29.06.2020

Образец приказа на эксплуатацию дизельной электростанции установки. Правила эксплуатации дизельных генераторов. О чем важно знать при эксплуатации дизельных генераторов


Развернуть ▼


Документ отменен.
Взамен см . .
Обязательны для дизельных электростанций Минтопэнерго РФ, проектных, конструкторских, строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих работы применительно к этим ДЭС
Разработчики: НИПИКТИ “Сельэнергопроект”, Северные электрические сети ПОЭиЭ “Якутскэнерго”, АО “Элвис” под руководством Куроптева С.Т. и Саввинова Ю.Н.
Редакционная комиссия: председатель - Нужин В.П., члены комиссии - Мудров В. П., Голоднов Ю. М к.т.н. Беляев В.И„ Шатров В.В., Заславский Б.Э. Харчев В. В., Ханас В. М., Канаев Е. В. Прошутинский А. М.
Введение

"Правила технической эксплуатации дизельных электростанций" определяют порядок организации эксплуатации оборудования, теплотехнических и кабельных коммуникаций дизельных электростанций (ДЭС).
Правила распространяются на принадлежащие Минтопэнерго РФ стационарные ДЭС мощностью 500 кВт и выше.
Правила не распространяются на резервные и передвижные ДЭС.
Необходимость разработки настоящих Правил возникла в связи с тем, что вышедшие в 1989 г. не распространяются на дизельные электростанции.
Однако учитывая, что многие положения указанных Правил применимы для ДЭС, для удобства пользования документом некоторые положения ПТЭ электрических станций и сетей повторены в настоящих Правилах.
Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергетических установок в настоящих Правилах изложены очень кратко, поскольку они рассматриваются в действующих НТД. В их число входят:
- "Нормы технологического проектирования дизельных электростанций. НТПД-90";
- ;
- ;
- Строительные нормы и правила (СНиП);
- Государственные стандарты СССР;
- "Методические указания по объему технологических измерений, сигнализации и автоматического регулирования на тепловых электростанциях. РД 34.35.101-88".
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Организация эксплуатации
1.1. Задачи и организационная структура
1.2. Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений
1.3. Подготовка персонала
1.4. Контроль за эффективностью работы ДЭС
1.5. Технический надзор. Контроль за организацией эксплуатации
1.6. Техническое обслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция
1.7. Техническая документация
1.8. Метрологическое обеспечение
1.9. Техника безопасности
1.10. Пожарная безопасность
1.11. Природоохранные требования
1.12. Ответственность за выполнение правил технической эксплуатации
2. Территория, производственные здания и сооружения
2.1. Территория
2.2. Производственные здания и сооружения
3. Тепломеханическое оборудование
3.1. Топливное хозяйство
3.2. Масляное хозяйство
3.3.Энергетические масла
3.4. Во доснабжение
3.5. Тру бопроводы и арматура
3.6. Дизельный двигатель
3.7. Технологические защиты дизель - генератора
4. Электрическое оборудование ДЭС
4.1. Генераторы
4.2.Эле ктро двигате ли
4.3. Силовые трансформаторы
4.4. Распределительные устройства
4.5. Силовые кабельные линии
4.6. Освещение
4.7. Релейная защита и электроавтоматика
4.8. АЧР (автоматическая частотная разгрузка)
4.9.3аземляющие устройства
4.10.Защита от перенапряжений
5. Опебративное управление ДЭС
5.1. Организация управления
5.2. Планирование режима работы
5.3. Управление режимом работы
5.4. Управление оборудованием
5.5. Предупреждение и ликвидация аварий
5.6. Требования к оперативным сжмам
5.7. Оперативный персонал
5.8. Переключения в электрических установках.
5.9. Эксплуатация средств диспетчерско-технологического управления (СДТУ), сигнализации и связи
6. Утилизация тепла

Если Вы хотите, чтоб Ваш дизельгенератор служил Вам верой и правдой на протяжении долгих лет, оправдывая затраченные на его покупку средства, необходимо соблюдать все правила его эксплуатации. Да, банальная фраза, но по-прежнему случается множество неприятных инцидентов, связанных с поломкой дизельных электростанций, которых можно было бы избежать, зная соответствующие правила эксплуатации дизельных генераторов.

Важно понимать, что безаварийное и безотказное функционирование дизельной электростанции возможно только лишь при условии слаженной работы всех ее узлов и систем. А к обслуживанию дизельной установки могут допускаться лишь специалисты, которые досконально изучили руководство по эксплуатации и техническую документацию дизельного генератора. Обслуживающий персонал должен быть хорошо знаком с принципом работы электростанции, конструктивными особенностями, блоками регулирования и автоматики, а также четко понимать взаимосвязь всех элементов дизельной электростанции.

Те, кто занимается обслуживанием дизельных генераторов, обязательно должны пройти комиссию на знание правил пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций и правил техники безопасности. Для обслуживания дизельных электростанций необходимо иметь спецодежду и средства индивидуальной защиты.

Включение

Прежде чем запустить дизель генератор, необходимо тщательно осмотреть оборудование, включая вспомогательные агрегаты, панели и щиты. Инструкция по эксплуатации дизельгенераторов подразумевает устранение всех выявленных неисправностей. С помощью мегаомметра при включенных выключателях проверяют сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 0,5 мОм. Когда данный показатель ниже установленной нормы, необходимо сделать следующее: просушить детали изоляции, протереть их, очистить от пыли. Как указано в инструкции по эксплуатации дизельных генераторов, нужно проверить исправность системы зажигания и уровень заряженности аккумуляторов.

Запомните, кран топливного бака должен находиться в положении "открыто", а сам бак дизельной электростанции должен быть заполнен дизельным топливом. Не помешает убедиться в том, что отсутствует воздух в топливной системе. Теперь переходим к заправке внутреннего контура охлаждения водой (тосол, антифриз) и осуществляем проверку циркуляции жидкости во внешнем контуре.

Проверьте тщательно оборудование, в дизельной электростанции не должно быть течей в системах охлаждения, смазки и топливопитания. Правила эксплуатации дизельных генераторов в этом случае предусматривают подтягивание зажимов, уплотняющих хомутов и гаек.

Непосредственно перед пуском дизель генератора следует проверить плотность соединений воздухоочистителя и убедиться в герметичности механизма воздушной заслонки. Как запуск, так и остановка дизельных генераторов может быть автоматической, ручной или дистанционной.

О чем важно знать при эксплуатации дизельных генераторов

  • Перед запуском дизельной электростанции обязательно нужно провести внешний осмотр на наличие каких-либо посторонних предметов на движущихся частях. Если же движущиеся части не открыты и защищены кожухом, тогда следует убедиться, что нет потеков и трещин в системах, которые входят в состав дизельного генератора.
  • Осуществляйте своевременные профилактические чистки оборудования от грязи, пыли и подтекающего масла, что необходимо для предотвращения перегрева двигателя.
  • Для правильной и беспроблемной работы дизель генератора требуется регулярная замена масла. Как правило, замена осуществляется в зависимости от наработки дизеля, а полная замена при этом производится лишь после 1000 часов работы агрегата.
  • Контролируйте уровень масла в масляном баке и регуляторе частоты вращения для более устойчивой работы дизельной электростанции. Допускаемая норма утечки масла в процессе работы составляет 100 г. на 100 ч. работы агрегата.
  • Не рекомендуется запускать дизельный привод из холодного состояния. Поэтому перед пуском дизельгенератора необходимо прогреть масло, для этого используются специальные электрические подогреватели масла. Нормой является температуру масла 30-35 градусов. Специальные подогреватели или встраиваются в заводских условиях, или устанавливаются вручную.
  • Не пытайтесь самостоятельно устранять любые неисправности дизельного генератора, что может лишь ухудшить техническое состояние оборудования. Прибегайте к помощи только квалифицированных специалистов.
  • Работа дизель генератора без нагрузки на протяжении более 30 минут может привести к быстрому изнашиванию деталей, помните об этом.
  • Просадку коленчатого вала в картере дизеля можно определить по положению муфты. Если она находится немного ниже первоначального положения, значит, просадка ротора уже достигла своего критического положения. Дизельная электростанция будет при этом работать, но вразнос, то есть, разрушая свои опорные подшипники.
  • Необходимо следить за тем, чтоб общее число потребителей ни в коем случае не превышало предельно допустимую мощность генератора, что станет причиной перегрузки и отключения дизельгенератора.
  • Имейте в виду, что дизельный генератор при длительном простое выходит постепенно из строя, потому что нарушается гибкость некоторых элементов системы. Во избежание поломок как минимум раз в месяц следует включать генератор хотя бы на один час.

Если Вы хотите купить дизельный генератор , то обязательно изучите все основные моменты изложенные выше. Прислушиваясь к советам и придерживаясь правил эксплуатации дизельных электростанций, Вы сможете избежать ненужных поломок и лишних затрат денежных средств. Также важно помнить об этих правилах, если используется аренда дизельных генераторов, так как в этом случае Ваши знания защитят от возможных проблем при эксплуатации арендованных дизельных генераторов.

Безотказная и безаварийная работа электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, знающие условия эксплуатации данного оборудования.

Если ДЭС обслуживают две бригады — электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудования ДЭС в целом.

Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.

Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте с расположением и состоянием оборудования каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника; после этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС, подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию ДЭС.

2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ К РАБОТЕ

Перед пуском электроагрегат ДЭС должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра 500 В проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.

Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 МОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, произвести сушку генератора. При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправить системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторных батарей более 50% не разрешается.

Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение Открыто. Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.

Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.

В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости нужно подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.

Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной захлопни.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС.

Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение Ручное управление или Автомагический пуск.

После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленным к пуску и работе.

3. ПУСК, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ИХ ОСТАНОВКА

Пуск и остановка ДЭС могут быть ручными — с местного щитка управления дизелем, дистанционными — с пульта дистанционного управления или автоматическими— без вмешательства обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате.

Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частоты вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления уставки напряжения по вольтметру устанавливают номинальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.

Для остановки ДЭС следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.

Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности схемой автоматики.

В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка Нормальная работа; если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка ДЭС.

Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.

Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.

Сигналом для автоматической остановки является снижение общей нагрузки двух параллельно работающих электроагрегатов (основного и резервного) до 80% номинальной мощности или восстановление напряжения в контролируемой промышленной сети.

Автоматическая остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Включение генераторов ДЭС на параллельную работу производится в соответствии с рекомендациями.

Наблюдение за работой ДЭС в нормальных эксплуатационных условиях.

Во время работы дизеля необходимо:

  • следить за показаниями приборов контроля работы дизеля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к частям дизеля и работой различных датчиков дизеля;
  • вовремя пополнять топливные баки горючим; обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в дизеле;
  • при отсутствии автоматики следить за частотой вращения дизеля и производить, если это необходимо, ее подрегулировку.При обслуживании генератора необходимо: следить за показаниями амперметров, вольтметров, ваттметров. Превышение номинальных значений недопустимо. Допускаются несимметричная нагрузка до. 25% номинального тока и перегрузка по току не более 10% в течение 1 ч.;
  • контролировать температуру и шум подшипников. Температура подшипников контролируется на ощупь рукой (или термометром) по температуре крышек в доступных местах и не должна превышать 80° С. Шум подшипников следует прослушивать через специальную деревянную рейку. Один конец рейки нужно приложить к уху, а другой к ступице или другой части подшипникового щита. При хорошем состоянии подшипников слышен равномерный гул без стуков и ударов;
  • проверить наощупь величину вибрации генератора. Если вибрация больше обычной, ее измеряют виброметром в радиальном направлении вертикально и горизонтально. Двойная амплитуда вибрации генератора при работе с дизелем, измеренная на подшипниковых щитах, не должна превышать 0,2 мм или данных, приведенных в инструкции на генератор;
  • производить подрегулировку напряжения и частоты в пределах номинальных значений;
  • наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами: при необходимости принимать меры по устранению ненормальных режимов;
  • периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;
  • равномерно распределять нагрузку (при отсутствии автоматики) между параллельно работающими генераторами;
  • периодически выслушивать генератор на отсутствие стуков и посторонних шумов;
  • при внезапном исчезновении показаний одного из приборов статора или ротора проверить по другим приборам, не является ли это результатом порчи самого прибора, подводящих цепей и т. д.

Если прибор или подводящея цепь повреждены, то, не изменяя режима работы генератора, надо принять меры к устранению неисправности.

Резервные электростанции обеспечивают бесперебойное эле­ктроснабжение сельскохозяйственных потребителей. Их уста­навливают, как правило, непосредственно у потребителей I и II категорий. Промышленность выпускает резервные электростан­ции и агрегаты с карбюраторными и дизельными двигателями. При мощностях свыше 16 кВт экономически оправдано приме­нение дизельных электростанций.

Основной элемент стационарных и передвижных резервных электростанций - дизель-генератор. Первичный дизельный дви­гатель и синхронный генератор соединены между собой жесткой муфтой. Электростанции комплектуют аппаратурой и кон­трольно-измерительными приборами для управления и наблю­дения за их работой.

Стационарные дизель-электрические агрегаты мощностью до 200 кВт поставляют комплектными. Они предназначены для ра­боты в закрытых помещениях при температуре окружающего воздуха от +8 до +40°С.

Передвижная электростанция представляет собой комплект­ную электроустановку, смонтированную на транспортных сред­ствах и защищенную от атмосферных воздействий. Она пред­назначена для работы на открытом воздухе при температуре от -50 до +40°С. Конструкция электростанции позволяет перемещать ее па любое расстояние без нарушения готовности к работе.

В зависимости от назначения дизельного агрегата и конкрет­ных условий его эксплуатации государственным стандартом предусмотрены три степени автоматизации.

Первая степень (наименьшая) поддерживает требуемую час­тоту вращения, температуру охлаждающей жидкости и смазочного масла; обеспечивает аварийно-предупредительную сигна­лизацию и защиту; по требованию заказчика осуществляет под­зарядку аккумуляторных батарей и при необходимости попол­нение топливом расходных баков.

Вторая степень обеспечивает управление дизель-электричес­кими агрегатами при пуске, работе и остановке в течение не ме­нее 16ч для агрегатов мощностью до 100 кВт и не менее 24 ч для агрегатов мощностью свыше 100 кВт.

Кроме того, должны автоматически выполняться: пуск по команде от автоматического устройства или дистанционно; под­готовка к приему нагрузки, прием нагрузки или выдача сигнала о готовности к приему нагрузки (при параллельной работе); прием нагрузки с синхронизацией, дистанционное управление частотой вращения агрегата при ручном вводе в синхронизм; остановка по команде от автоматического устройства или с дис­танции; поддержание неработающего двигателя в прогретом состоянии.

Третья степень обеспечивает управление дизель-электричес­ким агрегатом в течение 150 ч для агрегатов мощностью до 100 кВт и не менее 240 ч для агрегатов мощностью свыше 100 кВт. Дополнительно выполняются следующие операции: наполнение топливных, масляных и жидкостных баков, воздушных балло­нов; подзарядка аккумуляторных батарей, распределение задан­ных активных и реактивных нагрузок при параллельной работе; управление вспомогательными агрегатами, обеспечивающими автоматическую работу в течение 240 ч.



Дизель-электрические агрегаты, автоматизированные по второй и третьей степеням, должны иметь аварийную сигнали­зацию и защиту при достижении предельных значений: темпера­туры охлаждающей жидкости, температуры смазочного масла, давления смазочного масла, давления, расхода или уровня жид­кости в замкнутом контуре охлаждения, частоты вращения, об­ратного тока или обратной мощности.

Резервные станции вырабатывают электрическую энергию переменного трехфазного тока напряжением 230 и 400 В про­мышленной частоты 50 Гц. В этом случае все потребители элек­троэнергии подключают непосредственно к шинам генератора напряжения. Это гарантирует высокую стабильность качества напряжения, отклонения которого от номинального для генера­торов дизельных станций с машинными возбудителями и уголь­ными регуляторами типа РУН не превышают ±3-5% при изме­нении нагрузки в пределах от 0 до 100%, для самовозбуждаю­щихся синхронных генераторов при отсутствии коррекции напряжения на генераторе ±3-5%, а при наличии коррекции на­пряжения ±1-2%. Отклонение напряжения синхронных генера­торов, питающих силовую, осветительную и бытовую нагрузки, должно быть в пределах от +5 до -5% номинального.

Дизельные агрегаты станций должны допускать 100%-ную перегрузку в течение 1 ч. Наибольшее отклонение частоты вра­щения при включении и отключении номинальной нагрузки со­ставляет 6 %.

На передвижных электростанциях имеется ряд устройств для их транспортировки: тормоз аварийного наката и стоянки, за­щелка буксирного крюка, задний фонарь, стоп-сигнал, привод управления передвижных колес и др. Перед транспортировкой передвижных ДЭС должны быть проверены надежная работа этих устройств, а также прочность крепления агрегатов и вспо­могательного оборудования.

При подготовке к работе передвижной электростанции необ­ходимо предварительно выбрать место ее установки, которое должно быть ровным и горизонтальным, не иметь поблизости (4...6 м) зданий и сооружений, находиться в центре расположе­ния потребителей электроэнергии. Для создания хороших усло­вий охлаждения генератор ДЭС устанавливают против направ­ления ветра, при этом дверцы капота агрегата со стороны гене­ратора должны быть открыты. После установки передвижную электростанцию закрепляют ручным тормозом, а при работе более 2...3 суток ее рессоры и колеса разгружают домкратами. При подготовке передвижной ДЭС к работе необходимо также установить защитное заземление и присоединить к нему корпус генератора, разместить и подсоединить осветительные средства, развернуть кабельную сеть, осмотреть все узлы.

Сдачу-приемку смонтированных ДЭС проводят в соответст­вии с требованиями СНиП. При этом необходимо наличие сле­дующей сдаточной документации: акта о необходимости осмот­ра (ревизии) агрегата с разборкой; протокола осмотра (ревизии) дизель-генератора (если она проводилась); формуляра монтажа генератора или всего агрегата; акта готовности фундамента для установки дизель-генератора; протокола проверки возможности включения генератора без сушки.

После предъявления необходимой документации заказчик при участии представителей монтажной и наладочной органи­заций проводит комплексное испытание на холостом ходу, оформляет акт сдачи электростанции в эксплуатацию.

Пуск электроагрегата. Перед пуском он должен быть тща­тельно проверен и подготовлен к работе. При этом необходимо осмотреть двигатель, генератор, вспомогательные агрегаты, па­нели и щиты, обнаруженные неисправности устранить. Сопро­тивление изоляции схемы агрегата при включенных автоматах должно быть не менее 0,5 МОм. При меньших значениях сопро­тивления изоляции все изоляционные детали очищают от пыли и грязи, а при необходимости сушат генератор. Перед пуском необходимо также проверить степень разреженности аккумуля­торных батарей, исправность системы зажигания. Пуск двигате­ля стартером не разрешается, если аккумуляторные батареи раз­ряжены более чем на 50%.

Расходный топливный бак должен быть наполнен, его кран установлен в положение «Открыто». Уровень топлива в расход­ном баке контролируют по указателю уровня топлива. Необхо­димо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, за­править расходные и дополнительные масляные баки, а также залить во внутренний контур системы охлаждения воду, прове­рить циркуляцию воздуха во внешнем контуре системы охлаж­дения. Перед пуском следует проверить плотность всех соедине­ний воздухоочистителя и механизма воздушной заслонки.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щи­тах управления генератора и дизельной автоматики должно со­ответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС. Автоматичес­кий выключатель генератора в силовой сети перед пуском стан­ции необходимо отключить, а переключатель цепей управления поставить в положение «Ручное управление» или «Автоматичес­кий пуск».

Ручной пуск и остановку выполняют в соответствии с завод­ской инструкцией. После пуска и прогрева двигателя в течение 10 мин на холостом ходу его частоту вращения постепенно до­водят до номинальной, затем возбуждают генератор. При по­мощи шунтового реостата устанавливают номинальное напря­жение генератора (по вольтметру), включают генератор, кото­рый постепенно принимает нагрузку до 75% от номинальной. После пуска проверяют работу систем охлаждения воды и масла, при отсутствии замечаний по истечении 15 мин нагрузку повы­шают до номинальной.

Для остановки генератора его разгружают, отключив нагруз­ку. Затем, постепенно увеличивая сопротивление в цепи возбуж­дения, вращением рукоятки шунтового реостата против часовой стрелки понижают напряжение генератора до наименьшего зна­чения и останавливают его.

Дистанционный автоматический пуск и остановку выполня­ют - с пульта управления или шкафа управления при помощи кнопок. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляют в заданной технологической последовательности, предусмотренной схемой автоматики.

В случае успешного пуска загорается сигнальная лампочка «Нормальная работа»; если возникает аварийный режим, то сра­батывает защита, загорается сигнальное табло «Аварийная рабо­та» и происходит автоматическая остановка агрегата.

Сигналом для автоматического пуска являются изменения контрольных параметров резервируемого электроагрегата: не­допустимое снижение напряжения, перегрузка и др. Сигналом для автоматической остановки одного из параллельно работа­ющих агрегатов служит снижение общей нагрузки на шинах ге­нераторного напряжения до 80% от номинальной мощности или при восстановлении напряжения в контролируемой сети. При этом резервный агрегат отключается. Автоматическая аварий­ная остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сиг­нализации и защиты.

Работа дизельного двигателя . Во время работы необходимо следить за показаниями приборов контроля (температурой мас­ла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к вращающимся частям ди­зеля и работой различных датчиков. Необходимо не реже 2-х раз в смену проверять количество масла в масленках, а также в под­шипниках с кольцевой смазкой. При необходимости:

Доливать масло;

Вовремя пополнять топливные баки горючим; не реже 1 раза в смену спускать отстоявшиеся воду и грязь из рас­ходных топливных баков;

Обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в двигателе;

Не реже 1 раза в квартал очищать топливные фильтры, масляные фильтры низкого давления следует очищать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

Следить за частотой вращения двигателя и при необходимости регулировать ее (при отсутствии автоматики - сис­тематически).

При эксплуатации генератора необходимо:

Следить за показаниями амперметров, вольтметров, ватт­метров (несимметрию нагрузки допускают не более 25% номинального тока статора, а перегрузку по току не более 10% в течение 1 ч);

Контролировать температуру активной стали и обмоток генератора, которая не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 65°С; контролировать температуру подшипников (превышение ее над температурой окружающей среды допустимо не бо­лее чем на 45 °С);

Периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;

Равномерно распределять нагрузку (при отсутствии авто­матики) между параллельно работающими генераторами;

Наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами; при необхо­димости принимать меры по устранению ненормальных ре­жимов;

Проверять степень вибрации генератора.Во время работы ДЭС необходимо осматривать щиты и па­нели генератора собственных нужд, аппаратуру возбуждения и силовое электрооборудование.

Периодическая проверка готовности резервного агрегата к пуску. Ее проводят один раз в 2-3 месяца. Одновременно прове­ряют состояние и работу средств автоматизации. Профилакти­ческий плановый осмотр генератора и возбудителя проводят через 500 ч работы, но не реже 1 раза в шесть месяцев. Во время планового осмотра генератора проверяют состояние рабочей поверхности коллектора, правильность прилегания щеток к коллектору и их расстановку, степень пригодности масла к дальнейшей эксплуатации, состояние и надежность контактов с сетью.

Через 100-150 ч работы, но не реже 1 раза в шесть месяцев, после длительных остановок (более 20 дней) проверяют сопро­тивление изоляции обмоток статора, ротора и возбудителя. О состоянии подшипников возбудителя и генератора судят по шу­му при работе и по температуре нагрева. Она не должна превы­шать 80°С. Для продления срока службы подшипников через каждые 500 ч, но не реже 1 раза в шесть месяцев проверяют со­стояние смазки в них.

Не реже 1 раза в шесть месяцев осматривают коммутацион­ные соединения и аппаратуру внутри распределительного щита электростанции. При очередном осмотре вытирают пыль, про­веряют плотность прилегания контактов и других мест соедине­ний шин и проводов. При этом по мере необходимости заменя­ют плавкие вставки и сигнальные лампы. Все ослабленные контакты подтягивают, а места контактных соединений со следами подгорания и окисления зачищают, залуживают и т. п.

Цепи управления и сигнализации силовых автоматических выключателей, схемы АВР и синхронизации обязательно прове­ряют после чистки и ревизии аппаратуры. Работу элементов за­щиты (тепловых и электромагнитных расцепителей, релейной токовой зашиты) проверяют 1 раз в год на надежность срабаты­вания и на соответствие уставок проектным значениям. Автома­тические выключатели проверяют поэлементно первичным то­ком. Электроизмерительную аппаратуру проверяют не реже 1 раза в два года и, как правило, приурочивают к текущему или капитальному ремонту.

Периодичность, объем и нормы профилактических межре­монтных испытаний устанавливают с учетом комплексной оценки состояния каждого генератора, особенностей их конст­рукции при соблюдении следующих требований:

Межремонтные испытания проводят не позднее чем через три года после капитального ремонта или предыдущих профилактических испытаний. Отказ от этих испытаний
допускается в том случае, если периодичность капиталь­ных ремонтов не превышает четырех лет;

В объем межремонтных испытаний входит обязательное испытание изоляции обмотки статора повышенным на­пряжением с частотой 50 Гц или выпрямленным напряже­нием;

Снижение испытательного напряжения по сравнению с примененным при последнем капитальном ремонте допус­кается не более чем на 0,2 U n напряжения с частотой 50 Гц и не более чем на 0,5 U H выпрямленного напряжения;

Профилактические межремонтные испытания изоляции обмоток проводят в дополнение к испытаниям и измере­ниям, осуществляемым при текущем ремонте генератора.

Прежде чем приступить к испытаниям обмоток статора и ро­тора генератора повышенным напряжением, необходимо изме­рить сопротивление изоляции. Сопротивление изоляции обмо­ток статора не нормируют, его необходимо сравнивать и сопос­тавлять с показаниями предыдущих измерений. Сопротивление изоляции обмотки ротора должно быть не ниже 0,5 МОм, цепей возбуждения - 1 МОм, обмоток якоря и его бандажей - 0,5 МОм.

Обмотку статора генератора мощностью до 1000 кВт и на­пряжением до 1000 В испытывают повышенным напряжением переменного тока промышленной частоты, равным 1,6U H +800 В,но не менее 1200 В, в течение 1 мин сразу после остановки генератора. Обмотку ротора при эксплуатации повышенным напря­жением не испытывают.

Во время профилактических испытаний измеряют сопротив­ление на постоянном токе обмоток статора, ротора и возбудите­ля. Эти измерения позволяют выявить различные повреждения обмоток при капитальных и текущих ремонтах. Если сопротив­ление обмотки какой-либо фазы статора отличается от сопро­тивления обмоток других фаз (или ранее измеренного) при оди­наковых (или приведенных) температурных условиях более чем на 2%, то это будет следствием замыканий или некачественных паек в лобовых частях обмотки. Значение сопротивления на по­стоянном токе обмоток ротора и возбуждения не должно отли­чаться от ранее измеренного более чем на 2%.

Кроме описанных, проводят следующие проверки и профилак­тические испытания генераторов: испытание обмоток и активной стали на нагрев; определение реактивных сопротивлений; испыта­ние электрической прочности контактных колец, автомата гашения поля; измерение остаточного напряжения генератора после его от­ключения; обнаружение витковых замыканий в обмотке ротора; выявление допустимых несимметричных режимов.

Текущие и капитальные планово-предупредительные ремон­ты резервных электростанций выполняют со следующей перио­дичностью: текущие ремонты для передвижных электростанций, работающих на открытом воздухе, каждые шесть месяцев, для стационарных - ежегодно, капитальный ремонт для передвиж­ных ДЭС - не реже 1 раза в четыре года, стационарных ДЭС - по мере необходимости, но не реже 1 раза в пять лет.