Нормы времени работы и простоя грузовых автомобилей
Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов установлены в зависимости от:
Способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Вида применяемых погруэочно-разгруэочных машин и механизмов.
Типа и грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта.
Рода грузов.
Состав времени простоя автотранспорта можно представить в виде следующей схемы.
При определении состава времени простоя автотранспортных средств имеется в виду, что погрузка и разгрузка автомобилей производятся без заезда в промежуточные пункты.
Для определения нормы времени на полную грузоподъемность автомобиля следует норму времени, установленную на 1 т, умножить на грузоподъемность автомобиля.
При механизированном способе погрузки и разгрузки грузов на автомобили-фургоны нормы времени на 1 т могут увеличиваться до 10% (по сравнению с бортовыми автомобилями).
Нормы времени простоя автомобилей при частично механизированной погрузке и разгрузке грузов устанавливаются в половинном размере от норм, предусмотренных для ручной и механизированной погрузки и разгрузки на каждую операцию.
При простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, изделия фарфоровые, фаянсовые, жидкость разная в стеклянной таре, инструменты музыкальные, телевизоры, радиоаппаратура, приборы, мебель и т. д.), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке, требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, ткани разные, книги, игрушки, овощи, фрукты, ягоды свежие и т. д.), нормы времени простоя на 1 т увеличивают до 25%.
Руководителям автотранспортных предприятий разрешается устанавливать внутренние нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов, исходя из конкретных условий работы, в следующих случаях:
при погрузке автомобилей-самосвалов грузоподъемностью свыше 8 т экскаваторами с емкостью ковша до 1 куб. м, погрузке и разгрузке бортовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т механизмами с одновременным подъемом груза по 1 т, а также вручную;
при погрузке или разгрузке грузов с подачей автомобиля к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям на территории складских баз, станций, портов, пристаней, предприятий, строительных и торговых организаций, в том числе торговых точек на территории города;
при погрузке и разгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, имеющих массу одного места более 500 кг (в том числе грузы в бочках, барабанах, цилиндрах, на катушках, в рулонах и бухтах), а также грузы, погрузка и разгрузка которых осуществляются самоходом.
К крупногабаритным относятся грузы размером места свыше: по высоте - 2,5 м, или по ширине - 2 м, или по длине - 3 м.
Несмотря на законодательное разрешение введения внутренних норм времени, необходимо отметить, что в тех случаях, когда действующие на предприятиях нормы времени ниже Единых норм времени, должны применяться действующие нормы.
В ниже приводимых таблицах указаны нормы времени простоя различных видов транспортных средств при погрузке и разгрузке отдельных грузов разными способами, а также нормы времени на перевозку грузов.
При установлении норм времени на погрузку и разгрузку грузов вручную принято расчетное количество грузчиков, обеспечивающих выполнение Единых норм времени.
^ Нормы времени простоя автомобилей-самосвалов при механизированной погрузке навалочных грузов, разгрузке их самосвалом (мин. на 1 т груза)
^ Наименование груза
Способ погрузки
Емкость ковша, куб. м
^ Грузоподъемность автомобилей-самосвалов, т
свы-ше 1,5 ДО 3,0
свы-ше 3,0 ДО 4,0
свы-ше 4,0 до 5,0
свы-ше 5,0 до 6,0
свы-ше 6,0 до 7,0
свы-ше 7,0 ДО 9,0
свы-ше 9,0 ДО 10,0
свы-ше 10,0 до 12,0
свы-ше 12,0 ДО 15,0
свы-ше 15,0 до 20,0
свы-ше 20,0 ДО 25,0
свы-ше 25,0
Удобрения, навоз и т.п.
Экскаватором
Строительные и другие грузы, легко отделяющиеся от кузова автомобиля-самосвала (песок, земля, щебень, гравий, камни природные, керамзит и т.п.)
Экскаватором
До 1
Свыше 1 до З
Свыше З до 5
Свыше 5
2,66
1,88
1,15
0,76
2,10
1,40
1,03
0,66
1,97
1,25
0,98
0,59
1,88
1,20
0,84
0,53
1,75
1,03
0,74
0,49
0,91
0,67
0,44
0,82
0,61
0,35
0,75
0,54
0,30
0,68
0,41
0,28
Вязкие и полувязкие грузы (глина, сырая порода и т. п.), а также частично смерзшийся и слежавшийся грунт
Экскаватором
До 1
Свыше 1 до 3
Свыше З до 5
Свыше 5
2,50
1,80
1,35
2,25
1,61
1,26
2,14
1,54
1,20
1,05
2,10
1,32
1,05
0,91
1,16
0,95
0,80
1,05
0,90
0,75
0,96
0,83
0,69
0,86
0,75
0,65
0,70
0,60
0,55
0,62
0,53
0,49
0,60
0,52
0,48
Бункером, зернопогрузчиком
Овощи (картофель, свекла и др.)
Из бункера, комбайна
Гравий, щебень, камни природные, уголь каменный и т. д.
Бункером, транспортером
Растворы, строительные массы (бетон, цемент, асфальт и др.)
Бункером смесителем
Мука злаковая и всякая техническая
Бункером
^ Нормы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке и разгрузке навалочных грузов механизированным способом (мин. на 1 т)
^ Наименование груза
Грузоподъемность бортовых автомобилей, т
погрузки
разгрузки
Свыше 1,5 до 3,0
Свыше 3 до 5
Свыше 5 до 7
Свыше 7 до 10
Свыше 10 до 15
Свыше 15 до 20
Удобрения навоз и т.п.
Экскаватором до 1 куб. м
Скребками, сетками
Экскаватором от 1 до 3 куб. м
Скребками, сетками
Зерновые (рожь, ячмень, пшеница и др.)
Бункером, зернопогрузчиком, транспортером
Автомобилеразгрузчиком
Овощи (картофель, свекла и Др.)
Из бункера комбайна, погрузчиком
Автомоби-ле разгрузчиком
Нормы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке и разгрузке кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами грузов упакованных и без упаковки, не требующих специальных устройств для их крепления (мин.)
Масса груза при одновременном подъеме механизма, т
Свыше 1,0 до 3,0
^ Свыше 3,0 ДО 5,0
Свыше 1,5 до 3,0
^ Свыше 3,0 до 5,0
Свыше 5,0 до 7,0
^ Свыше 7,0 до 10,0
Свыше 10,0 до 15,0
^ Свыше 15,0 до 20,0
^ Нормы времени простоя бортовых автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов в пакетах механизированным способом и сдельные расценки (мин. на 1 т)
^ Грузоподъемность автомобиля
Поддоны массой брутто, т
автокранами
козловыми, мостовыми и другими кранами
авто-и электропогрузчиками
^ Нормы времени простоя автомобилей-цистерн при наливе и сливе наливных грузов
^ Эксплуатационный объем цистерны, куб. м, тыс.л
Самотеком
^ При помощи насоса
Налив при помощи насоса, слив самотеком, и наоборот
темные нефтепродукты
грузы пищевые и светлые нефтепродукты
темные нефте-продукть
грузы пищевые и светлые нефтепродукты
темные нефтепродукты
^ Свыше 1,5 до 3,0
Свыше 3,0 до 5,0
^ Свыше 5,0 до 7,0
Свыше 7,0 до 10,0
^ Свыше 10,0 до 15,0
Свыше 15,0 до 20,0
^ Нормы времени простоя автомобилей-цистерн при погрузке через верхние люки и разгрузке гравитационным и пневматическим способами
^ Эксплуатационный объем цистерны, тыс. л, куб. м
Норма времени на эксплуатационный объем цистерны, мин.
мучнистое сырье
строительные материалы
^ Свыше 3,0 до 5,0
Свыше 5,0 до 7,0
^ Свыше 7,0 до 10,0
Свыше 10,0 до 15,0
^ Свыше 15,0 до 20,0
Примечание. Нормами учтено дополнительное время для обдувки цистерны и продувки разгрузочного шланга.
^ Нормы времени простоя бортовых автомобилей и контейнеровозов при погрузке или разгрузке контейнеров кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами
Масса контейнера, т
^ Норма времени простоя автомобиля при погрузке или разгрузке одного контейнера, мин.
Примечание. В нормы времени включено время, необходимое на погрузку (разгрузку) груза с подноской или отноской груза, на маневрирование автомобиля (автопоезда), увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов (дверей) автомобиля и прицепов, а также оформление документов на завоз (вывоз) грузов. Указанные нормы времени простоя распространяются также на автомобили-тягачи с полуприцепами.
^ Нормы времени простоя бортовых автомобилей и автомобилей-фургонов общего назначения при погрузке и разгрузке вручную грузов навалочных, упакованных и без упаковки
^ Грузоподъемность автомобиля, т
Норма времени, мин.
^ Нормы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке или разгрузке вручную грузов в контейнер без снятия его с автомобиля
Масса контейнера, т
^ Норма времени простоя автомобиля при погрузке или разгрузке грузов, мин.
на первый контейнер
на второй и каждый последующий контейнер в данной ездке
^ Свыше 0,5 до 1,25
Свыше 1,25 до 2,0
^ Свыше 2,0 до 3,0
Свыше 3,0 до 5,0
^ Свыше 5,0 до 10,0
Свыше 10,0 до 20,0
Нормы времени простоя специализированного подвижного состава для контейнерных перевозок грузов при погрузке или разгрузке контейнеров при помощи грузоподъемного оборудования
^ Подвижной состав
Норма времени простоя при погрузке или разгрузке одного контейнера, мин.
^ Масса одного контейнера, т
от 0,25 до 0,45
от 0,45 до 0,625
Автомобиль-самопогрузчик с грузоподъемным бортом (модель ЦПКТБ А130)
^ Автомобиль-фургон с грузоподъемным бортом (модель ЦПКТБ- А130Ф)
^ Автомобиль-самопогрузчик с крановой установкой 4030П
^ Автомобиль-самопогрузчик с портальным краном на базе автомобиля ЗИЛ-130 (модель НИИАТ-А825)
^ Автомобиль-самопогрузчик с портальным краном (модель НИИАТ-П404)
^ Автомобиль-самопогрузчик с портальным краном на базе автомобиля КамАЗ-5320 (модель 5983)
^ Полуприцеп-самопогрузчик ХЛС-200.78 ТК
Примечание. Норма времени простоя под погрузкой или разгрузкой автомобиля определяется умножением нормы времени, установленной на один контейнер, на количество контейнеров.
^ Нормы времени простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки грузов
Наименование работ
Норма времени простоя, мин.
1. Взвешивание груза на автомобильных весах:
1.1. На каждое определение веса груза в автомобиле или в прицепе (взвешивание порожнего и груженого автомобиля или прицепа) независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля
1.2. На каждое определение веса груза в автопоезде (взвешивание порожнего и груженого автомобиля с прицепом или полуприцепом) независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля
2. Взвешивание или перевешивание груза на десятичных или сотенных весах на автомобиль (автопоезд) грузоподъемностью, т: до 4 включительно свыше 4 до 7 включительно свыше 7
3. Пересчет грузовых мест на каждый автомобиль, полуприцеп или прицеп независимо от класса груза и грузоподъемности
4. Заезд в каждый промежуточный пункт погрузки или разгрузки независимо от грузоподъемности автомобиля (автопоезда)
^ Нормы времени на отцепку и зацепку обменных полуприцепов
Грузоподъемность полуприцепа, т
^ Норма времени, мин.
за зацепку
на отцепку
Свыше 10 до 20
^ Условия движения
Средняя скорость движения грузового автомобиля
Автомобильные дороги группы А
Автомобильные дороги группы Б
Автомобильные дороги группы В
Населенные пункты, расположенные на автомобильной дороге
Города с населением свыше 60 тыс. жителей, расположенные на трассе маршрута
Таблица 7.13
Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей
Нормы времени на 1 т-км Н(вр) рассчитывают по следующей формуле:
60 Н(вр) = -------,
V хр х q
где 60 - переводной коэффициент 1 ч в минуты; V - расчетная норма пробега грузового автомобиля, км/ч; Р - коэффициент использования пробега, (3 = 0,5; q - грузоподъемность автомобиля, т.
а) при работе за городом:
^ Группы автомобильных дорог
Транспортная характеристика
Расчетная норма пробега автомобиля V, км/ч
Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения
Магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения
Улицы и дороги местного значения
б) при работе в городе - независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей и автопоездов грузоподъемностью до 7 т (автоцистерна до 6 тыс. л) - 25 км в час, а для 7 т (автоцистерна 6 тыс. л) и выше - 24 км в час.
За время работы водителя автомобиля по дорогам различных групп в одной ездке нормы времени при разовых ездках устанавливаются по преобладающей группе дорог.
Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей могут быть снижены руководителем предприятия:
при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, жидкости в стеклянной посуде, изделия из стекла, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы и т.д., а также грузы в громоздких высокогабаритных контейнерах, легковесные грузы, перевозимые с увязкой по высоте погрузки сверх установленных габаритов автомобиля, пылящие (грузы, взрывчатые вещества) - в пределах до 15%;
при работе на расстоянии до 1 км, а также в условиях бездорожья, в карьерах и на труднодоступных участках пути (во время распутицы, при отсутствии дорог и т.п.) - в пределах до 40% против норм, установленных для естественных грунтовых дорог;
при работе на расстоянии свыше 1 до 3 км на дорогах групп А, Б, В - в пределах до 20%.
При работе тягача с полуприцепом нормы времени на 1 ткм принимаются с коэффициентом 1,2, а при работе соответственно с полуприцепом и прицепом или двумя прицепами - 1,0.
По грузам 4-го класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля по габариту с применением наращенных бортов, разрешается устанавливать нормы времени по фактическому коэффициенту использования грузоподъемности автомобиля.
В тех случаях, когда в результате применения наращенных бортов и других подобных мероприятий при перевозке грузов 2-4-го классов грузоподъемность автомобиля используется полностью, поправочные коэффициенты к нормам времени не применяют.
^ Нормы времени на 1 т.км при работе на автомобилях I группы (бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения)
^ Грузоподъемность автомобиля, т
Норма времени, мин.
^ Вне города по группам дорог