04.03.2020

Цифровое месторождение. Пять версий цифрового месторождения. Версии нефтегазовых компаний


» » Сущность и теоретическая оценка энергосбережения

Сущность и теоретическая оценка энергосбережения

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы вопросам уделяется особое внимание как в России в целом, так и в ее регионах. Актуальность темы энергосбережения сегодня – это одно из основных направлений модернизации экономики России, повышения ее конкурентоспособности. Энергосбережение, по сути, представляет собой экономию ресурсов и, в конечном счете, денежных средств. При этом сэкономленные ресурсы могут быть направлены в новые сферы производства. Поэтому актуальность энергосбережения и повышения энергоэффективности нельзя переоценить.
В России, в том числе в Хакасии, на улицу каждый день буквально выбрасываются тепло и электричество на сотни миллионов рублей, в отопительный сезон эти суммы растут в геометрической прогрессии. Глобальной «энергонеэффективностью» заражены практически все промышленные предприятия, муниципальные и жилые здания. Проблема не нова и очевидна, и достаточно давно беспокоит правительство, которое осознает, что излишняя энергоемкость фактически тормозит рост экономики. На сегодняшний день энергоемкость в России выше, чем в развитых странах в 2,5-3,5 раза. Это не может не сказаться на конкурентных преимуществах страны и отдельно взятых российских производителей, в том числе в контексте привлекательности для иностранных инвесторов. Зависимость очевидна – чем выше энергозатраты, тем выше себестоимость конечной продукции.
Цель работы – изучить мероприятия, направленные на повышение энергосбережения в Республике Хакасии и возможности их совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность энергосбережения;

– оценить современное состояние энергосбережения.
Объект исследования – мероприятия энергосбережения в целом по России.
Предмет исследования – мероприятия, направленные на повышение энергосбережения.

1. Энергосбережение и энергоэффективность: понятие и сущность

В России и других странах бывшего СССР в настоящее время наиболее насущным является бытовое энергосбережение, а также энергосбережение в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Препятствием к его осуществлению является сдерживание роста тарифов для населения на отдельные виды ресурсов (электроэнергия, газ), отсутствие средств у предприятий жилищно-коммунального хозяйства на реализацию энергосберегающих программ, низкая доля расчетов по индивидуальным приборам учёта и применение нормативов, а также отсутствие массовой бытовой культуры энергосбережения. Актуальным также является обеспечение энергосбережения в агропромышленном комплексе.
Одной из наиболее актуальных стратегических задач в экономике России в настоящее время является снижение ее энергоемкости. К 2020 году энергоемкость отечественной экономики должна быть снижена на 40 %, для чего потребуется совершенствование энергоресурсами для повышения энергоэффективности.
В рыночной экономике целевой установкой, стимулом предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, стремление к достижению ее максимальной величины в конкретных условиях производства и реализации.
Очевидно, что прежде чем приступить к определению направлений и конкретных путей решения данной проблемы необходимо разобраться с тем, что понимается под энергосбережением и энергоэффективностью. В научных информационных источниках однозначной точки зрения, выбранной большинством ученых, в части определений понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность» на сегодня пока нет. В Законе РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» даны следующие определения анализируемых понятий:
– энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
– энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
В рамках российско-германского проекта «Complex ecoenergy» приводятся следующие определения понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность»:
– энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов – достижение экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды;
– энергосбережение или эффективное использование энергии, или «пятый вид топлива» – использование меньшего количества энергии, чтобы обеспечить тот же уровень энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Из чего разработчики проекта «Complex ecoenergy» делают вывод о том, что:
– нет единого однозначного толкования термина «энергоэффективность»
– цена вопроса по «пятому виду топлива» очень высока и исчисляется цифрами со многими нулями.
В.В. Ефремов, Г.З. Маркман, анализируя определения понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность» приводят собственную точку зрения. Под энергосбережением они понимают реализацию мер по повышению эффективности использования энергоресурсов, электрической и тепловой энергии. Энергоэффективность рассматривается ими как технически возможное и экономически оправданное качество использования энергоресурсов и энергии при существующем уровне развития техники и технологий. Авторы напрямую связывают два понятия «энергосбережение» и «энергоэффективность», определяя энергосбережение через повышение энергоэффективности. Мы согласны с авторами Давыдянц Д.Е., Жидковым В.Е. и Зубова Л.В., которые считают, что в данном случае не совсем удачно выглядит определение энергоэффективности как качества использования энергоресурсов. Энергоэффективность есть оценка и не более того, например, 12 или 15 % рентабельности характеризует не только качество использования энергоресурсов.
П.П. Безруких определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственно-технологических и экономических мер, направленных на энергоэффективное производство и использование ТЭР. Это определение есть модификация определения, приведенного в Законе РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Исходя из проведенного обзорного анализа приведенных и других научных информационных источников по рассматриваемой проблеме, на наш взгляд, содержание и формы выражения исследуемых понятий могут быть определены следующим образом:


3) Критерий энергоэффективности может быть сформулирован как достижение либо определенного результата деятельности при наименьших затратах энергоресурсов, либо наибольшего результата деятельности при определенных затратах энергоресурсов без их перерасхода.
Расчет энергоэффективности является частью методики, помогающей решить одну из самых острых проблем в мире на сегодняшний день – проблему рационального использование энергоресурсов. Для решения задач энергосбережения может применяться множество современных энергоэффективных технологий. Чтобы из всех возможных вариантов выбрать самое подходящее решение для каждой конкретной ситуации, в первую очередь проводят энергоаудит объекта и выполняют расчет энергоэффективности.
Расчет энергоэффективности – один из важнейших этапов энергоаудита. Он выполняется в соответствии с методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
Настоящая методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, определяет порядок расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности используется:
– официальная статистическая информация;
– топливно-энергетические балансы субъектов РФ (муниципальных образований);
– программы социально-экономического развития субъектов РФ (муниципальных образований);
– сведения о наличии возобновляемых источников энергетических ресурсов, а также местных видов топлива на территории субъектов РФ (муниципальных образований);
– сведения о состоянии инженерной инфраструктуры, в том числе тепло-, электро-, газо-, водоснабжения на территории субъектов РФ (муниципальных образований);
– сведения о показаниях приборов учета.
Подробнее способы расчета энергосбережения на основе указанной методики рассмотрим в следующем пункте.

2. Методика расчета показателей энергосбережения

Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются следующим образом:
Энергоемкость валового регионального продукта субъекта РФ (для фактических и сопоставимых условий) (Э) определяется по формуле:
Э = ТЭР / ВРП (1)
где: ТЭР – потребление субъектом РФ топливно-энергетических ресурсов, тыс. т у.т.;
ВРП – объем валового регионального продукта, млрд. руб.

Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта субъекта РФ определяется по формуле:
(2)
где: ЭР – расходы субъекта РФ на приобретение энергетических ресурсов, млрд. руб.

Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ (), определяется по формуле:
(3)
где: – объем потребления (использования) на территории субъекта РФ электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. кВт ч;
– общий объем потребления (использования) на территории субъекта РФ электрической энергии, тыс. кВт ч.

Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ (), определяется по формуле:
(4)
где: – объем потребления (использования) на территории субъекта РФ тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал;
– общий объем потребления (использования) на территории субъекта РФ тепловой энергии, Гкал.

Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ (), определяется по формуле:
(5)
где: – объем потребления (использования) на территории субъекта РФ холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;
– общий объем потребления (использования) на территории субъекта РФ холодной воды, тыс. куб. м.

Доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ (), определяется по формуле:
(6)
где: – объем потребления (использования) на территории субъекта РФ горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;
– общий объем потребления (использования) на территории субъекта РФ горячей воды, тыс. куб. м.

Доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта РФ (), определяется по формуле:
(7)
где: – объем потребления (использования) на территории субъекта РФ природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;
– общий объем потребления (использования) на территории субъекта РФ природного газа, тыс. куб. м.

Доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта РФ (), определяется по формуле:
(8)
где: – объем производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов на территории субъекта РФ, т у.т.;
– общий объем энергетических ресурсов, произведенных на территории субъекта РФ, т у.т.

Доля объема производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии на территории субъекта РФ (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт) () определяется по формуле:
(9)
где: – объем производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории субъекта РФ, тыс. кВт ч;
– совокупный объем производства электрической энергии на территории субъекта РФ, тыс. кВт ч.

Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе рассчитываются следующим образом.
Удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ (в расчете на 1 кв. метр общей площади) () определяется по формуле:
(10)
где: – объем потребления электрической энергии в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта РФ, кВт ч;
– площадь размещения органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ, кв. м.

Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ (в расчете на 1 кв. метр общей площади) () определяется по формуле:
(11)
где: – объем потребления тепловой энергии в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта РФ, Гкал.

Удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ (в расчете на 1 человека) () определяется по формуле:
(12)
где: – объем потребления холодной воды в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта РФ, куб. м;
– количество работников органов государственной власти и государственных учреждений субъекта РФ, чел.

Удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ (в расчете на 1 человека) () определяется по формуле:
(13)
где: – объем потребления горячей воды в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта РФ, куб. м.

Удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ в расчете на 1 человека () определяется по формуле:
(14)
где: – объем потребления природного газа в органах государственной власти и государственных учреждениях субъекта РФ, куб. м.

Отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта РФ и государственными учреждениями субъекта РФ, к общему объему финансирования региональной программы
() определяется по формуле:
(15)
где: – планируемая экономия энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти и государственными учреждениями субъекта РФ, тыс. руб.;
– объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в бюджете субъекта РФ на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отчетном году, тыс. руб.

Расчеты для муниципального сектора производятся аналогично. Более подробно все формулы для расчетов приведены в указанной методике.

3. Современное состояние энергоэффективности в России

Впервые о проблемах энергоэффективности, ставших актуальными в условиях рыночных отношений, заговорили еще в начале 1990-х. Однако дальше общих предложений дело так и не пошло. «Лед тронулся» лишь в разгар финансового кризиса. В 2009 году был подписан федеральный закон №261 об «Энергосбережении и энергоэффективности», в 2011-2012 годах начали вступать в силу различные ограничения и запреты на продажу ламп накаливания. В этот же период в некоторых регионах стартовали программы капитального ремонта, где учитывались новые требования к энергоэффективности. А уже в период 2001-2013 годов заработала программа «Энергосбережение в городе Москве», в рамках которой проводится постепенное увеличение энергоэффективности городских зданий и уменьшение потребления энергии.
В рамках энергосберегающих программ проявляют активность и частные компании, например корпорация «ЛУКОЙЛ» за три года сэкономила на этом более 12 миллиардов рублей. Что касается частных инвесторов, то они до сих пор с опаской вкладываются в энергоэффективные проекты в рамках частно-государственного партнерства из-за отсутствия прозрачности и государственных гарантий.
В масштабах страны финансовый результат введения программ энергосбережения может достигать 9-12 триллионов рублей экономии в год (до 70% экономии энергии). В планах правительства сократить до 2020 года энергоемкость ВВП на 40% от уровня 2007 года, что позволит промышленным предприятиям, основным потребителям энергии, усилить свою конкурентоспособность.
Для реализации прописанных в Программе мероприятий необходимо привлечь финансирование из различных источников. Кроме этого, участники программы должны в обязательном порядке установить современные приборы учета и провести энергетические обследования. Поскольку инвестиционные проекты по энергосбережению и технико-экономическое обоснование мероприятий немыслимы без объективных данных учета и результатов обследования.
Решение задач, поставленных в рамках Программы, требует высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций и населения. Содействовать этому будет Российское энергетическое агентство (РЭА), на которое приказом Минэнерго возложена функция оперативного управления Госпрограммой.
Потенциал получения прибыли от долгосрочных инвестиций в повышение энергоэффективности российской энергетики оценивается западными специалистами в 300 миллиардов долларов. Однако пока российские и западные инвесторы неохотно идут в этот сектор.
Их останавливает недоработанная нормативно-правовая база отрасли и отсутствие примеров практического применения энергоэффективных технологий. Потому Министерством принято решение развивать практику энергосервисных контрактов.
В частности Минэнерго планирует создать федеральную энергосервисную компанию, которая будет на 100% принадлежать государству, и выступит инициатором новых проектов. Она будет принимать на себя весь риск и сможет даже входить в акционерный капитал региональных энергосервисных компаний, которые должны проводить энергомодернизацию российских предприятий.
В российском ТЭКе – один из самых больших потенциалов в области энергоэффективности. В частности речь идет о серьезной модернизации распределительно-сетевого комплекса, где у нас по-прежнему наблюдаются значительные потери. При соответствующей модернизации их можно сократить в два раза.
В 2012 году бюджетные средства субъектами Российской Федерации были направлены на следующие мероприятия – внедрение эффективных систем освещения, модернизацию систем отопления и горячего водоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, оснащение приборами учёта, проведение энергетических обследований, утепление ограждающий конструкций и другие. Кроме того, значительный вес в составе профинансированных за счёт федеральных средств мероприятий составили мероприятия по обучению и пропаганде энергосбережения.
Плановая экономия ТЭР по мероприятиям, источником финансового обеспечения которых является субсидия составляет более 610тыс.т.у.т.
Кроме того, выполнена установка около 22,5 тыс. приборов учета, а также проведение около 10 тыс. энергетических обследований объектов бюджетной сферы.
Окончательные данные по эффективности использования средств субсидий, в том числе достигнутым значениям экономии и показателей результативности, заложенных в соглашениях, будут представлены по итогам анализа представленной регионами отчетности за 2012 год в апреле 2013 года.
Предоставление Субсидий регионам стало одним из основных мероприятий Программы и первым по объемам финансирования. В 2012 году на реализацию региональных программ с учётом финансирования бюджетов всех уровней и внебюджетных источников направлено уже около 105 млрд. рублей (из них: за счет федерального бюджета 5,6 млрд. рублей, за счёт средств региональных и местных бюджетов – 17,6 млрд. рублей, из внебюджетных источников – 81,4 млрд. рублей).
В 2014 году на пресс-конференции в «Интерфаксе», посвященной проведению форума ENES-2014, заместитель директора департамента министерства Дмитрий Мельников сообщил, что Минэнерго РФ предлагает ввести систему рейтингов уровней энергоэффективности в регионах. «Мы планируем, что будет формализована рейтинговая система энергоэффективности» , – сказал Д. Мельников.
Чиновник пояснил, что речь идет о комплексной оценке регионов, которая связана не только с эффективностью освоения бюджетных средств. «Те, кто окажется внизу этого списка, они, конечно, должны сравнивать себя с лидерами, и понимать, по каким параметрам их оценивают, есть ли у них ресурсы для того чтобы догнать лидеров», – отметил представитель Минэнерго, не уточнив, с какого года может быть введена эта система.
По словам чиновника, уже в 2015 году программа энергоэффективности в регионах будет реализовываться в основном за счет внебюджетных инвестиций. «Деньги, которые будут выделены из федерального бюджета, можно будет потратить только на поддержку частного инвестора», – сказал Д.Мельников, пояснив, что в среднем ранее закладывалось около 5 млрд руб. ежегодной поддержки.
В апреле 2014 года было выделено 4,94 млрд руб. для развития госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в 25 регионах.
В 2013 году регионы получили от государства 5,7 млрд руб. на реализацию программу. Но использованы из этой суммы были только 47,4%, 3 млрд руб. потрачены не были, отмечалось в заключении Счетной палаты.
Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы:
– недостаток мотивации;
– недостаток информации;
– недостаток опыта финансирования проектов;
– недостаток организации и координации.
Существует два пути решения возникшей проблемы:
– первый – крайне капиталоемкий путь наращивания добычи нефти и газа и строительства новых объектов электрогенерации;
– второй – существенно менее затратный, связанный с обеспечением экономического роста в стране за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Следует отметить, что на практике необходим симбиоз первого и второго вариантов с несомненным приоритетом энергоэффективности.

Заключение

Таким образом, проблема энергосбережения в России существует давно, однако ее решением занялись только с вступлением в должность президента Д. Медведева и принятием Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Понятия «энергосбережение» и «энергоэффективность» можно трактовать следующим образом:
1) Энергосбережение – это способ реализации комплекса мер по сокращению потребления энергоресурсов, обеспечивающий как минимум сохранение прежних возможностей производства и реализации товаров (работ, услуг) необходимого качества, объема и ассортимента.
2) Энергоэффективность – степень соответствия эффекта (конечного результата) конкретного вида деятельности примененным или потребленным энергоресурсам с учетом их энергосбережения на момент времени или за определенный период.
Для расчета целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработана специальная методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
2. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 754 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации. О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации»
3. Приказ Министерства энергетики РФ (Минэнерго России) от 30 июня 2014 года № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
4. Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 года № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»
5. Безруких П.П. Проблемный переход на новый уровень: позиции науки, законодателей и руководителей государства и ведомств пока не совпадают. – м.: Инфра-М, 2014.
6. Давыдянц Д.Е., Жидков В.Е., Зубова Л.В. К определению понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность» // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–6. – С. 1294-1296.
7. Ефремов В.В., Маркман Г.З. «Энергосбережение» и «энергоэффективность»: уточнение понятий, система сбалансированных показателей энергоэффективности // Известия Томского политехнического университета. – Томск: ТПУ, 2007. – № 4. – Т. 311.