30.10.2019

Народные промыслы и ремесла южного урала. Народные промыслы уральского региона. лозоплетение, изделия из бересты


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Промыслы Урала. Выполнила: Радченко Оксана Николаевна Воспитатель 2017

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. .

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА. Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо за внимание.



Бурачный промысел

  • Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

  • Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.

Сундучный промысел

  • Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

  • Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Художественное литье

  • Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Лаковая роспись по металлу

  • Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

  • Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.

Производство фарфора

  • Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

  • Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Ольга Владимировна
Презентация «Уральские промыслы»

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности , и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов .

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Уральские самоцветы» по мотивам сказа П. Бажова «Серебряное копытце» «Уральские самоцветы» Сценарий праздника Задачи: - Содействовать формированию эстетического отношения к действительности на основе произведения.

Буклет «Литературно-музыкальная композиция «Мы-уральские казаки» Литературно – музыкальная композиция «Мы – уральские казаки» музыкальный руководитель Женило Л. М. воспитатель Новосельцева Т. В. Вед.

Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Конспект интегрированного занятия «Уральские мастера» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Уральские мастера» Подготовительная к школе группа Цель: погружение.

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности «Чем богаты Уральские горы?» Конструкт непосредственно-образовательной деятельности Поповой Светланы Назиповны Тема: «Чем богаты Уральские горы?» Возрастная группа:.

[b]Мастер – класс для родителей, детей и педагогов. Макет "Уральские горы"Цель: познакомить с технологией создания универсальных макетов.

Мини-проект «Народные промыслы» Цель: Дать представления детям о культурном наследии родного края и устном народном творчестве. Задачи: Познакомить детей с предметами быта.

Презентация «Народные промыслы» Одним из древнейших промыслов, известных человечеству, можно назвать гончарное ремесло. Это обусловлено тем, что на многих территориях России.

На первом окружном уральском фестивале "Народные промыслы" в Екатеринбурге все регионы УрФО представили изделия местных мастеров. От их разнообразия глаза разбегались. Прямо как у Гоголя: "Чего только нет на той ярмарке!" Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий мастер заработает себе на хлеб с маслом. Почему, попытался выяснить корреспондент "РГ".

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел - это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику - это "источник добывания средств существования". А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей - единицы.

Восхищаются, но не покупают, - сетует кружевница Елена Епифанова. - В понимании публики наши изделия - это недорогая и малогабаритная "сувенирка". Но, например, вот эта накидка - полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, - считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. - И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля - один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи - меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов... Наиболее эффектно "выступили" ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел - "эпицентре" развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки - до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч - пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу "мастер года" поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно - 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей - на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое - фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и "предпродажной подготовки" этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие - керамический завод в Таволгах - в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска - 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов - зарплата, оставшиеся десять процентов - сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, - говорит Назаров. - Скажем, туризм - большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта - выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Потерявши плачем

Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов "головной боли" - заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами - нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы - это, по мнению председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.

Нужно развивать индустрию сбыта, - уверен Дрожжин. - У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин - жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.

На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители - более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).

Другое предложение - "скрестить" традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: "Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах". Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).

Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, - считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. - И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность - в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи - ничего.

прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности РФ:

За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача.

Первым делом определимся с терминами: ремесло — это когда прямыми руками делают что-то полезное в быту, а промысел это примерно то же самое, но (в нашем случае) еще и для красоты. Кстати, добывать мясо моржа или рог единорога для продажи — это тоже промысел, но мы именно о рукоделии.

Первым делом на ум приходит, конечно, художественное литье в Каслях и Кусе. А между тем, не чугуном единым жил регион, но и баянами, и самогоном. Ну, давайте по порядку.

Ушата, бочки и прочие шайки

Практически до XX столетия бондари, то есть мастера по изготовлению бочек, были в южноуральских деревнях и городах людьми почетными, но не слишком уж редко встречающимися. Нынче же ремесло загублено практически напрочь: во-первых, резко упали объемы заготовки солений и домашних вин, во-вторых, бочки можно делать и в промышленных условиях… правда, результат будет не аутентичный.

Есть, однако, в Челябинской области мастера, взявшийся возродить бочковое искусство. Например, энтузиасты-бизнесмены Затеев и Дьячков собрали воедино опыт бондарей, до какого только “смогли дотянуться”, и наладили целое предприятие. В ассортименте — бочки для засолки, шайки, ушата, запарники для веников… С винными бочками все не так просто, для них годится только дуб, который надо везти с Кавказа. Такие изделия действительно будут “на вес золота”.



Уральские валенки

Там, где -30 это обычное дело, без валенок просто никак. Ну не было до революции никаких альтернатив валяной обуви. Пимокаты (спецы по валенкам) трудились в Верхнеуральском, Кизильском, Нагайбакском районах. Одним из ведущих действующих производств считается цех в Агаповском районе. В месяц — 500-600 пар. Более ста лет хранят традиции и пимокаты Бродокалмака.

Нынче спрос упал, лица “на гражданке” щеголяют в ботинках и сапогах, а военнослужащие — в специальной обувке (в берцах). Но валенки возвращаются в моду, тем более выглядят они теперь ну очень эстетично, расшиты орнаментами и цветов разнообразных.



Каслинский баян

Родина Каслинского литья раскрыла себя с неожиданной стороны. Оказывается, еще до войны здесь изготавливали баяны. Так, например, в газете «Каслинский рабочий», №58 от сентября 1937 года читаем следующее: “Слесарь Каслинской школы шоферов и автомехаников Скулкин создал ориги нальный музыкальный инструмент, назвав его “Баян-оркестр”. Инструмент имеет вид небольшого, красиво отделанного столика, на котором горизонтально, подобно пианино, расположена басовая и голосовая клавиатуры. С помощью специальной педали сидящий за столиком музыкант ногой накачивает воздух в меха баяна… 5 сентября 1937 года в клубе им. И. М. Захарова состоялось общественное прослушивание изобретения музыканта-умельца. Мелодичная и достаточно громкая музыка вызвала восторг у присутствующих. Инструмент получил полное одобрение у музыкантов поселка”.


Самогон и аппаратура


Спиртное дорожает, качество его — падает. И в активе каждого второго любителя заложить за воротник всегда найдется история про “тот самый самогон”, который варила в его родной деревне заветная бабуля. Действительно, о достаточно активной деятельности дворовых бутлегеров на Урале известно давно, слово “самогон” же вошло в обиход сразу после революции. Не стоит путать самогоноварение с производством контрафакта, “паленки”: обычно объемы выработки у самогонщика столь ничтожны, что хватает едва-едва обеспечить соседей, о выходе на сколь-нибудь значимый рынок говорить не приходится.

Напомнить о старом “дяде Сэме”, как кличут самогонку в народе, взялись производители дистилляторов. В Челябинске, к примеру, есть цех, который сначала паял именно устройства для очистки воды, но после небольшой доработки технологической линии, предприниматели выпустили на прилавки самогонные аппараты. Нетрудно догадаться, новое изделие стало пользоваться куда большим спросом, чем дистилляторы.

Призываем вас соблюдать умеренность в употреблении алкоголя, а лучше отказаться от него полностью даже без наличия к тому медицинских показаний.



Златоустовская гравюра

В трех словах об этом культурном явлении рассказать сложно. Гравировкой изначально украшали исключительно холодное оружие… не только сувенирное, в общем, а и вполне себе убивающее. С 1829 года Златоустовская оружейная фабрика — постоянный гость промышленных выставок, в том числе всемирных. А вот к концу XIX века дело пошло на спад: с помощью промышленной штамповки можно было украсить тысячу клинков за то время, пока мастер вручную работает над одним-единственным.

К счастью, советская власть вовремя прозрела, что граверное искусство еле дышит и его можно потерять навсегда. Сейчас искусствоведы выражают мнение, что пациент скорее жив, чем мертв, тем более капитализм открыл новую нишу рынка: “очень дорогие подарки для очень дорогих людей (читай: олигархов)”, в которой гравюра чувствует себя уютно.



Традиционный костюм

Регион у нас, с точки зрения этнического состава, похож на тот хипстерский смузи: ингредиентов много, а попробуй разберись, где кто, так все перемешалось. То же и с традиционным костюмом: в емкое понятие “костюм Южного Урала” вложились и башкиры, и татары, и финно-угры, и даже казахи. Тем не менее, исследователи отмечают: вышивка у нас встречается весьма специфическая, традиционная для региона.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Разумеется, все создавалось руками, на пяльцах или без оных, и никаких вышивальных машин.



Гончарное дело

Чуть ли не во всех крупных городах и во многих селах существовало гончарное производство. В Челябинске известна мастерская гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект); также стояли кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм).

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш отправляли аж в Санкт-Петербург, на Императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Верхнеуральске, Троицке.



Фарфор

Южноуральский фарфоровый завод — один из первых в СССР, основан в 1961 году. Сайт предприятия не обновлялся с 2001 (!) года, до того времени предприятие исправно выпускало заурядный сервиз невзыскательному потребителю. А вот во времена великого Союза продукция была довольно нетривиальная, просто посмотрите на фото!



На фото: статуэтка "Девушка с изоляторами"
Камнерезы

С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат, всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Собственно, “накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск… Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга. А “ювелиркой” с камнями — огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции.



Кузнечное дело

Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали.