23.08.2019

Домовой отвечающий за скотину на руси. К владельцам коров приняты строгие меры


У домового есть брат, который не заходит в избу, а живет на подворье. Называют его дворовым, и круг забот у дворового иной. Он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство.

Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него — вороная и пегая. А если хозяин купит и приведет на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу.

Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост все в репьях.
Особо должны хозяева беречь только что родившихся телят и ягнят. Не случайно их сразу несут в хату, под заботливую опеку своих ребятишек. Иначе дворовой мог бы задушить приплод. И лишь если сунуть ягненка или теленка головой в устье печи, как говорят, «подломить», тот сроднится с домом, и дворовой возьмет заботу о нем на себя.

Если не раздражать дворового, угождать ему, то будет на подворье не только мир и порядок, но и благополучие. Будет у лошадей шерсть лосниться, а вся животина сыта. Удачлив станет мужик в покупках и при продаже останется в прибыли. Град не побьет его посевы и сады, а ведьма не будет задаивать коров. Одним словом, дворовой сам справится с нечистой силой.
Считалось, что на Михайлов день дворовой может, если его не задобрить, уйти с подворья на всю зиму, оставив животных без присмотра. Потому 21 ноября заботливые хозяева особым обрядом ублажали дворового.

Еще до утренней зорьки старшая из женщин в семье выносила во двор чашку с пивным суслом. А перед полуднем хозяин ездил по двору на любимой лошади дворового. В это время хозяйка, размахивая помелом, приговаривала: «Батюшка дворовой, не уходи! Не разори двор, животину не погуби! Лихому (Черту) пути-дороги не кажи!»

Дворовой в традициях российских городов

В некоторых традициях российских городов дворовой не считается отдельным персонажем, его черты содержит в себе и домовой-доможил. Но в северо-западных, центральных и юго-западных областях он считается хозяином крестьянского двора и там его отличают от его собрата домового - хозяина дома. В поверьях Ярославской губернии говорится, что дворовой имеет наружность хозяина дома, как и домовой. Живёт он во дворе. Если он невзлюбит какую-то скотину, то будет всячески вредить ей. Говорят, чтобы дворовому скотина полюбилась, её надо выбирать с таким цветом шерсти, какой цвет волос у хозяина. Например, если хозяин брюнет, то скот покупают черной масти и т.д. Дворовой имеет все те качества, что и домовой, только является он более злым и мстительным персонажем. Дворовой, которому хозяин полюбился, нередко ворует у соседей сено и овёс для домашнего скота. Поэтому между дворовыми нередко затеваются драки. Увидеть дворового - весьма редкое явление и предвещает оно тому, кто его повидал, несчастье. Жила в одной деревне женщина с мужем, всё у них было в достатке, нужды ни в чем не знали, жили душа в душу, мирно, счастливо. Пришлось как-то мужу уехать по делам далеко. А в то время случилось как-то женщине вечером выйти во двор, где увидела своего мужа, ходившего вокруг телеги. Был это дворовой. После этого случая полюбил муж работницу, прислуживавшую у них в доме, а собственную жену выгнал вон. В основном рассказы об этом существе сводятся к тому, как он мучает непонравившихся ему животных, дружелюбен он лишь с собакой и козлом. Это он путает гриву лошадям, общипывает и обрезает им хвосты и строит подобные козни, против которых хозяева вешают под потолком конюшни или хлева убитую сороку, поскольку считается, что дворовой относится с ненавистью к этой птице. Его стараются ублажить каким-либо известным способом, предупредить его желание, угодить должным образом. Лучше стараться не заводить белых кошек, такого же цвета собак, сивых лошадей, хотя соловых и буланых он тоже недолюбливает и обижает. Зато холит, гладит лошадей вороной и серой масти. Если же никак нельзя избежать того, чтобы купить скотину той масти, которая не по душе домовому-дворовому, то купленное животное пригоняют с базара и вводят во двор через овчинную шубу, которую следовало разостлать в воротах наверх шерстью. Хозяйки особенно внимательно приглядывают и ухаживают за новорожденными животными, дворовой спуску не дает ни телятам, ни овцам: либо изломает, либо задушит. Поэтому их стараются унести из хлева и поселить в избе. Принесенного принято совать головой в устье печки, как бы "вдомляя", то есть сродняя с домом.Не находятся в подчинении у домового лишь куры, считают, что у них свой бог есть. В некоторых местах знающие люди припасают нитку от савана мертвого, вплетают её в плеть с тремя хвостами и залепляют воском. В полночь, держа такую плеть в левой руке, люди выходят во двор и начинают бить по всем углам хлева и под яслями в надежде попасть всё-таки в разбушевавшегося виновного. В Орловской губернии был обычай "дарить домового": брали разноцветные блёстки, копейку с изображением на ней коня, хлеба горбушку, отрезанную от непочатого каравая, всё это сносили в хлев и читали следующую молитву: "Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими, попой, накорми". Часто дворовые ссорятся между собой и тогда достается и хозяевам, такое несчастье невозможно ни предугадать, ни отвратить. В Вологодской губернии рассказывали, что как-то один злой "дворовушко" начал завидовать своему доброму соседу, видя, что у того коровы сыты всегда, шерсть у лошадей гладкая и лоснящаяся. Провертел он тогда дыру в чане, в котором добрый дворовой носил с реки воду в полночь. Тот всё лил и лил её в чан, всё ждал, что вода сравняется с краями, но так и не дождался: тогда с горя повис он под нижней губой у лошади сосулькой ледяной в виде человечка маленького в шерсти.

Дворовой - Домашний дух

Дворовой -Домашний дух, обитавший во дворе у древний славян
Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе).

Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем неменее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником или банником. Вописании дворового соединились традиционные черты домового и свойства оборотня, взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими ногами. Это не случайно. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Отожествление дворового и кошки видно из следующей загадки: "Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит". Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"").

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Как ни просто деревенское хозяйство, как ни мелка, по-видимому, вся обстановка домашнего быта, но одному домовому-доможилу со всем не управиться. Не только у богатого, но у всякого мужика для домового издревле полагаются помощники. Их работа в одних местах не считается за самостоятельную и вся целиком приписывается одному "хозяину". В других же местах умеют догадливо различать труды каждого домашнего духа в отдельности. Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он же и гуменник)и шишимора-кикимора; лешему помогает полевой, водяному - ичетики и шишиги вместе с русалками.

Дворовой-домовой получил свое имя по месту обычного жительства, а но характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он невзлюбит (всегда и неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он устраивает так, то скотина спадает с тела, отбиваясь от корму; он же путает ей гриву, обрезает и общипывает хвост и проч. Это для него всякий хозяин на потолке хлева или конюшни подвешивает убитую сороку, так как дворовой-домовой ненавидит эту сплетницу птицу Это его, наконец, стараются ублажать всякими мерами, предугадывая его желания, угождать его вкусам не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит вороных и серых). Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор, пригоняя с базара не иначе, как через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх. С особенным вниманием точно так же хозяйки ухаживаю г около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит малышей и может либо изломать, либо и вовсе задушит. Поэтому таких новорожденных и стараются всегда унести из хлева и поселяют в избе вместе с ребятами, окружая их таким же попечением, принесенного сейчас же суют головой в устье печи, или, как говорят, "водомляют" (сродняют с домом) На дворе этому домовому не подчинены, одни только куры, у них нмеется свои бог.

При6егая к точно таким же мерам умилостивления дворового, как и домового-доможила, люди не всегда, однако, достигают цели и дворовой точно так же то миролюбив, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и вместо ласки и убеждений вступают с ним в открытую борьбу и нередко в рукопашную драку.

По вологодским местам, крестьяне, обезумевшие от злых проказ дворовых, тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором "Boтi тебе, вот тeбe за то то и вот это" . По некоторым местам (например, в Новгородской губернии) догадливый и знающий хозяин запасается ниткой из савана мертвеца, вплетает ее в треххвостую ременную плеть и залепляя воском. В самую полночь, засветив эту нитку и держа ее в левой руке, он идeт во двор и бьет плетью по всем углам хлева и под яслями авось как-нибудь попадет в виновного.

Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые, - несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. В Вологодской губернии (в Кадниковском уезде Васьяновской волости) злой "дворонушко" позавидовал своему соседу, доброму "дворовушке", в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь с реки воду. Лил добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сровняется с краями, да так и не дождался и с горя на месте повис под нижней тубои лошадки, ледяной сосулькой в виде "маленького человека в шерсти".
Оттуда же (из-под Кадникова) получена и такая повесть (записанная в деревне Куропской как событие 80-х голов прошлого столетия)

"Жила у нас старая девка, незамужняя, звали ее Олькой. Ну, все и ходил к ней дворовушко спать по ночам и всякий раз наплетал ей косу и наказывал "Если ты будешь ее расплетать, да чесать, то я тебя заломаю" Так она и жила не чесала и не мыла головы, и гребня у себя не держала. Только выдумала она выйти замуж, и когда был девичник, пошли девки в баню и ее повели с собой, незамужнюю, старую девку, невесту. В бане стали ее мыть. Начали расплетать косу и долго не могли ее расчесать, так закрепил ее дворовушко. На другое утро надо было венчаться - пришли к невесте, а она в постели лежит мершая, и вся черная. Дворовушко ее и задавил"
Не только в трудах и делах своих дворовои похож на домового, но и внешним видом oн ничем не отличается (так же похож на каждого живого человека, только весь мохнатый). Затем все, что приписывают первому, служит лишь повторением того, что говорят про второго. И примечательно, что во всех подобных рассказах нет противоречий между полученными из северных лесных губерний и теми, которые присланы из черноземной полосы Великороссии (из губерний Орловской, Пензенской и Тамбовской). В сообщениях из этих губернии замечается лишь разница в приемах умилостивления: здесь напластывается наибольшее количество приемов символического характера, с явными признаками древнейшего происхождения. Вот, например, как дарят дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву:
- Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими - попой и накорми.

Этот дар, положенный в ясли, далек по своему характеру от того, который подносят этому же духу на севере, в лесах, - на навозных вилах или на кончике жесткой плети.
Дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как домовой-доможил для каждой избы, и банники для всякой бани, овинники или гуменники для всех без исключения риг и гумен (гумен, открытых со всех сторон, и риг, прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами). Вся эта нечисть - те же домовые, отличные лишь по более злобным свойствам, по месту жительства и по затейным проказам.

ДВОРОВЫЙ - дух двора. Подобие или разновидность домового, обитающий во дворе дома. Покровитель двора. Если любит хозяев, то охраняет их двор, заботится о порядке, о скотине и т. п. - заботится о сохранении и приумножении богатства. Но дворовый более беспокоен, более вредный и пакостливый, чем домовой: во дворе неприятных случайностей происходит больше, чем в доме, вот они и приписывались дворовому.

О трицательные черты характера дворового проявляются, например, в том, что он любит только вороных и серых лошадей, но не любит буланых и сивых, в том, что он может, якобы из ревности, погубить новорожденного жеребенка или теленка, поэтому их следует сразу же занести в дом. Дружит же дворовый только с козлами и собаками. Но и собак белых, и кошек ненавидит. Ревностно и недоброжелательно дворовый относится и к духам соседних дворов, нередко старается им напакостить - очевидно, что это человеческая зависть, принявшая мифологическую форму.

Внешне дворовый похож на домового , мохнат, но лыс. Если его хотят задобрить, то угощение для него кладут в ясли, поднося его на вилах. При покупке коня или какой-либо иной скотины хозяин, приводя ее во двор, обводил три раза вокруг себя (при этом нельзя было держать узду голой рукой) и говорил, обращаясь к дворовому: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми, рукавичкой гладь». При новоселье, при переводе скотины, например коров, на новый двор старший из хозяев, обращаясь к дворовым духам, говорил: «Кормилец-батюшко, кормилица-матушка, как я люблю этих коровушек, так и вы их любите».

Заговор, чтобы видеть дворового: «Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приход таким, каков я».

Первого ноября (по старому стилю) совершали обряд изгнания со двора лихого дворового выбирали лошадь, которую дворовый больше всего не любит, и объезжали на ней весь двор верхом, размахивая вокруг помелом, обмакнутым в деготь. Этим помелом дворовому ставили на лысине отметину, после чего он сбегал двора.

По характеру отношений с хозяином двора - злой дух. Дворовой чрезвычайно раздражительный и склочный дух. Нередко домовладельцы терпят много бед от ссор соседних дворовых, которые стараются навредить друг дружке и разорить места обитания.

Но верили, что если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, будет приносить много потомства. Он кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, привязывает красные ленточки, заплетает ее в косички, которые ни в коем случае нельзя расплетать, чтобы не навлечь гнев дворового. На Русском Севере рассказывают об этом так: «У деда вот конь был белый. А дворовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а если не полюбит, так изведет. Так вот, конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено. „Батя, ты клал?" - „Нет, не я".

А в другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит: человек-то будто высокий такой подошел к коню да и сена ему наложил и косу заплел. Вот дед пошел домой и сказал, что дворовой сено кладет».

Отношение дворового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась дворовому «не ко двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину он мучит.

Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. «У нас четыре коня было. Одного-то невзлюбил дворовой, и все. Утром приходят мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены (он им косички мелкие-мелкие плетет). А этот вспаренный весь, храпит. Ну, решили мужики подкараулить его. Взяли, подвесили дырявое ведро под овес, а сами за скирдой спрятались. А дворовой пришел, стал овес насыпать, а ведро дырявое. Он как кинет его в скирду, в мужиков. Ох, перепугались они и убежали».

Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

Если о домовом знают почти все, то о дворовом мало кто даже слышал. А между тем, людям, живущим в частном доме, знать о нем просто необходимо.

Кто же такой дворовой, и как он выглядит?

Дворовой далеко не так дружелюбен, как его сородич домовой. Ростом он немного ниже человека, широкоплечий, сутулый, тело его покрыто густой темной шерстью. Увидеть его практически невозможно, зато можно услышать его бормотание, так как он любит постоянно что-то бубнить себе под нос.

Все постройки возле дома дворовой считает своей собственностью. Поэтому пользы от него немного, единственное, что он чужаков не пропускает во двор. Но, в отличие от домового, он не воров гоняет, а чужую нечистую силу. И делает он это не из любви к людям, а чтобы на его территорию другой дворовой не позарился.

Не только нечисть дворовой гоняет, но и любую скотину, приобретенную и приведенную на его двор: бьет и щиплет, есть не дает, и часто на новом месте лошадь или корова начинает худеть и болеть, может даже умереть, а все по вине вредины-дворового. Он не жалеет даже детёнышей животных, появившихся на его территории. Из всех домашних животных не боятся дворового только собаки и козы.

Чтобы оградить приобретенную скотину от дворового, животных нужно заводить в ворота по разосланной во дворе шкуре (корову – по коровьей, овцу – по овечьей). А новорожденного детёныша забирают в дом, под защиту домового. У домового силы больше, чем у дворового, поэтому последний не станет вступать с ним в конфликт.

Зато дворовые с разных дворов часто ругаются и даже дерутся. Если такое произойдет – людям беда, они могут поломать забор, вытоптать огорода, раскидать утварь. Чтобы дворового успокоить, ему нужно принести и разложить яркие лоскуты, бусины, монеты. Можно оставить горбушку хлеба, хорошо посыпанную солью. Раскладывая подарки для дворового, произнесите:

«Хозяин двора — дворовой, хозяин дома — домовой, соседушки мои. Я вам дарю и благодарю. Скотину примите, накормите и напоите».

Если и после данного обряда дворовой продолжает баловаться и обижать домашних животных, его можно и наказать. Для этого возьмите вилы и тыкайте ими в нижние брёвна дворовых построек, как бы стараясь попасть в дворового, приговаривая:

«Вот тебе, дворовой! За то и за это (перечислите его прегрешения)».

Даже если побить вам его не удастся, то испугаете вы его точно. На какое-то время дворовой успокоится. Через время он опять начет безобразничать, такая уж его натура.

У древних славян было принято задабривать дворового .

Видео: 10 Мифических существ славянской мифологии

Прежде, чем покупать новую скотину, глава дома спрашивал домового – какую масть тот хочет. Для этого шли ночью в хлев и прикрывались бороной, потому что именно через борону можно увидеть домового. Но смотреть надо было одному, иначе кормилец мог рассердиться.

Ночью в хлев приходил домовой кормить скотину, тогда смотрели: какого цвета волосы у домового, такой масти покупали животное. Только что купленную лошадь или корову ставили под среднюю балку хлева и говорили «Хозяюшко-батюшко, пои и корми мою животинку».

Ответ в игре – Откашляться

Неспешно, по-хозяйски, обходит скотину, заботливо подбрасывает корове свежего сена, подгребает корм ей прямо под морду. Затем направляется к лошадям, чистит и гладит их, расчесывает гривы, заплетает им в гривах косички, такие мелкие и тугие, что расплести их почти невозможно. Из шалости и озорства обвивает овцам копыта жгутами сена – недолюбливает старичок овец, больно бестолковая скотина.

Если животное домовому приходилось по душе, он ухаживал за ним, если нет – то начинал мучить. Тогда хозяевам приходилось продавать и подбирать другое.
«У деда вот, конь был белый, а домовой, уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а уж коли не полюбит, так изведет. Так вот конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено.

«Бать-те, - говорит, - ты ложил?» - «Не, - говорит, - не я». А другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит, человек-то будто высокий такой, да и подошел к коню-то, сена ему положил и косу заплел. Вот дед пришел домой и сказал, что домовой сено кладет (Новгородская обл., Старорусский район, Виджа, 1990)»


Дух, который следит за хозяйственными постройками: амбаром, хлевом, конюшней. В поверьях он часто сливается с Домовым или считается его родственником. Действительно, образы во многом схожи и проявляются одинаково. Правда, в отличие от Домового Дворовой не слишком добр к людям.

Дворовой - у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка.
Как и Домовой, он, скорее всего, дух предков хозяев, оставшийся надзирать за порядком дома. Вид Дворового - не обязательно антропоморфный (напоминающий человека). В ряде мест покровителем хозяйства считали особую змею, которая представляла собой дух предка, покойного хозяина дома.

Однажды вышел, а под мостом красная змия, так и увиватся. А это дворовой. Так она толстая, красная.

Ее нельзя было трогать. Змея-Дворовой получала особую дань. Другим таким животным, в который обращался Дворовой, была ласка:

Само-то ведь дед-дворовой, это ласка, зверек такой. Ушки черненьки. Она скотину нову не любит, завьет гриву-то. А у меня серых овец не любила, дак все гоняла овец до ноци, не любила. Как двенадцать часов прошло, как рукой сняло, все проходит. Заберется на спину и гоняет. Это-то дворовой и был, ласка-то.

Из этих поверий можно узнать, что Дворовой заботится о скотине, но только о такой, какая ему самому нравится. Животные, пришедшиеся «не ко двору», будут болеть, страдать, так как Дворовой станет на них ездить. Также он очень любит заплетать животным косы из гривы. В одних местах это трактовали как проявление его особой любви, в других - как вредное и опасное явление.

Как определяли Дворового ?

Дворовой живет в амбаре, на конюшне. Может также жить в земле. Увидеть его можно в особую ночь, придя в место его обитания с зажженной свечой.

Как и Домовой, Дворовой многолик и «показывается» по-разному. Часто принимает вид самого старшего члена семьи:

Случай был. Раз идет женщина, а с сараю идет, несет охапку сена вроде как свекр ейный. Она его окликнула, а он наклонился, цоп кирпичиной в дверь, она и разлетелась. Баба едва успела в избу забежать. Глядит, а свекр в избы сидит. Она бросилась к нему с испуга, а он ей и говорит: «Детонька, это дворовой».

Принимал он вид различных зверей, мохнатых существ, птиц, кошек и собак. Иногда говорили, что Дворовой - брат-близнец Домового, только черный.

Чем отличается Дворовой от Домового

Хотя во многих легендах и рассказах-быличках образы Дворового и Домового практически неотличимы, у первого есть ряд собственных признаков.

В отличие от Домового, для Дворового более важны скотина, домашние животные, к ним он более внимателен. Но в целом, Дворовой имеет более сварливый нрав. Однако знающие хозяева умели найти к этому духу подход.

Дворовые могли ссориться между собой, соперничать, причем это отражается на состоянии двора и хозяйства, животных.

Также дух двора охраняет хозяйство от других духов, от происков злых колдунов, порчи и сглаза.

Как угодить Дворовому?

Дворовой особенно любит животных «своей» масти, то есть, совпадающей с цветом его шерсти. Плохо относится к белым животным, сивым лошадям. К скотине черного цвета, наоборот, питает особую любовь. Также он любит коз и собак, кошек. Если масть коровы, овцы или коня не угодна Дворовому, в конюшне или амбаре у порога расстилали овчину шерстью вверх и вводили так скотину. Дворовой также может жестоко относиться к детенышам животных, поэтому хозяева брали их на время в дом, где совали головой в печь, чтобы новорожденный был «ко двору». От злого Дворового над входом в амбар вешали чучело сороки. Также Дворовой очень не любит, когда в подведомственных ему постройках непристойно ведут себя, работают в неурочный день или по ночам, ругаются.

День Дворового

21 октября по старому стилю считался днем Дворового . Ему в этот день приносят особую дань - что-то съестное, например, пиво, которое ставили в условленное место на дворе. Хозяин седлал любимую лошадь Дворового и ездил на ней, а самая старая женщина приговаривала, махая помелом, особый заговор-приветствие духа. Считалось, что если этот день проигнорировать, то Дворовой обидится, начнет проказить, либо вовсе уйдет со двора, а его место займет гораздо более злой дух.

Дворовой - один из узнаваемых образов славянской мифологии. Про него не так много поверий, но все они интересны. Всегда полезно изучать мифы и легенды наших предков - они много говорят об их образе жизни, представлениях о мире, о себе, позволяют нам стать к ним ближе.

Подробнее о славянской мифологии.