19.09.2019

Сколько нефти вмещает танкер. Самый большой танкер в мире. Самый большой нефтяной танкер в мире


Нельзя недооценить роль инфраструктуры в жизни человека. Экономика ни одной современной страны не может существовать без развитых торговых отношений. Для транспортировки таких важных продуктов, как газ и нефть, чаще всего используются трубопроводы. Однако для экспорта через моря и океаны используются танкеры (от английского «tank» - цистерна) - специально оснащенные судна. В их ряду есть свои рекордсмены, которых принято называть супертанкерами. К ним относятся корабли, которые имеют внушительную вместительность, а вместе с ней и внушительные размеры.

В этом материале мы расскажем о том, какой самый большой танкер в мире, а также о еще четырех грандиозных кораблях этого класса.

Первое место - Knock Nevis

Данный танкер имеет очень богатую историю. За время существования он успел сменить четыре имени. Изначально он получил название «Jahre Viking», которое позже было сменено на более позитивное - «Happy Giant». Однако и оно не стало финальным. Вскоре было изменено первое слово в имени - «Seawise Giant», и лишь затем корабль пришел к своему современному названию.

Knock Nevis - поистине гигантский корабль. Его длина составляет около 458 метров. Для осуществления полного разворота супертанкера необходимо два километра. Примечательно, что для разворота чаще всего используют специальные буксиры. Это упрощает выполнение маневра. Ширина судна также внушительна - 69 метров, что сопоставимо с шириной футбольного поля. Общая же площадь верхней палубы судна смогла бы вместить несколько таких полей.

Из-за своих размеров этот супертанкер не способен преодолеть Суэций и Панамский каналы. По этой же причине ему запрещено посещать пролив Ла-Манш. Изначально судно строилось для греческого предпринимателя, который по причине банкротства не смог выкупить танкер.

Knock Nevis даже довелось стать фигурантом боевых действий. Во время войны в Персидском заливе он был атакован авиацией Ирака. Судно получило серьезные повреждения. Оно фактически затоплено. Тем не менее танкер был отбуксирован и, пройдя серьезные ремонтно-восстановительные работы, вновь вернулся в строй.

Второе место - Battilus

Данный супертанкер был произведен в полном соответствии с первоначальным проектом и с тех пор не пережил ни одной модернизации. Крупный танкер был построен меньше чем за год. На его создание ушло около семидесяти тысяч тонн стали. Стоимость судна - 130 000 000 долларов США.

Длина корабля составляет 412 метров. В ширину он 62 метра. Осадка - 28 метров, что сравнимо с многоэтажным домом. Судно передвигается благодаря четырем турбинам мощностью в 65 тысяч лошадиных сил каждая. Супертанкер способен развивать скорость в 16 морских узлов. Экипаж включает всего 26 человек.

Третье место - Bellamya

Bellamya был создан в том же году, что и Battilus - 1976, а списан он был всего на год позже, в 1986. За это время Bellamya успел перевезти огромное количество нефти. Он использовался на Ближнем Востоке, для транспортировки нефти из персидского залива. Расход топлива супертанкером составлял около трехсот тонн. Для закачки нефти судно имело четыре мощных насоса, а для ее хранения - около 20 резервуаров. Длина каждого резервуара составляла около сорока метров, а ширина - двадцать метров.

Четвертое место - Pierre Guillaumat

Данный танкер получил свое имя в честь известного политика из Франции, который по совместительству являлся крупным предпринимателем главной нефтяной корпорации. Создано судно было в 1977 году. Шесть лет оно выполняло свои прямые обязанности по транспортировке нефти и нефтепродуктов, однако затем было списано в утиль. Причиной этому стала низкая рентабельность. Нефтяной кризис сильно ударил по отрасли. Многие компании в начале 80-х годов были вынуждены уйти с рынка или сократить свое присутствие.

Танкер Pierre Guillaumat был убыточен еще и потому, что, как и многие супертанкеры, не был способен пройти большинство проливов и каналов из-за своих огромных размеров. Кораблю приходилось преодолевать огромные расстояния. Кроме того, далеко не каждый порт способен принять судно таких размеров.

Пятое место - TI

Самый современный супертанкер в данном рейтинге. В отличие от своих более монструозных коллег он более приспособлен к выполнению задач при сохранении высокой рентабельности. Грузоподъемность судна составляет около четырехсот тонн жидкости. Танкер класса TI может развивать скорость до 18 морских узлов, что является весьма неплохим результатом для корабля таких размеров. Несмотря на то, что TI меньше других супертанкеров, он все же достаточно большой. Его длина - 350 метров. Самый известный корабль серии TI - «Океания». Он был спущен на воду в 2003 году. Его строительство продолжалось один год.

В данном рейтинге вы можете ознакомиться с пятью самыми большими танкерами мира. Эти корабли способны транспортировать гигантские запасы нефти на огромные расстояния. Однако их размеры несут в себе и серьезные минусы, которые в итоге и повлияли на то, что практически все корабли из этого рейтинга были списаны.

Танкеры - суда, предназначенные для перевозки нефти от мест выработки на нефтеперерабатывающие заводы. Возрастающие потребности и желание получить максимум прибыли привели к созданию супертанкеров, поражающих своими размерами и являющихся самыми большими судами в мире.

Также их называют наливными судами, подчеркивая их назначение (для доставки жидких грузов: нефти, газа, вина, масла, кислот и так далее). В этой статье речь пойдет о самых крупных нефтяных танкерах в мире.

Как устроены танкеры

Корпус этих гигантов состоит из жесткого каркаса, разделенного продольными перегородками на "танки" (отсеки, заполняемые нефтью).

Современные супертанкеры имеют двухкорпусное строение, то есть имеют внешний чрезвычайно прочный корпус, принимающий на себя удар при возможном столкновении, и внутренний корпус, что отвечает за перевозку опасного груза. Такое преобразование эти суда получили в 1990 году после ряда экологических катастроф, связанных с крушением супертанкеров "Торей Каньон" (1967), "Амоко Кадиз" (1978), "Экссон Вальдес" (1989), когда тысячи галлонов нефти вылились в море, нанеся непоправимый ущерб экосистеме Великобритании, Франции и Аляски.

Одно- и двукорпусные нефтевозы

К однокорпусным нефтевозам-гигантам относятся:

  • "Крым".
  • "Торрей Каньон".
  • "Эксон Вальдис".
  • Amoco Haven и Amoco Cadiz.
  • Idemitsu Maru.
  • Esso Atlantic.
  • Batillus.
  • Knock Nevis.

Двухкорпусное строение имеют (выборка из топ-10):

  • Sirius Star.
  • Hellespont Fairfax.

Как работают суда для перевозки нефти

Погрузка "черного золота" осуществляется мощнейшими насосами, располагающимися в специальных насосных станциях, которыми снабжены порты. Для того чтобы разгрузить танкер, на нем также установлены насосы и создана специальная система трубопроводов, имеющая блокировку и клапаны.

Когда судно загружено, плотность нефти высокая, а температура воздуха снаружи достаточно низкая, нефть начинают подогревать для снижения ее вязкости и, следовательно, облегчения перекачки. Подогрев осуществляют с помощью водяного пара, который течет через трубопроводы, пролегающие непосредственно в танках (отсеках с нефтью). Вот почему на танкерах установлены паровые котлы с огромной производительностью.

Каждый раз после выкачки сырья из судна танки тщательно очищают и дегазируют, чтобы предотвратить воспламенение паров, что выделяются из остатков груза.

Характеристики

Все нефтевозы, входящие в группу супертанкеров, имеют сходные свойства:

  • Большие размеры. Как правило, длина и ширина этих суден очень велика. Так, самый большой танкер в мире, размеры которого поистине огромны, имел длину, близкую к 500 метрам, а ширину - около 70 м.
  • Высокая степень осадки при перевозке груза (К примеру, осадка Sirius Star при загрузке составляет 22 м).
  • Огромное водоизмещение (например, Hellespont Fairfax имеет водоизмещение 234 тысячи тонн).
  • Достаточно высокая скорость для кораблей такого размера. В среднем 13-17 узлов.
  • Высочайшая грузоподъемность ("Эксон Вальдис" перевозил 235 тысяч тонн нефти).
  • Огромный дедвейт (общий вес, в который входит вес груза, необходимого топлива, оборудования и так далее). Например, дедвейт Batillus составляет почти 554 тысячи тонн.
  • Численность экипажа - 30-40 человек.

Самые большие танкеры в мире. Топ-10

10. Супертанкер "Крым" - самый большой танкер СССР и современной РФ. Построен на Керченском судостроительном заводе. Спущен на воду в 1974 году. В 1989 году был продан во Вьетнам с названием Chi Linh. Длина - 295 м, ширина - 44.95 м, дедвейт - 150 500 тонн.

9. "Торей Каньон" - изготовленный в США, этот танкер потерпел крушение в 1967 году на пути в Англию. Длина танкера - 296.8 м.

8. "Эксон Вальдис" - был построен в 1985г. в Сан-Диего (Калифорния). В 1989 году потерпел крушение около берегов Аляски, что привело к выбросу 700 тысяч баррелей нефти. После ликвидации последствий был отбуксирован к берегам Сан-Диего и вновь введен в эксплуатацию. В 2012 году танкер был утилизирован в Сингапуре. Длина - 300 м, ширина - 51 м, дедвейт - 209 836 тонн.

7. Sirius Star - был изготовлен в 2008 году в Кодже (Южная Корея). В ноябре 2008 года захвачен пиратами Сомали. Освобожден в 2009 году. Длина танкера - 332 м, ширина - 58 м.

6. MT-Haven (Amoco Milford Haven) - спущен на воду в 1973 году в Кадисе (Испания). Перевозил нефть с Ближнего Востока в порты на Средиземном море. Затонул в 1991 году около Генуи (Италия) в результате попадания ракеты во время конфликта между Ираном и Ираком. Сейчас является одним из самых посещаемых дайверами затонувших объектов. Длина - 334 м, ширина - 51 м, дедвейт - 233 690 тонн.

Amoco Cadiz - танкер-близнец МТ-Haven. "Амоко Кадиз" начал свое плавание в 1975 году из Кадиса (Италия). А в 1978 году в результате попадания на мель разломился на три части и затонул недалеко от берегов Франции. Гибель корабля привела к одной из самых крупных экологических катастроф. В море вылилось около 200 000 тонн нефти. Длина танкера - 334 м, ширина - 51 м, дедвейт - 233 690 тонн.

5. Idemitsu Maru - построен в 1966 году в Йокогаме (Япония). Транспортировал нефть из Персидского залива к берегам Японии. Списан в 1980 году. В настоящее время полностью разобран. Длина - 344 м, ширина - 49.84 м, дедвейт (абсолютная грузоподъемность) - 209 413 тонн.

4. Hellespont Fairfax - создан в Южной Корее в 2002 году. Транспортирует нефть из Саудовской Аравии в Хьюстон. Длина - 380 м, ширина - 68 м.

3. Esso Atlantic - детище японских мастеров судостроения. Был спущен на воду в 1977 году. Под флагом Либерии доставлял нефть с Ближнего Востока в Западную Европу. В 2002-м утилизирован в Пакистане. Длина - 406.5 м, дедвейт - 516 891 тонна.

2. Batillus - спущен на воду во Франции в 1976 году. Перевозил нефть из Персидского залива в Северную Европу. Списан и полностью разобран в Тайване в 1985 году. Длина - 414.22 м, ширина - 63 м, дедвейт - 553 662 тонны.

1. Knock Nevis - самый большой нефтеналивной танкер в мире. Был построен в 1976 году в Японии. Уделим лидеру чуть больше внимания.

Knock Nevis. История гиганта

Самый большой нефтяной танкер в мире начал свой путь в 1976 году в Японии, а затем был передан во владение греческому магнату. Изначально размеры судна были таковы: длина - 376.7 м, ширина - 68.9 м, а дедвейт - 418 610 тонн. Он двигался с помощью огромной паровой турбины мощностью 50 тысяч лошадиных сил, а скорость в 16 узлов обеспечивал невероятных размеров винт с четырьмя лопастями. При заводских испытаниях была выявлена сильная вибрация корпуса, что стало причиной отказа от приема судна греческими владельцами. В 1976 году самый большой танкер в мире передан SHI, где ему присвоили название Oppama.

После этого танкер попал во владение гонконгского судовладельца, и была начата масштабная переработка судна. В 1981 году гигант получил название Seawise Giant, теперь его длина увеличилась до 485 м, ширина - до 68.86 м, а дедвейт составил 564 763 тонны.

Самый большой танкер в мире должен был перевозить нефть из стран Ближнего Востока в порты США. В 1986 году во время конфликта между Ираном и Ираком судно было повреждено противокорабельной ракетой и официально считалось затонувшим.

В 1988 году Норвежская компания Norman выкупила, подняла и восстановила судно, дав ему имя Happy Giant ("Счастливый Гигант").

В 1991 году танкер снова поменял имя и владельца. Он стал называться Gehre Viking и пренадлежал норвержской компании Loki Stream AS.

Из-за своего строения (танкер был однокорпусным) судно не могло заходить в порты Европы и США (соответственно закону о двухкорпусных судах), а потому в 2004 году вновь поменяло хозяина, было названо Knock Nevis и переоборудовано в хранилище нефти около берегов Катара.

В 2010 году самый большой танкер в мире был в последний раз переименован (теперь он носил название Mont) и под флагом Сьера-Леоне отправлен в Индию на утилизацию.

Один из якорей этого огромного судна является экспонатом в Морском музее Гонконга.

Какой самый большой танкер в мире

Среди знатоков до сих пор ведутся споры о том, какому из танкеров-гигантов стоит отдать заслуженное первое место. Связано это с тем, что первоначальные размеры Knock Nevis составляли: длина - 376.7 м, а дедвейт - 418 610 тонн, и только после переделки корабль превратился в настоящего колосса с длиной 458.45 м, дедвейтом 564 763 тонны и водоизмещением 657 000 тонн.

Изначальные же размеры его оппонента Batillus были такие: длина - 414.22 м и дедвейт - 553 662 тонны, кроме того, Batillus не подвергался переделкам и не менял своего предназначения.

Технологии будущего

Очень скоро самый большой танкер в мире (фото выше) передаст пальму первенства среди самых больших кораблей поистине огромным плавучим городам с офисами, парками, жилыми домами и дорогами. Проект такого города под названием "Зеленый поплавок" разработан японской компанией и вскоре будет реализован.

Другой не менее амбициозный план плавучего города - "Эко Атлантис" - реализует компания из Китая China Communications. Город строится около побережья Нигерии.

Танкер представляет собой специализированное судно грузового типа, которое может быть адаптировано как для морских, так и для речных маршрутов. Водный транспорт предназначен для транспортировки наливных грузов. Самыми крупными в своем ряду считаются океанские супертанкеры, которые используются не только для перевозки нефти, но и для ее хранения.

Один из самых больших супертанкеров

Самый большой танкер в мире был спущен со стапелей в 1976 году. В роли его создателя выступила компания Royal Dutch Shell, а само судно имело название Batillus. На строительство водного транспортного средства было израсходовано около 70 тысяч тонн металла и примерно 130 миллионов долларов. В 1973 году имел место мировой нефтяной кризис, вследствие которого стоимость сырья существенно возросла. Это привело к значительному сокращению грузооборота. Компания-создатель танкера имела намерение прекратить но контракт, подписанный за два года до начала строительства, не позволял этого сделать. Разрыв договоренности сулил значительные издержки. На сегодня единственный конкурент судна - в мире,

Технические характеристики судна Batillus

Сразу после окончания строительства судно выполняло только свою минимальную норму: оно осуществляло всего 5 рейсов в течение года. Начиная с 1982 года водный транспорт больше времени простаивал без дела, нежели использовался по назначению. В 1982 году владелец судна принял решение продать его на металлолом по цене в 8 миллионов долларов. В структуру танкера входило порядка 40 цистерн независимого типа, общая вместительность которых составляет 677,3 тысяч кубических метров. Благодаря заложенному в конструкцию разделению на отсеки судно могло использоваться для транспортировки одновременно нескольких типов углеводородов. Проект снижал риск возникновения аварийных ситуаций и вероятность загрязнения океана. Загрузка нефти в самый большой танкер в мире осуществлялась четырьмя насосами, мощность которых составляет примерно 24 тысячи кубометров в час. Общая длина судна была равна 414 метрам, а дедвейт (то есть общая грузоподъемность) соответствовал 550 тысячам тонн. не превышала 16 узлов, а продолжительность рейса без дозаправки и пополнения запасов составляла 42 дня. На обслуживание плавающей конструкции четырьмя силовыми установками расходовалось 330 тонн топлива в сутки.

Смена поколений

После того как Batillus с двумя пятилопастевыми двигателями и 4 мощностью 64,8 тысяч лошадиных сил был использован как хранилище с 2004 года и был утилизирован в 2010 году, его место занял Knock Nevis. За историю своего существования Batillus поменял огромное количество владельцев, изменил много раз свое название и был разрезан на металлолом с названием Mont под флагом Сьерра-Леоне. Второй самый большой танкер в мире - это Knock Nevis, строительство которого, так же как и его предшественника, было окончено в 1976 году. Свои огромные размеры судно приобрело тремя годами позже, после реконструкции. В результате модернизации дедвейт танкера приблизился к 565 тысячам тонн. Его длина увеличилась до 460 метров. Экипаж судна - 40 человек. Турбины двигателей танкера способны развивать скорость до 13 узлов благодаря общей мощности в 50 тысяч лошадиных сил.

Seawise Giant, или история судна Knock Nevis

Самый большой нефтяной танкер в мире, строительство которого осуществлялось в XX веке, имеет название Seawise Giant. Конструирование судна началось до эры возникновения двухпалубных танкеров. На данный момент аналогов судна С ним, по оценке экспертов, смогут конкурировать только плавучие города с домами, офисами и полноценной инфраструктурой, проекты которых только начинаются рассматриваться экспертами. Строительство судна началось в 1976 году. Изначально его дедвейт должен был соответствовать 480000 тоннам, но после банкротства первого владельца магнат Тунг решил увеличить его грузоподъемность до 564763 тонн. Судно было спущено на воду в 1981 году, а его основное предназначение заключалось в транспортировке нефти с месторождений в Позже корабль транпортировал нефть из Ирана. Во время одного из рейсов был затоплен в Персидском заливе.

Волшебное возрождение

Самый большой нефтеналивной танкер в мире под названием Seawise Giant был поднят со дна океана около острова Харг в 1988 году компанией СРЗ Keppel Shipyard. Новым владельцем танкера стала компания Norman International, которая израсходовала на восстановление судна 3,7 тысяч тонн стали. Уже отреставрированное судно вновь поменяло владельца и стало носить название Jahre Viking. В марте 2004 года права владения на него были переданы компании First Olsen Tankers, которая в связи с большим возрастом конструкции переделала ее в FSO - плавучий комплекс, который использовался только для налива и хранения углеводородного сырья в области верфей Дубая. После последней реконструкции танкер приобрел название Knock Nevis, под которым он и известен как самый габаритный танкер в мире. После последнего переименования судно в роли FSO было отбуксировано в воды Катара на месторождение Аль Хашин.

Размеры танкера Knock Nevis

Самый большой танкер в мире носил название Knock Nevis. Он стал своеобразным порождением научно-технической революции. В рамках конструкции использована продольная система набора корпуса, а все надстройки находились на корме. Именно при сборке танкеров впервые были использована электрическая сварка. В разные периоды своего существования танкер был известен как Jahre Viking и Happy Giant, Seawise Giant и Knock Nevis. Его длина составляет 458,45 метров. Для полного разворота судну было необходимо свободное пространство в 2 километра и помощь буксиров. Поперечный размер водного транспорта 68,8 метров, что соответствует ширине футбольного поля. Верхняя палуба корабля с легкостью могла вместить 5,5 футбольных полей. Танкер выведен из состава флота 1 января 2010 года, с тех пор у него не было не только достойного конкурента, но и просто аналога.

Самый большой танкер LNG в мире

Самым крупным танкером LNG считается судно под названием Mozah, которое было сдано в эксплуатацию своему заказчику в 2008 году. При строительстве были использованы верфи компании Samsung для Qatar Gas Transport Company. В течение трех десятков лет танкеры LNG вмещали не более 140 000 кубометров сжиженного газа. Гигант Mozah побил все рекорды с показателем вместимости 266 000 кубометров. Этого объема достаточно для того, чтобы в течение суток обеспечивать теплом и электричеством всю территорию Англии. Дедвейт судна соответствует 125 600 тоннам. Его длина равна 345, а ширина - 50 метрам. Осадка - 12 метров. Расстояние от киля до клотика соответствует высоте 20-этажного небоскреба. В конструкции танкера была предусмотрена собственная установка сжижения газа, что сводило до минимума вредные испарения и практически полностью устраняло риск аварии, обеспечивая стопроцентную сохранность груза. В перспективе планируется сконструировать и спустить на воду всего 14 судов этой серии.

Самые крупные танкеры в истории

Самый большой танкер в мире - китайский. По мере смены поколений менялись и судна, которые к настоящему моменту уже списаны, оставалась прежней страна-производитель.

Конструкций ULCC класса, которым удалось превысить отметку в 500 000 тонн дедвейта, насчитывается всего 6:

  • Battilus с дедвейтом в 553,662. Период существования с 1976-1985 годы.
  • Bellamya с дедвейтом 553,662, бороздивший просторы океанов с 1976 по 1986 год.
  • Pierre Guillaumat, сконструированный в 1977 и списанный в 1983 году.
  • Esso Atlantic с дедвейтом 516,000 и продолжительностью существования с 1977 по 2002 годы.
  • Esso Pacific (516,000 тонн). Период эксплуатации - с 1977 года по 2002 год.
  • Prairial (554,974 тонн). Сконструирован в 1979, снят с рейсов в 2003 году.

Самым выдающимся изобретением человечества является нефтеналивной танкер.

Само слово происходит от английского слова «tank» - цистерна. Морской танкер это судно, предназначенное для перевозки жидких грузов (нефти, кислоты, растительного масла, расплавленной серы и прочее) в судовых цистернах (танках). Эти морские суда бывают различных размеров, но среди них есть особый тип - супертанкеры . Это самые среди танкеров такого типа. Они могут перевезти за один рейс на 50 процентов нефти больше чем другие, а эксплуатационные расходы на бункеровку, экипаж, и страховку всего на 15 процентов больше, что позволяет нефтяным компаниям, фрахтующим судно увеличивать свою прибыль и сэкономить сбережения. На такие нефтяные танкеры всегда будет спрос.

Супертанкеры - порождение научно-технической революции нашего времени. У них не было какого-то конкретного изобретателя и с развитием науки и техники стало возможно их создание. На нефтеналивных танкерах были апробирована продольная система набора корпуса, машинное отделение и все надстройки были перенесены в корму. И самое главное при их постройке началось широкое применение электросварки в судостроении, ставшей впоследствии единственным способом соединения корпусных конструкций из металла.

Одним из представителей такого класса морских являлся «Batillus ». Это грузовое судно было создано, от начала до конца, по исходному проекту без дополнительной модернизации в ходе эксплуатации. Морской танкер с момента закладки был построен за 10 месяцев, и было израсходовано на строительство около 70000 тонн стали. Постройка владельцу обошлась в 130 миллионов долларов.

танкер «Batillus» строительство в доке Saint-Nazaire

Нефтеналивной танкер «Batillus » был построен в 1976 году на французской судостроительной верфи «Chantiers de l"Atlantique » в городе Saint Nazaire. Кроме флагманского судна на воду было спущено еще три однотипных танкера :

«Bellamya » построен в 1976 году;

«Pierre Guillaumat » (был переименован в «Sea Brilliance ») построен в 1977 году;

«Prairial » (был переименован на «Hellas Fos », а позже в «Sea Giant ») построен в 1979 году.

самый большой корабль в мире - танкер «Batillus»

танкер «Batillus»

танкер «Batillus» в терминале

ходовая рубка

машинное отделение морского танкера «Batillus»

Нефтяные танкеры успешно выполняли свои функции, но международные требования взяли верх над гигантами. Грузовые суда через десять лет уже не соответствовали им, и владелец был вынужден модернизировать танкеры . Но все корабли за исключением одного были сданы на слом в период с 1985 по 1986 года, а «Prairial » прослужил до 2003 года и тоже был порезан на металл.

Размеры танкера «Batillus » впечатляют. Вместимость всех двадцати трех грузовых танков составляет 67,3 тыс. куб. м. Длина одного резервуара достигала 40 м, а ширина 21 м. Толщина наружной обшивки корпуса танкера , выполненная из стали повышенной прочности, равнялась 27,5 мм. Для отгрузки нефти на судне было предусмотрено четыре насоса общей подачей 24000 куб. м в час, они приводились в действие паровыми турбинами суммарной мощностью 86000 л. с., что составляет 30 процентов мощности главных турбин. Четыре главных турбозубчатых агрегата приводили во вращение два пятилопастных гребных винта диаметром 8,5 м.

Суточный расход топлива танкера составлял 330 тонн . Из-за огнеопасного груза главный двигатель на танкере был расположен в кормовой части. От грузового отсека его отделяло две переборки, между которыми пространство было заполнено водой. На нефтеналивном танкере огромные цистерны ограничены продольными поперечными переборками. Они ставятся для того, чтобы жидкий груз в пути не раскачивался и не затруднял движение. Данная конструктивная особенность к тому же дает возможность одновременно перевозить сразу несколько сортов различных нефтепродуктов.

однотипные суда с танкером «Batillus»

танкер «Pierre Guillaumat»

По типу судов самым большим кораблём в мире является танкер. Танкер это морское или речное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Его корпус – жёсткий каркас из металла, к которому прикрепляется металлическая обшивка. Перегородки делят корпус на отсеки, которые называются танками. Их заполняют разнообразными жидкими грузами. Объём одного такого отсека—танка колеблется в очень широких пределах: от 600 кубических метров у малотоннажного танкера до 10000 и более кубических метров для крупнотоннажного танкера.

Обычно танкеры перевозят нефть и продукты её переработки. Однако возможна перевозка и других жидких грузов: вина, метилового спирта, кокосового масла, растительного масла. Это зависит от того, какой вид жидкого груза экспортируется.

Страны Ближнего Востока экспортируют нефть и нефтепродукты, Сенегал экспортирует растительное масло, а Индонезия – кокосовое масло.

Одной из основных эксплуатационных характеристик танкера является его дедвейт. Он представляет собой разность между водоизмещением полностью загруженного судна и водоизмещением порожнего судна. В зависимости от величины дедвейта различают категории танкеров:

Среднетоннажные, категории MR, танкеры используют для перевозок как сырой нефти, так и продуктов её переработки; минимальный дедвейт 25000 тонн, максимальный 44999 тонн. LR2 – танкеры второго класса, крупнотоннажные, минимальный дедвейт 80000 тонн, максимальный 159999 тонн Супертанкеры (ULCC), которые используются для перевозки сырой нефти из стран Ближнего Востока в Мексиканский залив. Дедвейт этих судов превышает 320000 тонн.

Танкеры общего назначения используют для транспортировки бензина, керосина, и других нефтепродуктов; минимальный дедвейт этих судов 16500 тонн, максимальный – 24999 тонн. Крупнотоннажные танкеры первого класса категории LR1, также известны как oiler: на этих судах перевозят тёмные нефтепродукты – мазут, моторные масла.

Малотоннажные танкеры используют для транспортировки различных наливных грузов – битума, кокосового масла, растительного масла, питьевой воды. Минимальный дедвейт – 6000 тонн, максимальный – 16499 тонн.

К категории VLCC относят танкеры крупнотоннажные, третьего класса, имеющие минимальный дедвейт 160000 тонн и максимальный дедвейт 320000 тонн. Также существует особая категория – FSO, к которой относят супертанкеры с дедвейтом, превышающим 320000 тонн;

в отличие от других типов танкеров, суда категории FSO используются как плавучие хранилища сырой нефти, откуда её выгружают на суда с меньшей тоннажностью. В конце 1980-х годов случилось несколько больших аварий танкеров, самой знаменитой из них стала авария танкера «Эксон Вальдез» у берегов Канады, происшедшая 24 марта 1989 года. После этих аварий был введён запрет на постройку однокорпусных танкеров (то есть судов с одинарной обшивкой). В середине 2000-х годов стало действовать правило, запрещающее заход действующих танкеров с одинарной обшивкой в порты европейских стран.

История супертанкера "Knock Nevis"

Был спроектировано японской судостроительной компанией в 1974 году. Его построили в том же году на верфи Йокосуки. После постройки танкер имел дедвейт 418610 тонн, что соответствует категории ULCC. В начале сентября 1975 года судно было спущено на воду, получив в качестве названия номер 1016.

Судно должны были принять судовладельцы из Греции. Однако они отказались сделать это, из-за чего начались долгие судебные разбирательства между создателями судна и заказчиками. Главная причина отказа заключалась в том, что при ходовых испытаниях супертанкера выявился серьёзный недостаток: во время заднего хода начиналась чрезвычайно сильная вибрация корпуса судна.

В марте 1976 года, после банкротства греческой компании, судно приобрела фирма SHI. После покупки безымянный танкер наконец получил своё первое название – "Oppama". Под этим именем судно в 1979 году досталось гонконгской компании. Владельцы компании решили перестроить танкер, добавив цилиндрическую вставку. После переоборудования танкера, длившегося два года, в 1981 году он был обновлен, получил больший дедвейт и новое имя – "Seawise Giant". В результате перестройки супертанкер стал крупнейшим судном в мире, когда-либо плававшем по океану.

Супертанкер "Seawise Giant" не мог плавать через пролив Па-де-Кале, Панамский и Суэцкий каналы, потому что осадка судна после переоборудования стала слишком глубокой. Этот гигант перевозил сырую нефть из стран Ближнего Востока в США, причём огибал южную оконечность Африки – мыс Доброй Надежды.

В 1986 году война между Ираном и Ираком была в разгаре. 14 мая 1986 года гигантский танкер вёз в США груз сырой иранской нефти, и рейс сразу закончился: Когда судно проходило через Ормузский пролив, с иракского самолёта-истребителя запустили противокорабельную ракету. Она попала в левый борт корабля, и после неудачных попыток потушить пожар все члены экипажа покинули судно.

Вблизи небольшого иранского острова Ларак танкер сел на мель, и после этого было объявлено, что гигантский корабль затонул. В 1988 году война между Ираном и Ираком была закончена. Владельцы норвежской компании Norman International подняли затонувший танкер, и судно получило новое имя – "Happy Giant". Под этим именем корабль в августе 1988 года был доставлен в Сингапур.

Работы по ремонту и восстановлению гиганта длились три года, и в октябре 1991 года супертанкер, проданный другой норвежской компании, под именем "Jahre Viking" покинул сингапурскую верфь.

В течение тринадцати лет супертанкер продолжал работу транспортного судна. В 2004 году был принят ряд законов, согласно которым танкерам без двойного борта запрещалось заходить в порты Соединённых Штатов Америки и Европы. Корабль вновь поменял хозяина, затем получил новое имя "Knock Nevis". Под этим именем он пришёл в Дубаи и стал плавучим хранилищем сырой нефти.

Срок эксплуатации судна закончился в декабре 2009 года. Под последним именем "Mont", гигантский корабль сделал последний рейд – к берегам Индии. Гигантское судно в первых числах января 2010 года было выброшено на берег вблизи города Аланг (индийский штат Гуджарат), где находится кладбище кораблей " Берег Мертвецов".

К началу 2011 года утилизация супертанкера была завершена. 36-тонный якорь корабля попал в морской музей Гонконга как ценный экспонат.

  • Радиус разворота гигантского танкера Knock Nevis составлял 3,7 километра
  • Грузоподъёмность корабля – 565000 тонн
  • Длина – 458,45 метров
  • Ширина – 68,86 метров
  • Полное водоизмещение – 825614 тонн
  • Тормозной путь – около 10 километров
  • Осадка корабля при максимальной загруженности – 24.611 метра
  • Корабль работал на паровых турбинах, развивавших мощность 50000 лошадиных сил
  • Скорость судна достигала 13 узлов