13.06.2019

Чем отличается метеор от ракеты. Советская стратегическая сверхзвуковая ракета «Метеорит. Судна на подводных крыльях


Сегодня жалюзи приобрели особую популярность, хотя на рынке они появились не так давно. Некоторое время назад их можно было видеть только в магазинах, общественных учреждениях и офисных зданиях. Но со временем их начали устанавливать в квартирах и загородных домах.

У пластиковых окон размеры могут отличаться как по длине, так и по высоте. По этой причине важно заранее определить размеры приобретаемых жалюзи. В первую очередь измерьте окно очень точно. Помните, что длина и ширина должны быть большими заметно части стеклопакета.

Если вы планируете самостоятельный монтаж, и боитесь ошибок в расчетах, проконсультируйтесь с продавцом магазина. Он поможет вам выполнить все расчеты. Если окно двухстворчатое, механизм подъема должен находиться с двух сторон – с правой и левой.

Замеры окон для жалюзи

Разметка будущего места монтажа

Для начала нужно распаковать жалюзи и внимательно изучить представленную на упаковке информацию. После этого согласно инструкции, необходимо точно наметить место расположения крепежных элементов, чтобы надежно держался контейнер жалюзи. Разметку можно сделать при помощи карандаша, рулетки и строительного уровня. Уделите этому процессу особое внимание, чтобы не получился перекос. Важно предусмотреть вероятность регулирования контейнера, чтобы планки не выходили за окно.

Особенности установки

Грамотная установка жалюзи на пластиковые окна, видео-инструкция процесса которой представлена в статье, позволяет выполнить работу правильно и качественно. Установка потребует от вас особой точности и аккуратности. Существует три основных варианта монтажа:

  • в накладку;
  • в оконный проем;
  • на каждую створку отдельно.

Как крепятся жалюзи? Прикрепление осуществляется вплотную для создания гармоничного решения. Окно из пластика можно просверлить тонким сверлом по отметкам, заранее сделанным. После этого скобки прикрепляются при помощи саморезов. Скобы устанавливают защелками кверху. Затем вставляют контейнер с жалюзи и закрывают защелки. Проверьте точность и надежность посадки.

После этого устанавливают нижние держатели. Для правильного выполнения работы отпустите штору и отметьте ее положение. Она не должна болтаться, а оставаться натянутой. После этого таким же образом сверлят отверстия. Затем при помощи шурупов прикручивают держатели. Это позволяет надежно зафиксировать полотно с планками. Следите, чтобы при проветривании они не отставали от окна.

Полотно необходимо вытянуть из держателей, находящихся снизу. Затем поднимите штору вверх. Благодаря шнуру управления штора открывается и закрывается. Контейнер с легкостью снимается и устанавливается обратно. Они успешно удерживаются на поверхности окна при помощи скобы. Если вы не знаете, как снять жалюзи с окна, видео, представленное в нашей статье, придется вам как нельзя кстати.

Особенности выбора жалюзи

Конкретный выбор определяется стилем оформления интерьера. Существует несколько основных конструкций:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • кассетные;
  • и другие.

Самыми покупаемыми до сих пор остаются жалюзи из пластика. Они легко моются, долго служат и не вредят здоровью людей и домашних животных. По этой причине они часто используются для установки в квартирах и загородных домах. Еще один интересный вариант – жалюзи с деревянными ламелями. Если же окно находится на постоянном сквозняке или является угловым, жалюзи фиксируют в нижней части. Роллеты при сильном ветре будут болтаться из стороны в сторону. Они могут прогибаться, биться о профиль и терять свой первоначальный внешний вид.

Оригинальный дизайн жалюзи на окна

Варианты крепления

Как прикрепить жалюзи прямо к окну? Когда вы выберите подходящий тип конструкции, можно заказать жалюзи у надежного производителя окон. Лучшим вариантом будет обращение в компанию, где вы покупали окна. Для заказа вам потребуются точные габариты окна и размеры будущих жалюзи, которые будут устанавливаться сверху оконного проема. Производство жалюзи осуществляется быстро, а технологии отработаны также хорошо, как и изготовление самих окон. К тому же, они отличаются довольно простой конструкцией.

Кассетные жалюзи на окна своими руками

Обычно в упаковке присутствует инструкция. В ней подробно описывается процесс установки жалюзи. Сам процесс несложный. По этой причине вы можете выполнить работу самостоятельно. Если вы имеете необходимые инструменты и опыт работы шуруповертом, можно приступать к монтажу без помощи специалиста. Для работы необходимы следующие инструменты:

  • шуруповерт;
  • линейка;
  • отвертка;
  • карандаш.

Рассмотрим более подробно вариант с монтажом горизонтальных жалюзи отдельно к каждой створке или секции. Этот процесс отличается определенной сложностью, но работа осуществляется схожим образом.

Деревянные горизонтальные жалюзи на окна

Производители помещают в коробку все, что потребуется для монтажа. Основная часть сматывается не только леской, но и цепочкой управления. Дополнительные элементы и шурупы вы найдете в пакетах. Как вешать жалюзи? Размотайте жалюзи аккуратно и снимите наличники с карниза. Выделяют несколько вариантов крепления жалюзи к створке, среди которых можно выделить следующие:

  • установка на шурупы,
  • установка на кронштейнах,
  • сверление отверстий в поверхности стены.

При установке на шурупы нужно проделать отверстия непосредственно в профиле. Этот вариант является одним из самых долговечных и надежных вариантов крепления. Не пострадает герметичность профиля. Но этот вариант подходит не для всех, ведь может появиться необходимость снять жалюзи. В результате останутся отверстия, которые станут большим внешним недостатком. Чтобы этого избежать, используют установку на кронштейны. Они не требуют создания дополнительных отверстий.

Установка со сверлением пластика

При использовании метода сверления, понадобятся шурупы. Для этого придется сделать точную разметку на окнах. Важно наметить будущее положение для верхней планки. Она будет крепиться прямо к поверхности окна. Наиболее простой и популярной считается конструкция, располагающаяся в верхней части стеклопакета. Она заходит на раму окна пазами. Благодаря строгой привязке к верхней части створки появляется возможность самостоятельного монтажа жалюзи, даже если ваши расчеты будут не очень точными.

Монтаж жалюзи на саморезы

В случае с пластиковыми окнами можно вообще обойтись . Большинство роллетов комплектуют шурупами для надежности. Их устанавливают непосредственно в профиль. Несущую прикладывают к окну непосредственно под верхнюю часть рамы на створке.

Учтите, что крепежная пластина и окно могут иметь разные глубины плоскости. Из-за этого пластины крепления могут прилегать к окну недостаточно плотно.

Воспользуйтесь подкладками П-образной формы, чтобы надежно закрепить пластины и устранить возможный зазор. Может понадобится одна или несколько подкладок. Они должны полностью закрыть зазор. Положение несущей отмечается по нижним краям пластин. Далее вы сможете ориентироваться именно на них. В результате вы сможете осуществить ровную установку жалюзи.

Жалюзи на окна также устанавливают при помощи шурупов непосредственно в профиль. Для этого используется шуруповерт. Шурупы легко входят в пластик и хорошо удерживаются в нем. Необходимо предварительно сделать разметку. По ней просверливают отверстия размером около 1,5 мм. Это исключает возможность смещения шурупов и избавляет от появления трещин в профиле. Что касается последнего варианта, он практически невозможен на новых окнах. Но эта возможность существует со старыми пластиковыми или деревянными окнами.

Когда последний шуруп будет прикручен, необходимо прикрепить леску. Она позволяет надежно удерживать жалюзи на створке, если ее откроют. Для этого по бокам нижнего штапика створки проделывают отверстия. Они должны находиться точно в соответствии с выходами лески на несущие элементы конструкции.

Устанавливаем горизонтальные жалюзи

Вам понадобится сверло размером 2,5 мм. Леску необходимо продеть в специальные заглушки, которые входят в комплект. Затем на леске завязывают узелок. Вам останется только продеть ее через отверстия заглушки и натянуть ее сверху. Следите, чтобы она не провисла и не натянулась слишком сильно.

Вам останется только надеть наличники и проверить результат проделанной работы. В нужных местах устанавливают крепления, используемые для управляющей цепочки и гибкого рычага.

Установка без сверления

Если вы не знаете, как закрепить жалюзи и не сверлить при этом окна, подойдут кронштейны. Они прикрепляются непосредственно к поверхности рамы. Несущая жалюзи будет защелкиваться или прикручиваться непосредственно к ним. Подобная система интересна тем, что вы можете легко снять жалюзи не только для чистки, но и полностью удалить из с оконного проема. На видимой части окна не останутся лишние отверстия и не нарушится герметичность окон.

Установка жалюзи на окна своими руками

Кронштейны крепятся шурупами, но могут использоваться и другие варианты:

  • крепление на двухсторонний скотч;
  • зацепом на верхнюю часть профиля при установке на открывающиеся створки.

Последний вариант позволяет сделать съемную конструкцию, когда с окна можно снять даже кронштейны. Вам не потребуется проводить дополнительные работы с использованием шуруповерта и проделыванием отверстий. При использовании двойного скотча крепление осуществляется таким же образом, как и с шурупами. Но вместо прикручивания используют приклеивание на скотч. Для удержания лески вместо отверстий используют крепежи, которые устанавливают на скотч в нижней части рамы.

Особенности установки к стене

На современном рынке продается большое количество различных креплений. Но наиболее актуальным остается установка с использованием дрели. Как осуществляется этот вариант крепления можно посмотреть на видео. Мастера из видеороликов не затрачивают много времени и пользуются молотком. Но лучше не лениться и сделать пару отверстий. Это увеличит продолжительность службы всей конструкции жалюзи.

Особенности монтажа на деревянные окна

Вы думаете, как крепить жалюзи на деревянные окна? Это самый сложный вариант монтажа. Жалюзи закрепляют на каждую секцию окна. Сходным образом устанавливают сами роллеты. Все нужные детали прилагаются к приобретенному комплекту. Их необходимо достать и распаковать. Снимите с карниза наличники. Установите жалюзи к окну с помощью шурупов и кронштейнов.

Если вы используете шурупы, герметичность окна сохранится. Это наиболее долговечный и надежный вариант. Но если жалюзи снять с места установки, останутся видимые отверстия. Второй вариант является не самым надежным. Кронштейны крепят на саму раму без использования отверстий. Поэтому, снимая жалюзи, на ее поверхности не будет дефектов.

Кассетные жалюзи на окна своими руками Замеры окон для жалюзи Деревянные горизонтальные жалюзи на окна Горизонтальные жалюзи на окна Оригинальный дизайн жалюзи на окна Кассетные жалюзи на окна

Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История "Метеора"

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство

Всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель "Метеора"

По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над "Метеором"

"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях

"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание "Метеора"

"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

Наталья Козина

Аппликация из цветной бумаги «Ракеты и кометы » (приурочена ко Дню Космонавтики 12 апреля )

Задачи :

1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного) посредством развития навыка разрезания готовых бумажных форм на симметричные элементы, знакомства с новым способом складывания квадрата для изготовления шестилучевой звезды; закрепления навыка вырезания круга из квадрата;

2. Развитие произвольной регуляции (формирование мышечного контроля пальцев рук) посредством закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации при изображении «хвоста» .

3. Закрепление образных представлений о космосе на основе восприятия образца аппликации .

В процессе вырезания из бумаги, складывая квадрат для получения из него треугольников одинакового размера, ребенок ориентируется по опорной развернутой линии сгиба. Закрепляются понятия «разрезать по линии сгиба» , посредством зрительного , слухового и тактильного восприятий. Отрабатывается навык вырезания круга из квадрата по памяти и речевой инструкции, а также обрывания углов у квадрата для получения круга. Все это способствует развитию тактильно-, зрительно- и слухомоторных координаций.

В процессе закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации обеспечивается формирование мышечного контроля пальцев рук. Ребенку необходимо аккуратно разорвать листочки желтого и оранжевого цвета на полоски, чтобы выполнить «хвост» кометы и огонь из сопла ракеты .

В процессе рассматривания образца аппликации , анализа формы ракеты , кометы , луны и звезд, способами их изображения, при творческом подходе к составлению композиции расширяются образные представления детей о космосе .

Материалы :

Демонстрационный : готовый образец аппликации , красивый конверт с письмом.

Раздаточный :

Листы картона черного цвета как фон (по количеству детей)

Кисточки для клея

Клей ПВА

Салфетки для удаления лишнего клея

Ножницы

Клеенка

Желтая, оранжевая, красная бумага для изготовления «хвоста» кометы и огня из сопла ракеты

Прямоугольник из бумаги золотистого цвета для корпуса ракеты

Квадраты из бумаги серебристого цвета для изготовления верхней части ракеты и крыльев ракеты

Квадраты из бумаги бледно-желтого цвета для изготовления луны и звезд

Квадраты из бумаги голубого цвета для изготовления иллюминатора

Музыкальный материал : звукозапись из мультфильма «Тайна третьей планеты

Предварительная работа :

Рассматривание изображений луны и звезд на фоне ночного неба

Рассматривание изображений с ракетами , космическими спутниками и другими аппаратами, а также различными космическими объектами (планеты, кометы , млечный путь)

Беседа о космосе (в доступной для детей форме)

Закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)

Изображение ночного неба со звездами и кометами на занятии по рисованию

Знакомство детей с космосом , расширение их представлений о космических телах , о космонавтах происходит в течение недели апреля , на которую приходится праздник День космонавтики , поэтому вся непосредственно образовательная деятельность, в том числе и художественно-творческая, так или иначе связана с недельной темой при планировании.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель начинает с детьми беседу (как фон звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты» ).

К нам в детский сад пришло письмо от Буратино. Представляете, он решил полететь на Луну, но не знает как. В этом письме Буратино просит нас с вами, ребята, помочь ему. Уж очень он хочет поиграть на Луне. Ребята, а как вы думаете, на чем можно полететь на луну?

Воспитатель выслушивает ответы детей и если нужно поправляет или поясняет.

Ребята, а разве все, кто хочет, могут полететь в космос на Луну ?

Далее педагог вспоминает вместе с детьми, что в космос отправляются только прошедшие специальную подготовку космонавты . А чтобы стать космонавтом , нужно очень долго готовиться, тренироваться. Космонавты должны быть не только умными, сильными, смелыми, храбрыми и отважными, но и добрыми, отзывчивыми, должны уметь помогать своим товарищам, так как в космосе их подстерегает очень много опасностей.

И все-таки, ребята, чтобы Буратино не сильно расстраивался, давайте сделаем ему в подарок красивые картины-аппликации , а когда он вырастет, сможет сам отправиться в путешествие на луну.

Основная часть.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть готовый образец и задает детям вопросы для анализа. Сначала дети подробно рассматривают изображение ракеты и отвечают на следующие вопросы :

Из каких геометрических фигур состоит ракета ?

Какая геометрическая фигура в основе корпуса ракеты ?

На какую геометрическую фигуру похожа крыша ракеты ?

Что еще есть у ракеты ?

На какие фигуры похожи крылья ракеты ?

Какой формы иллюминатор?

Все геометрические фигуры можно обрисовать пальчиками в воздухе для закрепления представлений.

На какую фигуру похожа луна?

Сколько лучей у звезд, изображенных на картине?

Выполнение ракеты .

После подробного анализа готового образца воспитатель предлагает детям сначала изобразить ракету из прямоугольника золотистого цвета. Давайте наклеим корпус ракеты на наше «ночное небо» так, как будто она летит (по диагонали) .

Далее сделаем иллюминатор, для этого у квадрата голубого цвета срежем углы, чтобы получился круг. Теперь надо сделать нос у ракеты . Сделаем его из квадрата серебристого цвета. Возьмем квадрат и разрежем его на два треугольника. Дети, которым трудно сделать разрез на глаз, сгибают квадрат и разрезают его на треугольники по линии сгиба. Один треугольник надо отложить. Это будет нос ракеты . Второй треугольник надо разрезать еще на два треугольника меньше по размеру. После этого наклеим нос ракеты и крылья . Следует обратить внимание детей на различные способы присоединения крыльев к корпусу ракеты .

Теперь сделаем огонь, который вырывается из сопла ракеты . Для этого аккуратно, не торопясь, разрываем бумагу желтого, оранжевого и красного цвета на полоски и приклеиваем ниже корпуса.

Выполнение кометы

Педагог спрашивает у детей, как можно сделать комету из бумаги (на что она похожа, оперируя прошлым опытом детей, полученном на занятиях по рисованию и в процессе другой образовательной деятельности. Далее педагог уточняет, дополняет и конкретизирует варианты, предложенные детьми. Педагог показывает и поясняет последовательность изготовления 6-ти лучевой звезды для кометы . Берем квадрат бледно желтого цвета и складываем его так, чтобы получился треугольник. Далее опираясь на словесную инструкцию воспитателя, схему и показ дети выполняют шестилучевые звезды для своих работ. Педагог по мере возможностей осуществляет помощь каждому из детей. Хвост кометы выполняем методом обрывной аппликации точно также как и огонь из сопла ракеты . Далее дети дополняют свои картины другими элементами. Выполняем Луну методом обрывной аппликации . Возьмем квадрат желтого цвета и оборвем уголки у квадрата так, чтобы получился круг. В процессе наклеивания деталей аппликации как фон может звучать негромкая музыка

При вырезании деталей аппликации ребенок учится тормозить движение в задуманной точке, изменять его траекторию, что ведет к формированию произвольной регуляции. Развивается чувство симметрии, логическое мышление, закрепляются знания об основных геометрических фигурах.

Заключительная часть.

1. Физкультурная разминка «космонавты » . Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и представить себя космонавтами , которые парят в невесомости. Движения у космонавтов плавные , медленные, как будто они плывут в воде. Выполняются поочередные поднимания ног, движения руками в стороны, наклоны корпуса вперед, стоя на одной ноге. Разминка может проходить в любом свободном пространстве группы под медленную музыку.

2. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть их работы, выставляя их на доске и рассказать желающим о своей картине. Педагог оценивает каждую работу и в первую очередь обращает внимание на то, что у ребенка получилось лучше всего. Следует обязательно похвалить каждого из воспитанников.

Последующее использование работ : педагог оформляет выставку детских работ «ракеты и кометы »

Последующая работа : выполнение детьми аппликаций на другие космические темы («инопланетянин» , «космический спутник » ) или по творческому замыслу детей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности не следует забывать и об основных санитарно-гигиенических условиях комфортности в группе : свежий воздух, проветривание, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. К психологическим условиям комфортности на занятии относятся : эмоционально-положительный тон в общении, учет психического и физического здоровья ребенка, стимулирование мотивации на успешность, чередование интенсивности в обучении с релаксацией.

Главная цель, которую ставит перед собой педагог - это психологическое здоровье каждого ребенка, без которого двигаться вперед нельзя. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения личностного плана, то это отражается в его изобразительной деятельности.

Любой ребенок - это носитель огромного количества эмоций и все его беспокойство, агрессивность, неуверенность, тревога хорошо заметны педагогу по его работам. Наша задача - создать комфортную творческую среду , особый микроклимат, способствующий развитию опыта взаимодействия детей, педагога и родителей, формированию коммуникативных способностей, приобщению ребенка к миру людей, к миру вещей, к искусству.

Литература

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967.

Гусакова М. А. Аппликация . - М.: Просвещение, 1982.

Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада . - М.: Просвещение, 1982.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

Психолого-педагогическое сопровождение основной общеобразовательной программы «Успех» . – Н. Новгород : НПЦЗПТ, 2011.

Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать месяцев» . Апрель . «Путешествия по планете Земля» Учебное пособие – Н. Новгород : Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, 2006. - с.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.

Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду . - М.: Просвещение, 1982.

Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду : Альбом. - М.: Просвещение, 1980.






Даже в 1970-е годы, когда ядерный паритет между Советским Союзом и США вроде бы считался свершившимся фактом, проблема относительно большей уязвимости территории нашего государства перед ударами вероятного противника руководством СССР осознавалась и признавалась. Соединенные Штаты Америки сделали ставку на разработку компактных дозвуковых крылатых ракет типа Tomahawk («Томагавк»). Это сравнительно недорогое, достаточно дальнобойное (до 2500 км), малозаметное и не подпадающее под существовавшие ограничения оружие могло оказаться очень эффективным, даже несмотря на дозвуковую скорость. А все потому, что, имея множество союзных территорий и баз в непосредственной близости от советских границ, американцам всегда было легче достать нас, чем нам их. Таким образом, симметричный ответ в виде советского «Томагавка» не мог считаться адекватным.

Сравнительная таблица проектов СКР 1950-х годов и проекта «Метеорит»

Мечта о длинной руке

Компенсировать этот перекос с нашей стороны могла только скорость и большая даже по сравнению с Tomahawk дальность. Сделать ракету, которая соответствовала бы этим требованиям, предложил один из столпов советской ракетной техники Владимир Челомей. По его мнению, СССР была необходима сверхзвуковая стратегическая ракета преимущественно воздушного и морского базирования, которая, пока «Томагавк» летит со скоростью меньше, чем у Ту-154, пройдет на сверхзвуке североамериканскую ПВО и нанесет молниеносный удар. Челомей считал, и не без оснований, что именно возглавляемая им и базирующаяся в подмосковном Реутове «фирма» ЦКБМ (ранее — ОКБ-52, ныне — ОАО ВПК «НПО Машиностроение») имеет достаточный опыт создания сверхзвуковых крылатых ракет, чтобы справиться с этой задачей. Разработка комплекса «Метеорит» для базирования на подводных лодках и стратегических бомбардировщиках была определена постановлением ЦК КПСС и Совмина от 9 декабря 1976 года. Головной организацией по проекту было назначено ЦКБМ. В постановлении были сформулированы не просто высокие, но уникальные требования к новой системе вооружений: большая дальность полета, высокая (сверхзвуковая) скорость, низкая радиолокационная заметность и высокая (отклонение от цели — несколько сотен метров) точность.

В каком-то смысле идея крылатой стратегической ракеты на сверхзвуке была возвратом к проектам 1950-х: МКР «Буря», «Буран» (СССР), Navaho (США). Но о повторе нечего было и думать — то были громоздкие тяжелые системы, а Челомею предстояло создать компактное оружие для авиации («Метеорит-А») и существующих пусковых шахт на подводных лодках («Метеорит-М»). Рассматривался и вариант наземного базирования. Согласно техзаданию, необходимо было вписать ракету в габариты цилиндра длиной 10−12 м и диаметром 1,65. Масса не должна была превышать 6 т (монстры 1950-х имели стартовую массу около 150 т).


Снимков летных испытаний «Метеорита» история сохранила не так уж много. На фото — «Метеорит-М» стартует с наземного стенда.

Расправить крылья

Как же мыслилась траектория полета проектируемой ракеты? При старте из подводного, надводного и наземного положения для разгона до субзвуковой скорости (первоначально — до сверхзвуковой, но потом от такого варианта пришлось отказаться) предполагалось использование стартовой разгонной ступени (СРС). СРС, построенная на базе жидкостного ракетного двигателя, крепилась к нижней части ракеты, не нарушая установленные для системы габаритные ограничения. В варианте «Метеорит-А», то есть при воздушном базировании, разгонная ступень не использовалась. В обоих вариантах запускался турбостартер, обеспечивавший дополнительный разгон, а затем включался маршевый турбореактивный двигатель КР-23, который обеспечивал разгон и выход на маршевую высоту. Крейсерский полет проходил на высоте 24 000 м при коррекции траектории и маневрировании для обхода зон ПВО вероятного противника. На последнем этапе «Метеорит» должен был спикировать с маршевой высоты на цель.

Компоновка ракеты была выполнена по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом малого удлинения. На носовой части располагался поворотный дестабилизатор, на нижней поверхности хвостовой части — киль с рулем направления. В нижней части фюзеляжа ракеты — плоский регулируемый воздухозаборник маршевого двигателя. Для размещения ракеты в заданных габаритах киль и крылья пришлось сделать складными. В частности крылья были трехзвенными — они раскладывались с помощью штоков, которые приводились в действие пирозарядами.


Стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит» имела проектную скорость 3 Маха и радиус действия около 5500 км. Одним из важнейших средств, обеспечивающих точное движение по заданной траектории, стала система наведения по радиолокационным картам. Система, получившая название «Кадр» должна была осуществлять периодическую коррекцию траектории, сравнивая наблюдаемые в полете изображения с заранее подготовленными эталонами. С учетом значительной высоты полета и сезонных колебаний характеристик рельефа, пришлось провести серьезную работу по созданию цифрового алгоритма распознавания объектов с учетом изменчивости картинки и флуктуаций сигнала.

Капризное горло

В современных американских опытах с гиперзвуковыми ракетами и планерами главные трудности касаются сферы аэродинамики полета на скоростях, значительно превышающих 1 Мах. Из-за всевозможных процессов, носящих нелинейный характер, трудно достичь стабильного полета снаряда и не менее трудно добиться правильной и эффективной работы аэродинамических рулей. Разработчикам «Метеорита», создававшим свою ракету уже больше 30 лет назад, пришлось иметь дело ровно с теми же проблемами.

Например, конструктивная схема с крылом большой площади и аэродинамическими рулями, расположенными у задней кромки крыла, обладала, как оказалось, опасным свойством аэроупругости. Это означает, что при больших отклонениях рулей само крыло в ответ деформировалось. И этой деформацией нельзя было пренебречь, так как она создавала аэродинамический момент, противоположный управляющему, и порой сводила на нет результат движения элевонов. Готового решения проблемы не было: пришлось проводить эксперименты и двигаться по двум путям одновременно. С одной стороны, необходимо было увеличить прочность крыла, с другой — разработать с помощью ЭВМ более точную математическую модель процессов аэроупругости, чтобы на ее основе создать эффективную программу работы рулей.


Маршевая ступень: 1 — планер; 2- отсек боевого снаряжения; 3- приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления; 4 — блок системы корректировки траектории полета с наведением по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»); 5 — антенна СНРК; 6 — бортовой цифровой управляющий комплекс; 7 — допплеровский измеритель скорости; 8 — блок силовых коммуникаций; 9 — электрогидравлическая система управления воздухозаборником; 10 — вертикальное оперение; 11- агрегаты системы терморегулированияж 12- комплекс командных приборов; 13 — обтекатель донный; 14 — маршевый двигатель; 15 — твердотопливный турбостартер; 16 — электроразъем связи с носителем; 17 — топливный бак маршевой ступени; 18 — питательный бак; 19 — агрегаты пневмогидравлической системы; 20 — электрогенераторы Стартово-разгонная ступень: 21ё — передний блок СРС; 22 — бак «Г»; 23 — бак «0»; 24 — задний блок стартово-разгонной ступени; 25 — силовой цилиндр автомата раскрытия крыла; 26 — стартовый пороховой ракетный двигатель; 27 — жидкостный ракетный двигатель СРС; 28 — обтекатель воздухозаборника; 29 — обтекатель хвостовой.

Другая проблема из этой же области получила название «горло трансзвука». Суть ее в том, что при околозвуковых скоростях резко возрастает лобовое сопротивление. В этот момент ТРД должен иметь избыток тяги для преодоления «горла трансзвука» и дальнейшего разгона, однако, обладая этим избытком в теории, на практике маршевый ТРД «Метеорита» давал тягу, практически равную лобовому сопротивлению. Разгона не было. И опять же конструкторская мысль стала работать в двух направлениях. Необходимо было увеличить тягу двигателя и при этом снизить лобовое сопротивление. Увеличения тяги удалось добиться за счет так называемого чрезвычайного режима работы маршевого двигателя. При решении второй задачи пришлось задуматься о том, какое значение имеет для аэродинамики больших скоростей качество обработки поверхностей. Наличие заклепок, швов, да и просто шероховатостей оказывалось существенным фактором роста лобового сопротивления. Все неровности на поверхности опытных образцов были обмерены и обсчитаны. Разработчики с докторскими степенями самолично брали в руки шкурку и шлифовали окрашенные поверхности. Проводились и эксперименты с покрытием ракеты шпаклевкой. Так или иначе, но «горло трансзвука» было преодолено.


Муха спряталась

Уникальные решения были приняты и в сфере обеспечения радиолокационной незаметности и защиты ракеты от ПВО противника. Помимо использования радиопоглощающих материалов, например для маскировки одного из самых «светящих» элементов конструкции — воздухозаборника, для «Метеорита» была разработана в НИИ тепловых процессов АН СССР специальная установка для радиомаскировки ракеты. Она обеспечивала обтекание снаряда ионизированным воздухом, поглощавшим радиоволны. Известно, что во время наземных испытаний представители ПВО, ранее обещавшие «прихлопнуть «Метеорит» как муху», были поражены: на радарах им не удалось увидеть ровно ничего. Другим интересным решением стала буксируемая ложная цель. При угрозе обстрела ПВО противника ракета должна была выбрасывать эту цель из контейнера и буксировать на длинном тросе, изначально сложенном в бухту. Сложнее всего было добиться того, чтобы из-за высокой скорости ракеты трос при разматывании не обрывался. Для более плавной размотки использовались амортизаторы и вязкий герметик.


Испытательные и экспериментальные пуски «Метеорита» с наземной пусковой установки, с АПЛ (проект 667 М «Андромеда») и бомбардировщика (ракеты были подвешены к специально переоборудованному Ту-95, индекс МА) продолжались все 1980-е годы. Удачи и относительные удачи соседствовали с неудачами примерно в равных долях. В этом нет ничего удивительного, так как речь шла о новаторском продукте и о широчайшей кооперации: все это требовало длительной отработки и совершенствования технологий, в том числе улучшения качества сборки и материалов. Однако последующие политические события, как их ни оценивай, шансов на совершенствование не дали.

«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» - названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях - это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х - 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.


Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький-Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

Ещё одно из известных советских судов - «Комета».

«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость - 300 человек!

«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький - Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев - Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).

Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…



…и «Ласточку»

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» - судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:



Проект «Олимпия»

Проект «Катран»

Двухэтажный монстр «Циклон»

Кладбище судов возле Перми.



Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)

Красный «Метеор» в Китае

Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.