30.06.2019

Сценарий на тему этикет для детей. Сценарий проведения праздника этикета "рыцарский турнир вежливости". Правила поведения на уроке


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

"ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

Задачи:

    организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

    познакомить с вежливыми словами;

    формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

    воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут сегодня вашими помощниками.

Нашу встречу мы посвящаем этикету.

Кто из вас знает, что такое этикет?

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Значит этикет- это правила поведения в обществе. Они включают в себя правильное поведение в школе, дома, в транспорте, в магазине и других местах.

Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Я буду называть их, а вы мне показывать, согласны или не согласны с ними.

Если согласны – поднимаете вверх большой палец, если не согласны- палец опускаете вниз (комментарии после выполнения)

Правила поведения на уроке

    На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

    Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

    Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

    Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

    На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

    Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

    Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

    Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

- Молодцы. А теперь поиграем.

Игра-кричалка-путаница.

В школе дружно мы всегда скажем двойка только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем…

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там..

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…

Мимо урны без труда бросим фантики мы…

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы…

Будем старшим мы в ответ говорить неправду…

С нами рядом едет дед. Мы уступим место?...

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Повеселились? А сейчас я предлагаю всем отправиться в путешествие по стране Этикет и узнать, какими же правилами должны пользоваться люди, чтобы им и окружающим жилось хорошо и спокойно.

Путешествовать вы будете в группах по классам с помощью маршрутных листов, на которых указаны станции.

(Дети получают маршрутные листы)

Город «Вежливск»

Город «Гостийск»

Город «Знакомск»

Путешествие по станциям (практическая работа)

Город «Вежливск»

Ребята, приветствую вас в городе Вежливске. А вы знаете, почему он так называется?

Что такое вежливость?

Какого человека можно назвать вежливым?

Презентация (показ слайдов и комментарии по ходу)

Теперь задачи на уважение!

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос: Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ: косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос: Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну.

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ: никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Итог:

Ребята, сейчас мы увидим, кто из вас самый внимательный. Если слово вежливое, вы хлопаете, если нет - топаете.

(Благодарю, извините, спасибо, хорошо, добрый день, просыпайся, уходите, пожалуйста, простите, добрый, замечательно, добрый вечер, спокойной ночи.)

Молодцы. Я надеюсь, что вы запомнили все правила вежливости и будете применять их в жизни.

Город «Гостийск»

Ребята, вы любите ходить в гости?

А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)

    Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

    Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сём - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.

    И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Презентация (показ презентации с комментариями по ходу)

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

А теперь посмотрим, как вы запомнили правила поведения за столом.

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

 Есть руками.

 Глотать большие куски.

 Не чавкать.

 Ковырять в зубах пальцами.

 Класть в рот небольшие кусочки.

 Чавкать.

 Говорить во время еды.

 Вытирать рот рукавом.

 Спешить.

 Пить залпом.

 Выплевывать косточки на стол.

 Хорошо пережевывать пищу.

 Объедаться.

 Не говорить с полным ртом.

 Чистить зубы зубочисткой.

 Пользоваться салфеткой.

 Сильно дуть на суп.

 Бросать салфетку на стол.

Вывод: сейчас вы познакомились с некоторыми правилами поведения в гостях. Надеюсь, что вы хорошо запомнили их и будете применять в своей жизни.

Город «Знакомск»

Город, в который вы прибыли называется «Знакомск». Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляются)

Существуют специальные правила знакомства:

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    Младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Презентация

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Представьте, что мы оказались на улице большого города. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

Практическая работа (учитель говорит- дети показывают движения)

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, как в племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки (плевать нужно символически).

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

Обсуждение стихотворения А. Барто

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуй!» говорит.

А вместо слова «До свиданья!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

Вопросы для обсуждения:

Можно ли этого мальчика назвать воспитанным?

Культурно ли ведет себя этот мальчик?

Какие слова использует мальчик при встрече и прощании?

Какие нужно использовать?

Назовите слова приветствия (дети называют).

Выберите из предложенных на листах слов только слова-приветствия.

Здравствуй

Здравствуйте

Спокойной ночи

До свидания

Добрый день

Простите

Замечательно

Просыпайся

Дети выбирают слова.

Учитель. «Здравствуйте!» - это очень красивое слово. Послушайте, как о нем написал поэт В. Солоухин.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Простое, обыкновенное слово «Здравствуйте!» означает: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

Тренинг «Здравствуйте!»

Дети встают в два круга - большой и маленький (маленький внутри большого), лицом друг к другу. Дети в маленьком кругу здороваются, а в большом - отвечают на приветствие.

Упражнение «Ситуации»

Учитель. Что вы чувствовали, когда вам говорили слова приветствия? А когда вы сами произносили эти слова?

У детей сигналы красного и зеленого цвета. Педагог предлагает разные ситуации. Если ситуация отражает правильное поведение ребенка, то дети сигналят зеленым цветом, а если неправильное поведение, то красным.

1. Ты бежишь по коридору, а навстречу учитель. Обегаешь ее дугой и бросаешь на ходу: «Здравствуйте, Марь Иванна!»

2. Ты просыпаешься утром, выходишь на кухню и приветствуешь своих родных словами: «Всем доброе утро

3. Лето. Мимо дверей школы проходит Петров с удочками. Марья Ивановна: «Петров, почему не здороваешься?». А Петров в ответ: «Так ведь лето, Марь Иванна!»

4. Саша пробегает мимо девочек, останавливается и произносит: «Привет, девчонки!»

5. Тетя Дуся стоит у подъезда. Выходит Петя. «Здрасьте!» - бурчит он себе под нос.

Обсуждение стихотворения «Здравствуй, гусь!»

Слово «Здравствуйте!» - поистине волшебное слово. Послушайте, какая история произошла с мальчиком.

ЗДРАВСТВУЙ, ГУСЬ!

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, гусь!

Он головой кивнул в ответ:

И мне послышалось: «Привет!»

Т. Собакин

Вопросы для обсуждения:

Почему гусь не ущипнул мальчика?

Как надо говорить слова приветствия, чтобы было приятно их слышать? (С улыбкой)

Подведение итогов

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко - к окошку.

Руку луч тебе протянет -

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: - С добрым утром!

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к людям, к травам,

к птицам!

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

Если вы каждый день будете просыпаться с хорошим настроением и дарить его другим людям, то все дни у вас будут счастливыми.

Итог мероприятия:

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня вы побывали в трёх разных городах страны Этикет, узнали много нового и интересного. Какие правила этикета вы запомнили? Желаю вам расти вежливыми и воспитанными людьми, с которыми было бы приятно общаться.

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Чтобы легче всем жилось,

Чтобы плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет-

Соблюдайте этикет. Всем спасибо. До свидания. Хороших каникул.

Турнир знатоков этикета

Цель мероприятия:

Способствовать формированию представления учащихся об этикете, выработке умения вести себя в соответствии с его основными критериями, определению уровня воспитанности и владения этикетной речью, привитию навыков культурного, правильного поведения в социальной среде, закреплению знаний о правилах хорошего тона; стимулировать развитие речевых умений, актерских способностей; способствовать воспитанию чувства красоты, эстетического восприятия.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование (зал украшен в стиле XIX века): плакат-объявление, гербы династий, флаги с названием мероприятия, канделябры, фортепиано с нотами, 2 стола, 2 скатерти, 2 сервиза, салфетки, карточки для игры, свитки, грамоты.

Техническое оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, музыкальная аппаратура.

Объявление о начале (плакат перед входом в зал):

"О, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир Этикета ждет вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Пусть победит сильнейший! Турнир состоится..."

(Играет торжественная музыка. Слышится звук горна или трубы.)

Глашатай 1 и 2.

Внимание! Внимание! Начинаем наш праздник «Турнир знатоков этикета».

Глашатай 1.

Сегодня у нас необычная встреча, мы проведем турнир знатоков этикета, на котором вас ждут различные испытания.

Глашатай 2.

Для этого, мы пришли в этот замечательный зал, где нас встречает Маркиза де Этикет.

Под музыку выходит Маркиза де Этикет.

Маркиза де Этикет:

Милые гости, я приветствую вас и поздравляю с чудесным событием! Каждый рад открытию праздничного, долгожданного турнира, большого и знаменательного. На состязания явилось много участников. Я хочу пожелать вам пройти все испытания, показать, на что вы способны.

Глашатай 1:

В турнире участвуют две знаменитые династии. Династия фон АБ солют и династия де ля В остор Г .

Глашатай 2:

Поприветствуем друг друга.

Династия фон Абсолют.

Добрый день! Мы рады вас видеть!

Династия де ля Восторг.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас!

Глашатай 1:

Победить в турнире очень нелегко,

Здесь сражаются за каждое очко.

Чтобы в турнире победить,

Очень умным и культурным надо быть.

Глашатай 2.

Династия фон Абсолют - ваш девиз!

Династия фон Абсолют.

Аккуратность и благородство!

Глашатай 1:

Династия де ля Восторг - ваш девиз!

Династия де ля Восторг.

Вежливость и гостеприимство!

Глашатай 1 и 2:

Внимание! Турнир Знатоков Этикета объявляется открытым!

Глашатай 2:

Что такое этикет?

Не наделаем с ним бед?

Глашатай 1:

Здесь мы будем все учиться,

Как уместнее проститься,

Как представится, назваться,

Как нам правильно общаться.

Глашатай 2:

На вопросы ты ответа

Не найдешь без этикета.

Маркиза де Этикет : Открою я вам книгу эту.

Ведь в помощь всяк ее совет.

Будем учиться этикету

И на любой вопрос найдем ответ.

Глашатай 2:

Что такое этикет? Это каждый знает

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьезное дадим определение.

Маркиза де Этикет :

Этикет - это правила поведения человека среди других людей.

Историческая справка.

В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся приём. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Такая карточка называлась – этикетка. Именно от неё и появилось слово этикет – правила поведения. Таким образом, мы видим, что «этикет» - слово французского происхождения.

Глашатай 1:

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

Маркиза де Этикет :

Перед тем, как проверить ваши знания, мы проведём небольшую разминку. Истинные знатоки этикета очень часто пользуются «волшебными словами». Итак, минутка поэзии – «Доскажи словечко».

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).

    Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).

    Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста).

    Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

    И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией. А также, достопочтенные гости, не забывайте соблюдать правила поведения!

Правила поведения для наших достопочтенных гостей:

    Говорить комплименты друг другу.

    Говорить только правду.

    Уметь признавать и исправлять свои оплошности.

    Не давать сдачи, а решать проблемы словами.

    Всегда благодарить за помощь с улыбкой на лице.

    Никогда не грубить, не кричать, разговаривать со всеми спокойным и вежливым тоном.

    Заметив какой-то непорядок, устранять его, не ожидая, когда их об этом попросят.

    Не хвалиться, если что-то хорошо получается, а учить этому других.

    Проявлять заботу о малышах, помогать взрослым.

    Уметь слушать, не перебивая собеседника.

    Учится красиво ходить и танцевать.

    Уметь правильно пользоваться столовыми приборами.

Маркиза де Этикет :

Молодцы, много правил знаете. Я надеюсь, что вы их соблюдаете.

Песня «Вежливость» (под минус песни «Чудо Детство»)

Куплет.
Здравствуйте, пожалуйста,

Позвольте, извините –

Это ведь несложно

Нам всем повторять.

Лучшие традиции,

Хорошие манеры

Будем непременно

Мы все выполнять.

Припев (2 раза):

Вежливость, вежливость – главная наука!

Рады встрече с ней всегда

И он, и ты, и я.

Вежливость, вежливость,

Проходи без стука.

Будем мы с тобой всегда

Хорошие друзья.

Маркиза де Этикет:

Ну что ж, для начала мы выясним насколько вы хорошо ориентируетесь в теоретических вопросах этикета. Каждая династия поочередно отвечает на вопрос. Итак, начнём:

    Что такое этикет? (Правила поведения)

    Кто придумывает правила поведения? (Сами люди)

    Кого называют культурным человеком?

    Зачем выполнять правила этикета?

    Какими словами можно заменить слово «спасибо»?

    Можно ли дарить один цветок? (Несомненно).

    Допускается ли в беседе спор? (Да, но без лишних эмоций) .

    Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку? (Да, всегда).

    Вы пришли в гости. Кто приглашает гостей за стол и определяет ваше место за столом?

    Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

Благодарю участников за ответы!

Сценическая миниатюра «Встреча»

Глашатай 1:

Уважаемая публика! Вашему вниманию предлагается сценическая миниатюра. Вам предстоит обнаружить ошибки в соблюдении правил этикетной речи.

Повстречала Маша Петю:

Самый лучший ты на свете!

Петя ей тотчас в ответ:

Машка, шлю тебе привет!

Как дела?

Да все путем!

А в кино сейчас пойдем?

Нет, ну все пока, давай!

Ладно, ну давай, прощай!

Глашатай 2:

Доблестные участники! Хорошо ли воспитаны наши герои? Как бы вы себя вели в такой ситуации?

Маркиза де Этикет:

Вам предстоит научить наших героев хорошим манерам и этическим нормам. Исправьте ситуацию, вставив, где необходимо этикетные слова, заменив просторечия нормативной лексикой.

Повстречала Маша Петю:

- …, лучший друг на свете!

Петя тотчас ей в ответ:

- …, шлю тебе привет!

Петя, как твои дела?

- …, хорошо! Как жизнь твоя?

Все в порядке. А в кино

Не пойти ли нам?

Маша, … , давно

Обещал помочь я маме.

Непременно в другой раз

Мы посмотрим «Ералаш».

Вот и хорошо. …!

- … в добрый вечер!

Слова для справок: извини, Маша, до встречи, здравствуй, спасибо, до свиданья.

Маркиза де Этикет:

Вы отлично справились с заданием!

Маркиза де Этикет:

А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение Агнии Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?

    Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут.. а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

    Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

    «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

    А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«ну, я пошел, пока, всего…»

    Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

    Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

    Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы … мы скажем вам – спасибо!

Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?

Как называет он своих друзей?

Вежлив ли он?

Маркиза де Этикет :

Ах, как не хватает истинных кавалеров в современном мире! Но в нашем королевстве, наверняка, найдутся кавалеры в каждой династии. Я просто в этом уверенна! Предлагаю провести конкурс-дуэль «Комплимент прекрасной даме» .

Приглашаю на сцену по одному кавалеру от каждого класса. Перед вами прекрасная дама. Ваша задача, как можно больше сделать ей комплиментов. Займите свои исходные позиции. Делая шаг, вы произносите один комплимент. Если мы не услышим комплимента в адрес прекрасной дамы, вы выбываете из конкурса.

Маркиза де Этикет : Уважаемые участники турнира, вы доказали, что в нашем королевстве есть истинные кавалеры!

Игра «Хорошо – плохо» (Физминутка)

«Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.

    Здороваться при встрече.

    Толкнуть и не извиниться.

    Помочь поднять упавшую вещь.

    Не встать, обращаясь к учителю.

    Взять билет в автобусе.

    Не уступить место в транспорте.

    Сидеть в шапке за столом.

    Резать – уродовать стволы деревьев.

    Ломать ветки деревьев и кустов.

    После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

    Поздравить родных с праздником.

Маркиза де Этикет :

Следующее задание на знание русского языка. На столах лежат карточки. Выберите к слову вежливость синонимы. Задание понятно, время пошло.

Маркиза де Этикет :

Команды готовы. И первой справилась династия «___________»! Зачитайте слова синонимы к слову вежливость. Молодцы! С заданием вы справились. Я желаю Вам быть ВЕЖЛИВЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ТАКТИЧНЫМИ, ПОРЯДОЧНЫМИ, ДОБРЫМИ. Ведь нам так этого не хватает в нашем современном мире!

Игра с залом «Лови смайлик»

Маркиза де Этикет :

Высоко цените в общении между людьми такое мимическое движение, как улыбка. Когда человек улыбается, его лицо делается несравненно лучше. Окружающие благодарно принимают улыбку, выражающую приветливость и дружелюбие.

Сейчас я «брошу улыбку» любому участнику турнира, который «поймает» ее руками и «нанесет» ее на свое лицо, потом «сотрет» и «бросит» другому.

Улыбающийся человек быстрее вызывает к себе расположение. Улыбайтесь чаще!

Маркиза де Этикет :

Вы успешно справились с первыми конкурсными заданиями турнира и готовы перейти к следующим.

Музыкальная пауза: «Бал вежливости»

Маркиза де Этикет :

Сегодня находясь на турнире Знатоков Этикета несомненно мы поговорим с вами о правилах поведения на балу.

1.Приглашая даму на танец, следует поклониться и сказать: «Позвольте Вас пригласить!»

2.После танца следует проводить даму и поблагодарить её.

3.Отказываясь от приглашения на танец, девушка говорит вежливо: «Извините, я не танцую»

Маркиза де Этикет :

Обратите внимание, на бал пришли добрые, тактичные и заботливые кавалеры и очень милые дамы. Задание заключается в следующем: кавалеры команд приглашают своих дам на танец, выполняя при этом первое правило поведения на балу. После танца кавалеры провожают дам на своё место и благодарят за танец. Задание понятно? Тогда попросим музыку.

Глашатай:

Объявляется музыкальная пауза!

Дети исполняют танец.

Маркиза де Этикет :

Итак, обе династии себя показали и с заданием справились.

«Ситуация»

Маркиза де Этикет :

Сейчас вам будут предложены ситуации на знание общепринятых норм поведения.

Ситуация 1. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?

Ситуация 2. ...Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу – страшно... Он медленно повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." – и улыбнулся, молодой и красивый... С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?

Ситуация 3. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. "У Вас упала книга" - закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно. У Вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета, "- объяснил мальчик. "Я вижу, что ты хорошо знаешь математику," -сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - "Но, однако, есть правила, которые ты не усвоил." Что должен был сделать мальчик?

Ситуация 4. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: "Во дворе мальчишка такой невежливый, зовет меня Танька." "А ты как зовешь его?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!" - ответила Таня. Права ли Таня?

Ситуация 5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович». Скажите, какая допущена ошибка? А может всё в порядке?

Сервировка стола

Маркиза де Этикет :

Следующий конкурс сервировка стола. Как это ни печально, застольный этикет в нашей стране отнюдь не популярен. Положа руку на сердце, ответьте мне, кто из вас за домашним столом пользуется ножом и вилкой одновременно. Каждой династии предоставляется набор посуды для того, чтобы накрыть стол согласно правилам этикета. Побеждает тот, кто сервирует стол правильно.

Итак, сервируем стол. (Звучит музыка)

Сценки-шутки

Сценка 1. В автобусе.

Дама спрашивает:

Я извиняюсь, Вы выходите?

Выхожу.

А впереди Вас выходят?

Да.

А вы у них спрашивали?

Спрашивала, спрашивала.

А что они Вам ответили?

Сценка 2.Мать поучает сына.

Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно. Разве у тебя языка нет?

Есть, но руки длиннее.

Сценка 3. Бабушка воспитывает внука.

Андрей, когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой.

Не бойся, бабуля, у меня зубы не выпадут.

Сценка 4. В театре во время спектакля разговаривают двое.

Один из впередисидящих зрителей оборачивается и говорит:

Простите, мсье, я ничего не слышу.

А почему, собственно говоря, Вы должны слышать, о чем мы говорим?

Игра «Стоп красный свет»

Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Вы сейчас прослушаете маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку. Приготовьте карточки.

    Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)

    На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)

    Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)

    Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)

    По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)

    После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)

    Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)

    Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)

"Вредные советы"

Маркиза де Этикет:

А сейчас ребята будут давать вам вредные советы, а вы будете находить ошибки в поведении героев и исправлять их.

Если ты пришел к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов "пожалуйста", "спасибо" никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Девчонок надо никогда не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

Если друг на день рожденье пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома, пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Маркиза де Этикет :

В нашем королевстве на нашем турнире, как мы уже убедились, собрались истинные знатоки этикета. А Вам интересно узнать, что происходит у наших соседей? Тогда предлагаю совершить путешествие в соседнее царство.

Вопросы по содержанию видео:

А сейчас внимание! К нам прибыли гости из соседнего царства. Они решили нам показать свои обычаи и свое видение этикета.

Танец.

Маркиза де Этикет :

Да, современный этикет стал менее церемонным, более простым. Этикет сегодня - это прежде всего средство общения. Открываю следующую страницу своей чудесной книги.

Маркиза де Этикет :

Мы хорошо сегодня провели своё время, побывали на Турнире Знатоков Этикета и многому научились.

Маркиза де Этикет :

Пришло время произнести торжественную клятву. (Клятву читают хором)

Клянемся вежливыми быть,

Всегда «спасибо» говорить,

И «добрый день», и «до свиданья».

Нет в мире выше звания.

Мы все люди прилежные

Будем всегда вежливы.

Добры и старательны,

И ко всем внимательны!

Маркиза де Этикет :

Спасибо вам, мои друзья,

За доблесть награжу Вас я.

Маркиза де Этикет вручает участникам турнира грамоту, подтверждающую их участие. Орден этикета.

Песня «Вежливо-невежливо» Малышарики

Здравствуйте, до свидания, Вам спасибо за внимание,

Извините, проходите, можно Вас спросить?

Нам слова простые эти помогают жить на свете

Как приятно, как полезно вежливыми быть.

Проигрыш.

Должен вежливым быть каждый – и пугливый и отважный

Даже кто-то очень важный должен не забыть

Здравствуйте, до свидания, Вам спасибо за внимание,

Как несложно и как важно вежливыми быть.

Королева:

А нам пора прощаться. Ведь суровое правило этикета гласит: вовремя откланяться не менее важно, чем вовремя прийти.

(Под торжественную музыку после фотографирования дети покидают зал.)

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

Оформление сцены:

Девизы:
Клянемся рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть!

Долой и латы и забрало!
Мы - рыцари Добра
И в этом слава!

Перчатку вызова бросаю
На честный бой Вас вызываю.

Объявление о начале (плакат перед входом в зал):

"О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Будьте трижды достойны вашего рыцарского звания!
Пусть победит сильнейший!!! Турнир состоится..."

Задняя часть сцены - коленопреклоненный рыцарь в доспехах, на ленте, укрепленной на острие копья - надпись: "Турнир вежливости".

На боковых занавесах плакаты с надписями:

"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (М.Сервантес)",

"Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.Руссо)", "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф.Бэкон)".

Предметы:

Аудиозапись звуков трубы, марша, веселой музыки; предметы для сервировки двух столов, 2 стакана компота, билеты в театр, имитация кресел зрительного зала; тексты стихотворений для чтецов, таблички с названием команд, жюри.

Проведение турнира:

I. Начало.

Звучит сигнал трубы. Входят ведущие.

1-ый ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
2-ой ведущий: Здравствуйте!
3-ий ведущий: Мы рады вас видеть в этом зале!
1-ый ведущий: Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир рыцарей вежливости.
2-ой ведущий: В нем примут участие наши мальчики, знатоки правил вежливости и хорошего тона.
3-ий ведущий: Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Звучит сигнал трубы, затем марш.

1-ый ведущий: Прошу команды занять свои места.
2-ой ведущий: (представляет команды): Команда "Джентльмены, команда "Дон Кихоты", ...
3-ий ведущий: Представляем жюри конкурса: ...
(Жюри может принести клятву судить честно на книге)

1-ый ведущий: Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе. Внимание! Турнир объявляется открытым.

Звучит сигнал трубы.

2-ой ведущий:
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
Все законы поведенья изучить!

3-ий ведущий:
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье
По законам уважения.
Победить в турнире очень нелегко!

Звучит музыкальная заставка.

1-ый ведущий: Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем командам поприветствовать друг друга, и чем вежливее, тем лучше...

Команды говорят.

I. Первый конкурс "Разминка"

2-ой ведущий: Объявляем первый конкурс "Разминка".
3-ий ведущий: Каждой из команд я задам по одному вопросу.

После окончания разминки прошу жюри подвести итоги.

Вопрос: 1. Кого в прошлом называли рыцарями?
2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Команды высказываются по очереди, жюри слушает.

1-ый ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку с болельщиками и выясним, знают ли они волшебные слова?

Поэтическая игра "Словарь вежливых слов":

1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день)
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо)
4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь... (здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим... (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания)

2-ой ведущий: Уважаемое жюри подвело итоги конкурсов приветствий и разминки (жюри называет оценки).

II. Второй конкурс "Рыцарские манеры".

3-ий ведущий: Объявляем второй конкурс "Рыцарские манеры" .

Задание 1-ое: Волшебные слова.

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов модно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа. Каждый из вас должен будет назвать по одному такому "волшебному" слову. За каждое названное слово команда получает одно очко.

Задание 2-ое: Волшебные поступки.

Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Вопрос: Откуда к нам пришел обычай здороваясь, снимать перчатку?
Вопрос: Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?

1-ый ведущий: Задание 3: Мы идем в театр.

Вопрос: За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр?
Вопрос: Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а уже надо идти в зрительный зал?
Вопрос: Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?

III. Третий конкурс "От теории к практике".

2-ой ведущий: Объявляем третий конкурс "От теории к практике".

Задание 1: Сервировка стола.

Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа - нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце).

3-ий ведущий: Задание 3: Театралы.

(Для выполнения задания приносится звонок /будильник)

3-ий ведущий: Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место.

1-ый ведущий: Прошу жюри подвести итоги конкурса "От теории - к практике."

IV. Четвертый конкурс "Чтецы".

2-ой ведущий: Объявляем 4-ый конкурс "Конкурс чтецов". (дети читают стихотворение по очереди или каждая команда отдельно)

1. М.Карапузов "Очень вежливый индюк":
Объявился в доме вдруг,
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал "Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости -
Поучится вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор вежливых наук.
И жена моя - пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: "Приду, спасибо."
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло."
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
Не идут, нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!"
И добавил с высоты
Своего величия:
"Не усвоили, скоты,
Правила приличия!"

2. И.Кибаленко "Простите":

Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
"Простите" - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово.

3-ий ведущий: Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса чтецов. (слово предоставляется жюри).

V. Пятый конкурс болельщиков.

2-ой ведущий: Объявляем пятый конкурс "Конкурс болельщиков". За правильный ответ болельщиков команде присуждается одно дополнительное очко.
- Итак, задачи не на сложение -

Задачи на уважение!

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?
Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

2-ой ведущий: Уважаемое жюри, просим огласить итоги конкурса болельщиков. (жюри говорит)

VI. Шестой конкурс "Рыцари скрестили шпаги"

3-ий ведущий: Объявляем шестой конкурс "Рыцари скрестили шпаги". За каждый правильный ответ - команде одно очко. (вопросы задаются командам по очереди)

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Нужно ли здороваться тебе? (обсуждают)
2. Ты часто встречаешь человека (например, по дороге в школу), но не знаком с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, так как...
4. Рассказывая о чем-либо интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь...

1-ый ведущий: Наш турнир подходит к концу. Просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги.
2-ой ведущий: Для подведения окончательных итогов конкурса предоставляется слово председателю жюри.

VII. Окончание.

Звучит музыка. Участники конкурса приносят клятву рыцарей.

1. Клянемся рыцарями быть,
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свидания -
Нет в мире лучше звания!

2. Клянемся рыцарями быть!
И лень и грубость позабыть,
Учится этикету -
Науку помнить эту.

3. Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежд разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.

Все (хором): Клянемся рыцарями быть!

1-ий ведущий: Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные - настоящие рыцари!

2-ой ведущий: А теперь, дорогие мамы, бабушки и конечно наши милые девочки! Разрешите от всей души поздравить Вас с этим теплым весенним праздником - Женским днем.

3-ий ведущий: Хочу пожелать вам счастья, радости, здоровья и взаимного понимания, которого нам так не хватает порой. Пусть на ваших лицах всегда будет улыбка, а печаль пройдет стороной.

Всего вам самого хорошего!

Татьяна Сапежинская
Сценарий мероприятия «Этикет и мы»

Тема : Этикет и мы .

Цель : проверить уровень знаний в области этикета , пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Приглашаю вас посмотреть познавательную конкурсную программу «Этикет и мы » .

Слово «этикет » - французского происхождения. На одном из пышных приемов короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. Слово «карточка» на французском языке звучит, как «Этикетка » . Отсюда и название «этикет » - правила хорошего поведения.

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

А сейчас приглашаем ребят приятных, опрятных, вежливых, внимательных, в делах обязательных 1-я команда «Спасибо» , 2-я команда «Пожалуйста» .

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене .)

1 конкурс «Здравствуй, Этикет »

За правильное выполнение задания 2 б.

В этом конкурсе вам предстоит выбрать слова, которые относятся к слову «этикет » . (Список слов прилагается. Представитель команды зачитывает слова, которые выбрали.)

2 конкурс «Подарочный Этикет »

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача : угадать, что это за предмет.

3 конкурс «Сигнальные карточки»

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

Ситуации :

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

4 конкурс «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет . Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета ,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем : «Как…» (Дела)

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте…» (Так добры)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали : Браво!

10. Корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю :. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит :. Спокойной ночи!

5 конкурс «Салфетка»

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

«Игра с залом и командами»

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета , если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

Жевать с открытым ртом.

Вытереть салфеткой руки.

Громко разговаривать.

Есть с ножа.

Бегать на перемене.

Громко смеяться.

Расталкивать всех в транспорте.

Носить чистую одежду.

Здороваться с учителями.

Благодарить за помощь.

6 конкурс «Застольный этикет »

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

Ножом и вилкой.

Одной вилкой +

Одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

7 конкурс «Кто быстрее»

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Игра с залом «Продолжи фразу»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы :

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

8 конкурс «Вопрос ответ»

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым : входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание) .

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту : лицом к ним или спиной? (Лицом) .

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте) .

6. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице : правой или левой? (Правой) .

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться) .

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет) .

9. Кто должен здороваться первым : старший по возрасту или младший? (Младший) .

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце) .

Подведение итогов мероприятия .