиная карьеру в профессии, оказались в условиях фактической безработицы при необходимости содержать семью, часто – с маленькими детьми.

Мужчина, 39 лет, предприниматель: “Я считал, что в немножко неудачное время я родился, потому что на период моего становления я получил хорошее образование, – но применить его я до конца не мог…”

Женщина, 44 года, организатор массовых мероприятий: “То, что было моей специальностью, – все позакрывалось: «оборонка» стояла вся, дома культуры – все позакрывалось, тогда были и кинотеатры закрыты, и, ну я не знаю, дома пионеров… То есть все было закрыто, не работало ни-чего!!! То есть устроиться где-то было практически невозможно”.

Женщина, 59 лет, предприниматель: “В кооперативе я была модельером <…>. Потом кооперативы накрылись. <…> Уже задавили налогами <…>. Открылась дорога для импорта, для того чтобы обогащать Турцию и Польшу. У нас нельзя было трудиться по-белому, а по-черному – тоже нельзя, потому что бесконечные поборы. <…> После того как кооператив распался, я одно время не работала, год где-то…”

"Челночный" бизнес в ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты стали широко известны гражданам стран бывшего Советского Союза в начале 90-х годов. После открытия границ, наиболее предприимчивые бизнесмены отправились осваивать заморские страны и одним из первых направлений стали ОАЭ. Начиная с 1993 года, стали выполняться регулярные чартерные рейсы из Эмиратов во многие крупные города России и СНГ. В те годы на Родине еще существовал дефицит, а "за морем" можно было купить практически все, что только могло представить воображение советского человека.

Рентабельность поездок была большая и многие "челноки" успевали выполнять по нескольку рейсов в месяц. Дома неизбалованный покупатель буквально сметал всевозможные диковины, товар распродавался быстро. Очень многие "челноки" быстро сообразили, что выгоднее держать человека в Эмиратах, чем летать туда-сюда и тратиться на гостиницы. С 1994 года открытие представительств торговых фирм России и СНГ в ОАЭ стало массовым явлением. Своего пика торговля с Эмиратами достигла в 1996-1997 годах. Вот далеко не полный список групп товаров, поступавших тогда в страны бывшего СССР из ОАЭ: электроника, бытовая техника, канцелярские товары, игрушки, инструмент, автоаксессуары, автозапчасти, галантерея, часы, бижутерия, фототовары, электротовары, хозтовары, посуда, ткани, одежда, обувь, спорттовары, сувениры, подарки, парфюмерия и косметика, мебель, сантехника, стройматериалы.

С появлением на рынке крупных торговых фирм, челночные поездки стали терять рентабельность, поскольку на всех этапах движения товара накладные расходы фирмы были существенно ниже, чем у челноков. Посудите сами: крупные закупки позволяли сбить цену продавца, крупные партии груза перевозились перевозчиками дешевле и быстрее. Представители фирм в Эмиратах обеспечивали более оперативный закуп и отправку товаров по сравнению с челноками. Наряду с авиационной доставкой грузы стали отправлять контейнерами, что снижало стоимость транспортировки (которая составляла в себестоимости товара от 10 до 90%) в несколько раз. "Челночный" бизнес пошел на спад, но окончательно его добил российский кризис 1998 года.

В условиях, когда доллар за короткий промежуток времени вырос более чем в 4 раза, эмиратские товары в одночасье стали неконкурентноспособными. Во второй половине 1998 года в ОАЭ значительно сократилось количество туристов и объем перевозимых в Россию грузов. Перед многими российско-эмиратскими торговыми компаниями встал вопрос выживания, не менее 60-70% фирм свернули свою деятельность или перепрофилировались. Те же, кто решил остаться на рынке, вынуждены были искать новые формы работы, позволяющие снизить конечную стоимость товара и остаться на плаву. И такие формы работы были найдены.

На сегодняшний день, большинство успешно работающих российско-эмиратских торговых компаний, сумевших пережить последствия кризиса 1998 года, значительно укрупнились. Изменилась схема поступления товаров в Россию. Теперь эмиратские филиалы используются в основном как транзитные и перевалочные базы для небольших партий товара, а основной объем продукции заказывается непосредственно у производителей в странах Юго-Восточной Азии и отправляется напрямую в Россию, минуя ОАЭ. Стоимость доставки морского контейнера из Китая, Тайваня, Таиланда, Гонконга, Индонезии и других стран до России примерно такая же, как до Эмиратов. При этом снижается и стоимость таможенной очистки, т.к. пошлина рассчитывается исходя из фабричной стоимости и транспортных расходов. Для челноков же, покупающих товар для перепродажи в эмиратских магазинах к себестоимости еще "прилипает" торговая надбавка эмиратских фирм, выступающих посредниками и транспортировка из ОАЭ в Россию. Поэтому закупленный и перевезенный "челноками" товар всегда обходится после доставки в Россию дороже, чем точно такой же товар, ввезенный крупной торговой фирмой напрямую от производителя.

Особо нужно отметить, что при ввозе товара большими партиями получение всех необходимых сертификатов на единицу товара обходится значительно дешевле. Кроме того, при официальной таможенной очистке фирма располагает всеми необходимыми документами на товар. Поэтому перед тем, как в очередной раз отправиться на оптовый закуп товаров в Эмираты внимательно изучите ассортимент и цены крупных торговых фирм. Вполне возможно, что все, что вам нужно вы найдете в России по ценам ниже эмиратских, со всеми сертификатами, товарно-транспортными накладными и другими необходимыми документами.

Эра эмиратских "челноков" с мешками и коробками проходит. Их место занимают туристы приезжающие в ОАЭ на отдых. Чем бегать в жару по торговым кварталам Дейры в поиска товара, а затем до поздней ночи в поту и пыли перепаковывать его в карго, лучше греться на песке и купаться в море, ездить на экскурсии, сафари, в аквапарки, на рыбалку, ходить по ресторанам и дискотекам. А внешней торговлей пусть занимаются профессионалы.

Капитальные инвестиции в бизнес: от 1 000$

Прибыльность: 50-200%

С ними неразрывно связана целая эпоха.

Кто-то нашел в этом единственное средство для выживания своей семьи, приносившее копейки.

А кто-то «на волне» превратил этот бизнес в золотую жилу.

Речь идет о челночниках.

Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес .

А между тем еще каких-то 15-20 лет назад они были чуть ли не основными поставщиками продукции на рынках и в магазинах!

Какая ситуация на рынке сейчас?

Стоит ли вкладывать свои деньги в челночный бизнес или это дело уже изжило себя?

На эти вопросы вам ответит данная статья.

Что такое челночный бизнес?

Челночный бизнес – это особый вид индивидуального предпринимательства.

Суть его заключается в том, что обычные люди получают туристические визы и ездят по ним за границу.

Там они мелким оптом приобретают определенные бытовые товары.

Продукцию привозят на родину и реализуют со значительной наценкой.

Основные Мекки торгового туризма – это Турция, Китай, Польша, Италия и Испания, ОАЭ.

Везут оттуда самые разные категории товаров, как правило, для каждой страны основные направления импорта будут свои.

Но в целом вывозимый товар можно разделить на такие группы:

  • шубы, куртки, плащи;
  • мужская, женская и детская обувь;
  • ювелирные украшения;
  • различная бытовая техника, электронные устройства;
  • платья с вышивкой, из натуральных материалов, синтетические.

Появление и развитие челночного бизнеса

Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.

В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.

Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.

Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.

Сами челночники «убивали двух зайцев».

Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.

Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.

От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.

Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.

А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.

Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.

Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.

Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.

Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».

Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).

Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.

На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.

Но он по-прежнему имеет право существовать.

Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.

Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.

А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.

Турция – популярное место для челночного бизнеса

Интересный факт:
В июле 2009 года в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», был открыт памятник челнокам. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса.

Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.

Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.

Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.

Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.

Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.

А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!

Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.

Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.

Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.

Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.

Что челночный бизнес привозит из Китая?



Китайская продукция давно и прочно заполонила рынок.

Пусть и не самая качественная, но зато яркая, разнообразная, а главное – дешевая.

Но на самом деле стереотип о ненадежности китайских товаров уже устарел.

Действительно, там производят очень много «ширпотреба» и дешевых копий. Но в то же время в Китае можно найти пусть не такую дешевую, но качественную продукцию для челночного бизнеса.

Какой вариант предпочтительнее для вас и какие товары покупать решаете только вы.

Ассортимент предложений очень разнообразный, потому стоит отталкиваться от потенциального спроса и выделенной суммы капиталовложений.

Опытные челночники советуют выбирать то, что близко и интересно вам самим, если вы планируете развивать челночный бизнес, а не сделать разовый выезд.

Привлекает Китай и удобством для шоппинг-туризма.

Есть даже специальные экскурсии для челночников, которые организовывают из Амурской обл. и Хабаровского края.

Они длятся несколько дней и досматриваются на таможне не так строго, как обычные. Кроме того, для таких поездок не нужна специальная виза.

Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?


Сегодня такое понятие, как «дефицит», успело частично стереться из памяти людей. Полки ломятся от изобилия, а купить можно всё, что только пожелает душа.

Для особо избирательных людей есть интернет-магазины, благодаря которым любой может заказать желаемый товар из другой страны.

Из-за этих факторов челночный бизнес перестал быть настолько востребованным.

Чтобы привезенная продукция имела спрос, она должна быть абсолютно уникальной и особо привлекательной. Или просто заполнять средний товарный сегмент, но быть доступной по цене.

Ведь в условиях нынешней конкуренции былые 200-400% накрутки позволить себе нельзя.

Таким образом, челночникам нужно везти красивые и особенные вещи, так еще и организовывать им пиар-кампанию.

Просто точка на рынке с усредненной ценой будет приносить «просто деньги».

Чтобы выйти на достойный доход, бизнес нужно будет продвигать.

Некоторую продукцию можно будет реализовывать даже через социальные сети или сайт без организации стационарной точки.

Сколько нужно вложить в челночный бизнес?

Челночный бизнес считается оптимальным вариантом для тех, у кого нет возможности вложить в дело крупный капитал.

Однако и челночная торговля требует немалых затрат.

Ориентировочный список представлен в таблице:

Это ориентировочная таблица инвестиций в челночный бизнес.

Получать доход с помощью торговли можно и с меньшими вложениями.

К примеру, вы приобретаете недорогие национальные украшения, которые продаете исключительно через социальные сети без помощи других людей, а самостоятельно.

В таком случае вам нужно будет потратиться только на закупку и, желательно, продвижение в интернете.

Также про меньшую сумму вложений в челночный бизнес шла речь в 90-е.

Тогда прибыльность держалась на уверенном уровне 100-150% и выше с одной только поездки!

Даже если товара закупалось всего-то на 500-600$.

Тому, что такое челночный бизнес и как он зарождался,

посвящен следующий видеосюжет:

Окупаемость челночного бизнеса


Во времена, когда челночный бизнес только появился, продавцы могли позволить себе ставить наценку в 100-200%, а на некоторые товары до 500%!

И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.

Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.

Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.

Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.

Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.

Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.

Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.

Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.

Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.

Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.

Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.

8,8 тонны «серых» товаров ввозят еженедельно дальневосточные «помогайки» якобы для личного пользования, сообщила недавно пресс-служба ДВТУ..

Когда-то в 90-е Максим Гриценко зарабатывал «бешеные деньги» на плащах фасона «монтана», пошитых из армейских парашютов, а сегодня, в период упадка рыночной торговли, едва сводит концы с концами.

«В 1987 г. армия продавала все, что могла — от парашютов до ночных прицелов, предлагали и просто ткань, которой в магазинах уже не было. Лично мы покупали парашюты и шили из них плащи, — рассказал Максим Гриценко. — Сначала отдавали на распорку знакомой девочке — она получала по рублю за метр и таким образом зарабатывала больше своих родственников на заводе, но труд это был нелегкий, потому что на стандартный десантный парашют уходило 73 метра материала. Стропы забирали на дачу подвязывать помидоры. Уже распоротую ткань красили в черный цвет. В продаже не было синтепона, ватин почти исчез с прилавков, так что покупали минвату и утепляли ею пальто. Шить приходилось в респираторах, не знаю, насколько вредно было это носить.

По сравнению с простыми гражданами, которые тогда нищенствовали, зарабатывали много. Например, одно время продавали брюки (не нашего пошива) и с пары имели 50 рублей. Представьте, 10 брюк продашь — 500 рублей в кармане. Конечно, я приоделся. Купил настоящий «Адидас» (потом уже пошли китайские подделки) — стоил такой костюм 28 чеков, или около 300 рублей, в валютном магазине, кажется, «Парусе», был специальный отдел, где загранработники, те же моряки, могли эти чеки получить и купить на них хоть автомобиль. Жене за 17 чеков — французские духи. В «Адидасе», кстати, ходили и в рестораны, и в театры — считалось, шикарный вид. У жены тоже был «Адидас».

Торговали сначала на барахолке на Геологической, потом стали ездить в Находку, уже появился рэкет, пришлось в Находке познакомиться с одним человеком, он нас с женой «оберегал» практически бесплатно — подарили ему один раз брюки. Валера-Колесо, неплохой был парень.

Примерно в 91-м, когда все кинулись шить, эта тема умерла. Началась эра челночества — стали ездить в Китай. Продавали все подряд — от бюстгальтеров до электрических титанов. Что было самым ходовым товаром? Да практически все. Потому что в стране ничего не было. Ездили в Находку с колясками — там спрос почему-то был лучше, становились на площади перед вокзалом. Однажды за неделю продали 100 титанов на 10 тыс. долларов. Цены накручивали в три раза.

В начале 90-х торговля начала принимать хоть какие-то цивилизованные формы. Появились патенты, мы оформились в налоговой, но система аренды тогда еще не появилась, рынки были «дикими». Перед субботой, воскресеньем место приходилось занимать в 12 часов ночи и ночевать там же. Потом откуда-то возникли люди, распределявшие места и бравшие за это плату. Уполномочивал ли их кто-то, не могу сказать, деньги все равно отдавали в руки и квитанций никаких не получали.

Бывало, становились свидетелями разборок. Отлично помню, как рэкетиры били китайцев на Первореченском рынке. Китайцы не хотели платить, за что и пострадали, а сопротивляться рэкетирам было бессмысленно — здоровые ребята из борцовских и боксерских секций. Кто из них брал наглостью, кто мозгами, кто жестокостью. Развешиваю я, значит, товар, а рядом людей избивают — картинка из 90-х. За товаром — глаз да глаз, вокруг процветало воровство.

Торговали также на Луговском рынке, на Школьной. Вообще челночный бизнес — адский труд, особенно для женщин, которые таскали по 50-60 кг, «помогаек» сначала не было. Первые «челноки» ездили в вагонах-поездах, потом в автобусе, дорога была — жуть. А стоять целый день на морозе?

Спрос мало-помалу падал, конкуренция росла, и в 1996 г. я начал таксовать, потому что дело стало совсем плохо. Сегодня у меня одна торговая точка — денег она приносит очень немного, бывает, пять тысяч, бывает, тысячу рублей в день, а порой и совсем ничего, так что такси не бросаю.

Рынки тогда и теперь — абсолютно разная история. Иногда я вспоминаю с ностальгией, как за торговлю «варенками» меня забирал ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, дело, как правило, заканчивалось взяткой в виде тех же брюк-варенок. Но это время прошло, и слава богу, надо жить здесь и сейчас».