05.03.2020

Наличие проектного типа мышления показатели. Проектное мышление в бытии человека сосновская, ксения владимировна. Что нужно сделать, для того чтобы создать макет парка


Основы проектного мышления:

От проблемы - к идее проекта.

От проектной идеи – к реализации

Введение

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ работы уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Это означает, что мы все чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность. Результатом такой работы становится появление уникальных и принципиально новых продуктов или услуг. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов.

Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

В лекционной части курса будут изложены основы современных подходов к разработке и реализации проектов. Главная задача состоит в том, чтобы научиться:

Находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать,

Оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи,

Составлять четко структурированный план проекта,

Разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта,

Организовывать достойную презентацию проекта,

Разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта,

Вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,

Готовить рабочую проектную документацию.

Формирование проектной идеи

Понятие проекта

Проект, как правило, осуществляется на основе ограниченности ресурсов и предполагает целенаправленное непрерывное улучшение всех его элементов в…

Этапы формирования и реализации проекта

Инициация – определение проблемного поля и формулирование идеи проекта

Планирование – распределение (наложение) содержания и бюджета проекта на время

Исполнение – реализация плана – собственно управление проектом на основе систематического мониторинга и контроля

Завершение – оформление результатов, передача продукта проекта заказчику, завершение взаиморасчетов, роспуск команды проекта

Инициация проекта

Источником проектной деятельности является проблема или потребность. И то и другое имеет три возможных происхождения: 1. Дефицит или избыток чего-либо

Техники формулировки проектной идеи

Мозговой штурм, как самый доступный прием выработки идеи проекта

Для составления перечня проблем, генерации идей по их разрешению при разработке проектов широко используются различные варианты мозгового штурма. Общим для всех вариантов этого метода является разделение фазы генерации идей и фазы их анализа.

Правила проведения мозгового штурма

1. «Что будем штурмовать?» Постановка вопроса. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна… 2. «Запрет на критику и ограничения!»

Варианты сценариев мозгового штурма

Стратегия Диснея

Сначала участники становятся Мечтателями – демонстрируют безудержный полет фантазии, называя все то, что приходит на ум в связи с темой обсуждения.… Когда поток фантазий Мечтателей иссяк, все перевоплощаются в Критиков. В этой… На следующем этапе участники мозгового штурма в роле Прагматиков(Реалистов) выделяют из полученного материала то, что…

Синектика

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её… 1) При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее… 2) Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую…

Ключевые параметры проекта

Первичная оценка проекта: трудно оценивать то, что не имеет четких параметров. Ни один проект не может быть ни сформулирован, ни реализован, если он не имеет точных значений – ключевых параметров.

Ключевые параметры проекта:

Бюджет – совокупная стоимость всех ресурсов проекта

Время – срок, в течение которого должен быть достигнут результат, или дата, к которой должен быть изготовлен и передан Заказчику продукт.

Сбалансированность ключевых параметров

Ключевые параметры должны быть сообразны цели проекта и пропорциональны друг другу. Идеальная конструкция – равносторонний треугольник. После достижения равновесия в этом треугольнике изменение на любой из его сторон для поддержания баланса требует модификаций на другой (двух других) сторонах и/или на изначально измененной стороне.

Матрица компромиссов

Она отражает достигнутое на ранних этапах проекта соглашение между проектной группой и Заказчиком о выборе приоритетов в возможных в будущем… Матрица компромиссов помогает обозначить проектное ограничение, воздействие на… Принципиально важно наличие у проектной группы и Заказчика единого, однозначного взгляда на матрицу компромиссов…

Работаем самостоятельно

Формулируем ключевые параметры проекта:

Время

Бюджет

Матрица компромиссов:

SMART-цель

Для оценки проектной идеи и степени ее проработанности используют так называемый SMART-тест . В основе лежит аббревиатура, состоящая из первых букв терминов на английском языке:

1. Конкретность (specific), точность, актуальность и однозначность определения предмета.

2. Измеримость (measurable), - идея проекта должна содержать цифровые значения того, что мы хотим получить, поддающиеся (подлежащие) исчислению и / или измерению в установленных единицах, по установленным критериям. Значения могут быть абсолютные или относительные, в обязательном порядке предполагающие возможность объективной оценки.

3. Достижимость (achievable), - предполагаемый результат может быть достигнут с высокой степенью вероятностью в заданные сроки на основании имеющейся ресурсной базы.

Важно! Лица, привлекаемые к реализации проекта (команда проекта) имеют соответствующие знания, навыки и опыт.

4. Выгодность (rewarding), - реализация предлагаемого проекта предполагает получение положительного эффекта (благ), удовлетворяющие принципиальные потребности целевой аудитории (Заказчика) или решающие соответствующую проблему. Общий положительный эффект существенно превосходит возможные издержки, оправдывает «возможные риски» и по значению и вероятности достижения существенно превосходит возможные угрозы.

5. Временные рамки (time bound) – сроки, определенные для реализации проекта а) позволяют достичь намеченного результата, б) не превышают критических значений для решения конкретной проблемы, удовлетворения конкретной потребности.


Работаем самостоятельно:

Проверяем идею проекта на основе SMART-теста:

Конкретность
Измеримость (!)
Достижимость (!)
Выгодность
Временные рамки (!)

SMART-цель проекта:

SWOT-анализ

Внутренние факторы Внешние факторы Сильные стороны Возможности … Примечание:

Проведение SWOT-анализа позволяет оценить жизнеспособность проекта.

Такого рода анализ позволяет породить новые интересные идеи по доработке проекта, лучше продумать стратегию его реализации. Внутренние факторы Внешние факторы Сильные…

Угрозы и риски в проекте

Все, что в рамках проекта мы вынуждены оценивать как: «предположительно»,…

Виды рисков

Риски бывают управляемые и неуправляемые, явные и неявные, а также риски, имеющие характер обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажоры). Риски выявляются либо по симптомам – обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о характере и вероятности…

Ключевым параметром оценки рисков является фактор времени, т.е. как быстро… Второй параметр (важно) определяет значимость негативных последствий данного риска для всей системы (в нашем случае,…

Оценка рисков. Матрица Эйзенхауэра

Оценка рисков. Матрица Эйзенхауэра

Понижение уровня риска (угрозы) возможно лишь на основе целенаправленного…

Разработка предварительного описания содержания проекта

Описание содержания проекта представляет собой формулировку проекта – что необходимо сделать.

  • Цели проекта и продукта
  • Требования к продукту или услуге и их характеристики
  • Критерии приемки продукта
  • Границы проекта
  • Требования и результаты поставки проекта
  • Ограничения проекта
  • Допущения проекта
  • Первоначальная организация проекта
  • Первоначально сформулированные риски
  • Контрольные события расписания (план по вехам)
  • Первоначальная иерархическая структура работ (ИСР)
  • Смета расходов с указанием порядка величин
  • Требования к управлению конфигурацией проекта
  • Требования к одобрению

План по вехам

Веха проекта характеризуется завершением и утверждением одного или нескольких промежуточных результатов. Прохождение вех подразумевает сдачу промежуточных результатов и переход от… Спонсор, заказчик и другие участники проекта часто жестко привязывают вехи проекта к определенным датам, вследствие…

Основы планирования и проектирования при оформлении проекта

Иерархическая структура работ

Иерархическая структура работ (ИСР) - это ориентированный на результат способ группировки частей проекта, позволяющий упорядочить и определить… ИСР используется для структурированного разделения продукта проекта и работ… Порядок разработки ИСР:

Разработка матрицы ответственности проекта

Выполните три шага для разработки матрицы ответственности: 1 шаг: Перечислите основные результаты проекта/важные решения в строках… 2 шаг: Перечислите участников/группы участников проекта в столбцах матрицы.

Сетевой план-график. Календарный план-график

Сетевой план-график отображает хронологическую последовательность выполнения операций. Операции могут выполняться как последовательно, так и… Выстраиваем цепочки операций:

Составление бюджета проекта

1. Оплата труда (заработная плата штатных и внештатных сотрудников): …

Непрямые расходы;

6. Имеющиеся средства, имеющиеся ресурсы (в т.ч. добровольный труд).

В случае наличия некоторого / полного средств, ресурсов на реализацию проекта, бюджет может быть составлен в двух вариантах: 1) стоимость реализации проекта с учетом имеющихся средств (фактическая реализация); 2) стоимость реализации проекта без учета указанных средств, либо с показанной разницей стоимости (полная стоимость проекта).

Бюджет, также как и допустимые от него отклонения, форма и сроки отчетности, порядок внесения поправок, оговариваются, и должны быть утверждены Спонсором / Заказчиком.

Результат: определена стоимость реализации проекта. Бюджет утвержден Спонсором / Заказчиком.

Задание: Составьте бюджет проекта.

Презентация

Презентация – важнейшая часть проекта, нацеленная на заведомо определенный эффект от аудитории, как правило, принятие решения о финансировании… Этапы работы над презентацией: 1) Определение целевой аудитории. Определение точки зрения аудитории.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Как развивать проектное мышление

Несмотря на то, что современная российская школа практически перешла на ФГОС, довольно часто встречаются такие случаи, когда старшеклассник за время обучения в школе не выполнял ни одного проекта, если не считать поделки из природного материала в начальной школе и коллаж для урока английского языка. У большинства ребят есть понимание того, что проект - это некий продукт, но как к нему прийти, как правильно его спланировать и выполнить - об этом известно далеко не многим. Происходит это потому, что учителя не ведут системной работы по развитию проектного мышления. Вы можете не согласиться со мной и выдавать аргументы вида:

  • мы работаем с одарёнными детьми, участвуем в научно-практических конференциях;
  • мы изменили один модуль в рабочей программе по предмету так, чтобы он уложился в проект;
  • мы задаём творческие домашние задания, которые направлены на развитие проектного мышления и создание продукта;
  • ещё что-то, можете продолжить в комментариях.

Например, совсем недавно мои 9-классники погрузились в проект под названием “Шкала электромагнитных волн”. И я поняла, что к окончанию основной школы они многого не умеют. А именно:

  • не умеют видеть общую концепцию проекта, не конкретизируют цель;
  • не умеют структурировать проект, видеть логику в нём, взаимосвязь этапов;
  • не всегда самостоятельны, инициативны; весьма часто просто ждут от взрослых конкретизации задач;
  • не умеют укладываться в обозначенные сроки работы;
  • с трудом распределяют внутри команды функции;
  • недостаточно хорошо коммуницируют друг с другом.

Конечно, некоторые умения у ребят сформированы:

  • они неплохо презентуют работу;
  • хорошо могут подкрепить практику теорией, подобрать необходимую информацию и структурировать её;
  • могут использовать для работы в проекте знания по другим предметам и привлекать их в нужный момент (иногда это оказывается весьма полезно, неожиданно и эффектно).

Однако в большинстве своём сегодня проекты в школе - это единичные разрозненные активности, которые существуют пока в виде отдельных пазлов как в голове учителя, так и в голове ученика. Да, эти активности хороши как самостоятельные звенья в развитии проектного мышления, однако, следует задуматься над тем, каким образом необходимо изменить общую канву обучения, чтобы всё, что мы делаем или пытаемся делать в плане проектов, логично встроилось в эту канву.

Дело в том, что проектное мышление обладает своими особенностями, развивать которые мы можем (равно - должны) последовательно от занятия к занятию. И только планомерная, системная работа приведёт к синергетическому результату. Предлагаю порассуждать, что это за особенности проектного мышления, и как можно работать с упором на них.

Особенность 1. Открытость новому

Проектировщик должен быть открыт новому - как освоению новых видов действий, так и принятию новой информации. Получается, что чем чаще мы используем на занятиях различные приёмы работы, тем лучше. Вы меняете расстановку парт в классе, переформировываете рабочие группы, предлагаете сначала работать с использованием гаджетов,а затем вообще без них - всё это, несомненно, будет располагать к тому, чтобы дети психологически привыкли к изменениям и новшествам. Они станут понимать, что учебные ситуации могут иметь совершенно разнообразный формат. Тогда “свалившийся” однажды на их бедные головы проект будет воспринят как очередная учебная ситуация, а не как что-то из ряда вон выходящее и противоречащее процессу познания и обучения. Итак, следует раздвинуть “шоры” стандартного урока и разнообразить подходы.

Особенность 2. Возможность управлять обстоятельствами

При проектировании важно проявить самостоятельность, сделать своевременный и правильный выбор. На любом уроке можно предложить ребятам выбирать способы и методы работы. Если это стандартная лабораторная по физике, разрешите детям выбрать из предложенного оборудования подходящий динамометр или мензурку. Пусть они аргументируют, на чём обоснован выбор: они определяли, какой прибор наиболее точный или смотрели на предел измерений. Если это обыкновенное сочинение, пусть разнообразят его фотографиями или видеорядом, разместят в соцсети, а может быть, они опишут его в стихотворной форме.
Ребятам иногда полезно бывать в позиции учителя: принимать зачёт, проверять тетради, работать с младшими товарищами, отвечать за какую-либо часть урока-семинара и пр. Ведь всё это учит организовывать и самоорганизовываться одновременно. Для развития умения планировать и управлять процессами можно использовать приёмы eduScrum, где работа разбивается на отдельные задачи и происходит спринтами.

Особенность 3. Умение смотреть в будущее

Осязание результата - важная составляющая проектирования. Необходимо помогать ребятам видеть целостные блоки учебного материала, который они осваивают. И совсем неважно, в проектной форме будет происходить освоение или нет. Покажите на вводном уроке, чем должна будет завершиться тема, какие результаты будут достигнуты, проанализируйте вместе с детьми учебную программу, выделите сразу же наиболее узкие и сложные места. Некоторые педагоги проводят так называемые постановочные уроки, погружающие в предметный модуль, где можно вместе с детьми построить MindMap по теме, составить тезаурус, провести мозговой штурм, сделать входное опережающее тестирование и т.д. Тем самым ученик осуществляет связку между настоящим и будущим, благодаря которой более осознанно будет двигаться вперёд.

Особенность 4. Способность воспринимать явления и процессы в необычных сочетаниях

Это тот самый момент, где проектное мышление пересекается с творческим и критическим. Разрешите детям выдвигать гипотезы, фантазировать, делать предположения о том, как может развиваться сюжет рассказа или исторического события. Сделайте акцент на том, что не бывает неправильных мнений. Недавно на одном своём уроке я предложила ребятам описать работу крутильных весов - тех самых, при помощи которых открыт закон Кулона. Примечательно, что некоторые из детей сразу же обратились к учебнику, а некоторые начали креативить, предполагать, описывать работу прибора, опираясь только на его изображение. В завершении такого приёма важно, чтобы дети сами определили, какие из высказанных предположений правдоподобны, а какие нет.
Ещё один замечательный приём для развития таких способностей заключается в поиске различных способов применения привычных нам вещей (например, канцелярской скрепки, консервной банки). Такое задание можно дать ребятам перед стартом любого образовательного события, чтобы мозг совершил своеобразную разминку.

Особенность 5. Грамотное использование шаблонов и алгоритмов

Алгоритм решения квадратного уравнения можно просто выучить, а можно:

  • попробовать вывести самому, решив ряд уравнений методом подбора;
  • протестировать его работу, используя компьютерную программу;
  • сравнить разные алгоритмы и выбрать, какой из них лучше подходит для определённых случаев;
  • составить шпаргалку или плакат для кабинета математики по решению уравнений.

В любой практической или лабораторной работе можно лишь обозначить основные шаги, которые должны быть отражены: цель, приборы и материалы, теория работы, ход работы, таблица данных, расчёты, графическая зависимость, результат, вывод, анализ результата. Совершенно неправильно будет разрешить учащимся просто-напросто списать цель из учебника. Пусть они сформулируют её самостоятельно, исходя из контекста изучаемого материала и собственных потребностей. Более того, у каждого ребёнка цель может оказаться разной: один учится собирать электрические цепи, а другой учится работать с многопредельным прибором. А дальше они учат этому друг друга в процессе работы, самостоятельно определяя, какие материалы для этого использовать и какие шаги необходимы для достижения цели. Таким образом, обычная лабораторная превращается в целую проектную работу, а урок изучения алгоритма может стать исследовательским. То есть если вы предлагаете ребятам шаблоны, оставьте место для творчества, креатива, самовыражения, проявления собственных потребностей. Результат не заставит себя ждать.

В заключении хотелось бы спросить у коллег: насколько системно вы работаете в направлении развития проектного мышления? Какие приёмы используете и каковы практические результаты?

Фото в анонсе by on

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методы организации профессионального воспитания учащихся. Изучение школьников в целях профориентации. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки. Уроки национальной кухни. Требования к уровню подготовки выпускников.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Поиск путей эффективного развития исследовательских умений учащихся с учетом структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации. Разработка учебно-методического комплекса: авторской программы, электронного учебного пособия, рабочих тетрадей.

    статья , добавлен 06.02.2011

    Изучение специфики творческой деятельности учащихся и информационной насыщенности образовательной среды учебного заведения. Методика организации творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики в учреждении профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2011

    Общая характеристика методов повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников начального профессионального образования. Структура учебно-методического комплекса в учреждении начального профессионального образования, проверка его работы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

    Формирование творческого мышления учащихся в ходе учебного процесса. Разработка программ, методических рекомендаций для руководителей кружков и мастеров производственного обучения по организации технического творчества и рационализаторской деятельности.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Современный кризис общественной и личной нравственности, роль и задачи воспитания. Развитие культурно-нравственных ценностей учащихся учреждений начального профессионального образования: особенности воспитательного процесса и педагогические условия.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Тенденции реформирования образования. Теоретические и методические основания проектирования системы самостоятельной учебной работы учащихся и ее комплексного учебно-методического обеспечения по дисциплине профессионального цикла "Технология одежды".

    курсовая работа , добавлен 30.05.2009

    Возможности использования инновационных технологий развития творческих способностей учащихся в процессе обучения в учреждении начального профессионального образования. Разработка, реализация программы, направленной на развитие творческих способностей.

    практическая работа , добавлен 27.07.2010

Сейчас проектное мышление – одна из ключевых компетенций в бизнесе. И ясно почему. Такой тип мышления позволяет достигать запланированных результатов тогда, когда задачи сложны, неясны, запутаны, есть много неизвестных и риски, которые сложно оценить. А условия могут постоянно меняться. Это классические вводные «эпохи турбулентности». Причем, не только для бизнеса. Так что же такое проектное мышление и как его можно использовать в каждодневной реальности?

Что это

Первое и самое главное – это практическое мышление. Здесь нет ничего отвлеченного, «из головы». Принцип такой: придумал-попробовал-сделал вывод. И далее по этой схеме – пока не будет достигнут нужный результат. Кстати, о результате. Он – самое главное. Ради него все и затевается. Сначала – ясный образ желаемого результата. Потом – план по его достижению.

Второе – это управляемый риск, упорядоченный хаос и распутывание даже самого запутанного. Проектировщик – человек, которого такие «мелочи» не пугают. Он знает, что если немного поработать – все можно сделать управляемым. И в итоге придти к ранее нарисованной картинке. Навык мыслить и действовать проектно помогает предусмотреть все: сроки, ресурсы, приоритеты, последовательность, риски и т.д.

Третье – как этому научиться? Это опыт. Но он приходит не сразу. А сразу есть цель, необходимость достичь ее и смелость с известной долей здорового авантюризма. Смелость, идущая от значимой цели. Такая смелость дает несокрушимую уверенность, что «ты все можешь». Не знаешь – найдешь, где узнать. Не хватает ресурсов – найдешь, где взять. Не получается сразу – найдешь как сделать так, чтобы получилось.

Что проект, а что — нет

Но для начала хорошо бы определиться в понятиях. Что можно назвать проектом? Проект — конкретная задача с четкими сроками и результатом — цель и план.

Поэтому желание больше зарабатывать – это не проект. Нет ясности насколько нужно увеличить доход, когда и за счет чего. Это направление, которое при желании можно преобразовать в проект. «Я хочу в два раза повысить свой доход в течении полугода. Для этого мне нужна более высокооплачиваемая работа в крупной компании. Мое резюме удовлетворяет этим требованиям. Для достижения желаемого результата нужно сделать следующие шаги». Отлично, вот теперь это плодотворная дебютная идея для проекта. С ней можно двигаться дальше.

Как это происходит

Для того, чтобы проект начал реализовываться, его надо проверить по чек-листу этапов работы. В основе проектного мышления лежит «золотой треугольник»: Результат — Стоимость — Время. Если сказать проще, то результат достигается оптимальным способом с учетом соотношения «цена-качество» в указанные сроки. И это – основной ориентир. Если нарезать этого слона на части, то можно выделить следующие этапы разработки проекта:

1 этап — анализ ситуации

У каждого проекта есть контекст – своеобразная окружающая среда. И для того, чтобы принять решение, открывать этот проект или нет, — необходим анализ.

Зачем этот проект нужен, каковы перспективы и риски. Для того, чтобы принять правильное решение – посмотрите на реалистичность, рентабельность и смысл проекта для себя лично. Здесь и сейчас это для вас реально? Есть ли у вас нужные ресурсы и можете ли вы найти недостающее? Осуществляя этот проект вы приобретете больше, чем потратите? Лично вам это интересно? Этот проект связан с чем-то еще более важным в вашей жизни?

2 этап – формулирование цели проекта

Для реализации проекта вы должны ясно и четко представлять, что вы хотите в результате достичь. И цель должна быть ясной, четкой, сформулированной в позитивном утверждении (без частицы «не»). Для формулировки можно использовать принцип SMART.

Цель должна быть обязательно записана! Пока это есть только в вашей голове – это не цель, это мечты.

3 этап – планирование

Каждый проект должен отвечать на вопросы «Что?», «Когда?» и «За сколько?». Что будет делаться, в какие сроки, сколько потребуется ресурсов. Какие-то из этих параметров могут быть определены еще на входе, какие-то – нет. Оно будут дорабатываться в процессе планирования и реализации.

План отвечает на вопрос «Как?» и представляет собой последовательность задач и сроки. Детальный план может родиться не сразу. Его можно дорабатывать в процессе осуществления проекта.

Для первичного плана достаточно общего видения крупных этапов – фаз проекта. А важнее на данном этапе задать себе вопрос: как узнаю, что достиг этого и обозначить конкретные цифры, факты и т.д.

4 этап – оценка рисков

На 1 этапе была проведена общая оценка ресурсов. А теперь нужно сделать это более детально. Что есть уже сейчас и что нужно дополнительно. И где это можно взять. Также необходимо оценить риски и продумать, как можно их минимизировать. Что может помешать вам в выполнение задуманного, а что или кто будет поддержкой. Такой «план Б» очень поможет на этапе реализации.

5 этап — контроль

Это финальный этап подготовки. Здесь уже общий план разбит на более мелкие подзадачи. Определены сроки. Осталось только определиться с тем, как и кем будет осуществляться контроль за их выполнением.

Что становится возможно

Теперь осталось на входе в проект заполнить для себя чек-лист, дальше действовать по плану, гибко подстраиваясь под текущие условия, планируя риски и руководствуясь «треугольником» проектного управления. Да, трудности будут возникать, особенно когда опыт думать проектно только нарабатывается. Но оно того стоит. Проектное мышление не гарантирует абсолютного успеха – это не волшебная пилюля. Но оно дает возможности!

По факту проектное мышление дает живучесть – мы учимся находить устраивающий нас выход даже из самой сложной и тяжелой ситуации. От того, что есть сейчас, мы находим путь к тому, что хотим – четкому и определенному результату.

Больше свободы – так как мы знаем, что сможем организовать себе достойные условия почти в любой ситуации, мы становимся меньше зависимы: от страха, от мнения и прихоти других людей, от обстоятельств и т.д. Можно экспериментировать и выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства. И еще одна удивительная вещь – наша свобода перед проектом. Мы можем его начинать или нет, и закрыть при желании.

Осознанность – модный нынче термин. Но, тем не менее, это так. Проектное мышление учит нас осознанности и тренирует ее в нас. В проекте мы все время должны наблюдать и отслеживать – следить за ходом действий, и за их результативность, и за собой. Ответ себе на простой вопрос: «А как я влияю на ход событий и что еще могу с собой сделать, чтобы обеспечить оптимальное с точки зрения параметра «результат-стоимость-время» движение своего проекта к желаемому результату?» — принесет больше осознанности, чем многие сложные практики.

Возможность увеличить доход . С помощью проектного мышления сокращаются потери, увеличивается конкретная измеримая польза. А где как не в такой парадигме водиться финансовому достатку?

И интересную жизнь — так как реализовывать свои мечты очень увлекательно.

Вначале я дам определение технократического мышления, а затем не очень привлекательный, хотя в высшей степени художественный и противоречивый образ этого вида мышления. Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и полководцу и представителю искусства, и гуманитарию и, конечно же, деятелю образования. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Для того, чтобы эта абстрактная характеристика технократического мышления стала зримой, напомню мысли князя Андрея о полководцах:

"Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых высших, лучших человеческих качеств - любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения (эти все качества нужны педагогу. - В. 3.). Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави Бог, коли он человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они - власть" (Толстой Л. Война и мир. Т. 3, М. 1947, С. 48).

Не напоминает ли эта оценка одного из нынешних "полководцев"? Многие спорили или прощали великому писателю эту характеристику личности и ума полководца, но меня сейчас интересует не то, что есть, а чего лишен полководческий ум или гений. А его ум при всех достоинствах, раскрытых Б. М. Тепловым в статье "Ум полководца" (Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1, М. Педагогика, 1985), сильно смахивает на технократический.

А теперь Ставрогин - персонаж романа Ф. Достоевского "Бесы":

"Ставрогин - воплощение исключительной умственной мозговой силы. В нем интеллект поглощает все прочие духовные проявления, парализуя и обеспложивая всю его душевную жизнь. Мысль, доведенная до степени чудовищной силы, пожирающая все, что могло бы рядом с ней распуститься в духовном организме, какой-то феноменальный Рассудок - Ваал, в жертву которому принесена вся богатая область чувства, фантазии, лирических эмоций - такова формула ставрогинской личности... Перед нами гений абстракта, исполин логических отвлечений, весь захваченный перспективами обширных, но бесплодных теорий" (Л. Гроссман. Достоевский. Изд. 2-е. М. Молодая гвардия. 1965, С. 450).

Можно выразить это проще. При всей своей гениальности Ставрогин лишен ощущения реальности, жизни, которые характеризуют естественные способы мышления всякого жизненно ощущающего человека.

Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым в свою очередь лежат определенные социальные интересы. Связь "программирования" поведения и деятельности личности с ее бездуховностью превосходно показал Ф. Искандер в небольшом эссе, посвященном пушкинскому "Моцарту и Сальери":

"Корысть Сальери заставила его убить собственную душу, потому что она мешала этой корысти. В маленькой драме Пушкин провел колоссальную кривую от возникновения идеологии бездуховности до ее практического завершения. Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна. Почему всегда? Потому что преступная корысть убивала душу человека для самоосуществления, а не для какой-либо другой цели. Непреступная цель не нуждалась бы в убийстве души" (Искандер Ф. Моцарт и Сальери. Знамя. 1987, N 1, С. 130).

Как это не парадоксально, но здесь Сальери выступил как яркий представитель технократического мышления (ср. "Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп"). Еще одну грань технократического мышления отметил замечательный психолог Б. М. Теплов, назвавший свой анализ маленькой трагедии А. С. Пушкина "Проблема узкой направленности (Сальери)". Различие между Моцартом и Сальери Теплов видит в том, что

"...сочинение музыки было для Моцарта включено в жизнь, являлось своеобразным переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превратившаяся в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной". И далее, "Сальери становится рабом "злой страсти", зависти, потому что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, - человек с пустой душой. Наличие одного лишь интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух" (Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1, М. Педагогика, 1985, С. 308-309).

Л. Гроссман, Ф. Искандер, Б. Теплов пишут о предельных ситуациях, порожденных гением Достоевского и гением Пушкина. Но, к несчастью, жизнь, как заметил В. Набоков, подло подражает художественному вымыслу. Сейчас такой тип мышления стал реальной силой, сыграл не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Я вовсе не идентифицирую технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление - это скорее прообраз искусственного интеллекта и "искусственной интеллигенции", хотя К. Шеннон - создатель теории информации, Н. Винер - создатель кибернетики, Д. фон Нейман - один из создателей вычислительной техники не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX века, участвовавшим в создании атомной бомбы.

Поставлю вопрос о технократическом мышлении еще более резко и категорично. Оно руководствуется внешними по отношению к мысли, к мышлению, к науке, к человеку целями. Поэтому оно характеризуется еще одной чисто психологической чертой. Оно нетерпеливо и торопливо: оно не оправдывает цели средствами, а стремится к их достижению любыми средствами. Г. Г. Шлет в начале 1917 г. писал:

"Но науке торопиться некуда, - по крайней мере, той науке, которая не состоит в услужении и на посылках у современного престидижитатора-техники, вершащей сейчас судьбы науки и человеческой мысли". (Г. Г. Шлет. Философские этюды. М. Прогресс. 1994, С. 227).

Истоками технократического мышления являются всяческие сказки, сказания, мифы, фантастика. Оно их переживает, ими питается и в них выражается. И чем дальше, тем более зловеще. Оно не знает, что такое рефлексия; умственная жизнь для него - нечто чуждое; оно с трудом отличает ее от тяжелого физического труда. Оно отдыхает, когда от него не требуют умственного напряжения; умственная лень - его природа и его добродетель.

Данная выше уничтожающая характеристика технократического мышления представляет собой научное хулиганство, которое я все же рискую вынести на суд читателей. Дело в том, что она представляет собой парафраз характеристики, которую Г. Г. Шлет дал мышлению и мудрости Востока, локализуя на Востоке и корни Христианства. В контексте обсуждения различий в мышлении Востока и Европы (Иерусалима и Афин) Г. Г. Шлет далее пишет:

"Чистый европеизм пробудился в тот момент, когда первый луч рефлексии озарил человеку его собственные переживания. Европа - это умственное напряжение, но не труд, а "досуг", восторг и праздник жизни; самое дорогое для нее - творчество мысли; и никакая сила - ни меч, ни моральная проповедь не могли уничтожить в европейце его страсти мыслить. Европа пережила сказок и мифов, мудрости и откровений не меньше, чем Восток, но она не только их переживала, она их передумывала. Как глубоко она переживала и как глубоко передумывала пережитое, об этом свидетельствует ее создание - трагедия, высшая форма художественной рефлексии. Вообще, это ее создание - основные направления рефлексии: строгое искусство и строгое чистое знание. "Строгое искусство" - нередко синоним "античного искусства", т. е. европейского. К "строгой науке" мы как будто пришли позже, когда Европа "ориентировалась", когда ее историю вело христианство. Но нужно ли напоминать мартиролог философии, когда она стала обнаруживать волю быть наукой, и мартиролог науки, когда она становилась строгой наукой? (Как это похоже на "ориентирование" России, когда ее историю вел большевизм, жертвой которого пал и Г. Г. Шлет. - В. 3.). Философия как чистое знание есть порождение античной языческой Европы, т. е. Европы в нашем узком и более точном смысле" (Там же, С. 228-229).

Я не буду дискутировать с Г. Г. Шпетом по поводу различий в мышлении Востока и Европы. Этот предмет имеет свою историю. Была и христианизация эллинской мысли и эллинизация христианства, были и утверждения о синтезе Востока и Запада, хотя поиски такого синтеза продолжаются (А. В. Ахутин. Афины и Иерусалим. // Диалог культур. М. ГМИИ им. А. С. Пушкина. 1994). На эмоциональном уровне я оптимист и согласен с Г. Г. Шпетом и с комплиментом (или авансом) О. Мандельштама: "Над нами варварское небо, но мы эллины".

Иное дело, как европейское мышление ослабило рефлексию. Увлеклось или дало себя увлечь мышлению технократическому. Это сюжет для научного детектива.

Без запальчивости все же не обошлось. Сарказм Г. Г. Шпета заразителен! Вернусь к академическому тону. Упреки в адрес технократического мышления (старые и новые) не следует смешивать с давней советской критикой интеллектуализма в обучении. На самом деле его всегда недоставало, да и едва ли может быть когда-нибудь достаточно, хотя может быть и чрезмерно. Такая парадоксальность типична для любой образовательной проблемы.

Критика интеллектуализма была завуалированной, а часто прямой формой выражения претензий к недостаточной идеологичности и избыточной интеллигентности образования. Для усвоения идеологем ума не надо. Отсюда и раздавшийся в 60-х годах крик души нашего замечательного философа Э. В. Ильенкова:

"Школа должна учить мыслить!". Сегодня его можно было бы уточнить и дополнить: "Школа должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле".

Проще всего сказать, что технократам так же, как и идеологам, противопоказано формировать, проектировать мышление подрастающих поколений. Не нами сформулирована оппозиция технократии и ноократии. Но где эта вымечтанная Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским ноосфера - культурная и разумная среда, растящая и питающая личность? Нет этого питательного бульона, в который можно было бы поместить наших питомцев. Геологической силой стала не ноократия, а технократия, которая слишком медленно утрачивает свой кредит. Но даже, если он станет убывать быстрее, инерции технократического мышления хватит надолго.

Что же делать в такой ситуации? Есть ли из нее выход? И если он есть, то есть ли воля к его поискам? Бессмысленно призывать вернуться к незамутненному эллинизму. Его нужно помнить. Вообще, бесплодны или безнравственны любые призывы и лозунги, кроме единственного - подумать. Да и технократическое мышление принесло человечеству не одни кошмары. Оно, видимо, все же соприродно человеческому мышлению, как дьявол, к несчастью, соприроден человеку. Вернусь к Моцарту и Сальери, но на сей раз в оценке О. Мандельштама, который не столь сурово оценил последнего:

"Сальери достоин уважения и горячей любви. Не его вина, что он слышал музыку алгебры так же сильно, как живую гармонию." (Мандельштам О. Сочинения в двух томах. Т. 2, М. 1990, С. 187).

И далее поэт замечает, что суровый и строгий ремесленник Сальери протягивает руку мастеру вещей и материальных ценностей, строителю и производителю вещественного мира. О. Мандельштам отдает должное личности Сальери и как бы сглаживает противоречия между ним и Моцартом.

Н. Я. Мандельштам описала заочную дискуссию между А. Ахматовой и О. Мандельштамом по поводу "маленькой трагедии" и отношения А. Пушкина к ее героям. Она была посредником в этой дискуссии (Н. Мандельштам. Моцарт и Сальери. Знамя. 1993, N 9). Согласно А. Ахматовой, Моцарт и Сальери представляют два пути сочинительства - спонтанность, вдохновенность и труд. С точки зрения О. Мандельштама, в каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери. Спонтанность дара и труд - это две стороны созидательного процесса, которые он обозначал словами "Моцарт" и "Сальери", и, - по словам Н. Я. Мандельштам, - знал в себе черты обоих.

Слово "знал" является ключевым. Как у Г. Г. Шпета: мало пережить, нужно передумать. Мало передумать. Должна еще быть "страсть мыслить". А у "страстного мышления" или у "мыслящей страсти" должен быть еще и субъект, точнее, мыслящее, сознательное Я. Не эмпирическое, а именно когитальное Я, подчеркивал М. К. Мамардашвили. "Эмпирическое Я" может быть рефлекторным, а "когитальное Я" - рефлексивно. Разница между ними такая же как между рефлексом и рефлексией. В русском языке она превосходно выражена: рефлекс и рефлекс-и-Я. Всего ничего - союз и заглавная буква, но буква Я. Можно предположить, что субъектом идеологизированного, равно как и субъектом технократизированного мышления является эмпирическое Я (ср. "в партию сгрудились малые"), тогда как субъектом аксиологического, ценностного, скажем проще - человеческого и человечного мышления, - является когитальное Я. Последнее, как и эмпирическое, тоже порой может мыслить предметами, значениями, понятиями, эмоциями, накалом воспаленных чувств, но кроме того оно мыслит смыслами или мыслями о смысле. Оно способно к эмоциональному, смысловому, ценностному предвосхищению своих усилий и своих результатов.

Мысль до тех пор не может быть признана мыслью, пока она не будет содержать в себе, помимо себя самой, еще и мысли о вневременном смысле человеческого бытия:

"Пока не найдешь действительной связи между временным и вневременным, до тех пор не станешь писателем, не только понятным, но и кому-либо и на что-либо, кроме баловства, нужным" (Блок А., Соч. Т. 5, М. Художественная литература. С. 162).

Примечательно, что именно А. Блок произнес эти слова. М. Шагал, который хотел было показать ему свои юношеские стихи, "отступил перед его лицом и взглядом, как перед лицом самой природы ".

Я должен мыслить свое мышление, а не мое мышление - меня. Если у интеллекта есть хозяин, он выберет, какая из разновидностей мышления ему нужна.

Прошу простить меня за длинноты в попытке объяснить, что такое мыслить о смысле. Так же как с волей, так и в случае с интеллектом далеко не безразлично, в какой форме он представлен в образовании. Как не безразлично, в какой форме они представлены в душе педагога и ученика. Мы видели, что эмпирическое Я, не обделенное знаниями, умениями, навыками, даже талантом, может иметь пустую душу.