25.06.2019

Фотографирование насекомых. Макросъемка насекомых с использованием техники стекинга. Подготовка к макросъемке по технике стекинга


Эти фотографии я рассматривала долго. Насекомые похожи на спящих красавиц, украшенные росой, как алмазами. Туман над рекой… Капли на траве… От снимков идет энергетика утренней чистой радости, спокойствия, они приносят свет в душу. Автор – Павел Нагин, фотограф-любитель, делающий профессиональные снимки. Мне захотелось пообщаться с этим фотографом-натуралистом. И у нас получился вот такой диалог, в котором Павел без утаек поделился секретами, как фотографировать росу, туман и насекомых в росе.


В.А. Павел, добрый день! Как началось ваше увлечение фотографией? Я не профессиональный фотограф. Фотографирую для души, особенно нравится туманным утром. Раньше увлекался рыбалкой. Попробуйте хоть один раз встать до рассвета, пойти на природу с фотоаппаратом и потом за уши никто не оттянет от утренней фото-охоты:)))

В.А. Когда лучше всего фотографировать росу и туман?

Большинство пейзажистов (я тоже отношусь к их числу), предпочитают раннее утро или закаты, когда солнце стоит низко над горизонтом. Так как зенитное солнце из-за прямых лучей дает весьма плоскую картину. Мне больше нравиться снимать ясным, ранним, туманным утром. Роса сверкает миллиардами бликов, солнечные лучи пронизывают кроны деревьев, при этом туман служит естественным рассеивателем, и создаётся та удивительная и неповторимая атмосфера, которую я пытаюсь запечатлеть на фото.

Люблю густые туманы, когда можно рассмотреть солнечный диск, при этом создаётся очень приятная, нежная палитра. При съёмке в тумане необходимо протирать объектив, так как он постоянно запотевает.

Мне нравится фотографировать в контровом свете, который создаёт длинные тени, подчеркивает силуэты деревьев и светящиеся ореолы вокруг них. Так же нравиться красочная палитра закатов и восходов, возможность передать игру света и тени. В.А. То есть главный секрет красивых фотографий – надо раньше вставать. Как вы организуете ваши выходы? Перед съёмкой, ещё вечером, всё подготавливаю, для того, чтобы не просыпаться очень рано. Просыпаюсь обычно с учётом времени, которое потребуется на дорогу, а так же ориентируюсь на время восхода Солнца. Ведь на месте съёмки надо быть до восхода, чтоб не упустить драгоценные минуты:) Хорошо, если есть возможность заранее ознакомиться с местом и выбрать наиболее выгодные точки предстоящей съёмки. Одежда должна быть комфортной и защищать от кровососущих насекомых (особенно клещей, в последнее время их много развелось). Стоит использовать репелленты от назойливых комаров и мошек. Так же необходима лёгкая резиновая обувь.

В.А. Как фотографировать насекомых в каплях росы?

Когда солнце поднимается выше и туман рассеивается, представляется удивительная возможность для макросъёмки, ведь в траве множество насекомых, улиток и д.р. к тому же роса ещё не высохла, а это большой плюс. В это время освещение уже достаточно хорошее для съёмки на коротких выдержках. Мне нравиться фотографировать капли росы, паутинку, насекомых в росе.
В.А. Нужна ли для таких съемок специальная фототехника? Моя техника оставляет желать лучшего:))) У меня Canon 500 D- зеркальный фотоаппарат любительского класса (задумываюсь над приобретением более серьёзного Canon 5D). Объективы тоже бюджетные (EF-S 18-135 is , EF 50 1/8) и естественно штатив. Для макросъёмки использую макрокольца, они позволяют фокусироваться на близком расстоянии. В макросъёмке стараюсь использовать естественное освещение. В.А. Поделитесь, пожалуйста, техническими секретами съемки. Люблю снимать на больших выдержках и малой (закрытой) диафрагме, что важно в пейзажной съёмке т.к. необходима большая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Исходя из этого в основном использую полуавтоматический режим А(приоритет диафрагмы), иногда М — ручной и конечно же штатив. В.А. Как вы обрабатываете фотографии после съемки? Я часто использую панорамную съёмку из 2-3 кадров, а потом для сшивки кадров использую программу Autopano Giga. Пробовал несколько других программ, но по качеству сшивки больше всего понравилась эта. Для дальнейшей обработки использую довольно простую программу ACDSee Pro 5.

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.

Один из самых захватывающих аспектов фотографии - то, что она открывает дверь в миры, которых мы не можем видеть невооруженным глазом. Попытки запечатлеть эти миры бросают нам свои вызовы и требуют гораздо более систематического подхода, чем в других областях фотографии, но результаты получаются захватывающими и стоят потраченных усилий. Макросъемка самых многочисленных, но наименее заметных существ нашей планеты - насекомых - отличный пример этого.

Для достижения наилучших результатов, вам нужно использовать технику, известную как - сделать несколько снимков одного объекта с небольшим смещением точки фокусировки, и затем соединить вместе их резкие области, для того, чтобы создать очень детализированное конечное изображение.

Подготовка к макросъемке по технике стекинга

Вы можете легко фотографировать насекомых у себя дома на столе.

Важно иметь в виду, что композиция и каждого снимка должны быть одинаковыми, для того чтобы на этапе обработки фотографий, программа могла легко создать окончательное изображение. Чтобы добиться этого, вы должны вначале правильно подготовиться к съемке.

Вам понадобится просторное рабочее место, где никто не нарушит порядок в вашем оборудовании, и достаточно пространства, чтобы двигаться без риска случайно что-то задеть. Как минимум, вам нужен тяжелый штатив и крепкий стол, который не будет двигаться.

Перед съемкой я провожу стресс-тест моего оборудования - отпускаю руки от штатива и ничего не поддерживаю. Все оборудование должно оставаться на своих местах и ничего не должно упасть и повредиться.

Для достижения близкой фокусировки можно использовать набор , которые устанавливаются между объективом и фотоаппаратом. Их можно купить достаточно дешево. Простой 50мм полтинник с макрокольцами - хороший начальный вариант в качестве макрообъектива.

Композиция в макросъемке насекомых

Хорошая композиция - это то, что поможет вам создать не просто фото для научных статей, а более привлекательные снимки, приносящие эстетическое удовольствие.

Насекомых снимают с нижней точки, так получается более динамично. Подумайте о том, как ваш снимок будет читаться. Глаза и рты насекомых представляют собой фантастическую точку фокусировки, а когти, мандибулы и волосы могут использоваться в качестве мощных опорных точек.

Готовясь к съемке, оставьте в кадре столько места вокруг объекта, сколько возможно. Помните, что вам придется сильно , потому что макрокольца будут давать на периферии кадра.

Когда будете сшивать фото в программе вы обнаружите, что программа хорошо выровняет ваши скадрированные снимки. Поэтому чем больше пространства вы себе оставите, тем у вас будет больше гибкости, чтобы создать конечную приятную композицию. В таких случаях пригодится фотоаппарат с большим разрешением матрицы, например такой как мой Sony Alpha 7R II с сенсором на 42.4 мегапикселя.

Техника стекинга при макросъемке

Макрорельса поможет вам точно настроить фокус

Постоянство - вот ключевой момент. Цель стекинга - создать серию похожих изображений, на которых фокус меняется совсем чуть-чуть, чтобы дать вам достаточно материала, который можно соединить на компьютере для достижения нужной глубины резкости конечного изображения. Вы можете сделать это, перемещая камеру на очень маленькие расстояния, либо по направлению к объекту, либо от него, с помощью . Вручную регулировать фокус с помощью фокусировочного кольца на объективе в таких случаях практически невозможно.

Установите фотоаппарат как можно ближе к объекту, чтобы отодвигаться от него, а не приближаться. Таким образом вы можете не беспокоиться о том, что случайно заденете оборудование, потревожите насекомое и испортите кадр. Используйте тросик автоспуска или настройте таймер своей камеры, чтобы быть уверенным в том, что при нажатии на спуск затвора при съемке не будет дрожания.

Сделайте максимальное количество изображений, насколько это возможно во время небольшого передвижения макрорельсы. Может быть, вы не будете использовать для стекинга все эти фото, но хорошо, когда есть из чего выбрать. Настраивайте свою экспозицию вручную, в противном случае вы рискуете получить отличающиеся друг от друга кадры.

Чтобы получить нужную , важно использовать вспышку, потому что при съемке на прикрытых диафрагмах естественного освещения недостаточно. К счастью, поскольку насекомые очень маленькие, и обычная внешняя вспышка хорошо подойдет.

Поместите освещение на маленьком настольном штативе как можно ближе к объекту, и экспериментируйте. Давайте вспышке достаточно времени чтобы восстановиться между кадрами. Если освещение будет неодинаковое, соединить кадры не получится. Как только вы освоитесь с техникой, можно немного поэкспериментировать. Как и в случае с фотоаппаратом, настроить вспышку лучше в ручном режиме.

Для начала, сделайте 20-30 изображений на f/ 11 и убедитесь, что резкий участок на снимках передвигается. Позже, вы можете использовать не настолько зажатую диафрагму и получать изображения с большей резкостью, делая больше кадров, но глубина резкости на них будет меньше. В конечном итоге, нужно стремиться использовать диафрагму на значениях, которых объектив у вас наиболее резок, обычно это f/ 4 - f/ 5.6. Для этого вам может потребоваться 100 снимков, чтобы получить одинаковую резкость на всех участках кадра.

Обработка и сшивание отснятых фотографий

Программа Helicon Focus позволяет экспортировать конечный результат в файл-исходник. Эти программы не просты для изучения, поэтому не расстраивайтесь, если у вас сразу не получится ожидаемого результата. Радиус и настройки размытия могут очень отличаться для каждого изображения, и лучшие из них вы можете найти только опытным путем. Но со временем вы набьете руку.

Эстетика фото при стекинге

Когда вы создаете изображения с помощью стекинга, иногда очень хочется забыть об эстетике и просто соединить 500 фото, чтобы достичь идеальной резкости.

Этот метод может быть заманчивым, но чаще всего, с его помощью нельзя создать по-настоящему захватывающее изображение. Вы не должны забывать, что по-настоящему хороши те изображения, которым удалось запечатлеть некую историю. К примеру, когда я фотографировал обыкновенного домашнего паука (см. фото выше), я решил сделать сильный фокус на его глазах и клыках, чтобы передать живость и подвижность паука - и эта фотография была создана путем соединения всего лишь двух снимков.

Расстановка освещения при макросъемке насекомых

Для этого фото божьей коровки расстановка была довольно простой, ключевым моментом был выбор фона. Яркий цвет и нитки от шарфа создали прекрасный фон для объекта. Я использовал две вспышки, срабатываемых по триггеру - одну с цветным гелем, вторую закрытую белым картоном, чтобы смягчить основной свет. И еще один лист белого картона поместил слева от фотоаппарата, чтобы отраженным светом заполнять тени.

Экспериментируйте с фоном
По мере наработки опыта в технике стекинга, вы можете попробовать использовать цветные гели или картон, чтобы по-настоящему оживить свои фотографии с помощью интересного освещения и фона.

Используйте специальную программу для стекинга
Специализированная программа, такая как Helicon Focus, позволит вам соединять файлы-исходники, поэтому, когда дело дойдет до пост-обработки, у вас будет много возможностей. Экспериментируйте с соединением файлов, работайте с JPEG перед тем, как переходить непосредственно к исходникам.

Для того, чтобы сшивать изображения, используется программа Helicon Focus Pro.

Охлаждайте насекомых
После смерти тела насекомых разлагаются крайне быстро, поэтому лучше всего фотографировать их живыми - но нужно не давать им двигаться. Для съемок лучше всего понизить температуру тела, чтобы они начали засыпать, и движения замедлились. Сколько времени держать насекомых в холодильнике (или в морозилке) - зависит от их размера и веса. Поместите их в пластиковый контейнер, и проверяйте каждые 1-5 минут, насколько замедлились их движения.

Используемое оборудование для макросъемки

Sony Alpha 7R II
Поскольку стекинг требует серьезного кадрирования, фотоаппарат с большим количеством мегапикселей даст вам прекрасную возможность делать это, и все равно создавать большие файлы, подходящие для печати. Полнокадровый фотоаппарат Alpha 7R II может делать с подходящим объективом очень четкие и детализированные изображения.

Макрорельца
При использовании объектива практически невозможно делать тонкое перемещение фокусировки. Макрорельса даст вам возможность перемещать ваш фотоаппарат на очень маленькие расстояния, давая вам возможность делать снимки с плавным передвижением фокуса, которые хорошо подойдут для стекинга.

Вспышки
Вспышки позволят вам использовать маленькую диафрагму и низкие значения ISO. Низкое ISO даст вам меньше шумов и больше пространства, чтобы корректировать цвета и экспозицию при постобработке. Также, вам нужно одинаковое освещение на всех фотографиях, чтобы в дальнейшем объединить их, что не всегда возможно при естественном освещении.

Программа Helicon Focus Pro
Хотя соединять фото можно и в другой программе, я настоятельно рекомендую вам использовать именно эту, потому что она позволяет создавать файл-исходник из окончательного стека, давая вам больше возможностей для редактирования.

Автор статьи - Микаэл Бак, лондонский редакционный и коммерческий фотограф. Он более десяти лет работал фотокорреспондентом в таких изданиях, как TImes, Mail on Sunday и The Metro. В настоящее время работает на коммиссионной основе на британские национальные издания, знаменитые компании и крупнейшие бренды.

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.

Однажды, фотографируя насекомых, я вдруг осознал, что они живут в совершенно другом мире. Они живут рядом с нами, вокруг нас, - но их мир абсолютно иной. Там другие пропорции, ритмы, течение времени, свет и цвет. Там все выглядит совсем иначе. При погружении в тот мир меняется дыхание, ритм сердца, ощущение перспективы пространства. Краски вдруг обретают небывалые цвета, глубину и насыщенность. Солнечный свет становится текучим и начинает струиться, перетекая от капли к капле, наполняя особым сиянием все вокруг. Похоже, что даже сила тяжести там меняет свое качество, и насекомые чувствуют себя вполне комфортно в любом положении относительно горизонта. Там нет отдельно стоящих предметов или частиц, а есть единый поток жизни, где все неразрывно связано, где каждый находится на своем месте - и свет, и насекомые, и цветы, и люди…

Ощущая нити взаимосвязей, насекомые двигаются, создавая некий магический узор, сплетенный из света, тени, росы и… моего внимания. В какой-то момент я сам себя начинаю ощущать частью и одновременно неким центром этого узора, он отражается в зеркале моего фотоаппарата… Щелчок - и мир, сворачиваясь, летит в холодную космическую черноту, оставляя непроявленный рисунок на фотографической пленке, и я тоже растворяюсь в этой черноте без остатка. Еще щелчки… и только смена пленки указывает на то, что время не застыло на месте. Вдох - и я снова ощущаю себя парящим в этом особом мире. Движение - и я чувствую затекшие суставы, озираюсь по сторонам и начинаю осознавать, в каком нелепом положении простоял так долго…

Каждый раз после такой фотосессии, словно после полного погружения в океан света и тени, я уношу с собой ощущение сказки и несколько заветных коробочек с фотопленкой - независимым свидетелем чуда.

После проявки пленки и печати снимков начинается другой, не менее важный, но очень болезненный этап. Я, словно хирург со скальпелем в руках, безжалостно обрезаю все лишнее. То, что недостаточно точно и корректно отражает чудо, свидетелем которому я был и которое поселилось в моем сердце. Я сравниваю две картинки - лежащую на столе и пульсирующую в моем сердце. Как правило, сравнение оказывается не в пользу тех, что на столе, и тогда удаляется вся пленка. Из огромного количества материала остаются лишь меленькие крупицы, но в них угадывается ощущение чуда, а значит, усилия потрачены не напрасно.

За несколько лет опыта таких погружений я понял, что невозможно адекватно отразить суть без хорошей фототехники, правильного внутреннего настроя и кропотливой работы над собой. И всему этому надо уделять особое внимание.

Как мастер меча не сможет раскрыться в полную мощь, держа в руках плохую железку, так и фотограф не сможет раскрыться на сто процентов, используя плохую фотокамеру. Фотоаппарат должен стать продолжением тела, новым органом восприятия. Если произошло слияние человека и техники, то аппаратура становится чутким, тонким и надежным помощником в этом путешествии - путешествии по особым мирам, мирам света и тени.

Правильный внутренний настрой позволяет точно улавливать малейшие нюансы и вовремя реагировать на мгновенные изменения ситуации. Внутренняя честность позволяет более точно и адекватно оценивать степень своего мастерства в передаче тончайших нюансов и оттенков. Все вместе позволяет оттачивать восприятие и двигаться дальше, вглубь самого себя.

Тут возникает вопрос: какая же камера может стать тем самым инструментом? На него нет однозначного ответа. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Единственный критерий выбора - это ощущение «своей» камеры. Если взять такую вещь в руки, сразу возникает ощущение: оно . Но и этого ощущения недостаточно. Для макросъемки должна иметься соответствующая оптика, позволяющая снимать макро- и микроуровни. И, конечно, необходим штатив.

Хороший штатив - это одно из непременных условий достижения хорошего результата. Дело даже не в том, что он позволяет увеличить выдержку без появления эффекта «шевеленки» и свободно менять глубину резкости. Штатив является точкой опоры не только для фотоаппарата, но и для восприятия фотографа. О чем это я? Во время фотосессии при погружении в макромир в сознании происходит некое раздвоение. Одна часть внимания фотографа полностью захвачена происходящим, а другая контролирует процесс фотосъемки. В этом случае штатив позволяет держать оптимальную дистанцию съемки, контролировать композиционный рисунок и уделить больше внимания происходящему в кадре. Тем самым штатив увеличивает предсказуемость результата фотосъемки, позволяя экономить силы и энергию. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будет гораздо труднее добиться стабильных результатов. А стабильность - признак мастерства.

Совсем не зря столько лет люди совершенствуют, казалось бы, уже давно совершенную аппаратуру. Каждый год выходят все новые и новые камеры с новыми, порой уникальными возможностями. И вот наступил век цифровой техники. Что он нам дает? Новые возможности творчества для тех, кто движется вглубь, и старые, скучно-мыльные картинки для тех, кто так ничего и не понял.

Мир вокруг нас все так же наполнен тайной и сказкой, и все так же трудно и легко проникнуть в нее. Ведь секрет не в технике, а в нас с вами, - он внутри нас.

По большому счету не важно, цифровая или пленочная камера в руках. Суть не в том, на какую камеру снимать, а в том, как это делать, с каким настроем. Умение погружаться в бездну и возвращаться с непустыми руками - это и есть искусство, искусство восприятия, искусство фотографии.

Тот, кто овладел им, - по-настоящему счастлив.

© Николай Кузнецов