07.03.2024

Весенние перелеты птиц. Перелеты, или сезонные миграции птиц. Как птицы находят дорогу


Обычное утверждение, что птицы летят весной на север‚ а осенью на юг, является значительным упрощением, хотя оно почти так же справедливо, как всякое краткое обобщение. Довольно известным исключением служат вертикальные миграции птиц с хребтов в долины, а во влажных тропических лесах для каждой популяции наблюдаются менее длительные перемещения, связанные с кормовыми условиями в дождливый и засушливый периоды.

Миграции океанских птиц могут происходить почти в любом направлении. Например. белолобая крачка, гнездящаяся в Новой Зеландии, осенью летит почти строго на запад, чтобы провести зиму на восточном и юго-восточном побережье Австралии. Американский красноголовый нырок, который гнездится в прериях по берегам небольших озер, летит зимовать почти прямо на восток - к Атлантическому побережью, Зимующий в Индии розовый скворец улетает гнездиться на северо-запад, в степи Турции и юга России.

В Южном полушарии, вполне понятно, направление перелетов обратное: осенью птицы летят зимовать на север, и тропикам. Причем такие миграции предпринимает здесь меньшее количество сухопутных птиц, чем можно было бы ожидать. Это отчасти объясняется тем, чтов Южном полушарии площадь суши, расположенной в умеренном климате, гораздо меньше‚ чем в Северном. Надо учесть также что птицы Южного полушария изучены значительно хуже. Птицы южных морей тоже совершают дальние миграции, особенно виды, гнездящиеся на берегах и прибрежных островах Антарктиды. Даже пингвины, которые могут путешествовать только вплавь, мигрируют весной на сотни километров к югу, в район Антарктики, а зимой возвращаются обратно в более теплые воды. Пожалуй, наиболее хорошо изучены перелеты начурки Вильсона. Это один из многих видов буревестников размером приблизительно с американского странствующего дрозда. Матросы называют ее «цыпленком Матушки Кэри». Обычно эти птицы летают над самыми волнами, нередко перебирая перепончатыми лапками по воде, словно помогая полету. Хотя качурки, когда наблюдаешь за ними с корабля‚ выглядят слабыми и похожи на мотыльков, они легко выдерживают океанские штормы и проводят большую часть своей жизни вдали от берегов. Качурка Вильсона гнездитея на небольших островах между южной частью Южной Америки и прилегаюшими районами Антарктиды, особенно на Южной Георгии, Южных Шетландских островах и Южных Оркнейских островах. В течение марта и апреля — осенних месяцев Южного полушария — эти качурки мигрируют на север, в тропические воды Южной Атлантики. В июне их очень много у восточных берегов Соединенных Штатов, значительно больше, чем местных северных качурок, гнездящихся в это время на островах у берегов штата Мэн и Новой Шотландии. В течение северного лета они широко распространяются по Северной Атлантике от Новой Англии и залива Св. Лаврентия до Бискайского залива и северо-западных берегов Африки. В октябре качурки Вильсона начинают двигаться к югу и встречаются уже от тропических вод Атлантики, особенно у африканских берегов, на юг до мест их гнездовых колоний. Как показывает рисунок ниже, эти птицы, несмотря на их малые размеры и относительно медленный полет, мигрируют почти так же далеко, как полярная крачка, о чьих подвигах мы уже отзывались с восхищением.

Наблюдения за качурками Вильсона в Северной и Южной Атлантике. Белыми кружками обозначены места, где они отмечались в январе, а кружками с точкой - в июле.

Большинство мигрирующих птиц Северного полушария, вообще говоря, движется на север или на юг, но их истинные пролетные пути могут отклоняться на 45-60° от компасного направления на север при весенних перелетах или на юг осенью. Далеко не всегда эти отклонения объясняются направлением береговой линии или речной долины. по которой летят птицы. В Западной Европе многие птицы летят осенью из Скандинавии, Англии и Северной Германии на юго-запад в южную Францию или Испанию. Другие птицы из тех же гнездовых областей летят осенью в юго-восточном направлении, на Ближний Восток. Многие птицы из двух этих групп останавливаются на Средиземноморском побережье, но не меньшее количество птиц других видов летит и прямо на юг, в Африку. Во время ежегодных миграций из Европы в Африку сотен видов птиц заметно их стремление лететь не прямо через Средиземное море, а обогнуть его с востока или с запада-через Испанию и Гибралтарский пролив. С другой стороны, многие виды летят и прямо через Средиземное море, никуда не отклоняясь. Хорошим примером первой группы птиц, летящих окольным путем, является крупный, хорошо заметный и всем известный белый аист. В Западной Европе были окольцованные тысячи этих аистов, а повторные встречи их по всему маршруту перелета позволили довольно точно обозначить путь, по которому они путешествуют (рисунок ниже). Примерно такие же выводы можно сделать и о миграциях птиц в Северной Америке, надо только «заменить» Средиземное море Мексиканским заливом. Наибольшее различие заключается, пожалуй‚ в том, что мощные горные массивы западной части Соединенных Штатов и Центральной Америки несколько изолируют птиц тихоокеанского побережья от обитателей равнин центральной части США и восточного побережья. Но и здесь есть исключения, особенно среди водоплавающих птиц.

Осенний перелет европейского белого аиста. Аисты, гнездящиеся во Франции и на западе Германии, летят через Испанию, те же, что гнездятся дальше на восток, огибают Средиземное море с восточной стороны.

Многие североамериканские виды птиц из обширных районов гнездования в восточной и центральной части США или южной Канаде летят более или менее строго на юго-восток во Флориду, на Багамские острова или на острова, расположенные в восточной части Карибского моря. Некоторые из них летят по этому маршруту с крайнего севера. К этой группе относятся и кулики, гнездящиеся по побережью Ледовитого океана в северной Канаде и достигающие Атлантики около устья реки Св. Лаврентия. Многие из этих куликов летят дальше на юго-восток или на юг, в Южную Америку. Зимовки некоторых видов находятся значительно южнее экватора, как, например, у рисового трупиала или американский бурокрылой ржанки (рисунок ниже). Многие мигранты не придерживаются строго какого-нибудь направления в течение всего весеннего или осеннего перелета. Картирование большого числа пролетных путей ясно показывает наличие особых «поворотных пунктов», расположенных в определенных точках маршрута. Например, птицы Северной Европы, которые огибают Средиземное море с юго-востока или юго-запада, достигнув Марокко или Египта, меняют направление и летят почти прямо на юг.

Маршруты перелетов взрослых американских бурокрылых ржанок осенью и весной. Молодые птицы этого вида летят на юг приблизительно по маршрутам весенних перелетов взрослых птиц к северу. Таким образом, они находят дорогу от гнездовий в Арктике, где вывелись, к местам зимовок в Южной Америке без помощи взрослых птиц своего вида.

Реферат по биологии на тему:

Перелёты птиц

Владивосток


Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно за­мечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной ис­чезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму?

Исчезают на зиму одни птицы и появляются другие не только на Севере. На юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. На севере птиц заставляют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге - смена влажных и засушливых сезонов. Там, где птицы размножаются, т. е. на севере и в умеренном климате, они проводят меньшую часть года, а большую часть затрачивают на перелеты и жизнь в местах зимовок. Тем не


менее ежегодно перелетные птицы возвращают­ся туда, где они вывелись в прошлом году. Если весной птица не вернулась на родину, можно считать, что она погибла.

Чем лучше птица находит свою родину, тем более вероятно, что она выживет и выведет по­томство. Это понятно: ведь любое животное, в том числе и птица, наиболее приспособлено к тем условиям, где оно родилось. Но, когда на родине условия жизни изменяются - насту­пает похолодание, исчезает пища, птица вы­нуждена лететь в более теплые и обильные пи­щей места. Птицы, совершающие такие путеше­ствия, называются перелетными.

Но есть птицы, которые круглый год нахо­дят на родине подходящие условия для сущест­вования и не совершают перелетов. Это оседлые птицы. Оседлы, например, обитатели наших лесов: глухарь, рябчик. Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним отно­сятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускают­ся в долины.

Наконец, имеются и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неу­рожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечет­ки и еще многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях Средней и Центральной Азии саджи.

Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других - оседлые. Серая ворона из северных областей России улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая. Черный дрозд у нас - перелетная птица, а в городах Западной Европы - оседлая. Домовый воро­бей в Европейской части России живет круг­лый год, а из Средней Азии улетает зимовать в Индию.

Места зимовок у перелетных птиц постоян­ны, но там они живут, не придерживаясь опре­деленных узких районов, как при гнездовании. Естественно, что птицы зимуют там, где при­родные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные - в лесистых местах, прибреж­ные - по берегам рек, озер и морей, степные- в степях.

Точно так же и в перелетах птицы придер­живаются привычных и благоприятных для них мест. Лесные птицы совершают перелеты над лесистыми местностями, степные - над сте­пями, а водные двигаются вдоль речных долин, над озерами и морскими побережьями. Птицы, гнездящиеся на океанических островах, совер­шают перелеты над открытым морем. Пересека­ют большие морские пространства и некоторые материковые птицы. Например, чайки-моевки, гнездящиеся у берегов Кольского полуострова, зи­муют в Северо-западной Атлантике и дости­гают западного побережья Гренландии.

Иногда птицам приходится преодолевать во время переле­та непривычные для них мест­ности, например пустыни. Птицы стараются быстрее мино­вать такие места и летят на­больших пространствах «широ­ким фронтом». Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Места с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на севере они появляются позже, чем на юге. Каждый вид птиц улетает и приле­тает в определенное время, хотя, конечно, погода оказывает влияние на сроки отлета и прилета.

Птицы одних видов летят поодиночке, дру­гих - группами или стаями. Для многих ви­дов характерен определенный порядок распо­ложения птиц в стае. Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны - редкими цепочками, кроншнепы и кулики-соро­ки-«шеренгой», гуси и журавли-«углом». У большинства птиц самцы и самки летят одно­временно. Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок. Молодые птицы

Журавли летят "клином"

иногда отлетают на зи­мовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие- ночью, а днем останавливаются на кормежку.

Скорость полета птиц на пролетах относи­тельно невелика. На­пример, у перепела - 41 км/час. Наибольшая скорость у черного стри­жа - 150 км/час.


Высота перелета - средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над землей. Еще ниже - при встречном ветре, сильной облачности, осадках. Крупные виды летят примерно на вы­соте 1-2 тыс. м, сред­ние и мелкие - около 1000-500 м. Однако в области Гималаев гор­ные гуси на пролете на­блюдались на высоте около 8 тыс. м над уров­нем моря.

При такой скорости полета птицы могли бы за относительно корот­кое время достигнуть об­ласти зимовки или гне­здовья. Но на самом деле перелет обычно растяги­вается на долгое время. Считают, что птицы при дальних перелетах по­крывают за день от 150 до 200 км. Таким обра­зом, например, воробьи­ные птицы затрачивают на перелет из Европы в Центральную Африку 2-3 и даже 4 месяца.

При весеннем пере­лете птицы обычно ле­тят быстрее, чем при осеннем.

Некоторым птицам приходится покрывать при перелетах очень большие расстояния. По­лярные крачки с Крайнего Севера Америки летят зимовать за 10 тыс. км на юг Американ­ского континента, на юг Африки и даже в Ант­арктику. Щурки, гнездящиеся в Азии, зимуют в Южной Африке. Около 30 видов птиц, гнездя­щихся в Восточной Сибири, зимуют в Австра­лии, дальневосточные кобчики - в Южной Аф­рике, некоторые американские кулики - на Гавайских о-вах. В ряде случаев «сухопутные» птицы вынуждены пролетать над открытым мо­рем от 3 до 5 тыс. км.

Направление перелетов определяется не толь­ко местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприят­ными для кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осе­нью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и юго-запад и зимуют в Западной Европе.

Бывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы Европейской ча­сти России летят в южном направлении к Каспий­скому морю, а их родичи из Западной Сибири- на юго-запад.

Североамериканские птицы обычно движутся на юг к экватору, но некоторые виды летят и дальше, даже к Огненной Земле.

Чернозобые гагары из Западной и Средней Сибири пролетают через тундру к Белому мо­рю и оттуда, отчасти вплавь, перемещаются на зимовку к берегам Скандинавии и в Балтийское море.

Если птицы одного вида гнездятся и на се­вере, и на юге, то обитатели севера зимуют обыч­но южнее, чем их южные сородичи. Например, тундровые соколы из Сибири зимуют на Южном Каспии, в Северной Африке и Южной Азии, а соколы того же вида, гнездящиеся в средней полосе Европейской части России, совершают сравнительно небольшие кочевки и зимуют не южнее Средней Европы.

Значительный перелет совершает маленькая птичка - овсянка-дубровник. Она гнездится на пойменных лугах речных долин, например Мо­сквы-реки и Оки. Прилетает она весной поздно, в конце мая, улетает раньше других воробьиных, и, как удалось проследить, осенью она летит на зимовку через всю Сибирь и Даль­ний Восток в Южный Китай. Большое хозяйственное значение имеют зи­мовки охотничье-промысловых водоплавающих птиц. Большинство гнездящихся у нас уток зимуют вне границ России - в Северо-западной Европе (в области Балтийского и Северного морей), в области Средиземного моря, в низовьях Дуная, в долине Нила, в Малой Азии, Иране, Индии, в Юго-Восточной Азии. Но много раз­личных птиц зимует и на территории России - на юге Каспия, и бывших республиках СССР в Азербайджане, Туркмении, у Черного моря, на оз. Иссык-Куль в Киргизии. В этих местах зимой скапливается огромное ко­личество уток, гусей, лебедей, куликов. Для их охраны созданы специальные заповедники.

За время перелетав и на зимовках гибнет очень много птиц. Так, например, на Каспий­ском море и в Закавказье погибают каждую зиму десятки тысяч уток. Они гибнут от бес­кормицы, сильных моро­зов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. Водоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой на Каспийском море па­роходами. Нефть пачка­ет перья, на них нали­пает песок, и птицы уже не могут летать. На юге Украины смена дождей и похолодании губит много дроф. Под дождем их перья намокают и смерзаются от наступившего похолодания.

Много было догадок и предположений, по­чему птицы улетают на зиму и как они нахо­дят при перелетах дорогу. У некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. Следовательно, молодым никто не по­казывает дорогу на зимовку.

ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ*

Одно из сложнейших периодических явлений в жизни птиц, заключающееся в правильном переселении некоторых птиц осенью, после вывода птенцов, на юг и в столь же правильном возвращении их весной на север, к местам гнездования. Во всякой фауне отличают птиц оседлых, т. е. живущих в данной области круглый год; летующих? прилетающих в область лишь для вывода детей; на лето (эти две категории составляют контингент птиц, гнездящихся в области); пролетных? встречающихся исключительно во время своего пролета весной на север и осенью? на юг; зимних? являющихся в область лишь зимой; наконец, залетных? т. е. таких, появление которых не ежегодно, неправильно, одним словом, ненормально. Последние три категории суть птицы негнездящиеся. Между всеми перечисленными категориями резких границ, однако, нет: все они соединены промежуточными звеньями. Так, например, один и тот же вид в одной области является оседлым или кочующим, в другой летующим или пролетным. Большая часть оседлых птиц после вывода птенцов начинает перемещаться с места на место в пределах известной области (птицы кочевые), и у многих типично перелетных птиц эти местные, так называемые летние перелеты мало-помалу переходят в отлет. Итак, перемещение с места на место присуще птицам в высокой степени. Сам собой напрашивается вопрос: что же заставляет их перемещаться? Когда принимались в расчет лишь типичные представители главных категорий, указанных выше, исчезание птиц осенью, с наступлением холода, возвращение их весной, с наступлением тепла, наводило прежде всего на мысль, что причиной перелетов являются температурные условия. Должная оценка переходных категорий в связи с изучением летних перемещений привела в новейшее время почти всех к убеждению, что главным стимулом к перемещениям вообще является недостаток специальной для каждого вида пищи, а что температурные условия имеют лишь косвенное значение? поскольку они обусловливают бескормицу. Если совершать местные перелеты заставляет птиц таким образом недостаток пищи, то естественно допустить, что и более далекие перелеты вызываются тем же условием. Если птица остается на месте, пока находит необходимый ей корм, и покидает его только при недостатке корма, то можно предположить, что передвижение возникло у птиц первоначально оседлых. Есть местности на земном шаре, которых гнездящиеся птицы не покидают после вывода птенцов. Так, в большей части южного полушария настоящих перелетов нет, а есть только явления, соответствующие нашим кочевкам, хотя последние и происходят тут в более грандиозных размерах. Это обстоятельство должно навести на мысль, что П. птиц в северном полушарии обусловлены чем-то таким, чего в некоторых частях южного полушария не существовало. "Вряд ли, ? говорит профессор И. А. Аллен, ? что-либо может считаться точнее установленным, чем то, что умеренно теплый или субтропический климат преобладал до конца третичной эпохи на всем пространстве почти до северного полюса; климат был прежде настолько равномерен повсюду, что необходимость П. птиц едва ли могла существовать. При последующем оледенении северных областей птицы должны были быть оттеснены к югу, где таким образом борьба за существование сильно возросла. Формы, нелегко приспособлявшиеся к новым условиям, вероятно, вымерли, из остальных? менее чувствительные к климатическим переменам старались подвигаться несколько к северу во время более теплых летних промежутков, но снова оттеснялись назад наступлением зимы. Такие передвижения, сначала короткие и постепенные, расширялись и усиливались по мере того, как холод отступал к северу и открывал для существования летом все большие и большие пространства". Итак, П. приводятся Алленом в связь с существованием в северном полушарии ледникового периода. "Предположим, ? говорит Уоллэс ("Nature", V, стр. 459), ? что какой-нибудь вид, усвоивший себе привычку передвигаться, может с успехом гнездиться в известной области, но что он не может находить в ней достаточно корма в течение остальной и притом большей части года. Ясно, что те особи вида, которые не покидают области гнездования в определенное время, начнут терпеть нужду и в конце концов вымрут; то же самое будет и с теми особями, которые не покинут области зимней кормежки в надлежащее время. Если далее предположить, что две названные области когда-то соприкасались, но постепенно разъединились под влиянием геологических и климатических изменений, то можно понять, каким образом могла сделаться по крайней мере наследственной привычка пускаться в путь в определенное время и стать таким образом инстинктивной. По всей вероятности, на земном шаре найдутся и теперь еще все переходы от полного совпадения двух указанных областей до полного их разъединения, а изучение жизни птиц даст все переходы между оседлой птицей, круглый год живущей на одном месте, и между типичной перелетной, область гнездования которой совершенно отделена от области зимовки". Иными словами, Уоллэс полагает, что необходимая для сохранения вида привычка к передвижению постепенно выработалась, укрепилась и стала наследственной путем естественного подбора.

Что же гонит птиц из области зимовья, где изобилие корма несомненно? Возможно, что какая-либо потребность птицы остается на юге в известное время неудовлетворенной и заставляет ее предпринимать далекое путешествие. Действительно, вопреки еще недавним сомнениям вопрос о вторичном гнездовании перелетных птиц на зимовье считается теперь решенным в отрицательном смысле. С другой стороны, тысячами примеров может быть подтвержден факт, что птица всегда стремится гнездиться на одном и том же месте во что бы то ни стало. Ограничимся лишь тремя примерами: в Айвасаксе (Финляндия) сапсан, Falco peregrinus, гнездился на одной и той же скале с 1736 по 1855 гг. и, вероятно, занимает ее и до сих пор; лазоревка, Parus coerulens, гнездилась в Оксбридже с 1785 по 1873 гг. в глиняном сосуде, поставленном на дерево; авдотка, Oedicnemus crepitans, строила гнездо в Суффольке много лет на одном и том же месте, несмотря на то, что сначала оно располагалось на совершенно бесплодном участке, а затем сделалось центром цветущих плантаций. Итак, привязанность к месту родины вряд ли может не приниматься в расчет при рассмотрении вопроса о причине ежегодного возврата птиц на гнездовья. Уже давно было известно, что во время своих П. некоторые птицы следуют по определенным путям; так Сундеваль (Sundevall) указал пути П. журавля, Grusgrus. Но лишь в 1874 г. профессору Пальмену удалось доказать, что большинство птиц летит по путям, вполне определенным "географически", и что в промежутках между этими главными трактами П. нет. Кроме того, он выяснил, что пути пролета водных птиц следуют береговой линии моря, а в тех местах, где последние летят поперек континента, располагаются вдоль больших рек. К труду своему Пальмен приложил карту, на которой нанесены главнейшие пути пролета водных птиц в Европе и Азии (см. прилагаемую карту).

Пелагические и прибрежные пути пролета птиц, по Пальмену.

Автор различает четыре главных типа путей? 1) океанические, 2) прибрежные, 3) болотные и 4) континентальные? и доказывает, что по каждому из этих главных типов тянут соответственные виды птиц. Наиболее непонятными из допущенных Пальменом путей являются океанические (А, В, X), а из остальных те, которыми чисто морские птицы тянут поперек континентов (С, D); с первого взгляда представляется также странным, почему птицы пересекают Средиземное море не по ближайшим между Европой и Африкой расстояниям. Уоллэс объясняет эти факты иным распределением суши и моря в предшествующие геологические периоды. Океанические пути прежде пролегали вдоль побережья впоследствии разъединенной суши; наоборот, там, где путь морской птицы следует теперь поперек континента, прежде было море. Изменения эти шли, понятно, настолько постепенно, что птицы могли привыкнуть к ним мало-помалу, сами того не замечая. Нам остается добавить, что каждый вид имеет свой собственный путь пролета, так что мы должны рассматривать так называемые пути пролета как совпадение путей пролета нескольких видов? результат, к которому пришел профессор Мензбир, исследуя пролеты наземных птиц Европейской России (1886). В Центральной Азии те же пути изучал покойный Северцов (1880). Весьма интересен вопрос, каким образом птицы находят дорогу при своих перелетах, тянущихся часто на тысячи верст (Сев. Европа? Южн. Африка около 10000 верст). Некоторые наблюдатели полагают, что птицы руководятся в пути исключительно своим прекрасным зрением. Однако зрение вряд ли может помочь при столь обыкновенных у птиц путешествиях в пасмурные и темные ночи, а также тем из птиц, которые переносятся, не останавливаясь, разом на большие расстояния. Пальмен, ссылаясь на то, что большинство залетных птиц суть молодые, полагает, что руководят в путешествии птицы старые, уже проделавшие путь, и, следовательно, видит в опыте главный фактор уменья находить дорогу. Несмотря на всю очевидность этого фактора, он тем не менее не единственный, потому что у большинства птиц первыми отлетают именно молодые, а помимо того есть виды, у которых молодые и старые летят всегда отдельно, иногда разными дорогами; наконец, есть виды, путешествующие всегда одиноко. Уоллэс объясняет эту способность унаследованной бессознательной привычкой, а Вейсман "прирожденным талантом к географии". Наконец, Миддендорф и Ньютон подошли, вероятно, ближе всех к истине, аналогизируя рассматриваемую способность птиц со способностью других животных и многих человеческих племен ориентироваться среди неизвестной местности. Чем объяснить это уменье ориентироваться, мы не знаем, но несомненно, что оно существует. Если положить его в основу, то в связи с замечательно развитой у птиц памятью места, с прекрасным зрением их, быстротой (сокол Генриха IV пролетел от Фонтенбло до Мальты? 2000 верст? в один день) и высотой полета (по некоторым вычислениям, до 15000 футов), способность птиц находить дорогу не покажется нам слишком загадочной. Закончим несколькими положительными данными о П. Уже Миддендорф показал, что только в Центральной Сибири птицы тянут весной (осенью всюду обратно) прямо с юга на север, а что в Европейской России направление их с юго-запада на северо-восток, тогда как в Восточной Сибири с юго-востока на северо-запад. Есть доказательства, что у некоторых видов течения происходят и по другим направлениям, например с востока на запад и с запада на восток (осенью обратно). Однако и при этих направлениях весенний П. всегда идет к северу, а осенний к югу. Миддендорфу мы обязаны доказательством того, что не во все более северные места птицы прилетают позже, чем в несколько более южные. Стремление доказать, что прилет птиц находится в полной зависимости от температурных условий? не подтверждается: есть птицы, прилетающие и отлетающие почти день в день, несмотря ни на какую погоду. Раз прилетевши, птицы обыкновенно предпочитают погибнуть от голода и холода, чем вернуться обратно. Самцы весной прилетают большей частью раньше самок; это объясняют их большей силой и выносливостью: на большом расстоянии они успевают опередить самок. Есть намеки на то, что чем севернее птица гнездится, тем южнее она зимует. Более длинное крыло (махи первого разряда) свойственно птицам, совершающим более далекие П. Некоторые птицы летят одиноко, другие семьями, многие сбиваются для этой цели в стада, которые могут состоять и из различных видов, часто относящихся к различным отрядам. Так называемые исключительные П. некоторых птиц, не имеющие никакой правильной периодичности, должны быть отнесены частью к явлению кочевок, частью к тому, что принято называть переселением животных (см.). Наблюдения над П. птиц получали широкую организацию в Западной Европе в течение последних 20 лет. Лучше всего поставлено дело в Великобритании и Северной Америке, в долине Миссисипи. Замечательны также 50-летние наблюдения Гетке на Гельголанде.

Главнейшая литература. Middendorff, "Die Isepiptesen Russlands" (СПб., 1845); Palm en, "Ueber die Zagstrassen der Vo gel" (Лейпциг, 1876); Homeyer, "Die Wanderung der V o gel" (Лейпциг, 1881); Severzoff, "Etude sur le passage des oiseaux dans l"Asie Centrale" ("Bull. Soc. Natur. Moscou", 1880, стр. 243?287); Menzbier, "Die Zugstrassen der V ogel in europai schen Russland" (ib., 1886, стр. 291?369); Palm en, "Referat uber den Stand der Kentnisse des Vogelzuges" ("Ungar. Comite fur den II internation. Orn. Congress", 1891); Ga tke, "Die Vogelwarte Helgolands" (Брауншвейг, 1891).

В. Бианки.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ* в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ
    одно из сложнейших периодических явлений в жизни птиц, заключающееся в правильном переселении некоторых птиц осенью, после вывода птенцов, на юг …
  • ПТИЦ в Словаре экономических терминов:
    ОХРАНА МЕЖДУНАРОДНАЯ - см МЕЖ ДУНАРОДНАЯ ОХРАНА ПТИЦ …
  • ПЕРЕЛЕТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. см. перелететь. 2. Передвижение птиц из мест гнездования в места зимовок. Весенний, п. 3. Падение снаряда, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    перелёт, перелёты, перелёта, перелётов, перелёту, перелётам, перелёт, перелёты, перелётом, перелётами, перелёте, …
  • ПЕРЕЛЕТ в словаре Синонимов русского языка:
    передвижение, полет, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЕРЕЛЁТ в Словаре русского языка Лопатина:
    перелёт, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    перелёт, …
  • ПЕРЕЛЁТ в Орфографическом словаре:
    перелёт, …
  • ПЕРЕЛЕТ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! падение снаряда, пули дальше цели перелет падение снаряда, пули дальше цели (а также вообще падение того, что брошено, дальше …
  • ПЕРЕЛЁТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    перелёта, м. 1. только ед. Действие по глаг. перелететь-перелетать. Стрелять птицу в момент перелета. || Сезонное переселение птиц в другие …
  • ПЕРЕЛЁТ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) Действие по знач. глаг.: перелетать (1*), перелететь. 2) Состояние по знач. глаг.: перелетать (1*5), перелететь. 3) а) Сезонное …
  • ПЕРЕЛЕТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПЕРЕЛЕТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. действие по гл. перелетать I, перелететь 2. состояние по гл. перелетать I 5., перелететь 3. Сезонное массовое перемещение …
  • ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ
    птиц, ежегодные более или менее дальние перемещения всей или части популяции птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением …
  • САМЫЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ БЕСПОСАДОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕТ БЕЗ ДОЗАПРАВКИ;"РОБЕРТФЕРРИ"
    Самый длительный беспосадочный перелет без дозаправки был выполнен Робертом Ферри, который в апреле 1966 г. на самолете Хьюз УОН-6Апролетел 3561,6 …
  • ПЕРЕЛЕТ ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН НА НАПОЛНЕННОМ ГЕЛИЕМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ;"СТИВ ФОССЕТ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Наполненный гелием воздушный шар под управлением Стива Фоссета преодолел 8748,11 км от Олимпийского стадиона в Сеуле, ЮжнаяКорея, до Мендхэма, пр. …
  • ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ в Энциклопедии Биология:
    , периодические переселения птиц из мест гнездований в места зимовок и обратно, одна из форм миграций птиц. Совершаются обычно на …
  • ГЕССА, ПЕРЕЛЕТ
    10 мая 1941 заместитель фюрера по партии Рудольф Гесс совершил в тайне от нацистского руководства перелет в Шотландию с целью …
  • КОЛЬЦЕВАНИЕ ПТИЦ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    птиц, один из метолов мечения животных; широко используется для изучения биологии диких птиц. Пойманной птице надевают на лапку лёгкое (обычно …
  • ЛОНДОН-НЬЮ-ЙОРК;"ДЭВИД ДЖ. СПРИНГБЕТТ И ДЭВИД БОЙС" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Самый быстрый перелет изцентра Лондона до центра Нью-Йорка занял 3 ч 59 мин 44 с, а обратный перелет -3440 мин …
  • в Однотомном большом юридическом словаре:
  • КОММЕРЧЕСКИЕ ПРАВА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТАХ в Большом юридическом словаре:
    - предоставляемые государствами иностранным авиапредприятиям, воздушные суда которых в надлежащем порядке зарегистрированы в какой-либо стране, права на осуществление над своей …
  • ПТИЦЫ в Энциклопедии Биология:
    , класс позвоночных животных. Включает 28 отрядов и ок. 9 тыс. видов. Встречаются практически повсюду, включая Арктику и Антарктику. Высокоорганизованные …
  • БЫТ 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ХАУСХОФЕР, КАРЛ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Haushofer), Гаусгофер (1869-1946), немецкий политический деятель и ученый, глава германской геополитической школы. Родился 27 августа 1869 в Мюнхене. С 1887 …
  • ГЕСС, РУДОЛЬФ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Hess), (1894-1987), один из руководителей нацистской Германии, заместитель фюрера по партии, нацист "номер три". Родился 26 апреля 1894 в Александрии, …
  • 1922.09.04 в Страницах истории Что, где, когда:
    Первый перелет через США, на который потребовалось менее суток, совершает лейтенант Джеймс Г. ДУЛИТТЛ на модифицированном самолете Де Хэвиленд DH-4B. …
  • МУСКУЛОЛЕТ
    летательный аппарат, приводимый в действие мускульной энергией пилота. Аппапараты могут быть выполнены в виде самолета, вертолета и махолета. За рубежом …
  • ВОЛЬТИЖИРОВКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (вольтиж) ...1) вид конного спорта и конного цирка (перепрыгивание, перелет наездника к партнеру с лошади на лошадь и др.)....2) Вид …
  • ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Валерий Павлович , советский лётчик, Герой Советского Союза …
  • СССР. ХРОНОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Хронология исторических событий 9-1 века до н. э. 9-6 вв. до н. э.- Государство Урарту. 7-3 вв. до н. э.- …
  • САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    спорт, вид военно-технического спорта, органически связанный с развитием авиации, общего и спортивного самолётостроения. Включает: 1) полёты на самолётах разных …
  • ОРНИТОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. ornis, род. падеж ornithos - птица и...логия), отрасль зоологии, изучающая птиц, их эмбриологию, морфологию, …
  • АВИАЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. aviation, от латинского avis - птица), летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В 60-е гг. 20 …
  • СТРЕЛЬБА АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В С. из артиллерийских орудий различают два периода: 1) пристрелку и 2) стрельбу на поражение, причем первая состоит в подыскании …

Различают гребной н парящий полеты птиц. Парение - это полет на почти неподвижных крыльях. Парением птица может подниматься и спускаться; при спуске она часто прибегает к скольжению. При этом птица использует термические восходящие потоки, возникающие над неравномерно нагреваемой подстилающей поверхностью, или, как их обычно называют, термики. Легкий термический поток над ровной местностью или у склона имеет скорости от 0,5 до 1,0 м/с; в эту амплитуду и укладываются скорости парящих птиц. Чем выше, тем скорость восходящих потоков больше, поэтому лучшие парители - грифы и кондоры - забираются иа огромную высоту.
Термин нередко достигает в высоту несколько тысяч метров, диаметр его десятки или сотни метров. Парение кругами объясняется стремлением птиц не выходить за пределы поддерживающих их терминов. При парящем полете на дальность птица кругами поднимается вверх в пределах одного термина» затем планирует (скользит) к другому, вновь поднимается на высоту возможно большую, вновь скользит и т. д. Термики особенно сильны бывают под облаками. Иногда облака образуют целые гряды, и тогда в атмосфере возникает своеобразная воздушная дорога, которой и пользуются парящие птицы. В некоторых местах вследствие особенностей орографии восходящие потоки воздуха отличаются особым постоянством. В них, как правило, проходят четкие пролетные пути аистов, журавлей, дневных хищных птиц. Небольшие термики образуются иа лесных полянах и у опушек леса; ими обычно пользуются при охотничьих облетах своих участков канюки. При движении грозового облака воздушные массы поднимаются со скоростью 7-8, а иногда и 10 м/с. Этим тоже пользуются многие птицы, в частности чайки. Ранним утром терминов почти не бывает, поэтому грифы начинают парить после того, как солнце прогреет землю и возникнут восходящие потоки.
Кроме терминов птицы используют потоки обтекания, возникающие при встрече движущихся масс воздуха с препятствиями. На суше это может быть дом, лес, холмы к особенно горы. В море потоки обтекания возникают от высокой волны, парохода, острова. При следовании за пароходом чайки держатся в слабых штоках обтекания по нескольку часов без взмахов крыльями. Но воздух над морской поверхностью более подвижен, чем над сушей. Восходящие" и нисходящие потоки постоянно перемешиваются., беспрерывно образуются локальные завихрения, поэтому парение над морем вынужденно носит более динамичный характер, чем спокойное, относительно статическое парение в. материковом воздухе. Отсюда и различия в строении крыльев лучших парителей суши и моря: могучие широкие крылья грифа и длинные узкие крылья альбатроса. Последний при парении использует разницу в скорости движения слоев воздуха. У поверхности воды птица помещается между двумя волнами, где ветер слабее. Затем поворачивает против ветра и возносится на высоту 10--15 м, где поворачивается вбок и с боковым, а то и с попутным ветром соскальзывает почти до самой воды, после чего вновь разворачивается против ветра. У самого крупного странствующего альбатроса такой: цикл занимает 10-11 с.
I
Иногда птицы попадают в нисходящие потоки воздуха, так называемые «воздушные ямы», что случается чаще с молодыми. Птицы падают иа несколько десятков метров, нередко при этом они оказываются в воде, но обычно успевают выбраться из воздушной ямы энергичным машущим полетом.
Гребной полет ¦-¦ это полет с машущими крыльями. Источником энергии здесь служит мускульная сила птицы, а не энергия движущегося воздуха, как при парящем полете.. Моменты планирования в комбинации с взмахами крыльев используются многими птицами, но никаких особых «полу- скользящего» или «скользяще-гребного» типов полета выделять, как показал Н. А. Гладков (1949), не следует.
В пределах машущего, или гребного, полета можно выделить вибрационный полет (колибри) и волнообразный полет (дятлы), когда взмахи чередуются с паузами, при которых крылья прижаты к телу. Так же летают зяблик и многие другие воробьиные. Наконец, термин хлопающий полет правильнее относить только к полету куриных. Он отличается быстрыми и шумными взмахами крыльев, кратковременностью и способностью с места давать большую скорость. Некоторые типы полета, например полет утки, кулика, голубя, сокола, исследованы плохо и не имеют своих терминов. Они пока объединяются под названием «гребной полет», хотя и существенно различаются.
Энергия скользящего полета берется из ускорения силы тяжести. Обычно птица прибегает к скользящему полету,.
имея уже определенную поступательную скорость. При этом юна мало теряет и в высоте, и в скорости, так как основной источник энергии заключается не в силе тяжести, а в энергии поступательного движения, развитой предыдущими взмахами крыльев. Полет стрижа, видимо, и есть сочетание вибрационного полета со скольжением. Скользящий полет часто называют планирующим.
«Трепещущий» полет - «висеиие» птицы в воздухе с помощью быстрых и соответственно направленных взмахов крыльев (пустельга, высматривающая добычу) - утомителен и ограничен во времени. «Висеиие» колибри осуществляется при совершенно особых движениях крыльев и потому, как уже говорилось, выделяется в особый вибрационный полет. По механике работы крыла он схож с полетом насекомых. Полет спиной вперед доступен только колибри.
‘ Взлет требует приобретения необходимой для нормального полета скорости. Крупные птицы обычно бросаются вниз. Так, аист падает в воздухе подчас до 10 м, прежде чем наберет нужную скорость и сделает первый взмах крыльями. Мелкие птицы делают один прыжок в воздух, а крупные - разбегаются против ветра. Большой разбег по воде делают утки, особенно нырковые, а также лысуха. Для стрижа взлет с поверхности земли труден, хотя н возможен. А поганка с земли взлететь не может, только с воды. При взлете все птицы машут крыльями чаще и сильнее, чем при установившемся полете; амплитуда каждого взмаха также больше.
При посадке птица уменьшает крыльями скорость полета, но кистевые части крыльев при этом продолжают совершать ту же работу, что и при трепещущем полете, - создавать силу, направленную вверх. Поэтому подъемная сила не падает ниже минимально допустимой величины. Перед самой посадкой широко расставленные крылья гасят скорость и переводят энергию поступательного движения в подъемную силу: птица несколько поднимается в воздухе и затем спокойно опускается в намеченной точке. У многих птиц в торможении участвуют хвост н лапы.
Фигурный полет -- мертвые петли, бочки, спуск на крыле, полет вверх ногами - доступен многим птицам, но используется ими редко, обычно лишь во время брачных игр.
Скорости полета птиц велики. Так, грачи развивают скорость 65 км/ч, скворцы -¦ 70-80, серый журавль и крупные чайки - 50, зяблики, чижи -- 55, ласточки-касатки - 55-60, дикие гуси - 70-90, кулики - в среднем 90 км/ч. Быстрее всех летают стрижи: черный стриж летит со скоростью ПО-150 км/ч, а стриж колючехвостый считается самой быстрой птицей, его скорость составляет 170 км/ч.
От скорости, с которой птица передвигается в воздухе, следует отличать суточную дальность полета, которая даже во время весенних миграций неожиданно мала. Так, зафиксированная дальность полета у аистов составляла в сутки 91, 120 и 240 км, у грача - в среднем 55, у горихвостки - 44’км. Как правило, средняя суточная дальность полета птиц приблизительно соответствует по абсолютным показателям их обычным кормовым перемещениям в гнездовое время. И только в особых условиях, чаще всего над морем, птицы совершают длительные беспосадочные полеты. Так, бурокрылая ржанка во время осенних миграций преодолевает над Тихим океаном расстояние от Алеутских до Гавайских островов - примерно 3000 км. Многие птицы -пересекают Мексиканский залив в месте, где его ширина 1300 км. При перелетах через Средиземное море птицы летят над водой 600-750 км. Около 300 км приходится преодолевать перепелам, летящим осенью из Крыма в Турцию через Черное море.
Среди птиц можно найти полный ряд переходных видов - от строго оседлых до правильно перелетных. У широко распространенных птиц такие переходы наблюдаются в пределах одного вида: сапсан, кряква, камышница. Наличие особей, не проявляющих стремления к перелетам, отмечалось у многих видов (зарянка в Мо-скве, кряквы в Прибалтике, многие утки в истоках Ангары, полевые жаворонки в Тургайской ложбине и т. д.). В последнее время возникают оседлые городские популяций у перелетных видов (черный дрозд в городах Европы, кряква на прудах Москвы и т. д.). Таким образом, перелеты птиц - вынужденное явление, к которому в ходе эволюции птицы пришли, следуя путем «проб и ошибок». Ошибки были губительны, удачные пробы приводили к выживанию, к передаче опыта потомству.
Перелеты птиц, хотя в отдельных -случаях и повторяют путь расселения вида, в целом хорошо соответствуют современной географической и экологической обстановке. Они очень динамичны и подчас меняются на наших глазах. Созданы новые водохранилища в Туркмении - и появились новые зимовки и новые перелетные пути к ним. Зарегулирование стока Нила и осушение нильской дельты вызвало массовые перелеты палеарктическнх уток через Сахару на зимовки в Экваториальную Африку.
Во время перелетов птицы летят либо широким фронтом, либо попользуют определенные экологические русла, дающие основания говорить о пролетных путях. В этих случаях птицы следуют вдоль берега моря или склона горного хребта, летят по речным долинам, через перевалы и т. д. (например, Куршская коса на Балтике или перевал Чокпак в Таласском Алатау). Выделяются также «узловые точки» пролетных трасс, в которых птицы в массе останавливаются на отдых и кормежку, задерживаясь нередко на длительный
срок, чтобы затем совершить очередной «бросок» до следующей * «узловой точки». Примерами могут служить дельты Волги, Кубани, Амударьи, некоторые острова (Мальта,. Гельголанд, Барсакельмес) и озера (Теииз, Челкар-Теигиз„ Балхаш близ устья Или), островные леса (нагорные дубравы Поволжья, степные боры Казахстана, массивы саксаульников в Кызылкумах) и т. п.
Высота полета птиц во время перелетов, особенно ночью, оказалась много выше, чем считалось ранее. Над Северным морем отмечено много перелетных птиц на высоте 3900 м, а максимальная высота - 6400 м! На первый взгляд это явление трудно объяснимо, но высота обеспечивает ориентировку перелетных птиц по наземным ориентирам. Хотя кривизна Земли и ограничивает видимость, но все же при подъеме она заметно увеличивается. Так, при прозрачном воздухе видимость с высоты 100 м - 35,7 км, 1000-113 км, 2000 - 159 км, 3000 м - 195 км.
Кроме того, на большой высоте птицы могут воспользоваться сильными воздушными течениями нужных направлений, в том числе и восходящими. Сплошная облачность дезориентирует птиц, они либо прекращают перелет, либо летят в случайно выбранном направлении, а потом дрейфуют по ветру, видимо, теряя навигационные способности.
Во время перелетов у птиц самых разных систематических и экологических групп бывает значительное число «ошибок» - залетов. Примеров дальних и неожиданных залетов можно привести много: поморники - на Рыбинском водохранилище и оз. Теигиз Целиноградской обл., фламинго- под Томском и Ленинградом, моевка - в Туве, горные чечетки - в Московской обл. и т. д., вплоть до австралийского журавля - в Якутии (в 80-х годах XIX в. добыт под Якутском, хранится в Зоологическом музее МГУ) и колибри - на о. Ратманова в Беринговом проливе.
В ряде случаев залеты, несомненно, вызываются штормовыми ветрами, ио значительное их число обусловлено ошибками самих птиц. Залеты, как правило, заканчиваются гибелью, хотя в отдельных случаях могут приобретать регулярный характер и приводить в конце концов к расширению ареала. Именно так, залетами, расселялись кольчатая гор-1 лица, свнрнстелевый сорокопут, майна и другие птицы. Гага на Черном море из залетной превратилась в регулярно зимующую и, наконец, загнездилась.
Залеты птиц, многочисленные их ошибки, ставят под сомнение абсолютный характер их способности к ориентации в пространстве. Это очень важный, принципиальный момент. Способность птиц находить дорогу к местам гнездовий или зимовок принимается априорно. Закономерности птичьих миграций имеют вероятностный характер. При этом для
17
жаждой отдельно взятой особи вероятность прилета в нужную точку далека от стопроцентной. Правильнее всего будет считать, что количество птиц, успешно завершающих перелеты, обеспечивает ежегодное воспроизводство в количестве, -покрывающем ежегодную убыль. При этом нормы годовой -смертности у перелетных птиц, улетающих от суровой зимы в благодатные теплые края, отнюдь не меньше, чем у птиц, остающихся зимовать в суровых северных условиях. В этом отношении перелетные птицы ничего не выигрывают по сравнению с оседлыми, просто они не могут иначе, они вынуждены лететь. И при малейшей возможности не лететь - в массе не летят, остаются. Так, обильный урожай рябины в.необычайно суровую зиму 1939/40 г., когда ® Москве температура воздуха падала до -44°С, привел к массовой зимовке дроздов-рябииников. Обычно же, в годы со средним и тем более низким урожаем рябины, эти птицы зимовать не остаются, хотя температурные условия бывают мягче. Обильные урожаи семян березы и ольхи приводят к массовым зимовкам чижей и т. д. Наконец, в Москве возникли оседлые популяции грачей и скворцов, которые всю зиму -кормятся на свалках и около баков для мусора. Количество зимующих птиц этих видов растет из года в год и мало зависит от степени суровости зимы. В Прибалтике в местах -сброса теплых вод электростанциями еще недавно зимовало около 5 тыс. крякв, по последним сведениям, их количество выросло до 50 тыс.
«Захват» птиц, особенно молодых, волной мигрантов разных видов обычно не учитывается даже при постановке опытов с насильственной задержкой. Такие опыты ставились с утками в США, с аистами в Европе. Молодых птиц отлавливали, затем ждали пока улетят все птицы этого вида, затем, окольцевав их, выпускали и, наконец, получив кольца о мест обычных зимовок этих видов, считали, что наследственное запечатление пролетного пути доказано. А что поток более поздних мигрантов обязательно должен был подхватить этих птиц, не учитывалось. В природе обычны случаи, когда к группе или стае птиц одного вида присоединяются особи других видов. Особенно часто это можно наблюдать именно осенью, когда среди мигрантов преобладают молодые птицы. Среди куликов или речных уток осенью трудно встретить стаю из птиц одного вида, чаще всего они смешанные.
Когда серые гуси или журавли совершают обычные кормовые перелеты (с мест дневки или ночевки на кормежку и обратно), то каждый косяк птиц летит таким образом, чтобы видеть стаю, летящую впереди. Если передний косяк начинает набирать высоту, то же самое и иа том же месте или чуть раньше делает следующий за ним косяк и т. д. Паво- роты, разведочные круги, посадка - все повторяется. Таким образом, складывается коллективная система использования пространства и избегания опасности, система, которая охватывает не только членов одного косяка, но значительно-" большую массу птиц, порой до нескольких тысяч.
"в. Э. Якоби, используя метод радарных наблюдений, показал что и во время перелетов птицы нередко ориентируются по впереди летящим стаям. Расстояние между стаями- может быть 50-60 км, т. е. стаи находятся в Пределах видимости друг друга. Связанные зрительно, они обозревают сразу сотни километров. Чем больше высота полета и многочисленнее стаи, тем реже они летят. При низкой облачности и плохой видимости стаи малочисленные, летят они ниже и ближе друг к другу. У некоторых видов, например" серой вороны, перелет представляет поток одиночных вроде бы птиц, но каждая из них следует за своим «ведущим» и следит за иим, а порой - и за соседями. Возможен и такой вариант, при котором в начале осеннего пролета летят одиночки, потом они соединяются в стайки, а еще южнее-- в крупные стаи. В любом случае такой шток может растянуться на многие сотни километров. В. Э. Якоби предполагает, что именно так осуществляется перелет воробьиных, птиц над морем. Поскольку птицы берут направление, очевидно, на берегу, а потом летят, не сворачивая, ясно, что за- первой стаей, взявшей правильное направление, могут долгое время следовать все новые и новые стаи разных видов. Такая эстафета может продолжаться и ночью. Видимо, это- ближе к истине, чем утверждения, что птицы вносят поправку на положение солица, пользуясь при этом особыми «внутренними часами», и более того, ориентируются по Полярной, звезде. Конечно, птицы учитывают положение солица и звезд и их смещения (в экспериментах, правда, достаточно противоречивых, это было показано), -но «подвижные ориентиры» в виде летящих впереди стай, по-видимому, гораздоважнее.
Не менее важны наземные ориентиры *- долины рек, горные хребты, озера, а в «ряде случаев и отдельные, хорошо: заметные постройки, башни, высотные дома и пр. Так, почтовые голуби Останкинской биостанции МГУ при тренировках неизменно ориентировались на купол главного павильона ВДНХ и лишь от него поворачивали к своей голубятне.
Способность птицы возвращаться к своему гнезду с любого значительного расстояния получила название хоминг (от английского home - дом). Опыты с.разными видами птиц дали противоречивые результаты. Яспо лишь, что возврат к гнезду носит столь же вероятностный характеїр, как и попадание на зимовку или в гнездовую область во время перелетов. В незнакомой местности сразу после вылета по

вой линии хорошо заметные формы рельефа, телевизионная вышка и т п.), поворачивают в нужном направлении. Во всяком случае/почти все увозившиеся от гиезд птицы тра-
иьлпим * - -
тили иа возвращение к ним значительно больше времени, чем требовалось на полет по прямой. Естественно, что срок возвращения всегда оказывался прямо пропорционален расстоянию, на которое увозили птицу. Наконец, при массовых опытах с ласточками и другими птицами было выяснено, что процент вообще не вернувшихся птнц достаточно велик. То же наблюдается и при тренировке на дальние расстояния почтовых голубей: процент возвратов и их скорость быстро падают при увеличении расстояния.
Для ориентировки птиц во время перелетов существенное.значение имеют их поелегиездовые кочевки, во время которых они знакомятся с территорией. Работами Я. А. Внксне доказано, что выбор молодыми озерными чайками будущего места гнездования в значительной мере определяется нх знакомством с водоемами, полученным во время иослегнездо- вых кочевок. Эти наблюдения раскрывают одну из причин частого нарушения птицами так называемого «гнездового консерватизма», т. е. обязательного возвращения для гнездования к месту своего рождения. С другой стороны, они не оставляют сомнения в том, что зрительная память у птиц великолепно развита.
Затраты энергии во время перелетов впервые точно установлены в опытах на Куршской косе. На расстоянии 50 км друг от друга были построены большие ловушки. Разница в среднем уровне энергетических резервов у птнц, попавших в первую и вторую ловушки, составляла затраты энергии на 50 км полета. Выяснилось, что зяблики тратят на полет в -3,8 раза больше энергии, чем иа «существование», юрок и чиж - в 2,5 раза больше. Если учесть заведомо заниженные показатели энергии существования птиц в клетках, то разница между затратами энергии во время «обычной» жизни и иа перелетах будет еще меньше.
В. Р. Дольник с сотрудниками установил, что дальние мигранты, обладающие экономичным полетом, тратят около 3 ккал на 100 км полета. Если принять эти цнфры за основу, то затраты энергии будут примерно равны:

Средиземное море и Сахара (3600 км) - 108 ккал,
Мексиканский залив Балтийское море Черное море
(3500 км) - 105 ккал, (300 км)- 9 ккал, (500 км) - 15 ккал.

Расчеты эти формальны, они не учитывают возможности выбора птицами сильных воздушных течений, идущих в нужном направлении. Но тем не менее самые дальние мигранты из мелких птиц, весом 15"-30 г, должны иметь в организме энергетические резервы общим объемом не менее 100 ккал. Таким резервом служит жир.
Жир обладает калорийностью 9,5 ккал/г, тогда как калорийность образующихся в организме углеводов (гликогена) ниже более чем в два раза - 4,2 ккал/г. При сжигании в ходе работы жира высвобождается некоторое количество воды (так называемая метаболическая вода); пока птица тратит жир, она почти не нуждается в воде. Путь окисления жира в тканях птицы короче, чем при использовании с качестве источника энергии углеводов, что очень важно при высоком темпе обмена веществ. Наконец, при окислении углеводов образуется молочная кислота - одни из основных источников мышечного утомления. При окислении жира молочной кислоты не образуется, поэтому у перелетных птиц во время миграции жнр вытесняет гликоген из его основных хранилищ - печени и грудных мышц. Это дает значительный выигрыш. Примерно половина необходимого количества жира размещается в мышцах печени и брюшной полости. Другая половина откладывается непосредственно под кожей птиц; вначале подкожный жир откладывается только на.птерилиях, а потом - и на аптериях. У многих куликов, например, тело покрыто толстым слоем жира, который просвечивает под тонкой кожей. Масса птиц во время миграций на 20-40% больше обычного за счет жира. Чтобы обеспечить себя энергией в 100 ккал для дальнего перелета (порядка 3000 км), птица должна запасти около 11 г жира.
Обычно максимальное количество" жира соответствует необходимым затратам для совершения очередного «броска» во время перелета. Накопление жира у мелких птиц (при благоприятных условиях питания) идет со скоростью 0,1- 0,5 г/сут. Поэтому «набор» миграционного жира занимает не менее 10-15 дней (с учетом, что он начинается ие от нуля, а от какого-то ранее достигнутого уровня). Количество ¦потребляемой пищи резко возрастает, наблюдается гипер- ¦фагия, или переедание. В немиграционный период, даже при обилии пищи, гиперфагии и мощных жировых отложений не бывает. Нет этого и у оседлых птиц, которые никогда так не жиреют, как перелетные.
При истощении жировых резервов миграция прерывается и начинается усиленное кормление. В отдельных случаях мелкие птички за сутки могут накопить более \ г жира, а н клетке отощавшая птица набирает до 2 и даже 5 г жира н сутки!
Запасы жира необходимы для нормального перелета.
При осеннем перелете перепелов в Крыму вначале летят* по данным Е. П. Спангенберга, почти исключительно взрослые самцы с обильным запасом жира; их масса достигает 146 г. Позже среди пролетиых птиц постепенно начинают преобладать самки, а затем все чаще встречается молодь обоего пола, обладающая довольно значительным количеством жира. Когда же массовый- пролет перепелов закончится, на южном побережье «появляется поздняя молодь массой не выше 75 г, которая, по-видимому, не летит дальше, а частично гибнет в зимнее ненастье, частично благополучно переживает зиму. Такие молодые птицы никогда не образуют стай и высыпок, а одиночками (распределяются на площади южного побережья» (Спаигенберг, 1948, с. 89).
Для успешного окисления значительного количества жира в полете требуется обилие кислорода. Здесь следует обратить внимание на особенности дыхательной системы птиц, снабжающей организм кислородом. Легкие птиц невелики и занимают небольшую часть орудной полости. Очень мала.растяжимость птичьих легких, особенно при сравнении их с легкими млекопитающих. Более того, если у нелетящей птицы механизм дыхаиия сводится к приближению и удалению грудииы от позвоночника за счет работы межреберных мышц и движения ребер, то в полете этот механизм выключается, ребра делаются неподвижными. Но включается другой замечательный механизм - «двойное дыхание». В действие вступают воздушные мешки.
Кроме подсобной носоглоточной системы воздушных мешков, связанных с пневматизацией некоторых костей черепа, у птиц имеется сложная и огромная по сравнению с легкими система легочных мешков. Они отходят от разветвлений бронхов и в отличне от легких очеиь растяжимы. Ко проходящие в стейках воздушных мешков кровеносные сосуды не связаны с кровеносной системой легких, так что считать воздушные мешкн органами дыхания в прямом смысле нельзя. В то же время роль их в дыхании птиц велика.
Различают две пары самых крупных воздушных мешков- загрудные и брюшные, впереди от них лежат еще т.ри пары более мелких мешков. В сумме воздушные мешки наполняют все тело птицы, их ответвления проникают в кости, мускулы, позвоночник; у некоторых птиц ответвления воздушных мешков лежат между кожей и мускулатурой. Воздушные мешки играют решающую роль в вентиляции легких. П.ри вдохе воздух, богатый кислородом, наполняет не только легкие, но и воздушные мешки. При выдохе воздух из мешков вновь продувается через легкие н отдает им свой кислород. Мышцы, управляющие движением крыла, особенно важны: «они давят на передние мешки, продувая бывши» в них воздух через легкие. Так возникает «двойное» дыхание птиц, при котором усвоение организмом кислорода происходит при вдохе и при выдохе. Отсюда и высокая интенсивность окислительных процессов у птиц. Местом обмена газов служат не только легкие, ио и пневматические полости костей, одетые эпителием и богатые капиллярами. Кроме того гемоглобин крови птиц легко отдает кислород, поэтому выделение кислорода капиллярными сосудами в ткаии тела происходит очеиь интенсивно. С этим и связаны высокая постоянная температура тела птиц и энергичный обмен веществ. Число дыханий у мелких птиц очень велико: у воробьиных - около 90-100 раз в минуту, у колибри даже 108-146 раз (по другим сведениям - 180 раз), тогда как у коршуна-18, у кондора - 6, у эму - 2-3 дыхания в минуту. При беспокойстве количество дыханий и ударов сердца птицы резко возрастает.
Благодаря системе воздушных мешков и «двойному» дыханию, чем быстрее машет птнца крыльями в полете, тем лучше и полнее сменяется воздух в ее легких. Поэтому одышки при быстрых летательных движениях у птиц иет. Воздушные мешки имеют и другие важные функции. С их внутренних поверхностей происходит испарение, что особенно важно при сухой, лишенной желез коже. Тем самым успешность терморегуляции, в частности предохранение от перегрева важнейших органов тела (сердца, легких, кишечника, половых желез и пр.) в значительной мере определяется работой воздушных мешков. В холодную же погоду мешки способствуют сохранению тепла. Кроме того, воздушные мешки сокращают треиие между внутренними органами птицы, облегчают изменение их формы и объема -при наполнении зоба и пищевода. При броске в воду воздушные мешки ослабляют толчок, испытываемый организмом, а под водой они могут многократно прогонять один и тот же объем воздуха через легкие, До полной отдачи кислорода, чем продлевают время нахождения птицы под водой. Кроме того, в воде н на воде воздушные мешки способствуют регулированию удельного веса птицы. Наконец, у некоторых птиц воздушные мешки раздуваются при токовании (фрегат) или играют роль резонаторов.
Энергетика полета обеспечивается и приспособлениями к нему кровеносной системы птиц: у них полностью отделена артериальная кровь от венозной, сердце четырехкамерное и сравнительно крупное. Особенно большие сердца у хорошо летающих птиц. При приблизительно равной массе самих птиц сердце чеглока составляет 1,7% общей массы тела, у пустельги - 1,19, а у сороки -¦ только 0,934%. Наибольшая относительная масса сердца у самых мелких птиц: у пенечки-трещотки-1,829%, а у колибри - 2,4-2,85%! Повышенная интенсивность кровообращения связана с большой потерей тепла V мелких птиц, имеющих «невыгодное» соотношение объема тела и его поверхности. Так, потеря тепла на килограмм массы за 1 ч для утки равна 6 ккал, для голубя - 10 и для воробья - 35. Относительная масса сердца увеличивается также у северных и горных подвидов.
Энергичный обмен веществ обусловлен еще и большой частотой сердцебиений; у мелких птиц частота пульсаций сердца заметно выше, чем у крупных. Сердце воробья сокращается 460 =раз в минуту, у галки - 342, у каиюка - 301, у кряквы - 317, у индюка--93, у страуса--140 раз. Эти цифры примерны; в состоянии покоя сердце бьется почти в два раза медленнее, чем при быстром движении. У разных особей вариации также могут быть велики: у домашних кур - 140--390 сердцебиений в минуту, у голубей-136- 360, у зеленушки - 703-848, у щегла - 914-925. У колибри в состоянии покоя пульс достигает 500 ударов в минуту, в полете же - до 1200 ударов при 600 дыханиях amp; минуту. Правда, цри ночном оцепенении и снижении температуры тела до 15-20°С (по некоторым данным, даже до 10-12°) пульс колибри снижается до 100-50 ударов в минуту. Таким образом, напряженность кровообращения у птиц хорошо соответствует большим затратам энергии во время полета.

Перелёты птиц

ежегодные более или менее дальние перемещения всей или части популяции птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением хотя бы части птиц обратно; один из видов Миграции животных . П. п.- приспособление к сезонным колебаниям климата, позволяющее использовать для гнездования территории, пригодные для жизни в один сезон (в Сев. полушарии - это лето, в тропиках - влажный период) и непригодные в др. сезоны. П. п.- наследственно закрепленное явление, возникающее в результате расселения вида на новые территории или изменения условий существования на его родине. Поэтому одни популяции вида могут быть оседлыми, другие перелётными. Сроки П. п. часто зависят от способа питания: большинство зерноядных птиц прилетает раньше насекомоядных, среди последних позднее прилетают виды, ловящие насекомых в воздухе (стрижи, ласточки). Некоторые виды, например кулики, рано прилетают и рано улетают, но обычно чем раньше птицы прилетают, тем позднее они улетают. Весной у большинства видов птиц самцы летят раньше самок, взрослые - раньше молодых; осенью - наоборот. Дальность перелёта зависит от экологических потребностей птиц (зерновидные зимуют ближе к местам гнездования, насекомоядные - южнее, водоплавающие - не севернее границы замерзания водоёмов и т.д.), успешности конкуренции на зимовках с др. видами, местными прилётными, и от истории вида. Самый дальний перелёт совершают полярные крачки: они гнездятся в Арктике, а зимуют в Антарктике. Близко от мест гнездования зимуют вороны, грачи, пуночки, многие дрозды. Если области гнездования и зимовок перекрывают друг друга, то в совпадающей части гнездившиеся птицы (а зиму замещаются более северными, чем создаётся ложное впечатление оседлости (например, вороны). Часто более южные популяции оседлы или отлетают недалеко, более северные зимуют южнее. Самки некоторых видов зимуют южнее самцов многих видов, приступающих к размножению в возрасте старше 1 года, первогодки проводят лето вне гнездового ареала. Некоторые виды совершают промежуточные перелеты: чижи и чечетки - после первого гнездования перелетают дальше на С., где гнездятся вторично; кряквы - в места линек (См. Линька) (самцы - после того как самки сядут на яйца, самки - после размножения); скворцы после размножения - в направлении зимовок. Молодые чирки-трескунки совершают послегнездовые кочёвки на тыс. км; у др. видов кочёвки короче, часто в пределах нескольких км. Осенний П. п. может начаться, таким образом, либо с кочёвок, либо после промежуточного перелёта, либо с мест гнездования и вылупления птенцов. Большинство видов птиц начинают перелёт после линьки, у некоторых линька приостанавливается на время перелёта, третьи линяют на зимовках. Изменение пищевых и погодных факторов в соответствующий сезон может стимулировать или приостанавливать перелёт некоторых видов птиц. Но в др. сезоны ухудшение условий не вызывает П. п., хотя может привести к гибели птиц. Способность к перелётам проявляется в результате развития у птиц перелётного состояния, которое сопровождается отложением в их теле жира, появлением особых суточных биологических ритмов (См. Биологические ритмы) активности, стремлением двигаться в определённом направлении и образованием стай. Весной сигналом к подготовке к перелёту для многих видов птиц служит увеличение длины дня. Сроки подготовки к осеннему П. п. устанавливаются весной и в дальнейшем контролируются эндогенным «окологодовым» биологическим ритмом. У птиц, мигрирующих на большие расстояния, перелёт начинается сразу же после завершения подготовки к нему. У птиц, улетающих недалеко, время отлёта может быть ускорено или задержано внешними условиями. Направление П. п. обусловлено расположением благоприятных для зимовки мест и их доступностью. Многие виды из Европейской части СССР летят в юго-западном направлении, в Западную Европу и в Африку. Скворцы из Прибалтики летят на З., на Британские острова, чечевицы из Европы - на Ю.-В., в Южную Азию. Выбирая маршрут перелёта, птицы максимально используют благоприятные для данного вида ландшафты; однако при необходимости птицы преодолевают такие преграды, как Средиземное море, Сахара или Мексиканский залив. Способность находить верное направление перелёта - врождённое свойство. Некоторые птицы ориентируются при этом по Солнцу, звёздам, а возможно, и по геомагнитному полю (см. Ориентация животных). У молодых птиц до отлёта вырабатывается способность находить весной гнездовую территорию, а на зимовках - место прошлогодней зимовки. В результате, как показывает кольцевание птиц, они из года в год возвращаются в места гнездовий и зимовок. У чижей, клестов эта особенность проявляется слабо; некоторые виды кочуют всю зиму. Большинство птиц совершает перелёты днём и ночью, лишь немногие виды - только днём. Дневной П. п. начинается после восхода Солнца и длится 2 - 5 ч; иногда перелётная активность повышается в конце дня. Ночной П. п. начинается через 40 - 60 мин после захода Солнца и длится обычно всю ночь. Ночью П. п. происходит на высоте от нескольких сот м до нескольких км. Днём он также может происходить высоко, но иногда (при встречном ветре или при полёте на близкое расстояние) птицы летят на высоте нескольких м - нескольких десятков м. Большинство птиц летит стаями, лишь немногие виды - в одиночку. Стайность выгодна для ориентации, уменьшает ущерб, наносимый хищниками, синхронизирует поведение птиц и, возможно, облегчает передачу опыта. Известны разные построения стаи - шеренга, вереница, клин и более сложные - многослойные. Строй стаи облегчает использование аэродинамических условий и расширяет обзор. Средняя скорость П. п. от 30 - 50 км в сутки (у близко перелетающих синиц) до 200 - 300 км в сутки (у далеко улетающих славок, трясогузок, мухоловок). П. п. продолжается обычно 1 - 2 мес и его продолжительность мало зависит от его дальности. Скорость нарастает к концу перелёта, поэтому в средних широтах осенний П. п. протекает медленнее, чем весенний. Птицы летят не каждый день, они чередуют 1 - 2 дня (или ночи) полёта с остановкой на 5 - 10 суток. Затраты энергии в полёте в 12 - 14 раз больше, чем в покое, и запасы жира у птиц быстро расходуются. Во время остановки они накапливаются вновь. Чем больше затраты энергии на перелёт к месту зимовки и обратно, тем меньше энергии тратится на терморегуляцию в течение зимы в результате зимовки в более тёплых условиях.

Лит.: Мензбир М. А., Миграции птиц с зоогеографической точки зрения, М.- Л., 1934; Промптов А. Н., Сезонные миграции птиц, М.- Л., 1941; Штейнбахер И., Перелёты птиц и их изучение. пер. с нем., М., 1956; Гриффин Д., Перелёты птиц, пер. с англ., М., 1966; Дольник В. Р., Таинственные перелёты, М., 1968; Михеев А. В., Перелёты птиц, М., 1971.

В. Р. Дольник.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Перелётные птицы
  • Переливание крови

Смотреть что такое "Перелёты птиц" в других словарях:

    ПЕРЕЛЁТЫ ПТИЦ - ежегодные относительно дальние перемещения птиц из области гнездования в область зимовок с возвращением хотя бы части птиц обратно; одна из форм миграции животных. Перелёт приспособление к сезонным колебаниям климата и зависящим от этого факторам … Биологический энциклопедический словарь

    ПЕРЕЛЁТ ПТИЦ - массовая миграция птиц из мест гнездования в климатически более благоприятные области (осенний перелёт птиц) для зимовки и их возвращение (весенний перелёт птиц). Перелёт птиц адаптация к сезонным изменениям климата и зависящим от этого наличия… … Экологический словарь

    Всемирный день перелётных птиц - Всемирный день перелетных птиц. Каждую вторую субботу мая по просьбе орнитологов лаборатории Корнелла, США с 1993 года отмечается Всемирный день перелетных птиц. И, хотя этот праздник считается международным, в основном мероприятия связанные с… … Википедия

    Перелётные птицы

    Перелётная птица - Клин серых журавлей. Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая… … Википедия

    перелёт - а; м. 1) к перелететь перелетать. Перелёт через горы. Перелёт птиц к озеру. Перелёт бабочки с цветка на цветок. 2) Непопадание в цель артиллерийского снаряда, летящего дальше цели. Перелёт! сказал командир орудия … Словарь многих выражений

    Перелётные птицы - птицы, ежегодно совершающие более или менее далёкие перелёты от мест гнездований на зимовки и обратно. В отличие от П. п., у кочующих птиц областью зимовки служит ближайший экологически благоприятный район, не разобщённый с областью… … Большая советская энциклопедия

    перелётный - ая, ое. 1) Улетающий на зиму в южные страны (о птицах) Летят п ые птицы. Стая перелётных птиц. 2) трад. поэт. Легко и быстро перемещающийся, перелетающий. П ая вьюга. П ая метель … Словарь многих выражений

    ПЕРЕЛЁТ - ПЕРЕЛЁТ, перелёта, муж. 1. только ед. Действие по гл. перелететь перелетать. Стрелять птицу в момент перелета. || Сезонное переселение птиц в другие страны. Перелёт журавлей на юг. 2. В авиации дальний полет от одного пункта к другому по… … Толковый словарь Ушакова