28.09.2019

Поведение потребителей при совершении покупки. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя


Вся деятельность организации в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей целевой аудитории. Покупателями предприятия могут выступать как отдельные лица и семьи, так и другие компании. Каждый из клиентов фирмы использует приобретенные характеристики и свойства товара для удовлетворения собственных запросов, будь то потребление продукта в личных целях или покупка его для перепродажи либо использования в производстве других товаров.

Понятия нужды и потребностей. Теория потребностей

Для понимания покупательской мотивации следует рассмотреть значения понятий нужды и потребности.
Нужда представляет собой ощущение дискомфорта, не связанное с нехваткой какого-то конкретного товара или предмета. Иногда нуждой является состояние, при котором не хочется терять уже имеющиеся блага.
Потребность наступает после того, как нужда приобретает предметный характер, и лицо осознает, какого именно товара ему не хватает для обретения и равновесия.
Дж. М. Кейнс делит потребности на относительные и абсолютные. Относительные потребности появляются одновременно с желанием самоутвердиться, быть не хуже других, приобрести какое-то преимущество. Такие потребности присущи лицам со средним и высоким уровнем дохода. Абсолютные потребности носят первостепенный характер и появляются независимо от мыслей и материального достатка людей. Абсолютные потребности проявляются в желании удовлетворить физиологические нужды, возникающие периодически у каждого человека.
А. Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей, в рамках которой были выделены базисные потребности, сконцентрированные в виде пирамиды, проиллюстрированной на рисунке.
Рис. Пирамида потребностей Маслоу Как видно из рисунка, первые два уровня потребностей носят базовый характер. К таким потребностям относятся чувство голода, жажды, потребности в жилье и стабильности. Физиологические потребности являются самыми основными и первостепенными. После удовлетворения они уходят на второй план и уступают место потребностям в обеспечении комфорта и безопасности. Первые два уровня потребностей называются врожденными. Они присущи всем людям.
Следующие три уровня потребностей проявляются после того, как удовлетворены базовые потребности.
Социальные потребности вызваны нуждой людей объединяться в группы и общаться между собой.
Потребности в уважении обусловлены внутренним самомнением и требованиям от окружающих такой же оценки собственным действиям и личности.
Потребности в самореализации и самовыражении являются самым высшим уровнем пирамиды и представляют собой нужду личности добиться какого-то положения в обществе за счет своих уникальных способностей.
Перечисленные потребности называются приобретенными и зависят от характера, социальной среды, уровня дохода, положения в обществе.
Каждое товарное предложение, действующее на рынке способно удовлетворить ту или иную потребность. В этой связи потребители рассматривают товар как набор определенных свойств и характеристик, имеющих покупательскую ценность. Причем покупательская ценность или полезность продукта имеет для каждого клиента свой собственный уровень значимости. Различают совокупную и предельную полезность.
Совокупная полезность оценивается после потребления покупателем всех предлагаемых ему товаров.
Предельная полезность характеризуется степенью удовлетворения, возникающей после потребления последней единицы продукции.
В этой связи срабатывает закон убывающей предельной полезности, который гласит, что каждая следующая потребленная единица товара приносит потребителю меньшее удовлетворение, чем предыдущая.

Понятие потребителя и классификация потребителей

В качестве потребителя можно рассматривать организацию или отдельного покупателя, потребности которых совпадают с производственными предложениями компании. Потребители могут быть конечными покупателями, приобретающими товары для личного пользования, а могут выступать в роли посредников, участвующих в процессе товародвижения.
Конечные потребители завершают процесс товарно-денежного обмена и тем самым представляют особую ценность для развития рыночных отношений.
Для того чтобы заслужить уважение потребителей и занять свою долю на рынке, необходимо иметь четкое представление об особенностях целевой аудитории, внимание которой планируется привлечь.
Стандартная классическая классификация потребителей базируется на социально-демографических признаках и делит общую целевую аудиторию на отдельные группы по следующим критериям:
  1. Пол. Данный показатель важен для товаров, которые различаются по половому признаку, и внедряемый продукт будет полезен либо женщинам, либо мужчинам. Например, одежда, нижнее белье, аксессуары, парфюмерия и др. В этом случае коммуникационные обращения должны учитывать половую принадлежность потенциальных клиентов.
  2. Возраст. Этот критерий имеет значение, если продукция предназначена для лиц определенного возраста или большая частота потребления приходится на лиц определенного возраста. К таким товарам может относиться косметическая продукция, ориентированная на уход за молодой кожей либо сглаживающая морщины. Также возраст потребителей важен, если фирма занимается производством и распространением продукции, потребление которой законодательно ограничивается для лиц, не попадающих под возрастные рамки. Например, алкогольные и табачные товары.
  3. Уровень дохода. Финансовое положение потенциальных потребителей имеет существенную роль при разработке ценовой политики. Нет смысла завышать цены на продукцию, предназначенную для лиц с низким и средним уровнем дохода, потому что они не смогут себе позволить владение данным товаром.
  4. Социальное положение. Этот фактор имеет значение при позиционировании товаров для определенных социальных или профессиональных групп. Такая продукция должна подчеркивать принадлежность потребителя к определенным слоям общества и соответствовать нормам, принятым в нем.
  5. Характер и темперамент потребителей. Этот критерий помогает оценить быстроту реакции потенциальных клиентов на товарные предложения компании, а также проанализировать целесообразность внедрения тех или иных маркетинговых инструментов, стимулирующих на сбыт и продвижение продукции. Например, если покупателями компании, в основном, являются пенсионеры, то нет смысла проводить конкурсы и акции, требующие непосредственного активного участия потребителей, т. к. пожилые люди склонны к консерватизму и недоверию ко всем действиям из вне и положительно реагируют в основном на снижение цен и повышение качества товаров.
  6. Стиль жизни. В рамках данного показателя рассматриваются жизненные ценности, присущие большинству представителей целевой группы. Полученные данные следует использовать в маркетинговых программах и коммуникационных обращений к потребителям, чтобы показать максимальную связь с покупателями и заинтересованность в решении их проблем.
Такой классический подход к выделению различных видов потребителей позволяет провести некоторую стратификацию общества, выделив потребительские особенности именно той целевой группы, на привлечение внимания которой рассчитывает организация. Приведенные показатели лучше анализировать в динамике, чтобы создать компании положительную репутацию и обеспечить благоприятные условия для реализации продукции.

Понятие потенциальных потребителей и их группы

Для получения наиболее полной картины о характеристиках целевой аудитории имеет смысл рассматривать группы потенциальных потребителей, ранжируя их по типам.
Выделяют следующие типы потребителей:
  1. Индивиды – потребители, приобретающие товары для личного пользования. Процесс о покупке может долго обдумываться, а может носить импульсивный характер. Зачастую такие потребители приобретают продукцию, свойства которой удовлетворяют первостепенные физиологические . Например, одежда, еда, средства личной гигиены и т. д. В зависимости от возраста, социального положения и уровня жизни индивиды могут тратить деньги и на товары, удовлетворяющие потребности в самовыражении и самореализации. Например, развлечения, бытовая техника, престижные вещи и т. д. Основными параметрами, которыми руководствуются индивиды при выборе продукции, являются качество, цена, внешний вид, дизайн и т. д.
  2. Домохозяйства – группа потребителей, проживающих вместе и имеющих общий бюджет. Зачастую решение о приобретении товаров принимается главой семьи, и они используются для совместного потребления. К таким товарам относятся , непродовольственные товары, бытовая техника общего пользования и т. д.
  3. Лица, провоцирующие покупку – индивиды, не имеющие финансовой возможности приобрести товар, но влияющие на процесс покупки. К таким лицам относятся дети и подростки, не имеющие собственного дохода, но способные выбирать понравившиеся им вещи и приобретать их за счет родителей. Такие потребители основное свое внимание обращают не на цену продукции, а на покупательскую ценность и степень полезности товаров.
  4. Представители организаций – сотрудники, занимающиеся снабжением и закупками на предприятиях, приобретающие продукцию для переработки или общественного потребления персоналом фирмы. К таким товарам относятся сырье, материалы, канцелярские товары и т. д. Бюджет таких покупок, как правило, ограничен, поэтому представители организаций ориентируются в первую очередь на ценовые характеристики товарных предложений.

Мотивация потребителей

Правильная мотивация потребителей является основополагающим фактором, обеспечивающим успех компании. Каждое предприятие имеет своей целью привлечь к своей деятельности как можно больше клиентов. Именно поэтому маркетинговая политика фирмы ориентируется на изменение поведения и мнения потребителей.
Учитывая вышеизложенное, мотивацию потребителей можно определить как процесс изучения факторов, влияющих на поведение потребителей, и модифицирование их в соответствие с целями общей стратегии компании.
Мотивация потребителей представляет собой стимул, побуждающий к покупке товара. Такие стимулы могут носить разноплановый характер. Стимулы бывают:
  1. Денежными. Такие стимулы предлагают потребителям сэкономить или вернуть часть потраченных средств при покупке товара.
  2. Натуральными. Такие стимулы предоставляют потребителю получить дополнительное количество товара или ценные подарки бесплатно при приобретении товара.
  3. Престижными. Такие стимулы поднимают потребителю .
Перечисленные стимулы формируются инструментами маркетинговых коммуникаций и ценовой политики и подталкивают потребителя к совершению покупки при условии соответствия факторов, влияющих на процесс принятия решения о приобретении того или иного товара.

Факторы, влияющие на мотивацию потребителей

Все факторы, имеющие значение в теории мотивации потребителей, можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы обусловлены особенностями норм, сложившихся в обществе, и характеристиками социальной среды, к которой принадлежит группа потенциальных клиентов.
Существуют следующие внешние факторы, влияющие на мотивацию потребителей:
  1. Культурные ценности – совокупность правил и приоритетов принятых в обществе. Такие факторы имеют стереотипную структуру, зная которую можно прогнозировать реакцию потребителей на товарные предложения и маркетинговые стратегии фирмы. Для обеспечения долгосрочный связей с потребителями необходимо оценивать уровень культуры в динамике и разрабатывать маркетинговые программы с учетом актуальных данных.
  2. Демографические факторы – комплекс характеристик населения, к которым относятся рост численности людей, процент рождаемости, миграция и другие сведения, которые можно получить из статистических справочников.
  3. Экономические факторы – состояние общей экономической ситуации в стране и тенденции развития экономики. Именно от стабильности экономики зависят уровень жизни и доходов потребителей.
  4. Социальные факторы – комплекс критериев, по которым все люди делятся на различные слои общества. Маркетинговая политика должна учитывать принадлежность своих клиентов к той или иной группе и подчеркивать отличительные особенности товаров, представляющие потребительскую ценность для данного общественного слоя.
Внешние факторы зачастую не связаны с личным желанием потребителя. Они загоняют его в определенные рамки и диктуют необходимую модель поведения. Внутренние факторы, влияющие на принятие решения о покупке товара, являются следствием внешних факторов и определяются, как отличительные характеристики конкретных индивидуумов.
Среди внешних факторов можно выделить следующие персональные свойства, влияющие на мотивацию потребителей:
  1. Личностные и психологические факторы – совокупность характеристик и людей. Личностные факторы обуславливают потребности в определенных предметах и вещах, создавая спрос на конкретный спектр товаров.
  2. Образование и воспитание. Эти факторы прививают потребителям мнение о тех или иных товарных предложениях.
  3. Социальный статус – положение человека в обществе. Данный фактор определяет правила, от которых индивидуум не имеет права отклоняться в своем поведении. Следовательно, и товары, выбираемые им, будут соответствовать принятым нормам.
  4. Семейное положение. Данный фактор влияет на выбор товаров и услуг, а также частоту их потребления.
  5. Уровень дохода. Этот критерий определяет те товары, которые потребитель может себе позволить в силу материального положения.

Процесс принятия решения о покупке

Следствием мотивации потребителей является принятие решения о покупке.
Процесс принятия решения о покупке можно условно разделить на следующие этапы:
  1. Формирование потребности. В рамках данного этапа потребитель осознает нужду, которая принимает предметный характер. Потребитель четко понимает, что он хочет получить и имеет представление о средстве удовлетворения появившейся нужды. Маркетинговые мероприятия на данном этапе зависят от свойств данной потребности. Продукты, удовлетворяющие базисные потребности, представляют собой объект повседневного спроса. Покупка товаров, не являющихся предметом первой необходимости, обычно планируется потребителями. На этом этапе производителям и продавцам необходимо провести весь комплекс мероприятий, способствующих побуждению потребителей к приобретению данной продукции. Инструменты маркетинговых коммуникаций действуют на подсознание покупателя как раздражители. С помощью этих средств не только обостряется существующая потребность, но и формируются новые запросы.
  2. Поиск информации. Данный этап характеризуется тем, что потребитель уже решил приобрести определенный набор полезных свойств и выбирает, какой торговой марке отдать свое предпочтение. Для этого он сравнивает товары-аналоги конкурентов по важным для него параметрам, оценивая выгодность каждого предложения. Задачей компании на данном этапе является предоставление потребителю наиболее полной и доступной информации о своем товаре. В качестве источников распространения таких сведений могут выступать средства массовой информации, листовки, буклеты, продавцы и т. д. Принимая во внимание, что большинство потребителей ориентируются на собственный опыт, некоторые фирмы предлагают им пробные образцы товаров.
  3. Оценка и анализ вариантов. На данном этапе потребитель выбирает несколько торговых марок, которые подходят для удовлетворения сложившейся нужды. Покупатель оценивает товары по степени качества, ценовым характеристикам, полезным свойствам, гарантиям и другим важным для него параметрам. На данном этапе клиент руководствуется лишь собственным мнением и интуитивным чувством. Влиять на его решение можно только предоставлением дополнительной поддержки товара в рамках сервисного обслуживания. Иногда потребитель меняет свой выбор под воздействием советов квалифицированных и коммуникабельных продавцов.
  4. Решение о покупке. Данный этап является результатом всех предыдущих действий покупателя и отличается тем, что потребитель уже знает, какой именно товар он приобретет и какие выгоды получит взамен отданных за него денежных средств.
  5. Использование товара и реакция на покупку. На данном этапе потребитель оценивает правильность сделанного выбора и делает выводы, стоит ли ему еще пользоваться товарами и услугами данной фирмы. Мнение потребителя о уже купленном товаре представляет особое значение для компании, т. к. негативное отношение к товару исключит возможность повторных покупок и распространит информацию о недостойном качестве продукта, что снизит объем продаж и нанесет урон деловой репутации фирмы.
    Существует несколько приемов и методов, влияющих на мнение потребителя после покупки товара. Во-первых, необходимо снабдить клиента подробными инструкциями, касающимися практического применения данного товара. Это обезопасит фирму от неблагожелательного отзыва о товаре из-за недостатка информации о его функциональных характеристиках и особенностях использования. В рамках данного приема некоторые компании создают целые отделы клиентской поддержки, сотрудники которых оказывают консультации по эксплуатации товара. Во-вторых, необходимо организовать оперативную систему замены бракованной и недоброкачественной продукции. В-третьих, сервисное обслуживание предоставляет компании лишние конкурентные преимущества.
Этапы процесса принятия решения о покупке могут дополняться и другими стадиями, а могут исключать стандартные из них. Но для того, чтобы потребитель остался доволен приобретением товара, общая стратегия предприятия должна быть ориентирована не только на получение максимальной прибыли и рост объемов продаж, но и на формирование особой покупательской ценности выводимых на рынок товарных предложений.
Изложенные выше положения характеризуют лишь теоритическую сторону анализа поведения покупателей и формирования потребностей.
На практике пакет средств по изучению потребительского поведения может меняться в зависимости от специфики и отрасли деятельности компании.

Анализ потребителей и их нужд на конкретном примере

Проанализируем потребителей и их нужды на примере конкретной фирмы «А».
Фирма «А» является официальным партнером разработчика программных продуктов на платформе 1С. Для того чтобы изучить особенности потребностей потенциальных клиентов фирмы «А», проведем маркетинговые исследования поэтапно.
Определение целевой аудитории.
В рамках данного этапа проводится сегментация, в результате которой определяется группа лиц, для которых товарное предложение фирмы «А» будет представлять некоторый интерес.
В качестве товарного предложения фирмы «А» выступает программное обеспечение на платформе 1С, представляющее собой средства по автоматизации и оптимизации бухгалтерского, складского, управленческого и других видов учета на предприятии. Учитывая специфику поставляемых программных продуктов можно сделать вывод, что в качестве потребителей фирмы «А» в широком смысле этого слова будут выступать предприятия. Более детальная конкретизация потребителей фирмы «А» зависит от спецификации программного обеспечения и включает в себя специалистов компании, на упрощение работы которых рассчитаны те или иные программные продукты.
В таблице 1 проиллюстрирована сегментация потребителей по основным направлениям программных продуктов, распространяемых фирмой «А».

Таблица 1

Сегментация потребителей по особенностям товарного предложения

п/п
Название программного продукта Специалисты и должностные лица
1. 1С: Бухгалтерия Главные бухгалтера, бухгалтера, руководители
2. Зарплата и управление персоналом Специалисты отдела кадров и управления персоналов, специалисты по расчету заработной платы, бухгалтера, руководители
3. Управление торговлей Руководители, специалисты финансовых служб, отдела закупок, отделов продаж, складов и торговых точек
4. Управление производственным предприятием Специалисты по бухгалтерскому учету, специалисты финансовых служб, руководители, специалисты служб маркетинга, кадров, складов, сбыта, и др. структурных подразделений
Поскольку все программные продукты отличаются по цене в зависимости от спецификации и количества рабочих мест, на которых они будут использоваться, целесообразно ранжировать потенциальных клиентов по платежеспособности. В связи с тем, что оплачивать покупку программных продуктов будут именно предприятия, следует разделить их на малые, средние и крупные. От количества структурных подразделений и сложности связей между ними будет зависеть не только выбор программного продукта, но и потребность комплексного обслуживания, включающего в себя поставку нескольких автоматизированных разработок и комплексного обслуживания их.
Следующий прием сегментации основан на особенности потребности не только в поставке программного обеспечения, но и в послепродажной поддержке внедряемого продукта. Такой подход к сегментации находит свое отражение в таблице 2.

Таблица 2

Сегментация потребителей по нуждам и запросам

п/п
Потребители Характеристика потребностей
1. Разовые Единовременная покупка и установка программного обеспечения
2. Постоянные Покупка программного обеспечения
Внедрение программных продуктов
Обновление и обслуживание программ
Консультации по работе с программами

Выделение приоритетных потребителей.
В рамках данного этапа выделим тех потребителей, которые принесут максимальный доход организации и представляют для нее наибольшую ценность.
Поскольку специфика деятельности фирмы «А» подразумевает, что сервисное обслуживание приносит самую большую долю прибыли, нежели единовременная продажа программных продуктов, то наиболее приоритетными потребителями будут являться постоянные клиенты, нуждающиеся в комплексном обслуживании приобретенных программных продуктов.
Другим плюсом сервисного обслуживания с позиции формирования дохода можно назвать тот фактор, что разработчик программных продуктов забирает часть выручки за программные продукты, а оплата услуг по технической поддержке автоматизированных систем является полноценным доходом фирмы «А» и поступает на расчетный счет организации ежемесячно заранее определенной суммой.
Развивая выбранные приоритеты, можно дополнить, что наибольшее предпочтение для фирмы «А» представляют клиенты, являющиеся специалистами крупных и средних предприятий, имеющих стабильный уровень дохода. Этот факт обуславливает следующую закономерность: для достижения наибольшей прибыли нужно, чтобы потребители не только нуждались в товарах и услугах компании, но и обладали достаточной платежеспособностью для их приобретения.
Выгоды товарного предложения для потенциальных клиентов.
На данном этапе выделим преимущества предложения фирмы «А», которые заинтересуют потребителей и обеспечат им дополнительные выгоды по сравнению с предложениями конкурентов:
  1. Комплексное обслуживание программных продуктов и компьютеров в целом.
  2. Оказание консультаций по работе с программами.
  3. Наличие высококвалифицированных специалистов по каждому направлению.
  4. Дифференциация цен сервисного обслуживания в зависимости от потребностей клиентов.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что результаты подобных исследований помогают создать компании дополнительные конкурентные преимущества посредством наиболее полного удовлетворения нужд и запросов потребителей.

Характеристика потребителей

Потребители - ϶ᴛᴏ люди, группы людей, а также различные организации, использующие товары, услуги, идеи. Отдельные граждане, домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны, нации и даже мировое сообщество в целом – всœе они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров, услуг и идей.

Поведение потребителя - ϶ᴛᴏ деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение товарами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям, и следуют за ними.

С точки зрения маркетинга, потребителœей можно разделить на две группы:

1. Конечные потребители – отдельные покупатели, приобретающие товары для (семейного, домашнего) использования;

2. Предприятия - потребители - ϶ᴛᴏ основные покупатели, приобретающие товары для использования в процессе дальнейшего производства и получения отдельных продуктов, эксплуатации в рамках предприятия, а также для перепродажи.

Поведение этих двух групп потребителœей существенно отличаются. Это объясняется: различными целями приобретения товара; способами принятия решения о покупке; источниками информации, используемыми при принятии покупательских решений; частотой совершения покупок; мотивацией; неодинаковым уровнем знаний о товарах; требованиями к послепродажному сервису.

Основным фактором, на котором крайне важно сконцентрироваться предприятию, являются потребности покупателœей. Задача состоит в том, чтобы выявить потребности и удовлетворить покупателя лучше, чем конкуренты. Сконцентрировав свои усилия на этом, предприятие получит прибыль, и будет конкурентоспособным.

Стоит сказать, что для наиболее полного удовлетворения потребностей, крайне важно выявить и глубоко проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых потребностей.

Выделяют два подхода к изучению потребностей:

1. Познание законов развития общественных потребностей с доведением этого познания до такой степени конкретности, которая давала бы возможность заранее предвидеть структуру потребностей будущего.

2. Поведенческий – состоит в изучении субъективных форм проявления законов развития потребностей. Составляются прогнозы развития потребностей на базе изучения реального ПП с последующим агрегированием полученных данных.

Анализ потребителя включает в себя:

· Систему методов изучения существующих и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителœей;

· Выявление факторов, влияющих на изменение запросов и предпочтений и на поведение потребителœей на рынке в целом;

· Выявление причин возникновения неудовлетворенных потребностей.

На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы.

1. Культурные факторы оказывают самое сильное влияние на покупательское поведение. Маркетолог должен понимать роль принадлежности к культуре и общественному классу.

Культура – совокупность базовых ценностей, моделœей восприятия, потребностей и стереотипов поведения, заложенных в члене общества его семьей и различными социальными институтами.

У каждого класса или общества есть своя культура, и в разных странах своя культура по-разному влияет на покупательское поведение.

Каждая культура состоит из более мелких элементов – субкультур, или групп людей, придерживающихся определœенной системы ценностей, основанной на их общем жизненном опыте и положении в обществе. Отдельные субкультуры представлены группами, объединœенными по национальным, религиозным, расовым признакам или проживающими в одном географическом регионе. Потребители, принадлежащие к разным субкультурам, образуют важные сегменты рынка.

Социальное положение. В каждом обществе существуют различные общественные классы – страты. Стратификация - ϶ᴛᴏ разбивание целого на более мелкие подгруппы, позволяя уточнить информацию о потребителœе и выполнять более точный прогноз потребности в товарах и услугах.

Стратификация подразумевает, что определœенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Т.е. стратификация- это разделœение общества по уровню благосостояния людей на страты (слои), расположенные друг под другом. Четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж.

Общественные классы – сравнительно стабильные группа в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов, поведения.

2. Факторы социального порядка . Поведение потребителя определяется также и факторами социального прядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Референтные группы. Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами.

Семья. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья наставляющая состоит из родителœей индивида. Более непосредственное влияние на повсœедневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, ᴛ.ᴇ. его супруг (жена) и дети.

Роли и статусы. Поведение человека в значительной мере определяется его статусом в обществе и ролью в социальной группе.

3. Факторы личного порядка. На решениях покупателœей сказываются и его внешние характеристики, особенно такие, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе.

Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

Тип личности обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт, как: уверенность в себе, влиятельность, независимость, непостоянство, почтительность, властолюбие, общительность, настороженность, привязанность, агрессивность, выдержанность, стремление к успеху, любовь, к порядку, приспособляемость. Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определœенная связь между типами личностей и выбором товаров или марок.

4. Факторы психологического характера. На покупательском выборе индивида сказываются также четыре базовых фактора психологического порядка: мотивация восприятия, усвоение, убеждение и отношение.

Мотивация. Мотив (или побуждение) – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные из них – теория З.Фрейда и А.Мaслоу – предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителœей и маркетингу. З.Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Οʜᴎ проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Т.е. человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.

А.Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке:

Рис.4.24 Пирамида Маслоу

· Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., ᴛ.ᴇ. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжи­вать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.

· Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и без­опасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принœести жизнь человеку.

· Потребности принадлежности и причастности. Человек стре­мится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединœений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п.

· Потребности признания и самоутверждения. Данная группа по­требностей отражает желание людей быть компетентными, сильны­ми, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это.

Восприятие. Характер действия мотивированного человека зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию, то есть они имеют избирательное восприятие. Сталкиваясь с огромным количеством раздражителœей, человек не в состоянии реагировать на всœе.

Избирательное искажение – склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.

Избирательное запоминание – склонность запоминать информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.

Усвоение - ϶ᴛᴏ определœенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Убеждения и отношения – посредством действий и усвоений человек приобретает убеждения и отношения. А они, в свою очередь, влияют на его покупательское поведение.

Убеждение – мысленная характеристика индивидом чего-либо. Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере.

Отношения - ϶ᴛᴏ сложившаяся на базе имеющихся знания устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.

Все эти факторы от восприятия до отношения существенно влияют на интересующий фирму процесс принятия решения о покупке.

Характеристика потребителей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристика потребителей" 2017, 2018.

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем, украинцев, татар, немцев или азербайджанцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы православных, католиков, мусульман. Различают также субкультуры географических районов.

Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить следующим образом.

Общественные классы - это сравнительно стабильные группы в рамках общества, которые располагаются в иерархическом порядке и характеризуются сходством ценностных представлений, интересов и поведения их членов.

В Соединенных Штатах, например, социологи выделяют шесть общественных классов. В России в переходный период классовая структура лишь формируется.

Общественным классам присуще несколько характеристик. Лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково. В зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе. Общественный класс определяется на основе занятий, доходов , богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик. Индивиды могут переходить как в более высокий, так и более низкий класс. Для каждого общественного класса характерны свои предпочтения в одежде, хозяйственных принадлежностях, в проведении досуга, в марках автомобилей.

Социальные факторы. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Референтные группы. Особенно сильно на поведение человека влияют многочисленные референтные группы. Референтные группы - это группы, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует - семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные группы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных групп, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это различные общественные организации типа религиозных объединений, профсоюзов .

Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист мечтает играть за команду высшей лиги, и он отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. При этом человек воспроизводит предпочтения желательного коллектива. А нежелательный коллектив - группа, представления и поведение которой индивид не приемлет.

Референтные группы оказывают на людей влияние тремя путями. Во-первых, индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образом жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится «вписаться» в коллектив. В-третьих, группа подталкивает индивида к конформизму.

Семья. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. От родителей человек получает наставления о религии, политике, экономике , честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может оставаться весьма значительным. Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывают супруг и дети индивида. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок. Соотношение влияния мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории.

Социальные роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Скажем, по отношению к своим родителям он играет роль сына или дочери, в собственной семье - роль жены или мужа, в рамках фирмы - роль директора. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, будет так или иначе влиять на его покупательское поведение.

Каждой роли соответствует определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Роль директора имеет более высокий статус по сравнению с ролью сына или дочери. В качестве директора человек приобретает одежду, автомобиль, часы, которые отражают именно эту его роль и ее статус. Покупатель часто останавливает свой выбор на товарах, по которым судят о его статусе в обществе.

Личные факторы. На решениях покупателя сказываются и его личные внешние характеристики, особенно такие, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе.

Возраст и этап жизненного цикла семьи. Со временем происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы жизни человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.

Характер потребления зависит от этапа жизненного цикла семьи. Насчитывают до девяти этапов жизни семьи с типичными товарными предпочтениями на каждом из них. Классификацию проводят и по психологическим этапам жизненного цикла человека и семьи. Они переживают в своей жизни определенные переходные периоды, периоды трансформации. Необходимо учитывать меняющиеся потребительские интересы, которые связаны с переходными периодами в жизни взрослого человека.

Род занятий. Определенное влияние на выбор приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Например, рабочий покупает себе рабочую одежду, рабочую обувь, президент фирмы - дорогие костюмы. Рабочий пользуется более дешевыми видами транспорта, президент фирмы путешествует самолетом, вступает в члены привилегированных клубов и т. п. Нужно выделить по роду занятий группы, члены которых проявляют повышенный интерес к товарам и услугам фирмы. Можно специализироваться на производстве товаров для конкретной профессиональной группы.

Экономическое положение. Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, его сбережениями, кредитоспособностью. Предлагая товары, сбыт которых зависит от уровня доходов потребителей, нужно следить за тенденциями перемен в сфере доходов, сбережений и процентных ставок. Если экономические показатели говорят о спаде, необходимо изменить товар, его позиционирование и цену, сократить объемы производства и запасы.

Образ жизни. Лица, принадлежащие к одной субкультуре, одному общественному классу и даже одному роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни. Например, женщина может предпочесть жизнь умелой хозяйки, деловой женщины или свободного от забот человека. Она может играть несколько ролей одновременно. Это и есть образ жизни - устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Нужно выявлять взаимосвязи между товаром и образом жизни.

Тип личности и представление о самом себе. Огромное влияние на покупательское поведение человека оказывает тип его личности, т. е. совокупность отличительных психологических характеристик, которые обеспечивают относительные последовательность и постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.

Тип личности обычно описывают на основании таких присущих индивиду черт, как уверенность в себе, настороженность, влиятельность, привязанность, независимость, агрессивность, непостоянство и др. Знание типа личности полезно при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товара. Например, пивная компания может установить, что потребители пива отличаются повышенной общительностью, и использовать это в практике торговли и в рекламе.

Психологические факторы. На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение.

Мотивация. В любой момент времени человек испытывает разнообразные нужды. Одни являются следствием таких состояний внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт, другие - таких состояний внутренней психологической напряженности, как нужда в признании, духовной близости. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом.

Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.

Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные из них - теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу.

Фрейд считал, что люди в основном не осознают реальных психологических сил, формирующих поведение, что человек растет, подавляя в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем . Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.

Исследователи мотивации сделали ряд интересных, а подчас странных заключений относительно того, что может влиять на сознание потребителя при совершении им тех или иных покупок. Так, они считают, что мужчины курят сигары в качестве взрослой альтернативы сосанию пальца.

Авраам Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются по значимости в иерархическом порядке: сначала физиологические потребности, затем потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и, наконец, потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую- то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности. Например, голодающего человека не интересуют события, происходящие в мире искусства и политики.

Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, так как по-разному воспринимают эту ситуацию. Например, один может воспринять словоохотливого продавца как человека наглого, а другому этот продавец может показаться услужливым.

Восприятие можно определить как процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира.

Восприятие всегда избирательно. Человек просто не в состоянии реагировать на все раздражители. Большинство из них он отсеивает. Люди склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями, или те, которых ожидают, или же необычные.

Даже замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Происходит избирательное искажение. Человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость. Люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она поддерживала, а не оспаривала их сложившиеся идеи и суждения.

Не всю поступившую информацию человек запоминает. Запоминание также избирательно. Многое из того, что он узнает, человек просто забывает. Он склонен запоминать лишь ту информацию, которая поддерживает его отношения и убеждения. Необходимо иметь в виду, что большинство людей сразу «механически» и ненадолго запоминают очень небольшой объем информации - несколько слов, несколько простых образов.

Такая особенность, как избирательность восприятия, искажения и запоминания, означает, что необходимо приложить немало усилий, чтобы довести свое обращение до адресатов. Этим объясняются драматизации и повторы в рекламе, а также главное требование к рекламе - краткость.

Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным. Усвоение считают результатом взаимодействия побуждений, сильных и слабых раздражителей ответных реакций и подкрепления.

Убеждение и отношение. У людей есть убеждения, которые касаются конкретных товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров. На основании убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения неверны и препятствуют совершению покупки, производителю необходимо провести целую кампанию по их исправлению.

Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения определяют готовность людей любить или не любить объект.

Кроме того, отношения определяют сравнительно стабильное поведение в случае со сходными объектам. Отношения позволяют экономить физическую и умственную энергию. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в которой изменение одного элемента может потребовать сложной перестройки ряда других. Фирме выгоднее учитывать уже существующие отношения российского рынка , чем пытаться их изменить.

Процесс принятия решения о покупке

На пути к решению о покупке потребитель проходит пять этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после его совершения. Потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он как бы пропускает некоторые этапы, опираясь на стереотипы, или меняет их последовательность.

Осознание проблемы. Будущий покупатель чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Обычные человеческие нужды - голод, жажда - возрастают до порогового уровня и превращаются в побуждения. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее побуждение.

Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Например, вид свежеиспеченного хлеба возбуждает чувство голода.

Необходимо выявить обстоятельства, которые подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить: какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли, чем вызвано их возникновение, каким образом вывели они человека на конкретный товар. Можно выявить раздражители, которые чаще других привлекают интерес индивида к товару, и использовать их.

Поиск информации. Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти.

В поисках информации потребитель может обратиться к личным источникам (семья , друзья, соседи, знакомые), использовать коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки). Информацию предлагают общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей). Важны источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

Относительное влияние этих источников информации варьирует в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя. Потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников. Самые эффективные - личные источники. Источник может по-разному влиять на принятие решения о покупке. Коммерческие источники обычно информируют, личные - узаконивают информацию и дают ей оценку.

Знакомые марки товара составляли комплект осведомленности потребителя. Вновь поступающая информация расширит рамки этого комплекта и поможет отсеять ряд марок из числа рассматриваемых. Оставшиеся марки, которые отвечают покупательским критериям, составят комплект выбора. Из этого комплекта и будет сделан окончательный выбор.

Фирма должна разработать такой комплекс маркетинга , который вводил бы ее товар и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если не удастся проникнуть в эти комплекты, то товар не будет продан. Необходимо, кроме того, выяснить, какие еще марки товара входят в состав комплекта выбора, чтобы знать конкурентов и аргументировать преимущества своего товара.

Источники информации, которыми пользуются потребители, нужно тщательно выявить и определить их сравнительную информационную ценность. У потребителей следует, прежде всего, поинтересоваться, как они впервые услышали о товаре, какой еще информацией располагают, какое значение придают каждому из использованных источников информации. Эти сведения имеют решающее значение для эффективной коммуникации с целевым рынком .

Оценка вариантов. Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок товаров, из которого производится окончательный выбор. Важно понимать, как именно совершается выбор среди нескольких марок, как потребитель оценивает информацию.

Каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Например, для губной помады это цвет, вид упаковки, престижность, жирность, вкус и аромат, а для шины - безопасность, долговечность протектора, плавность хода. Эти свойства обычно интересуют всех, но разные потребители считают актуальными для себя разные свойства. Человек обращает больше всего внимания на свойства, которые имеют отношение к его нужде.

Потребитель склонен придавать разную значимость свойствам, которые он считает актуальными для себя. Любой товар имеет характерные свойства. Характерные свойства - это те, что в первую очередь приходят на ум потребителю, когда его просят подумать о качествах товара. Не следует считать, что они обязательно и являются самыми важными.

Потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках товаров, когда каждая отдельная марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном фирменном товаре известен как образ марки. Потребитель может знать подлинные свойства товара по собственному опыту или же его знания могут являться результатом избирательного восприятия, искажения и запоминания.

Считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Она описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством. Отношение к товарной альтернативе складывается у потребителя в результате проведенной им оценки.

Реакция на покупку. Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес.

Удовлетворение покупкой. Степень удовлетворенности совершенной покупкой определяется соотношением между ожиданиями потребителя и воспринимаемыми эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен; если превышает их, то потребитель весьма удовлетворен; если не соответствует им, то неудовлетворен. Ожидания потребителя формируются на основе информации, получаемой им от продавцов, друзей и прочих источников. Если продавец преувеличивает характеристики товара, у потребителя сложатся слишком высокие ожидания, которые обернутся разочарованием.

Действия после покупки. Удовлетворенность товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и в следующий раз. Удовлетворенный потребитель склонен делиться благоприятными отзывами о товаре с другими людьми.

Неудовлетворенный потребитель может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу или попытаться найти какую-то благоприятную информацию о предмете покупки. Недовольные потребители могут направить фирме жалобу , обратиться к юристу или к кому-то, кто, возможно, в состоянии помочь покупателям добиться удовлетворения. Кроме того, они могут просто перестать приобретать данный товар или высказать свое неблагоприятное впечатление о нем друзьям и прочим лицам.

Конечная судьба купленного товара. Если потребитель приспособит товар для использования в каких-то новых целях, продавец должен заинтересоваться, поскольку это можно обыграть в рекламе. Если потребители откладывают товар про запас, почти не пользуются им или избавляются от него, это означает, что товар не очень удовлетворяет их. В равной мере интересно и то, как потребитель избавится от товара. Если он продаст его или обменяет, то это снизит объем продаж товара.

Особенности принятия решения о покупке товара-новинки

Под «новинкой» понимается товар, услуга или идея, которые часть потенциальных клиентов воспринимает как нечто новое. Товар- новинка, возможно, уже находится на рынке некоторое время. Как потребители впервые узнают о нем, как его воспринимают? Под восприятием будем понимать не только мыслительный процесс, через который проходит индивид от момента, когда он впервые слышит о новинке, до момента ее окончательного принятия, но и само решение индивида стать регулярным пользователем товара.

Этапы процесса восприятия. Процесс восприятия товара-новинки состоит из пяти этапов.

  1. Осведомленность. О новинке известно, но достаточной информации нет.
  2. Интерес. Потребитель стимулирован на поиски информации о новинке.
  3. Оценка. Потребитель решает, имеет ли смысл опробовать новинку.
  4. Проба. Потребитель опробует новинку и оценивает ее.
  5. Полное восприятие (восприятие).

Потребитель решает пользоваться только новинкой. Индивидуальные различия людей в готовности восприятия новшеств. Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью опробовать новый товар. В каждой товарной сфере будут и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Остальные люди воспринимают новинки гораздо позже. Это позволило классифицировать покупателей по степени их восприимчивости. После замедленного начала новинку начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент уменьшается по мере уменьшения числа еще не воспринявших товар.

Новаторами считают первые 2,5 % покупателей, к ранним последователям относят следующие 13,5 %. Раннее большинство - «поздние последователи» составляют 34 %, позднее большинство, которое настроено скептически, - тоже 34 %. Некоторые с большой осторожностью относятся к переменам и используют новинку, когда она, по сути, стала традиционным товаром. Это 16 % «отстающих».

Роль личного влияния. Большую роль в процессе восприятия новинок играет личное влияние. Под личным влиянием имеют в виду эффект, который производят заявления о товаре, сделанные одним человеком, на отношения другого человека , на вероятность совершения им покупки.

Что касается новинки, личное влияние оказывается наиболее значимым на этапе оценки. На «поздних последователей» оно производит большее впечатление, чем на «ранних». В ситуациях, связанных с риском, оно оказывается более действенным, чем в ситуациях безопасных.

Влияние характеристик товара. Характер новшества сказывается на темпах его восприятия. Некоторые товары завоевывают популярность буквально в один день, другим требуется для этого долгое время. На темпах восприятия новинки особенно сказываются пять ее характеристик. Рассмотрим их на примере персональных компьютеров для использования в быту.

Первая характеристика новинки - сравнительное преимущество - степень ее кажущегося превосходства над существующими товарами. Чем выше воспринимаемые преимущества использования персональных компьютеров, скажем, в обучении, в играх, тем скорее компьютеры будут восприняты.

Вторая характеристика новинки - совместимость - степень соответствия принятым потребительским ценностям и опыту потребителей. Персональные компьютеры, например, отлично совместимы с образом жизни семей среднего класса.

Третья характеристика новинки - сложность - степень относительной трудности понимания ее сути и использования. Персональные компьютеры сложны, и поэтому для проникновения на рынок им понадобится много времени.

Четвертая характеристика новинки - делимость процесса знакомства с ней - возможность опробования ее в ограниченных масштабах. Если у людей будет возможность брать персональные компьютеры в аренду с последующим правом покупки по своему выбору, темпы восприятия возрастут.

Пятая характеристика новинки - коммуникационная наглядность - степень наглядности или возможности описания результатов ее использования. Поскольку персональные компьютеры поддаются демонстрации и описанию, это будет способствовать их более быстрому распространению в обществе .

Среди других характеристик новинки, оказывающих влияние на темпы ее восприятия, - начальная цена, текущие издержки. Следует иметь в виду степень риска и неопределенности, научную достоверность и одобрение стороны общества.

Потребители - это отдельные лица и организации, покупающие или приобретающие товары и услуги для личного потребления, перепродажи или сдачи в аренду. Потребители являются центральным объектом маркетинга. Существует пять типов потребителей, различающихся по своим поведенческим стратегиям на рынках.

1. Индивидуальные потребители приобретают товары исключительно для своего личного пользования. Индивидуальные потребители интересуются, прежде всего, потребительскими свойствами товара: полезностью, ценой, внешними данными, внутренней упаковкой.

2. Семьи или домохозяйства - основной тип потребителя продуктов питания и непродовольственных потребительских товаров.

3. Посредники , осуществляющие закупки не для потребления, а для последующей перепродажи. Их интересуют не потребительские качества товара, а их меновые характеристики - спрос, абсолютная цена, рентабельность, скорость обращения, транспортная упаковка, срок хранения.

4. Снабженцы или представители фирм . Процесс покупки, начиная с осознания проблемы и заканчивая оценкой работы поставщика, подвергается четкой формализации. При этом учитывается: цена и качественные характеристики каждого изделия, оперативность поставок и транспортные расходы, полнота ассортимента, репутация производителя, консультации и справочная литература, возможность получения кредита.

5. Чиновники или ответственные лица государственных и общественных учреждений= профессионалы широкого профиля. Чиновники расходуют не собственные, а общественные средства, поэтому процедура покупки формализована и бюрократизирована.

В своем отношении к новым товарам потребители делятся на 5 категорий:

- суперноваторы - 2,5%, люди склонные к риску и эксперименту, обладают высоким социальным статусом, по доходам относятся к верхней группе;

- новаторы - 13,5%, менее склонны к риску, более осторожны в поступках;

- обыкновенные - 34%, основательны, стараются не рисковать, активны в общественной жизни;

- консерваторы - 34%, не одобряют новшеств, охотно подражают обыкновенным. Среди них много пожилых людей и лиц с низкими доходами, занятых на малопрестижных работах;

Суперконсерваторы - 16%, против любых изменений, сохраняют приверженность привычкам и модам своей молодости, лишены эстетического чутья и творческого воображения.

Потребители неоднородны по своим характеристикам. Потребителя можно клас­сифицировать, выделяя различные признаки, например, по направлениям использования товара , психологическим характеристикам, отношению к цене и т.д.

Типы потребителей по направлению использования товаров

Характеристика

Индивиду­альныепотребите­ли

Люди, использующие материальные блага и услуги длявоспроизводства жизни, для трудовой или обще­ственной деятельности, для обеспечения определен­ного стиля и образа жизни и духовной культуры.

Массовые потребите­ли (юриди­ческие лица)

Организации, учреждения, компании , ассоциации и т.п., использующие материальные блага и услуги для своей профессиональной деятельности (но не для про­изводственной или торговой).

Производ­ственные потребите­ли

Производственные предприятия, фирмы , кооперати­вы, торговые предприятия и предприятия сферы ус­луг, использующие материальные блага и производ­ственные услуги для производственных (в том числе торговых) целей.

Типы потребителей по психологическим характеристикам

Характеристика

Движимые потребностью

Люди бедные; основная потребность хоть как- то обеспечить своекаждодневное существование.

Интегрированные личности

Психологически стабильные, самоутвердившиеся люди среднего возраста, хорошо образованные, финансово обеспеченные, имеющие чувство меры, активные в благотворительности.

Экстроверты

· устойчивые, консервативные (рабочие и пенсионеры)

· подражатели (средняя образованность и неплохой доход )

· достигшие высокого положения в обществе (лидеры в бизнесе, в правительстве)

Интроверты

· эгоцентристы (молодые, импульсивные, часто переменчивые)

· жизнелюбы (активные, имеют хороший доход , образование)

· осознающие себя членами общества (интересуются окружающим, будущим, личным ростом, имеют приличный доход )-

Типы потребителей по отношению к цене

Тип потребителя

Характеристика

Экономный

Ориентирован, в первую очередь, на уровень цены

Апатичный

Цена не важна, главное – удобство, престижность или каче­ство

Рациональный

Оценивает покупку с точки зрения соответствия цены и ка­чества продукта

Персонифицированный

Образ продукта более важен, чем цена , но все же и она ока­зывает влияние на покупку

Типы потребителей по признаку коммуникабельности

Выявленный тип потребителя на целевом рынке компании , позволяет ее маркетинго ­вой службе разрабатывать инструменты воздействия на покупателя, адаптированные к его характерным чертам и манере поведения, что работает в целом на увеличение уровня сбыта.