27.06.2019

Как, кстати, в работе фонда могут помочь обычные люди? А что за этим стоит в вашей жизни


В день прославления преподобного Амфилохия Почаевского о святом подвижнике, исповеднике и чудотворце рассказывают паломники.

  • Преподобный Амфилохий Почаевский – «Знаете, что это за человек? Он весь мир спасает»

12 мая – день прославления во святых преподобного Амфилохия, Почаевского чудотворца и нашего современника. Тысячи паломников каждый год собираются к этому празднику в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Как, впрочем, и 1 января, в день преставления подвижника, и на Успение Божией Матери – престольный праздник обители.

Много народной любви, надежды и веры в почитании преподобного старца, схиигумена Амфилохия, всего лишь 14 лет назад прославленного в лике святых. Удивительно, как за такой недолгий срок бунтующий, юродивый и гонимый отец Иосиф (так звали преподобного до принятия великой схимы) стал любимым святым на Украине и за ее пределами.

Еще при жизни старцу Амфилохию была дана особая благодать прозорливости, дара молитвенного исцеления и освобождения одержимых. Чудеса по молитвам святого продолжаются и по сей день, рассказы о них приобретают всё большую известность. И идут к преподобному Амфилохию и немощные, и страждущие, и несчастные – идут за помощью и поддержкой, за укреплением в вере и силах нести свой крест. Счастливые тоже идут к преподобному старцу – с благодарностью и радостью, и чтобы выразить свою любовь к этому святому подвижнику.

Преподобный Амфилохий Почаевский (в миру Яков Варнавович Головатюк; 27.11. 1894 – 01.01. 1971). В 1932 году послушник Почаевской лавры Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1933 году рукоположен во иеродиакона, в 1936-м – во иеромонаха; в 1953-м – возведен в сан игумена. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской Лавре.

Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где прожил около двадцати лет. Отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ, врачеватель телесных и душевных недугов. По многочисленным свидетельствам, имел особый дар – изгонять бесов. К нему везли одержимых со всего Советского Союза.

Во время гонений на Церковь в 60-е годы проявил мужество, стойкость в вере и смелость. Был помещен властями в психиатрическую больницу, подвергался всевозможным преследованиям. После того как отец Иосиф чудом избежал гибели, он в Почаевской Лавре был пострижен в схиму с именем Амфилохий – в честь святителя Иконийского, память которого праздновалась Церковью в тот день.

Старцу, не имеющему прописки в Почаевской лавре, пришлось жить в миру, терпя унижения от неверующих и давление КГБ. Всё это время отец Амфилохий продолжал оказывать молитвенную помощь страждущим, принимая в день до 500 человек. Схиигумен Амфилохий преставился ко Господу 1 января 1971 года.

Решением Священного Синода УПЦ 12 мая 2002 года (в Неделю Фомину) схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание преподобного Амфилохия.

“Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”

Наталья Емец, иконописец, регент

Я была в Почаеве три раза, причем первый раз, лет десять назад, специально ехала к Амфилохию Почаевскому. Потому что мне сказали: “Вот у тебя проблемы со спиной, тебе надо обязательно поехать к батюшке Амфилохию – попросить, помолиться”. И я целенаправленно ехала за исцелением. И, конечно же, исполнила всё, что там полагалось – везде простояла, побывала, приложилась, и молилась и просила. А спина как болела раньше, так и продолжала болеть.

Едем обратно, и тут в автобусе включают фильм, где кто-то из героев вспоминает слова отца Амфилохия, который говорил: “Ко мне многие приезжают за исцелением, но исцеление их тела будет во вред их душе”. И эти слова были ко мне.

Я сказала: “Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”. А мануальный терапевт мне объявил, что нужно или всю жизнь на массажах, или работать физически на земле, либо физкультуру специальную делать – в общем, собой надо заниматься.

После этого проходит год и я покупаю частный дом с землей. И я так понимаю, что отец Амфилохий помог мне получить то, что для меня лучше. Считаю, что этот дом у меня появился благодаря заступничеству этого святого. Потому что я просила что-то сделать с моей спиной, и он сделал. Он дал мне место, где я могу трудиться физически – тут я делала ремонт, сажала сад, окучивала грядки. Вот такое у меня воспоминание о преподобном.

Святой Амфилохий Почаевский для меня – это отец. Или дедушка – человек, который всегда поможет, заступится, помолится. Тепло чувствуешь от него. Сейчас я, в основном, к Господу обращаюсь – святые отошли несколько на задний план, остался Христос и Божия Матерь. Не знаю, может, это деградация духовной жизни, а может, наоборот – когда человек перестает хвататься за руки окружающих. Но святые всё равно есть, ты их чувствуешь, помнишь. И преподобный Амфилохий Почаевский – как дедушка, который может жить в деревне – ты о нем помнишь и иногда приезжаешь. Надеюсь, это не оскорбление святого, потому что для меня такое отношение – очень хорошо.

В Почаев же всегда рвешься за каким-то духовным ответом. Ты или от людей хочешь его услышать, или от святых – место это такое. А на Светлой седмице ехали туда порадоваться и поторжествовать с нашими любимыми святыми.

“На кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве”

Денис Стародубец, учитель музыки, впервые побывал в Почаевской лавре на Светлой седмице

Почаевская лавра – благодатное место, без сомнения. Чувствуется особый дух, и не такой, к примеру, как в Оптиной пустыни или Киево-Печерской лавре. Это дух Почаева. Но суета всё равно навязывает свои правила – и это естественно, нормально. Потому что это – святое место, большой госпиталь. Люди приезжают из разных мест и хотят причаститься этой святой благодати. Освятиться этим всем.

И я, конечно, ожидал встречи со святыми почаевскими, и что эта встреча будет благодатной – как минимум. А со святым Амфилохием Почаевским я встретился, как ни странно, не возле его мощей, которые в храме, а на кладбище. Там мне понравилось даже больше, чем в самой центральной Почаевской лавре – нет суеты, чувствуется другая атмосфера, где только ты и святой.

Кладбище Свято-Успенской Почаевской лавры

На этом кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве. Когда прикоснулся к портрету преподобного, помазался от его могилки, мы как поздоровались с ним. Я не был с ним знаком, но видел на портретах и иконах его добрые глаза, улыбку – он был очень добрым человеком, с душой ребенка. Это был большой, мудрый, мудрейший человек с чистой душой. Как Господь говорил: “Будьте как дети”. И мне кажется, что преподобный Амфилохий Почаевский был именно такой.

Видел и его друзей на кладбище, которые похоронены рядом с его могилой – таких же замечательных, святых людей. Они – как безмолвная стража, как молчаливая служба. Говорят, возле этих схимников до сих пор кричат бесноватые.

“Это любовь – ее же не объяснишь”

Валентина Колесник, мастер педикюра, поехавшая на празднование Дня памяти преподобного Амфилохия Почаевского

Сколько просила Господа именно в этот день побывать в Почаевской лавре. На преподобного Иова два раза была, а на святого Амфилохия всё как-то не получалось. Сегодня целый день боюсь даже об этом думать – чтобы не спугнуть.

Чудесный батюшка – смотришь на его икону, и душа наполняется радостью. И когда приезжаешь в Почаев и подходишь к раке – это чувствуешь нутром, где-то там в глубине. У меня к нему любовь и привязанность. Еду в Почаев в пятый раз и всегда – к батюшке Амфилохию. Мне даже иногда бывает стыдно перед самой собой: всё-таки преподобный Иов – первый настоятель Лавры, и к нему едешь. Но батюшка Амфилохий почему-то теплее как-то.

Рака с мощами преподобного Амфилохия Почаевского

Даже когда ездила в Одессу и прикладывалась к мощам преподобного Кукши Одесского, то всё равно во мне это было через батюшку Амфилохия – они же дружили. Он всегда со мной просто. И я это даже сама себе объяснить не могу. Конечно, такая любовь во мне не просто с бухты-барахты – я читала жития многих святых, но почему-то преподобный Амфилохий Почаевский мне самый близкий. Не могу это объяснить – это где-то внутри. Это как любовь – ее же не объяснишь: или она есть, или ее нет. Любишь и всё.

И мне бы очень хотелось, чтобы в каждом храме была икона преподобного Амфилохия Почаевского. Потому что мне кажется, что храмам без этой иконы современного нашего святого просто чего-то не хватает. Я на праздник Амфилохия Почаевского всегда беру выходной и иду в храм. В прошлом году в нашем кафедральном соборе очень удивилась, почему нет иконы святого. Спросила у свечницы, и они потом, к концу службы, принесли икону из лавки, наверное – потому что даже в пыли она была немножко. И много людей прикладывалось.

В украинском селе Малая Иловица 27 ноября / 10 декабря 1894 года у Варнавы и Анны Головатюк родился сын, при святом крещении мальчика назвали Иаковом.

Варнаве, отцу десятерых детей, приходилось браться за любую работу, он делал колёса, колодки, сани, обращались к нему за помощью и больные крестьяне, как к хорошему костоправу. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову.

В 1912 году Иаков был призван в Царскую Армию, где исполнял обязанности фельдшера. Во время боевых действий помогал выносить раненых товарищей с поля боя, попал в плен, был отправлен немцами в Альпы, где три года работал у фермера. В 1919 году Иакову удалось совершить побег, вернувшись в родное село, стал заниматься привычной крестьянской работой, помогал и больным, обращавшимся за помощью.

В 1925 году Иаков был принят послушником в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания, делал сани, колёса, пел на клиросе...

8 июля 1932 года, по благословению митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия, Иаков был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 года рукоположен епископом Антонием во иеродиакона, 27 сентября 1936 года - во иеромонаха.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных, особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления - кто телесного, кто духовного.

Всего себя подвижник посвятил служению Богу, получив от Бога дар прозорливости и исцелений, помогал всю жизнь ближним. Для мира остались сокрытыми его многие тайные подвиги и борения.

В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»... Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца... Смерть миновала.

В конце 50-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров». Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.

Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.

Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.

В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».

Это - невозможно, - ответил кроткий старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие... Наше оружие на невидимого врага - святой крест, святое Евангелие и святая вода.

Отца Иосифа отвели в палату.

Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца, один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди попрежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

Во дворе отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны, многие верующие получали исцеления. Отец Иосиф некоторых больных благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы, сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся...», чтобы легко выдерживать пост в этот день.

Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому и ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого.

Из воспоминаний духовных детей старца:

Приезжали к отцу и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и просил класть по 450 земных поклонов; велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались и все «нервы» выйдут и будут здоровы. При этом добавил, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними. ...». Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия, и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Елицы, во Христа креститеся» и «С нами Бог».

Целый день проводил подвижник с людьми, по ночам молился.

Молодая женщина Татьяна, жительница Почаева, была неверующей, в церковь не ходила. В результате закупорки вен началась гангрена. Врачи настаивали на ампутации. Женщина тянула сколько могла. А потом, узнав о батюшке Амфилохие, одолжила денег и пошла. Батюшка вышел из келий, оглядел очередь. И позвал ее из толпы. Выслушав Татьяну, сказал, что операции делать не надо. Дал мазь, святую воду и сказал, какие молитвы читать, потом, достав из шкафчика 50 рублей, дал женщине, провидя духовным зрением о её денежных затруднениях. Вскоре Татьяна исцелилась не только телом - гангрена прошла, но и душой - стала постоянно ходить в церковь.

Из Днепропетровска приехали к батюшке две подруги. Одна из них была глухонемая. Еще в детстве ее сильно побила мачеха. Отец Амфилохий спросил глухонемую девушку:

Как тебя зовут?

Она же глухонемая, - вмешалась удивлённая подруга.

А ты молчи, - ответил старец и повторно обратился к больной с вопросом

Девушка начала издавать звуки, из которых сложилось её имя - Галя. Она начала говорить и стала слышать.

По свидетельству очевидцев: однажды, когда старец уехал на целый день к больному, к нему привезли умирающего мальчика 13 лет. Поздно ночью старец вернулся и узнал, что больной мальчик, не дождавшись помощи, умер. Старец подошёл к лавке, на которой лежал умерший, склонился над ним и долго молился, потом перекрестил его, мальчик открыл глаза - ожил.

Из воспоминаний Шумалович К.:

«Летом 1961 года у сына распухла кисть руки. Она увеличилась почти в два раза и сильно болела. Мы водили ребёнка к врачу, но помочь они не могли. Тогда мы обратились к отцу Иосифу. Он помолился, взял руку сына в свои ладони, легко похлопал по ней, и сказал, что всё пройдёт. На утро следующего дня мы не поверили своим глазам. Произошло чудо! Рука была такая же, как и до болезни».

Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев.

Старец говорил, что по милости Божией заранее знает о тяжело больных, которые должны к нему приехать, бывали случаи, что выходил встречать больных ночью в непогоду.

Сохранилось много свидетельств о прозорливости старца. Надежда Симора слышала от матери рассказ о прозорливости старца: «Молодая женщина обратилась к батюшке за помощью вернуть зрение слепому от рождения сыну, отец Иосиф на просьбу матери ответил, что это за ее грех. Что, будучи ребёнком, она лазила по деревьям, брала птенцов и выкалывала им иглой глаза... Женщина заплакала, плакал вместе с ней и старец».

Из воспоминаний Агафии Лящук (Ровенская обл.):

Где-то в шестидесятых годах мой отец заболел... Врачебная комиссия установила рак желудка... Мы поехали к батюшке. Во дворе было много людей. Все ждали его. Вскоре вышел старец и указал пальцем на меня. Я рассказала, что отца выписали из больницы, потому что не могут вылечить. Батюшка Иосиф помолился, дал травы и сказал, что он выздоровеет. Отец прожил после этого ещё 16 лет.

Представители власти запрещали людям посещать старца. Отменялись автобусы, но люди шли пешком. Как-то к старцу приехал первый секретарь Тернопольского обкома партии, привез единственного сына. У девятнадцатилетнего юноши на ноге была саркома, врачи оказались бессильны.

Старец Иосиф, осмотрев больного, попросил оставить юношу на две недели, предупредил, что лечить будет только молитвой. Секретарь обкома согласился, договорился о ночлеге для сына в ближайшем селении. По благословению старца юноша каждый день приходил на Водосвятный молебен, пил святую воду, вкушал освящённую пищу. Спустя две недели саркома бесследно исчезла. Благодарный отец распорядился выделить маршрутный автобус Кременец - Малая Иловица. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке. Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.

Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.

Москвич Винокуров Н. И. несколько лет страдал от болей в спине, массаж и другие лечебные процедуру не приносили облегчения, во время поездки в Почаевскую лавру, побывал на братском кладбище: «На могиле схиигумена Амфилохия, слёзно помолившись, просил батюшку исцелить меня, чтобы я мог стоять на службе и боль отступила. На следующий день мы с другом пришли снова. Результат оказался удивительным. Это настоящее чудо».

3 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры. 12 мая 2002 года в Почаевской Лавре, во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом - один большой крест и рядом - чуть поменьше. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое - батюшка Иов и батюшка Амфилохий».

Радуйся, живоносная отрасле винограда Христова Почаевскую Лавру прозябением своим облагоухавшая!

12 мая веселится Украинская земля о своем славном заступнике - преподобном старце, насельнике Свято-Успенской Почаевской Лавры, исповеднике и чудотворце схиигумене Амфилохии (Головатюке).

Когда 13 лет назад старца Амфилохия прославили, это вызвало удивление у знавших и помнивших его. Не удивился только один старец - архимандрит Сильвестр (Цьолка). Почему? Об этом и о подвиге прп. Амфилохия специально для PravLife - Сергей Епик.

Этот скромный и многострадальный муж родился в простом украинском селе Малая Иловица, что на Шумщине. Его житие сегодня знают многие украинцы и не только, ведь Почаевская Лавра - это мировая святыня, куда приезжают на молитву и поклонение миллионы богомольцев со всего света. Кстати, поэтому она и многонациональна, ведь сегодня в ней несут монашеский подвиг не одни лишь украинцы, но и молдаване, гагаузы, белорусы и другие ревнители благочестного жития.

Это событие тогда, в 2002 году, потрясло старожилов Почаевской Лавры, еще помнивших отца Иосифа (так его звали до принятия великой схимы) живым. Особенно удивились они, поскольку знали его как "юродивого"и "бунтаря". Не удивлялся тогда только один старец - славный архимандрит Сильвестр (Цьолка), который много лет дружил с преподобным и даже нес послушание с ним в далекие 50-е годы.

Жизненный крест преподобного Амфилохия был крайне непростым - ему приходилось все свои добродетели и подвиги скрывать. Он однажды заметил, что молодой иеромонах Сильвестр в перерыве между работой на поле стал совершать молитвенное правило и заметил: "День для праці, а ніч для молитви!"

Мне посчастливилось застать живым друга преподобного Амфилохия. Я тогда дежурил на экономских воротах и как раз видно было окно кельи, где жил о. Сильвестр. Приходилось ночью много раз выходить к воротам и наблюдать между прочим, что на фоне темного монолита корпусных окон одно из них на 2-м этаже сияло - там молился старец, поминая благословение своего святого друга.

Мало кто знает и помнит, как ревностно они, ветераны Великой Отечественной войны, тогда еще молодые монахи, защищали Лавру от "безумных крыс" Хрущевской системы. Это была самая настоящая травля верующих, а тем более - травля Лавры.

Бесстрашный старец

Вот сегодня все паломники, туристы и экскурсанты дивятся Троицкому собору Лавры, спроэктированному А.Щусевым в конце XIX в.

В 1957 году из органов пришли опечатать Троицкий собор. Об этом сообщили отцу Амфилохию, и тот молниеносно примчался в обитель, застав там скованных страхом братию Лавры и прихожан и милицию перед собором. Бесстрашный старец! Что могло быть тогда в его душе? Ведь он знал, что в СССР его поступок будет беспощадно наказан... И ринулся "на копья"! Он выхватывает ключи у милиции и организовывает восстание народа, выгоняя ту же милицию из Лавры, как свиней из огорода, палками... В ту же ночь за ним приехал "черный ворон"... Увезли в психушку и пол года жестоко издевались, надеясь уничтожить, сломать этого человека. Но в каждую минуту страданий о. Амфилохий молился, и с ним рядом был Христос.

Силою Христа преподобный совершил множество чудес как в Лавре, так и вне ее, живя изгнанником... Да! Его стыдились в Лавре!.. Ему не дали прописки в Почаеве власти после удивительного освобождения из клиники, по ходатайству дочери Сталина. Святой исцелил и ее силою Христовою от беснования.

Как затворник, но среди людей

Жил он в Малой Иловице, терпя своих неверующих родственников, непонимаемый и непринимаемый братией Лавры. Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день... Ему не было покоя. Приходили и уполномоченные... Таковых старец встречал юродством, приглашая к столу и часто обличая их пороки.

Однажды пришел к Батюшке один из уполномоченных КГБ с большой собакой и стал грубо выпытывать старца о его деятельности, водоосвятных молебнах для страждущих, - и произошло чудо. В диалоге с грубияном отец Амфилохий снял со стены кадило (без угля и ладана) и держал в руках. Прозвучала фраза от уполномоченного "Твои молебны помогают, как мертвому кадило..." А старец кротко улыбнулся, все так же держа свое кадило в руках, и в миг собака зарычала на собственного хозяина, погнав его далеко прочь от кельи подвижника. А преподобный крикнул ему вдогонку: "Бачиш, як мертвому кадило допомогло?"

А однажды еще в 50-е был такой случай: местные лаврские рабочие решили в обеденный перерыв выпить, собравшись в комнатушке для отдыха (в лавре), тут случилось проходить мимо отцу Иосифу (Амфилохию), который заглянул к ним, перекрестил "зелье" и сказал: "Благословляю пити, як воду". И с этим ушел. Выпили все, что приготовили, даже послали за добавкой, но ничуть не захмелели те горе-рабочие, дивясь словам чудного монаха...

Старец Амфилохий жив!

Жив он потому, что наш Бог дал обетование жизни, дал не отчаянную слепую надежду на мираж, но Сам явил всему миру факт Своей личной победы над сметртью и диаволом. Христово Воскресение - это основа нашей веры, а мощи святых Иова и Амфилохия Почаевских - это кричащее свидетельство истины Христианской веры, это свидетельство Православия перед лицом латинского Запада, мощи Почаевских игуменов Иова и Амфилохия - это утешение всему миру, каждому страждущему человеку!

Будем помнить их в своих молитвах, ибо любовь их к нам не имеет границ! Они видят все, они скоры слышать наши мольбы и радостные восклицания! Сколько раз мне приходилось видеть эти молитвы у раки преподобных Иова и Амфилохия!.. Сколько и радостных молитв, и посещений Лавры, преподобных, творят по Почаевской традиции свадебные пары в день венчания. Это целое происшествие: туда приходит вся свадьба и хор, который поет тропари святым Иову и Амфилохию.

Майские праздники в нашей жизни - это дни празднования памяти наших святых! И сегодня великое торжество в обители Почаевской собрало не только тысячи паломников на Святой горе, но это торжество зажигает сердца христиан по всему миру!

Вместе с тем, сегодня находятся наглецы, желающие оскорбить честь наших Святых Иова и Амфилохия, они хотят сделать Лавру музеем... Хотят прекращения молитв в обители, ибо свет преподобных не озаряет их грешные души, но обжигает. Те люди исповедуют не просто ересь, они живут во грехе и желают, чтобы все украинцы жили тем же образом! Всем нам необходимо всячески стоять на защите нашей Великой святыни от современных безумцев. Это новые украинские дети Хрущева, которые недостойны называться сынами Украинской земли, хотя и родились тут.

Сегодня говорят: "Слава Украине!" И отвечают: "Героям слава!"... А кто же эти герои? Это, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, наши святые ПРЕПОДОБНЫЕ И ИСПОВЕДНИКИ ВЕРЫ, наши ходатаи за Украинскую землю. Прислушаемся к их наставлениям, чтобы быть достойными их подвига, чтобы быть достойно живущими украинцами и гражданами Царствия Христа.


Каким бы сильным и самостоятельным не был человек, он не в состоянии в одиночку справиться с тяжелым онкогематологическим заболеванием. Помощь благотворителей совершенно необходима для того, чтобы люди продолжали жить, быть рядом со своими детьми, супругами, родителями. Я очень рада, что такой фонд наконец-то создан.

Директор благотворительного фонда «Подари жизнь», Член Правления

«Фонд помощи взрослым с онкогематологическими заболеваниями абсолютно необходим. Тяжело больные взрослые люди совершенно беспомощны и беззащитны перед такими страшными заболеваниями, как лейкоз или апластическая анемия. Они прекрасно понимают, что с ними произошло, и что может случится. Они тревожатся за своих детей, которых надо еще вырастить, и за своих пожилых родителей, которым надо помогать. Каким бы сильным и самостоятельным не был человек, он не в состоянии в одиночку справиться с тяжелым онкогематологическим заболеванием. Помощь благотворителей совершенно необходима для того, чтобы люди продолжали жить, быть рядом со своими детьми, супругами, родителями. Я очень рада, что такой фонд наконец-то создан.»

  • Родилась в Москве.
  • Кандидат биологических наук по специальности "генетика". До 2003 года была научным сотрудником Института биологии развития РАН. Затем в качестве специалиста по связям с общественностью работала в медицинской лабораторной компании "Аналитика". С осени 2005 года - корреспондент радиопрограммы "Адреса милосердия" (Студия "Диалог").
  • С 2003 года - один из создателей и координаторов инициативной волонтерской группы "Доноры - детям".
  • С 2006 года - директор программ благотворительного фонда «Подари жизнь».
  • С 2011 года - директор благотворительного фонда «Подари жизнь».

Писатель, благотворитель, общественный деятель

Сегодняшний кризис, который только начинается (и ни один специалист не может предсказать всех последствий происходящего), изменит очень многое в жизни нашего и будущих поколений. Первое последствие – крушение ложной идеи всевластия денег.

Действительный член Российской Академии наук, профессор, доктор медицинских наук, Генеральный директор ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России

«Люди делятся на два вида: одни себя тратят, другие для себя приобретают. Выбор – как жить – человек делает довольно рано – лет в 15-16. Есть затратные профессии в целом. Это медицина и учительство. Врачи долго не живут, медсёстры живут мало. Если вы хотите приобретать для себя – не нужно становиться врачом»...

Начну с личного вопроса. Когда я начала читать то, что вы пишете в жж, как ищете доноров, особенно перед новогодними праздниками, у меня сложилось впечатление такого отчаянного, безысходного поиска крови, когда вы уже всю свою кровь отдали, все силы свои истратили, на последнем издыхании- а всё равно этой крови мало и взять неоткуда. У вас самой тогда такое же чувство было?

Действительно, десять лет назад было полное отчаяние, потому что были дети, для которых не было крови, и были миллионы москвичей, которые просто не знали и не понимали, насколько остро их участие нужно, воспринимали это как что-то далекое или просто боялись идти сдавать кровь, потому что «заразят еще чем-нибудь» и тому подобное. Были и те, кто искал какой-то подвох в наших призывах: «кто их знает, чем они на самом деле занимаются». Поэтому отчаяние, конечно, было. Теперь уже, слава Богу, совсем другая ситуация.

- То есть можно сказать, что эту проблему вы решили? Изменения в закон «О донорстве»?

По крайней мере, для тех больниц, с которыми сотрудничаем, - да.

Изменения в закон «О донорстве» - это, скорее, следствие наших усилий по решению проблемы, чем само решение. Ведь по сути кровь и прежде никто не мешал сдавать, условия для этого были. Но какие условия?

Станции переливания крови работали по неудобному графику, и никто не заботился о том, чтобы сделать его удобным. Доктора относились к донорам не как к людям, которые совершают добровольный поступок, а как к некоему рабочему материалу, который должен был откуда-то сам по себе поставляться.

Это теперь уже станции переливания крови в основном понимают, что каждый приходящий к ним оказывает из добрых чувств определенную услугу, и отношение стало более уважительным. Это оказалось очень важным для всего процесса. Так что для нас это был больше вопрос работы с сознанием, с ценностями и потенциальных доноров, и докторов.

- А вы помните тот момент, когда впервые сами решили пойти и сдать кровь?

Я ничего такого не решала: у меня мама всегда сдавала кровь, и когда к нам в Институт (биологии развития РАН. - Ред. ) приехали люди с просьбой стать донорами, это не было для меня открытием. Открытием для меня, скорее, стало другое: до того как я вплотную столкнулась с донорством, я была уверена: «где-то же есть люди, которые сдают кровь». А их оказалось очень мало - совершенно недостаточно. Так эта тема вошла в мою жизнь. Но никакого судьбоносного решения - «всё, с сегодняшнего дня занимаюсь волонтерством» - не было.

- По профессии вы биолог. Что все-таки побудило оставить работу и научно-исследовательскую деятельность?

В 2003 году я стала участвовать в волонтерской деятельности, и уже в 2005-м это занимало столько времени, что я ушла из коммерческой организации, где в тот момент работала, на радиостанцию «Маяк», в программу «Адреса милосердия». Там можно было работать над сюжетами по ночам, а днем - заниматься больницей. Тогда это и стало основным.

Я должна была стать учительницей биологии. Если бы стала, то сейчас мой предмет был бы второстепенным, но кого-то я все же готовила бы к ЕГЭ, сидела бы на выборах, заполняла бы бумаги для РОНО (или что там теперь). На деле педагогическая карьера вышла короткой. На старших курсах начала вести юннатский кружок на М осгорсюне, и закончила с уходом в декрет (уже во время аспирантуры в ИБР).

О педагогике не жалею. Жалею о биологии. Там столько открытий сейчас, особенно в генетике – дух захватывает! Могла бы жить среди этого всего. А я теперь даже слово “эуплоидия” с трудом помню.

- То есть круглосуточно фактически на ногах. А ресурсы, резервы, сын?

На тот момент организм позволял. Сейчас - уже нет. И на самом деле именно тогда начало что-то получаться: в 2005 году у нас появилась такая табличка в Excel, которая называлась «База добрых незнакомцев». Это были адреса и телефоны доноров.

- Когда вы почувствовали, что вышли уже на действительно широкую аудиторию?

Сначала всё очень медленно развивалось. Мы понимали: нам нужен какой-то рупор, но подходящий его размер никак не находился. Мы обращались и через Католическую Церковь, и через интернет-форумы, но это не воплощалось во что-то значительное. Первой резонансной публикацией о нас была статья Ярославы Таньковой в «Комсомольской правде». Помню, после нее у меня наконец начал звонить телефон. Было понятно, что одной статьей дело все-таки не сдвинешь, но впоследствии пошли еще публикации.

А как родилось сотрудничество с крупными компаниями? Вам ведь, по сути, удалось возродить те самые «дни донора», которые были в советское время на предприятиях, в организациях…

Просто в какой-то момент у РДКБ, с которой мы больше всего работали, исчезла возможность закупать кровь в регионах. И мы договорились тогда с Центром крови ФМБА России, что они будут на акциях заготавливать кровь от доноров и часть безвозмездно передавать в РДКБ. А затем мы обратились к своим постоянным донорам: может быть, в компанию, где вы работаете, может приехать бригада? И люди откликнулись. Одним из первых было Министерство иностранных дел, его сотрудники до сих пор являются нашими донорами. Они нас тогда просто спасли, организовали эти первые выезды.


Я один раз ходила по лесу, искала грибы, и они как раз находились. Я говорю: «Господи, давай заключим с тобой сделку. Вот у меня грибы сегодня не находятся, зато мне позвонит донор!» Ну, Господь пошел на сделку. Доноры звонят.

«Мы ищем тех докторов, которые чего-то хотят»

Фонд «Подари жизнь» за десять лет своего существования смог объяснить обществу, что детский рак излечим. Но есть и другая деятельность, - может быть, менее заметная. Чего бы, скажем так, не было сегодня в России, в области детской онкологии, если бы фонда не существовало?

Без фонда не было бы многих технологий, которые применяются в клиниках, с которыми мы сотрудничаем. Полностью на нас держится MIBG-терапия нейробластомы у детей, больше никто в стране этой темой не занимается.

«Подари жизнь» ввозит в Россию 60% незарегистрированных лекарств. В настоящее время мы ищем партнеров по созданию в регионах онкологических отделений, где будет доступна высокодозная химиотерапия и, возможно, трансплантация костного мозга. Но для этого сначала нужно поднять уровень региональных отделений - и технологический, и образовательный.

Это наша ближайшая системная задача: оснастить ряд помещений под высокотехнологичное лечение, организовать стажировки для врачей из регионов в ведущих федеральных клиниках. И еще, как уже многим известно, мы сейчас занялись строительством пансионата для детей из регионов, которые находятся на амбулаторном лечении в столичных клиниках. Это позволит и доступность столичных коек увеличить, и многим детям сохранить нормальное детство, не больничное.

- 60% незарегистрированных лекарств. А в чем сложнее всего с лекарственным обеспечением?

В плане препаратов мне сложно сказать. Для нас самое главное - преемственность между стационарным и амбулаторным лечением. Когда ребенок выписывается из больницы, первое, что мы делаем, - это даем ему с собой мешочек с лекарствами, потому что в реальности, приехав в свой город, он раньше чем через два месяца лекарств не получит, а лечение не должно прерываться. Об этих сложностях все знают, но пока ничего не сделано на этот счет.

А как быть с тем, что вообще-то такие титанические проблемы, как переоснащение региональных онкологических отделений, должно решать государство…

Но есть ведь чувство, что то, на что затрачиваются вами колоссальные усилия, могло бы совсем иначе решаться централизованно, сверху?

У меня такое чувство было до 2013 года. Это был самый благоприятный, наверное, за последние десятилетия год в отношении финансирования здравоохранения. И тогда я на что-то надеялась. Но потом нам сказали, что денег нет, и никаких особых чувств не осталось.

Порой можно услышать, что у нас недостаточно делается для того, чтобы в каждом конкретном случае свести к минимуму инвалидизирующие, ухудшающие качество жизни онкологического пациента последствия. А в этом направлении вы что-то делаете?

Фонд сам по себе не может в этом направлении ничего сделать, потому что в онкологии невозможно ничего сделать без врачей. Фонд может приобрести дорогое оборудование, волонтеры могут разрисовать для детей больничные стены, можно организовать какую-то акцию, но всерьез и глобально изменить ситуацию в медицине ни один фонд не может. Нам остается только искать тех докторов, которые чего-то хотят, которые стремятся к развитию, и надеяться, что и остальным просто придется в какой-то момент подтянуться до этой планки. А если врач действует только по принципу «отрезал - увезите - следующий», что с этим сделаешь?..

Такой сложный вопрос. Бывает, что лечение дорогостоящее, а шансов уже практически нет. И фонд, получается, должен решить, брать на себя этот сбор или не брать…

Нет, у нас не так. Вообще, у нас один из немногих фондов, где это определяют врачи. Мы никого не выбираем, никак не влияем на стратегию лечения. Мы основываемся только на том, что нам пишут медики.

- Когда мы брали интервью у (онкогематолог, зам директора Федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева. - Ред. ), он много раз повторял: «вообще-то в России это невозможно, но благодаря “Подари жизнь” это работает…».

В том-то и дело, это у них работает - в руках врачей, которые стремятся расти. В принципе, я знаю докторов, которые сначала к нашей деятельности относились скептически. Например, заведующий отделением реанимации того же ФНКЦ Игорь Геннадьевич Хамин не был уверен в возможности организовать совместное пребывание родителей с детьми в реанимации, он сам в интервью в этом признаётся. Но есть люди, которые открыты к переменам и готовы и видеть, и слышать, и понимать, и анализировать. И с ними у нас обычно взаимопонимание налаживается. Съездил доктор, допустим, в Германию, поработал, посмотрел: ага, вот это возможно. И начинает уже по-другому относиться к тому, что предлагаем мы.


- В том числе, насколько я знаю, в ФНКЦ родители находятся вместе с детьми в реанимации…

Да, и Игорь Геннадьевич подчеркивает то, что когда родители действительно все время рядом, когда они видят, как доктора бьются за их ребенка, не возникает проблемы недоверия, каких-то обвинений, если ребенок погиб. Ведь часто, если у человека происходит трагедия, он всю свою энергию направляет на то, чтобы кого-то обвинить: несправедливый мир, Бога, доктора, «скорую», которая приехала через пять минут, а не через три. Здесь этого не происходит, потому что родители с врачами вместе борются за ребенка - и часто побеждают.

- То есть у вас с родителями идеальные отношения?

Этого нельзя утверждать, потому что всякие бывают истории. Порой мы сталкиваемся с людьми, у которых есть какая-то вина перед ребенком в прошлом - что-то, уходящее корнями в историю семьи. И вот они как раз очень страдают от того, что всё вернуть назад невозможно, и пытаются эту вину на кого-то переложить. А бывает, что человек не справляется с переживаниями и выдает какую-то совсем парадоксальную реакцию. У нас была мамочка, очень юная, которая потеряла младенческого возраста девочку, до годика, - и неожиданно для нас и она, и родственники отказались забирать тело из больницы, мы сами хоронили. Конечно же, родителям мы написали, где и как она была погребена: Бог знает, в какой момент и для чего им это потребуется…

- Ваше собственное отношение к смерти как-то поменялось за последние 10–13 лет?

Тринадцать лет назад у меня не было никакого отношения к смерти. Не то чтобы я не знала, что люди умирают,- были погибшие приятели. Но стало как-то понятно, что это близко. Но в то же время, помните, как у Булгакова: после того как в Дом литераторов пришло известие о смерти Берлиоза, взметнулась волна горя и схлынула: «Мы-то живы».

Определенная правда в этом есть. Это не значит, что нужно предаться забвению, но посвящать 80% времени размышлению о бренности всего сущего тоже нельзя, должен быть какой-то баланс. Тем не менее помнить о смерти все равно приходится, потому что это единственное, на самом деле, на что приходится равняться и что определяет, как ты сегодня поступишь.


«Child life», или До чего нам далеко, как до Луны

Хотелось бы вернуться к такой проблеме, как качество жизни во время лечения от рака. Насколько я знаю, в США, например, всё направлено на то, чтобы ребенка вообще как можно меньше отрывать от школы. Идем ли мы хоть как-то в ту же сторону или это пока никак не связанный с нашей жизнью идеал?

Это все очень-очень далеко, конечно. Такое сопровождение лечения для нас пока настолько глобальная задача, что даже не знаю, когда мы к ней подступимся. У нас есть волонтеры, психологи, мы проводим праздники, которые как-то приближают детям их больничную жизнь к обычной, у нас есть репетиторы-добровольцы, с которыми ребята осваивают школьную программу. Вроде бы это достаточно много. Но в тех же США есть такая дисциплина - «Child life», она учит выстраивать жизнь ребенка, который лечится, и нам до этого совершенно определенно - как до Луны. Например, в госпитале святого Иуды c каждым пациентом занимается не только бригада докторов и медсестер, но и специалист по «Child life», психолог, социальный работник, специалист по паллиативной помощи. Представляете, какая команда!

- И что они делают такого, чего не делается у нас?

Во-первых, они комплексно работают с семьей: не только с мамой ребенка, но и с другими родственниками - с тем состоянием шока, которое эти люди испытывают.

Во-вторых, они работают с окружением ребенка. Его одноклассникам посылаются материалы о том, что такое рак, как его лечат, чтобы они не вообразили себе, что их сверстник теперь какой-то «не такой», что он заразный, что не понятно, о чем с ним теперь говорить и как его нынешняя жизнь проходит.

В-третьих, еще до того, как ребенок ляжет в стационар, специалисты связываются с его школой и выясняют особенности обучения и программы. В соответствии с этим ему подбираются и школьные задания, и дополнительные занятия непосредственно в больнице.

В-четвертых, всё, что будет происходить и происходит в процессе лечения, подробно объясняется ребенку. Допустим, пациенту предстоит трансплантация костного мозга. Приходит психолог с планшетом, у него там виртуальная экскурсия. «Ты пойдешь туда. Посмотри, тут такие палаты. Будем делать так и так. То и то будет при этом происходить». Можно задать вопросы. Словом, делается всё, чтобы у ребенка не было тревоги от неизвестности.

Кроме того, даже в стерильном блоке, где дети находятся после трансплантации, есть игровая комната - пациентов туда запускают по одному. Можно поиграть во все игрушки, после каждого ребенка их стерилизуют. Это важно – иметь возможность во время долгого лечения выходить из стерильного бокса хотя бы в игровую комнату А вообще в клиниках устраиваются разные игровые комнаты - по возрастам. В Miami Childrens Hospital мы видели комнату для подростков, в которую нельзя заходить взрослым. Там есть, конечно, тревожная кнопка, но принципиально, что дети там могут оставаться одни, наедине друг с другом. Там есть бильярд, компьютеры, и общая атмосфера напоминает скорее бар, чем помещение в больнице. А в госпитале святого Иуды есть подобная территория для родителей: что-то напоминающее офис, где они могут заняться своими делами.


- Да, возможность отвлечься для родителей - это, наверное, отдельная тема…

Наши психологи говорят, что половины нервных срывов у мам не было бы, если бы была возможность на пару часов оставить ребенка няне и куда-то пойти. Я недавно была на конгрессе SIOP, это международный конгресс детских онкологов, и там была секция родительских организаций. Так вот там много говорилось о том, что сильнейшая растерянность, дезориентированность накрывает родителей не в больнице, а уже после, когда ребенок выписан, когда он выжил, когда это страшное нервное напряжение отпустило. И этой проблемой нужно заниматься еще тогда, когда идет стационарное лечение. Но мы, к сожалению, сейчас занимаемся больше не душой, а телом, потому что от этого зависит сохранение жизни. Да и для тела есть возможность сделать далеко не всё.

Про Дон Кихота… из болота

Хотелось бы немного о личном. Как вы пришли в Католическую Церковь? Это идет от семьи или это был именно ваш выбор?

Нет, не от семьи. Просто в определенном возрасте, когда начинаются все эти поиски, в Католической Церкви мне объяснили понятнее. Я не выбирала «или - или», просто так сложилось. У католиков были группы, мы раз в неделю собирались, читали Евангелие и размышляли. Я была подростком и прошла катехизацию, мне всё рассказали, что к чему.

- Часто можно услышать, что современный человек очень циничен. Вы с этим согласны? И вообще, что такое цинизм?

Мне довольно сложно об этом рассуждать. Думаю, что каждый человек существует в своей, что называется, тусовке, и это очень многое определяет. Мой мир - это благотворители, это доноры, это волонтеры, которые приходят помогать. И в этом мире я цинизма не вижу.

У вас такой запоминающийся девиз в ЖЖ: «Дон Кихот бросался со шпагой на ветряные мельницы. А мы тычем ею в болото»…

Это не моя метафора. Это было у Кати Скульской, которая, по-моему, почерпнула ее у своей мамы.

- Но она вам очень подходит?

Да, совершенно верно.

- А что за этим стоит в вашей жизни?

То, что очень много сил тратится, а очевидных изменений - быстро, по крайней мере, - не происходит. И они никогда не будут происходить быстро, потому что те проблемы, которые мы решаем, часто связаны с сознанием. Моисею пришлось сорок лет водить народ по пустыне. Возможно, и нам какого-то результата придется ждать не меньше. И если говорить о будущем, основная задача, конечно, чтобы у нас было как в Америке: меня не будет, Чулпан и Дины не будет, а фонд работал бы и спасал детей.

- Что бы вы хотели сказать тем из наших читателей, у которых есть дети с онкологическими заболеваниями?

Знаете, на сайте нашего фонда есть раздел, где рассказывается о судьбе тех, кто болел и вылечился. По-английски он называется «Survivors» - выжившие. Но в русском языке «выжившие» - это какое-то трагическое слово. Я с большим удовольствием называю этих людей «победители». Они рассказывают о том, что всё преодолимо: во-первых, рак излечим, а во-вторых, поддержка всегда есть. Надо с самого начала понимать, что вы не одни и что просить о помощи - можно и нужно. Я всем мамочкам говорю: «Неудобно? Неудобно спать на потолке. Не бойтесь, никто вас не бросит. Пишите и не складывайте крылья». Потому что иногда кажется, что ситуация безнадежна, а на самом деле можно еще что-то сделать. Это всё правда тяжело, но справиться с этим можно.

Текст и фотографии: Анна Данилова

Чистякова Екатерина Константиновна – директор благотворительного фонда «Подари жизнь», член правления. Родилась в Москве. Образование: кандидат биологических наук по специальности “генетика”. До 2003 года была научным сотрудником Института биологии развития РАН. Затем в качестве специалиста по связям с общественностью работала в медицинской лабораторной компании “Аналитика”. С осени 2005 года – корреспондент радиопрограммы “Адреса милосердия” (Студия “Диалог”). С 2003 года – один из создателей и координаторов инициативной волонтерской группы “Доноры – детям”. С 2006 года – директор программ благотворительного фонда «Подари жизнь». С 2011 года – директор благотворительного фонда «Подари жизнь».