28.08.2019

Закон о рекламе рекламная площадь 10. Социальная реклама: закон, эффективность, примеры


В этой статье речь пойдёт о законодательстве Российской Федерации, так или иначе касающемся размещения социальной рекламы. О том, как разместить в своём городе социальную рекламу, .

Здесь мы ответим на следующие вопросы:

Что такое социальная реклама с точки зрения законодательства?
Обязаны ли рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу?
На каких условиях и в каком объёме рекламные компании и СМИ должны размещать социальную рекламу?
Нужно ли учитывать авторское право в социальной рекламе?
– Какие в законодательстве есть требования к социальной рекламе?

В первую очередь, в данной сфере нужно опираться на Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года в свежей редакции, находящейся в свободном доступе, к примеру, в системе «КонсультантПлюс» . В этом законе социальной рекламе посвящена отдельная статья (10-ая).

С точки зрения российского законодательства, социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Отметим некоторые другие понятия, использующиеся в законе:

рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В статье 10 данного закона говорится об особенностях размещения социальной рекламы и требованиях к её содержанию:

1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

6. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В принципе, многое понятно из самого текста. Но некоторые моменты требуют дополнительного разъяснения. Например, не совсем ясно из текста статьи, является ли размещение социальной рекламы обязательным для рекламораспространителя? И если да, то в каком объёме?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось обратиться в ФАС России с просьбой дать некоторые разъяснения.
Вот ответ:

Что становится понятно из этого письма?

1. Закон не обязывает рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу в каком-либо объёме. Он лишь обязывает их предоставлять время/площадь для возможности распространения социальной рекламы (в пределах 5% от годового объёма деятельности в натуральном выражении).

2. Условия, на которых размещается социальная реклама, являются договорными между заказчиком рекламы и её распространителем. Закон не устанавливает обязательное условие безвозмездности (бесплатности) размещения социальной рекламы, поэтому эти условия могут быть вплоть до коммерческих без предоставления каких-либо льгот.

Пример:
Рекламная компания размещает рекламу на щитах 3х6 метров. Годовой объём размещаемой рекламы составляет 500 щитов. Сама она не обязана размещать социальную рекламу, но обязана предоставлять места для возможности размещения социальной рекламы по заказу иных лиц (государственные органы власти, НКО, физические лица) в количестве в пределах 10 щитов (то есть 5%). Грубо говоря, эти места как бы резервируются под потенциальное размещение социальной рекламы. Далее, если в компанию обращаются заказчики социальной рекламы, то она принимает решение о том, размещать данную конкретную рекламу или нет. Рекламораспространитель может отказать в размещении, например, если посчитает, что данная реклама нарушает авторские права, закон о рекламе или является неэтичной, оскорбляющей и т.д. Если же претензий нет, то реклама размещается. При этом условия размещения социальной рекламы являются сугубо договорными, то есть могут подразумевать как возмездную, так и безвозмездную основу – тут уж как договориться.

Из этой нормы вытекает, что количество социальной рекламы, которое мы наблюдаем в эфире телеканалов, на страницах журналов и газет, на внешних стационарных рекламных конструкциях и т.д., зависит, главным образом, от активности рекламодателей (заказчиков) социальной рекламы. Инициаторы предлагают – СМИ и рекламные компании размещают. Нет предложений – нет и размещения.

Как стать инициатором размещения социальной рекламы в своём городе, читайте .

Также дело упирается и в эти пресловутые 5% от годового объёма. Это, конечно, очень мало. В конце 2015 года заговорили об инициативе увеличить этот процент до 20:

«Депутат нижней палаты парламента Иван Сухарев (ЛДПР) направил обращения на имя министра культуры России Владимира Мединского и главы Роспечати Михаила Сеславинского с просьбой пересмотреть текущую политику по присутствию социальной рекламы в российских СМИ. Как отметил законодатель, сегодня наблюдается недостаток качественный социальной рекламы, место которой заняла массовая коммерческая реклама, не всегда уместного содержания. Данная ситуация непосредственно влияет на низкую заинтересованность общества социальными и культурными проблемами, более того, не позволяет многим социальным проектам развиваться, акцентировать на себе внимание граждан и находить необходимое количество меценатов.

Сегодня действующим законодательством о рекламе предусмотрено обязательное заключение договора на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой рекламодателями рекламы. Как заметил Сухарев, данный процент «несерьезен и требует корректировки», в связи с чем в настоящее время рассматривается возможность внесения законопроекта, согласно которому рекламораспространитель будет обязан выделить на социальную рекламу не менее 20% годового объема рекламы.

Подобное четырехкратное увеличение объема социальной рекламы, как считает автор обращений, станет действенным шагом по изменению модели социального поведения и привлечет внимание граждан к актуальным социальным и культурным проблемам.

В пресс-службе Министерства культуры России сообщили, что ведомство изучит предложение депутата об увеличении объема социальной рекламы в СМИ и сформирует свой ответ».

Но пока это всё лишь слова. Также отметим, что ещё в 2008 году в Государственную Думу был внесён на рассмотрение законопроект , предусматривающий значительные поправки в статью 10 ФЗ «О рекламе». Предлагалось усилить роль государства в сфере размещения социальной рекламы, обязать рекламораспространителей именно размещать социальную рекламу, а также существенно увеличить количество социальной рекламы. Однако в 2008 году законопроект не был принят и формально он до сих пор находится на рассмотрении (уже больше 7 лет). Текущий результат его рассмотрения – решение о создании специального ответственного комитета. В общем, тоже получилась пока что лишь болтовня. Поговорили и забыли.

Помимо Федерального закона «О рекламе», при создании социальной рекламы следует принимать во внимание и нормы авторского права . Изображения для создания материалов следует либо брать в бесплатных фотобанках, либо проверять, чтобы автор давал согласие на использование и изменение его фотоработы в некоммерческих целях.

Российское законодательство дает точное определение понятию социальной рекламы. Прежде всего, эта реклама распространяется с целью донести до большей части населения нужную информацию, которая оповещает о значимых благотворительных, общественных мероприятиях, проводимых городскими или федеральными властями, инвесторами, меценатами и другими лицами, желающими оказать помощь нуждающимся группам лиц. Социальная реклама может распространяться любыми способами, например, показываться по телевидению, вещаться по радио, публиковаться в прессе или продвигаться с помощью наружной рекламы . Она адресуется большой аудитории, которая может воспользоваться данной информацией.

Обязательства владельцев рекламных площадок

Владельцы рекламных площадок обязаны размещать на своих конструкциях до 5% основной площади в год. Телевизионные каналы, операторы наружной рекламы, издатели средств массовой информации обязаны предоставлять 5% своего эфирного времени или печатного полотна для размещения социальной рекламы в год.

Закон о социальной рекламе

Закон о социальной рекламе гласит, что это вид некоммерческой рекламы, которая направлена на изменение моделей общественного поведения и обращение внимания масс к проблемам социума. Обычно заказчиками социальной рекламы выступают государственные органы, специальные службы, отвечающие за порядок в обществе. На изготовление такой рекламы предоставляются скидки, либо она производится бесплатно. Существует и региональная социальная реклама, которая привлекает внимание жителей определенного региона к существующим проблемам. Она призывает изменить отношение к различным сложностям, всем миром бороться с негативными явлениями.

Яркими примерами такой рекламы являются известные кампании по борьбе с пьянством, с насилием в семьях, призывы к соблюдению правил общественного порядка, следованию правил дорожного движения. Большую роль играет и социальная реклама, призывающая к ведению здорового образа жизни, к охране природных богатств и ресурсов. Также важна социальная реклама, призывающая к заботе о близких, о внимании к своим родителям, которые живут в одиночестве и часто нуждаются в любви своих выросших детей. Посмотрите новогодний видео-ролик о маме:

Пункты закона о социальной рекламе

  1. Подавать социальную рекламу могут как физические, так и юридические лица, а также государственные учреждения, органы местного самоуправления, муниципалитеты.
  2. Важно обратить внимание, что в социальной рекламе не должны присутствовать конкретные марки товаров, рекламироваться торговые знаки, бренды. Не должны подчеркиваться какие-либо средства индивидуализации товара или организаций, кроме случаев, оговоренных в пятом подпункте данного закона.
  3. Лица или организации, распространяющие рекламу, в обязательном порядке должны заключать договор на распространение социальной рекламы в пределах 5% объема всей рекламы, распространяемой за год. Порядок заключения такого договора установлен Гражданским кодексом РФ.
  4. Если социальная реклама распространяется в радио или телепередачах, то продолжительность упоминания о спонсорах рекламы не должна превышать 3 секунды, а самому упоминанию или показу спонсоров не должно отводиться более 7% площади кадра. При распространении рекламы другими способами, данная информация не должна занимать более 5% рекламного пространства. Если рекламу подают государственные органы, муниципалитет или местные власти, то эти ограничения не действуют.
  5. В социальной рекламе допускаются упоминания о тех организациях, которые нацелены на улучшение социально значимых объектов, на поддержание нуждающихся лиц, которые оказались в трудных ситуациях, которым требуется лечение или другая помощь.
  6. Социальная реклама допускает показ физических лиц, которые оказались в сложных ситуациях, нуждающихся в благотворительной помощи или лечении.

Функции социальной рекламы

Основными функциями, которые выполняет социальная реклама, является повышение гуманности общества, изменение общественного мнения и направление его на повышение сознательности. С помощью социальной рекламы можно добиваться целей улучшающих жизнь общества.

Этот вид рекламы, как и все остальные, выполняет функцию воздействия на формирование определенных взглядов, устремлений, меняет поведенческие типы людей по отношению к какому-либо объекту, создает новые ценности. Лаконизм и эмоциональность рекламы вызывает отклик у аудитории, находит своих приверженцев, последователей, обращает внимание на существующие в обществе проблемы и побуждает общество бороться с ними.

Типы социальной рекламы

  • Побуждение к здоровому образу жизни, обращение внимания общества на то, что необходимо правильно питаться, заниматься спортом, вовремя обследоваться у врачей. Уделяется внимание таким проблемам, как защита от СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, предохранение от нежелательной беременности, планирование семьи. Другой целью данного типа рекламы является настрой общества на искоренение таких негативных факторов, как алкогольная зависимость, наркомания, курение;

  • Призывы к благотворительности и милосердию. Этот вид рекламы побуждает оказывать помощь общественным организациям, нуждающимся людям, выделению средств на строительство значимых для всего общества объектов, например, на храмы, больницы, здравницы и пр;

  • Пропаганда соблюдения правопорядка и законов. Рекламные плакаты и формируют в обществе желание исполнять конституционные законы, исполнять свои обязанности перед государством и другими людьми, знакомит с аспектами законодательных актов;
  • Событийная реклама выпускается для ознакомления граждан с предстоящими мероприятиями, городскими праздниками, торжественными событиями, целью которых является сплотить общество, удовлетворить его потребность в праздновании важных для всех дат;
  • Информационная реклама, которая направляет в значимые для общества государственные организации, службы. Здесь указываются телефоны, адреса, ссылки на те сайты, которые оказывают услуги, где можно оставить жалобы или предложения, куда следует обращаться в тех или иных случаях.

Каждый из видов социальной рекламы можно разделить на подвиды, и в каждом конкретном случае реклама направлена на определенную цель. Поэтому детальная классификация может меняться в зависимости от текущих проблем общества, от выбранного курса государственной политики и прочих внутренних и внешних изменений.

Наиболее верное и полное понятие социальной рекламы дает С.П. Гришаев:

——————————–

<1> См.: Малышев М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.-практ. пособ. М., 2009. С. 31.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства.

Статьей 3 Закона о рекламе предусмотрены различные виды информации, которая доводится до граждан-потребителей: просто реклама и социальная реклама. Таким образом, социальная реклама не является разновидностью рекламы, а рассматривается как особый вид информации.

История возникновения социальной рекламы начинается в 1906 году. В это время общественная организация “Американская гражданская защита” создает рекламу, призванную привлечь внимание к вредному влиянию на окружающий мир энергетических компаний. Бурное развитие социальная реклама получила во время Первой мировой войны, когда был создан Комитет по общественной информации, проводящий работу по информированию американского населения о целях и причинах войны.

Следует иметь в виду, что сам термин “социальная реклама” вызывает некоторые сомнения, поскольку в данном случае не рекламируются ни товары, ни услуги, а доводится какая-то социально значимая информация до широких слоев населения. Кроме этого, регулируется она исключительно ст. 10 Закона о рекламе, и иные нормы данного Закона, в том числе положения ст. 14 Закона о рекламе, в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах, не распространяются на социальную рекламу.

Вместе с тем вполне очевидно то, что отношения по производству, размещению и распространению социальной рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми и регулируются в первую очередь гражданским законодательством.

Так, можно нередко встретить плакаты, в которых говорится о последствиях несоблюдения Правил дорожного движения и которые сопровождаются изображениями жертв дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения.

В качестве рекламодателей в социальной рекламе могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 10 Закона о рекламе).

Как следует из ч. 2 ст. 10 Закона о рекламе, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Этот Закон предусматривает принципы открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции при государственных закупках. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” заменил собой Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, предусматривая при этом целый ряд нововведений в правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основным нововведением является создание и ведение в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок единой информационной системы (ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами должно обеспечивать осуществление процедур, предусмотренных контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, предусматривается использование новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, запроса предложений. Наконец, был исключен такой способ размещения заказа, как открытый аукцион, – его функции выполняет электронный аукцион.

В отдельных случаях заключение договора социальной рекламы является обязательным. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Речь, в частности, идет об общих правилах заключения гражданских договоров в части предмета, формы и порядка заключения.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. Однако указанные ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным ст. 10 Закона о рекламе, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Кроме этого, в социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В социальной рекламе можно упоминать о спонсорах, однако существуют ограничения. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 сек., в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – 3 сек., и такому упоминанию должно быть отведено не более 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – не более 5% рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В качестве особой разновидности социальной рекламы следует выделить политическую рекламу или рекламу политических партий, которая проводится в рамках предвыборной кампании . Ее нужно рассматривать как информацию, распространяемую участниками избирательного процесса, о кандидатах на должность Президента РФ, о кандидатах в депутаты и на иные государственные выборные должности с целью формирования общественного мнения как “за”, так и “против” тех или иных кандидатов. Таким образом, ее основная цель – побуждение людей к участию в политических процессах в соответствии со ст. 3 Конституции РФ. Положения Закона о рекламе на политическую рекламу прямо не распространяются (в частности, в ст. 10, посвященной социальной рекламе, о ней не упоминается).

Определение политической рекламы как таковое отсутствует в законодательстве РФ. Единственное упоминание о ней содержится в Законе о рекламе, где лишь в ст. 2 указано, что действие данного Закона не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Основной разновидностью политической рекламы следует считать предвыборную агитацию, но ее определение в Законе о рекламе также отсутствует.

Как правильно отмечено в литературе, будучи упомянутой лишь раз, политическая реклама отождествляется с предвыборной агитацией, причем, исходя из смысла данной нормы, политическая реклама есть категория общая, а предвыборная агитация рассматривается как разновидность политической рекламы <1>. То есть в контексте Закона о рекламе любая предвыборная агитация есть политическая реклама, однако не любая политическая реклама обязательно является предвыборной агитацией.

——————————–

Предвыборная агитация активно применяется в периоды предвыборных кампаний. При этом используются все возможные способы доведения ее до избирателей и, в частности, использование рекламных конструкций. Необходимо иметь в виду, что во время предвыборных кампаний рекламные конструкции, предназначенные для коммерческой и социальной рекламы, широко используются в интересах отдельных депутатов.

Однако следует отметить, что в свое время Центральная избирательная комиссия обратилась в ФАС России за разъяснениями, можно ли использовать объекты наружной рекламы в политических целях, на что антимонопольное ведомство однозначно дало отрицательный ответ. В пояснительном письме было указано следующее: размещение политической информации от партий на рекламных конструкциях даже в форме социальной рекламы невозможно, так как вступает в противоречие с ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе <1>.

——————————–

<1> См.: Мыльников В.В. Проблемы понятия “политическая реклама” // Реклама и право. 2008. N 2. С. 22.

Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный акт, как федеральный закон 38 ФЗ «О рекламе». Речь идет о документе № 38-ФЗ, принятом 13 марта 2006 года. Последняя его редакция – от 08.03.2015 г.

В чем суть?

Федеральный закон 38 «О рекламе» своей целью имеет устранение недобросовестной конкуренции в данной сфере. Его смысл – в защите потребителей от вредного воздействия. Таковым признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать репутацию либо достоинство.

На какие сферы закон о рекламе не действует

К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.

Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.

А еще?

Еще под действие закона не попадает та информация, что размещена на упаковке (данные о производителе и проч.) и любые элементы оформления, относящиеся именно к этому товару, а не к постороннему.

Та информация об объекте, которая естественным образом «вписана» в художественное или научное произведение, упоминает изготовителя либо продавца и не несет коммерческой цели, тоже относится к этой категории.

Федеральный закон «О рекламе» N 38 ФЗ – основные понятия

Давайте определимся с терминами. Под рекламой понимается любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой – широкий круг лиц. Цель ее – привлечение внимания к упоминаемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.

Другое понятие – объект рекламы. Им может быть товар, его изготовитель или продавец, мероприятие (концерт, фестиваль, конкурс, состязание), интеллектуальное достижение. Одним словом, сюда относится все, что требует привлечения внимания.

Товаром считается продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный к продаже, обмену и прочим видам оборота.

Другие понятия

Какими еще терминами оперирует федеральный закон «О рекламе»? Их не так уж много. Например, под так называемой ненадлежащей рекламой понимается та, что противоречит требованиям российского законодательства. А как же именуют здесь субъектов, т. е. действующих лиц?

Рекламодателями, производителями и распространителями называют лиц, занимающихся соответственно изготовлением или продажей товара, приводящих информацию в коммерческий формат и доводящих до потребителя любым способом. Эти три категории субъектов тесно связаны между собой и служат звеньями одной цепи.

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Спонсорская реклама – та, обязательным условием которой является упоминание определенного лица в качестве «благотворителя».

Кроме того, существует и социальная ее разновидность. Под ней федеральный закон «О рекламе» подразумевает информацию некоммерческого характера для достижения целей благотворительности и т. п.

Решение всех упомянутых вопросов находится в компетенции федерального антимонопольного органа, а также его местных представителей.

Что требуется от российской рекламы?

Какого рода они могут быть?

  • любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации;
  • месте происхождения и наличии сертификатов, возможности покупки в конкретном месте или в течение определенного времени;
  • стоимости или цене, порядке оплаты, скидках, тарифах и прочих денежных вопросах;
  • условиях, на которых производятся доставка, ремонт, обмен, обслуживание данного товара, о его гарантийных условиях.

Какая еще информация может быть недостоверной?

Недостоверной является информация о самых разных правилах и сроках проведения мероприятий, числе призов/выигрышей и порядке их получения.

Сюда же относятся любые сведения о лицах, которые являются изготовителями либо продавцами данного товара.

Чего не должна делать реклама?

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.

Российское законодательство дает точное определение понятию социальной рекламы. Прежде всего, эта реклама распространяется с целью донести до большей части населения нужную информацию, которая оповещает о значимых благотворительных, общественных мероприятиях, проводимых городскими или федеральными властями, инвесторами, меценатами и другими лицами, желающими оказать помощь нуждающимся группам лиц. Социальная реклама может распространяться любыми способами, например, показываться по телевидению, вещаться по радио, публиковаться в прессе или продвигаться с помощью наружной рекламы . Она адресуется большой аудитории, которая может воспользоваться данной информацией.

Обязательства владельцев рекламных площадок

Владельцы рекламных площадок обязаны размещать на своих конструкциях до 5% основной площади в год. Телевизионные каналы, операторы наружной рекламы, издатели средств массовой информации обязаны предоставлять 5% своего эфирного времени или печатного полотна для размещения социальной рекламы в год.

Закон о социальной рекламе

Закон о социальной рекламе гласит, что это вид некоммерческой рекламы, которая направлена на изменение моделей общественного поведения и обращение внимания масс к проблемам социума. Обычно заказчиками социальной рекламы выступают государственные органы, специальные службы, отвечающие за порядок в обществе. На изготовление такой рекламы предоставляются скидки, либо она производится бесплатно. Существует и региональная социальная реклама, которая привлекает внимание жителей определенного региона к существующим проблемам. Она призывает изменить отношение к различным сложностям, всем миром бороться с негативными явлениями.

Яркими примерами такой рекламы являются известные кампании по борьбе с пьянством, с насилием в семьях, призывы к соблюдению правил общественного порядка, следованию правил дорожного движения. Большую роль играет и социальная реклама, призывающая к ведению здорового образа жизни, к охране природных богатств и ресурсов. Также важна социальная реклама, призывающая к заботе о близких, о внимании к своим родителям, которые живут в одиночестве и часто нуждаются в любви своих выросших детей. Посмотрите новогодний видео-ролик о маме:

Пункты закона о социальной рекламе

  1. Подавать социальную рекламу могут как физические, так и юридические лица, а также государственные учреждения, органы местного самоуправления, муниципалитеты.
  2. Важно обратить внимание, что в социальной рекламе не должны присутствовать конкретные марки товаров, рекламироваться торговые знаки, бренды. Не должны подчеркиваться какие-либо средства индивидуализации товара или организаций, кроме случаев, оговоренных в пятом подпункте данного закона.
  3. Лица или организации, распространяющие рекламу, в обязательном порядке должны заключать договор на распространение социальной рекламы в пределах 5% объема всей рекламы, распространяемой за год. Порядок заключения такого договора установлен Гражданским кодексом РФ.
  4. Если социальная реклама распространяется в радио или телепередачах, то продолжительность упоминания о спонсорах рекламы не должна превышать 3 секунды, а самому упоминанию или показу спонсоров не должно отводиться более 7% площади кадра. При распространении рекламы другими способами, данная информация не должна занимать более 5% рекламного пространства. Если рекламу подают государственные органы, муниципалитет или местные власти, то эти ограничения не действуют.
  5. В социальной рекламе допускаются упоминания о тех организациях, которые нацелены на улучшение социально значимых объектов, на поддержание нуждающихся лиц, которые оказались в трудных ситуациях, которым требуется лечение или другая помощь.
  6. Социальная реклама допускает показ физических лиц, которые оказались в сложных ситуациях, нуждающихся в благотворительной помощи или лечении.

Функции социальной рекламы

Основными функциями, которые выполняет социальная реклама, является повышение гуманности общества, изменение общественного мнения и направление его на повышение сознательности. С помощью социальной рекламы можно добиваться целей улучшающих жизнь общества.

Этот вид рекламы, как и все остальные, выполняет функцию воздействия на формирование определенных взглядов, устремлений, меняет поведенческие типы людей по отношению к какому-либо объекту, создает новые ценности. Лаконизм и эмоциональность рекламы вызывает отклик у аудитории, находит своих приверженцев, последователей, обращает внимание на существующие в обществе проблемы и побуждает общество бороться с ними.

Типы социальной рекламы

  • Побуждение к здоровому образу жизни, обращение внимания общества на то, что необходимо правильно питаться, заниматься спортом, вовремя обследоваться у врачей. Уделяется внимание таким проблемам, как защита от СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, предохранение от нежелательной беременности, планирование семьи. Другой целью данного типа рекламы является настрой общества на искоренение таких негативных факторов, как алкогольная зависимость, наркомания, курение;

  • Призывы к благотворительности и милосердию. Этот вид рекламы побуждает оказывать помощь общественным организациям, нуждающимся людям, выделению средств на строительство значимых для всего общества объектов, например, на храмы, больницы, здравницы и пр;

  • Пропаганда соблюдения правопорядка и законов. Рекламные плакаты и формируют в обществе желание исполнять конституционные законы, исполнять свои обязанности перед государством и другими людьми, знакомит с аспектами законодательных актов;
  • Событийная реклама выпускается для ознакомления граждан с предстоящими мероприятиями, городскими праздниками, торжественными событиями, целью которых является сплотить общество, удовлетворить его потребность в праздновании важных для всех дат;
  • Информационная реклама, которая направляет в значимые для общества государственные организации, службы. Здесь указываются телефоны, адреса, ссылки на те сайты, которые оказывают услуги, где можно оставить жалобы или предложения, куда следует обращаться в тех или иных случаях.

Каждый из видов социальной рекламы можно разделить на подвиды, и в каждом конкретном случае реклама направлена на определенную цель. Поэтому детальная классификация может меняться в зависимости от текущих проблем общества, от выбранного курса государственной политики и прочих внутренних и внешних изменений.