04.11.2019

Библейские профессии и кто ими владел. Ремесло, библейская энциклопедия брокгауза. Завет, шалом и благословения


Для многих из вас этот год станет последним годом обучения в школе или гимназии. Вам предстоит сделать один из важнейших выборов в жизни – выбор профессии. От того насколько серьезно и обдуманно вы подойдете к этому, зависит ваше будущее, направление вашей деятельности, ваши будущие стремления и даже удовлетворенность и счастье в жизни. Очень многие молодые люди не задумываются серьезно о выборе профессии и, как следствие, терпят крах своих надежд. Работа становится для них ненавистным ярмом.

Обычная история из жизни

Я окончила институт по специальности инженер-строитель. Когда пришла пора выбирать профессию, я выбрала этот вуз, потому что он находился недалеко от дома и потому что именно его посоветовал мне отец. Я вспомнила, что в детстве с удовольствием строила в детском саду домик из кубиков и решила научиться проектировать настоящие дома. Очень скоро я поняла, что это не то, чем я бы хотела заниматься в жизни. Но жалко было бросать институт, жалко было потраченных на учебу лет, и я решила довести обучение до конца. Через пять лет, получив заветный диплом, я смогла лишь полгода проработать на стройке инженером. Каждый день работы приносил мне сильнейшие душевные мучения. Жизнь превратилась в кошмар. Я осознала, что мой необдуманный выбор принес мне только разочарование. Я ненавидела эту работу и вскоре уволилась. Мне пришлось искать другую работу, которая хотя бы не вызывала у меня неприязни. Вскоре я вышла замуж. Мы с мужем пришли к Господу. Родились дети, и, когда они немного подросли, мне очень захотелось вновь получить специальность. Теперь я серьезно подошла к выбору и, проанализировав свои способности и таланты, решила выучиться на акушерку. Однако осуществить это было очень нелегко. Во-первых, трое наших маленьких детей нуждались в моем постоянном присутствии и заботе о них, во-вторых, за второе образование нужно было уже платить немалую сумму денег, в-третьих, я многое уже забыла из школьной программы. Пришлось отказаться от этой затеи. Шли годы, а я так и не смогла по-настоящему реализовать себя в жизни. Там, где я хотела бы работать, мне просто не хватало знаний и опыта. Только благодаря милости Божьей я могла найти счастье и радость в служении людям в церкви. Но и это служение было бы намного эффективней, если бы у меня были определенные профессиональные знания и навыки.

Ложные предпосылки выбора профессии

Многие руководствуются неверными принципами выбора специальности: престижем, высокой заработной платой, желанием родителей или легкостью поступления в то или иное учебное заведение, предпочтением работать в бюро, а не трудиться физически.

Давайте проанализируем все это в свете Библии.

Желание иметь престижную профессию

Какие профессии нынче в моде? Несколько десятков лет назад многие мальчики мечтали быть космонавтами и летчиками, а девушки – стюардессами. Сегодня мода изменилась, и престижными являются профессии компьютерщика, менеджера по продажам, юриста… Естественно, конкурс на специальности экономика, менеджмент, юриспруденция, программное обеспечение и т.п. является самым высоким. Иметь престижную профессию и престижное место работы, добиться успеха в жизни, быть профессионально выше других, иметь более высокую заработную плату – эти побудительные мотивы движут многими людьми.

Иисус видел подобные стремления у Своих учеников, и это очень огорчало Его.

«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мар.9:33-35).

Иисус предлагает вам выбрать профессию для служения людям и Богу. Этот принцип должен стоять на первом месте. Сам Творец, будучи на земле, научился ремеслу, трудясь в плотницкой мастерской вместе с Иосифом. Он дает нам великий пример понимания правильной мотивации при выборе профессии.

Предпочтение работать в бюро, а не трудиться физически

Почему-то принято считать, что умственный труд более почетен, чем физический. Родители могут говорить своим детям: «Если будешь плохо учиться, то пойдешь в дворники или будешь мыть полы». Такое запугивание приводит молодежь к пренебрежительному отношению к физическому труду, как будто бы люди, им занимающиеся, стоят на нижней ступеньке общества. Если ребенок хорошо учится в школе, то ему сразу же предлагают учиться в институте или университете, то есть впоследствии заниматься умственным трудом. А если успеваемость средняя, то посылают учиться в колледж, при этом иногда говоря: «Если не можешь думать головой, работай руками».

В жизни же люди рабочих специальностей, которые являются настоящими специалистами своего дела, также ценятся высоко, а иногда даже и больше, чем те, кто работает в бюро. Всегда и везде высоко ценятся добросовестные, трудолюбивые, ответственные специалисты, которые являются еще и мастерами своего дела. Кроме того, если этот труженик вдобавок ко всему и христианин, не имеющий вредных привычек, то его ценность удваивается. Всем нужен профессиональный слесарь, строитель, сантехник, токарь, механик и даже уборщица помещений.

Иисус был плотником. Это была не самая перспективная специальность в то время. Но «Своим примером Он учит нас быть прилежными, выполнять работу аккуратно и тщательно, ибо честный труд почетен. Упражнения, благодаря которым руки становятся более умелыми, готовят молодежь к перенесению жизненных тягот, развивают физическую силу и способности человека. Каждый должен найти какое-нибудь дело, полезное для себя и для других. Бог предназначил труд в благословение человеку, и только прилежный работник обретает истинную радость жизни» (Желание веков, 72).

Когда выбор делают родители

Как правило, родители советуют детям учиться там, где они сами бы хотели учиться, если бы повернуть время вспять. Это их нереализованная мечта. Принимать во внимание их советы или нет - зависит от аргументов, которые приводят родители для выбора той или иной специальности. Если родители видят ваши способности и связывают их с перспективой работы в служении Богу и людям, то к таким советам следует прислушаться. В противном случае, Писание призывает нас слушаться более Бога, нежели человека (см. Деян.4:19).

Поступить туда, где меньше конкурс

Так поступая и не принимая во внимание при этом свои таланты, вы программируете свою жизнь как жизнь неудачника. На работе мы проводим значительную часть жизни. Если работа нелюбимая, это ведет к быстрой утомляемости, неудовлетворенности и скуке. Стоит об этом подумать заранее, до того как вы уже стали студентом какого-то учебного заведения.

Высокая заработная плата

Для большинства молодежи это важный пункт при выборе профессии. Многие мечтают иметь собственный дом, машину, обстановку, иметь средства для путешествий и отдыха. Поэтому из предложений на рынке труда выбирается наиболее высокооплачиваемая работа, даже если она не соответствует требованиям Бога. Погоня за деньгами приводит христиан к отступлению от истины и духовному падению. Я знаю несколько сестер из церкви, которые занялись распространением косметики фирмы Mary Kay. Они добились значительных успехов в продаже этой продукции, их заработная плата повышалась, наверное, пропорционально их духовному падению. Но разве Бог одобряет употребление декоративной косметики? Может быть, Он одобряет погоню за богатством? Вспомните юношу, которого Христос пригласил следовать за Ним, но он отошел от Него и «…опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук.18:22-25).

Богатые люди склонны настолько привязываться к своему состоянию, что теряют из вида Бога и вечную жизнь.

Основные шаги выбора профессии

Какими принципами выбора профессии должен руководствоваться христианин?

1. Проанализируйте, какие таланты, даровал вам Господь. Какие предметы вам легче даются в школе? В каких областях преподаватели отмечали ваш талант?

Часто при выборе профессии следует принимать во внимание и состояние здоровья: в современной промышленности есть много предприятий, на которых атмосфера такова, что даже крепкое здоровье быстро разрушается.

У шахтеров чаще всего происходят сердечные приступы, заболевания органов дыхания, они чаще других попадают в аварии. Парикмахерам из-за постоянного контакта с химическими средствами очень знакома аллергия, нередко у них возникают и заболевания дыхательных путей, варикоз, артрит и проблемы с позвоночником. Водители имеют вибрационную болезнь, радикулит. Выбирая профессию, подумайте, к каким профессиональным заболеваниям она может привести.

2. Составьте список профессий, которые вам нравятся. К каким профессиям вы испытываете больше интереса? В каких областях вы стремитесь не только к результату, но вам также интересен и сам процесс работы?

3. Проанализируйте, как через эти профессии вы можете служить Господу и людям. Где (на каких предприятиях) вы сможете впоследствии трудиться.

Всегда помните, что Бог дал вам таланты для служения Ему!

4. Желательно во время каникул пройти практику на предприятии по выбранной профессии в течении 1-3 недель. За это время вы вполне сможете оценить, нравится вам эта работа или нет, увидеть все ее плюсы и минусы. Спросите себя: «Принесет ли она мне удовлетворение и радость?»

Если вы по натуре человек стеснительный и необщительный, то, скорее всего, вы не сможете работать секретарем, учителем, менеджером.

Если вы по натуре человек активный, подвижный, а кропотливая, сосредоточенная работа приводит вас в уныние, то из вас не получится хороший бухгалтер или экономист.

5. Узнайте, какой график работы обычно имеют люди, трудящиеся по этой специальности. Подойдет ли это вам? В ряде производств особенности технологических процессов таковы, что в односменном режиме их выполнить невозможно. К ним относятся, например: непрерывные производства (такое, как доменное, в котором печи работают непрерывно в течение нескольких лет, а внеплановая остановка равнозначна крупной аварии). Службы экстренной помощи - пожарная, спасательная, медицинская. Предприятия сферы обслуживания, торговли. В таких случаях организуется работа по сменам.

Кроме того, на таких предприятиях требуется работа в субботний день. Господь призывает нас будь мудрыми и рассудительными. Не выбирайте профессию, где вы обязательно столкнетесь с искушением нарушить день Господень.

«Бог дал человеку шесть дней, чтобы он трудился для себя, но оставил один день, в который люди должны воздавать Ему особую почесть. Его надо прославлять, а Его власть уважать… Суббота была сотворена на благо человеку, и сознательное нарушение святой заповеди, запрещающей труд в седьмой день, - это преступление в очах Неба, которое в законе Моисеевом признавалось настолько тяжким, что требовало смерти нарушителя. Но это еще не все наказание, есть кара самая страшная - ибо Бог лишит вечности преступников Своего закона. Нарушитель должен будет вкусить вторую смерть, которая является полным и окончательным наказанием для преступивших Закон Божий» (Свидетельство для церкви 1, 532-533).

7. Выбирайте учебное заведение ближе к дому, таким образом, чтобы вы могли жить со своими родными. Очень часто молодые люди, уезжающие в другой город и живущие в общежитии при учебном заведении, вскоре настолько попадают под влияние мирских товарищей, что забывают Бога и погружаются в греховную жизнь.

«Те, кто изучает медицину в светских школах, должны особенно остерегаться дурного влияния, которому они постоянно подвержены. Когда преподаватели мирские, искушенные в жизни люди, а сокурсники неверующие, которые не думают серьезно о Боге, даже опытные христиане рискуют оказаться под влиянием этих неверующих людей. Тем не менее, некоторые прошли курс медицины и остались верными принципу. Они не учились по субботам и доказали, что люди могут стать квалифицированными врачами и не разочаровать ожидания тех, кто воодушевил их получить образование» (Советы родителям, учителям и учащимся, 479).

Дело Божье нуждается в специалистах различных профилей, правда, не всех подряд, а только тех, кто действительно посвятил себя, свое время, свою жизнь служению. Бог нуждается в тех, кто доверил Ему свою жизнь и не гонится за высокой зарплатой или престижной работой.

«Помните, что в какой бы должности вы ни служили, отношением к своим обязанностям и к людям вы свидетельствуете о своих целях и побуждениях и развиваете свой характер. Какую бы работу вы ни выполняли, делайте ее с точностью, аккуратностью и прилежанием; не ищите легких задач» (Служение исцеления, 499).

И в заключение хочется сказать вам, дорогие друзья: «Сегодня мы многое слышим о "высшем образовании", но истинное "высшее образование" дает Тот, в "Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3; Ин. 1:4). "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". "Кто последует за Мною, - говорит Иисус, - тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"» (Желание веков, 465).

Ремесло I. ПРЕДВАРИЕТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В Быт. 4первым «ковачем всех орудий из меди и железа» назван Тувалкаин, тем не менее о некоторой специализации израил. ремесленников можно говорить, видимо, только начиная со времени пребывания их в Египте. Развитие Р. предполагает оседлый образ жизни, в условиях же кочевого скотоводства речь может идти только об их зачатках. У окружавших израильтян народов, прежде всего у египтян и вавилонян, развитые Р. существовали уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидетельствуют найденные при раскопках изделия ремесленников, часто исполненные с поразит. совершенством. Израильтяне, вероятно, постепенно перенимали навыки Р. от соседей, а потом и сами достигли высокого мастерства. Весьма вероятно, что тяжелый физич. труд, во всяком случае до времени правления царя Соломона, у израильтян возлагался преимущ. на рабов, но затем вошел в разряд занятий свободного человека. Как известно, все знаменитые раввины и книжники, в т.ч. и ап. Павел, занимались к.-л. Р.; этим израильтяне отличаются, напр., от греков, у которых физич. труд считался занятием, недостойным свободного человека. Целый ряд признаков указывает на то, что Р. передавалось в израил. семьях по наследству, что целый род мог заниматься одним и тем же Р. и что, видимо, уже в ветхозаветные времена существовали корпорации по типу цехов или гильдий (см. ; ; ).II. ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Потребность людей в одежде позволила текстильному производству в числе первых выделиться в самостоятельную отрасль. Хотя прядение и ткачество еще долгое время относились к домашним, прежде всего женским, занятиям и добродетелям (), именно в этой области можно обнаружить довольно раннюю специализацию. Во всяком случае, во времена царей у израильтян уже существовали центры текстильного Р., напр. в Дебире, где при раскопках археологами обнаружены многочисл. следы ткацких цехов и красилен. ПРЯДЕНИЕ. Пряли гл. образом шерсть. Зажав кусок шерсти рукой, прядильщица правой отщипывала от нее клочья и с помощью большого и указат. пальцев скручивала их в нить, которую затем наматывала на веретено (), тонкую деревянную палочку длиной ок. 30 см., на верхнем конце которой крепился блочок из камня, глины или кости, позволявший увеличить центробежную силу. Вращая и отпуская веретено, прядильщица скручивала нить и навивала ее на стержень. Египтяне умели делать более тонкую нить, чем израильтяне: есть сведения, что из вороха шерсти весом 0,5 кг они могли спрясть нить длиной до 90 км. ТКАЧЕСТВО. Из полученных нитей с помощью ткацкого станка изготавливали полотно. Станки вначале устанавливали горизонтально, а позднее – вертикально; в крупных мастерских ткацкие станки крепили к потолку (; ). ( Ткач.) В 1Пар. 4говорится о семействах колена Иуды, «выделывавших виссон», тонкое льняное полотно. Однако известно, что израильтяне изготавливали в основном грубую холстину, в то время как виссон ввозили преимущ. из Египта. Израильтяне ткали полотно из льна, выращиваемого гл. образом в Палестине. Технология изготовления льняной ткани была следующей. Из срезанных стеблей сначала выколачивали семена, примерно так же, как при обмолоте. Затем стебли сушили на солнце (см. ), после чего на неделю погружали в воду, чтобы отделить внутренние мягкие волокна от затвердевшей части. Затем стебли вновь сушили, теребили, расщепляя и отделяя волокна, сортировали и расчесывали. Полученное т.о. волокно пряли так же, как и шерсть. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛАТОК. Ткачи, делавшие палатки, перерабатывали гл. образом козью шерсть, изготавливали из нее полотница, которые затем сшивали. Материал полотнищ был похож на войлок. Этим Р., как известно, занимался и Павел (). БЕЛЕНИЕ. Р. белильщиков (; ; ) было сродни Р. красильщиков. Белильщики, очищая полотно или предметы одежды, топтали их ногами в больших чанах, куда добавлялись моющие вещества. Главная задача белильщиков состояла в том, чтобы обезжирить состриженную шерсть и очистить ее от грязи, доведя таким образом до белизны ( Белильщик). КРАШЕНИЕ. Красильщики пользовались каменными чанами и бадьями высотой и диаметром примерно в 1 м. У чанов сверху было отверстие диаметром прим. 15 см, обрамленное желобом для слива красителя, чтобы ничего из дорогостоящего вещества (не пропадало). При раскопках рядом с такими чанами археологи находили остатки гашеной извести и поташа. Цветовая гамма не отличалась разнообразием, чаще других красок использовали багряницу и пурпур. Позднее центром крашения багряницей стали Фиатиры в Малой Азии (). Вероятно, были известны и красящие вещества растит. происхождения для получения желтого и красного цветов. КОЖЕВЕННОЕ (ДУБИЛЬНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО. Ремесленники, обрабатывавшие кожу, упоминаются, напр., в ; в , где говорится об окрашенных кожах, тоже подразумевается Р. кожевников. Кожевник Кожа. III. СТРОИТЕЛЬСТВО Строит. Р. как самостоятельная отрасль появилось у израильтян не ранее эпохи царя Соломона. Для сооружения храма и своих дворцов Соломон пригласил финикийских строителей (), у которых, вероятно, израильтяне и научились строит. Р. В связи с тем, что затраты на обработку камня были очень высоки, верхнюю часть домов нередко строили из более дешевого кирпича, глины или дерева. Дом, строительство дома Город Крепость. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИРПИЧА. Производством кирпича занимались израильтяне, находясь в егип. рабстве (). Само это Р. значит. раньше было известно в Месопотамии, о чем можно судить по рассказу о сооружении Вавилонской башни (). В Ис. 9тоже говорится о кирпичах, предназнач. для строительства. В ВЗ мало сказано об израил. технологии изготовления кирпича, но она, вероятно, была аналогична египетской. Глину для прочности смешивали с соломой, реже – с керамич. черепками и мелкими камешками. Ее месили, добавляя воду, а затем отформованные кирпичи раскладывали на ровной площадке, посыпанной соломой, чтобы они не прилипали к земле. Кирпичи формовали в переносной деревянной форме и оставляли для просушки на воздухе на 2–3 дня. Затем для дальнейшей просушки их складывали штабелями и оставляли на солнце еще на 2–3 недели, после чего они становились пригодными для строительства. Нередко на кирпичах можно увидеть клеймо – отпечатки цар. имени или названия здания, для которого они предназначались. Вмятины, сделанные пальцами на еще сырых кирпичах, способствовали лучшему скреплению кирпичей с раствором. Кирпичи достигали размера 50 х 25 х 10 см, т.е. были значит. крупнее современных. КАМЕНЩИКИ (; ) клали из кирпичей стены домов, причем израильтянам была известна перевязка кирпичной кладки и заполнение пустот землей или щебнем, но технику кладки свода они не знали ( Каменщик). КАМЕНОТЕСЫ () в каменоломне обтесывали отбитые от скалы относит. мягкие известняковые глыбы, демонстрируя при этом поразительную точность. Часто камни обрабатывали в месте стыков, создавая плоскую поверхность, наружные же грани делали выпуклыми. При строительстве использовали уровень, отвес с мерной веревкой (; ; ). Линию обтесывания обозначали красным мелком, следы которого обнаружены на камнях при раскопках. Каменные блоки больших ворот в Мегиддо подогнаны один к другому так плотно, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа. В , видимо, подразумевается работа, сходная с работой ШТУКАТУРОВ. Поверхность стены обмазывали смесью глины и извести, вероятно, чтобы закрыть имевшиеся трещины. В новозаветную эпоху таким способом белили гробницы, помечая их, чтобы к.-л. случайно не осквернился от прикосновения к ним (см. ; ). Обработкой дерева, как при строительстве, так и при изготовлении утвари занимались ПЛОТНИКИ (; ; ). Невозможно установить, составляли ли обособленную группу ДРОВОСЕКИ (). РЕЗЧИКИ по дереву упомянуты в исторических книгах ВЗ в связи с изготовлением внутр. убранства скинии (), а в книгах пророков – в связи с изготовлением идолов (– в Синод. пер. – «плотник»). Возможно, здесь речь идет о плотниках, которые одноврем. были и столярами.

Существовала ли в ветхозаветную эпоху профессия ПРОХОДЧИКА, неизвестно. Установлено лишь, что, напр., в царствование Езекии в Иерусалиме был проложен подземный туннель длиной 550 м и высотой до 1,80 м. На его стенах видны следы кирки. Подобные сооружения были обнаружены и в Мегиддо. IV. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Из Р., связанных с этим видом деятельности человека, в Библии в качестве отдельной группы названы лишь ХЛЕБОПЕКИ (пекари) (; ). ( Хлеб.) Несмотря на то, что зерно молола каждая домохозяйка, вероятно, существовало и Р. МЕЛЬНИКА, поскольку хлеб пекли не только дома, но и в пекарнях. Мельница, молоть. V. МЕТАЛЛООБРАБОТКА С иск-вом обработки металла евреи, судя по , познакомились в Египте. Из следует, что монополистами в области обработки железа в Ханаане были филистимляне, и эта монополия была сломлена только в результате победы Саула. Лишь с этого времени металлообрабатывающие Р. начинают развиваться и у израильтян. Месторождения железной руды были открыты в долине Аравы, первонач. принадлежавшей Едому. Завоевав эту область, центром которой был Ецион-Гавер, портовый город на Красном море, царь Соломон повелел создать промышленное производство, которое стало самым крупным в то время на Ближнем Востоке. Из Книги Иова () известны некоторые подробности о добыче руды. Добытая руда переплавлялась, как полагают ученые, в больших плавильных печах, причем для раздувания и поддержания огня использовали постоянно дувший сев. ветер. Топили печи древесным углем, для чего из близлежащих лесов доставляли древесину. Полученное железо подвергалось дальнейшей переработке, а медь отливалась в слитки. Примечание во , вероятно, относится к подобной металлообработке. Олово, необходимое для производства бронзы, в Палестине не встречается и, вероятно, ввозилось. ( Свинец Железо Золото Серебро Олово.) В 3Цар. 7говорится о ЛИТЕЙЩИКАХ, изготовлявших бронзовую (или медную) утварь для храма; в качестве форм они использовали углубления «в глинистой земле». Мастера, называемые евр. словом хараш (; – в Синод. пер. в обоих случаях – «плотники»), вероятно, занимались обработкой дерева, металла и камня. Преимущ. же металлообработкой занимались КУЗНЕЦЫ, в частности кузнецы по железу и меди, а также по золоту и серебру. КУЗНЕЦЫ ПО ЖЕЛЕЗУ. Их орудиями были молот, наковальня, щипцы и гвозди (), а также кузнечный мех для раздувания огня (). Кузнецы делали оружие, инструменты, домашнюю утварь и сельскохоз. инвентарь. В показано, как происходила плавка руды для получения чистого металла, который затем подвергался формовке, ковке и рихтовке ( Оружие и орудия труда). КУЗНЕЦЫ ПО МЕДИ, или «медники» (), примерно таким же способом обрабатывали медь. Они владели литейным исквом, умели методом ковки получать листовую медь, полировать ее и изготавливать из нее высокохудож. изделия, в т.ч. и сосуды. ЗЛАТО- И СЕРЕБРОКУЗНЕЦЫ, иск-во которых было известно в Египте с древних времен, а в Вавилонии достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., изготавливали преимущ. ювелирные украшения и ценные предметы обихода для цар. дворцов и святилищ, а позднее – и для зажиточных людей. Такие кузнецы («серебряники») упоминаются в Иначе они названы в показано, что иск-во этих мастеров в значит. мере находило применение и при изготовлении идолов. Кузнецы уже освоили пайку и сварку. Находки археологов свидетельствуют, что мастера по обработке листового золота могли создавать необыкновенно красивые вещи, отличающиеся тонкой обработкой. Украшения. VI. ПРОЧИЕ РЕМЕСЛА О древнейшем, наряду с ткачеством, Р. ГОРШЕЧНИКОВ Горшечники. Как особую профессиональную группу следует отметить мироварников ( СОСТАВЛЯЮЩИЙ МАСТИ). Эти ремесленники готовили мази, мастичные масла, благовония, курения и специи. Они не только снабжали своей продукцией цар. двор и храм, но и торговали ею. Несмотря на отсутствие к.-л. указаний, все же можно предположить, что существовали профессии САПОЖНИКОВ и ПОРТНЫХ. VII. АРХИТЕКТУРА, УБРАНСТВО ХРАМОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ УТВАРИ Иск-во по своей природе тесно связано с Р. Как показывают раскопки, иск-во некоторых стран Ближнего Востока, прежде всего Вавилонии и Египта, достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидетельствуют великолепные постройки, живописные и скульптурные изображения, тщательность отделки предметов обихода. Однако этого нельзя сказать об иск-ве Израиля. Вероятно, причина состоит в том, что, за искл. времени правления царя Соломона, при котором наиб. развития достигла архитектура, израильтяне как народ были значит. беднее своих соседей. Как свидетельствует историч. опыт, развитие иск-ва зависит от богатого правящего дома или отдельных покровителей, но действовавшее в Израиле земельное право препятствовало появлению большого числа крупных собственников, способных финансировать развитие иск-ва. Еще одна причина заключалась в том, что Закон запрещал народу Божьему поклоняться изображениям. Расцвет же иск-ва соседних народов был связан с тем, что художники развивали свои дарования, участвуя в сооружении и украшении храмов или создавая изображения языч. богов. Знаменат. поэтому, что в ВЗ мы находим упоминания о художеств. деятельности ремесленников, напр. в ), где были изображены пальмы, цветочные орнаменты и херувимы; к херувимам в Святом Святых; это же относится и к разноцветным покрывалам, украшенным вышивкой завесам () и к одеждам первосвященника. В IX и VIII вв. до Р.Х. был достигнут высочайший уровень мастерства в резьбе по слоновой кости. Деревянную мебель инкрустировали пластинками слоновой кости с вырезанными на них изображениями растений и животных. Иногда предметы мебели украшали резьбой по дереву, драг. камнями, обкладывали сусальным золотом. Не исключено, однако, что многие из этих предметов были привезены из соседних стран. Как показывают находки, ассортимент ювелирных украшений ( Украшения) у израил. мастеров (златокузнецов) был довольно богатым, но они не достигали той степени совершенства, которая была присуща, напр., егип. или греч. мастерам. Производство керамики ( Горшок), напротив, в самые ранние периоды достигло столь высокого уровня, что по совершенству форм и богатству росписи даже простые предметы обихода нередко превосходили изделия ремесленников соседних стран. Именно в иск-ве изготовления кувшинов, ваз, светильников и других подобных предметов израил. ремесленники добились наибольшего успеха. Это еще раз подтверждает тот факт, что иск-во израильтян развивалось прежде всего как прикладное, и наибольших высот оно достигло в отделке предметов обихода, напр. в богатстве орнаментов; в то же время нет никаких свидет-в того, что у израильтян было развито изобразит. иск-во «в чистом виде».

Профессия

«Ибо даже когда мы были у вас, мы дали вам это повеление, что если кто-то не хочет работать, пусть и не ест. Ибо мы слышим, что некоторые ходят среди вас бесчинно, никакой работы не делают, а напротив, вмешиваются в чужие дела. А таким мы повелеваем и увещеваем их в Господе Иисусе Христе, чтобы работали в тишине и ели свой собственный хлеб» (2 Фес. 3:10-12).

Профессии, одобренные в Библии

Профессия христианина является вопросом первостепенной важности в его жизни. Если он выберет неверную профессию (род занятий), то на пути его дальнейшего роста в Господе будет воздвигнуто препятствие. Таким образом, христианин должен внимательно и осторожно подходить к выбору своего рода занятий.

Во время творения Бог не только создал человека, но также позаботился о том, чтобы у человека было занятие. Он поставил Адама и Еву для того, чтобы они ухаживали за садом Эдема и хранили его. Таким образом, их работой до падения была работа садовника.

После падения они должны были трудиться в поте лица для того, чтобы иметь хлеб, потому что земля из-за них была проклята. Это указывает на то, что после падения человеку было назначено быть фермером. Бог знает лучше, чем кто бы то ни было, что наилучшим занятием для падшего человечества является фермерство.

Начиная с четвертой главы книги Бытие мы находим, что Каин обрабатывал землю, в то время как Авель, его брат, пас овец. Таким образом, к списку занятий, помимо фермерства, добавляется пастушество, и оно тоже является приемлемым для Бога.

По мере того, как начало умножаться население земли, восстали всевозможные виды ремесленников: кузнецы, медники, изготовители музыкальных инструментов и производители всяческих орудий труда. А ко времени построения Вавилонской башни уже были и каменщики и плотники. Хотя Вавилонскую башню не следовало строить, тем не менее, во время того периода истории люди научились строительству.

Начиная с двенадцатой главы книги Бытие мы узнаем, что Бог избрал Авраама. А Авраам был пастухом: у него было много скота и овец. Его внук Иаков в выборе своего занятия последовал своему деду – он тоже пас скот.

Позже мы находим, что народ Израиля в Египте изготовлял кирпичи для фараона. Люди были каменщиками. Но когда они вышли из Египта, Бог дал им два благословения: одно состояло в ухаживании за стадами скота, а другое – в возделывании земли Ханаана, которая текла молоком и медом. То, что для несения одной грозди винограда потребовалось двое людей, ясно указывает на работу земледелия. Бог предупреждал людей, что если они будут бунтовать против Него и поклоняться идолам, Он сделает так, что небеса будут подобны меди, а почва – железу, и земля, таким образом, не даст урожая; это является дальнейшим свидетельством того, что основными видами труда для народа в обещанной земле Ханаана были фермерство и скотоводство. Выше указаны различные одобренные Богом профессии, как они видны из Ветхого Завета.

А как обстоит дело с основными видами деятельности, упомянутыми в Новом Завете? Из притч, произнесенных Господом Иисусом, мы видим, что фермерство и скотоводство опять являются основными из них – Матфея 13, притча о сеятеле; Матфея 20, притча о винограднике; Луки 17, слуга, который служит своему господину у стола после того как он пахал или ухаживал за овцами; и Иоанна 10 - Господь как добрый пастух, который отдает Свою жизнь за овец.

Когда Господь призвал двенадцать Своих апостолов, большинство из них были рыбаками. Если же кто-то из них был сборщиком налогов, Господь требовал, чтобы такой человек оставил свою должность. Рыбакам же среди них, однако, Он сказал следующее: «Я сделаю вас ловцами людей» (Матф. 4:19б). Следовательно, рыболовство также является родом занятий, одобренным Богом.

Лука был врачом (Кол. 4:14а), а Павел делал палатки (Деян. 18:3). Производство палаток отличается от рыболовства тем, что является производительной работой. В то время как фермерство является непосредственным видом труда, работа прядения, ткачества, раскроя или шитья палаток включает в себя дополнительный шаг в трудовом процессе и, следовательно, принадлежит к производительным видам труда.

Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение, высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Еще в прошлом поколении работа для церкви стала синонимом карьеры, связанной со служением Богу. Некоторые христиане даже верили, что карьера в коммерческом бизнесе находится в противоречии с Библией. Другие считали, что она находится в полном согласии с библейскими принципами.

Как должны христиане рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе? Является ли работа в коммерческой компании чем-то, к чему нам следует поощрять христиан? В данной статье мы поднимем эти два вопроса, рассматривая библейскую перспективу на рыночную деятельность. Мы начнем с творения.

ТВОРЕНИЕ И СУББОТА

Хотя центральной темой Писания являются наши взаимоотношения с Богом, материальная сторона жизни занимает достойное место в Библии. Работа, которая приносит удовлетворение от данных Богом материальных благословений, является законным стремлением; однако, материальная сторона жизни не может быть отделена от духовности, как это видно в связи Божьего творения и субботы.

Творение закладывает основание нашего представления о богатстве, независимо от того, работаем ли мы в коммерческом, некоммерческом или государственном секторах. При творении Бог создал все материалы для приобретения богатства. Он создал человеческие существа независимыми друг от друга и от окружающей среды. Он попросил людей одновременно обладать землей и заботиться о земле, будучи верными слугами (Бытие 1:26-28; 2:15). Причина заключается в том, что Бог является владельцем всего материального. Он поручил людям работать от Его имени на этой земле. Наше отношение к этим ресурсам и людям, с которыми мы их делим — все это происходит перед лицом Того, кому мы обязаны всем этим.

Бог сказал об этом материальном мире «весьма хорошо» (Бытие 1:31). Первоначальный Божий план включал в себя людей, работающих в материальном мире (Бытие 2:15). И все же, величайшей целью работы, как ни парадоксально это звучит, было не накопить экономическую ценность, заработанную производством и продажей материальной собственности, но более всего войти в покой с Богом. Еженедельная суббота, как предзнаменование Божьего завета благодати, неотделима от поручения трудиться. Субботним покоем мы проявляем нашу верность Богу, отдыхая от погони за материальными ценностями. Суббота была сотворена частично как преграда материализму, но грех испортил человеческий опыт касательно труда и субботы. Труд стал тяжелым и обременительным. Работники нуждались в отдыхе не только от утомительного тяжелого труда, но также от жестокой битвы за выживание. Более того, суббота необходима как постоянное напоминание того,что уверенность в нашей работе не должна заменять доверия Богу.

ЗАВЕТ, ШАЛОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ

В Своей мудрости, Бог знал о негативном влиянии греха. Божий завет благодати, предложенный сразу же после появления греха (Бытие 3:15) и затем постоянно повторявшийся в Писании, это завет, касающийся всех сторон жизни – духовной, физической, социальной, политической, экономической и так далее. Под влиянием греха естественной человеческой тенденцией стало обращать что-то хорошее во что-то эгоистичное. Подобно тому, как труд стал тяжелым, так и работа из желания накопить материальные ценности превратилась в источник утомления (Притчи 23:4-5). Когда Бог заключил завет с Моисеем, Он напомнил нам о важности субботы (Исход 20:8). Люди видели плоды собственного труда и, забывая о значении субботы, стали полагаться на собственные силы в достижении экономического богатства.

Наделение силой накапливать материальные ценности так описано языком завета: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8:18). Завет был не просто обещанием экономического благополучия, но также обещанием полных взаимоотношений завета с Богом, семьей, обществом и со всеми народами, основанном на духовном изобилии. Значение такой полной жизни с избытком охвачено в концепции «шалом» (мир).

В завете с Богом весь мир получил бы благословения мира(спокойствия) в каждом аспекте жизни, включая экономическое благосостояние. Однако экономическое благополучие, достигнутое вне взаимоотношений завета с Богом, является благополучием, которое уводит человека в противоположном направлении от Божьего плана.

БИЗНЕС-ПРИНЦИПЫ В БИБЛИИ

В Библии есть много советов по ведению бизнеса. В притчах Соломон особенно советует нам следить за своими средствами достижения материального благополучия, так как наше экономическое будущее неопределенно (Притчи 27:24-27). Обрезка плодоносных растений приводит к повышению продуктивности (Левит 25:3,4; Ин 15:1,2). При выращивании зерна определенные факторы повышают урожайность (Бытие 26:12; Мф. 13:8; 13:23; Мк. 4:8; 4:20; 2 Кор. 9:6). Из этого следует, что чем выше урожай, тем больше он ценится. Вследствие этого немудрым будет использовать неэффективную или бесполезную технологию. Использование технологии должно быть мудрым, чтобы была полностью достигнута цель данной технологии, поскольку это прославляет Бога (Притчи 1:17, 24:27; Екклесиаст 10:9,10).

Библия также неодобрительно отзывается о непродуктивных ресурсах (смотри Второзаконие 29:23; 4 Царств 2:19; Притчи 26:7; Иезекииль 15:3-5; Лука 13:6,7; 14:35; Евреям 6:8). Когда ресурс становится непродуктивным, хозяин ресурса должен устранить проблему, используя этот ресурс лучшим образом, или же, если это невозможно, избавиться от непродуктивного ресурса и заменить его продуктивным. Рациональность принципа уничтожения непродуктивных средств и замены их продуктивными, в соответствии с мудростью Соломона «время насаждать, и есть время вырывать посаженное», обоснована в том случае, если имущество не может быть спасено и становится окончательно непродуктивным (Екклесиаст 3:2. Смотри также Мф. 3:10; Лк. 3:9, 13:6,7). Эти бизнес принципы подчеркивают духовную норму, что именно Бог является владельцем всех средств накопления материальных ценностей; а люди являются соработниками у Бога в использовании этих ресурсов. Земля, а так же все что на ней, включая технологию, используемую в коммерции, должна быть свята и отделена для служения Богу.

БИЗНЕС КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Библия упоминает сотни технологий, используемых в деловых предприятиях. Нигде в Библии не критикуются эти технологии или цели, которые перед ними поставлены. Бог заинтересован в бизнес технологиях. В библейские времена решающей технологией для получения выгоды была технология торговца, покупающего и продающего товары. Это была система взвешиваний и измерений, используемая для подсчета стоимости при покупке и продаже. Тем, кто вовлечены в бизнес, следует рассматривать их бизнес технологию и денежные средства, используемые в торговле, как принадлежащие Богу не только потому, что Он является владельцем всех материальных вещей (1 Паралипоменон 29:11; Псалом 49: 10; 103:24; Притчи 16:11; Аггея 2:8), но также потому что деловые сделки на рынке, которые вовлекают в себя использование Его средств на благо созданных Им существ, должны осуществляться способом, прославляющим Его и учитывающим интересы Его общества (Левитам 19:35,36; Второзаконие 25:13-15; Притчи 11:1; 20:10,23; Иезекииля 45:10-12; Осии 12:7; Михея 6:11). Таким образом, всякая работа, которую люди выполняют с использованием технологии для продвижения их экономического благосостояния, это работа с Богом и для Бога. Когда люди разрабатывают изобретения, способствующие поддержке справедливости, они также продвигают работу дела Божьего на земле. Согласно этому же принципу, поступать нечестно с другими, при использовании технологии, является мерзостью.

ИИСУС И РЫНОК

Иисус критиковал богатых, любящих деньги фарисеев за их жадность и неэтичные поступки, которые сделали их богатыми, а не за само их богатство. Он принимал приглашения на обед от богатых людей и получал ресурсы, которыми снабжали Его другие (Матфея 23:25; Луки 11:39; 16:14). И все же Он предупреждал людей остерегаться всех видов жадности (Луки 12:13-15). Он посоветовал богатому управителю продать все, чем он обладал и раздать бедным, но Он не сделал это универсальным принципом, которому каждый должен следовать (Луки 18:18-30). Например, когда Закхей, богатый начальник сборщиков налогов, принял Иисуса, он раздал половину своего имущества бедным. Иисус не сказал ему раздать все остальное (Лука 19:1-10).

Иисус помогал ученикам в их торговле (Иоанна 21:6-11). Он использовал богатство, ресурсы для накопления богатства и труд для его накопления как иллюстрации великих духовных истин. Он никогда не поднимал вопрос, является ли правильным владеть имуществом. В результате Его чудес исцеления больные и калеки выздоравливали не только физически и духовно, но к ним также возвращалась способность обеспечивать себя экономически. Здесь возникает некая важная напряженность. Процветание появляется благодаря усердию и мудрости, которые приходят через наш опыт и опыт достойных доверия, богобоязненных членов общества, которых нам следует прислушиваться (Второзаконие 8:10-20; 1 Паралипоменон 29:12; 2 Паралипоменон 1:11,12; Притчи 3:13-20). Проблема заключается в том, что когда богатство достигнуто, люди с легкостью начинают полагаться на свое богатство, и проявляют неблагодарность, уходя от Бога, который дал им способности и ресурсы для накопления этих материальных ценностей с помощью созданных им ресурсов (Притчи 11:28).

ПРОФЕССИИ В БИБЛИИ

Библия описывает сотни видов занятий, связанных со всеми тремя секторами экономики: коммерческим, некоммерческим и правительственным. В Библии все эти профессии рассматриваются как легитимные. Средства, с помощью которых человек мог скопить богатство в библейские времена, включали в себя землю, драгоценные металлы, драгоценные камни, животных, оборудование и урожай, который зависел от солнца и дождя. Торговлю ожидалась, и даже поощрялась. Ожидалось, что наем работников повысит продуктивность (Второзаконие 24:14,156; Марка 1:20; Матфея 20:14,15). Не все люди имеют намерение воздать Богу славу за обогащающую их предпринимательскую деятельность. Некоторые достигают богатства честным путем, другие – нечестным. Но как праведный, так и неправедный ожидают приобретения богатства (Псалом 16:4; 36:16; 48:6,7; 51:9; 72:3; 72:12; 91:8; 108:8; 122:4; Матфея 5:44,45).

Авраам, Исаак и Иаков стали богатыми благодаря овцеводству. Сам Иисус работал в том, что, безусловно, называлось коммерческим предприятием в сфере строительства. Некоторые из его учеников работали в рыбной промышленности. Апостолу Павлу было также не чуждо предпринимательство. Хотя Библия не дает нам описания всех деталей его трудовой деятельности, похоже, он вел торговлю изготовленными им палатками. Он предупреждал, что любовь к деньгам – это корень зла (1 Тимофея 6:9,10). В то время как некоторые торговцы получали преимущество, обманывая других, люди подобные Лидии упомянуты с уважением, так как они ассоциируются со служением растущей церкви.

СЛУЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Библейское служение другим – это ответ на Божьи дары, данные как божественный заем на время ограниченных дней нашей жизни, а не способ заработать Божье расположение. Петр увещевал ранних христиан использовать их духовные дары для служения друг другу таким способом, который являл верное управление Божьей благодатью. Причина этого заключается в следующем: чем–бы мы не занимались, независимо от экономического сектора, в котором мы работаем, мы приносим славу и радость Богу (1 Петра 4:8-11). Павел, вероятно, согласился бы с Петром, когда он подобным же образом советовал верующим усердно работать, для и во имя Иисуса, который есть Господь, а не только для людей (Колоссянам 3:17-23).

ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПРИБЫЛЬ

Писание предполагает, что люди будут пытаться быть настолько продуктивными, насколько это возможно. Ожидается, что люди будут полезными, а если нет, они считаются деструктивными (Притчи 18:9; Титу 3:14). Усердный, честный труд приносит честную прибыль, хотя эта прибыль не всегда гарантирована. Некоторым усердным труженикам может не хватать экономического достатка. В Библии, и экономическая прибыль, и экономический убыток рассматриваются как дары от Бога. Однако люди не начинают всю работу по посеву семян и уходу за урожаем, не ожидая, что они получат взамен что-то хорошее, что-то большее, чем то, что они вложили в этот процесс (Второзаконие 20:6; Притчи 27:18; 1 Коринфянам 9:7). Таким образом, одним из измерений полезности является сравнение ценности того, чем человек владел до усердной работы с ценностью того, что он получил после работы – идея дохода или прибыли (Притчи 3: 13,14; 15:27; Екклесиаста 3:9; Иеремия 6:13; 12:13). Прибыль является одним из показателе, что принявшие деловое решение являются хорошими управителями ресурсов, доверенных им обществом или разделенными с ним. Таким образом, не имея пристрастия к прибыли, верный деловой профессионал в то же время прислушивается к тому, какую информацию может сообщить прибыль о деловых операциях.

В то время как идея получения прибыли не критикуется в Библии сама по себе, получение прибыли несправедливым или нечестным путем попадает под осуждение. Библейские пророки решительно выступали против преступных деловых операций, в которых богатые получали преимущество за счет бедных. Библия также осуждает достижение процветания путем совершения аморальных и нечестных поступков. В этом отношении, библейская критика вождей, наживающих богатство несправедливостью, направлена как против политических и религиозных вождей, так и против тех, чья первоначальная работа связана с коммерцией. Очевидно, жадность, мошенничество и коррупция являются грехами, осаждающими не только тех, кто работает в коммерческих фирмах, но и тех, кто работает в некоммерческих и правительственных организациях (Исайя 1:23; Иеремия 8:10; 22:27; Иезекииль 22:27,28; Амос 5:11; Михей 3:11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует христианину рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе экономики? Если говорить вкратце, карьера в прибыльном секторе – это карьера является трудом для Бога до тех пор, пока она является работой для пользы других, как работа хороших управителей Божьей благодати. Карьерная жизнь в коммерческом мире должна быть уравновешена жизнью субботы, когда мы постоянно высоко поднимаем экономические ограничения субботы в честь Бога, который владеет всем, с чем мы работаем.

Является ли работа на коммерческой фирме чем-то, в чем нам следует поощрять христиан принимать участие? Безусловно! В наши обязанности входит быть хорошими управителями общественных ресурсов. Честная прибылыь заработанная в результате упорного труда, делового развития и обмена общественных ресурсов не должна быть опорочена, но напротив, оценена по достоинству. Нечестной прибыли, получаемой в результате извлечения выгоды за счет других, нужно избегать любой ценой. Более того, работа в законном бизнесе, в коммерческой фирме является возможностью для христианина оказать доброе влияние не только в отношении поддержки продуктивного труда, но и в изменении мира работы, где необходимо; поощряя других искать периодического отдыха от жесткой необходимости накапливать экономическую прибыль. Это один из способов, когда участвующие в бизнесе могут пронести с собой субботний покой с понедельника по пятницу. Жизнь, даже трудовая жизнь значит больше, чем возможное материальное изобилие, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Майкл. И. Кафферки (D.B.A., Университет Андерсона, Андерсон, Индиана) является профессором бизнеса и менеджмента в Южном адвентистском университете, Колледждейл, Теннесси, США. Он является автором шести книг, включая «Менеджмент: перспектива, основанная на вере» (Pearson Education, Inc., 2012), первого учебника для студентов по менеджменту, разработанного для использования в христианских колледжах и университетах. E-mail: mcafferky (собачка) southern.edu.

Перевод Олега Литвиненко

Иллюстрация: Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514 г. Лувр.

Первые шпионы

Первая профессия, упоминаемая в Библии, - профессия Авеля, сына Адама и Евы, о котором сказано, что «был Авель пастырь овец», то есть пастух (Быт. 4, 2). Сразу затем, в той же фразе, упоминается и первый земледелец - им был брат Авеля Каин. За ними, незадолго до конца той же главы, появляются еще трое «первых» - скотовод Иавал, который назван «отцом живущих в шатрах со стадами», музыкант Иувал - «отец всех играющих на гуслях и свирели» и кузнец Тувалкаин, которого Библия именует «ковачом всех орудий из меди и железа». Иувал и Тувалкаин представляют для нас особый интерес - это первые люди, наделенные профессиональными знаниями, творческими способностями и созидательным талантом, которых не было у их предшественников. Они первыми вырвались из описанного в первой главе Библии скучного круга человеческого существования, сводившегося к власти над животными и растениями и к аппетитному их пожиранию.

Тувалкаин был отцом человеческой технологии, а Иувал - первым артистом (я лично рад, что речь идет именно о музыке), и оба они подарили нам фантазию, творчество, взволнованность, взлет над тем примитивным существованием, которое Бог назначил людям при их сотворении.

Далее, уже после потопа, упоминается первый охотник - царь Нимрод и первые строители - люди, возводившие Вавилонскую башню. Затем, в связи с приходом Авраама в Египет, упоминается еще один вид профессионалов, без которых никак нельзя обойтись: «вельможи фараоновы», то бишь министры, и только после всех вышеперечисленных появляется, наконец, и та профессия, которая почему-то считается древнейшей, - проституция. Само слово «проститутка», или «блудница», появляется первый раз в связи с Диной, дочерью Иакова, а потом в связи с Фамарью, женой Ира, и, дабы снять этот навет с их доброго имени, подчеркну, что обе они проститутками на самом деле не были. Братья Дины, объясняя свою страшную месть за ее изнасилование, всего лишь сравнили ее с блудницей, сказав: «А разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!» - а овдовевшая Фамарь лишь нарядилась блудницей, да и то потому, что хотела забеременеть от своего тестя Иуды, чтобы продолжить его род (Быт. 38).

В истории продажи Иосифа в рабство впервые появляются купцы, а потом, уже в рассказе о жизни Иосифа в Египте, упоминаются различные чиновники, жрецы и советники. Сам Иосиф получает звание «второго после фараона», то есть «вице-фараона», и он же впервые упоминает ту профессию, о которой я хочу поговорить подробнее, - профессию «соглядатая», то есть лазутчика, разведчика или шпиона.

«Вы соглядатаи, - обвиняет Иосиф своих братьев, когда те приходят в Египет в голодные времена, - вы пришли высмотреть наготу земли сей!» (Быт. 42, 9).

Мы понимаем отсюда, что шпионаж - это тоже древняя профессия, если уж она была так хорошо известна, а значит, и распространена на Ближнем Востоке даже в те времена, и что лазутчики и шпионы уже тогда занимались тем же, чем они занимаются сегодня: тайным собиранием информации. Библейский язык Иосифа использует для описания их деятельности красивый эротический образ - лазутчики приходят «высмотреть наготу земли», то есть раскрыть нечто запретное для обозрения. Подсматривание и обнажение наготы обычно связаны в Библии с сексуальным контактом, который, как нам уже известно, именуется также «познанием». Выходит, и у шпионажа есть прямая связь с познанием (то есть опять-таки с информацией), и это подтверждается словами Иоава, сына Саруи, который обвинил Саулова военачальника Авенира, сына Нирова, в шпионских намерениях, уверяя Давида, что визит Авенира в Хеврон имел целью «узнать выход твой и вход твой» (2 Цар. 3, 25). В наше время это узнавание, или познание, уже спряталось внутрь сухого слова «разведка», но приятно вспомнить его первые шаги.

Шпионаж, разведка (а также контрразведка) упоминаются в Библии и во многих других местах. Так, в те дни, когда колено Дана искало себе удела, «послали сыны Дановы […] пять человек, мужей сильных […] чтоб осмотреть землю и узнать ее» (Суд. 18, 2). Много позже аммонитяне заподозрили дипломатическую делегацию Давида, что она прибыла к ним исключительно затем, «чтобы осмотреть город, и высмотреть в нем, и после разрушить его» (2 Цар. 10, 3). Да и сам Давид занимался шпионажем и разведкой, когда следил за передвижениями Саула, который преследовал его в пустыне. А позже, убегая от взбунтовавшегося Авессалома, он сам оставил в Иерусалиме тайного агента. В памяти читателей наверняка сохранились и те два шпиона, которых Иисус Навин послал в Иерихон и которые спрятались в доме блудницы Раав, но о них я расскажу чуть позже.

Однако самые-самые знаменитые из всех библейских шпионов - это, несомненно, те двенадцать лазутчиков, которых Моисей послал со стоянки в пустыне Фаран (нынешний Южный Негев, в северной части Синайского полуострова), чтобы «высмотреть» землю Ханаанскую. Причем их поход - не только самая знаменитая и подробно описанная, но и самая первая в истории провальная шпионская операция. Рассказ о ней стоит перечесть внимательно - он проливает свет на некоторые профессиональные стороны шпионского ремесла, а заодно - и на запутанные отношения между политиками и профессионалами во все времена и в любых местах

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава V. Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-Отце и об истинной религии. Первые ученики Иосиф умер раньше, чем его сын начал играть какую-либо роль в общественной жизни. Таким образом, Мария стала главой семьи, и этим объясняется, почему Иисуса чаще всего называли

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Ближний Восток [История десяти тысячелетий] автора Азимов Айзек

Из книги Христиана и ее дети автора Буньян Джон

Первые поиски Джон Буньян родился в 1628 г. в Эльстоу, в Бедфорде, небольшом селе в самом центре Англии. Не только о предках, но и о его родителях мало что известно. Они были бедны, и отец, он был котельщиком, был единственным кормильцем семьи.Однако старший Буньян решил дать

Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич

ПЕРВЫЕ ЦАРИ Одним из самых выдающихся судей в Израиле был последний судья - пророк Самуил.Он приступил к исполнению своих обязанностей после мрачных события, происшедших в истории еврейского народа. Бесстыдные дела совершались даже возле святого места, скинии собрания,

Из книги Сравнительное Богословие. Книга 4 автора СССР Внутренний Предиктор

Первые халифы Смерть пророка создала в среде мусульман настроение неуверенности и они в некотором роде потеряли религиозную и организационную ориентацию. Пророк учил, что Бога достаточно как наставника на Истину. Но и сам пророк своим авторитетом и организационными

Из книги Александр Мень. О себе… автора Мень Александр

Первые воспоминания Есть такие дворы - серые колодцы (в Москве их, правда, мало). Окна дома, где мы тогда жили, выходили в такой колодец. Я в него смотрел, и было совершенно жуткое чувство: как будто я смотрю в ничто, в бездну. И из нее поднимались гигантские черные птицы.

Из книги Настигнут Радостью автора Льюис Клайв Стейплз

1. ПЕРВЫЕ ГОДЫ. Я счастлив, но не очень защищен. Мильтон Я родился зимой 1898 в Белфасте, отец мой был юристом, мать - дочерью священника. У моих родителей, было только двое детей (оба - мальчики), причем я почти на три года младше брата. В нас соединились два очень разных

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-отце и истинной религии. Первые

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первые политики Существуют свидетельства тому, что в шаманизме скрыты истоки официальной политики. Буряты Азии объясняли этнографам, что их первыми политическими лидерами были шаманы. В языке инуитов слова «шаман» и «лидер» почти идентичны: ангакок и ангайкок.

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ От магов к обожествленным царям. Египет в IV-III тысячелетиях до Р.Х.Магические представления обладают колоссальной силой. И если учесть ту власть, какую имел магизм над душами людей, то поразительная устойчивость первобытного мира становится не такой

Из книги Карманные записки молодого священника автора Скрынников Антоний

Первые службы и первые искушения Первые службы – это всегда страшно. Ты стоишь у престола, смотришь в служебник и пытаешься разобраться, что же там написано. Ты не знаешь никаких возгласов, читаешь молитвы с ошибками, заходишь не в те двери, кадишь потухшим углем…Я был

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Первые дни Первые дни ты ходишь в абсолютном тумане. Кажется, что тебе снится затянувшийся кошмарный сон. По всем правилам жанра – липкий, жуткий, совершенно реальный, когда кажется, что просыпаться некуда, что все это наяву. Но ведь надо просто сделать усилие, проснуться