30.10.2019

Ввц павильон 64. Когда построен, кто архитектор


В 1939–1941 годах - «Ленинград и северо-восток РСФСР», в 1954–1958 годах - «Ленинград и северо-запад РСФСР», в 1959–1966 годах - «Образование в СССР», в 1967–1982 годах - «Экономика сельского хозяйства».

Когда построен, кто архитектор

В 1937 году, реконструирован в 1954 году по проекту Е.А. Левинсона и И.З. Вильнера.

Статус

Объект культурного наследия федерального значения.

Современное состояние

С 6 ноября 2015 года по 13 марта 2016 года в павильоне №64 работала . Она представляет масштабную ретроспективу моделей женской и мужской одежды, а также аксессуаров, которые ярко демонстрируют изменения в российской моде с 1915 по 2015 год.

С 16 сентября 2016 года по 18 января 2017 года в рамках спецпроекта II биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в павильоне №64 «Оптика» на ВДНХ прошла . Экспозиция объединила работы 14 ведущих российских уличных художников, выступивших с критикой общества потребления.

История создания

В результате проведенного в 1936 году закрытого конкурса, призванного определить будущий облик павильона Ленинграда и северо-востока РСФСР на ВСХВ, к реализации был принят проект Е.А. Левинсона, отражавший традиции архитектурной школы Северной столицы, заложенные выдающимся русским зодчим И.А. Фоминым. Как и в архитектуре Ленинграда 1930-х годов, в нем соединились характерные черты «пролетарской классики» и элементы ар-деко. Реализация проекта завершилась в 1937-м.

Два больших симметричных боковых объема фланкировали приподнятый над композицией павильона центральный портик. Разбег сквозных боковых галерей придавал протяженному главному фасаду динамику. Перед входом в павильон был установлен небольшой памятник С.М. Кирову - уменьшенная авторская копия знаменитого памятника на Кировской площади (Н.В. Томский).

В 1949–1954 годах здание было реконструировано по проекту Е.А. Левинсона при участии И.З. Вильнера. Павильон получил новую центральную часть с круглым залом Ленинградской области. Боковые деревянные части старого здания были обнесены новыми галереями. Значительно изменился экстерьер: на смену строгой, геометризированной архитектуре пришел образ, созвучный победному духу времени.

В стилистическом решении обновленного павильона проявились традиции русской архитектуры первой половины ХIХ века. От повышенной центральной части распахнулись в обе стороны крылья, обращенные на площадь некогда открытыми галереями.

Прежде эти галереи украшали скульптуры агронома, колхозницы, рабочего-механизатора и девушки со свеклой (Г.В. Косов, А.П. Силоченко, Г.В. Стамов, А.Г. Овсяников). Но, логично вписываясь в декор фасадов, они подверглись критике со стороны целого ряда искусствоведов и художников, в том числе В.П. Толстого, который в своем докладе 19 ноября 1954 года отмечал следующее: «Статуи рабочих, колхозников, агрономов и т. д., будучи небольшими по масштабам, очень скованны и невыразительны по силуэтам, рассчитаны на какое-то камерное рассмотрение и не работают на большом расстоянии, среди обширной и тесно застроенной площади Колхозов. По своему месту в архитектуре эти скульптурные фигуры как бы приравнены к декоративным колонкам, венчающим кровлю центральной части павильона».

Колоннада второго яруса реконструированного павильона подчеркнула центральную часть высотой 21 м, увенчанную декоративными обелисками, прекрасно сочетающимися с медальоном герба РСФСР в окружении знамен и пальмовых ветвей.

Фасады павильона насыщены тонко проработанными лепными деталями медальонов с развивающимися лентами; снопами, стилизованными под пучки стрел; гирляндами роз и другими элементами, характерными для архитектуры Ленинграда 1940-х годов. Обращают на себя внимание и выразительные штандарты в галереях. Вход в павильон решен в виде трехпролетной триумфальной арки, а над порталом помещен картуш с изображением здания Адмиралтейства.

Е.А. Левинсон, будучи блестящим мастером интерьера, в павильоне, теперь предназначавшемся для экспозиции Ленинграда и северо-западных областей, блестяще применил многие из приемов, ранее использованных им и другими архитекторами в проектировании вокзала в Пушкине (1946–1950) и вестибюлей станций Ленинградского метрополитена «Автово», «Нарвская» и «Площадь Восстания». Вводный и круглый залы вновь были выделены для главной экспозиционной линии, представлявшей Ленинград как «колыбель революции» и Город-герой. Над оформлением залов трудился творческий коллектив Ленинградского отделения Художественного фонда СССР под руководством главного художника павильона Р.А. Карпова.

Вводный зал отличается оригинальным эффектом поднятого на высоту двух ярусов потолка, украшенного декоративными кессонами. На четырех стенах помещены четыре монументальных живописных панно, являющихся превосходными образцами социалистического реализма: «Октябрь 1917 года», «Встреча победителей в Ленинграде 1945 года», «Сборка турбины» и «Механизация сельского хозяйства». Прекрасно сохранились подвешенные к потолку четыре люстры с элементами из кобальтового стекла.

Не менее интересно был оформлен круглый зал Ленинградской области, потолок которого покрывала роспись, исполненная в технике гризайль. Периметр купольного свода украсили картины с изображением достопримечательностей Ленинграда - крейсера «Аврора», «Медного всадника», Дворцовой площади, Нарвских ворот, гирляндами нисходившие от написанной розетки у основания огромной хрустальной люстры. На торцевой стене зала появился горельеф работы Г.В. Косова, А.Г. Овсянникова, В.Г. Стамова и А.П. Тимченко, на котором на фоне памятника В.И. Ленину у Финляндского вокзала были изображены рабочие, колхозники, представители интеллигенции и дети.


Свой стиль в обновленном павильоне получили и пространства, посвященные Коми АССР, Псковской, Новгородской, Калининградской, Вологодской, Архангельской и Мурманской областям. В зале двух последних областей был установлен бюст великого русского ученого М.В. Ломоносова. Нельзя не упомянуть и о вазах из фарфора и янтаря, прежде украшавших интерьеры павильона.

До наших дней сохранился небольшой сквер позади здания. В центре его расположен декоративный бассейн (1937) со скульптурой Б.Н. Сона «Мальчик-рыбак» (1949).

История экспозиций

На ВСХВ 1939 года в восьми залах павильона размещались выставки Архангельской, Вологодской, Кировской, Горьковской, Ленинградской, Свердловской, Карельской, Марийской, Удмуртской, Чувашской областей и Коми АССР. В боковых галереях были установлены доски почета каждого из представленных регионов.

Через год экспозиция Карелии заняла отдельное здание - бывший павильон «Советская Арктика». Необходимость этого обусловило вхождение территории области в состав Карело-Финской ССР. Несмотря на то что основная часть павильона № 64 отводилась демонстрации достижений северо-восточных областей РСФСР, центром экспозиции стали темы «Октябрь 1917 года», «I и II cъезды колхозников-ударников» и «Ленинград - колыбель Великой Октябрьской Революции». В их оформлении приняли участие видные ленинградские живописцы и скульпторы В.А. Серов, П.П. Соколов-Скаля, Е.В. Вучетич и другие.

В 1956 году в павильон вернулась выставка Карелии, в том числе скульптура С. Коненкова «Рунопевец», впоследствии переданная в собрание Карельского художественного музея в Петрозаводске.

В 1959-м в связи с упразднением зональных экспозиций павильон № 64 получил новое название - «Образование в СССР» - и новое наполнение. Тематические разделы «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Значительное внимание в экспозиции уделялось и таким важным вопросам, как роль учителя, деятельность научных и технических сообществ, международные связи высших учебных заведений СССР. Также здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. Различные установки, приборы, модели, вспомогательная литература и многочисленные стенды дополняли мощную картину результатов и перспектив развития советского образования. Экспозицию вводного зала в то время украшала уникальная модель главного здания МГУ. Ныне она хранится в фондах ГНИМА имени А.В. Щусева.

В 1967 году, в период подготовки к экспозиции, посвященной 50-летию Октября, экспозиция была переведена в павильон №2, а в стенах павильона №64 разместились материалы на тему «Экономика и организация сельского хозяйства», оставленные здесь вплоть до середины 1980-х годов. Стенды, красочные витражи, панно раскрывали динамику социально-экономических преобразований сельского хозяйства в Советском Союзе.

Еще через десять лет, в рамках выставки в честь 60-летия Октября, первые два зала павильона были переоборудованы под экспозицию Киргизской ССР.

В 1990–2000-е годы здание наводнила стихийная торговля. К началу 2010-х в павильоне остались коммерческие представительства, связанные с продажей оптических средств, произведений живописи и ювелирного искусства. В круглом зале открылось кафе.

На время реконструкции исторического здания Политехнического музея на территории легендарного Всероссийского выставочного центра открылась временная площадка Политехнического музея. Ее основной частью стала экспозиция «Россия делает сама», посвященная легендарным российским ученым прошлого и настоящего, знаменитые и малоизвестные исследования и разработки разных лет. В экспозиции представлено семь научных областей, семь тем, которые особенно актуальны для современной науки: «За пределами Земли», «Новый антропогенез», «Аналоги природы», «Иллюзии», «Радио+», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы». Каждый раздел разворачивается вокруг ключевого исторического экспоната из коллекции Политехнического музея, рассказывая историю изобретений и их создателей, влияние этих открытий на развитие нашей цивилизации.История павильона Павильон «Транспорт», в котором разместилась временная площадка Политехнического музея, относится к одним из самых старых павильонов на территории ВДНХ. Его входной зал с ампирным портиком и колоннадой был возведен в 1939 году группой советских архитекторов (П.П. Ревякин, А.М. Громов, В.Ф. Туканов, И.А. Игнатьева). Его первое название «Хлопок». В 1954 году павильон был достроен и перепрофилирован в «Земледелие», в 1956 тут разместилась экспозиция более близкая Политехническому музею - «Геология, нефть, химия», в 1958 году – «Химическая промышленность» и, наконец, в 1963 – «Транспорт СССР».

Павильон №64 на ВДНХ , предназначенный для экспозиции Ленинграда и всего Северо-востока России, в отличие от части других выставочных строений, появился в результате архитектурного конкурса, а не был напрямую заказан кому-либо из признанных в то время архитекторов.

Первую премию получила работа зодчего Евгения Адольфовича Левинсона, которая более эффектно отображала традиционные формы, присущие градостроительству в Северной столице той эпохи и определенные известным архитектором Иваном Александровичем Фоминым.

Архитектура и история павильона

Здание павильона №64 спроектировали в смешении двух стилей — французского Ар-Нуво и так называемой «пролетарской классической архитектуры», востребованной в 1930-х годах.

Два симметрично устроенных объема соединили в единое целое размещенным меж ними центральным портиком. Динамичность фасаду придали с помощью сквозных открытых галерей по краям строения.

К открытию павильона в 1937-м году перед зданием установили монумент С.М. Кирову. Это была точная, но уменьшенная копия памятника ленинградскому лидеру, стоявшего на Кировской площади города на Неве.

В период с 1949 по 1954 годы павильон 64 на ВДНХ впервые реконструировали. Проектные работы вновь выполнил архитектор Левинсон, но уже в соавторстве с И.А. Вильнером.

В строении появился новый центральный объем вместо портика, где было устроено зальное помещение округлой формы под экспозицию Ленинградской области. Объемы левого и правого крыла здания, частью построенные из дерева, получили новые каменные галереи.

Существенные изменения внесли и в экстерьер павильона 64, который поменял строгие геометрические формы на более классические, присущие зодчеству XIX столетия: значительно повышенный центр с более низкими разлетающимися крыльями-пристройками и открытыми галереями, обращенными на главную аллею ВДНХ.

В то время галереи были декорированы скульптурными изваяниями агронома, женщины со свеклой, механизатора и крестьянки. Не смотря на их уместное включение в фасад здания, что не вносило диссонанс в его облик, нашлись и критики. В частности, оппонентов не устраивал малый размер форм и отсутствие у них монументальности, что, по их мнению, не соответствовало общей архитектурной концепции тогдашней площади Колхозов.

Колоннада, устроенная на втором ярусе перестроенного павильона 64 на ВДНХ выделила 21-метровый центральный объем, верх которого украсили обелисками и медальоном с изображением герба Российской Федерации в обрамлении стягов и пальмовых ветвей.

Фасадные плоскости строения богато декорировали лепными элементами: медальонами с разлетающимися ленточками; связками стрел, по форме напоминающих злаковые снопы; гирляндами из бутонов и цветков роз, а также иными деталями декора, присущими городской архитектуре Северной столицы 1940-х годов.

Парадный подъезд павильона №64 был исполнен как триумфальная арка с тремя пролетами. Поверх портала закрепили картуш, отобразив на нем здание Адмиралтейства.

Архитектор Левинсон слыл превосходным специалистом по оформлению внутреннего пространства, применив в декоре павильона прежние наработки, использовавшиеся в работах над вокзалом в Пушкине и нескольких станциях метро города Ленинграда. Помимо него в оформительских работах участвовал коллектив Художественного фонда Советского Союза, его Ленинградского филиала, под руководством художника Карпова.

В первом от входа зальном помещении выделяется потолок, устроенный в 2 яруса и декорированный кессонами. На стенах зала размещались монументальные художественные панно, исполненные в стилистике соцреализма. До наших дней сохранились великолепные люстры, украшенные кобальтовым стеклом.

Прекрасно было оформлено и круглое зальное пространство непосредственно под экспозицию Ленинградской области, потолочная плоскость которой украшала роспись в технике гризайль. На поверхности купола разместили живописные полотна с видами Ленинграда, которые будто ниспадали от живописной розетки внушительной люстры из хрусталя. На торцевой стене разместили горельеф с изображением людей — представителей различных социальных классов советского общества, а также детей — на фоне монумента Ленина у Финляндского вокзала города на Неве.

Индивидуальное оформление появилось в реконструированном павильоне 64 и в залах под экспозицию других образований Северо-Восточного региона РСФСР.

Со стороны заднего фасада был устроен маленький сквер, который сохранился до настоящего времени. По его центру разместили в 1937-м году небольшой декоративный водоем, а уже в 1949-м в чаше установили скульптурную композицию «Мальчик-рыбак» работы Бориса Сона.

Сегодня в павильоне 64 на ВДНХ, где в последние годы советской эпохи размещалась экспозиция «Оптика», проходят всевозможные выставки и мероприятия.