01.10.2019

Конспект занятия в старшей группе. Пернатые друзья. Конспект открытого занятия «Птицы-пернатые друзья» (НОД для старшей группы)


Познание
Тема: «Наши друзья - пернатые»

Цель:обобщение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.
Задачи: 1.Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах,умение их различать.

2.Обогатить знания детей о зимующих птицах(внешний вид,повадки,голоса,питание).
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук через изготовление кормушки для птиц.
4.Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Образовательные области:познание,коммуникация,труд,физическая культура,здоровье.

Материалы и оборудование: мультимедийная презантация «Птицы»,изображения деревьев,зимующих и перелетных птиц.
Раздаточный материал: карточки с заданием,материал для изготовления кормушек,раскраски.

Предварительная работа:рассматривали альбом «Птицы»,наблюдали за птицами во время прогулок,изготовили кормушку и организовали птичью столовую,на тему «Птицы» заучивали стихи,загадки,рисовали,пели песни,играли в игры.

Ход занятия:

① Вводная часть
1. Дети стоят в кругу. Отгадывают загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
-Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах.
2.Картинки с птицами на столе.
-Кто это? (птицы)
-Чем они все похожи? (крылья,клюв,хвост,голова,перья и т.д)
-А чем отличаются? (раскраской,размером,клювом,названием,одни – зимующие,а другие – перелетные)
3.Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных»(два дерева:зимнее и летнее)
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы,а затем прикрепляет на нужное дерево.
О перелетных – почему они улетели? (нет насекомых,которыми они питаются)

А хотели бы вы побольше узнать о зимующих птицах?
-Для этого мы с вами отправимся…Куда? Догадайтесь сами. Это место находится в городе Полысаево.
Дети садятся на стульчики

②Основная часть.

    Дети по слайдам узнают парк имени Горовца (голоса птиц)
    -Какое время года?
    -Слышите птицы поют?
    -А это кто так распелся?
    Чик-чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй,не робей!

Кто это? (воробей)

    Слайд «Воробей»
    -Что вы знаете о воробье? (ответы детей)
    -Послушайте как он поет!(голос)
    Домовый воробей – самая знаменитая птица.Живет самостоятельно,но вблизи от людей.Воробьи очень дружны,сообразительны и отважны.Это главные защитники сдов и парков от вредителей.Зимой едят все: и зерна,и крошки хлеба. Воробьи бывают полевые,каменные,земляные(в зависимости от того,где строят гнезда) Но все они серые.Есть даже рыжий воробей,который занесен в Красную книгу,обитает только на Сахалине.

    Послушайте следующую загадку:
    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика (Синица).
    Слайд «Большая синица»
    -Что вы знаете о ней?(голос)
    Большая синица самая крупная из живущих у нас,у всех синиц белые щечки.Птица лесная,но зимой перебирается ближе к людям. Очень много птиц гибнет именно зимой. Голодные птицы не выносят даже слабых морозов. Зимой птица ест все:хлеб,зерна,сало,крупу.Синицы многодетны.за лето пара синиц может вывести 20-30 птенцов.

4.Давайте вспомним физминутку про синичку
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок,прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (наклоны головы вправо,влево)
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге на месте)
Тири –тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на двух ногах)

5.Вернемся в парк.Отгадаем следующую загадку.
Ты откуда,ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь
Как зовут меня…(снегирь)
Слайд «Снегирь»

Что вы знаете о снегире?(голос)
Поздней осенью или в начале зимы на деревьях можно увидеть стайки снегирей.Красная грудка только у самцов,самочки – серые. Они очень любят рябину.В отличии от синиц,снегири не торопятся. Они птицы солидные,не суетятся.Снегири еще и «рыцари». Самцы как бы они не были голодны,всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.Спокойно обработав одно дерево,они перелетают на другое,и делают это по команде вожака. За лето они выводят от 8 до 14 птенцов.

6.Отгадайте следующую загадку.
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Даем ему семян и крошек.
С нами птица круглый год
Воркованием поет (голубь)
Слайд «Голубь»
-Что знаете о голубях? (голос)
Голуби бывают домашние и дикие. Все они похожи. Едят зерна,пьют по-голубиному(опускают клюв в лужу и сосут),выкармливают птенцов «молоком». Когда у голубей появляются птенцы,в зобу у них выделяется специальная жидкость,которая размягчает съеденные семена и превращает в массу похожую на творог.Этой массой голубь и голубка поочереди кормят птенцов.
7.А сейчас я вам предлагаю покормить птиц.
Встаем в круг.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте,птички! (зовущие движения пальцев)
Сало дам синичке (4 раза режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко
Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки воробьям (то же левой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь «катая» из хлеба макароны)
Ешьте макароны.
8.
-А как мы помагаем птицам зимой? (изготовили кормушку для птиц и организовали птичью столовую)
-Я вам предлагаю каждому сделать свою кормушку для птиц.
Изготовление кормушки.
9. Кормушки изготовили,но нужно еще знать чем кормить птиц.Перед вами листы с изображением птиц с одной стороны и кормом – с другой. Нужно соединить изображение птицы с кормом,которым вы хотели бы ее угостить.
Ответы 3-4 детей.
-Что на картинке лишнее? (косточка)
③Итог.

Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
-А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами.Теперь вы знаете как они выглядят и сами сможете раскрасить.А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

ГККП «Ясли-сад» № 85

Конспект занятия
по ознакомлению
с окружающим
на тему: «Снег и вода»

воспитатель: Самохина М.В.

Цель: Познакомить детей со свойствами снега,с взаимодействием его с водой.
Программное содержание: Учить анализировать опыты, делать выводы, детей количественному счёту, составлять из частей целое.
Развивать мышление, речь, память детей.
Воспитывать умение коллективной работы по подгруппам.
Оборудование: ведёрко со снегом,два стакана с горячей и холодной водой, цифровые карточки, разрезные картинки.
Предварительная работа: наблюдение за снегом в разное время (оттепель, снегопад, мороз). Чтение произведений: «Снегурочка», « Заюшкина избушка» и т. д.
Словарная работа: холодный, блестящий, хрустящий, серебристый.
Билингвальный компонент: снег- кар, снежинка- aлпаккар,
вода- су.

Мотивационно-побудительный

Организационно-
Поисковый

Рефлексивно-
коррегирующий
Сюрпризный момент: ворона приносит посылку (внутри ведёрко со снегом)
Воспитатель: Кто- то прислал посылку. Интересно, кому она адресована: (читает адрес: средняя группа,детский сад № 85)
-Она адресована нам. Интересно, а что там внутри? (открывает посылку, достаёт ведёрко). Смотрите какое-то ведёрко, что там внутри? Подождите, здесь ещё есть снежинка и на ней сто-то написано(читает загадку)
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (снег)

Ребята, давайте потрогаем ведро. Какое оно на ощупь? (холодное, ледяное)
Хотите узнать правильно ли мы отгадали загадку? Для этого мы просто откроем ведро(открывает ведро и показывает что там лежит)
Угадали?
Ребята, а как вы думаете из чего состоит снег?
(из снежинок)
Какой бывает снег? (холодный, ледяной, белый, хрустящий, блестящий и т. д.)
На что похож снег? (на вату, мороженое)
А можно есть снег, если он похож на мороженное? Почему? (Ответы детей)
А в какое время года лежит белый снег? (зимой)
А летом может падать снег и почему? (нет, так как летом жарко)
Реолаксация под музыку
игра «Снежинки»)
Давайте станем снежинками и поиграем:
-Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собралися мы в кружок
Завертелись как снежок.
(дети выполняют движения по тексту произведения)

Ребята,а я и не заметила что в посылке ещё один конверт есть
- Что же там написано? Здесь какие-то задания, но их много и мы разделимся с вами на подгруппы и выполним их. (педагог читает задания и направляет детей на работу)
Но для того, что бы узнать какое задание кто будет выполнять, мы откроем ещё один конверт, где есть разноцветные льдинки. Кому какого цвета достанется льдинка, тот и подойдёт к столу с такой же льдинкой.
(дети расходятся по центрам)
1 центр- науки: (опыты со снегом)
Цель: развивать внимание, мышление, речь детей.
1 опыт: Два стакана (один с горячей, другой с холодной водой)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы опустим немного снега в каждый стакан. Что произошло?
Где снег растаял быстрее? (в горячей воде)
Как вы думаете, почему это произошло именно так? (ответы детей)
2 опыт: Теперь мы станем волшебниками, положим на руку немного снега, закроем ручки и произнесём волшебные слова: сим салабим. Откроем ручки, что произошло? (снег растаял) Как вы думаете, почему это произошло? (потому что ручки у нас тёплые, а снег боится тепла)
Выводы по опытам: Давайте теперь скажем, чего же боится снег? (тепла)
2 центр –творчества.
Цель: учить детей составлять из частей целое.
Детям предлагают разрезные картинки с сосулькой, снежинкой, каплей воды.
3 центр- математики.
Цель: учить детей количественному счёту.
Детям предлагают картинки со снеговиками цифрами. Нужно обвести картинку на которой изображены то количество снеговиков, которое соответствует цифре, стоящей впереди.
Обмен в центрах.

Ребята, в каком центре вам понравилось работать? в каком было сложно выполнять задание?
Ребята, что же нового мы узнали о снеге?
Спасибо всем!


Приложенные файлы

Тема: «Пернатые друзья»

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 33 «Росток»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема «Пернатые друзья»

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество.

Старшая группа

Зам. зав. по ВМР

Титова Марина Викторовна

г. Серпухов, 2012

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Учить отгадывать загадки,

Развивать интерес к миру пернатых,

Дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Формировать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти.

Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Какие это птицы? (Зимующие).

А почему же они не улетают?

Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Кар-кар! (Ворона)

Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

Ча-ча-ча! (Сорока)

Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь? А.Григорьев.

Воспитатель:

Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.

Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Молодцы, вы были внимательны.

Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя нетрадиционную технику (грудка птиц – наклеивание ватных шариков, с последующим раскрашиванием.)

8.Итог.

Что вам больше всего понравилось на занятии?


Цель праздника: создание у детей радостного настроения; воспитание интереса и заботливого отношения к птицам - нашим друзьям, закрепление знаний о птицах.

Ход праздника

Дети выходят под музыку в зал и садятся.

В. У меня в руках волшебная снежинка, я предлагаю с ней попутешествовать. Давайте встретимся с нашими друзьями. Вы догадались, о ком я говорю?

Слушанье в записи «Голоса птиц».

В. Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

(Ответы детей.)

В. Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода.

Появляется Буратино.

В. Что случилось? Кто тебя обидел?

Буратино. Мне поставили двойку за то, что я не назвал птиц, которые у нас зимуют.

В. Буратино, не расстраивайся, мы тебе поможем. Хочешь отправиться с нами в путешествие?

Волшебная музыка превращает ребят в снежинок, они попадают в город.

Ведущая показывает письмо, в котором находятся загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал письмо.

Птица серая парила,

Крылья серые раскрыла,

Громко каркала она.

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?

(От вороны.)

Розовые яблоки на березе зимней,

Что это за чудо? - непонятно Зине.

Розовые яблоки с ветки покатились,

Птичек красногрудых сможете назвать,

Ведь мою загадку просто отгадать.

(Снегирь.)

Это что за мужичок

Сел за дубом на сучок?

Невелик да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того, чтоб их хватило

И подружке сизокрылой,

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Игра «Рассели птиц».

В. Ребята, а как можно отличить птиц от других животных?

А у кого еще есть крылья и хвост? (Самолеты, стрекоза, машина, летучая мышь, мельница.)

В. Ребята, послушайте, как грач приглашал синичек отправиться на юг.

Грач на березовой ветке

Признался синичке-соседке:

Ты славная птичка-синичка,

Словно родная сестричка,

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка, синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг,

Поверь мне, что я тебе друг.

Синичка. - На юг я совсем не хочу! -

Синичка сказала грачу.

В дружбу я верю, но все же

Не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода,

Он заботлив и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под елкой и под сосной.

Дети. Мы ячменем и овсом

Кормим птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички,

Пара сизых голубей

И знакомый воробей.

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

Вылетают зимующие птицы: воробей, снегирь, свиристель, синица, сорока.

Все. Не страшны нам холода,

Ведь в кормушке есть еда!

Игра «Займи домик».

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив: чив-чив!

Дни мои зимою тяжки -

Нет ни крошки, ни букашки,

Вот тогда я молчалив,

Еле жив! Чив-чив!

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? - на березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней -

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Свиристели

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Все тропинки замело,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «Лесной газетой»?

Игра «Птичка, пискни»

Одному из играющих завязываются глаза. Остальные садятся на стулья. Водящий подходит к любому участнику, садится ему на колени и просит: «Птичка, пискни!». Тот пытается изобразить писк. Водящий должен угадать, к кому на колени он сел.

(Снежинка под музыку метели отправляет ребят в зимний лес.)

В. Какие птицы живут в лесу? (Ответы детей.)

Дятел пестрый, пестрый.

Нос у дятла острый,

Шапка красная на нем,

Сразу дятла узнаем.

Постучит он - тук-тук-тук!

И погибнет вредный жук.

Совушка-сова,

Большая голова,

На дубу сидит.

Головой вертит.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Ведущая рассказывает детям про клеста.

Игра «Совушка и мыши».

Снежинка отправляет всех ребят в Антарктиду.

В. Какая птица не летает? Отгадайте загадку:

Ну и модники, однако!

Снег и лед кругом,

А они идут во фраках

К проруби гуськом.

Танец «Пингвины».

Листовка для детей и их родителей

Береги природу!

Земля, вода, лес - наше богатство, наше здоровье!

Вспомним слова Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи - горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, из-за них исчезают навсегда животные и растения.

Маленькие раны природы.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже!

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

Что нужно знать об охране природы?

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по ее охране. Ведется такая работа и в нашей стране.

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники - участки, где вся природа неприкосновенна.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинить ей вреда.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

Людмила Рябоконева

Птицы – наши пернатые друзья!

НОД для старшей группы

Основные понятия: перелётные, зимующие, водоплавающие, домашние, дикие, перо «маховое», перо «пуховое», стержень, бородка.

Цель: формирование знаний и представлений детей о птицах.

Задачи:

1. Образовательная: учить детей отличать птиц от других животных, а именно дать знания об отличительных особенностях (в данном занятии – это перья).

2. Развивающая: развивать интерес к миру пернатых, а также мышление, внимание, память, речь.

3. Воспитательная: воспитывать любовь и заботу о птицах.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Материал и оборудование: проектор, презентация «Птицы», мольберт, иллюстрации птиц, перья «маховые» и «пуховые», камешки, макет озера, леса, домашнего участка, льда и тёплых мест обитания, лента 5метров.

Ход занятия

Приветствие:

Здравствуйте мои дорогие,

И маленькие, и большие!

Вы у нас подросли, до чего же хороши!

1. (Звучит музыка) воспитатель читает следующие строки:

На нашей планете живут чудесные создания,

О них пишут рассказы, стихи, слагают легенды.

Они летают и поют, и землю нашу берегут!

Ребята, а что произойдёт если птицы вдруг пропадут?

(Ответы детей)

Жучки и червячки, букашки и паучки на все растения нападут

Обглодают ветки, почки,даже малые листочки!

И не будет у нас ни деревьев и трав, ни цветов и плодов, ни зелёных лесов,

Вот что будет дети, если не будет птиц на нашей планете!

Ребята, а птицы – это кто?

(Ответы детей: предполагаемый ответ: животные)

А на какие большие группы мы делим птиц? (Зимующие и перелётные)

(Работа с иллюстрациями: воробей, синица, грач, снегирь, утка, ласточка, скворец, сорока, ворона. Нужно распределить птиц на 2 группы: зимующие обозначим «снежинкой, а перелётные обозначим «солнышком») Дети распределяют, при этом объясняют и рассказывают про каждую птицу.

А чем птицы отличаются от других животных? (Крылья, перья, клюв)

Зачем птицам перья?

(Рассказ воспитателя о перьях)

Без перьев птице не обойтись!Перья на брюшке – это перинка, перья на спине – это одеяло. С такой постелью везде можно спать: на земле, на снегу и даже на воде. Перо спасает птицу от ушибов, царапин, от холода и жары. Перья бывают разные: у птенца – пух, а когда птенец вырастает у него появляются перья. Хотите рассмотреть перо, тогда я вас приглашаю за столы.


2. Далее воспитатель приглашает детей за столы. На столах лежат разнообразные перья (дети рассматривают их, трогают, сравнивают по цвету,размеру. Предлагается детям провести пёрышком по рукам,лицу, почувствовать какое перо мягкое и приятное на ощупь. Предлагается ребятам на одну ладонь положить перо, а на другую ладонь - камень. Спросить, что легче: камушек или перо).Перо лёгкое и в тоже время очень крепкое. В этот момент воспитатель рассказывает о «маховом» и «пуховом» пере, а также о том, что перо имеет стержень и бородку. Воспитатель добавляет то, что если бы перья были тяжёлые как камень, то птица не смогла бы летать.

(Слайд № 2-крыло и перо)

Пальчиковая гимнастика

Птичка прилетела,

Головкой повертела,

Поклевала крошки из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула

И быстро упорхнула.

(Дети встают из-за столов и идут на свои места)

Воспитатель показывает на проекторе самые пышные, красивые и длинные перья у птиц.

Самые пышные – у страуса (слайд №3)

Самые красивые у павлина (слайд № 4)

Самые длинные у японского петуха (слайд № 5)

(Рассказывая о японском петухе нужно обязательно рассказать о размере пера 5-7 метров. Для ребят очень сложно представить сколько это. Чтобы им было ясно и понятно можно раскрутить ленточку длина которой 5 метров и показать наглядно какое длинное перо у японского петуха)

Игровая деятельность

Игра «Лети – сиди» (Игра на внимание. Воспитатель называет птицу, если эта птица летает, то дети встают и машут руками, если птица не летают – сидят на своих местах).

Викторина «Угадай»

1. Какая птица лечит деревья?

2. Назовите детёнышей курицы.

3. Как называют птицу, которая подкидывает свои яйца в чужие гнёзда?

4. У какой птицы красная грудка?

5. У гуся – гусята, а у утки -, у индюка –?

Игра «Рассели птиц»

(Для этой игры понадобится макет с лесом, домом, озером, тёплыми и холодными местами нашей земли. Каждый ребёнок выбирает птицу на ощупь из мешочка. Они её рассматривают, вспоминают, где эта птица живёт. Далее звучит музыка, дети изображают ту птицу, которую они выбрали. Как только музыка заканчивается надо птицу поселить в нужное место).

Вот так выглядит макет:



3. Закрепление: беседа по вопросам.

На улице уже весна, но ещё лежит снег, холодно. Как можно птицам помочь?

(Ответы детей: сделать кормушки, насыпать зерна и крошки ид р.)

Берегите птиц, ведь птицы – наши пернатые друзья!

(Показ кормушек-слайд № 6)

Ребята, вы молодцы!