13.06.2019

Saab jas 39 gripen против миг 29. Шведы собрали истребитель Gripen нового поколения. Шведский «Грипен» пятого поколения


Большинство бомбардировщиков давало своим пилотам ощущение вертикального пикирования, но только «Штука» пикировала точно, как по отвесу, под углом 90° к поверхности земли. Разметка на правом боку фонаря, нанесенная от 0 до 90°, позволяла пилоту правильно оценить угол.

Из режима горизонтального полета на скорости 410 км/ч бомбардировщик разгонялся до 540 км/ч с потерей около 1370 м высоты при пикировании. Максимальная разрешенная скорость самолета составляла 600 км/ч.

Разгонялся бомбардировщик постепенно, скорость ограничивалась неубирающимися стойками шасси, создававшим дополнительное сопротивление и работавшим подобно воздушным тормозам. Менее угловатые пикирующие бомбардировщики, такие как «Даунтлес» фирмы «Дуглас», разгонялись как ракета при пикировании с полной бомбовой нагрузкой.

Такая особенность Юнкерс «Штука» давала ей возможность сбрасывать тяжелые бомбы с огромной точностью, недоступной другим самолетам той войны.

Сирены

Самолет Юнкерс «Штука» издавал зловещий вой при пикировании самолета на цель благодаря «Иерихонским трубам» — сиренам , действующим от набегающего потока и прикрепленным к основным стойкам шасси.

Механизм пикирования самолета Юнкерс 87

При пикировании пилот держал свой взгляд на шкале контактного высотомера. У высотомера был индикатор, загоравшийся на высоте начала безопасного автоматического выхода из пикирования. Бомбардировщик выходил в горизонтальный полет с шестикратной перегрузкой, опускаясь еще на 450 м за время выхода из пикирования.

Ручка управления самолетом имела механизм безопасности, ограничивающий ее отклонение 5° от нейтрального положения, не давая возможности пилоту вывести самолет на еще большие перегрузки во время выхода из пикирования.

Этот механизм мог быть отключен в аварийных случаях, сильный рывок рычага управления выводил самолет из пикирования. Минимальная разрешенная высота для входа в пикирование для бомбовой атаки была 800 м. Высота нижней кромки облаков могла вынудить самолет Ju-87 совершать атаку с режима горизонтального полета самолета.

Техника бомбометания с пикирования

Операции перед пикированием:

1. Установка закрылков

в крейсерское положение

2. Установка триммеров рулей высоты в крейсерское положение

3. Установка руля направления в крейсерское положение

4. Шаг винта установлен в крейсерское положение

5. Контактный высотомер включен

6. В контактном высотомере выставлена высота снижения

7. Загрузочный механизм включен

8. Дроссель открыт

9. Охлаждающие щитки крыты

10. Воздушные тормоза открыты

Воздушные тормоза выпущены

Эти устройства автоматически направляли самолет в пикирование. Красные ярлычки, высовывающиеся из верхней поверхности крыла, служили визуальным индикатором для пилота, в это же время задействовалась автоматическая система перевода самолета в пикирование. Рука пилота наводила самолет на цель с помощью простого прицела типа пулеметного. Максимальная скорость пикирования была около 600 км/ч.

Отцепка бомб

Индикаторная лампочка на контактном высотомере загоралось при приближении точки бомбометания — обычно на минимальной высоте 450 м. Нажатие круглой гашетки на ручке управление приводило к отцепке снаряжения и началу работы автоматического механизма вывода самолета из пикирования.

Механизм выхода из пикирования

Автоматически выдерживал перегрузку в 6 джи, возвращая поверхности триммеров рулей высоты в нормальное положение. Механизм мог быть пересилен летчиком в аварийной ситуации. Как только капот самолета выходил в горизонт, аэродинамические тормоза втягивались, дроссели открывались, и винт устанавливался на набор высоты.

Бомбовая нагрузка самолета

К близким целям «Штукас» могла нести грозную бомбовую нагрузку, достигавшую 1800 кг. Это боевая нагрузка сравнима с той, которую брали на борт двухмоторные самолеты времен Второй мировой войны, и немного меньшая, чем у американского стратегического четырехмоторного бомбардировщика, бомбившего Германию.

Опыт боевого применения Ju-87 в России показал, что поражение танка тяжелой бомбой практически невозможно, даже для «Штукас». На Восточном фронте стандартным противотанковым оружием был комплект из 4-кг бомб SD-4-YH1 с кумулятивным зарядом. Семьдесят восемь таких бомб размешались в 500-кг кассете.

Такой заряд мог поразить тонкую верхнюю броню любого танка союзников - даже массивного танка ИС-2, использованного Красной Армией в 1945 году.

Менее сложная, но чреватая опасностями для экипажей самолетов - одна из последних моделей JU-87G-1. Представленная в 1943 году, эта модификация оснащалась парой 37-мм пушек, снаряды которых пробивали верхнюю броню танков, но возросшие при этом вес и аэродинамическое сопротивление снизили эффективность этой последней версии «Штука».

Юнкерс Ju-87 конструкции немецкого инженера Германа Польмана представлял собой одномоторный двухместный самолёт. Впервые был применён в боях в небе Испании в 1937 г.

Эта машина, получившая у наших бойцов прозвище «Лаптёжник» стала стандартным пикирующим бомбардировщиком Люфтваффе. Самолёт участвовал во всех европейских военных кампаниях Второй мировой войны в военно-воздушных силах стран-союзниц Германии как дневной пикирующий бомбардировщик, ночной бомбардировщик, штурмовик и буксировщик планеров.

Состоял на вооружении следующих стран: Германия, Япония (доработанный А-1), Болгария (12 экземпляров модификации R-2, R-4 и около 32 экз. D-5), Великобритания (1 машина захвачена и доработана), Венгрия (около 10 экземпляров В-2, около 40 самолётов модификации Юнкерс D-1, около 30 штук Junkers Ju-87 D-5), Италия (В-2, B-2tp), Румыния (около 50самолётов В, 115 экз. D-1, D-3, D-5), Хорватия (около 15 машин модификации D).

Технические характеристики пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 Stuka (G-2)

  • Размах крыла: 14.98 м.
  • Длина: 11.50 м.
  • Высота: 3.88 м.
  • Площадь крыла: 33.68 м.
  • Масса пустого самолета: 3930 кг.
  • Масса нормальная взлетная: 5960 кг.
  • Тип двигателя: Junkers Jumo-211J-1
  • Мощность: 1420 л.с.
  • Максимальная скорость: 396 км/ч
  • Крейсерская скорость: 326 км/ч
  • Практическая дальность: 1530 км/ч
  • Практический потолок: 7360 км/ч
  • Экипаж: 2 человека
  • Вооружение: две 37-мм пушки BK 3,7 и два 7.9-мм пулемета МG-15

Основные модификации Юнкерс Ju-87 Stuka:

Ju 87 V1 - прототип; двигатель Rolls-Royce Kestrel V (640 л.с); имел разнесенное хвостовое оперение (1 экз.);

Ju 87 V2, V3 - прототипы; двигатель Jumo 210Аа (610 л.с); имели однокилевое хвостовое оперение (2 экз.);

Ju 87 V4 - прототип; увеличено вертикальное оперение; вооружение: 1 пулемет MG 17 в правом крыле (1 экз.);

Ju 87 А-0 - предсерийный; двигатель Jumo 210Са (640 л.с); установлено упрощенное крыло (10 экз.);

Ju 87А-1 - начальная серия; как А-0; вооружение: 1 пулемет MG 17 в правой консоли крыла и 1 пулемет MG 15 в кабине;

Ju 87A-2 - улучшенный A-1; двигатель Jumo 210Da (680 л.с.) с турбонагнетателем; было модернизировано радиооборудование;

Ju 87 V6 - двигатель Jumo 211А (1000 л.с); одна конверсия А-1;

Ju 87 V7 - прототип; изменен фонарь; увеличено вертикальное хвостовое оперение; имел шасси в обтекателях (1 экз.);

Ju 87 В-0 - предсерийный; как V7 (10 экз.);

Ju 87В-1 - предсерийный; установлен форсированный двигатель Jumo 211Da (1200 л.с); модифицирован фюзеляж и обтекатели шасси; установлен прицел Revi 12CI; модернизировано радиооборудование; имел дополнительный пулемет MG 17 в левой консоли крыла; бомбовая нагрузка - 700 кг; заводы Weser и Junkers;

Ju 87 B -1/ U 2 - заводская модификация; конверсия В-1; улучшено радиооборудование;

Ju 87В-2 - улучшенный В-1; модернизирован радиатор; установлен новый трехлопастный воздушный винт; бомбовая нагрузка - 1000 кг; некоторые самолеты исполнены в тропическом варианте (B-2tp); завод Weser;

Ju 87 B -2/ U 2, U 3, U 4 - заводские модификации В-2; улучшено радиооборудование (U2); установлено дополнительное вооружение (U3) и лыжное шасси (U4);

Ju 87С-0 - предсерийный; версия палубного пикирующего бомбардировщика; корабельная модификация Ju 87В; установлены катапультная лебедка, тормозной крюк и складывающееся крыло;

Ju 87 С-1 - серийный; недостроен; переоборудован в В-2;

Ju 87 V 21/25 - прототипы;

Ju 87 D -1 - версия пикирующего бомбардировщика и самолета непосредственной поддержки; улучшенный В-2; двигатель Jumo 211J-1 (1400 л.с); переделана моторама и фонарь кабины; увеличено вертикальное хвостовое оперение; усилено бронирование; увеличен запас топлива; вооружение: 2 пулемета MG 17 (к.) и 2 пулемета MG 17 (или MG 81) (к.э.); некоторые самолеты выполнены в тропическом варианте (D-1tp);

Ju 87 D -2 - модификация D-1; усилен фюзеляж; установлен крюк для буксировки планеров;

Ju 87 D -3 - как D-1; версия штурмовика; усилено бронирование; в ночном варианте устанавливались пламягасители;

Ju 87 D -4 - предполагаемая серия бомбардировщика-торпедоносца; подвешивалась торпеда LTF 56 или LTF 5W калибра 533 мм; конверсия D-1 и D-3;

Ju 87 D -5 - версия самолета непосредственной поддержки (штурмовика); увеличен размах крыла; не имел тормозных щитков; усилено бронирование кабины; 2 -пулемета MG 17 (к.) заменены на пушки MG 151/20;

Ju 87 D -7 - версия ночного штурмовика; модификация D-3, 4, 5; двигатель Jumo 211Р (1500 л.с); 2 пулемета MG 17 (к.) заменены на пушки MG 151/20; установлено оборудование для ночных полетов и пламя-гасители;

Ju 87 D -8 - как D-7; дневная версия; конверсия D-5. Все Ju 87D произведены на заводах Junkers и Weser;

Ju 87Е - палубная версия; корабельная модификация Ju 87D; только проект;

Ju 87F - переконструированный Ju 87D; увеличен размах крыла; двигатель Jumo 213 (1750 л.с); только проект;

Ju 87 G -1, G -2 - конверсия D-1, D-5; противотанковая версия; вооружение: 2 х 37-мм пушки ВК 3,7 (Flak 18) (к.г.);

Ju 87 Н-1, 3, 5, 7, 8 - версия учебно-тренировочного самолета с двойным управлением; конверсия D-1, 3, 5, 7, 8 соответственно; модифицирована задняя часть кабины; без вооружения и бомбодержателей;

Ju 87 R -1 - версия дальнего противокорабельного бомбардировщика; модификация В-2; имел дополнительный топливный запас в подкрыльевых топливных баках; бомбовая нагрузка - 250 кг;

Ju 87 R -2, 3, 4 - модификация R-1; имели небольшие изменения оборудования;

Ju 187 - модификация Ju 87F; двигатель Jumo 213А (1776 л.с); имел убирающееся шасси; модифицировано крыло; только проект. Всего произведено - 5709 экз. всех модификаций.

Боевое использование Юнкерс Ju-87 Stuka

Испытания в боевых условиях Ju 87 прошел в Испании. В ноябре 1936 г. туда отправили одного из Ju 87А-0, в январе 1938 г. прибыло 3 Ju 87А-1, а в октябре - 5 Ju 87В-1. Участие в боях показало высокую эффективность пикировщиков, что дало толчок их широкому внедрению в люфтваффе. К началу Второй мировой войны люфтваффе имели 9 групп пикирующих бомбардировщиков (346 самолетов Ju 87В - Ju 87А к тому времени уже были переведены в учебные части). С первых минут войны группы «штук» наносили удары по целям на территории Польши. Первыми налетам подверглись аэродромы, затем бомбили железнодорожные узлы, военно-морскую базу Гдыня и другие объекты. То есть, пикировщики применялись для решения не только тактических задач непосредственной поддержки, но и оперативных заданий, традиционно возлагавшихся на более тяжелые двухмоторные бомбардировщики. Однако и поддержке сухопутных войск также уделялось значительное внимание. «Штуки» зачастую выполняли функции «летающей артиллерии», подавляя польские узлы сопротивления, оказавшиеся на пути бронированных кулаков вермахта. За время войны с Польшей люфтваффе потеряли 31 Ju 87 - 9% от первоначального состава, в то время как части Bf 110 потеряли 14%, a Bf 109 -даже около 30%.

К операции по захвату Дании и Норвегии в апреле-мае 1940 г. привлекли лишь одну группу «штук» - l/St.G 1, единственную, успевшую получить самолеты Ju 87R С увеличенной дальностью полета. Против Франции, Бельгии и Нидерландов в мае 1940 г. бросили 9 групп «штук» (360 самолетов, из них 291 исправный). Помимо ударов по аэродромам, пикировщики поддерживали десантников, штурмовавших бельгийские форты, наносили удары по вражеским резервам и линиям коммуникаций. В конце мая - начале июня 1940 г. основные усилия пикировщиков люфтваффе были сосредоточены против окруженной группировки союзников в районе Дюнкерка. Действуя против вражеских кораблей, «штуки» добились заметных успехов: так, 23-24 мая было потоплено 3 вражеских эсминца (британский и 2 французских) и повреждены ещё 4 (британский, польский и 2 французских). Об интенсивности боевой работы может свидетельствовать тот факт, что, например, 27 мая Ju 87 появлялись над Дюнкерком 12 раз! За 50 суток кампании на Западе люфтваффе потеряли 123 «штуки» сбитыми и 41 поврежденными.

В июне-июле 1940 г. пикировщики действовали против судоходства в Ла-Манше, а с 12 августа приступили к массированным налетам на Англию. Для этой операции задействовали 10 из 11 имеющихся групп «штук». В них насчитывалось 412 Ju 87B/R, в т.ч. 292 исправных. Пикирующие бомбардировщики совместно с двухмоторными машинами наносили удары по британским аэродромам, пытаясь разрушить систему ПВО. Но участие Ju 87 в налетах на территорию Англии было недолгим. 18 августа эскадра St.G 77 отправила в налет на аэродромы в районе Портсмута 109 пикировщиков. При налете было сбито 16 «штук», ещё шесть, хоть и добрались до аэродромов, из-за полученных повреждений восстановлению не подлежали. После столь тяжелых потерь Ju 87 запретили действовать над территорией Англии, и в сентябре-ноябре 1940 г. они работали против вражеских конвоев в Ла-Манше.

С начала 1941 г. 2 группы Ju 87R - l/St.G 1 и ll/St.G 2 (позже усиленные ещё двумя группами) действовали на Средиземном море. 10 января 1941 г. 43 пикировщика атаковали авианосец «Илластриес»Получивший шесть прямых попаданий корабль, тем не менее, смог уцелеть благодаря бронированной палубе. 11 января «штуки» серьезно повредили крейсера «Глочестер» и «Саутгемптон», причем последний спасти не удалось. А в конце января - начале февраля 1940 г. группы l/St.G 3 и l/St.G 1 передислоцировали в Ливию для поддержки германского Африканского корпуса.

К началу апреля 1941 г. 7 групп пикирующих бомбардировщиков (270 Ju 87B/R, из них 239 исправных) сосредоточили на Балканах для операции против Югославии и Греции. Эта операция для «штук» началась с налета 6 апреля 1941 г. на Белград. С 20 мая «балканские» пикировщики участвовали в операции по захвату Крита.

Для участия в нападении на СССР люфтваффе собрали 8 групп Ju 87. Семь из них включили в состав 2-го воздушного флота, поддерживавшего группу армий «Центр». Лишь группа IV(St)/LG 1 (33 «штуки») находилась на Крайнем Севере, в Норвегии, в составе 5-го воздушного флота. Против СССР было брошено 326 пикировщиков. С первых минут операции «Барбаросса» наносили мощные удары по объектам на советской территории. Первоочередными целями для Ju 87 стали объекты сухопутных войск - укрепрайоны, казармы, склады горючего и боеприпасов, скопления бронетехники, а также железнодорожные узлы. В подавляющем большинстве случаев «штуки» вылетали на задание группой или, по крайней мере, отрядом. Эскадра St.G 77 в начале июля была переброшена в полосу группы армий «Юг», a St.G 2 в конце сентября - в группу армий «Север», приступив к налетам на Ленинград. Главными целями при этом были корабли Балтийского флота, несколько из которых затонули или получили повреждения (последнее касалось, в частности, обоих линкоров - «Марат» и «Октябрьская революция», а также крейсеров «Киров» и «Максим Горький»).

В начале 1942 г. в эскадры St.G 1 и St.G 2 начали поступать первые самолеты Ju 87D-1. Нехватка истребителей для прикрытия все чаще вынуждала действовать с малых высот - пикировщик превращался в штурмовика. В начале января 1942 г. из Северной Африки в Германию вывели группу ll/St.G 2. На её основе сформировали 2 новые группы: Ill/St.G 3 и «новую» ll/St.G 2. Первая из них, получившая самолеты Ju 87R, до мая 1942 г. базировалась в Италии, а затем в Северной Африке. Вторую же, вооруженную Ju 87D, ждал Восточный фронт. Действовавшая на Крайнем Севере инструкторская группа IV(St.)/LG 1 была реорганизована в обычную линейную группу l/St.G 5, став единственной группой в составе эскадры St.G 5 (помимо неё эскадра ещё имела лишь запасный отряд). На Ju 87R группа l/St.G 5 воевала весь 1942 г., и лишь в марте 1943 г. получила первые Ju 87D-3. Действовавшая в составе 4-го воздушного флота эскадра St.G 77 летала с аэродромов Харьков, Сталино, Сарабуз (в Крыму). В мае 1942 г. она участвовала в отражении советского наступления под Харьковом, а в июне осуществляла массированные налеты на Севастополь, применяя, в частности, 1400-кг бомбы.

Под Сталинградом воевала эскадра St.G 2, части St.G 1 и St.G 77. В начале 1943 г. основные усилия пикировщиков были сосредоточены на южном фланге Восточного фронта - к апрелю здесь сосредоточили 4 группы «штук». В мае 1943 г., в рамках подготовки к операции «Цитадель» эскадры St.G 1 и St.G 77 нанесли ряд ударов по объектам в советском тылу, прежде всего, железнодорожным узлам. К концу июня 1943 г. количество «штук» в боевых частях достигло 523 - рекордный показатель за всю Вторую мировую войну. 442 машины (около 85%), включая самолеты новейшей модификации Ju 87D-5, находилось на Восточном фронте. В районе Курской дуги сосредоточили 10 групп пикировщиков и 2 отряда истребителей танков, вооруженных Ju 87G. 1 группа дислоцировалась в Финляндии, 2 - в Греции. В Курской битве пикировщики действовали большими группами, по 40-60 машин. Как правило, группа сбрасывала бомбы на поле боя, углубляясь в боевые порядки войск Красной армии не более, чем на 10 км. За июль-август 1943 г. безвозвратные потери Ju 87 на Восточном фронте превысили 300 машин.

6 октября 1943 г. экипажи группы Ill/St.G 3 неподалеку от Ялты отправили на дно лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». А с 18 октября части пикировщиков были переформированы в штурмовые. К началу 1944 г., после перевода в полосу группы армий «Север» двух групп из Греции, впервые за войну все части >Юнкерс Ju 87 были сосредоточены на Восточном фронте. Они принимали участие во всех крупных кампаниях завершающего периода войны. Так, в начале 1944 г. SG 2 и SG 77 сражались у Корсунь-Шевченковского. В феврале-марте 1944 г. «штуки» наиболее интенсивно использовались на Северо-Западном направлении. К началу апреля в строевых частях насчитывалось 466 Ju 87 (в т.ч. 21 Ju 87G). В дальнейшем их количество быстро уменьшалось. Остававшиеся на Восточном фронте Ju 87 к концу лета 1944 г. были в основном заменены Fw 190. Но группа III/SG 2 с приданным противотанковым отрядом в августе-сентябре воевала над восточной Пруссией и Польшей, а затем была переброшена в Венгрию. На 2-м Украинском фронте до конца осени фиксировались пролеты «лаптежников» - здесь на таких самолетах продолжала воевать группа III/SG 2. Активно применялись Ju 87D-7 и D-8 в ночных штурмовых группах. В последний раз в качестве пикировщиков Ju 87 действовали в феврале 1945 г., пытаясь уничтожить советские переправы на Одере. В дальнейшем днем летали только немногочисленные Ju 87G, а самолеты ночных групп вылетали на задания вплоть до конца войны.

В августе 1940 г. начались поставки Junkers Ju 87В ВВС Италии (52 самолета Ju 87В-2, позже поступило ещё 50 Ju 87R-2). Италия получила и 46 машин Ju 87D-2 и D-3. Ими вооружили 5 групп, первые из которых (96-я и 97-я) получили такие самолеты в 1940 г. Итальянские «штуки» воевали в Северной Африке, атаковали корабли и суда противника в Средиземном море, а самолеты 121-й группы после перехода Италии на сторону союзников приняли участие в боях против вермахта.

Венгрии поставили 4 Ju 87А, 47 Ju 87В (2 в 1940 г. и 45 в 1943 г.), 12 Ju 87D-1 и D-3, а также 14 Ju 87D-5. В боях применялись только Ju 87D (в 102/1 и 102/2 эскадрильях), остальные служили как учебные.

Болгария получила 12 Ju 87В-2 и Ju 87R-2, а также 32 Ju 87D-5. Они эксплуатировались в 1-м орляке (полке), но в бой пошли только в сентябре 1944 г. - уже против Германии.

Румынии поставили 115 самолетов, главным образом модификаций Ju 87D-3 и D-5. С июня 1943 г. на них воевала 3-я авиагруппа, действовавшая на территории Украины, а в мае 1944 г. под Яссами дебютировала перевооруженная пикировщиками 6-я авиагруппа. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции самолеты применялись против немецких войск. Последняя часть румынских «штук» - 74-я АЭ - воевала вплоть до конца войны.

Словакия получила 7 Ju 87Н из Германии, а также заказала 36 Ju 87D-5, которые должна была построить по лицензии местная фирма «Мраз». Но до начала Словацкого национального восстания успели изготовить лишь 5 самолетов.

2 самолета Ju 87А для испытаний купила Япония.

Самолет Ju 87 оказался по-своему замечательной машиной. Отлично зарекомендовав себя в блицкриге в Польше и на Западе, он к началу 1941 г. считался уже устаревшим. Но в первые месяцы войны на Восточном фронте Ju 87 стал одним из наиболее востребованных боевых самолетов, показав, что его время отнюдь не прошло. В итоге, вместо снятия с производства, объем выпуска «штуки», наоборот, увеличили. Продолжилось и совершенствование машины. Из типичного пикировщика самолет в модификации Ju 87D постепенно превращается в машину, так сказать, «двойного назначения» - пикировщик-штурмовик (Ju 87 D-3), а затем и в «чистый» штурмовик (Ju 87D-5). Появился и специализированный противотанковый самолет - Ju 87G. И хотя с 1943 г. успешно действовать «штукам» было все труднее, они применялись в боях вплоть до последних дней войны.


Regia Aeronautica
Военновъздушни сили на България
Forţele Aeriene Regale ale României
Slovenské vzdušné zbrane
Magyar Légierő

Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающееся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах - как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939-1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик » (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).

Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолётов Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию из крутого пикирования .

Ju 87 в начале второй мировой войны применялся с большим успехом для непосредственной авиационной поддержки войск и для борьбы с кораблями. Эти самолёты составили основу воздушных рейдов во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года и во вторжении в Норвегию в 1940 году. В мае 1940 года Ju 87 сыграл важную роль в блицкриге против Нидерландов, Бельгии и Франции. Прочные, точные и весьма эффективные против наземных целей, самолёты Ju 87, подобно многим другим пикировщикам, были уязвимы для современных истребителей. Во время битвы за Британию сказался недостаток манёвренности, скорости и оборонительного вооружения, рейды Ju 87 требовали сильного истребительного прикрытия.

Ju 87 продолжали с успехом применяться и после битвы за Британию. Его возможности очень точного бомбометания пригодились немецким войскам во время Балканской кампании, операциях в Африке и Средиземном море, а также на ранних этапах Великой Отечественной войны, когда «лаптёжников» применяли для непосредственной авиационной поддержки, борьбы с кораблями и танками.

Когда люфтваффе потеряло превосходство в воздухе, Ju 87 снова стал лёгкой мишенью для истребителей. Поскольку самолёту не было замены, эту модель продолжали производить вплоть до 1944 года. К концу войны «юнкерсы» большей частью заменили штурмовые модификации истребителей Фокке-Вульф FW-190 , но пикировщики применялись до последних дней войны. Производство Ju 87 всех версий с 1936 по август 1944 года оценивается в 6500 штук.

Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель , получивший самые высокие награды среди пилотов Люфтваффе и в целом военнослужащих вермахта и СС во Второй мировой войне.

История создания

В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118 , Arado c Ar 81 , Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем.

Конструктором машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann) . Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение - в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования , даже если пилот потеряет сознание от перегрузок , и сирены , называемой «иерихонской трубой » (применялась до 1943 года), которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера . Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты .

Перед началом войны в Германии была принята программа, рассчитанная до 1945 года, по постройке серии авианосцев из 4 однотипных кораблей. Первый корабль Flugzeugträger A (в дальнейшем «Граф Цеппелин») был заложен в 1936 году, второй корабль Flugzeugträger B (так и не получивший собственного имени) был заложен в 1938 году. Планируемая авиагруппа на борту корабля должна была состоять из 42 машин различного назначения.

Главное командование Кригсмарине сформировало морское подразделение 4.(Stuka) der Trägergruppe 186 (4-я эскадрилья (Stuka) палубной авиагруппы 186, или, сокращенно, 4./Tr.Gr. 186). На вооружении авиагруппы были самолёты Ju 87А, которые использовались в учебных целях. Весной 1939 года из двух новых серийных машин Ju 87В-1 переделаны в палубные прототипы Ju 87.V10 и Ju 87.V11 соответственно, затем построены 10 предсерийных Ju 87С-0. Последние были оборудованы приспособлениями для катапультного старта, тормозным гаком, складывающимся назад на стоянке крылом, усиленным шасси, надувными баллонами и спасательной лодкой. При аварийной посадке на воду неубирающиеся стойки шасси могли отстреливаться. Для повышения плавучести проведена дополнительная герметизация фюзеляжа.

Первый авианосец был спущен на воду в 1938 году, и к началу второй мировой войны корабль имел 85 % готовности, но в апреле 1940 года работы по достройке обоих кораблей были прекращены и возобновлены снова только по первому авианосцу в 1942 году. Однако в связи с неопределённости сроков готовности специальных корабельных авиационных систем и оборудования все работы были снова прекращены 30 января 1943 года и больше не возобновлялись. Судно использовалось в качестве плавучей казармы, затем было затоплено немецким экипажем, поднято советскими специалистами и продолжало использоваться уже в советском ВМФ также в качестве плавказармы. В соответствии с договоренности между государствами-членами антигитлеровской коалиции о разделе флота авианосец подлежал уничтожению, и в 1947 году, в ходе учений на Балтике, он был использован в качестве экспериментальной мишени для советской морской авиации и потоплен бомбовым ударом недалеко от побережья Польши.

4.(St.)/Tr.Gr. 186 принимала участие в нападению на Польшу, действуя с сухопутных аэродромов, после чего опытные палубные самолёты были выведены из эксплуатации. В дальнейшем Главное командование Кригсмарине заказало 170 машин Ju 87С-1, разработанные на базе Ju 87В-2, но построили только пять экземпляров. Эти самолёты были оборудованы крылом, складывающимся с помощью электропривода, дополнительными топливными баками в крыле и подфюзеляжным держателем для торпеды. Из-за неопределённости дальнейшей программы авианосцев самолёты снова были доведены до стандарта Ju 87В-2 и использовались до 1944 года для испытаний различных систем посадки на воду и катапультного взлета с военных кораблей. На них испытывалось также специальное вооружение, разрабатывавшееся для флота, в частности, подвешиваемое под фюзеляжем 80-мм гладкоствольное безоткатное орудие.

Ju 87R (Рихард)

Самолёт увеличенного радиуса действия, сменил в производстве Ju 87В-2. На вооружении с 1940 года.

Практически не отличаясь по конструкции от Ju 87В-2, обладал дополнительными баками в крыльях (два по 150 л) и возможностью подвески двух 300-литровых подвесных топливных баков, что практически удваивало дальность полёта, доводя до 1470 км. Платой стало снижение боевой нагрузки до 250 кг (при подвеске баков), а также снижение максимальной скорости и ухудшению манёвренности потяжелевшей машины. Ревуны не устанавливались.

Выпускался в 4 модификациях от R-1 до R-4, в основном различающиеся комплектностью бортовой радиоаппаратуры, и в дополнительном тропическом варианте R-2/Trop. Широко применялся на морских театрах военных действий.

Ju 87R-3 был оборудован крюком под килем и применялся в роли буксировщика десантных и транспортных планеров.

Ju 87D (Дора)

После первого года войны высшее командование люфтваффе осознало, что, несмотря на первоначальный огромный успех, в текущих условиях Junkers Ju-87B больше не соответствовал предъявляемым требованиям. Оборонительное вооружение не могло на равных бороться с вражескими истребителями, а броневые плиты не выдерживали возросший зенитный огонь. Характеристики двигателя мощностью всего в 1200 лошадиных сил также были недостаточны.

Была проведена тотальная модернизация машины - новая версия получила обозначение Ju87D-1.

Предполагалась установка нового мощного двигателя Jumo 211F, но он так и не был доведён до требуемого состояния, поэтому установили мотор Ju 211J-1 мощностью 1410 л. с. с винтом VS 1 1. Также этот двигатель установили на прототипы Ju 87.V21, V22, V23, V24 и V25. Машина V22 использовалась для испытаний повышенного до 1800 кг бомбового вооружения, на V23 испытывали новое шасси повышенной прочности, на V24 и V25 - тропическое оборудование. Носовая часть с новым двигателем несколько удлинилась, маслорадиатор перенесли под двигатель в нижнюю часть капота, а два жидкостных радиатора разместили под центропланом.

Переделаны и усилены стойки шасси, появился новый более обтекаемый фонарь кабины экипажа. Пилот и стрелок-радист были защищены бронеплитами толщиной 4-10 мм, расположенными в полу, по бокам кабины, спереди и на сиденьях. Спереди устанавливалось бронестекло толщиной 50 мм.

Для обороны была установлена блистерная установка GSL-k 81 Z из бронестекла со спаренными 7,9-мм пулеметами MG 81 Z (первые опытные экземпляры вооружались двумя MG 17.

Подфюзеляжные бомбодержатели и трапеция были полностью переделаны, что позволило расширить номенклатуру бомбового вооружения. Теперь самолёт мог нести 1000-кг осколочную или 1400-кг бронебойную бомбу (хотя данных о подвеске на «Дору» в боевой обстановке 1800-кг бомб не найдено: обычно SD1000 + 4 × SC50 под крыльями). Переделке подверглись и крыльевые бомбодержатели, на которые можно было подвесить четыре бомбы по 50 кг или по две 250 кг и 100 кг. Также были варианты вооружения, включающие: контейнеры с зажигательными или противопехотными бомбами; или 2 контейнера Waffenbehдlter, каждый с тремя спаренными 7,9-мм пулеметами MG 81Z, стреляющими под углом вниз; дымовые приборы, и др. Возможна подвеска дополнительных топливных баков.

Проблемы с новым двигателем Jumo 211J (двенадцатицилиндровый двигатель с объёмом в 35 литров и взлётной мощностью в 1420 л. с.) привели к длительной задержке производства - производство этой модели было начато в сентябре 1941 года. Первые Ju 87D были переданы 1 группе 2-й эскадры непосредственной поддержки войск , сражающейся в CCCP, в январе 1942 года. Вскоре под Ленинградом произошло первое боевое крещение новой машины.

Тяжёлые условия эксплуатации очень холодной зимой 1941-1942 года выявили у самолёта массу проблем. Первые винты, производства Heine с изменяемым шагом и деревянными лопастями, растрескивались из-за слишком низкой температуры и были вскоре заменены на винты Junkers VS 11, также с изменяемым шагом, но выполненными из металла. Шасси модели D также было признано неудовлетворительным. По этой причине на первых серийных самолётах этой модели использовалось шасси от модели В, что в результате уменьшения размера колёс привело к очень сильному снижению максимальной взлётной массы до 5009 кг. Новое нормальное шасси Ju-87D было внедрено значительно позже.

Всего за 1942 год было построено 592 машины Ju 87D-1, и почти все они были потеряны в СССР и Северной Африке.

В новой модификации D-2 несколько переработали планер и фонарь, усилили бронирование. Самолёт получил новый стрелковый прицел Revi C/12C. Ju-87 D-2 внешне похож на D-1 - основным отличием стало приспособление для буксировки планёра, усиленная хвостовая часть и изменённый костыль.

К 1943 году стало ясно, что Ju-87 не может больше использоваться исключительно в качестве пикирующего бомбардировщика. Более того, стало очевидно что Ju-87 должен был быть переоборудован для полётов на малой высоте для поддержки сухопутных войск (Schlachtflugzeug). Для этого в Берлине и Бремене в середине 1943 года была разработана модель Ju-87 D-3. Она отличалась усиленной броневой защитой двигателей и кабины лётчика. Пропеллеры сирен на опорах шасси либо удалили, либо закрыли кожухом. Наступательным вооружением самолёта в большинстве случаев были деревянные контейнеры (кассеты), снаряженные 92 2-кг противопехотными бомбами SC2 (каждый).

На базе Ju-87 D-3 было построено несколько летающих лабораторий, в частности Ju 87D-3Ag (агентурный самолёт, предназначен для перевозки и сброса на парашютах двух гондол с людьми внутри); Ju 87 D-4 (опытный торпедоносец - носитель торпеды LT F5b). По результатам испытаний было решено вернуть самолёты к исходной комплектации.

Всего было построено 1559 самолётов этой модели.

Чуть позже начался процесс замены D-3 новой моделью D-5. Она имела более длинное крыло, дополнительное бронирование кабины, отстреливаемые в случае аварийной посадки с помощью пиропатронов стойки шасси и новое крыльевое оружие - (пулемёты MG-17 были заменены на пушки MG 151/20). Бронезащита общим весом 200кг (по данным НИИ ВВС РККА) включала: бронезаголовник летчика - 10-мм, его бронеспинку - 8 мм, его сиденье (а также с боков, снизу и спереди, защита водорадиаторов сверху-снизу и их бронестворки спереди-сзади, маслорадиатора - плитой в нижней крышке капота) - 4 мм; бока фюзеляжа, водопроводы, центропланные бензобаки, пол стрелка, боковины бронеплиты стрелка, верхнюю плиту колпака турели стрелка - 5 мм; вертикальную спинку стрелка и боковые плиты бронеколпака стрелка - 8 мм. Козырек фонаря кабины - из бронестекла 60 мм. Бомбовая нагрузка ограничена 500 кг на внешней подвеске. После начала серийного производства было решено не устанавливать воздушный тормоз, так как тактика ударов с пикирования сошла на нет.

Впервые Ju-87 D-5 появились на русском фронте летом 1943 года. 5 октября этого года командование Люфтваффе окончательно отказалось от применения Ju-87 с пикирования и решило использовать самолёт только для непосредственной поддержки сухопутных войск и борьбы с танками. Пикировочные эскадры были переименованы в штурмовые (Schlachtgeschwadern).

Всего построено 1178 самолётов модели D-5. Её упрощенный вариант D-6 в серию не пошёл.

Заказ на предварительное проектирование и переоборудование опытного образца в ночной бомбардировщик поступил в сентябре 1943 года. В конце 1943 - начале 1944 года около 300 машин D-3 и D-5 были возвращены на заводы фирмы MENIBUM для переделки и модернизации в ночные штурмовики. Штатные двигатели заменялись на Jumo 211Р мощностью 1500 л. с.

Модификация D-7 (в основе которой лежала модель D-3) стала первой ночной моделью серии D. На ней устанавливались пламегасители на выхлопных патрубках и комплект радиооборудования FuG 16Z, дополняющий старую радиостанцию FuG 25. Также существовала длиннокрылая ночная версия D-8, переделываемая из D-5.

Точное число переоборудованных для ночных полётов самолётов не известно.

Ju 87E (Эмиль)

Палубный вариант Ju 87D (торпедоносец), предназначенный для базирования на авианосце «Граф Цеппелин» .

Ju 87E-1 имел складное крыло, усиленное шасси и посадочный гак. Предполагался старт самолёта с катапульты и с возможностью использования пороховых ускорителей. В качестве ударного вооружения предполагалось нести торпеду LTF 5b или 800 кг бомб.

На базе одного взятого со сборочной линии самолёта Ju 87D-1 был построен опытный палубный торпедоносец Ju 87D-1 /То.

Планировалось к заказу 115 машин Ju 87E-1

Ju 87G (Густав)

Противотанковый штурмовик. Вооружался двумя 37-мм пушками BK 37 .

С течением войны Ju-87 всё менее использовался в качестве пикирующего бомбардировщика. Новой главной задачей самолёта стало нанесение ударов с малых и сверхмалых высот по бронетанковой технике, являющейся наибольшей угрозой для наземных войск, и по частям снабжения. Учитывая то, что новые советские танки Т-34 получили очень действенную броневую защиту, бомбовая нагрузка Ju-87 совсем не подходила для их уничтожения.

Решением стало использование 37-мм авиационной пушки BK 37 , созданной на базе 3,7 cm FlaK 18 . Летом 1942 года две пушки закрепили под консолями крыла Ju-87.

Магазин орудий вмещал шесть подкалиберных снарядов с сердечником из карбида вольфрама весом в 1.46 кг. Весной 1943 года началось переоборудование имеющихся Ju 87 D-3 и D-5 в охотники за танками (модели G-1 и G-2). Первым подразделением получившее новые Ju 87 G стала 4-я группа 2-я эскадра «Иммельман» под командованием полковника Ганса-Ульриха Руделя . В то время как другие группы пересели с Ju-87 на Fw 190 , 4-я группа продолжала летать на Ju-87 - на её счету 519 советских танков. 7 марта 1944 года эту группу переименовали в десятую группу по борьбе с танками и перебросили в Якобстад и Лиепаю для оказания поддержки 18-й армии во время прибалтийской операции .

Вариант Ju 87 G стал известен как «охотник за танками » (Kanonenvogel - Птичка с пушкой ). Невысокая скорость полёта, хорошая устойчивость и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель .

Ju 87H (Ханс)

Учебно-тренировочный вариант, всё оружие демонтировано, заднее рабочее место предназначено для инструктора. Перестраивался из боевых машин. Обозначался соответственно в зависимости от переоборудованного варианта: Ju 87 Н-1 (из D-l), Ju 87 Н-2 (из D-2), Ju 87 Н-3 (из D-3), Ju 87 Н-5 (из D-5), Ju 87 Н-7 (из D-7) и Ju 87 Н-8 (из D-8)

Ju 87K (Карл)

Экспортный вариант. В Венгрию поставлялись Ju 87К-2 (Ju 87А-1) и Ju 87К-4 (Ju 87B-1). Ju 87К-1 представлял собой серийный Ju 87 А-1, предназначенный для экспорта в Японию (но не экспортировался).

Ju-87F («Фридрих»)/187

Фактически новый самолёт, разработанный на базе Ju-87 D5 по заданию RLM от 1940 г.: консоли крыла простой в плане формы (без изломов по кромкам), но большей площади и размаха, колеса большего диаметра, убираемое шасси, фюзеляж из гнутых бронелистов 3-12 мм (по концепции Ил-2: мотор, кабина экипажа, масло- и бензобаки, радиаторы - в прочной несущей бронекоробке), боковые бронестекла 30 мм, у стрелка - 20-мм пушка MG151/20 с 250 снарядами и 13-мм пулемет MG131 с 400 патронами вместо спарки 7.92 мм и новый двигатель Jumo213 взлетной мощностью 1776 л. с. и 1480 л. с. на высоте 5700 м. Техническое управление люфтваффе этот проект отвергло, считая летные данные новой машины неудовлетворительными.

Боевое применение

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании . В 1936-1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор» . В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.

Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа

«Штучка» в «штанах»

Среди всех боевых самолетов периода второй мировой войны, пожалуй, самым примечательным стал немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87. Он во всех странах мира до сих пор ассоциируется со словом «агрессия». Самолет сыскал себе печальную известность в Испании и Польше, во Франции и на Балканах, в Англии и Советском Союзе, стал символом страха, горя и разрушения.

История создания этого самолета относится к 1933 г. Тогда Германия закупила в США два пикирующих бомбардировщика «Хэллдайвер» (1928 г. выпуска), которые Удет эффектно продемонстрировал Герингу. В январе 1935 г. в Германии были определены основные требования к пикирующему боевому самолету (Штурцкампфлюгцойг - отсюда впоследствии и пошло второе название Юнкерса Ju 87 - «Штука») и объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие фирмы Арадо, Блом Фосс, Хейнкель и Юнкерс.

Несмотря на наличие столь сильных конкурентов, именно фирма Юнкерс оказалась ближе всех к цели. Ее ведущий конструктор Герман Польман еще в 1933 г. начал разрабатывать такой самолет, получивший обозначение Ju 87. И когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикировщику, они идеально подошли под уже практически готовую машину. Она совершила первый полет уже в сентябре 1935 г.

В своем самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши уборки шасси (характерно для новейших самолетов того периода), он выполнил стойки неубирающнмися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления заключил их в большие обтекатели - «планы». Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде «обратной чайки». Оно придало «штуке» весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение.

Правда, в одном из испытательных полетов на пикирование оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. При этом летчик- испытатель и стрелок погибли. На последующих машинах оперение переделали в однокилевое.

Отличительной особенностью самолета Ju 87 стала его возможность пикировать отвесно к земле. Чтобы «штука» не разгонялась и не выходила за ограничения по скорости, были установлены воздушные тормоза в виде двух подкрыльевых отклоняемых пластин. Довольно интересно была решена проблема сброса бомб. Чтобы бомба (размещенная под фюзеляжем) не зацепила воздушный винт, она отводилась на безопасное расстояние специальным устройством рамного типа, имевшим простую и надежную конструкцию.

Единственное, что вызывало озабоченность конструкторов, это недостаточно мощный двигатель. Первый прототип летал с английским Роллс-Ройсом «Кестрел» V мощностью всего 525 л. с. Ju 87 V-2 и V-3 оснащались уже немецкими 610-сильными двигателями Jumo 210А. Первые серийные самолеты Ju 87А, выпущенные в начале 1937 г., оборудовали моторами Jumo 210D мощностью 690 л. с. Но и этого было мало. «Штука» с невероятным трудом поднимала даже 500 кг бомбу. При этом стрелку приходилось оставаться на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка, как правило, не превышала 250 кг.

В декабре 1937 г. Ju 87A направили в Испанию в помощь генералу Франко. Свой первый бой «штуки» провели 7 января 1938 г. и вскоре заслужили хорошую репутацию у летного состава и признание наземных войск за высокую точность бомбометания с пикирования (опытный летчик попадал бомбой в круг радиусом 15 м).

Здесь, в Испании, немцам удалось в боевой обстановке «обкатать» большое число летчиков бомбардировочной авиации. Их группы прибывали из Германии, постоянно меняли друг друга. Но самое главное - развеялись все опасения скептиков из руководства люфтваффе.

Когда же в распоряжении конструкторов появился новейший двигатель Jumo 211А мощностью 1100 л. с, сомнений в эффективности нового пикировщика больше не возникало.

Самолет, получивший обозначение Ju 87В, качественно превосходил своего предшественника. Бомбовая нагрузка в 500 кг стала нормальной. Размещать ее можно было не только под фюзеляжем, но и на четырех подкрыльевых бомбодержателях (4 бомбы калибра 50 кг). Усилилось и стрелковое вооружение. Вместо одного крыльевого пулемета MG17 (7,92 мм) установили два. Увеличилась скорость полета и скороподъемность. Правда, дальность несколько сократилась из-за «прожорливости» более мощного мотора.

К лету 1938 г. производство самолета Ju 87 модификации А прекратили. Все силы бросили на производство новой машины. К двум заводам, выпускавшим до этого Ju 87, подключили еще один. После определенного успеха, выпавшего на долю Ju 87 в Испании, заказ на «штуку» был увеличен с 396 до 964 экземпляров.

Перед началом второй мировой войны летом 1939 г. на вооружении 9 авиагрупп находилось 348 Ju87. 300 были полностью боеготовы. Все самолеты уже только модификации В-1. Более старые Ju 87A передали в учебные подразделения.

1 сентября 1939 г. в 4 часа 34 минуты оберлейтенант Бруно Диллей из 3-го отряда 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков нажал кнопку бомбосбрасывателя, и первые бомбы упали на польском берегу Вислы. Началась вторая мировая...

«Восемьдесят седьмые» действовали в тылу противника, уничтожая коммуникации и военные объекты. Но вскоре, в результате полной безнаказанности, «штуки» начали «охотиться» даже за второстепенными целями, используя свои крыльевые пулеметы.

8 сентября они были привлечены к выполнению стратегической задачи - около 140 Ju 87 совершили массированный налет на Варшаву. Интересно, что первую воздушную победу во второй мировой войне также одержал экипаж Ju 87. Стрелок Франк Нойберт сбил из турельного пулемета польский истребитель PZL Р.11.С.

Польская авиация в первые же дни войны была полностью подавлена, и Ju 87 действовали довольно нагло. Их потери оказались незначительными - 30 машин. Из них только 11 были сбиты истребителями.

После Польши немцы стали готовиться и к большой войне на Западе. Это, естественно, не могло не отразиться и на программе усовершенствования пикирующих бомбардировщиков. Ведь если в Польше Ju 87 могли наносить удары по любому району, то их дальности для действия против Англии и Франции уже не хватало. Пришлось создавать новый вариант самолета Ju 87R-1, оснащенный двумя 300-литровыми подвесными топливными баками, что увеличило дальность полета с 800 до 1400 км (правда, бомбы под крыло уже не вешались).

Летом 1940 г. на вооружение начал поступать самолет с более мощным 1200-сильным двигателем Jumo 211 Da, получившим обозначение Ju 87B-2. Ему соответствовал и дальний пикировщик R-2.

Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток Ju 87 - его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе, Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения, понесли ощутимые потери.

В немалой степени этому способствовали английские «спитфайры» и «харрикейны», вооруженные восемью пулеметами каждый, и которые были гораздо более эффективны, чем польские истребители, с двумя-четырьмя пулеметами.

Еще более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе битвы за Англию. Уже через 6 дней после начала этой воздушной операции командование люфтваффе решило прекратить использование Ju 87 на данном направлении. В противном случае это могло бы привести к полному истреблению всех соединений немецких пикировщиков.

«Штуки» были переброшены на Балканы, в Италию и Северную Африку. Здесь, в условиях слабого противодействия вражеской авиации они вновь доказали свою высокую эффективность, в том числе и при ударах по кораблям противника.

К лету 1941 г. большое количество Ju 87 было переброшено к границам Советского Союза. В основном это были Ju 87B-2, так как практически все самолеты модификации В-1 к этому времени передали в учебные группы.

Начало войны против СССР для немцев пошло по привычному сценарию: удары по аэродромам, завоевание полного господства в воздухе и безнаказанные действия Ju 87 по сухопутным войскам и тыловым объектам. Тяжелые потери от точных ударов немецких пикировщиков понес и наш морской флот.

Однако военная кампания на Востоке мало напоминала немцам Польшу и Францию. Советские истребители даже в одиночку дрались яростно и умело. Немецкие самолеты, и в первую очередь Ju 87, стали нести значительные потери. Не помогло и появление на фронте новой модификации «штуки» (Ju 87D), оснащенной 1400-сильным двигателем и имеющей лучшую живучесть за счет дополнительного бронирования. Первые Ju 87D-1 появились на фронте в январе 1942 года под Ленинградом. Затем они приняли активное участие в ходе немецкого наступления под Сталинградом, где выполнили тысячи вылетов, практически полностью уничтожив город.

В это время у немцев появились два новых варианта самолета - буксировщик планеров Ju 87D-2 и штурмовик D-3 с усиленным бронированием.

К летнему наступлению 1943 г. под Курском немцы подготовили усовершенствованные самолеты Ju 87D-5 с крылом увеличенного размаха и крыльевыми 20-мм пушками, а также истребитель танков Ju 87G, под крылом которого подвешивались две 37-мм пушки. При этом Ju 87G не производились серийно, а переоборудовались из Ju 87D-3 и D-5, получая при этом обозначение G-1 и G-2 соответственно.

Однако сражение на Курской дуге стало для юнкерсов последним. Тихоходные «штуки» с успехом сбивались нашими истребителями, несмотря на прикрытие «мессершмиттов». (Не лишним будет вспомнить и воздушный бой, в котором младший лейтенант А. Горовец сбил девять Ju 87).

С той поры Ju 87 использовались как тренировочные, а оставшиеся в войсках оснастили пламегасителями и перевели в подразделения ночных бомбардировщиков. К осени 1944 г. к дневным вылетам привлекались только штурмовики Ju 87G. Пикирующие бомбардировщики были заменены усовершенствованными самолетами FW 190F и G. В это время прекратилось и серийное производство самолета. Всего было построено 5709 машин.

О «штуке» у нас почти ничего не писали. Это и понятно: проклятый «юнкерс»-убийца. Да, было. Но в качестве собственно техники Ju 87 занимает довольно видное место в истории авиации. Понятен к нему интерес моделистов, коллекционеров. Поэтому публикуем чертежи и варианты окраски самолета.

Сергей Цветков

«Крылья Родины» №2-3 1992 г.

Конструкция самолета выполнена полностью из дюралиминия. Обшивка крепится к каркасу на заклепках.

Фюзеляж овального сечения. Носовая часть фюзеляжа, в которой расположен двигатель, образована съемными металлическими панелями и отличается хорошей отделкой. Заклепочные швы по месту расположения подкрепляющих элементов панелей практически не видны и на чертежах не показаны. Хорошо заметны только стыки между панелями и места их крепления к мотораме. Панели капотов в зоне, прилегающей к воздушному винту, имеют двойную кривизну.

Центральная и хвостовая часть фюзеляжа собраны из панелей одной кривизны. Шпангоуты и стригеры, подкрепляющие обшивку, имеют V-образный профиль и крепятся к ней заклепками, идущими по каждой полке. В результате, все заклепочные соединения идут по обшивке в два ряда. При изготовлении макета самолета Ю-87 необходимо иметь в виду, что всё заклепки на этом самолете были с потайной головкой и после грунтовки и покраски были практически не видны. Заметными заклепки становились только в процессе эксплуатации самолета, так как на них краска стиралась быстрее.

На фюзеляже в районе пилотской кабины справа и слева имелись специальные углубления (по три с каждой стороны), за которые экипаж держится руками при входе и выходе из кабины. В хвостовой части фюзеляжа перед стабилизатором имеется такелажное сквозное отверстие диаметром 50 мм, в которое вставляется стальная труба или лом, за которые поднимают хвост самолета.

При изготовлении макета следует обратить внимание на хорошо заметный шов, идущий вдоль фюзеляжа чуть выше осевой линии по правому и левому борту. Это технологический стык. В процессе производства самолета Ю-87 верхняя и нижняя части фюзеляжа изготавливались отдельно, а затем уже с помощью уголковых профилей склепывались в одно целое. Поэтому щель по данному стыку является самой широкой по сравнению с другими стыками обшивки.

Винт самолета был деревянным. Кок винта (обтекатель втулки) - выколотка из мягкого алюминиевого сплава. Кок довольно часто имел небольшие вмятины, полученные во время эксплуатации.

Крыло типа «обратная чайка» состоит из трех частей. Центроплан представляет одно целое с фюзеляжем. К центроплану крепятся и шасси. В месте излома крыла находятся узлы крепления отъемных частей крыла, закрытые профилированной металлической лентой. Клепка панелей крыла выполнена аналогично фюзеляжу. На центроплане у борта фюзеляжа расположены резиновые коврики, предохраняющие экипаж и техников от скольжения по крылу.

Элероны и закрылки подвешены на кронштейнах так, что между ними и крылом образуется довольно большая щель, что является одной из характерных особенностей этого самолета.

Под крылом расположены специальные аэродинамические тормозные щитки с узкой щелью посредине. Щитки при пикировании поворачиваются перпендикулярно потоку воздуха (это может быть выполнено на макете). При покраске макета необходимо обратить внимание на то, что щитки попадают в зону расположения опознавательного знака, который наносится не только на крыло, по и на сам тормозной щиток.

«Крылья Родины» №2-3 1992 г.