03.07.2019

Счетная комиссия многоквартирного дома: порядок избрания и роль в собрании собственников


СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Самым недооцененным и "обойденным" законодательством органом акционерного общества является счетная комиссия. Статья 56 ФЗ "Об Акционерных обществах" лишь поверхностно определяет состав комиссии и ее функции. Кодекс корпоративного поведения и Постановление ФКЦБ № 17/ПС "О дополнительных требованиях к подготовке и проведению общего собрания акционеров" также не вносят ясности в вопросы с которыми сталкиваются акционерные общества на практике.

Законодательством не урегулирован даже такие простые вопросы: каков статус и полномочия "группы лиц, " занимающихся регистрацией акционеров до момента избрания общим собранием счетной комиссии? Насколько легитимны результаты регистрации обнародованные этой "группой лиц"? Кто определяет результаты голосования при выборах счетной комиссии? Короче говоря "А судьи кто?"

Общие собрания акционеров все чаще и чаще используются заинтересованными инвесторами как инструмент для победы в корпоративных войнах. Известно, что на войне все средства хороши, а уж не запрещенные тем более. Счетная комиссия имея большие права и доступ к конфиденциальной информации может занять позицию конкретной группы лиц акционеров, манипулируя бюллетенями для голосования, существенно повлиять на результаты голосования и "помочь" изменить структуру органов управления общества.

Имея прямой доступ к полному списку лиц, имеющих право на участие в голосовании, с указанием адресов акционеров, члены счетной комиссии могут проявить нелояльность к обществу и вооружить агрессивного инвестора интересующей его информацией

Нет ни одного законодательного акта позволяющего привлечь счетную комиссию к ответственности за разглашение информации, за неправильный подсчет результатов голосования, наконец за срыв собрания из-за неявки членов счетной комиссии.
Такую близорукость законодателя можно было еще как то понять 5-10 лет назад, когда в России только накапливался опыт по корпоративному праву, но сегодня когда в корпоративные конфликты втягиваются серьезные инвестиционные консультанты, судебные органы, регистраторы, органы исполнительной власти отсутствие правовой базы для нормального функционирования института счетных комиссий трудно объяснить.

Впрочем, возможно, что это целенаправленная стратегическая линия, направленная на стимулирование более широкого привлечения специализированных регистраторов, к работе в качестве счетной комиссии именно в целях повышения качества работы последней. Регистратор действует в роли счетной комиссии на основании хозяйственного договора, в котором прописаны как его обязанности так и ответственность. В обществах более 500 акционеров, счетная комиссия, представляемая регистратором легитимна безо всяких исключений в любой момент собрания, в том числе и в процессе регистрации. В обществах менее 500 акционеров, регистратор может выполнять функции счетной комиссии после утверждения общим собранием.

Ввиду того, что законодательством плохо прописаны вопросы касающиеся прав и обязанностей членов счетной комиссии, а также принципов ее взаимодействия с лицами созывающими собрание представляется целесообразным рекомендовать эмитентам принять Положение о счетной комиссии регламентирующее ее деятельность.


Примерное положение о счетной комиссии

УТВЕРЖДЕНО Общим собранием акционеров
Открытого акционерного Общества
" ____________________"
Протокол №___ от "__"________ 200_ г.

ПОЛОЖЕНИЕ О СЧЕТНОЙ КОМИСИИ
ОАО "______________________"

1. Настоящие Положение определяет функции счетной комиссии Общества, а также порядок ее избрания, работы и прекращения полномочий.
2. Счетная комиссия открытого акционерного Общества "_________________" (далее по тексту "Счетная комиссия") является постоянно действующим рабочим органом, предназначенным для проведения общих собраний акционеров, как годовых, так и внеочередных, созываемых как Советом директоров Общества, так и иными лицами в случаях предусмотренных законодательством РФ. 3.Счетная комиссия действует в пределах своей компетенции и руководствуется Уставом Общества и настоящим Положением.
4.Органы управления Общества и акционеры не вправе вмешиваться в работу счетной комиссии и влиять на мнение ее членов.
5.Общее собрание, в случае если это предусмотрено Порядком ведения собрания, вправе направить наблюдателей для осуществления функций надзора за работой счетной комиссии.
6. Счетная комиссия избирается на годовом общем собрании Общества сроком на один год в составе 5 человек простым большинством голосов.
7. Членом счетной комиссии может быть избрано любое физическое лицо, за исключением:
· членов Совета директоров,
· членов ревизионной комиссии общества,
· членов Правления, · Генерального директора,
· а также лиц, выдвигаемых кандидатами на эти должности.
8. Выдвижение кандидатур в состав Счетной комиссии и выборы членов счетной комиссии осуществляются в порядке предусмотренном Уставом Общества и Положением об общем собрании акционеров.
9.Счетная комиссия выбирает из своего состава Председателя, который организует ее работу. 10.Решением общего собрания акционеров функции счетной комиссии могут быть возложены на регистратора Общества.
11. В обязанности Счетной комиссии входит:
· проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании акционеров начиная со времени, указанного в уведомлении о созыве собрания и до окончания рассмотрения последнего вопроса повестки дня;
· выдача бюллетеней для голосования; · определение кворума общего собрания акционеров; · разъяснение вопросов, возникающих в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании;
· разъяснение порядка голосования по вопросам, выносимым на голосование;
· обеспечение установленного Уставом Общества и Положения об общем собрании порядка голосования;
· обеспечение реализации прав акционеров на участие в голосовании;
· подсчет голосов и подведение итогов голосования;
· составление протокола об итогах голосования;
· передача в архив бюллетеней для голосования.
12. Счетная комиссия имеет право:
· вносить изменения в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании для устранения технических ошибок и восстановления нарушенных прав акционеров;
· выдавать представителям акционеров по их просьбе единый комплект бюллетеней с указанием суммарного количества представляемых им акций
· отказывать в регистрации лицам, полномочия которых подтверждены с нарушениями действующего законодательства РФ;
· отказывать в регистрации лицам, представители которых уже прошли процедуру регистрации;
· признавать бюллетени для голосования недействительными в случаях оговоренных законодательством РФ и Уставом общества.
13. Члены счетной комиссии имеют право:
· выражать свое особое мнение, которое в письменном виде прикладывается к протоколу об итогах голосования;
· получать плату за выполнение своих функций;
· требовать от Совета директоров или лиц созывающих общее собрание акционеров, безвозмездного предоставления проездных документов и при необходимости мест для проживания, если общее собрание проводится вне места нахождения Общества.
14.Счетная комиссия не имеет права:
· производить регистрацию после окончания рассмотрения последнего вопроса повестки дня общего собрания акционеров (последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум);
· изготавливать копии полученных от акционеров бюллетеней для голосования, а также списка лиц, имеющих право на участие в голосовании;
· разглашать информацию о выбранных конкретными лицами вариантах голосования
15. Члены счетной комиссии обязаны знать требования Федерального закона "Об акционерных обществах", Устава Общества, Положения об Общем собрании и уметь их применять на практике.
16. Члены Счетной комиссии обязаны соблюдать лояльность по отношению к акционерам Общества при выполнении своих функций, не разглашать результаты голосования отдельных акционеров. 17.Срок полномочий счетной комиссии начинается с момента ее избрания общим собранием акционеров и заканчивается с момента избрания нового состава на очередном годовом общем собрании акционеров.
18.Срок полномочий счетной комиссии или любого ее члена может быть прекращен досрочно решением общего собрания, в том числе заочным голосованием.
19.Счетная комиссия правомочна выполнять свои функции, в случае присутствия не менее 3 -х ее членов.
20. В случае если срок полномочий счетной комиссии истек либо количество ее членов стало менее трех, в случае явки для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной комиссии, а также по решению Общего собрания для осуществления функций счетной комиссии Общество может привлечь регистратора на основании хозяйственного договора.
21. Общество в лице Совета директоров или Лиц, созывающих общее собрание акционеров обязано уведомлять членов Счетной комиссии о созыве общего собрания не позднее сроков, установленных Уставом общества для уведомления акционеров о созыве общего собрания акционеров.
22. Общество в лице Совета директоров или Лиц, созывающих общее собрание акционеров обязано оплачивать работу членов счетной комиссии в размере ____ рублей за каждое собрание, а так же, в случае созыва общего собрания вне места нахождения Общества, нести расходы по оплате проездных документов и мест проживания,
23. Итоги работы счетной комиссии отражаются в протоколе, подписываемом всеми членами счетной комиссии, принимающими участие в ее работе на общем собрании.
24. При регистрации участников общего собрания, проводимого в форме собрания, счетная комиссия проверяет полномочия обратившегося лица (паспорт или документ его заменяющий, доверенности). В случае их соответствия, счетная комиссия выдает участнику общего собрания бюллетени для голосования, о чем участник собрания расписывается в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании.
25. Перед рассмотрение каждого вопроса повестки дня общего собрания акционеров, проводимого в форме совместного присутствия, счетная комиссия определяет наличие кворума по данному вопросу, отражая его наличие или отсутствие в протоколе об итогах голосования и докладывает об этом собранию.
26. Бюллетени акционеров, не прошедших регистрацию погашаются путем проставления на них отметки "ПОГАШЕНО"
27. В случае направления бюллетеней для голосования Счетная комиссия при определении кворума и итогов голосования общего собрания проводимого в форме совместного присутствия, учитывает бюллетени, поступившие в Общество в срок не менее, чем за 2 дня до даты проведения собрания. Дата поступления бюллетеней в Общество определяется по оттиску календарного штемпеля, подтверждающего дату получения почтового отправления.
28. Счетная комиссия, по требованию лиц, регистрирующихся для участия в общем собрании, бюллетени которых не получены обществом или получены позднее чем за два дня до даты проведения собрания, обязана выдать им бюллетени для голосования с отметкой об их повторной выдаче.
29. При подведении итогов голосования по вопросам повестки дня общего собрания проводимого в заочной форме счетная комиссия проверяет соответствие формы и текста присланных акционерами бюллетеней образцу утвержденному Советом директоров или Лицами созывающими собрание, а также соответствие доверенностей представителей акционеров требованиям действующего законодательства РФ. При этом при определении кворума и итогов голосования учитываются бюллетени, поступившие в Общество в срок не позднее даты окончания приема бюллетеней, указанного в сообщении о проведении общего собрания в заочной форме.
30. Счетная комиссия имеет право подводить итоги голосования в течении 15 дней после закрытия общего собрания или даты окончания приема бюллетеней общего собрания, проводимого в форме заочного голосования
31. Результаты голосования оформляются счетной комиссией в виде протокола об итогах голосования.
32. Протокол об итогах голосования общего собрания должен содержать:
· полное фирменное наименование и место нахождения общества;
· вид общего собрания (годовое или внеочередное);
· форму проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);
· дату проведения общего собрания (дату окончания приема бюллетеней);
· место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
· повестку дня общего собрания;
· время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания;
· время открытия и время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания, а в случае, если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, также время начала подсчета голосов;
· число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
· число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
· число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
· число голосов по каждому вопросу повестки дня общего собрания, поставленному на голосование, которые не подсчитывались в связи с признанием бюллетеней (в том числе в части голосования по соответствующим вопросам) недействительными;
· имена членов счетной комиссии, а в случае, если функции счетной комиссии выполнял регистратор, - полное фирменное наименование, место нахождения регистратора и имена уполномоченных им лиц;
· дату составления протокола счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании.
33. В случае, если голосование по вопросам повестки дня общего собрания осуществлялось без использования бюллетеней для голосования, к протоколу счетной комиссии об итогах голосования должен прилагаться список лиц, принявших участие в общем собрании, с указанием по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум, варианта голосования каждого указанного лица, либо того, что оно не приняло участия в голосовании.
34. После составления протокола об итогах голосования, счетная комиссия должна опечатать бюллетени (в том числе погашенные) и доверенности на голосование и сдать их вместе с протоколом об итогах голосования в архив Общества.
35. Акционеры, не согласные результатами голосования зафиксированными в протоколе об итогах голосования, могут обратится с иском в судебные органы.
36. Члены счетной комиссии в установленном законодательством РФ несут ответственность за ущерб, нанесенный Обществу их неправомерными действиями, в том числе за срыв собрания вследствие неявки членов счетной комиссии без уважительных причин.
37. В случае отсутствия на общем собрании счетной комиссия и не исполнения функций счетной комиссии регистратором, в протоколе общего собрания должны быть указаны сведения, которые в соответствии настоящим Положением должны указываться в протоколе счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании.
38. Изменения в настоящее Положение вносятся решением Общего собрания. В случае, если нормы настоящего Положения входят в противоречие с требованиями действующего законодательства РФ, применяются нормы действующего законодательства РФ.

Найти человека, который умеет считать, - что может быть проще? Но чтобы считать голоса собственников на общем собрании, нужны знания и желание общаться. Общее собрание собственников помещений в МКД - это специфическое мероприятие, где встречаются совершенно разные и зачастую малоприятные друг другу люди. Там спорят, ругаются и временами нецензурно выражаются. Собрание нужно вести так, чтобы получить по его результатам принятое решение, а не драку.

Ведущий общего собрания в жилищном законодательстве называется председателем; человек, который оформляет бумаги, - это секретарь общего собрания. Голоса участников собрания подсчитывают члены счетной комиссии многоквартирного дома . В дальнейшем председателя, секретаря общего собрания и членов счетной комиссии будем называть ответственными лицами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как подойти к выбору кандидатов;
  • какие полномочия есть у ответственных лиц;
  • как часто их избирать;
  • чем грозит отсутствие избранной счетной комиссии.

Как выбирать членов счетной комиссии

Требования к тем, кого можно избрать ответственными лицами общего собрания, законодательно не установлены. Их подсказывает практика.

Избираться на роль ответственного лица общего собрания может любое физическое или юридическое лицо, даже если оно не собственник помещения в данном МКД. Мы рекомендуем УО и жилищным объединениям предлагать к избранию в ответственные лица общего собрания своих сотрудников. Еще лучше, если эти люди визуально известны собственникам помещений в МКД и пользуются уважением.

Разберемся с количеством. Председатель - один человек, секретарь - тоже. Это может быть одно и то же лицо, но только для «маленького» общего собрания. Например, в МКД, где не более 30 квартир. В доме с большим количеством помещений председателю собрания будет трудно параллельно вести протокол. Счетная комиссия может состоять из одного или нескольких человек - законодательство это тоже не регламентирует.

Помните, что от компетентности ответственных лиц будет зависеть успех собрания и его правомочность.

Мы не рекомендуем предоставлять участникам общего собрания широкий выбор. Предлагайте для голосования одну, максимум две фамилии. Большее количество кандидатов вызовет ненужную растерянность голосующих, которые потребуют уточнения: а кто это, в какой квартире живет, почему именно он (она) и пр.

Скачать пример протокола вы можете у нас на сайте: Протокол общего собрания собственников помещений в МКД

Какие есть полномочия у ответственных на общем собрании

Обязанности председателя, секретаря общего собрания, членов счетной комиссии законом не определены. Они сформированы большой практикой общих собраний по всей стране.

Председателя избирают для того, чтобы он вел собрание собственников, а секретаря - для ведения и оформления протокола.

Членов счетной комиссии на общем собрании избирают для того, чтобы они подсчитали голоса участников и подвели итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Члены счетной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников.

По итогам собрания председатель, секретарь и члены счетной комиссии, проводившие подсчет голосов, подписывают протокол собрания собственников . Это определено пп. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Вопрос

Нужно ли оплачивать Работу председателя, секретаря и членов счетной комиссии многоквартирного дома?

Оплату труда ответственных лиц на общем собрании ЖК РФ не предусматривает. Но такое решение может принять общее собрание собственников помещений в МКД. Для этого собственники должны определить размер вознаграждения и порядок его выплаты. Включите эти вопросы в повестку дня собрания собственников. Расходы на оплату труда ответственных лиц включите в расходы по финансированию общего собрания. Такой подход соответствует положениям п. 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Как избирают

Председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии избирают непосредственно на общем собрании собственников помещений в МКД. Такие выводы находят подтверждение в Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр (далее - Методические рекомендации).

  • Порядок выбора управляющей компании: алгоритм действий собственников

Вопрос

Кто подпишет протокол общего собрания, если собственники не выбрали председателя, секретаря или счетную комиссию?

Протокол общего собрания нужно составлять всегда, и он должен быть оформлен по правилам.

Если вопрос об избрании председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии включен в повестку дня собрания, но собственники отклонили предложенные кандидатуры, протокол подписывают инициаторы проведенного собрания. Это закреплено п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах , утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.

Как часто выбирать членов счетной палаты

Минстрой России рекомендует в повестку дня каждого общего собрания включать вопросы об избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии (п. 2 разд. VI Методических рекомендаций; см. рисунок). Но эти вопросы будут перегружать повестку дня последующих собраний и увеличивать риск отказа собственников от предлагаемых кандидатур в дальнейшем.

Чтобы избежать такой проблемы, вы можете определить срок действия полномочий выбираемых лиц. Для этого дополните повестку дня соответствующими вопросами. Поскольку срок полномочий ответственных лиц не ограничен законодательно, собрание может установить любой удобный период - например, год.

Если же председатель или секретарь, которых избрали на определенный срок, не смогут присутствовать на каком‑либо собрании, просто включите в повестку дня вопрос об избрании иных лиц. Но если не сможет участвовать кто‑то из счетной комиссии, то ее состав необходимо будет утвердить заново.

Последствия отсутствия на собрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии многоквартирного дома

Сведения о председателе, секретаре и лицах, проводивших подсчет голосов на собрании, а также их подписи в протоколе - это обязательные реквизиты протокола общего собрания собственников. Если этой информации в протоколе нет - значит, он оформлен с нарушениями.

Существенное нарушение правил составления протокола, в т. ч. нормы о письменной форме протокола, может повлечь недействительность решения собрания (подп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить решение в силе, если (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ):

  • посчитает, что отсутствие в протоколе подписей указанных лиц не является существенным нарушением;
  • решение не повлекло за собой причинения убытков собственникам, которые его обжалуют.

Комментарий к статье 56. Счетная комиссия

1. Счетная комиссия является специфическим органом общества, поскольку действует только в период проведения общего собрания акционеров. Членами счетной комиссии могут быть только физические лица. Ее функции подробно перечислены в п. 4 комментируемой статьи. Указанный перечень является исчерпывающим и за пределы перечисленных вопросов компетенция счетной комиссии не распространяется.

2. Обязательность формирования счетной комиссии существует только в обществах, насчитывающих более ста владельцев голосующих акций. В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, он же может выполнять функции счетной комиссии. В случае, если в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций сто и менее счетная комиссия не создана, предусмотренные законом функции счетной комиссии осуществляет уполномоченное обществом лицо (лица), в том числе регистратор общества. В случае, если количество владельцев голосующих акций превышает 500, данное положение является обязательным. Если ведение реестра акционеров общества осуществляется регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами.

В случае, если в обществе не создана счетная комиссия и функции счетной комиссии не выполняются регистратором, в протоколе общего собрания должны указываться сведения, которые обычно указываются в протоколе счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании (п. 5.1 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров).

3. Количественный и персональный состав счетной комиссии утверждается общим собранием акционеров. Он не может быть менее трех человек. Закон запрещает членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизору) общества, коллегиального исполнительного органа общества, единоличному исполнительному органу общества, а равно управляющей организации или управляющему, а также претендентам на эти должности входить в состав счетной комиссии.

При выдвижении кандидатов в счетную комиссию общества к предложению в повестку дня общего собрания может прилагаться письменное согласие выдвигаемого кандидата и сведения о кандидате, подлежащие предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания (п. 2.8 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров).

4. Вместе с тем, закон не устанавливает срок полномочий счетной комиссии, указывая лишь, что он может истечь (п. 3 комментируемой статьи). Поэтому данный вопрос может решаться общим собранием простым большинством голосов или на основании утвержденного в установленном порядке локального акта (например, Положения о счетной комиссии акционерного общества).