26.06.2020

Назови перелетных и зимующих птиц. Перелетные птицы. Стая каких перелетных птиц обещает снег


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка - перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец - птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли - журавлята.
Грачи - грачата.
Гуси - гусята.
Скворцы - скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля - журавлиный.
У гуся - гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка - кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок - жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка - ласточки.
Грачонок - грачата.
Аист - аисты.
Гусенок - гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка - кукует.
Ласточка - щебечет.
Скворец - поет.
Журавль - курлыкает.
Утка - крякает.
Гусь - гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач - птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов - грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц - вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки - кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста - аистенок, аистята.
У гуся - гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах — ... .
На дворе дерево, а в лесу — ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

Является регулярным сезонным перелетом птиц , часто на север и юг вдоль пролетного пути, между размножением и зимовкой. Многие виды птиц являются перелетными птицами . Миграция несет большие расходы из-за хищничества и смертности, в том числе и от охоты людей, и зависит главным образом от наличия пищи. Это происходит в основном в северном полушарии, где на конкретных маршрутах сталкиваются с естественными препятствиями, такими, как Средиземное море или Карибское море.

Исторически сложилось, что перелетные птицы были отмечены целых 3000 лет назад, древнегреческими авторами, включая Гомера и Аристотеля, и в книге Иова, для таких видов, как , горлиц и ласточек. Совсем недавно, Йохансон Лече начал записывать даты перелетов весенних мигрантов в Финляндии в 1749 году, и научные исследования использовали методы, включая кольцевание птиц. Угрозы перелетным птицам выросли с разрушением среды обитания, особенно остановки в пути и зимовки, а также из-за сооружений, таких как линии электропередач и ветровые электростанций.

Полярная крачка удерживает рекорд миграции на большие расстояния среди перелетных птиц , путешествующих между арктическими просторами и Антарктики ежегодно. Некоторые виды трубконосых (Procellariiformes), такие как альбатросы пролетают во круг земли, пролетая над Южным океаном, в то время как другие, такие как малый буревестник мигрируют 14,000 км (8700 миль) между их северным основанием селекции и южного океана. Более короткие перелеты являются общими, в том числе высотные перелеты на горы, такие как Анды и Гималаи.

Сроки перелетов птиц, как представляется, в первую очередь, управляется изменением длины светового дня. Перелетные птицы для навигации используют небесные сигналы от Солнца и звезд, магнитное поле Земли, и, вероятно, также ментальные карты.
Исторические наблюдения перелетных птиц:
Записи о перелетных птицах были сделаны так же, за 3000 лет до нашей эры, древнегреческими писателями Гесиод, Гомер, Геродот и Аристотель. Библия также отмечает миграции, как и в книге Иова, где задается вопрос: «Является ли это вашим пониманием того, что ястреб парит, расправляя крылья на юг?». Автор Иеремии писал: «Даже аист в небе знает свои сезоны, и горлица, и журавль соблюдают время их прибытия.»

Аристотель отметил, что журавли путешествовали из степей Скифии на болота в верховьях Нила. Плиний Старший, в его Historia Naturalis, повторяет замечания Аристотеля.

Перелетные птицы список:

(Motacilla alba) — перелетная птица отряда , не больших размеров, легко приспосабливается к жизни в городских условиях, питается мелкими насекомыми.

(Turdus iliacus) — перелетная птица отряда воробьинообразные, небольшие птицы с очень большой численностью популяции.

(Riparia riparia) — перелетная птица , семейства ласточковые. Имеет широкий диапазон обитания, который охватывает практически всю Европу, Средиземноморье, Азию, а также Северную Америку. Зимует в Восточной и Южной Африке, Южной Америке и на Индийском субконтиненте.

перелетная птица отряда воробьинообразные. Гнездится в умеренных зонах Европе и Западной Азии и зимует в основном в Юго-Восточной Африке. Следует отметить, поразительную имитацию голосов самых разнообразных других птиц.

перелетная птица класса ржанкообразные, семейство бекасовые, род вальдшнепы. Они имеет камуфляж, естественную маскировку, которая соответствует их среде обитания в лесу, с красновато-коричневыми верхними частями и более светлыми нижними частями.

перелетная птица отряда воробьинообразные, которая ранее была классифицирована как член семейства дроздовые, но в настоящее время считается более распространенным мнение мухоловковые.

перелетная птица — отряда . Этот вид преимущественно гнездится в умеренных регионах Европы и Азии. Большинство популяций , зимуют в тропической Африке и в Южной Азии от Ирана до Индийского субконтинента, но некоторые из них проживают в северо-западной Африке. Это птица открытой сельской местности, леса и фруктовых садов.

- перелетная птица , семейства ржанкообразные, род зуйки. Обитающие на берегах рек и озер. Это маленькая птица, которая размножается в Арктической Евразии. Взрослые особи имеют размер 17-19,5 см в длину с размахом крыльев 35-41 с.

перелетная птица , семейства ласточковые, отряда воробьинообразные, особенно распространена в Европе, Северной Африке и в умеренных широтах Азии. Городская ласточка , и зимой мигрирует в Африке к югу от Сахары и в тропическую Азию.

(Hirundo rustica) - перелетная птица , является наиболее распространенным видом ласточки в мире. Эти ласточки имеют окрас с голубым оперением верхних частей, длинный глубоко раздвоенный хвост и изогнутые остроконечные крылья. Они встречается в Европе, Азии, Африке и Америке.

(Turdus viscivorus) - перелетная птица , общая для многих стран Европы, Азии и Северной Африки. Это круглогодичный житель во многих районах, но северные и восточные особи мигрируют на юг зимой, часто в небольших стаях.

Зарянка
Зеленая пеночка
Зяблик

Камышевка-барсучок
Камышовая овсянка
Канюк
Клинтух
Коростель
Крапивник

Лесная завирушка
Лесной конек
Луговой чекан
Лысуха

Малая мухоловка
Мухоловка-пеструшка

Обыкновенная горихвостка
Обыкновенный жулан
Обыкновенная иволга
Обыкновенный козодой
Обыкновенная кукушка
Обыкновенный соловей
Обыкновенная чечевица

Озерная чайка

Певчий дрозд
Пеночка-весничка
Пеночка-трещотка
Перепел
Полевой лунь
Пустельга

Полевой жаворонок
Пеночка-теньковка

Речная крачка
Рябинник

Садовая камышевка
Садовая славка
Серая мухоловка
Серая славка
Серая цапля
Славка-завирушка
Славка-черноголовка
Чеглок
Черный стриж
Черныш
Черный дрозд
Чибис

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.


В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края.

Зимующие и перелётные птицы: краткий конспект детям

Грач. Род вороны. На севере это перелётная птица, в южных странах – оседлая. Гнездятся грачи большими колониями. В крупных населённых пунктах грач – обычная зимующая птица.

Аист. Одна из самых известных детям перелётных птиц. Предпочитает избегать людей, живёт в лесной зоне Евразии.

Соловей. Обитает в долинах рек, в кустарниковых зарослях, очень маленькая перелётная птица, улетает на зимовку в Африку.

Воробей. Эта подвижная маленькая птичка остаётся зимовать с человеком. Воробушек очень любит хлебные крошки, но относится с осторожностью к людям, которые его подкармливают.

Синичка. Это кочующая птичка. Зависимо от сезона она может зимовать или перемещаться с места на место в поисках пищи.

Сорока. Оседлая птичка из вороновых, часто обитает близ человека.

Перелётные и зимующие птицы: картинки

Задания малышу

Найди на картинке перелётных птиц, и обведи их.

Прочитай названия пернатых. Какие из них зимуют в твоём городе?


Покажи, как сидят нахохлившиеся в мороз птички.

Птицы перелётные и зимующие: презентация




  1. Грачи любят следовать большими стаями за трактором, пашущим землю.
  2. Сорока – единственная птица (и не млекопитающее), способная узнать себя в зеркале. Для сравнения попугай не узнаёт себя в зеркале, а принимает собственное отражение за другого попугая.
  3. Перелётная птица розовая чайка, которая обитает в Гренландии и на северо-востоке Сибири, не улетает на Юг при наступлении морозов, а летит на Север. Это объясняется тем, что берег Ледовитого океана не покрывается льдом полностью, и розовые чайки могут там перезимовать, питаясь рачками и рыбой.
  4. Существуют голуби, которые не умеют летать. Эта порода называется салонный роллер.
  5. Ворон и ворона – это совершенно разные птицы, а не самец и самка. Ворон длиннее вороны примерно на 10 см.
  6. Некоторые аисты во время перелёта периодически засыпают. Уставшая птица перемещается в центр ключа, закрывает глаза и дремлет примерно 10 минут. В это время удержать высоту и направление полёта аисту помогает острый слух. Чёрный стриж тоже может засыпать во время полёта.
  7. У птиц нет потовых желёз, а температура пернатого на 8 градусов выше, чем у человека. Три четверти вдыхаемого птицами воздуха уходит на охлаждение тела. Зато зимой некоторые пернатые не мёрзнут, как человек.
  8. Пернатые летят клиньями, чтобы каждая особь смогла сохранять свою энергию. Каждый пернатый летит за соседом, попадая в воздушный поток, создаваемым крыльями предыдущей особи. Вожаку в этом случае тяжелее всего – это самая выносливая особь, летящая впереди всей стаи.
  9. Стрижи и голуби могут набрать скорость около 300 км/ч, чайки способны ускоряться примерно до 160 км/ч.
  10. Кондор – самая большая птица их тех, которые умеют летать. Он весит около 15 кг, а размах его крыльев – до трёх метров.

Каждую осень, когда ещё не закончились полевые работы, наши пернатые друзья и помощники покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке.

Что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать такие дальние путешествия?

Установлено, что перелёты птиц – это сложный инстинкт, сформировавшийся у них в процессе длительного исторического развития самих птиц и изменения климата Земли.

Ещё в доледниковую эпоху птицы ежегодно весной и осенью перекочевывали в связи со сменой температур и изменением в характере питания в отдельные сезоны года. В ледниковый период Земли эти пролетные пути удлинялись, изменялись. А при отходе ледников птицы все дальше стали залетать на север. Так постепенно у них выработались наследственно закреплённые врождённые переселенческие рефлексы-инстинкты.

Основным стимулом перекочёвок и перелётов у птиц были, кроме климатических условий, условия их питания и размножения.

Осенью и зимой, когда пищи становится меньше и добывать её труднее, птицы перелетают в места, где легче прокормиться. Остаются зимовать лишь такие птицы, которые и зимой могут легко добывать себе пищу.

Что переселение птиц связано не только с одним лишь оледенением, а зависит от условий питания, доказывается и таким фактом. В тропических и субтропических зонах, где оледенения не было, птицы также совершают регулярные перелёты с мест гнездований в места с более обильными запасами пищи.

Оледенение лишь способствовало окончательному формированию пролетных путей, удлиняя и искривляя их, тем более, что центры оледенения распространялись и отступали не только по линии север-юг, но и по линии запад-восток. Поэтому пролетные пути большей частью отражают сложные пути вселения птиц в ту или иную область, хотя прямой путь был бы для них намного короче.

Перелётные птицы (список)

А - аист, Б – береговушка, В - выпь, Г – галстучник, грач, Д - дрозд, Ж – жаворонок, З – зяблик, И – иволга, К – кулик, кукушка, Л - ласточка, лазоревка, М – мухоловка, П – перепел, Р – рябинник, С - стриж, скворец, соловей, Т- трясогузка, Ц – цапля, Ч - чибис, чайка озёрная, У – утка.

Но куда же, в какие страны отправляются перелётные птицы осенью? Обычно говорят: на юг, в тёплые страны. Ответ далеко не отличающийся точностью.

Перелётные птицы осенью действительно летят в более тёплые районы земли. Но эти районы могут быть не только на юге. Они могут быть и на западе, на побережьях стран и островов, омываемых тёплыми течениями, где зима мягкая и птицам легко добывать корм.

Далёкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. Плосконосый куличок-плавунчик, житель нашей тундры, летит зимовать в южную часть Южной Америки. Так далеко!

Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.

Итак, перелётные птицы осенью стремятся попасть на другие территории, где условия обитания более комфортные, чем на суровой родине.

Подбор материала: Ирис Ревю