17.09.2024

Вилли мессершмитт биография. Значение мессершмитт, вилли в энциклопедии третьего рейха. Как это было в Германии


Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у маленького Вилли еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидел плывущий в небе над Боденским озером «цеппелин». В 15 лет он увлекся планерами, а годом позже в сарае, примыкающем к винному погребу отца, построил и сам испытал свою первую конструкцию из обтянутой тканью фанеры. Запущенный с рук планер, пролетев десять метров, неуклюже плюхнулся в землю...

После школы он стал помощником известного пионера планеризма Фридриха Харта, а тот, в свою очередь, во время первой мировой войны помог пареньку поступить в летную школу. Вилли мечтал стать воздушным асом вроде «красного барона» Риттфофена, – ребята того времени никакого другого будушего для себя не видели. Но война прошла как-то мимо и не принесла ожидаемой славы. Харт всегда был рядом, они вместе строили планер Hart-Messerschmitt S8, на котором учитель установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе ровно 21 минуту.

В 1923 году Вилли-Эмиль Мессершмитт окончил высшую Мюнхенскую техническую школу. С дипломом инженера в том же году основал собственную фирму Messerschmitt Flugzeugbau, обосновавшуюся в разоренном армейском складе на окраине Бамберга, – уже без Фридриха Харта. Собирались примитивные мотопланеры: крылья с двухтактным мотором со странными названиями Бубби, Бетти... Говорили, что каждую модель юноша нарекал именем очередной своей возлюбленной. Когда на стапель заложили двухместный моноплан Элли – так звали соседскую дочь – Мессершмитт пообещал лично его испытать. Поднялся в воздух – и принял «боевое крещение»... долго отлеживался в больничной палате после посадки колесами вверх!

Тем не менее опыт, получаемый в работе, позволил Мессершмитту спроектировать транспортный самолет М18 с пилотом и тремя пассажирами. В серию впервые должна была пойти цельнометаллическая конструкция из алюминия. Нежданно-негаданно 12 машин заказал Тео Кронейсс, пионер местных авиалиний Nordbayerische Werkersflüg. Успех позволил Мессершмитту получить требуемые субсидии от баварского правительства.

Когда в 1926 году Баварское транспортное министерство и банкирский дом Merk, Fink und Co. основали Bayerische Flugzeugwerke (BFW), невозможно было предположить, что в грядущей мировой войне эта фирма выпустит 40 тысяч боевых самолетов – почти половину авиапродукции третьего рейха!

Из цехов именно этого производства в Аугсбурге выкатывались и поднимались в воздух знаменитые модели Мессершмитта с буквами Вf на фюзеляже (лишь в конце второй мировой их сменили на Me). Рождение каждой из них происходило в муках: во время испытаний одна за одной шли аварии, которые особенно беспокоили заказчика. Мессершмитт занимался проектированием, сохраняя авторские патенты, а серийное производство наладили на BFW. Впервые частная и почти государственная компания по отдельности сохранили свое юридическое лицо, хотя фактически работали как единое целое.

Создание новых моделей шло успешно: параллельно с учебным бипланом М21, который прочили на смену легендарного французского Фламинго, собрали (всего один!) бомбардировщик М22 с двумя моторами, а вскоре в воздух поднялся 8-местный цельноаллюминиевый пассажирский М24. Начиналась эра гражданской авиации.

Messerschmitt Flugzeugbau сумела добиться прямого госзаказа от BFW на пассажирские суда, так рождалась знаменитая нынче Lufthansa. Скоростной, приспособленный к любым аэродромным условиям почтовый самолет М28, по мнению специалистов готов даже сегодня развозить письма и посылки. Но что было за время, когда деньги превращались в ничто за день, инвестиции ничего не значили, удешевляясь быстрее скорости самолета. Постановление о банкротстве Messerschmitt Flugzeugbau не было приведено в действие лишь случайно, позже сам Мессершмитт называл это «небесным чудом». Официально оно было отменено 27 апреля 1933 года.

На заводы Мессершмитта зачастили иностранные делегации. Советский авиаконструктор Александр Яковлев, дважды побывавший в Германии, так описывал немецкого авиаконструктора в своих мемуарах: «Мрачный и угрюмый, высокого роста, с иссиня-черными редеющими волосами, убежденный член нацистской партии, на вид холодный и бесстрастный, а на деле не терпящий никакой критики и взрывающийся по малейшему поводу». Когда Яковлеву не понравился опытный образец мессершмиттовского истребителя Bf209, который, кстати, так и не пошел в серию, и он сказал об этом Мессершмитту, тот едва сдержал гнев.

Резкий, мнительный, надменный, неоднократно униженный Мессершмитт считал себя единственным авторитетом в авиации. Неудивительно, что у него было много явных и тайных врагов как в министерстве авиации, так и в самих военно-воздушных силах – люфтваффе.

На выборах 1933 года к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. В их правительстве оказался злейший враг Мессершмитта – Эрхард Мильх, бывший директор Lufthansa и убежденный нацист, незадолго до выборов назначенный министром гражданской авиации. На Мессершмиттом «наверху» закрепилась репутация надежного управляющего, но негодного конструктора, чьи модели никогда не поспевают к сроку и постоянно бьются. Новые власти Германии настоятельно дали понять: самому ничего не конструировать! Но упрямый немец проявил характер.

В 1934 году министерство авиации объявило открытый конкурс на новый истребитель для армии. То, что большая война не за горами, а вместе с ней – ожидавшийся золотой дождь военных заказов, ни для кого из промышленников не было тайной. В борьбу за тендер вступили три «монстра» немецкой авиапромышленности – Arado, Focke-Wulf и Heinkel. Допустили к конкурсу и Мессершмитта (понимая, что второго такого шанса не будет, конструктор пустил в ход все свои связи, чтобы попасть в число соискателей), но дали понять, что на победу ему рассчитывать нечего.

Однако «неистовый Вилли» решил победить! Потому что давно вынашивал проект машины, равной которой не знала мировая авиация. Его конкуренты опирались на опыт предыдущей войны, когда воздушные схватки назывались «собачьими боями» – в них более всего ценилась маневренность, а вовсе не скорость. Мессершмитт раньше других понял, что время акробатически кувыркавшихся в воздухе этажерок-бипланов ушло, и победа будет принадлежать новым машинам – высокоскоростным, мощным монопланам, стремительно набирающим высоту и столь же стремительно пикирующим на противника.

Такой и предстала взорам конкурсной комиссии опытная модель Вf109. Она произвела сильное впечатление, немецкая разведка к тому времени была в курсе, что неизлечимо больной англичанин Митчелл заканчиваетразработки собственного истребителя нового поколения Spitfire, дизайн и основные характеристики которого поразительно напоминали Bf109. В косном сознании чиновников и генералов, готовивших войну, завелся червячок сомнений – быть может Мессершмитт прав и будущее действительно за его машиной, если техническая мысль противника движется в том же направлении? На Берлинской олимпиаде 1936 года гости, задрав головы, смотрели на проносившиеся над ними самолеты совершенно новых очертаний. Это были истребители Мессершмитта!

Дальнейшее, как говорится, история. На последующих летных испытаниях истребитель Вf109 подтвердил, что ему нет равных в Германии.

Вилли после злополучной юношеской аварии никогла не летал на своих машинах. Но создавал их невиданными темпами. Эти темпы возросли с регистрацией крупной Messerschmitt GmbH, а в Регенсбурге была приобретена земля под новый завод. В 1938 году он фактически принуждает BFW изменить свое название на Messerschmitt AG и, собрав нужные голоса, авторитарно продвигает свою кандидатуру на пост председателя правления и управляющего директора.

На семью не оставалось времени. Когда Вилли задумался на этим вопросом, было, увы, поздно... К тому времени самолеты по его лицензиям стали выпускать многие компании, включая Focke-Wulfи Arado. Помимо заводов в Аугсбурге и Регенсбурге, производство было развернуто на заводах в Кематене под Инсбургом, а потом и на заводах в Лейпхейме, Швабиш Халле, Дингольфинге, Оберпфаффенхофене, Марксдорфе и Обераммергау, которые были заняты в основном на подрядах и субконтрактных работах. К концу войны фирма насчитывала 45 тысяч рабочих и служащих.

К слову, Вилли Мессершмитт задолго до войны создал легкие спортивные самолеты для высшего пилотажа М28 и М35. Русские версии этих машин от конструкторского бюро Яковлева практически без изменений легко били один мировой рекорд за другим вплоть до середины 80-х годов прошлого века. Если бы существовала Нобелевская премия в области авиации, ее точно бы отдали Вилли Мессершмитту за четырехместный спортивный самолет Ме-108 Taifun, на котором были установлены многие мировые рекорды скорости. До сих пор конструктивные решения Ме-108 рассматривается как классическая основа для разработки самолетов аналогичного класса.

Война, однако, имела место быть... Во время воздушной операции «Битва за Англию», самолеты Мессершмитта взяли верх не только над устаревшими британскими Harrier, но и над новейшими Spitfire. До середины 40-х Вf109 не имел равных себе в небе над Европой. В сравнении с немецкой «крылатой пулей» (как окрестили истребитель газетчики) самолеты союзников производили впечатление зависших в воздухе.

26 апреля 1939 года пилот Фриц Вендель на самолете Мессершмитта установил абсолютный рекорд скорости для винтовых машин – 755,1 км. в час. Этот рекорд продержался ровно 30 лет и был побит только в 1969 году. В аугсбургском бюро Мессершмитта был создан и самый большой транспортный самолет предвоенных лет Вf321. Он легко поднимал более 20 тонн груза, то есть вполне мог перевозить танки. Многие до сих пор задаются вопросом: откуда в Курском танковом сражении появились тысячи немецких танков, своим ходом что-ли прошли пол-Европы без заправки? Затем планер выпускался также в моторном варианте.

Неутомимый Мессершмитт конструировал новые и новые модели, забыв о времени. А война близилась к завершению, с ней клонилась к закату и карьера конструктора. Впрочем, незадолго до окончательного краха, он совершил еще одну авиационную сенсацию: оказавшись в числе первопроходцев реактивной авиации – создал Ме262. Машина могла развивать скорость 870 км. в час, что на 200 километров больше, чем «выжимали» любые другие самолеты тех лет. А ракетный истребитель Ме163 А, который пилотировал Хайни Диттмар, впервые в мире преодолел отметку скорости в 1000 км. в час. Сегодня эти самолеты в числе экспонатов мюнхенского Deutsche Museum.

Ме262 стал первым реактивным самолетом, успевшим зарекомендовать себя в бою. Но машина Мессершмитта запоздала – сначала ее конструировали как перехватчик, затем перепрофилировали в истребитель-бомбардировщик, а в самом конце войны снова «бросили» на перехват. В результате бюрократической чехарды упустили время: лишь десятки машин из тысячи собранных успели совершить боевые вылеты. По окончании войны оставшиеся в ангарах и на аэродромах Ме262 разобрали на трофеи победители. Еще долго потом военные эксперты отмечали поразительное сходство американских F 86 Sabre и советских Су 9 с «самолетом-ракетой» Мессершмитта.

В 1945 году все было кончено. Страны-победительницы запретили Германии иметь авиационную промышленность. Профессор Мессершмитт, в отличие от многих своих коллег, не пожелал сотрудничать с американцами и, отсидев два года в лагере, уехал в Испанию. На родину творец немецкого авиационного чуда вернулся только в 1959 году и тут же стал восстанавливать свою фирму. Позже он передал её в состав авиаконцерна «Мессершмитт–Бёльков–Блом», как бы повторив к концу жизни свой предвоенный экономический эксперимент по сотрудничеству с частично государственным предприятием.

Почетный председателель концерна имени самого себя профессор Вилли Мессершмитт умер 16 сентября 1978 года в Мюнхене в возрасте 80 лет...


Дополнение:

В активе Вилли Мессершмитта было несколько сотен патентов, а его самолеты различных типов были выпущены солидным тиражом в 45 тыс. экземпляров.

После войны Вилли Мессершмитт потерял не только право конструировать самолеты, но и свой главный авиазавод в Аугсбурге. Между тем, предприятия Messerschmitt AG были расположены по всей Германии. Нужда в боевых самолетах отпала, и рабочие заводов Мессершмитта переквалифицировались на выпуск трехколесных мотороллеров и швейных машинок. Сам Вилли Мессершмитт продолжал трудиться по специальности, разработав для Испании и Египта несколько учебных и сверхзвуковых самолетов. Однако ни один из них не смог даже отдаленно приблизиться к тому значению, которое имел Ме-109. Эра Мессершмитта закончилась, и в послевоенной Германии его талант так и остался невостребованным.

Чтобы спасти бизнес, а также уберечь персонал фирмы от массовых сокращений, Вилли Мессершмитт упорно искал гражданские заказы, соответствующие оснащению его заводов и квалификации сотрудников. Узнав о разработках Флитца Фенда, Мессершмитт в 1952 году согласился на то, чтобы наладить производство микролитражек Flitzer на заводе компании Regensburg Steel & Metal Construction Company (R.S.M.) в Регенсбурге. Несмотря на «нейтральное» название, предприятие имело непосредственное отношение к фирме Messerschmitt AG.

Флитца Фенда сотрудничество с Мессершмиттом устраивало по трем причинам. Первая - Мессершмитт хорошо платил Фенду. Вторая - несмотря на сотрудничество Messerschmitt AG с нацистами, авторитет этой фирмы позволял быстро раскрутить автомобили Фенда не только в Германии, но и за ее пределами. Третья - завод R.S.M. выпускал «Флитцеры» и последующие модели в массовых количествах. А это, помимо прочего, означало хорошее будущее для самого Флитца Фенда (инженер, создавший массовый автомобиль, чего-нибудь да стоит!).

В 1952 году Фенд разработал новый автомобиль - Fend 150, который был представлен публике в марте 1953 года. Машина получила прозвище Kabiеnenroller (катящаяся кабина) - KaRo. Так или иначе, но эта разработка немецкого авиаконструктора усовершенствована конструкторами R.S.M. Ее дизайн, по слухам, был облагорожен самим Мессершмиттом, и новая микролитражка стала выпускаться под названием Messerschmitt KR-175. KaRo роднили с самолетами низкий коэффициент аэродинамического сопротивления, чрезвычайно малая масса и авиационная компоновка салона (пассажир сидел за спиной водителя). KR-175 комплектовался одноцилиндровым двутактным двигателем Sachs объемом 175 см3 и мощностью 9 л.с. Всего за DM2100 (версии для инвалидов стоили дешевле - от DM1500) можно было приобрести шустрый автомобильчик, надежно защищенный от непогоды и развивающий скорость до 90 км. в час. Для справки: самый народный из всех народных автомобилей современности - Volkswagen Käger(«Жук») - в то время стоил DM 4150.

После того, как было выпущено 2,5 тыс. экземпляров KR-175, в конструкцию KaRo внесены серьезные изменения: двигатели Fichtel & Sachs оснастили электростартером и усовершенствованной конструкцией автоматического сцепления (надежность ранних версий вызывала у потребителей множество нареканий). Тем временем Фенд приступил к разработке новой модели.

Ранней весной 1955 года вниманию публики был представлен автомобиль MesserschmittKR-200. От своего предшественника он отличался более мощным двигателем, улучшенной планировкой салона, более эффективными воздухозаборниками системы охлаждения двигателя. Обзор из его «кабинофонаря» был шире. Кроме того, новый автомобильчик получил стандартные педали с привычной схемой расположения (у многих KR-175 рычаг сцепления находился на руле). Было выпущено 16 тыс. автомобилей Messerschmitt KR-200.

В середине 50-х годов прошлого века Вилли Мессершмитту было позволено вновь заняться самолетами, поэтому Флитц Фенд основал собственную автомобильную компанию под названием Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg (FMR). С этого времени автомобили Фенда выпускались уже на его собственной фабрике, хотя из маркетинговых соображений по-прежнему носили имя Messerschmitt. До 1964 года, пока производство автомобилей Messerschmitt не было прекращено, на заводе FMR, все в том же Регенсбурге, выпустили 27 тыс. «Мессершмиттов» различных модификаций…

Аппетит приходит во время еды, и покупателям предельно дешевых автомобилей понравилась спортивная версия микролитражки c салоном, спроектированным по образу и подобию кокпита двухместного истребителя. В ответ на это в конце 1957 года фирма FMR представила публике автомобиль Messerschmitt TG-500 - Tiger. Как видно из названия, машина получила «огромный» двутактный двигатель Sachs объемом 500 см3, улучшенную аэродинамику и - внимание (!) -четвертое колесо. Да! «Тигр» - четырехколесная микролитражка с традиционной для автомобилей Messerschmitt авиационной компоновкой салона. Messerschmitt TG-500 был быстрым спортивным автомобилем, однако стоил в два раза дороже, чем KR-200. Невероятно, но внутри эта машинка просторней, чем, например, новый Austin Healey Sprite с более привычной компоновкой. В период с 1958 по 1961 год было произведено 950 автомобилей Messerschmitt TG-500. И по сей день «Тигр» Фенда/Мессершмитта остается одним из самых лакомых кусочков для коллекционеров неординарных авто…

Уже после смерти Вилли Мессершмитта в 1978 году один из бывших пилотов Ме262 выступил с сенсационным заявлением: будто бы он в апреле 1945-го первым преодолел звуковой барьер! И хотя документально подтвержденных свидетельств этому не осталось, к заявлению летчика специалисты и историки авиации отнеслись серьезно - как ко всему, что было связано с именем Мессершмитта.

Вильгельм Мессершмитт - немецкий инженер, авиаконструктор и изготовитель самолетов-истребителей. Его машины состояли на вооружении нацистской Германии и принимали участие в воздушных боях в годы Второй мировой войны.

Биография

Вилли (Вильгельм Эмиль) Мессершмитт родился в Германии во Франкфурте-на-Майне 26 июня 1898 года. Когда мальчику было около 6-7 лет, его семья переехала в Бамберг, небольшой городок текстильщиков, расположенный в Северной Баварии. Его отец был преуспевающим виноторговцем, а мать - домохозяйкой.

Еще в юности Вилли Мессершмитт, как и большинство его сверстников, был буквально очарован возможностью человека летать. Особенный восторг у него вызывали большие и красивые дирижабли, носившие имя своего изобретателя графа Ф. фон Цеппелина. Это увлечение летательными аппаратами привело будущего авиаконструктора в реальное училище, где получали образование те, кто планировал посвятить свою жизнь изучению различных наук и технологий. Там же Мессершмитт знакомится с Фридрихом Хартом - любителем авиации, архитектором и энтузиастом планерного строительства. Вскоре они объединят свои усилия по проектированию, созданию и испытанию первых самолетов.

Когда в 1914 году грянет Первая мировая, Харта призовут на военную службу, а Вилли Мессершмитт останется и продолжит свою работу над планером S5. В 1922 году они снова станут работать вместе над созданием летательных аппаратов и даже откроют свою летную школу. Харт все время спорил с Мессершмиттом по поводу несовершенства его конструкций. Вскоре их сотрудничество и вовсе прекратилось.

Работа на благо нацистской Германии

Известно, что Вилли Мессершмитт (фото в статье) был очень амбициозной личностью, поэтому он почти сразу же вступил в нацистскую партию, как только Гитлер пришел к власти. Авиаконструктор познакомился с Германом Герингом, рейхминистром авиации, и стал его близким другом. Во время Второй мировой Мессершмитт числился техническим советником при Люфтваффе.

Еще в молодости он зарегистрировал собственную фирму по производству планеров и легких самолетов в Аугсбурге. Благодаря своим связям с нацистами он стал довольно заметной фигурой в Третьем рейхе. За свою работу Вилли Мессершмитт был удостоен нескольких государственных наград, он часто появлялся в СМИ, а также встречался с высшими государственными чинами.

Конструкции самолетов

С началом войны его заводы заработали в бешеном темпе, выпуская огромное количество самолетов. Однако со временем его работников одного за другим стали забирать в армию, а находить новых становилось все сложнее. Поэтому на его заводах стали использовать рабский труд - рабочих, привезенных из оккупированных фашистами стран.

Вилли Мессершмитт, биография которого была в основном связана именно со строительством недолговечных планеров, считал, что истребители не должны иметь чрезмерно усиленных конструкций. По его мнению, военный летчик должен был выживать исключительно за счет личного летного мастерства, а не благодаря прочности самолета. Поэтому его машины были легче, маневреннее и быстрее, чем истребители того же класса, разработанные другими авиаконструкторами.

После войны

Когда в апреле 1945 года войска союзников вступили в Баварию, Вилли Мессершмитт попал в плен к англичанам. Он был заключен под домашний арест в своем имении в Обераммергау. В 1948 году его судили военным трибуналом как пособника нацистов. Он провел в тюрьме два года по обвинению в использовании на своих предприятиях рабского труда. Кроме того, после освобождения ему было запрещено работать в авиационной промышленности. Мессершмитту пришлось заняться производством потребительских товаров. Его компания выпускала швейные машины, сборные дома и даже малолитражные автомобили.

В 1952 году, используя свои прежние наработки, немецкий авиаконструктор создал Hispano HA-200 для испанской авиации. Спустя три года в Германии отменили мораторий на производство летальных аппаратов. Фирма Messerschmitt AG почти сразу же получила разрешение на производство нового самолета Fiat G.91, а также Lockheed F-104 Starfighter для западногерманских ВВС. В 60-х годах авиаконструктор работал над легким сверхзвуковым перехватчиком Helwan HA-300, поступившим на вооружение военно-воздушных сил Египта. Этот самолет стал последней из его разработок. Впоследствии предприятие Мессершмитта претерпело два слияния с другими авиакомпаниями, где прославленный авиаконструктор был председателем вплоть до 1970 года, пока не ушел в отставку. Он умер в больнице Мюнхена 1978 года.

Вилли Мессершмитт родился 26 июня 1898 года во Франкфурте-на-Майне. (в части источников - баварском городе Бамберге).

Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе "цеппелин". В 15 лет он начал заниматься планерным спортом, а годом позже создал и сам испытал свой первый летательный аппарат.

После окончания школы он стал помощником известного пионера планеризма Фридриха Харта, а тот, в свою очередь, во время Первой мировой войны помог пареньку поступить в военную летную школу. Они вместе построили планер «Hart-Messerschmitt S8», на котором Харт в 1921 году установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 21 минуту. Планеры конструкции " Hart-Messerschmitt" выпускались в 14 модификациях.

В 1923 году Мессершмитт окончил Мюнхенский технический институт и получил диплом инженера. В этом же 1923 году Мессершмитт основал свою фирму в Бамберге Messerschmitt Flugzeugbau. И в том же 1923 году он навсегда расстается с Фридрихом Хартом. На фирме строились мотопланеры S15, S16 Буби и S16a Бетти, а в 1925 г появился первый настоящий самолет М17 Элло, двухместный моноплан. В том же 1925 году Мессершмитт впервые в жизни сам поднялся в воздух — и принял "боевое крещение"... попав в больницу после аварийной посадки.

Опыт, полученный в работе над М17, позволил Мессершмитту спроектировать легкий транспортный самолет М18 на пилота и трех пассажиров. Опытный самолет имел деревянную конструкцию, но в серию впервые пошел вариант цельнометаллической конструкции и с обшивкой из легкого сплава. На него был получен заказ на 12 машин от Тео Кронейсса, который создавал авиакомпанию для обслуживания местных авиалиний Nordbeierische Werkersflig GmbH (Нордбайерише веркерсфлюг ГмбХ). 25 марта 1926 года была основана Messerschmitt Flugzeugbau GmbH. Успех М18 позволил Мессершмитту получить субсидии от баварского правительства.

30 июля 1926 г министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом Мерк, Финк и К создали Bayerische Flugzeugwerke (BFW). Тогда ещё совершенно невозможно было предположить, что в новой мировой войне эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов 43% от общего производства авиаиндустрии Третьего Рейха. Именно там родились все знаменитые модели Мессершмитта с буквами Вf на фюзеляже (лишь в конце Второй мировой их сменили на Me). Рождение каждой из них происходило в муках. Во время испытаний случались аварии, которые особенно беспокоили инвесторов.

Правительству было невыгодно раздельно финансировать обе авиакомпании, и оно надавило на Мессершмитта, чтобы он слился с BFW. Мессершмитт вначале не соглашался, стремясь сохранить свою независимость.

В конце концов, сошлись на том, чтобы Мессершмитт занимался проектированием самолетов, сохраняя патенты и авторские права, а серийное производство передавалось на БФВ, которое распускало свое КБ и переключалось исключительно на выпуск самолетов Мессершмитта. Таким образом две компании сохранили свое юридическое лицо, хотя фактически работали как единое целое. Соглашение было подписано 8 сентября 1927 г, а М18b был перевезен в Аугсбург.

Создавались варианты М18, М20b, учебный биплан М21, который прочился на смену Фламинго, двухдвигательный бомбардировщик М 22 для рейхсвера, двухместный спортивный моноплан М23, восьмиместный пассажирский М24. М21 был выпущен в двух экземплярах. Работы по бомбардировщику М22 были прекращены после катастрофы опытного самолета.

М23 имел успех, но в 1929 г финансовое положение фирмы резко ухудшилось. Люфтганза разорвала контракт на 10 уже строящихся М20b и затребовала обратно аванс. В результате БФВ лишилась 600 000 марок. Фирме ничего не оставалось, как 1 июня 1931 г объявить о своем банкротстве.

Хотя Мессершмитт флюгцойгбау фактически вошла в состав БФВ за три года до того, юридически она сохранила патентные и авторские права, увеличила капитал на 8000 марок. Вместе с кредиторами BFW, Мессершмитт сумел добиться принятия Люфтганзой пассажирских М20b и опытного скоростного почтового самолета М28, созданного по требованиям последней. Мессершмитту удалось также получить заказы на разработку двухместного спортивного самолета специально для Euro-Rundflug 1932 года, а в декабре с кредиторами BFW было достигнуто соглашение об отмене постановления о банкротстве. Официально оно было оформлено 27 апреля 1933 г.

Таким образом, в мае 1933 года, Байерише флюгцойгверке АГ начала фактически с нуля, имея всего 82 человека занятых. Мессершмитт возглавил компанию вместе с Раканом Кокотаки. Однако Эрхард Мильх, бывший управляющий директор Люфганзы, а теперь глава государственного секретариата по делам авиации, питавший резкую антипатию к Мессершмитту, хотя и не сумел вообще оставить компанию без заказов, добился ограничения ее работы только лицензионным производством. Первыми стали заказы на 30 Do.11 и 24 Hе.45 , но они позволили БФВ возродиться, и к концу 1933 г на фирме было уже 524 занятых.

На выборах 1933 года к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. В их правительстве оказался злейший враг Мессершмитта — Эрхард Мильх, бывший управляющий директор Lufthansa и убежденный нацист, незадолго до выборов назначенный министром гражданской авиации. Не ладили они, как ни странно, на личной почве. Мильх не простил конструктору смерти близкого друга, погибшего в аварии одной из моделей Мессершмитта, и поклялся, что правительственных заказов тому не видать.

Поэтому конструктору пришлось срочно обзаводиться собственными высокими покровителями в новых властных структурах. Одним из них стал заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс — сам страстный авиатор. Вторым — бывший летчик, ветеран Первой мировой Тео Кронейс, работавший под началом будущего главнокомандующего люфтваффе Геринга. Но даже, несмотря на такие связи, за Мессершмиттом "наверху" закрепилась репутация надежного бизнесмена-управляющего, но негодного конструктора, чьи модели никогда не поспевают к сроку и постоянно бьются. Новые власти Германии, правда, доверили ему заказ на изготовление 12 самолетов конструкции Хейнкеля и настоятельно дали понять: самому ничего не конструировать! Но упрямый немец проявил характер — к несчастью для всей Европы, которой вскоре довелось познакомиться с новым "изделием" Мессершмитта.

Тем временем конструктора Мессершмитта, вместе с присоединившимся к ним Вальтером Ретхелем из Арадо , выпустили спортивный моноплан М35, спроектировали по заказу Румынии восьмиместный легкий пассажирский М36, и готовили опять же по заказу Румынии легкий М37. В результате, когда БФВ получила заказ подготовить к "Челлендже де туризме интернашионале" 1934 г легкий самолет, М37 был быстро переделан по новым требованиям уже под обозначением Bf.108. Еще до первого полета Bf.108, несмотря на отсутствие опыта в разработке боевых самолетов, компания приступила к разработке одноместного истребителя Bf.109 .

В 1934 году министерство авиации объявило открытый конкурс на конструирование нового истребителя для "Люфтваффе". То, что большая война не за горами, а вместе с ней — ожидавшийся золотой дождь военных заказов, ни для кого из промышленников не было тайной. Поэтому в борьбу за тендер вступили три "монстра" тогдашней немецкой авиапромышленности — компании Arado, Focke-Wulf и Heinkel. Допустили до конкурса и Мессершмитта (понимая, что второго такого шанса не будет, конструктор пустил в ход все свои связи, чтобы попасть в число соискателей), но неофициально дали понять, что на победу ему рассчитывать нечего. Однако он решил победить! Потому что давно вынашивал проект машины, равной которой не знала мировая авиация. Его конкуренты опирались на опыт предыдущей войны, когда воздушные схватки назывались "собачьими боями" — в них более всего ценилась маневренность, а не скорость. Мессершмитт раньше других понял, что время акробатически кувыркавшихся в воздухе этажерок-бипланов ушло, и победа будет принадлежать новым машинам — высокоскоростным, мощным монопланам, стремительно набирающим высоту и столь же стремительно пикирующим на противника. Такой и предстала взорам правительственной комиссии опытная модель Вf109. Она произвела на чиновников сильное впечатление — хотя общее мнение склонялось все-таки в пользу самолета Хейнкеля Не112. Но у Мессершмитта к этому времени появилась своя "рука" в министерстве авиации. Пост главы Технического управления занял бывший летчик Удетт, серьезно ограничивший властные амбиции Мильха. Сначала и Удетт не верил в Вf109. Но он быстро признал свою ошибку и стал одним из самых ярых "лоббистов" самолета, назвав его "лучшим в мире". Помог Мессершмитту, сам того не ведая, и вероятный противник — Великобритания. Немецкая разведка была в курсе, что англичане разрабатывают собственный истребитель нового поколения Spitfire, дизайн и основные характеристики которого поразительно напоминали Bf109. После доклада разведки даже в косном чиновничьем сознании завелся червячок сомнений — может быть, Мессершмитт прав? И будущее действительно за его машиной, если техническая мысль противника движется в том же направлении?

Дальнейшее, как говорится, история. На последующих летных испытаниях истребитель Вf109 подтвердил, что ему нет равных в Германии.

Хотя испытания 1935 года выявили явного фаворита — машину фирмы "Хейнкель" Не 112, но на многих произвели впечатление скорость, скороподъемность и пикирующие качества машины Мессершмитта, получившей обозначение Bf 109. В 1936 году Мессершмитт одержал окончательную победу над конкурентом на заключительных испытаниях, во время которых пилот Не 112 не решился повторить маневр Bf 109 и спикировать с высоты в 7 километров.

В 1935 году BFW стала быстро расширяться. В течение года компания получила заказы на 90 Ar.66, 115 Go.145, 70 He.45 , 30 He.50 и 32 Bf.108. Эти темпы возросли в следующем году, когда была создана Messerschmitt GmbH, а в Регенсбурге была приобретена земля под новый завод. Международная репутация, приобретенная Вилли Мессершмиттом после выпуска Bf.108 и Bf.109 настолько возросла, что 11 июля 1938 г совет директоров BFW решил сменить название на Messerschmitt AG, а сам Мессершмитт стал председателем правления и управляющим директором.

К тому времени самолеты по лицензии Мессершмитт стали выпускать многие компании, включая Фокке-Вульф и Арадо. В 1939 г главными производителями Bf.109 стали Эрла машиненверке в Лейпциге и Герхард Физелер в Касселе, но главным поставщиком истребителей Мессершмитта была выбрана Венер Ньюштадер флюгцойгверке в Австрии. Сама Мессершмитт АГ с 1940 г стала резко расширяться. Помимо заводов в Аугсбурге и Регенсбурге, производство было развернуто на заводах в Кематене под Инсбургом, а потом и на заводах в Лейпхейме, Швадише Халле, Дингольфинге, Оберпфаффенгофене, Маркерсдорфе и Обераммергау, которые были заняты в основном на субконтрактных работах. Только на заводах Мессершмитта в райне Аугсбурга и Регенсбурга в октябре 1944 г насчитывалось 33 000 занятых.

В конце 20-х - начале 30-х годов Мессершмитт создает также легкие спортивные самолеты для высшего пилотажа М-28 и М-35, и 12-местный скоростной пассажирский самолет, который мог развивать рекордную для того времени скорость - 220 километров в час. Последний находился в эксплуатации вплоть до 1943 года. Всемирную известность Вилли Мессершмитту принес четырехместный спортивный самолет Ме-108 "Тайфун", на котором были установлены многие мировые рекорды скорости. До сих пор конструктивные решения Ме-108 рассматривается как классическая основа для разработки самолетов аналогичного класса.

В 1936-м году, когда началась война в Испании, Вf109 составил серьезную конкуренцию самому скоростному в то время истребителю в мире — нашему И-16. Кстати, именно успехи советского самолета в испанском небе заставили высших чиновников принять совершенно безумное с точки зрения немецкого "орднунга" решение: послать на боевое крещение в Испанию опытные образцы Вf109. Вначале враги Мессершмитта потирали руки — его машины, не прошедшие полного цикла испытаний, чаще ломались, чем взлетали. Но каждая такая поломка приводила лишь к новым усовершенствованиям. И, к концу испанской кампании, поступившие на вооружение эскадрильи "Легион Кондор" машины Вf109 серии Е (летчики прозвали их "Эмилями" - таково было второе имя Мессершмитта) установили паритет в воздухе с советскими И-16. А позже, во время воздушной операции "Битва за Англию", взяли верх не только над устаревшими британскими Harrier, но и над новейшими Spitfire. До середины Второй мировой войны Вf109 не имел себе равных в небе Европы. По сравнению с немецкой "крылатой пулей" (как окрестили истребитель газетчики) самолеты союзников производили впечатление зависших в воздухе.

26 апреля 1939 года на самолете Ме-209 немецкий летчик-испытатель Фриц Вендель года установил абсолютный рекорд скорости для винтовых машин - 755,1 километров в час. Этот рекорд продержался ровно 30 лет и был побит только в 1969 году. Однако наиболее удачной моделью, по оценке специалистов, оказался истребитель МЕ-109, наиболее массовая машина гитлеровской военной авиации - "Люфтваффе" времен Второй мировой войны


На фото: Вилли Мессершмитт (слева) и Адольф Галланд (командующий истребительной авиацией).

На фото: Эрнст Удетт (инспектор Люфтваффе) и Вилли Мессершмитт.

В КБ Мессершмитта был создан и самый большой транспортный планер того времени - Ме-321. Пущенный в серию в 1941 году, "Гигант" смог поднять до 22 тонн полезного груза. Затем планер выпускался также в моторном варианте.

Всего же за годы войны компания Мессершмитта произвела около 35 тысяч истребителей Вf109 — рекорд в истории авиастроения. Другой рекорд заключался в том, что все это время десяткам марок истребителей союзников фактически противостоял один немецкий (лишь к концу войны компанию ему составил FW190)! Есть и третий рекорд — 352 самолета противника, сбитых лучшим асом Второй мировой войны Эриком Хартманом, летавшим только на Вf109. Но уже к концу войны преимущество "мессеров" в воздухе растаяло без следа. Конкуренцию им составила новая "поросль" советской авиации. Не собирались мириться с диктатом Мессершмитта и его коллеги в Англии и США. Особенно преуспели англичане, вооружившие свои ПВО последним чудом техники, недоступным армиям других стран, — радаром.

Неутомимый Мессершмитт конструировал все новые и новые модели. Но ни вернувший Германии мировой рекорд скорости истребитель Вf109, ни гигант Вf321, способный перенести танк, ни другие новинки фирмы BFW в серию так и не пошли. Война близилась к завершению, а с ней клонилась к закату и карьера Вилли Мессершмитта.

Впрочем, незадолго до окончательно краха он все-таки смог совершить еще одну авиационную сенсацию, оказавшись также в числе первопроходцев реактивной авиации, создав Ме-262, на котором был установлен новый рекорд скорости. Свой первый полет двухмоторный реактивный истребитель совершил 18 июля 1942 года, а в 1944 году был запущен в серийное производство. Ме-262 мог развивать скорость до 870 км в час, на 200 километров больше, чем могли "выжать" любые другие самолеты этого года выпуска. А ракетный истребитель Ме-163 А, который пилотировал Хайни Диттмар, впервые в мире преодолел отметку скорости в 1.000 км в час.

Модель Ме262 стала первым реактивным самолетом, успевшим зарекомендовать себя в бою. Но машина Мессершмитта запоздала — сначала ее конструировали как перехватчик, затем — по личному указанию Гитлера — перепрофилировали в истребитель-бомбардировщик, а в самом конце войны снова "бросили" на перехват. В результате этой бюрократической чехарды время было упущено: лишь десятки машин из тысячи собранных успели совершить боевые вылеты. По окончании войны оставшиеся в ангарах и на аэродромах Ме262 разобрали на трофеи победители. И еще долго потом военные эксперты отмечали поразительное сходство американских F-86 Sabre и наших Су-9 с "самолетом-ракетой" Мессершмитта.

Сам конструктор, в отличие от многих своих коллег, не пожелал сотрудничать с американцами. Отсидев два года в тюрьме по обвинению в использовании на своих заводах заключенных концлагерей, Вилли Мессершмитт уехал в Испанию, к Франко, который не забыл услуг, оказанных ему в 1936-м.

После войны Вилли Мессершмитт потерял не только право конструировать самолеты, но и свой главный авиазавод в Аугсбурге. Между тем, предприятия Messerschmitt AG были расположены по всей Германии. Нужда в боевых самолетах отпала, и рабочие заводов Мессершмитта переквалифицировались на выпуск трехколесных мотороллеров и швейных машинок. Сам Вилли Мессершмитт продолжал трудиться по специальности, разработав для Испании и Египта несколько учебных и сверхзвуковых самолетов. Однако ни один из них не смог даже отдаленно приблизиться к тому значению, которое имел Ме-109. Эра Мессершмитта закончилась, и в послевоенной Германии его талант так и остался невостребованным.

Чтобы спасти бизнес, а также уберечь персонал фирмы от массовых сокращений, Вилли Мессершмитт упорно искал гражданские заказы, соответствующие оснащению его заводов и квалификации сотрудников. Узнав о разработках Флитца Фенда, Мессершмитт в 1952 году согласился на то, чтобы наладить производство микролитражек Flitzer на заводе компании Regensburg Steel & Metal Construction Company (R.S.M.) в Регенсбурге. Несмотря на «нейтральное» название, предприятие имело непосредственное отношение к фирме Messerschmitt AG.

Флитца Фенда сотрудничество с Мессершмиттом устраивало по трем причинам. Первая — Мессершмитт хорошо платил Фенду. Вторая — несмотря на сотрудничество Messerschmitt AG с нацистами, авторитет этой фирмы позволял быстро раскрутить автомобили Фенда не только в Германии, но и за ее пределами. Третья — завод R.S.M. выпускал «Флитцеры» и последующие модели в массовых количествах. А это, помимо прочего, означало хорошее будущее для самого Флитца Фенда (инженер, создавший массовый автомобиль, чего-нибудь да стоит!).

В 1952 году Фенд разработал новый автомобиль — Fend 150, который был представлен публике в марте 1953 года. Машина получила прозвище Kabiеnenroller (катящаяся кабина) — KaRo. Так или иначе, но эта разработка немецкого авиаконструктора усовершенствована конструкторами R.S.M. Ее дизайн, по слухам, был облагорожен самим Мессершмиттом, и новая микролитражка стала выпускаться под названием Messerschmitt KR-175. KaRo роднили с самолетами низкий коэффициент аэродинамического сопротивления, чрезвычайно малая масса и авиационная компоновка салона (пассажир сидел за спиной водителя). KR-175 комплектовался одноцилиндровым двутактным двигателем Sachs объемом 175 см3 и мощностью 9 л.с. Всего за DM2100 (версии для инвалидов стоили дешевле — от DM1500) можно было приобрести шустрый автомобильчик, надежно защищенный от непогоды и развивающий скорость до 90 км/ч. Для справки: самый народный из всех народных автомобилей современности — Volkswagen Kofr («Жук») — в то время стоил DM 4150.

После того, как было выпущено 2,5 тыс. экземпляров KR-175, в конструкцию KaRo внесены серьезные изменения: двигатели Fichtel & Sachs оснастили электростартером и усовершенствованной конструкцией автоматического сцепления (надежность ранних версий вызывала у потребителей множество нареканий). Тем временем Фенд приступил к разработке новой модели.

На фото: KR-200

Ранней весной 1955 года вниманию публики был представлен автомобиль Messerschmitt KR-200. От своего предшественника он отличался более мощным двигателем, улучшенной планировкой салона, более эффективными воздухозаборниками системы охлаждения двигателя. Обзор из его «кабинофонаря» был шире. Кроме того, новый автомобильчик получил стандартные педали с привычной схемой расположения (у многих KR-175 рычаг сцепления находился на руле). Было выпущено 16 тыс. автомобилей Messerschmitt KR-200.

В середине 50-х годов прошлого века Вилли Мессершмитту было позволено вновь заняться самолетами, поэтому Флитц Фенд основал собственную автомобильную компанию под названием Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg (FMR). С этого времени автомобили Фенда выпускались уже на его собственной фабрике, хотя из маркетинговых соображений по-прежнему носили имя Messerschmitt. До 1964 года, пока производство автомобилей Messerschmitt не было прекращено, на заводе FMR, все в том же Регенсбурге, выпустили 27 тыс. «Мессершмиттов» различных модификаций…

Аппетит приходит во время еды, и покупателям предельно дешевых автомобилей понравилась спортивная версия микролитражки c салоном, спроектированным по образу и подобию кокпита двухместного истребителя. В ответ на это в конце 1957 года фирма FMR представила публике автомобиль Messerschmitt TG-500 — Tiger. Как видно из названия, машина получила «огромный» двутактный двигатель Sachs объемом 500 см3, улучшенную аэродинамику и — внимание (!) — четвертое колесо. Да! «Тигр» — четырехколесная микролитражка с традиционной для автомобилей Messerschmitt авиационной компоновкой салона. Messerschmitt TG-500 был быстрым спортивным автомобилем, однако стоил в два раза дороже, чем KR-200. Невероятно, но внутри эта машинка просторней, чем, например, новый Austin Healey Sprite с более привычной компоновкой. В период с 1958 по 1961 год было произведено 950 автомобилей Messerschmitt TG-500. И по сей день «Тигр» Фенда/Мессершмитта остается одним из самых лакомых кусочков для коллекционеров неординарных авто…

На фото: Вилли Мессрешмитт

На родину творец немецкого авиационного чуда вернулся только в 1959 году и восстановил свою фирму, позже вошедшую в состав авиаконцерна MBB. Был почетным председателем концерна "Мессершмитт - Бёльков - Блом"; держатель значительного количества акций этого концерна.

На фото: Вилли Мессершмитт

Всего же к концу жизни (умер 16 сентября 1978 года в Мюнхене) в активе Вилли Мессершмитта было несколько сотен патентов, а его самолеты различных типов были выпущены солидным тиражом в 45 тыс. экземпляров.

Уже после смерти Вилли Мессершмитта в 1978 году один из бывших пилотов Ме262 выступил с сенсационным заявлением: будто бы он в апреле 1945-го первым преодолел звуковой барьер! И хотя документально подтвержденных свидетельств этому не осталось, к заявлению летчика специалисты и историки авиации отнеслись серьезно — как ко всему, что было связано с именем Мессершмитта.

Почтовый блок, выпущенный к 25-ой годовщине смерти В. Мессершмитта.

http://www.sft.fact400.ru

http://www.airpages.ru

http://autopilot.kommersant.ru

http://kalendar-shiraliv.narod.ru

http://www.forz.com.ua

http://www.cyprusavertiser.ru

Мессершмитт, Вилли (Messerschmitt), (1898-1978), немецкий авиаконструктор и промышленник. Создатель многих самолетов, вертолетов, планеров различного назначения.


Родился 26 июня 1898 во Франкфурте-на-Майне. В 1923 основал авиационный завод в Бамберге, а в 1926 создал первый цельнометаллический самолет. Его истребитель Ме-109 - основной истребитель ВВС Германии - впервые поднялся в воздух в 1935; впоследствии многократно дорабатывался и модернизировался, во время 2-й мировой войны успешно конкурировал с лучшими истребителями союзников. Также Мессершмитт создал самолет многоцелевого назначения Ме-110 и один из первых реактивных истребителей Ме-262. Мессершмитт обрел мировое признание как один из выдающихся авиаконструкторов XX века. После войны эмигрировал в Испанию, где консультировал проекты ряда самолетов, а также занимался производством сборных домов. В 1959 вернулся в ФРГ, воссоздал фирму и возобновил производство самолетов по лицензиям для бундесвера. Был почетным председателем концерна "Мессершмитт - Бёльков - Блом"; держатель значительного количества акций этого концерна.

МЕССЕРШМИТТ, ВИЛЛИ

(Messerschmitt), (1898-1978), немецкий авиаконструктор и промышленник. Создатель многих самолетов, вертолетов, планеров различного назначения. Родился 26 июня 1898 во Франкфурте-на-Майне. В 1923 основал авиационный завод в Бамберге, а в 1926 создал первый цельнометаллический самолет. Его истребитель Ме-109 - основной истребитель ВВС Германии - впервые поднялся в воздух в 1935; впоследствии многократно дорабатывался и модернизировался, во время 2-й мировой войны успешно конкурировал с лучшими истребителями союзников. Также Мессершмитт создал самолет многоцелевого назначения Ме-110 и один из первых реактивных истребителей Ме-262. Мессершмитт обрел мировое признание как один из выдающихся авиаконструкторов XX века. После войны эмигрировал в Испанию, где консультировал проекты ряда самолетов, а также занимался производством сборных домов. В 1959 вернулся в ФРГ, воссоздал фирму и возобновил производство самолетов по лицензиям для бундесвера. Был почетным председателем концерна "Мессершмитт - Бельков - Блом"; держатель значительного количества акций этого концерна.

Энциклопедия третьего рейха. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕССЕРШМИТТ, ВИЛЛИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕССЕРШМИТТ ВИЛЛИ
    (Messerschmitt) Вилли (р. 26.6.1898, Франкфурт-на-Майне), немецкий авиаконструктор и промышленник. Создатель многих самолётов, вертолётов, планёров различного назначения; наиболее известны Ме-109 - …
  • МЕССЕРШМИТТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Messerschmitt) Вилли (1898-1978) немецкий авиаконструктор и промышленник. Создал многие военные самолеты, вертолеты, планеры, в т. ч. истребители Ме-109 (основной в …
  • МЕССЕРШМИТТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ЕССЕРШМИТТ (Messerschmitt) Вилли (1898-1978), нем. авиаконструктор и промышленник. Создал мн. воен. самолёты, вертолёты, планёры, в т.ч. истребители Ме-109 (основной в …
  • МЕССЕРШМИТТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Messerschmitt) Вилли (1898-1978) , немецкий авиаконструктор и промышленник. Создал многие военные самолеты, вертолеты, планеры, в т. ч. истребители Ме-109 (основной …
  • МЕССЕРШМИТТ
    м. Самолет фирмы …
  • МЕССЕРШМИТТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Вилли Мессершмитт (1898 - 1978 гг.) - немецкий авиаконструктор и промышленник, основатель фирмы "Мессершмитт" (1923 г. …
  • САМЫЙ "ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ" ВРАТАРЬ;"ВИЛЛИ ГЕНРИ ФУЛК"
    Вратарь сборной Англии Вилли Генри Фулк приросте 1,90 м (6 фт З д) весил 141 кг (22 ст 3 ф). …
  • НОМЕРА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ;"ВИЛЛИ ХАГЕНБЕК" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    В 1904 г. Вилли Хагенбек (Германия) на представлении в берлинскомцирке работал на арене с 70 белыми …
  • УДЕТ, ЭРНСТ
    (Udet), (1896-1941), немецкий летчик, начальник технического управления Люфтваффе. Родился 26 апреля 1896 во Франкфурте-на-Майне. Брал в Мюнхене частные уроки летного …
  • БРАНДТ, ВИЛЛИ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Brandt), (наст. имя и фам. Герберт Карл Ф р а м), государственный деятель ФРГ. Родился 18 декабря 1913 в Любеке. …
  • ВИЛЛИ-ПРАДЕРА СИНДРОМ в Медицинских терминах:
    (h. willi, совр. швейц. педиатр; a. prader, род. в 1919 г., швейц. педиатр) см. Прадера - Вилли …
  • ШТОФ ВИЛЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Stoph) Вилли (р. 9.7.1914, Берлин), партийный и государственный деятель ГДР, Герой Труда ГДР. Родился в семье рабочего. По профессии каменщик. …
  • ФЕРРЕРО ВИЛЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ferrero) Вилли (21.5.1906, Портленд, США, v 23.3.1954, Рим), итальянский дирижёр. Член Всемирного Совета Мира. Концертировал с детских лет как вундеркинд-дирижёр. …
  • БРЕДЕЛЬ ВИЛЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Bredel) Вилли (2.5.1901, Гамбург, - 27.10.1964, Берлин), немецкий писатель (ГДР). Сын рабочего. Работал на заводе. В 1917 вступил в "Союз …
  • БРАНДТ ВИЛЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Brandt) Вилли (настоящие имя и фамилия Герберт Карл Фрам) (р. 18.12.1913, Любек), государственный деятель ФРГ. После окончания гимназии был сотрудником …
  • БРАНДТ, ВИЛЛИ в Словаре Кольера:
    (Brandt, Willy) (1913-1992), социал-демократ, политический и государственный деятель ФРГ, журналист. Родился 18 декабря 1913 в Любеке, его настоящее имя - …
  • СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ
    возможность к каким-либо действиям, превышающим обычную среднестатическую; обычно подразумеваются сверхвозможность человека, обладающего экстрасенсорными (сверхчувственными) возможностями. Однако, пока не до конца …
  • ОСТРОВ БУЛАВАН ("ОСТРОВ-УБИЙЦА") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    один из низкорослых и небольших по размерам (3х5 км) тропических островов в море Банда, принадлежащих Индонезии, о котором сложено множество …
  • ШКОЛА О`ГРЕЙДИ в Цитатнике Wiki.
  • ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:10:10 Цитаты из романа «Чёрный обелиск», 1956 (автор Эрих Мария Ремарк) * *:— Вы можете с …
  • ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА в Цитатнике Wiki.
  • КАРТЫ, ДЕНЬГИ И ДВА ДЫМЯЩИХСЯ СТВОЛА в Цитатнике Wiki.
  • БРАТЬЯ БЛЮЗ 2000 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-24 Time: 03:33:45 *— У этих парней автоматы. — Поройся в бардачке. — Гвоздики для ковра! У них пушки, …
  • АЛЬФ (ТЕЛЕСЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-11 Time: 15:08:01 * Интересно, больно бывает только когда не разбиваешь доску… И ещё как больно… * Я хочу, …
  • LISA THE VEGETARIAN в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-28 Time: 16:38:50 Лиза:Какая разница между этим барашком и тем, который меня целовал? Барт: Этого два часа …
  • BATTLE OF BRITAIN в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Битва за Англию - 2-я мировая война 10 июля 1940 нем. самолеты начали бомбить суда в Ла-Манше, в рамках подготовки …
  • ФЮРЕРБУНКЕР в Энциклопедии третьего рейха:
    (Fuehrerbunker), находившийся под рейхсканцелярией в Берлине подземный бункер, в котором Гитлер провел последние дни своей жизни, 20-30 апреля 1945. Располагался …
  • ФОККЕВУЛЬФ-190 в Энциклопедии третьего рейха:
    (FW-190), немецкий истребитель, состоявший на вооружении германской армии. Его массовое производство началось в 1941. После того, как был снят с …
  • НОЧЬ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Nacht der langen Messer), "Кровавая чистка", развязанная Гитлером 30 июля 1934 кровавая резня с целью пресечь растущее влияние своих политических …
  • МЕ-262 в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Ласточка"), первый боевой реактивный самолет ВВС Германии во 2-й мировой войне. Работа над этим самолетом началась в КБ Вилли Мессершмитта …
  • МЕ-109 в Энциклопедии третьего рейха:
    Одномоторный типовой одноместный истребитель ВВС Германии во время 2-й мировой войны. Разработан в 1934 по заданию министерства авиации немецким авиаконструктором …
  • ЛЮФТВАФФЕ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Luftwaffe), военно-воздушные силы Германии в период Третьего рейха. По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь военную и гражданскую авиацию …
  • БЕЛАЯ РОЗА в Энциклопедии третьего рейха:
    (Weisse Rose), подпольная антигитлеровская организация, созданная в Мюнхенском университете во время нацистского режима. Печатала и распространяла тексты мужественных проповедей мюнстерского …
  • АВИАЦИЯ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ в Энциклопедии третьего рейха:
    См. Люфтваффе, Мильх, Эрхард, Ме-262 , Мессершмитт, Вилли, Юнкерс-87 и …
  • 1997.10.13
    В Англии терпит катастрофу самолет "Мессершмитт-109" времен Второй мировой войны, за штурвалом которого находится главнокомандующий британскими ВВС маршал Джон ЭЛЛИСОН. …
  • 1970.05.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    Главы правительств Восточной и Западной Германии Вилли ШТОФ и Вилли БРАНДТ вновь встречаются в …