27.12.2023

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес. Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес Конспект занятия средняя группа тема экология


Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 216

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект познавательного занятия

по экологическому воспитанию в средней группе

СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ

Подготовил:

Старший воспитатель:

Прудникова Любовь Валерьевна

Цель: рассказать детям о нашем общем доме-Земле

Задачи:

Развивающая: развивать представление о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, солнце).

Обучающая: углубить экологические знания у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою планету; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологии, культуры личности.

Материалы и оборудование: картинки: земли, леса, поля, животных, насекомых, ящера, природы мезозойской эры, настольная лампа, на ватмане большое солнце без лучиков

Ход занятия:

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была одна мудрая матушка, звали её Землёй. Было у неё много-много детей. И чем больше у неё их становилось, тем сильнее она радовалась, отчего становилась все больше и больше. Детей надо было кормить, поить, обогревать, поэтому ей приходилось много бегать, а от этого она становилась все круглее и круглее, как мяч, вот такой (показывает планету Земля до начало эры).

Трудно ей было за всеми детьми уследить. И сказала тогда она одним: «Вы живите всегда на одном месте, там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь, вширь. А вам даю я крылья, ноги, лапы, плавники, чтобы вы могли передвигаться». Но не зря звали матушку-Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому свою. Тем, кто остался жить всегда на одном месте, она с большой строгостью сказала: «Живите дружной семьёй, ешьте, пейте, дышите, но помогайте жить другим. Накормите, обогрейте, дайте воздух для дыхания, дом для жилья тем, кто бегает, ходит, прыгает, лазает, плавает, летает. А вы, дети мои: зрячие, говорливые, осторожные, пугливые, подкрадывающиеся, бесстрашные, забавные и добрые, сказала она другим, - будете передвигаться и следить, чтобы «кладовые» ваших бессловесных друзей, тех кто вас накормит, всегда были полны пищей. Помогите им расселяться, содержать их дом в чистоте и порядке и помогать друг другу во всем».

Воспитатель: Ребята! Так кто же является детьми доброй, мудрой матушки-земли?

Дети: растения, животные и люди

На доске вывешиваются различные виды животных и растений.

Вместе с детьми воспитатель делит их на две группы и говорит: «Это – животные, это – растение».

И стали растения с животными жить в мире и согласии. В одних местах выросли высокие деревья, в других густые цветущие травы (показывает картины леса и поля). А чтобы лучше выполняли животные свои обязанности, Земля сказала: «Вы будете жить только в лесу, а вы только там, где много цветущих трав. А вам придётся жить и здесь, и там, добрые вести носить от жителей леса к жителям поля». Так как для многих животных лес стал домом (медведь, лось, белка, дятел и др.), многие другие нашли свой «дом и стол» там, где много цветущих трав (бабочки, пчелы и др.), а зайцы, волки, лисы и многие другие животные нашли свое пристанище и в лесу, и в поле. Много животных нашли свое жилище в воде и в земле.

Воспитатель показывает животных леса, полей и говорит: «Запомните, ребята, эти растения и животные, которых вы видите на картинках, это живая природа наших дней матушки-земли, но она не всегда была такой. Когда вы подрастете, то узнаете, что когда-то на земле обитали очень крупные животные, которые достигал ростом пяти- шестиэтажного дома (показ ящера), и совсем не такие были деревья и травы (показ природы мезозойской эры).

Трудно приходилось матушке-Земле создавать условия для жизни растениям и животным, так как все зависело от волшебников, которые подчинялись самому главному волшебному волшебнику.

Отгадайте, что это за волшебник:

Среди поля голубого-

Яркий свет огня большого,

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну, конечно, это… (Солнце)

Ребята! Давайте позовём Солнышко:

«Солнце, Солнышко, приди,

нашим ребяткам посвети.»

Солнце (входит): С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.

Воспитатель: Поиграй Солнышко с нами!

Дети встают в круг.

Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения).

Физминутка

Набежала тучка.

Закрыла солнце (закрыть лицо руками).

Тучка спряталась за лес,

смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое!

Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами)

Вот вы и узнали про самого волшебного волшебника.

Продолжим.

Знала матушка-Земля, что вся жизнь её детей зависит от солнечных ребят-лучат, а их ведь у Солнышка намного больше, чем у нее самой. С самого утра и до позднего вечера ребята-лучата работают. Одни обогревают листики, цветочки, вторые помогают созревать ягодам, фруктам, третьи нагревают землю, чтобы растения росли, и у каждого человека и животного есть свой солнечный лучик, от которого зависит вся его жизнь. Кроме того, мудрая матушка – Земля также знала: если будут солнечные лучики греть растения, то они непременно вначале повянут, а затем погибнут. А если погибнут растения, то обязательно погибнут и животные, они ведь друг без друга не могут. И тогда решила она так: «Буду вращаться и подставлять солнечным лучикам то один бочок, то другой». Вот так и происходит с тех пор, когда солнечные лучики работают – день, когда их нет – ночь. Не работают ребята – лучики, отдыхают и спят люди и многие животные.

Показ опыта с лампой

Так жила матушка-Земля в мире и согласии с Солнцем и его ребятами-лучиками, постоянно бегая вокруг него, подставляя то один бочок, то другой. А Солнце ее очень хорошо его понимало, чтобы не было так жарко ее детям, утром и вечером меньше отправляло матушке-Земле солнечных лучиков. Все у нее ладилось, спорилось. Вот такой она стала (показ Земли в настоящее время).

Но стали люди обежать Землю, мусором ее засыпать, деревья ломать, леса поджигать. Негде стало траве расти, птицам петь, рыбам плавать, заболела Земля.

Ребята, а вы хотите помочь Земле выздороветь?

Игра «Кто быстрее уберет мусор»

Я думаю, что сегодня вы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю - наш огромный общий дом.

А теперь мы сделаем подарки от нашего главного волшебника Солнышка, для всех обитателей нашей матушки Земли.

(дети проходят за столы и делают Солнце (техникой обрывания)

котова наталья
Конспект занятия по экологии в средней группе «Берегите природу!»

Цель : - формировать у детей основы экологической культуры .

Задачи :

Образовательные : расширять и систематизировать знания детей о природе , формировать интерес к проблеме охраны природы , познакомить детей с правилами поведения в природе .

Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к природе .

Материалы и оборудование : экологические знаки , аудиозаписи «Звуки леса» , «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок» , бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы» , плакат «Берегите природу

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Мы с вами на прошлом занятии говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.

(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)

(появляется сорока)

Сорока :-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель : -Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей) Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!

(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)

Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса» )

Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.

Лесовичок ::- Кто пожаловал в лес?

Вос –ль : Мы дети из 10 гр Д\с, пришли, чтобы помочь лесу.

Лесовичок : - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

(ответы детей)

Воспитатель : - Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок : -Сейчас я их проверю.

Лесовичок : Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Игра «Времена года»

(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)

Лесовичок : - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

Воспитатель : -Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак) .

Воспитатель : -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»

Воспитатель : –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель : -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

Какой знак мы можем здесь поставить?

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей) . Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении . Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Психогимнастика «Как растут деревья?»

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Воспитатель : -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

Игра на внимание «Птицы»

Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель : -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы) Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему? Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)

-(обращаясь к ребенку) Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает?

(ребенок поясняет свой выбор)

Воспитатель :- Молодцы!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу !

(появляется Лесовичок)

Лесовичок : -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы ! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе . А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней . Повесьте его в детском саду!

Воспитатель : -Спасибо, Лесовичок! До свидания!

Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись .

(дети возвращаются в группу )

Воспитатель :-Вот мы и в группе .

Ребята, вам понравилось путешествие?

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье :

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по экологии в средней

группе

« Улитка »

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

Г. Нижневартовск

Улитка, улитка, выпусти рога! (занятие-модель для детей от пяти лет)

Часть первая. Вводная беседа

Педагог подводит детей к сухому аквариуму, в котором живут улитки рода ахатина.
    Знаете ли вы, как называются эти животные? Встречали ли вы улиток где-нибудь еще? Что у них общего с улитками, живущими в аквариуме? Какой стишок-закличку обычно говорят, обнаружив улитку? Может ли улитка выполнить просьбу детей, которые просят ее "высунуть рога"?

Часть вторая. Наблюдения за улиткой

Педагог выслушивает ответы детей и их комментарии, а потом сообщает, что улитка, к сожалению, не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей в виде пирога. Не может по двум причинам: во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что "сидит" на шее. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны. Затем педагог предлагает детям получше разглядеть улитку, достает ее из аквариума и сажает на кусочек толстого стекла или плексигласа. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца. Дети наблюдают за улиткой, а педагог рассказывает о животном. Ученые называют улиток моллюсками. Улитка ахатина - брюхоногий моллюск: его "брюшко" одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? А вот у моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Педагог поднимает кусочек плексигласа с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь - это своеобразная смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, шофер обязательно наливает в специальный бачок масло - смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений. Педагог раздает детям небольшие кусочки коры и предлагает провести по ним ладошкой. Что ощущают дети? Легко ли ладони скользить по шершавой поверхности? Трудно. Можно и кожу ободрать. А у моллюска кожа нежная. Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны. Иногда улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест. Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство - нежные листья салата. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства - терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Часть третья. Работа с картинками

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок и разделить их на две группы: на одних картинках художник изобразил улитку правильно - такой, какой она является в действительности; на других картинках улитка нарисована с шутливыми ошибками (улитка изображена с глазами на голове, с носом, ртом и даже с зубами; улитка выглядывает из домика-раковины, в котором есть окошко и печная труба).

В чем ошибся художник?

Дети должны отыскать картинки с ошибками и объяснить, почему изображение улитки на картинках считается неправильным.

Часть четвертая. Раковина-домик. Тактильное знакомство с улиткой

Педагог обращает внимание детей на изображение раковины улитки в виде домика с трубой и с окошком. Чем, на их взгляд, отличается раковина от домика? Раковина действительно защищает улитку от непрошеных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Есть такие улитки, раковины которых даже закрываются специальными крышечками. Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина - неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка - вместе с раковиной. Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине. У улиток ахатина раковина закручена спиралью. И часть тела улитки внутри раковины также скручена. Педагог предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки: она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Раковина твердая. Кроме защитной функции, раковина играет роль опоры. (Для тактильного исследования можно использовать и коллекцию раковин неживых моллюсков. Однако будет правильно, если педагог позволит детям осторожно прикоснуться и к живой улитке.) Пусть дети ощупают себя. Они легко обнаружат, что внутри них прячутся кости - много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они - беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей. Затем педагог достает из аквариума нескольких улиток и предлагает желающим осторожно взять их в руки. Как улитки себя при этом ведут? Прячутся в раковину. Почему? На всякий случай, если вмешательство в их жизнь окажется враждебным. Но дети не сделают улиткам ничего плохого: они просто их искупают, чтобы очистить от лишней слизи. Можно сначала промыть улиток под водной струей из-под крана или из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки "расправятся", покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается вымыть руки.

Часть пятая. Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища - т.е. превратиться в "ногу" моллюска - и попробовать изобразить телом волну.

Легче имитировать движения улитки кистью руки.

Часть шестая. Рисование улитки

Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать улитку. В живом уголке живет всего один вид улиток. А на земле в различных ее уголках обитает множество различных моллюсков. Они различаются и по размерам, и по форме раковин, и по тому, что они любят есть. Самое сложное - правильно нарисовать раковину улитки. Педагог может познакомить детей с приемами изображения раковин различных моллюсков, но при этом оговориться: если дети придумают какой-нибудь другой способ, пусть научат педагога. Затем дети рисуют. Готовые рисунки укрепляются на выставке. В конце занятия можно предложить детям рассказать о своих рисунках: что они нарисовали, почему именно так изобразили улитку, что изображенное животное делает в данный момент и т.п. Если же педагог почувствует, что дети уже устали, обсуждение рисунков можно перенести на следующее занятие. Это послужит удобным предлогом вспомнить, о чем шла речь во время первого знакомства с улиткой.

Некоторые замечания по организации занятий из цикла "Знакомство с животным"

Занятия по экологии в средней группе

Цель: дать детям понятие о значении комнатных растений, содержании их в чистоте, правильном поливе и бережном уходе.

Материалы к занятию:
Три растения – с сухой землей, с пыльными и чистыми листьями, 4-5 растений с несложными названиями и внешне отличающиеся; лека с водой, лопаточка, 2 тряпочки и ванночка с водой.

Ход занятия:
I. Дети на стульчиках полукругом, на столе по середине- 3 растения- с сухой землей; с чистыми и пыльными листьями.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у нас стоит на подоконниках? (комнатные растения).
Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей).
Правильно, Никита, для красоты.
С растениями красиво и уютно.
А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
Ребята, а еще растения очищают воздух.
Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями).
А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и радовали нас красотой, что нужно для них делать? (ухаживать за ними). Правильно. Как нужно за растениями ухаживать, мы сейчас попробуем разобраться.

II. Посмотрите, на столе стоят растения.
Вот в этом горшке, какая земля? (сухая)
А почему она сухая? (её не поливали давно).
Правильно, землю долго не поливали, и, посмотрите, как цветочек засох. Нужно скорей накормить его водичкой. (полить из лейки).
А для того, чтобы земля долго оставалась влажной, нужно взрыхлить ее лопаточкой. Посмотрите ребята, теперь земля даже красивее стала. Давайте пока поставим его в сторонку, а позже посмотрим, что с ним случится.
А теперь посмотрите как эти 2 растения, на их листья. Какие листья у этого растения? (ответы детей, а самый главный – «чистые»). Конечно чистые даже блестят. А спатифиллюм как будто радуется, сверкает на солнышке. А у этого растения, Амариллиса, какие листья? (пыльные). Да, к сожалению, листики у Амариллиса пыльные, тусклые и он грустит, жалуется нам, что ему невесело и тяжело от пыли. Как вы думаете, ребята, какому растению легче дышать - Спатифиллюму с чистыми листьями или Амариллису с пыльными? (с чистыми). Конечно же, Спатифиллюму, потому что у него чистые листья, правильно. Значит, что нужно сделать у Амариллиса, чтобы ему стало легко и весел дышать? (протереть листья). Хорошо! Давайте протрем их. Для этого нужно взять небольшую тряпочку, намочить и немного выжать, взять в ладошку лист и осторожно протирать его тряпочкой, придерживая ладошкой по всей длине листа, передвигая ее, не забывая прополаскивать тряпочку. Вот так! (показать). Кто хочет попробовать? (вызвать несколько пар по очереди, объясняя и помогая детям аккуратно протирать листья, следить за тем, чтобы не повредить их). Молодцы, теперь у нас и Спатифиллюм, и Амариллис стали красивые, чистые и блестящие, им будет легко дышать.
Сегодня мы узнали, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Кто назовет, что мы сегодня делали, чтобы растениям было хорошо и спокойно? (вовремя поливать, протирать пыль с листьев, рыхлить землю).

Физкультминутка
На лужайке, над ромашкой
Жук летал в цветной рубашке-
« Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь».

III. Д/и « Угадай, какого растения не стало? »

На столе стоят 4 растения: фиалка, амариллис, бегония, финик. Вспомнить с детьми как они называются. Убирать по одному растению, когда дети закроют глаза. Когда откроют, спрашивать, какого растения не стало (5 раз). « Молодцы, ребята, вы были внимательными, и сразу видели, какое растени е я убрала». В конце занятия закрепить названия этих растений.