01.10.2019

Народные художественные промыслы статьи по теме. Самые известные народные промыслы в россии


Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…

Дымковская игрушка

Яркая и нарядная дымковская игрушка стала символом Вятской земли. Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет. Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек.
В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний. Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.

Оренбургский платок

Эта непревзойденная вещь вяжется из козьего пуха и хлопчато-бумажных, шелковых или других нитей, которые составляют его основу. Вязать из пуха в Оренбурге начали еще в XVIII веке. За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке. Красота и изящество покорили европейскую публику. Эти платки - такая же неотъемлемая часть исконно русского гардероба, как и шапки ушанки. Шапки ушанки испокон веков носили на Руси и сегодня этот головной убор не теряет своей актуальности.

Французы в XVIII-XIX веке десятками тысяч пудов импортировали оренбургский пух, который ставился выше кашмирского. Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского платка. Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо и помещаться в гусином яйце. Лучшие «паутинки» сегодня вяжут в селах Шишма и Желтое Саракташского района.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Уральский малахит

Несмотря на то, что малахит добывают не только на Урале, этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари. Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовлныее из малахита. К сожалению, сегодня на Урале почти не осталось истинных мастеров, способных творить шедевры, подобные вазам Гальберга и Штакеншнейдера, столешницам Монферрана или малахитовым колоннам Брюллова.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Тульский самовар

В 60-е годы XVIII века оружейник Федор Лисицын решил организовать в Туле предприятие по выпуску кастрюль и «приборов для нагревания воды». Вскоре ни одна ярмарка не проходит без участия этого изделия тульских мастеров. По Оке «пузатые красавцы» разъезжались во всей России. Интересно, что цена на изделие определялась по его весу. Невзирая на разнообразие форм и оформления, любой самовар имел одинаковое устройство – стенки поддона, кувшин, кран, ручки. Нередко в изготовлении самовара участвовала вся семья – таким образом старшие мастера передавали свой опыт и умения младшим.
В 1829 году на петербургской выставке тульский был удостоен малой серебряной медали. Сегодня тульские самовары не только непременный атрибут русского чаепития, но и подлинные произведения искусства, прославившие Тулу не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.

Шемогодская прорезная береста

Необыкновенной теплотой наполнены изделия из бересты мастеров Вологодчины. Популярность бересты у наших предков не случайна – это очень легкий, долговечный и прочный материал. Из бересты изготавливали посуду, корзинки, туеса, короба, украшения, одежду и обувь. Наибольшую популярность получила шемогодская прорезная береста, получившая свое название от речки Шемоксы, что течет ниже Великого Устюга Вологодской губернии. Ажурность растительного орнамента, затейливо переплетенные стебли, цветы, листья и ягоды – это делает традиционный узор великоустюгского берестяного кружева неподражаемым.

Хохломская роспись

Вероятно, хохломская роспись появилась в XVII веке в деревне Хохлома, на левом берегу Волги. Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла. Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными. Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей. Этот вид декоративной росписи применялся для оформления посуды и мебели. Чашки, миски, бочата, ну и, конечно, деревянные ложки – вот лишь малая часть ассортимента с хохломской росписью.
Хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за удивительную практичность. В такой посуде можно и окрошку подать и чай поднести, и не волноваться, что поблекнут краски или потрескается лак. Сегодня родиной хохломы считается нижегородский поселок Ковернино. Хохломская роспись – уникальное явление не только для России, но и для всего мирового искусства

Тульский пряник

Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Палехские шкатулки

Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами. В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ – сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы. В это время создается артель, которая переносит лаковую живопись на папье-маше. Изысканные работы палехских мастеров – портсигары и броши, коробочки и записные книжки, ларцы и знаменитые шкатулки – становятся известны во всем мире.


Благодаря существованию народных промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей. Благодаря существованию народных промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.


Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников.


На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки.


Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.


Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд.



Городецкая росись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области. Городецкая росись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях города Городца Нижегородской области.


Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.


До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе. До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.




ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь». ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».


Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.


Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет).





Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома". Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".


На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.


Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.


"Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. "Жостово - живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного.


Основной мотив Жостовской росписи цветочный букет прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Основной мотив Жостовской росписи цветочный букет прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.


Село Палех старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население 6400 человек, из них 500 художников. Село Палех старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население 6400 человек, из них 500 художников. ПАЛЕХ


В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Воскресение Христово г.


Современный Палех один из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры. Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Такие краски быстро высыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично выцарапывается, что дает по цветному фону тончайшие золотые узоры.

Народные художественные ремёсла и промыслы

Народные художественные ремёсла и промыслы , представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Использование местного природного сырья и материалов, изготовление бытовых вещей ручным способом (ручного труда) составляют основу этих видов производства. Эстетические свойства изготовляемых вещей (прялок, коробов, глиняной и деревянной посуды, одежды, украшений) заключены в выявленной мастером красоте поделочного материала — цвете, фактуре, пластических качествах, с учётом которых создается форма изделия, всегда точно отвечающая назначению вещи. Орнамент (геометрический, растительный, изобразительный), истоки которого связаны с древними мифологическими представлениями и развитием художественного мышления, усиливает эстетические свойства предметов. Мастерство в изготовлении предметов определяется преемственностью художественно-технологических традиций. Следование традиции и одновременно её творческое воспроизведение мастером сообщает каждому изделию узнаваемость, и вместе с тем, неповторимость.
Художественно-стилистические особенности изделий народных ремёсел и промыслов складывались на основе традиций национальных культур, получивших в каждом регионе свои отличительные особенности. Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных традиций, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городской культуры XVII-XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным. И сегодня художественные ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры.
Для традиционных ремёсел и промыслов важно обозначение места их исконного происхождения с указанием основных видов изготовляемых изделий. Основными принципами выделения народных ремесел и промыслов являются:
. длительность их бытования;
. сложившиеся и ставшие традиционными технологии производства, основывающиеся на ручном труде;
. традиционные виды изделий и способы их декоративного оформления.
Многие из народных ремёсел и промыслов перешли в разряд «утраченного наследия», т. е. прекратили свое существование, но оставили заметный след в национальной художественной культуре; многие же художественные промыслы представляют живую традиционную культуру.
Сельские ремёсла, преимущественно из разряда «утраченного наследия», имели широкий ареал распространения. К этим ремеслам относятся вышивка, художественное ткачество, бытовавшие в рамках домашнего ремесла, гончарство, плетение из лозы и пр.
Художественные промыслы — это сугубо товарные производства, специализирующиеся на изготовлении какого-то одного или нескольких видов изделий. Большинство художественных промыслов формировалось в небольших городах и крупных сёлах, расположенных вблизи ярмарок и торговых трактов. Крупными ремесленными центрами были Москва, Санкт-Петербург и ряд других больших городов. Происхождение многих промыслов относится к XVII-XIX вв. Значительное развитие получили художественные промыслы в 1930-1970-е гг. Именно в это время получили развитие, ставшие всемирно известными, лаковая миниатюра, вышивальные и ткацкие производства. История художественных промыслов, включая современный период, показывает значительность этого вида культурного наследия, богатство и разнообразие производственных и художественных ремесленных традиций.
Классификация традиционных народных ремёсел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов. На этой основе выделяются:
. изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза);
. керамика, фаянс, фарфор, стекло;
. металл, камень, кость;
. изделия из мягких материалов — пряденого льна, шерсти;
. изделия из меха и кожи животных.
Дальнейшая классификация учитывает техники изготовления изделий (вышивка, кружево, ткачество, вязание и т. п.).
Тип промыслового производства (семейные мастерские, артели, товарищества, фабрики, художественные мастерские и пр.) и его официальное название не имеют определяющего значения, поскольку только на протяжении XX в. они часто менялись. Тенденции, наметившиеся в последние десятилетия, определяются превалированием форм мелкотоварного производства, производством изделий сувенирного характера, развитием художественных ремёсел и промыслов в крупных городах, возрождением традиций художественного мастерства городскими мастерами, развитием индивидуального творчества мастеров-художников.
Неравномерность бытования традиционных художественных промыслов отмечается во все периоды их существования. Это положение сохраняется и в последние десятилетия: традиционные художественные производства сосредоточены в Европейской части России, в ее центральной части.
Изделия традиционных народных ремёсел и промыслов, ярко представляя культурное наследие народов России, широко представлены в коллекциях российских музеев. Наиболее значительные коллекции собраны Государственным Русским музеем, Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург), Государственным историческим музеем, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Музеем народного искусства имени С. Т. Морозова, Государственным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское» (г. Москва), Сергиево-Посадским историко-художественным музеем-заповедником, Историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево» (Московская область), Государственным Ростово-Ярославским архитектурно-художественным музеем-заповедником (Ярославская область), Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Владимирская область), Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником, Псковским государственным объединённым историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Костромским объединённым историко-архитектурным музеем-заповедником «Ипатьевский монастырь», Государственным музеем-заповедником Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Вологодская область), Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» (Архангельская область), Государственным музеем палехского искусства (Ивановская область), Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи» (Республика Карелия) и другими республиканскими и областными музеями России.

Художественная обработка дерева, бересты, лозы.
Деревообрабатывающие художественные промыслы отличаются разнообразием техники выполнения изделий и нанесения декора, а также художественных стилистических традиций. В художественном оформлении изделий ведущими техниками остаются различные виды декоративной резьбы и росписи. В геометрическом, растительном, изобразительном орнаменте переданы особенности национальных художественных традиций. Таковы русские прялки, расписные туеса, деревянные ковши, неповторимые в своей пластике, поставцы, чаши, ложки и др. Яркими чертами национального искусства отмечены якутские чороны (кубки для кумыса), дагестанские блюда и чарки, украшенные металлической насечкой, лаковая расписная посуда Башкирии.
К основным видам ремесленных и промысловых изделий относятся: прялки, перешедшие в разряд «утраченное наследие», наиболее ярко передающие многообразие локальных стилистических традиций; деревянная посуда (поставцы, ковши, миски, ложки, чарки и другие), составлявшая основу производства большинства сельских промыслов и сохранившая как ведущий ассортимент на многих современных промыслах (например, в нижегородских промыслах — «хохлома»). Изготовление бытовой утвари — сундуков, шкатулок, мебели, изделий из бересты, луба, щепы (туеса, корзины, короба) — также было широко распространено в различных регионах России и продолжает бытовать до сих пор в ряде мест. К числу самобытных промыслов относится изготовление деревянной игрушки, которая, как и встарь, выполняется плотницкими инструментами или токарным способом. С конца XIX в. расписная матрёшка прочно заняла свое место в ряде деревообрабатывающих промыслов.

Промыслы, получившие название «художественные лаки» — это лаковые шкатулки из папье-маше широко известных живописных центров — Федоскино (Московская область), Мстёра (Владимирская область), Палех (Ивановская область), Холуй (Ивановская область).
В 1970-х гг., в связи с усилившимся интересом к народному искусству, во многих областях стали создаваться художественные производства — промыслы, которые, используя местные традиции художественной обработки дерева, стали изготовлять шкатулки с резьбой и росписью, декоративные панно, матрёшки, различные сувениры. Таковы промыслы Кировской, Вологодской, Архангельской и других областей; промысловые деревообрабатывающие производства в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Республике Башкортостан. Отношение к традициям народного художественного ремесла как культурному наследию определяет основы творчества современных мастеров.

Керамика, фаянс, фарфор, стекло — ремёсла и промыслы, использующие близкое по составу природное сырьё — глины и минеральные вещества, пригодные для изготовления гончарных, фаянсовых, фарфоровых и стеклянных изделий.
Гончарное производство — изготовление бытовых изделий из глины — одно из древнейших. В Древней Руси во множестве изготовляли гончарную посуду, цветные керамические плитки. C XVII в. в городах получает развитие производство изразцов — «утраченное наследие» — керамических глазурованных плиток для облицовки печей, наружных стен храмов и дворцов.
Изготовление гончарной посуды (корчаг, кринок, кувшинов, мисок, бутылей, кружек) издавна составляло едва ли не самые распространённые промыслы в России.

Гончарные промыслы концентрировались в местах, богатых залежами глины, преимущественно в сёлах. Часто изготовлением гончарной посуды были заняты целые волости, как, например, в Тверской области. Технология изготовления гончарной посуды на протяжении веков почти не менялась. Мастера применяли ручной или ножной гончарный круг, на котором формовали изделие, то есть вытягивали форму, далее изделие подсушивалось и обжигалось в специальных печах. Пластичность и соразмерность форм крестьянской посуды делают даже самую простую кринку или горшок эстетически значимым предметом. Различные свойства глин, локальные технологические и художественно-стилистические особенности обусловили многообразие форм и приемов декорирования (лощение, рельефные узоры, цветные поливы, ангобная роспись и прочие). Современные гончарные производства продолжают традиции народных гончарных промыслов.

Рядом с гончарной посудой во многих сельских промыслах изготовлялась глиняная игрушка . В ряде областей с середины XX в. изготовление игрушки выделилось в самостоятельные промыслы и было перенесено в ближайшие города, сохранив в названии место своего происхождения (г. Вятка — дымковская игрушка, г. Одоев — хлудневская игрушка, г. Орёл — плешковская игрушка). Декоративные свойства глиняной игрушки, неповторимость образов, пластических форм, особенностей росписи в каждом из промыслов делают её ценным художественным наследием. Ярко выраженной национальной спецификой обладают гончарные изделия Дагестана (с. Балхар) — тонкостенные узкогорлые сосуды с ангобной росписью и лепная многофигурная игрушка, рассказывающая о жизни аула.
С XVIII в. в России появляется майоликовая посуда — толстостенные изделия из цветных глин, покрытые белой эмалью и расписанные окислами металлов. Одним из наиболее известных центров по производству майоликовой посуды стали сельские промыслы недалеко от Москвы, получившие общее название «Гжель». С начала XIX в. здесь стали изготовлять фарфоровую расписную посуду, и XIX в. гжельские промыслы становятся одним из главных центров отечественного производства фарфоровой и фаянсовой посуды, не утратившей традиционных форм и приёмов росписи до настоящего времени. Традиции отечественного керамического и фарфорового производства продолжает ряд художественных предприятий в

Московской, Тверской и других областях, на уральских заводах керамических изделий в городах Сысерть и Невьянск (Свердловская область.)
Изготовление художественного стекла в России также имеет глубинные истоки. Стеклянную посуду делали в Древней Руси. Наибольшего расцвета производство художественных изделий из стекла получило в XVIII-XIX вв. на частных стекольных заводах, вокруг которых возникали мелкие крестьянские производства, выпускавшие посуду, игрушку, пуговицы и прочие изделия. Современные предприятия художественного стекла сохраняют и продолжают традиции русского стеклоделия.

Художественная обработка металла, камня, кости.
Обработка металла стала основой для возникновения широкого круга художественных ремёсел. Множество техник и приемов использовалось для создания разнообразных изделий — от архитектурно-декоративных до ювелирных. Художественные промыслы закрепили традиционные способы художественной обработки различных металлов, как простых, так и драгоценных.
К наиболее древним видам обработки металла относится художественное литьё. Русские традиции этого вида искусства формировались в пушечном и колокольном литье. Позже литьё из бронзы, чугуна, меди, серебра становилось основой изготовления скульптуры и икон, решёток и подсвечников, часов и украшений, ваз и мебели. Уникальным промыслом стала каслинская скульптура из чугуна.

В кузнечном деле зародились такие художественные техники, как ковка, чеканка, просечка по железу, которые служили и для украшения архитектурных сооружений и для создания многообразных бытовых предметов. Наиболее выразительные приёмы художественной обработки металла использовались в украшении парадного оружия, в слесарных изделиях — фигурных замках, столовых приборах.
Большим искусством стала декоративная роспись по металлу, которую представляют знаменитые жостовские подносы, нижнетагильские сундуки.
Сферой применения самых совершенных приёмов обработки металла является ювелирное искусство. Тонкие способы литья и чеканки в русских ювелирных промыслах дополняются техниками декорирования, среди которых гравировка, чернение, скань, эмаль и др.
В русской культуре цветной поделочный камень нашёл широчайшее применение благодаря природной декоративности, разнообразию расцветок и узоров. Начиная с XVIII в. из твердого камня (агат, яшма, родонит, нефрит, лазурит, малахит) создавались детали убранства интерьера, мебели. Одними из самых знаменитых изделий из твердого камня в конце XVIII — первой половине XIX вв. стали декоративные вазы. Поделочные камни использовались в ювелирных украшениях. Вокруг первых камнерезных заводов на Урале и Алтае возникли мелкие кустарные мастерские, изготовлявшие небольшие предметы для интерьера, ювелирные изделия.

Начало художественной обработки мягкого камня относится к XIX в. Он более широко использовался в народном искусстве благодаря простоте обработки. Промыслы возникали близ месторождений мягкого камня. Скульптура и декоративные изделия из алебастра, талькохлорита, селенита, кальцита изготовлялись на Урале в Пермском крае и Свердловской области, в Нижегородской области, Краснодарском крае, на Северном Кавказе. Национальная культура обработки камня проявилась в бурятском искусстве. В Республике Тыва уникальный местный камень агальматолит стал основой развития миниатюрной анималистической скульптуры.
Художественная обработка кости складывалась на основе глубоких ремесленных традиций. Основными приемами являются ажурная и рельефная резьба, гравировка, которые сочетаются с природными качествами самого материала, цветом и блеском полированной поверхности. В традиционных косторезных промыслах используются клык моржа, ископаемая кость мамонта, зуб кашалота, цевка (животная кость). Русские традиции этого вида искусства представляет холмогорская резьба, известная с XVII в. В XIX в. возник тобольский промысел, где развивалась скульптурная резьба из мамонтовой кости. Чукотский косторезный промысел с центром в посёлке Уэлен основан на древних культурных традициях эскимосов и чукчей. Здесь создаётся гравюра на моржовых клыках и скульптурная резьба. Искусство обработки кости характерно также для Республики Саха (Якутия) и г. Магадана.

Вышивка, кружево, набойка.
Искусство украшения тканей вышивкой в России было развито повсеместно: вышивали в деревнях и городах, помещичьих усадьбах и в монастырях. Вышивали шёлком, золочёными и серебряными нитками, жемчугом и бисером. Вышивкой украшали княжеские одежды и церковные облачения, пелены, крестьянские рубахи, головные уборы, полотенца и другие предметы домашнего обихода. Вышивку, как никакое другое искусство, отличает многообразие техник нанесения узоров и орнаментальных мотивов (геометрических, растительных, изобразительных), в которых отражены древнейшие мифологические представления, связанные с образом Матери-Земли, Мирового древа, и передана красота окружающего мира. Вышивка каждого региона неповторима. Сложные орнаментальные вышивки Русского Севера и Карелии, выполненные счётными швами, белоснежные строчевые узоры Новгородской области, ажурные вышивки Ярославля и Твери, многоцветная геометрическая вышивка Рязани, яркая цветная перевить Калужской, Тульской, Смоленской областей, мелкоузорная вышивка чёрным по белому Воронежской и Белгородской областей, изысканная геометрическая вышивка народов Поволжья — всё это определяет уникальность народной вышивки, как части культурного наследия России.

Особую славу русскому вышивальному искусству создала золотая вышивка (золотое шитьё). Русские монастыри были главными хранителями традиций этого искусства. Шитые золотом пелены и плащеницы XVI-XVII вв. показывают, что это искусство по художественной значимости не уступало произведениям русских иконописцев. Эти традиции были сохранены крестьянским искусством в украшении головных уборов и платков.
Многообразные традиции народной вышивки были сохранены и творчески переосмыслены художественными промыслами, созданными в 1930-1960-е гг. Особую известность получили вышивальные промыслы во Мстёре (Владимирская область), на многочисленных вышивальных предприятиях Ивановской и Нижегородской областей, на Тарусской фабрике художественной вышивки, возродившей «цветную перевить», на Крестецкой фабрике (Новгородская область). Бережно сохраняют традиции золотошвейного искусства вышивальщицы г. Торжка. На вышивальных промыслах Поволжья в современных видах изделий присутствуют традиционная вышивка марийцев, татар, чувашей.
Кружево , плетённое из золотых и серебряных ниток, появилось в России не раньше XVII в. Для украшения парадных одежд знати использовали привозное кружево. В XVIII в. в богатых усадьбах появляются первые кружевные мастерские, где крепостные мастерицы плели тончайшее кружево, подчас не уступающее западноевропейским образцам. В конце XVIII - начале XIX вв. кружево из шёлка, золотых и серебряных ниток плели в городах Торжок, Галич и других. К середине XIX в. в России насчитывалось уже 12 центров кружевоплетения в городах: Калязин, Ростов, Рязань, Торжок, Серпухов, Белёв. Постепенно кружево становится принадлежностью не только знати, но и богатых горожанок, а затем стало использоваться и в украшении праздничного крестьянского костюма. После реформы 1861 г. появляются кружевные промыслы. Русские мастерицы, освоив опыт монастырских и помещичьих мастерских, смогли создать кружево, которое характером орнамента, своей декоративностью отвечало традиционным эстетическим представлениям. Кроме того, кружевные изделия народных промыслов учитывали особенности костюма — крестьянского или городского, его сословную принадлежность. Русское кружево чрезвычайно многообразно: его плели из льняных, хлопчатобумажных и шелковых ниток, оно было одноцветным и многоцветным, мерным и штучным. В каждом из промыслов сложились свои традиции в использовании тех или иных приёмов, их сочетаний, типовые мотивы и композиции. Кружево плетут коклюшками — деревянными палочками для намотки нитей. На специальные туго набитые подушки-валики накалываются рисунки (сколки), перевивая нитями булавки, мастерицы выплетают узоры. Наибольшую известность получили кружевные промыслы в городах Михайлов (Рязанская область), Елец (Липецкая область), Советск (Кировская область), Вологда. Возрождаются и другие кружевные центры (г. Кириши, Ленинградская область).
Набойка — ещё один способ украшения тканей. Узор на ткань наносится с помощью специальных печатных досок, на которых вырезается орнамент или вбиваются металлические пластины с рельефным узором. Ткани с печатными рисунками широко использовались в оформлении крестьянских платков и шалей, сарафанов, салфеток, скатертей. Из набивных тканей изготовляли знамёна, занавеси, кафтаны. Изначально в набойке применялись природные красители, по мере появления разнообразных химических красителей искусство набойки обретало всё большую цветность, более разнообразными становились орнаменты. Традиции русской набойки ярко представлены платками и шалями, которые выпускаются в городе Павловский Посад (Московская область).

Мех пушных животных (соболя, куницы, лисы, бобра) издавна использовался как драгоценная отделка одежды. В районах проживания народов Севера, где оленеводство или добыча морского зверя составляют традиционные виды хозяйственной деятельности, обработка шкур животных, изготовление из меха оленя, кожи и меха морских животных одежды, сумок, бытовой утвари ярко представляют национальные художественные ремёсла. Эти изделия, изготовляющиеся по традиционным технологиям, передают всё многообразие культур многочисленных народов Севера и Сибири, что проявляется в особенностях кроя одежды, головных уборов и обуви, в своеобразии орнамента, декорировании изделий мозаикой, аппликацией, цветным бисером, вышивкой.
Художественное ткачество.
Узорное ткачество — древнее самобытное искусство — вплоть до XX в. было широко распространено в крестьянском быту. Узорные ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения одежды, в числе которой были сарафаны, юбки-поневы, рубахи, передники, шушпаны и др. Дополняли костюмы узорные тканые пояса. Ткали также изделия, предназначавшиеся для убранства крестьянской избы — полотенца, скатерти, дорожки и половики.
Эстетические свойства ручного узорного ткачества основываются на широком разнообразии элементов геометрического орнамента с хорошо выраженным ритмом и симметрией, на цветовом решении и фактуре используемых материалов (льна, конопли, шерсти, хлопка). Для русских крестьянских тканей характерна звучная цветовая гамма, основанная на традиционном сочетании красного с белым. Ткачество северных районов более сдержано по цвету; южнорусскому ткачеству присуще многоцветье, яркость красок.
В русском народном ткачестве издавна сложились разновидности техники ткачества, основанные на особенностях технических приемов исполнения. К наиболее древним относится техника закладного ткачества, позволяющая выполнять разнообразные многоцветные геометрические узоры, которые получаются двусторонними, без изнанки. Браное ткачество, известное ещё в домонгольской Руси, оставалось самой распространённой техникой и в XIX в. Его разновидностями были выборное и переборное ткачество. На Русском Севере, в Карелии, Новгородской, Вологодской областях была распространена техника ажурного ткачества.
Наименее трудоёмкой является ремизная техника, и в народном ткачестве существует множество её разновидностей. Эта техника постепенно вытесняла более трудоемкие способы ручного ткачества. Узорное ткачество в XIX - начале XX вв. было широко развито в крестьянских районах северных, центральных и южных областей России. В каждой области, порой в каждом районе, существовали локальные центры ручного ткачества со своими своеобразными чертами. Хотя в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашние ткани бытовали в крестьянской среде вплоть до 1950-х гг.
В 1930-1940-х гг. в крупнейших центрах распространения этого художественного ремесла были организованы артели, впоследствии преобразованные в фабрики. На протяжении 1930-1980 гг. велась работа по возрождению и поддержке местных форм ручного узорного ткачества в Рязанской, Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Воронежской и других областях, в Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Карелия. Народные мастера и художники промыслов на основе традиций народного искусства смогли создать новые виды изделий (портьеры, декоративные покрывала, накидки, салфетки и скатерти) для украшения современного интерьера. Сегодня традиции народного ткачества в современных декоративных изделиях особенно ярко представлены изделиями Череповецкой фабрики (Вологодская область), фабрики в г. Шахунья (Нижегородская область).

Ручное ковроткачество.

Русский безворсовый ковер

Искусство ковроткачества на территории России раньше всего возникло на Кавказе. Республика Дагестан представляет собой один из всемирно известных исторических центров ковроделия. В каждом районе республики сложились свои типы ковров, различающиеся и по технике исполнения, и по колориту. Традиционные безворсовые ковры изготовляют в северных и центральных районах республики. На юге вырабатываются знаменитые дагестанские ворсовые ковры, рисунки которых отражают длительную историю развития этого искусства.
Изготовление безворсовых ковров является традиционным для народного искусства башкир. Эти ковры были необходимой принадлежностью кочевого быта вплоть до XX в. и широко применялись в национальном башкирском жилище.
Русское ковроткачество имеет менее долгую историю. Развитие русского ковроделия было связано с ямским промыслом. Дешёвые безворсовые и махровые ковры служили для покрытия сидений в санях и возках, использовались как попоны для лошадей. Тёплые санные ковры с длинным ворсом для дальних зимних поездок изготовляли в сёлах близ больших сибирских трактов.
Со второй половины XIX в. народное ковроделие активно развивается в двух основных районах — в южнорусском и западносибирском. Центром безворсового ковроткачества стала Курская губерния. Ворсовое ковроделие стало развиваться в Западной Сибири, на Урале.

Вязание и пуховязание.
Вязание предметов одежды и обуви из шерстяной нити развивалось прежде всего в местах разведения овец и коз. Жители северных и центральных районов России вязали на спицах и крючком рукавицы, чулки, онучи, шарфы и шапки. В технике вязания утверждались декоративные приёмы, например, узорная и ажурная вязка, использование окрашенных нитей. Яркой декоративностью отличаются цветные узорные варежки мастериц Архангельской области, чулки и носки вязальщиц из районов Республики Коми.

Неповторимыми образцами народного творчества остаются также вязанные из козьего пуха платки. Изготовление знаменитых оренбургских ажурных платков сложилось как промысел в XVIII в. Пуховые платки вяжут также в богатых сырьем Тамбовской и Пензенской областях, в Краснодарском крае.

Русского народного творчества пост
16 самых красивых видов народного искусства России

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

~~~~~~~~~~~



Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.


Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.


Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.


Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.


Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.


Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Народные промыслы России

На вопрос о русских народных художественных промыслах у советского человека всегда был готов ответ: матрешки там, хохлома, палех, это вот всё. В СССР к началу 30-х годов сложилась интересная ситуация с декоративно-прикладным искусством. Дворянские и купеческие усадьбы сожгли и разграбили еще в революцию. Что из вещей уцелело — отнесли в музеи или продали за границу.

Крестьянские артели, занимающиеся художественными промыслами, прекратили свою деятельность по причине сворачивания НЭПа. Поняв, что русская культура в области декоративно-прикладного искусства фактически прекратила свое существование, власти начали спешно «возрождать» художественные промыслы посредством создания государственных предприятий, чтобы было что продавать и дарить иностранцам в качестве сувениров.

Там, где традиционная методика производства была утеряна или оказывалась слишком сложной, придумывали упрощенный советский способ. До войны успели возродить не все. К примеру, Гжель начали «возрождать» уже после войны и потому современная техника производства Гжели не имеет к дореволюционной технике вообще никакого отношения.

Гжель

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский ». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Палех

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Палехские шкатулки появились в 20-е годы, когда знаменитые палехские иконописцы остались без заказов на иконы и, чтобы прокормить себя, вынуждены были придумывать новое применение своим способностям.

Хохлома́

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.. Любопытный факт — после революции традиционно кустарная Хохлома организованно развивалось на основе школы росписи, открытой в 1916 году в городе Семенове Георгием Петровичем Матвеевым. Матвеев — заметный революционер, член РСДРП, которому в свое время покровительствовали Максим Горький и известный промышленник — старообрядец Дмитрий Васильевич Сироткин.

Самовары

В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-ти фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году.

Появилась даже особая Суксунская форма самовара - в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В конце 19 века на заводе и местными кустарями производилось до 60 000 самоваров в год.

Суксунские самовары, производящиеся кустарным способом, представляли собой настоящие произведения искусства. Они были столь хороши, что ценились знатоками выше тульских самоваров и продавались на базарах за баснословные деньги.

Финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помошью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.