04.11.2019

План сетка лагерь морская тематика. Тематические смены и дни. Домашнее задание – песня


Цель: развитие навыков социальной перцепции (восприятия человека человеком) с помощью невербальной коммуникации.

Задачи: приобретение навыков невербальной коммуникации; развитие умения работать в соответствии с заданной социальной ролью; освоение правил межгруппового взаимодействия.

Условия: пространство для свободного перемещения участников.

1. Знакомство (25–30 мин.)

1. Визитки-медальки (вручаются каждому при входе).

Ведущий. Сегодня у вас есть возможность выбрать себе игровое имя - как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли. Напишите на визитке-медальке свое игровое имя. Садимся в общий круг.

2. Представление своего игрового имени, настроения, ожиданий от занятия (по кругу все участники).

3. Введение правил группового взаимодействия (вспоминаем, принимаем все вместе 3–5 правил).

4. «Ритм по кругу»

Ведущий. Сейчас я буду отстукивать ритм 3–2–1, вы внимательно слушайте и запоминайте. Затем нужно будет по очереди повторить этот ритм и продолжать его отстукивать, не сбиваясь в течение всего времени до момента, когда вся группа дружно станет повторять заданный ритм.

5. Разминка на согласованное взаимодействие «Хитрые фломастеры» (в парах, все вместе).

Ведущий. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас каждая пара получит по два фломастера. Вам нужно будет встать друг напротив друга и удерживать указательными пальцами фломастеры так, чтобы они не упали. Немного потренируйтесь одновременно двигать фломастер вверх, вниз, в стороны. Приготовились. Начали.

2. Формирование команды (1,5–2 часа)

Игра «Найди свой корабль»

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами сможем поиграть в увлекательную игру, которая называется «Морское путешествие». Благодаря нашему воображению мы отправимся в необычное путешествие.

В одном из приморских городов готовится новое путешествие на известных кораблях «Святая Мария» и «Святой Доминик». Практически все готово для путешествия, остается только собрать команду. Известно, что на каждом корабле должна быть следующая команда (каждая команда получает список на 14 человек):

1. Капитан 2. Штурман 3. Боцман 4. Исследователь 5. Впередсмотрящий 6. Врач 7. Бортмеханик 8. Радист 9. Шеф-повар (кок) 10. Рулевой 11. Матрос 12. Юнга 13. Пассажир с попугаем 14. Пассажир со скрипкой

Правда, есть небольшая проблема: все кандидаты в команду - из разных стран и не знают языка друг друга. Поэтому они могут понимать только язык мимики и жестов.

Инструкция к игре

Сейчас вы по очереди получите карточки и узнаете, какая роль досталась в нашей игре именно вам. На карточке также будет написано, с какого вы корабля («Св. Мария» или «Св. Доминик»).

После того как вы получите карточку, нужно выполнить важное условие - никому свою карточку не показывать и не смотреть пока самому! Посмотреть карточки можно будет только по моей команде.

Ведущий раздает карточки всем участникам (см. приложение 2).

Ваша задача - попасть на свой корабль. Вам нужно выстроиться в одну шеренгу - каждому в соответствии с выпавшей ему ролью, на нужном корабле, в заданной последовательности. Порядок расположения указан на доске.

Дорогие участники! Помните, что ваша задача - оказаться именно на том корабле, название которого вам выпало. Но ведь пока никто не знает, где будет корабль «Святая Мария», а где «Святой Доминик». Для того чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом.

1-е условие. Вам придется общаться без использования речи - только с помощью жестов и мимики.

2-е условие. Запрещается писать на бумаге или в воздухе слова, обозначающие название вашего корабля и выпавшую вам роль.

Всем ли понятна инструкция? Если да - начинаем! Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь... Аккуратно, чтобы никто не видел, прочитайте, что у вас там написано, и сразу спрячьте.

Итак, слева от меня (ведущий показывает) будет располагаться команда одного из кораблей, а справа другого. Я не знаю, какая из них окажется командой «Святой Марии», а какая - командой «Святого Доминика».

Ведущий наблюдает за процессом формирования команд и соблюдением правил.

Обсуждение

После того как обе шеренги выстроятся напротив друг друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свою роль. Тем самым выясняется успешность (или неуспешность) выполнения задания.

Вопросы для обсуждения

Что помогло вам найти свое место?

Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?

Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

Кто, по вашему мнению, нашел удачные способы договариваться без слов? Какие? Расскажите о том, как вы понимали друг друга (примеры).

Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?

Игра «Наш необычный корабль»

Ведущий.Теперь, когда команды сформированы, вам нужно будет в ваших командах (по подгруппам) выполнить следующие творческие задания:

Сконструируйте из газеты макет корабля (пока будет играть музыка);

Придумайте и нарисуйте флаг вашего корабля;

Напишите девиз вашей команды;

Обсудите и напишите положительные качества, способности каждого члена вашей команды;

Придумайте презентацию своей команды и корабля.

Важное условие: в презентации должна участвовать вся команда. Команды по очереди показывают презентацию своего корабля.

(Перерыв 15–20 минут)

3. Испытания (1,5–2 часа)

Игра «Ориентировка на корабле»

Ведущий. Итак, прежде чем отправиться в плавание, каждый из вас должен хорошо ориентироваться на корабле. Для этого мы выполним следующее упражнение. Сначала в каждой команде распределимся по парам. Затем один человек становится «проводником» (тот, кто будет водить по кораблю), а другой становится «ведомым» (тот, кого будут водить с закрытыми глазами).

«Ведомый» стоит впереди и зажмуривает глаза, а «проводник» – сзади, положив ему руки на плечи.

Задание каждой паре: пройти все игровое поле вперед и назад максимально аккуратно! При этом проводник не может общаться с ведомым с помощью слов. Проводник движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая столкновения с препятствиями и с другими участниками.

Информация для обсуждения: описать ощущения человека с закрытыми глазами, который вынужден полагаться на своего «проводника».

Что способствовало или что мешало чувству доверия? Как «проводники» помогали своим ведомым? Что зависело от вас лично (позиция «проводника»), а что от «ведомого»? Чувства ответственности и доверия.

Игра «Встреча в океане»

Ведущий. После нескольких дней путешествия вы встретили корабль. Вам известно, что один человек из этой команды везет контрабанду, но кто именно - неизвестно... Задача участника - убедить команду другого корабля в том, что он заслуживает доверия.

Инструкция к игре

Контрабанда - это конкретный небольшой предмет, спрятанный в одежде одного из игроков. Какой это предмет, кто из контрабандистов спрячет его, команда решает сама. Имя контрабандиста записывается на особой карточке, которая сдается ведущему.

Другая команда должна угадать того человека, который везет контрабанду. Для облегчения угадывания можно задавать любые вопросы, обвинять, стыдить, разоблачать, упрашивать дать честные показания и т.д., но нельзя обыскивать!

Отвечать на вопросы можно как заблагорассудится. Можно взять на себя роли, отвлекающие внимание от «контрабандиста». Кто-то может стремиться выглядеть взволнованным, говорливым, оправдывающимся и т.п. Другой - защищать и оправдывать «соучастников». Настоящий контрабандист старается не привлекать к себе внимания. На досмотр дается 5 минут, по истечении этого времени команда должна ответить на вопрос: «У кого контрабанда?» Правильный ответ остается неизвестным до обсуждения. Команды меняются ролями.

Рефлексия

Что позволило угадать? (Речь, эмоции, поведение, действия?)

На что больше обращали внимание?

Какова была стратегия убеждения?

Каковы были переживания в ходе «допроса»?

Основные выводы:

Обращать внимание на первые минуты допроса;

Более убедительным кажется тот, кто повторяет свое утверждение без возрастания эмоций.

Игра «Пропасть»

Игра помогает снять напряжение в отношениях и великолепно работает на сплочение группы. За счет телесного контакта и азартного протекания игра может оказаться одним из центральных моментов занятия. Вместе с тем ведущему необходимо быть внимательным и сразу же пресекать малейшие попытки с помощью силы и грубости преодолеть возникшую трудность. Того, кто ведет себя не по-джентльменски, можно вернуть к началу тропы и попросить пройти ее заново.

Это упражнение проводится около свободной стены. Желательно, чтобы пространства было много - столько, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии примерно 30 см от стены проводят черту (можно положить на пол веревку). Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и чертой.

Ведущий. Итак, морское путешествие продолжается. Вы приплыли на необитаемый остров и высадились на берег.

Вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых.

По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь...

Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за камни...

Главное - не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

Обсуждение. когда все участники группы преодолели препятствие, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения.

Рефлексия. как чувствовали себя в роли альпиниста, в роли скальной глыбы? Какой была скала? Что помогло вам преодолеть опасный маршрут (собственные качества, черты характера, качества скалы)?

(Перерыв 15–20 минут)

4. Сплочение команды (1–1,5 часа)

Игра «Борьба за сокровища»

Ведущий. Итак, ребята, ваши команды прошли непростые испытания, чтобы найти затерянный в океане остров, на котором спрятано сокровище. Так получилось, что два корабля - «Св. Мария» и «Св. Доминик» - оказались на этом острове одновременно. И команда «Св. Марии» и команда «Св. Доминика» считают находящееся здесь сокровище своим, хотя оно еще не найдено! Обе команды разместились на разных сторонах острова, возведя вокруг себя большой забор...

Инструкция

У каждой команды есть всего две возможности:

Либо вести переговоры с другой командой;

Либо открыть огонь, то есть отвоевать с оружием в руках свое право распоряжаться сокровищем.

После обсуждения вы сообщаете нам о своем решении. В результате того или иного сочетания двух решений каждая команда может получить баллы согласно таблице.

Ведущий. Распоряжаться сокровищем сможет та команда, которая раньше другой наберет 45 баллов. Обдумывая сообща, какой сделать ход в игре, нужно принять во внимание:

1-е правило игры: если три раза подряд обе команды выбирают «ОГОНЬ», то каждая лишается защитного забора вокруг поселения.

2-е правило игры: одновременный выбор «ПЕРЕГОВОРов» означает, что команды будут договариваться друг с другом за столом переговоров.

Ведущий. Для обсуждения и принятия решения дается время. Эти решения-ходы записаны на карточках.

Психолог раздает именные карточки - каждой команде по две: «ПЕРЕГОВОРЫ» и «ОГОНЬ».

Постарайтесь вести обсуждение так, чтобы представители другой команды вас не услышали, иначе они могут извлечь из этого для себя выгоду. По звонку колокольчика каждая из команд сдает мне карточку с выбранным ходом. Команда, не соблюдающая дисциплину или не сделавшая ход в срок, штрафуется на 3 балла.

Обсуждать нужно сообща, каждый из игроков имеет право голоса. После 1,5–2 минут обсуждения – звонок колокольчика.

Только после того, как каждая команда сдаст выбранную карточку, психолог объявляет, какой был сделан ход. Ходы фиксируются в таблице «Счет в игре». Итак, каждая команда делает свой ход.

В случае если после первого хода обе команды выбрали «ПЕРЕГОВОРЫ», то им присваивается по 6 баллов и по два представителя от каждой команды садятся за стол переговоров. Так следует поступать каждый раз, когда команды синхронно выбирают «переговоры». «Переговорщики» должны в течение 3–4 минут прийти к согласию по одному из предлагаемых вопросов:

– Чьи это будут сокровища?

– Сможет ли одна команда своими усилиями найти сокровище, или целесообразнее объединить усилия?

– В случае объединения усилий, как следует поделить сокровище? И т.д..

Дополнительное условие на усмотрение ведущего

После третьего хода вводится новое условие, позволяющее усилить установку участников игры на объединение, сотрудничество и ослабить установку на конкуренцию и соперничество.

Ведущий. Пока обе команды решали, что делать с сокровищами, появилась третья сила, претендующая на него. На остров высадились вооруженные до зубов, настроенные решительно, беспощадные и не обремененные никакими нравственными принципами гости. Это морские пираты. Они уверены, что сокровища принадлежат им по праву сильного.

Подумайте, какой следующий ход вы сделаете перед лицом такой опасности - «ПЕРЕГОВОРЫ» или «ОГОНЬ»?

При выборе обеими командами следующего хода «ПЕРЕГОВОРЫ» им предлагается вместе подумать, что дальше делать перед лицом опасности: объединиться и выработать совместный план действий или действовать разобщенно - каждая команда за себя. Психолог поддерживает решение команды действовать сообща. Команды обсуждают общий план действий.

При выборе обеими командами следующего хода «ОГОНЬ» психолог предупреждает, что если они обоюдно еще два раза подряд выбирают «ОГОНЬ», то перебьют друга друга, а сокровище достанется морским пиратам.

Если команды постоянно выбирают разноименные ходы («огонь», «переговоры»), то психолог объясняет, что установка на конкуренцию, соперничество непродуктивна: теряется время на борьбу, пока морские пираты завладевают сокровищем.

После каждого хода команд надо подсчитывать баллы.

Игра прекращается, если:

1) команды три раза подряд выбрали синхронно «ОГОНЬ»: силы обеих команд на исходе, и сокровище достанется морским пиратам;

2) команды постоянно выбирают разноименные ходы («огонь» и «переговоры»): время потеряно на соперничество, а сокровище находят морские пираты;

3) команды выбирают совместный план действий.

Подведение итогов.

Игра «Сундучок сокровищ»

Карточки для игры «Сундучок сокровищ» (см. приложение 3).

Ведущий. Вы сумели договориться и нашли сундучок сокровищ. Соберите карточки, которые находятся внутри сундучка, и вы узнаете, что это за сокровища.

5. Завершение занятия (25–30 мин.)

Ведущий. Теперь каждый из вас уже не искатель приключений, а учащийся 6-го класса. То, что происходило, - всего лишь игра, которая уже завершилась, а сейчас, когда вы опять ученики, давайте подумаем:

1) Какое решение является выигрышным, полезным одновременно для обеих команд?

2) Что выгоднее, полезнее – сотрудничество или соперничество?

3) Можно ли участников другой команды тоже называть друзьями?

4) Какое богатство вы обрели, благодаря друзьям в этой игре? Разве сокровище – это деньги и драгоценности?

5) Что для вас означает дружба? Что самое важное и ценное в дружбе?

6) От чего зависит, дружат с нами или нет?

7) Какими мы должны быть, чтобы с нами дружили?

Устная рефлексия

– Вспоминаем, какие проходили этапы.

– Что больше всего понравилось, было интересно?

– Что лично для вас было сложно, но вы справились?

Письменная рефлексия

«Анкета участника занятия» (см. приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор____________А.Г.Яруллин

приказ № _______от ________ 2016г.

ПРОГРАММА

летней смены «Морское путешествие»

оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»

с дневным пребыванием детей на базе

МБОУ Куркачинская СОШ
составитель педагог-организатор Шабакаева Л.С.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ______от __________2016г.

2015 – 2016 учебный год

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.

Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.

Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер.

Кто из нас не мечтал стать великим путешественником, сделать великое открытие, назвать остров или необитаемые земли своим именем. Теперь каждый из вас, дети и взрослые, имеет такую возможность. Солнце и хорошее настроение помогут вам в этом. Итак, отправляемся в морское путешествие!
Летняя смена «Морское путешествие»

1. Пояснительная записка

Вся воспитательная работа в пришкольном лагере "Солнышко” направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы "Морское путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры. Эта программа 21 дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
2. Кадровое обеспечение

Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.

Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:


  • наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;

  • наличие организаторского опыта;

  • степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, начальник смены (организатор лагеря), воспитатели, руководитель физического воспитания.

К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы.

Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых.
Педагогические кадры.

Начальник лагеря: организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря; руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.

Начальник смены: разрабатывает программу и план работы лагеря, несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Воспитатели: составляют план работы на смену и подводит итоги своей работы; отвечают за художественное оформление мероприятий, проводимых в лагере; составляют и подбирают методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев; несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Отрядные вожатые: организуют и поддерживают работу отрядов.
3. Педагогические условия:


  • добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;

  • сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);

  • систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;

  • организация различных видов стимулирования детей и взрослых;

  • многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);

  • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;

  • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

4. Методическое обеспечение смены:


  • наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;

  • должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Куркачинская СОШ»;

  • проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала смены;

  • подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;

  • подбор реквизита для проведения дел;

  • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Проведение смены обусловлено необходимостью:

  • продолжения учебного процесса в условиях лета;

  • создания единого коллектива;

  • укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.
В основе программы лежат принципы:

  • Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса;

  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;

  • Принцип демократичности: участие всех детей в программе лагеря;

  • Принцип дифференциации воспитания, который предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), активное участие детей во всех видах деятельности;

  • Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

5. Цель организации работы лагеря:


  • содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;

  • создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:

  • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

  • поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;

  • выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

  • развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Морское путешествие» в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, которые будут представлять экипажи кораблей «Морского путешествия». Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд - это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры – штурманы и активисты, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы, вожатые – юнги (учащиеся 7-9 классов).

В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление. В пришкольном лагере оно продолжает функционировать. В начале каждой недели проводятся заседания руководящего состава: капитанов, адмирала, боцманов, штурманов и юнг, на которых обсуждается подготовка и проведение общелагерных дел.

Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте соревнований летнего морского путешествия.

Словарь смены:


  • лагерь – большая регата;

  • отряд – корабль;

  • все дети в лагере – экипаж;

  • вожатые – юнги;

  • лидеры (школьники) –штурманы;

  • педагоги дополнительного образования – боцманы;

  • начальник смены – контр-адмирал;

  • воспитатели лагеря – капитаны кораблей;

  • начальник лагеря – генерал флота.
Система стимулирования успешности и личностного роста.

Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).

На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвует весь экипаж корабля.

На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:


  • флаг корабля;

  • название корабля;

  • девиз корабля;

  • достижения корабля;

  • численность экипажа (список отряда).

План работы лагеря

Общее количество детей в лагере 35 человек, которые распределяются в 2 отряда. Каждым отрядом руководит один воспитатель, которому помогает вожатый (ученицы 8-10 классов).

Работа в лагере поделена на три семидневки. Воспитатели в течение своей смены (семь дней) готовят со своими отрядами проектные работы, в которых должны принять участие все члены отряда. В конце смены - итоговый показ проектных работ.

Ежедневно воспитатели проводят с детьми инструктажи по ТБ и «Минутки здоровья», а также мероприятия по плану работы лагеря.

В лагере проводятся кружковые занятия: творческая лаборатория «Морские чудесенки», танцевальный класс «Танцы на воде», караоке – клуб «Лейся песня». Кружковые занятия проводят вожатые под руководством начальника смены, вместе с которым они разрабатывают план работы. Руководство караоке-клубом «Лейся песня» осуществляет музыкальный руководитель. На мероприятиях закрытия лагерной смены подводятся итоги кружковых занятий в форме выставки творческих работ и показа концертных номеров

Режим работы лагеря:


Элементы режима

Время

Ответственные

Сбор детей, зарядка

8:30 – 9:00

Воспитатели, вожатые

Утренняя линейка

9:00 – 9:15

Начальник смены

Завтрак

9:15 – 9:45

Работники столовой

Минутка здоровья

9:45 – 10:00

Воспитатели, вожатые

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций, спортивные мероприятия

10:00 – 12:30

Начальник смены, воспитатели, вожатые, руководитель физического воспитания

Оздоровительные процедуры

12.00 - 13.00

Воспитатели, вожатые, руководитель физического воспитания

Обед

13:00 – 13:30

Работники столовой

Работа по плану отрядов, свободное время

13:30-14:30

Воспитатели, вожатые

Линейка, уход домой

14.30

Начальник смены, воспитатели

План – сетка (сценарии мероприятий и образцы для работы творческой лаборатории «Морские чудесенки» представлены в приложениях)


10:00 – 11:00

11:00 – 12:00

12:00 – 13:00

13:30 – 14:30

1 семидневка

Пн

6.06

Спортивно-развлекательная игра «Свистать всех на верх». Поиск карты морского путешествия

Работа над оформлением отрядных уголков

Игры на свежем воздухе

Вт

7.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Работа над проектом

Ср

8.06

Караоке – клуб «Лейся песня»

Познавательная игра «Морское рондеву»

Игры на свежем воздухе

Работа над проектом

Чт

9.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Работа над проектом

Пт

10.06

Караоке – клуб «Лейся песня»

Конкурсная программа «Ай да рыбаки»

Игры на свежем воздухе

Работа над проектом

Сб

11.06



Работа над проектом

Конкурс рисунков на асфальте

Игры на свежем воздухе

Пн

13.06

Спортивно-развлекательная игра по станциям «Пираты Карибского моря»

Работа над проектом



2 семидневка

Вт

14.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Работа над проектом

Ср

15.06

Караоке – клуб «Лейся песня»

Познавательная игра «По морям, по волнам...»

Игры на свежем воздухе

Работа над проектом

Чт

16.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Работа над проектом

Пт

17.06

Караоке – клуб «Лейся песня»

Конкурсная программа «Киносерпантин»

Игры на свежем воздухе

Работа над проектом

Сб

18.06

Конкурсная программа «Морской бой»

Работа над проектом

Просмотр тематических фильмов

Игры на свежем воздухе

Пн

20.06

Игра – путешествие по станциям «Робинзонада»

Игры на свежем воздухе

Работа над проектом

Вт

21.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Итоговое мероприятие по проекту

3 семидневка

Ср

22.06

День памяти. Митинг у памятника Славы

Конкурсная программа «Огонь, вода и медные трубы»

Конкурс плакатов «Миру – мир!»

Игры на свежем воздухе

Чт

23.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Работа над проектом

Пт

24.06

Караоке – клуб «Лейся песня»

Игра – путешествие «Два корабля»

Игры на свежем воздухе

Работа над проектом

Сб

25.06

Конкурсная программа «Морской бой»

Работа над проектом

Просмотр тематических фильмов

Игры на свежем воздухе

Пн

27.06

Кружок «Морские чудесенки»

Кружок

«Танцы на воде»


Спортивное мероприятие

Работа над проектом

Вт

28.06

Спортивная программа «На дне морском»

Работа над проектом

Игры на свежем воздухе

Концертная программа «Сардинка моя»

Ср

29.06

Спортивно-развлекательная игра «Последние герои»

Игры на свежем воздухе

Итоговое мероприятие по проекту

«По морям, по волнам…»

Мы приглашаем вас, ребята, совершить увлекательное путешествие по рекам и морям. Вы спросите, почему мы выбрали морскую тематику? А потому, то море – это символ света, простора и свободы. Сколько художников, поэтов, композиторов посвятили морям и рекам свои произведения! А сколько интересных фильмов сняли режиссеры! Расскажу, ребята, вам я сейчас про океан.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

1. Угадай-ка
Младшие отряды:
Если он на дне лежит,
Ног нет, а движется; то корабль не побежит.
Перья есть, а не летает; (якорь)
Глаза есть, а не мигает.
(рыба)
По морю идет, идет,
Кругом вода, А до берега дойдет -
А с питьем беда. Тут и пропадет.
(море) (волна)

Я и туча, и туман,
И ручей и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)

Старшие отряды (викторина)

1. Какой адрес у пиратов? (море)
2. Любимая валюта пиратов (золото)
3. Как звали капитана, совершившего кругосветное плавание на яхте «Беда»?
(Врунгель)
4. Где пираты хранят свои сокровища? (сундук)
5. Как назывался подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (юнга)
6. Высокий столб для паруса на корабле (мачта)
7. Сильная буря на море (шторм)
8. Плоская, как тарелка, живет на дне моря (камбала)
9. Любимый напиток пиратов (ром)
10. Самая страшная рыба (акула)
11. Команда корабля, самолета, танка (экипаж)
12. Что может бежать, но не умеет ходить? (река, ручей)
13. Самое глубокое озеро на земле? (байкал)
14. Домашнее животное Густые водоросли на дне реки или пруда (тина)
15. Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин)

2. Морские профессии

Написать на листке как можно больше морских профессий.

3. Переливай-ка

Из полного стакана перелить шприцем в пустой воду, не пролив ее на стул.

4. Танец Русалки

Под музыку одна участница от каждой команды танцует танец Русалки – кто лучше.

5. Рыболовы

До чего же увлекательное дело – рыбалка! Но наш конкурс не будет зависеть от клева. Для рыбалки потребуется «водоем» с рыбками – ведро воды со спичками и «удочка» - ложка. Задача каждого участника – добежать до «водоема», поймать «удочкой» одну рыбку, не помогая себе другой рукой, затем положить ее в «садок» - тарелку, добежать до команды и передать эстафету следующему. Удачной рыбалки!

6. Ловкач

На спины соперникам прикрепляются таблички с надписями. Участники не должны видеть эти надписи. Задача участников – постараться прочесть то, что написано на спине соперника, который старается спрятать свою надпись на спине, уворачиваясь. Побеждает тот, кто быстрее прочтет эту надпись.

Гроза морей
Морской волк
Алые паруса
Необитаемый остров
Легкий бриз

7. Мелиоратор

Одна из задач этой профессии – осушение болот. Мелиораторы используют для этого сложную технику. Но нам этого не потребуется. На стульях тарелки с водой – вот наше болото. Его нам предстоит осушить. По сигналу участник бежит к стулу и изо всех сил дует на тарелку, чтобы выдуть как модно больше воды. Затем он передает эстафету следующему.

8. Домашнее задание – песня

Команды исполняют песню на тему, связанную с водой – морем, речкой и т.д.

Лагерь с дневным пребыванием МОУ "Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2" работает по программе сюжетно – ролевой игры "Морское путешествие".

Пояснительная записка.

Основание для создания программы.

Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени , которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил. Это период свободного общения детей. Целесообразно использовать летние каникулы для содержательного отдыха, поэтому актуальна организация школьных оздоровительных лагерей. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

3. Разнообразная общественно - значимая досуговая деятельность, общение с природой, укрепление здоровья.

4. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.

Цель организации работы лагеря:

Цель: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей ; создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.

Задачи:

    широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий; выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.

Перечень основных мероприятий программы.

· Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы.

· Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе.

· Научно – методическое обеспечение.

· Оздоровление детей и профилактика заболеваний.

Механизм реализации программы

Реализация программы включает в себя три основных этапа.

1. Подготовительный этап

Цель: мотивация педагогов и знакомство с программой летне-оздоровительного лагеря.

1.Формирование пакета нормативно-правовых документов;

2. Комплектование кадрового состава;

2. Основной этап

Цель: реализация содержания программы в течение летнего сезона.

а) Этап знакомства ребят с руководителями и участниками проекта, тематикой и основными задачами предполагаемых исследований; принятие правил лагеря; выявление интересов детей,

б) Основной период

Цель: реализация проекта смены.

1. Подготовка и участие детей и взрослых в мероприятиях;

2. Реализация программ кружков

3. Работа на пришкольном участке, благоустройство территории школы и близлежащих дворов;

4. Проведение физкультурно-оздоровительно досуговых мероприятий

в) Заключительный период

Цель: Подведение итогов.

1. Психолого-педагогическое исследование по итогам смены;

2. Анализ работы педагогического коллектива;

3. Обработка и оформление информации аналитических справок смены.

3. Заключительный этап

Цель: Подведение итогов летней занятости детей и подростков, анализ работы и перспективы.

Для оздоровления детей созданы следующие условия:

Функционирует спортивный зал;

Стадион;

Медицинский кабинет.

Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:

Полноценное питание детей;

Гигиена приема пищи;

Режим дня;

Рациональная организация труда и отдыха;

Утренняя гимнастика на свежем воздухе;

Вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение.

· Заместитель директора по ВР –

· Начальник пришкольного лагеря – Алексеёнок Т. И.

· Ответственный за спортивную работу –

· Ответственные за проведение занятий музыкой –

· Воспитатели лагеря – ,

· Психолог –

· Мед. работник –

· Отв. за безопасность –

· Вожатые – Грицина Ю, Сабаева Н., Порватова М., Разноглядова Д.

· Работники столовой – ,

· Тех. персонал. –

В реализации программы участвуют воспитатели, старшая вожатая, отрядные вожатые. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ “СОШ № 2”. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых.

Педагогические кадры:

Старшая вожатая: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, учитель физкультуры, учитель информатики): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Педагоги дополнительного образования: отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий.

Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Отрядные вожатые: Организуют и поддерживают работу отрядов, обеспечивают безопасность детей.

Педагогические условия:

1. Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря.

2. Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).

3. Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.

4. Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).

5. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;

6. Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.

7. Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

Основное содержание работы лагеря.

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Морское путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные корабли “Морского путешествия”. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд – это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.

В лагере формируется 5 отрядов – кораблей. Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря организуются профильные отряды:

Отряд спортивной школы.

Организуют тематические дни и спортивные мероприятия согласно плана работы лагеря, учебно-тренировочные занятия, сдачу контрольных нормативов.

Трудовой отряд.

Организуют уборку пришкольного участка, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой школьных помещений.

Отряд вожатых.

Принимают участие в проведении досуговых мероприятиях лагеря.

Подготовка и проведение общелагерных дел обсуждаются капитанами и адмиралом. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на экране соревнований морского путешествия.

Словарик смены:

Лагерь – большая регата.

Отряд – корабль.

Все дети в лагере – экипаж.

Вожатые – штурманы.

Педагоги дополнительного образования – боцманы .

Старшая вожатая (зам. начальника лагеря) – контр-адмирал.

Воспитатели лагеря – капитаны кораблей.

Начальник лагеря – генерал флота.

Ежедневно проходят заседания штурманов, контр-адмирал, генерал флота, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга экипажа кораблей.

На заседаниях предлагаются задания:

    спортивные; творческие; интеллектуальные; изобретательские; общественно-полезные.

Система стимулирования успешности и личностного роста:

2. Викторина, посвящённая юбилею ОАО .

3. Викторина по ПДД.

3. СПОРТИВНЫЙ:

2. Весёлые старты.

3. Спортивные эстафеты.

4. Командные спортивные игры.

4. ТВОРЧЕСКИЙ:

1. Написание заметок о жизни своего корабля и путешествия в целом для газеты “Бортовой журнал”. Газета “Бортовой журнал” включает в себя:

a. экран соревнований (экран поддержки чистоты, выполнение упражнений на зарядке,

7. Имей личное полотенце.

8. Выполняй требования воспитателя.

9. Активно участвуй в делах лагеря, отряда.

10. Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.

11. Уважительно относись к товарищам, воспитателям, обслуживающему персоналу.

Законы лагеря

1. Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

2.Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

4. Спортивные игры на воздухе.

5.Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер лето-2009»