02.07.2020

Узоры на бересте. Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс. С. Г. Жижина Кружево из бересты


Резьба ещё один способ работы с берестой . Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым - геометрические и растительные орнаменты. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка. Так же используется фон из ярко окрашенной бумаги или даже фольги.

Инструменты для резьбы по бересте

Нож-резак — основной инструмент для резьбы по бересте. Другие инструменты, которые не менее важны, например: для разметки рисунка, это - линейка, угольник, циркуль, шильце. Весь процесс резьбы по бересте проходит на специальной дощечке чтобы не испортить поверхность стола.
Весь процесс изготовления берестяных изделий состоит из трёх этапов: изготовление заготовок, изготовление орнамента и монтаж (соединение резного узора с поверхностью берестяного изделия.

Изготовление заготовок бересты для резьбы

Чтобы приготовить заготовку для резьбы, бересту нужно очень хорошо очистить с двух сторон и расслоить (оптимальная толщина заготовки 2мм). Если береста очень сухая, её можно распарить в горячей воде. Замочить в горячую воду и подержать в воде часа 3-4. После такой бани береста должна хорошо разбираться на слои. Если все-таки слой плохо отлипает один от другого, то можно помочь деревянным ножом. Это удобно и можно не боятся повредить бересту.

Теперь береста нарезается на полоски нужного размера.

Изготовление рисунка для резьбы

Для нанесения рисунка используются шаблоны. Ведь если рисунок повторяется в орнаменте, то проще изготовить шаблон и уже по шаблону наносить рисунок на заготовку.

Резьба обычно выполняется на подкладочной ровной и ошкуренной дощечке (чтобы не порвать бересту ведь она всего 2мм толщиной). И вообще это удобно.
После нанесения на заготовку рисунка, сначала режут кайму, а уже потом можно приступить и к центральной части рисунка.
После того как основной узор вырезан нужно нашу резьбу оживить — заняться прорезкой. Это значит сделать прорези на ягодах, прожилки на листиках и тому подобное.
Резьба по бересте дополняется гравировкой и тиснением. Резная береста должна сохранять свой естественный цвет, то есть она не лакируется.

Монтаж готового изделия из бересты

Готовая берестяная полоска с прорезным узором соединяется с поверхностью изделия.

Два вопроса волнуют в первую очередь начинающего резчика по дереву: где взять или как сделать инструмент, где взять или как лучше использовать древесину для резьбы? Причем первый вопрос кажется обычно более сложным. На самом деле здесь нет неразрешимой проблемы: все необходимое можно купить или изготовить самому, об этом мы подробно расскажем в следующей главе. Древесину же, как материал для резьбы самому сделать или купить сразу по желанию невозможно. Тем не менее, решение и этого вопроса не является столь сложным, только побеспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда представилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну, березу, бук лучше запасать заранее. Нужно ей дать возможность высохнуть, а затем проверить ее на растрескивание и коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Поэтому можно использовать детали разрушенных домов, выброшенную мебель, буковые планки паркетного пола и т.д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в частности и фруктовые, также объект внимания резчика. Когда же начинает действовать принцип «на ловца и зверь бежит», появляется и так называемая экзотическая древесина. Например, автору удалось вытащить буквально из костра несколько брусков красного дерева (махагони) от упаковки импортного холодильника. А несколько досок и брусков красного дерева предложил один знакомый председатель колхоза: в колхозах это дерево выписывают и используют не всегда по назначению. Две кухонные доски из красного дерева купила жена в хозяйственном магазине. Широкую доску из палисандра уступил знакомый резчик (у него их было три). Две большие ореховые доски прислали товарным багажом приятели с Кавказа. Чертежные доски из липы без сучков и достаточно однородные продаются иногда в магазинах.

Деревянную поверхность под резьбу можно подготовить вручную (рубанком или фуганком) или на токарных, фуговальных, рейсмусовых станках. Плоские заготовки лучше обрабатывать механически на фуговальном или рейсмусовом станке. При такой обработке получают чистую, гладкую поверхность.

Поверхность, предназначенную под резьбу, не шкурят, так как от шкурки на доске останутся зерна стекла или кварца, что может испортить лезвие инструмента.

Подготовленную поверхность можно оставить естественного цвета, но можно и затонировать в темный цвет, в зависимости от задуманной композиции.

По технике выполнения контурная резьба является самой простой. Контурная резьба представляет собой разновидность геометрической. Изображения, выполненные в этом виде резьбы, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.

Контурная резьба широко применяется в народной резьбе: это различные орнаменты на резных элементах дома, разные панно, разделочные доски, посуда, сувениры (рисунок 13).

Контурная резьба требует свободного владения инструментом, внимания и аккуратности при выполнении работы. Для резьбы надо иметь хорошо правленый инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот - справа налево, с наклоном от себя.

Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой и могут быть срывы и заскоки. Выполняют контурную резьбу следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонен в сторону (рисунок 14). Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идет стадия подрезания.

Рисунок 13 - Контурная резьба: орнаменты, разделочные доски, розетки

Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку.

В результате из поверхности извлекается трехгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной порезки может быть сохранена одинаковой на всем протяжении рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором - ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

1 - последовательность выполнения работы: а) надрезание, б) подрезание; 2 - работа одной рукой: а) на себя, б) от себя

Рисунок 14 - Резьба косяком

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментами - резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль. Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жесткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в мало освещенных местах. Чтобы повысить ее выразительность, используют тонированный фон или применяют различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, достигая большого разнообразия формой композиционных: решений.

Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород - осине, липе, а после приобретения навыков - на более твердых.

Резьба по бересте в прошлом была широко распространена; ею украшали туеса, поставцы, коробки, шкатулки. Художественные особенности резьбы по бересте во многом определяются материалом и техникой выполнения. Дугообразно изогнутые стебли, движение мелких веточек по кругу, мягкие по очертаниям элементы орнамента (листья и цветы) сочетаются с мелкими листочками и завитками, которые также строятся кругообразно. Центральную часть рисунка, как правило, обрамляют несложным геометрическим орнаментом в виде решеточек различных видов.

Наиболее употребительный орнамент по бересте - это трилистник; но возможны самые разнообразные переработки этого и других растительных мотивов. Особенно привлекательна в орнаменте отделка «чертежкой» и мелкой порезкой.

Композиция обычно симметрична, с центром из крупных элементов, например розеткой геометрической формы и т. д.

Бересту с вырезанным орнаментом наклеивают на фон - это либо тонированное дерево, либо цветная фольга. Поэтому при построении орнамента надо учитывать соотношение между ним и количеством просматриваемого фона.

Техника резьбы по бересте несложна. Инструменты могут изготовить сами резчики; специальных приспособлений не требуется. Инструменты и материалы применяют следующие:

1. Нож (резак) стальной, плоский, хорошо отточенный на конус на одну сторону;

2. Шильце, притупленное и отшлифованное (из гвоздика); длина острия шильца

3. Линейка и угольник;

4. Циркуль для очерчивания окружностей и вырезания круглых заготовок;

5. Шаблоны для вырезания заготовок;

6. Хорошо обработанная (отфугованная) дощечка, на которой выполняют резьбу;

7. Береста (кора березы), заготовленная в весенний период (май, июнь).

Для резьбы используют среднюю часть коры; верхний и нижний слой счищают до определенной толщины (приблизительно до 2 мм). Очищенные полоски бересты разрезают по размерам изделий. Поверхность зачищают шкуркой и укрепляют на дощечке.

Полоску бересты расчерчивают при помощи линейки и шильца, т. е. наносят прямые линии, отделяющие центральную часть от полосок обрамляющего орнамента. Затем шильцем наносят рисунок - основные линии стебля и крупные детали орнамента.

Резать начинают с уголка в полоске обрамляющего орнамента. Затем режут центральную часть композиции. Мелкие детали (почечки, завитки, листочки) мастер вырезает без рисунка.

Бересту для боковых сторон изделия вырезают после резьбы крышки.

Крупные детали орнамента - цветы, листья разделывают различными прорезями и расчерчивают шильцем, это придает рисунку законченность.

Начинать работу надо с несложных решеточек геометрической формы (рисунок 15).

Рисунок 15 - Решеточки

На бересте, подготовленной под резьбу, шильцем намечают полоску шириной 3 см и на расстоянии 1 см друг от друга проводят три параллельные линии. Для первого упражнения наносят только горизонтальные линии, а вертикальные прорези («пирожки») режут без предварительного рисунка.

Для выполнения сеточки шильцем наносят диагонали и вырезают ромбики со сторонами около 5 мм.

После того как освоен элемент решетки, можно перейти к несложному растительному орнаменту. Здесь основным элементом является традиционный трилистник. Сначала выполняют обрамление, затем шильцем намечают основные контурные линии, по которым режут орнамент.

В композиции с белочками (рисунок 16) рисунок более сложной формы сочетается с многообразной разделкой - прорезью, «чертежкой» и геометрическим обрамляющим орнаментом.


Рисунок 16 - Рисунок на бересте, нанесенный шильцем

Для выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент. Резчицкий инструмент делится на основной (режущий) и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный). Широко используются также различные электрифицированные бытовые инструменты и приспособления на базе электромотора, которые мастер может сделать сам. Все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять резные работы любой сложности. Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным, отлично заточенным так, чтобы дерево резалось, «как масло», содержать его следует в идеальном состоянии. Тупой инструмент крошит, мнет, а не режет дерево, а порезки и сама резьба выглядят шероховатыми, небрежными. Это портит настроение и часто отбивает желание закончить работу. Острым инструментом работать легко и приятно, рисунок получается чистым, точным и красивым. По готовому изделию всегда можно определить не только умение и почерк мастера, но и чем и как он выполнял работу.

Без набора резчицкого инструмента невозможно сделать самую простую резьбу. Ассортимент резчицкого инструмента разнообразен. Потребность определяется видом работы, ее сложностью и характером. Даже простые по технике контурные и геометрические порезки требуют применения определенного количества разных по форме и величине инструментов. При выполнении сложных резных изделий требуется большое количество разнообразных стамесок, ножей и т. п. Практика показывает, что чем выше квалификация резчика и сложнее работа, тем больше инструментов имеет мастер. Иногда их количество может доходить до нескольких сотен.

В набор основного резчицкого инструмента входят: ножи-косяки (рисунок 17), которые применяются в основном для выполнения геометрической и контурной резьбы, а также для прорезки орнаментов. Конец лезвия ножа затачивают под углом от 30? до 80°. Величина угла имеет большое значение при выполнении резьбы и зависит от трудоемкости и сложности элементов. Косяком с углом скоса 60…80° удобно прорезать прямые, крупные орнаменты. Меньшие углы удобны для работы с мелким и криволинейным рисунком; ножи-резаки разных форм используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, «сияний» с закруглениями, элементов с кривыми линиями, а также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе и для профильных работ; прямые стамески нужны для зачистки фона, прорубки контура орнамента, снятия фасок и других работ.

1 - носок; 2 - пятка

Рисунок 17 - Ножи-косяки (слева) и ножи-резаки (справа)

Ширина прямых стамесок может быть от 5 до 30 мм; стамеска-косячок такая же, как и прямая, но со срезом лезвия под углом от 45? до 70°, ширина лезвия от 10 до 30 мм, применяется в основном для выполнения геометрической резьбы; отлогие и полукруглые стамески (рисунок 18, в, г) - основной инструмент для выполнения большинства видов работ - в геометрической и контурной резьбе для скобчатых порезок, полукруглых лунок.

а - прямые; б - косячки; в - отлогие; г - полукруглые

Рисунок 18 - Стамески

Полукруглые стамески бывают со средними и высокими бортами лезвий, а у отлогих стамесок борта почти отсутствуют. Форма полукруглых стамесок дает возможность работать краями бортов и делать глубокие выемки. Ширина лезвия стамесок от 5 до 30 мм: стамески-уголки применяются при выборке узких линий-канавок. Используются почти во всех видах резьбы. В поперечном сечении стамески имеют угол от 45? до 70°. Ширина лезвия стамесок от 5 до 30 мм; стамески-клюкарзы имеют короткое полотно в виде согнутой ножки или крючка. Они широко используются при плоскорельефной и рельефной резьбе, зачистке углубленного фона, выборке емкостей всевозможной посуды и других изделий, для обработки выпуклости в углубленных местах. Стамески-клюкарзы имеют различный профиль и ширину полотен от 5 до 50 мм; стамески-царазики, изогнутые в нижней части с различной формой лезвия, применяются для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона в труднодоступных местах. Ширина лезвий 2…3 мм; ложечные ножи разных профилей и форм применяют преимущественно при изготовлении резной посуды (ложек, ковшей), имеющей внутреннюю сферическую поверхность.

1 - полукруглый нож; 2 - полукруглый разъемный нож; 3 - кольцевой; 4 - кольцевой с дополнительной ложкой

Рисунок 19 - Ложечные ножи

Обоюдоострые полукруглые или кольцевые лезвия ножей легко выбирают и вычищают внутреннюю поверхность чаш, ложек и т. п. Для удобства в работе ручки их бывают самой разной длины.

Рисунок 20 - Скобы (1) и скобели (2)

Скобы и скобели применяют для снятия коры, очистки поверхности круглого или иного материала, выборки углублений. Скобелем можно быстрее и легче обработать заготовку, так как работа идет двумя руками: чеканы применяются в основном для отделки и уплотнения фона с шероховатой поверхностью или придания гладкому фону фактуры, а также для нанесения какого-либо рисунка. Чеканы представляют собой металлические стержни разного диаметра, на одном из концов которых сделаны насечки различных геометрических фигур и профилей; скребки и цикли с различными профилями применяют для выборки галтелей, штапиков, зачистки от ворса поверхностей с кривизной.

Рашпили служат для зачистки резьбы, бывают разной формы и профиля: прямые, плоские, полукруглые и прочие. На сторонах рашпиля имеются насечки в виде небольших зубчиков различной величины.

Щетка проволочная со стальным ворсом нужна для прочистки, выявления рисунка текстуры на изделиях, особенно тонированных или обожженных. Щетку круглой формы можно установить на электроинструмент, что намного облегчит и ускорит работу.

4 . Охрана труда

Основная задача охраны труда - разработка системы законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

В охрану труда входят вопросы трудового законодательства, техника безопасности и производственная санитария. Трудовое законодательство регламентируется Кодексом законов о труде и рассматривает вопросы продолжительности рабочего дня, времени отдыха, найма и увольнения работающих и т. п.

Трудовым законодательством предусмотрен порядок охраны труда работающих и в том числе женщин и подростков, дан перечень профессий, вредных работ, на которых запрещено применять труд подростков (не достигших 18 лет). Этим же законодательством даны ограничения по переноске ручных грузов для женщин и установлены предельные нормы для поднятия, переноса и перевозки ими грузов, при этом привлекать женщин к погрузке и выгрузке тяжелых грузов запрещено.

Все рабочие обязаны усвоить безопасные приемы работ и хорошо знать правила техники безопасности. Каждый вновь поступающий рабочий может быть допущен к работе лишь после обучения и проведения инструктажа по технике безопасности. Инструктаж работающих подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.

Вводный инструктаж перед допуском к работе проводится инженером по технике безопасности с каждым вновь поступающим рабочим путем беседы и показа наглядных пособий. Первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий инструктажи проводит непосредственно руководитель работ. Первичный инструктаж проводят на рабочем месте со всеми вновь принятыми рабочими путем показа безопасных приемов и методов работы. Повторный инструктаж проводят с целью повышения уровня знаний работающих. Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда и изменении технологического процесса.

При инструктаже рабочий узнает правила поведения на территории, основные причины, вызывающие травматизм (неисправность оборудования, инструмента, электросети и т. п., неправильные приемы работы); знакомится с правилами поведения в зоне работ с кранами, лебедками, автотранспортом и при погрузочно-разгрузочных работах. О проведении первичного на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

На рабочем месте инструктаж проводит мастер или производитель работ, подробно объясняет безопасные приемы работы, оградительную технику, рассказывает об электробезопасности, порядке содержания рабочего места, устройстве механизмов, правилах пуска, остановки и смазывания станков.

Основными причинами травматизма на деревообрабатывающих предприятиях являются неправильная расстановка оборудования, отсутствие или несовершенство ограждений, неудовлетворительное состояние пусковой аппаратуры, плохое знание рабочими безопасных приемов работы и недостаточный надзор за выполнением правил техники безопасности со стороны администрации.

Оборудование в цехах должно быть расставлено таким образом, чтобы проходы и проезды были свободны, а пути передвижения рабочих и грузов были сведены до минимума. Станины станков должны быть устойчивыми, чтобы противостоять усилиям нагрузок и вибрации.

Оборудование должно быть снабжено надежно действующими ограждениями, приемниками для отсоса пыли, стружек, а также механизмами для подачи пиломатериалов. Рабочая часть режущих инструментов (пил, фрез, ножевых головок) должна закрываться автоматически действующим ограждением, открывающимся во время прохождения обрабатываемого материала или инструмента только для его пропуска на величину, соответствующую размерам обрабатываемого материала по высоте и ширине. Ограждения и предохранительные устройства не должны затруднять удаления отходов.

Опасна работа на круглопильных станках для продольного раскроя с ручной подачей, так как работающий постоянно имеет дело с подаваемым материалом. На станках может быть обратный выброс подаваемого пиломатериала, поэтому рабочий должен всегда находиться сбоку от подаваемого пиломатериала.

Пильный диск ограждают, а за пилой устанавливают расклинивающий нож. На ограждении или перед ним должно быть смонтировано противовыбрасывающее устройство в виде тормозных когтей, секторов и др.

До работы на станке нужно проверить крепление пилы, приводные устройства, надежность действия ограждений, пусковые устройства и заземление.

Обрабатываемый пиломатериал надо подавать равномерно, без толчков так, чтобы частота вращения пилы не снижалась. Нельзя пилить материал, толщина которого превышает высоту пильного диска над столом.

На фуговальных станках во избежание попадания руки работающего рабочую часть ножевого вала закрывают автоматически действующим веерным ограждением. Снизу ножевой вал ограждается стружкоприемником, соединенным с пневмотранспортом. Ограждение станка блокируется с пусковой аппаратурой и тормозом, т. е. когда ограждение отводится за ножевой вал, станок сразу же выключается.

На рейсмусовых станках для безопасной работы ножевой вал спереди и сверху закрывают металлическим кожухом. Перед подающими вальцами устраивают противовыбрасывающее устройство из зубчатых секторов. Подающие валики, в том числе рифленые, не должны иметь трещин, выбоин, сработанных поверхностей и др. До начала работы надо проверить исправность ограждений, отсутствие дрожания станины (вибрации), прочность крепления ножей, наличие заземления станины и др.

Фрезерные станки с ручной подачей наиболее опасны в работе. Для предотвращения обратного вылета материала применяют устройства с пружинами, роликами и др. Нерабочая часть фрезы, ножевой головки должна иметь неподвижное ограждение в виде кожуха, а рабочая часть головки, фрезы - подвижное ограждение, открывающееся на размер обрабатываемого материала. Фрезеровать детали против слоя, особенно по кривой, нельзя.

На сверлильных станках обрабатываемый материал нужно прочно закрепить, с тем, чтобы не повредить руки. Патроны для крепления сверл не должны иметь выступающих деталей. При сверлении по разметке сверло должно быть точно направлено к месту сверления.

Клееные элементы изготовляют в специализированных цехах, оборудованных общеобменной вентиляцией, при температуре 18...20 °С и относительной влажности воздуха 50...60%. В местах приготовления клеев помимо общеобменной вентиляции устраивают местные отсосы. Рабочие места не должны загромождаться заготовками, деталями, материалами. Смолу и компоненты для приготовления клея хранят в специальном помещении.

На рабочих местах должна быть вывешена инструкция по безопасной работе с клеями и оборудованием. Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой и головными уборами из плотной ткани, резиновыми перчатками, защитными очками, респираторами и т.п.

При попадании токсичных веществ на кожу их срочно удаляют салфеткой, чистой тряпкой, смазывают пораженное место вазелином или мазью от ожогов. При попадании токсичных веществ в глаза их надо немедленно промыть под сильной струей воды и срочно обратиться к врачу.

Рабочие, поступающие на работу в цех клееных конструкций, проходят медицинское освидетельствование и инструктаж по технике безопасности.

При соприкосновении человека с токоведущими частями действующей электроустановки создается опасность поражения током. Ток силой 0,5 А является опасным для жизни человека, а силой, в два раза большей, т. е. 0,1 А, - смертельным. Неизолированные токоведущие части должны быть ограждены так, чтобы к ним не было свободного доступа.

Электроинструмент следует систематически проверять на отсутствие замыкания на корпус; кроме того, следует проверить перед работой исправность подводящего кабеля. Электроинструмент должен быть заземлен; в случае отсутствия заземления работать электроинструментом запрещается.

К работе с механизированным инструментом могут быть допущены лица, прошедшие производственное обучение и имеющие соответствующее удостоверение.

Ремонтировать, регулировать и настраивать механизированный инструмент можно только после его отключения и полной остановки. При работе с электроинструментом следует пользоваться защитными очками.

В процессе работы запрещается натягивать и перегибать кабели инструментов.

В ненастную погоду (снег, дождь) работать на открытой площадке электроинструментом можно лишь в исключительных случаях, под навесом с обязательным применением диэлектрических перчаток. В помещениях особо опасных, а также вне помещений работать электроинструментом можно при напряжении не более 36 В.

Пусковая аппаратура должна размещаться таким образом, чтобы посторонние лица не могли пустить машины и механизмы. Рубильники должны быть оборудованы кожухами.

Металлические строительные леса, рельсовые пути электрических грузоподъемных кранов и другие металлические части строительных машин и оборудования с электроприводом, корпуса электродвигателей, кожухи рубильников должны быть заземлены.

Наружные электропроводки временного электроснабжения должны быть выполнены изолированным проводом, размещены на опорах (столбах) на высоте над уровнем пола, земли, настила не менее 2,5 м над рабочими местами, 3,5 м - над проходами, 6 м - над проездами.

Светильники общего освещения напряжением 127, 220 В должны устанавливаться на высоте не менее 2,5 м от уровня земли, пола и настила. При высоте подвеса до 2,5 м светильники должны подсоединяться к сети напряжением не более 42 В. Ручные переносные светильники должны иметь защитную металлическую сетку, причем напряжение для них должно быть не более 36 В, а в особо опасных местах (траншеи, колодцы) - 12 В.

Штепсельные соединения на 12 и 36 В должны иметь цвет, резко отличающийся от штепсельных соединений с напряжением более 36 В.

Резиновые защитные средства перед применением осматривают, очищают от грязи, вытирают. Защитные средства, имеющие проколы, трещины, применять нельзя.

Рабочие и инженерно-технические работники, занятые эксплуатацией и ремонтом электрических установок, должны уметь освобождать пострадавших лиц от тока и оказывать им первую помощь. При поражении током человека надо немедленно устранить воздействие на него тока путем отключения рубильника, предохранителей и др. Человек, спасающий пострадавшего, должен обезопасить себя, надев галоши, резиновые или сухие шерстяные перчатки или наскоро обмотав руки сухой тряпкой. Когда под рукой нет таких предметов, токоведущие провода оттягивают от пострадавшего сухой палкой, резиновым жгутом, сухой одеждой и т. п. После снятия напряжения нужно срочно вызвать врача для оказания медицинской помощи.

Пожары наносят народному хозяйству большой ущерб. Основными причинами пожаров являются неумелое обращение с огнем на открытых площадках, курение в пожароопасных местах, неисправности в электросети, неправильное хранение легковоспламеняющихся материалов, загромождение цехов и территории и т. п.

Укладывать сгораемые предметы (пиломатериалы) на строительной площадке можно на расстоянии не менее 15 м от строящихся зданий или временных сооружений. Склады горючих и смазочных материалов следует располагать со стороны, противоположной господствующим ветрам, и на большом расстоянии от зданий.

Надо систематически проверять электросеть и своевременно устранять ее неисправность. Временные металлические и электрические печи можно устраивать только по согласованию с органами пожарного надзора. В местах, отведенных для курения, следует поставить бочки с водой и ящики с песком для окурков.

На строительной площадке должны быть оборудованы противопожарные посты с огнетушителями, ведрами, лопатами, ломами, баграми, гидропультом и топорами. У гидропульта обычно устанавливают бочки с водой.

В цехах, мастерских устраивают противопожарный водопровод, а на территории вдоль дорог и проездов на расстоянии 5 м от зданий и 2 м от дороги устанавливают пожарные гидранты.

Места, где водопровод отсутствует, оборудуют закрытыми водоемами с мотопомпами на расстоянии 150...200 м от зданий.

Пожарная профилактика предусматривает мероприятия, направленные на предупреждение возникновения пожаров, т. е. создание условий, препятствующих распространению огня, меры по эвакуации людей, материалов, оборудования при возникновении пожара, а также план работы людей по быстрейшей ликвидации пожара.

Склады пиломатериалов должны содержаться в чистоте и иметь необходимые дороги и проезды. Территорию склада надо систематически очищать от отходов - коры, щепы. Курение на складах, а также разведение костров категорически запрещается.

В летние дни территорию склада, а также территорию предприятия надо поливать водой. Разрывы между штабелями и группами штабелей должны соответствовать предусмотренным нормами.

Склад должен быть оборудован противопожарным водопроводом, водоемами. Небольшие склады должны иметь чаны с водой, огнетушители.

В деревообрабатывающих цехах нужно следить за состоянием электрооборудования, пусковой аппаратуры, силовой и осветительной сети. Обтирочные материалы следует хранить в специальных закрытых металлических ящиках и периодически их очищать. Необходимо систематически смазывать подшипники, не допуская их перегрева.

Хранить сверхнормативные запасы пиломатериалов, заготовок и деталей в цехах не допускается.

Все проходы и подходы к пожарным кранам должны быть всегда свободными и доступными.

В малярных цехах нельзя работать без надежно действующей вентиляции, с тем чтобы не образовалась взрывоопасная концентрация паров лакокрасочных материалов.

Цехи помимо пожарного водопровода должны быть обеспечены средствами пожаротушения - огнетушителями, расположенными в удобных местах.

Для подачи сигналов о пожаре в цехе, мастерской должна быть установлена пожарная сигнализация. В случае ее отсутствия необходимо установить сирены, колокола и т. п.

Каждый работающий, заметив пожар, обязан немедленно (по телефону) вызвать пожарную команду, а если нет телефона, дать другой какой-либо сигнал и принять меры по тушению пожара местными средствами.

Для обеспечения борьбы с пожарами и профилактики пожаров на каждом строительстве и предприятии из состава работающих создаются добровольные пожарные дружины, активно участвующие в тушении пожаров. В каждой смене должно быть минимально необходимое количество работников пожарной дружины.

Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, которые приводят к заболеванию.

При выполнении строительно-монтажных работ на работающих могут воздействовать неблагоприятные производственные и метеорологические условия. Работа столяров, плотников, стекольщиков на открытом воздухе или в не отапливаемом помещении вызывает обмораживание в зимнее время и перегрев организма или солнечные удары при работе под прямыми солнечными лучами.

Все рабочие места должны быть хорошо освещены.

В цехах должны быть аптечки с медикаментами и средствами для оказания первой помощи, а при соответствующем количестве рабочих - медпункт. Работающие с токсичными средствами (антисептиками), синтетическими смолами помимо респираторов и спецодежды обеспечиваются защитной мазью или пастой.

В процессе работы по разным причинам возникает утомление, в результате которого снижается производительность труда. Задача охраны труда - создать такие условия, при которых работающий будет уставать минимально. Это относится в первую очередь к правильной организации рабочего места и снижению физических нагрузок.

Рабочие приемы должны быть такими, чтобы рабочий не уставал, верстак подбирают соответствующего размера, поза рабочего должна быть правильной; работать в полусогнутом состоянии или с вытянутыми руками нельзя. Спецодежду подбирают по размеру так, чтобы она не мешала нормальной работе. Для снижения утомляемости рекомендуется делать производственную гимнастику.

древесина резьба цепнодолбежный береста

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?

Во-первых, это конечно же нож-косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож-перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:


Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:


Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:


Получается довольно четкий оттиск:


Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:


Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:


Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:


Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:


Красивый оттиск-пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:


Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.

Изделия, плетенные из бересты

С незапамятных времен применялась в быту русского народа береста. Береста – это верхний слой березовой коры.

Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, изготовляли посуду: бураки, короба, лукошки. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками.

В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами».

Красота и качество изделий зависят во многом от самого материала, от правильной заготовки и обработки его. Заготавливают бересту в конце мая – в июне, когда дерево полно соков и береста легко отстает от основной коры. Если ее снимают со ствола дерева умело, не повреждая следующий слой коры, то это не вредит дереву, и через несколько лет у дерева появится новая белая одежда. При заготовке мастера резали берестяные пластины на длинные ленты, которые сворачивали в клубки.

Береста легко поддавалась обработке, не требовала сложных инструментов и приспособлений. А главное – технологию изготовления предметов домашнего обихода из нее мог освоить любой желающий. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Основным инструментом являлся используемый для плетения лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. «Не торопись языком, а торопись кочедыком», – говорится в русской пословице, что означает: «Делай дело, а не пустословь». Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины и заострял их концы.

В XIX–начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор. – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Шемогодская резьба

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками напечатанные бураки».

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочка-рева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в 1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике «Великоустюгские узоры».

Домшинская береста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста». Он получил свое название по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой мастера особым способом украшали плетеные берестяные изделия.

Бересту заготавливали в начале лета, очищали от неровностей и резали на длинные полоски, так называемые лычки. Края лычек заравнивали и сматывали берестяные полоски в клубки. До зимы эти клубки хранились в нежилых помещениях. Их пускали в дело, когда завершались полевые работы.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Береста – материал природный, она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическими свойствами, не боится сырости и холода, не пропускает влагу, имеет различные оттенки: от бело-розового до густого красно-коричневого. Мастера знали и ценили эти природные свойства бересты и умело использовали их в своих произведениях. Изделия домшинских мастеров были долговечны, удобны и красивы, поэтому их охотно покупали.

Промысел быстро распространился по всей Домшинской волости, так как она была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Через нее пролегал водный путь по реке Шексне к северным и центральным районам России, здесь в конце XIX в. прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Столица стала крупным потребителем продукции домшинских ремесленников.

Изделия домшинских мастеров представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом.

Как и многие другие виды народного творчества, промысел угас в 1930-е гг.

Приложение

С. Г. Жижина
Кружево из бересты

Везде, где растет береза, а растет она по всей России, русский крестьянин делал из бересты множество различных вещей. Она легкий, прочный, с мягкой теплой поверхностью материал. На что только не употреблялась береста в хозяйстве русского крестьянина!

На севере России с берез снимали большие пластины бересты. Называли их скалами, скальем. С незапамятных времен скалье продавали на всех северных ярмарках и рынках. Используя замечательные свойства бересты, пропитанной смолистыми веществами, ее прокладывали на крышах домов, чтобы предохранить бревна от гниения и сырости. Из бересты делались различные сосуды. Крестьянин, уходя в поле на работы, всегда брал с собой туесок с водой или квасом. И в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным.

Но, пожалуй, самое удивительное – это берестяные грамоты. В XI–XII веках в древнем Новгороде берестяные пластины использовались для письма. Это был удобный и вполне доступный материал. Писать на нем было очень легко – остро заточенная палочка процарапывала на мягкой поверхности контуры букв. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты – ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас.

В старину умели, используя чудесные свойства бересты, превращать ее в нарядные, гармоничные и изящные вещи. Интересно, что уже в середине XVIII века техника резьбы по бересте была хорошо известна. Об этом писал Андрей Болотов. Один из просвещенных людей XVIII столетия, он занимался переводами, сам писал книги, издавал сельскохозяйственные журналы. Двадцать семь лет Болотов вел дневник, который и был опубликован как «Жизнеописание Андрея Болотова». Для современных историков эта книга служит энциклопедией жизни XVIII века.

Болотов писал обо всем: об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени. Есть у него заметки и о резьбе по бересте: «Никакая работа и мастерство мне так не полюбились, как одна особливая – производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки». Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается: «Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка». А для резьбы по бересте никаких особенных орудий, кроме ножа и, может быть, еще шила, не требовалось. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, а потом вырезается острым концом.

1900 год. В Париже открывается Всемирная выставка. Эйфелева башня снова, как и одиннадцать лет назад, на выставке 1889 г., становится ее своеобразным символом. Международные выставки начали устраиваться не так давно. Первая была в 1851 г. С тех пор их стали делать регулярно в разных городах и столицах мира: в Париже, Стокгольме, Чикаго, Вене. С каждым разом международные выставки приобретали все большую популярность, в них участвовало все больше стран. В 1900 г. на выставку в Париж приехали представители 65 стран.

Среди участников была и Россия. Русский павильон, построенный в виде древнего кремля с теремами, шатровыми башнями, крытыми крылечками, привлекал к себе множество посетителей. Привлекал не только своим внешним видом, но и тем, что было представлено внутри. Посетители стремились побольше узнать о русском народе, увидеть, что умеют делать в этой большой и загадочной стране. Особенно много людей толпилось там, где были выставлены изделия народных мастеров. Все здесь было красивое и необыкновенное.

Но, пожалуй, самым неожиданным и самым удивительным оказались изделия из резной бересты. Почти невесомые, с розоватой бархатистой поверхностью, с тончайшей прорезью, из-под которой поблескивала, отливая разными цветами, фольга, они напоминали дорогие и изысканные изделия из кости с ажурной резьбой. Табакерки, шкатулки, портсигары, круглые бураки – сосуды для питья – и все это из простой бересты. Париж трудно удивить, но парижане были в восторге от этих необычных вещей, в которых чувствовался большой вкус и мастерство художника.

Все эти вещи были сделаны руками крестьянского резчика Ивана Афанасьевича Вепрева из деревни со странным названием Курово-Наволок, недалеко от Великого Устюга. Имя Вепрева впервые стало известно в 1882 году, после выставки в Москве, которая принесла ему славу, успех и серебряную медаль. Теперь, после Международной выставки в Париже, его узнала Европа. Из Швеции, Норвегии, Франции шли заказы на изящные изделия из бересты. Резьбой по бересте занимался не только Вепрев. В ближних деревнях и селах крестьяне тоже делали вещи, похожие на вепревские. Все они жили в одной Шемогодской волости, поэтому и появилось название «шемогодская резьба по бересте» или просто «шемогодская береста».

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз вспоминали "мороз по жести" из Великого Устюга: , ну а сегодня поговорим о красивой резьбе по бересте примерно из того же района:-) Изделия мастерой Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России часто называли деревянными кружевами, и по делу - очень красиво. Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

Первое упоминание о берестяных шемогодских вещах, как о товаре, находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 г.

Резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окружённой березовыми лесами, и начал работать первый резчик- знаменитый Вепрев.
Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. Здесь и возник сам промысел.

Крестьяне деревни Курово-Наволок ещё в XVIII в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй пол. XIX в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.

Орнаменты шемогодских резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия. С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров.

На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, Шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой. Общие корни декоративного стиля XVI - XVIII вв. прослеживаются в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах черневого и сканого серебра, резной кости, настенных росписей, набойки и вышивки.
Резная береста сродни просечному железу, но ещё больше - просечному олову. Металлический ажур на царских вратах, датируемых H.H. Соболевым 1748 г., из надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге служит ярким тому примером. Этот же приём встречается в устюжских сундуках-«теремах», окованных узорно-просечным железом, нередко с фоном из цветной бумаги, покрытой слюдой.

Особенно наглядна близость берестяных узоров орнаментальным мотивам чеканных, гравированных металлических окладов и басмы, украшающих устюжские иконы XVI - XVII вв.


Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла всё поле резьбы узорным кружевом. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями.

Типичные узоры прорезной шемогодской бересты - изображения зверей, людей, птиц, растительность - гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом. Порою под ажур подкладывается фольга или цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста полосами клеится на поверхность утилитарно-декоративных деревянных изделий - в специальные углубления - блюда, рамки, коробки. Иногда такие изделия выполняются из двух слоёв бересты - туеса.

Мастера пользуются и другими приёмами, помещая, например, среди пышного растительного узора орнаментально трактованное изображение птиц. Широкое использование данного образа во многих видах народного искусства - вышивке, кружеве, резьбе и росписи по дереву - свидетельствует о давней традиционности этой фигуры, призванной, видимо, выполнять функции оберега.

К счастью, после падения Империи искусство не было утеряно. В 1918 г. кустари объединились в кооперативные артели. Местными властями края были организованы централизованные заказы, коллективная заготовка сырья и сбыт готовой продукции. Большую роль в производстве берестяных изделий стали играть женщины.

В 1935 г. после объединения всех мастеров резьбы по бересте в одну артель при Шемогодском мебельном комбинате начинаются активные поиски нового стиля, новых орнаментальных и сюжетных форм.
Основу композиции шемогодских узоров 1940-х гг. составляет стебель - «бегунок», от которого в разные стороны мягко расходятся более мелкие побеги, так называемые «заветеньки», увенчанные овальными с тонкой частой просечкой листочками, а также двулистниками и трилистниками, небольшими розетками «семечками», напоминающими многолепестковый цветок; аналогичный элемент, только более крупный, мы наблюдаем в шемогодском орнаменте второй пол. XIX в.
В послевоенный период шемогодский орнамент, сохраняя свой общий традиционный характер, заметно усложняется.

В 1972 г. Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей.
Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 г. в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики «Великоустюгские узоры». Которая и действует, к счастью, по сей день
Ассортимент выпускаемой в настоящее время продукции насчитывает более 200 наименований: короба, корзины, туеса, подстаканники, шкатулки, наборы сувенирных разделочных досок, тарелки декоративные, подносы, сигаретницы, письменные наборы и т.д.

С древних времен березовая кора (береста) использовалась для изготовления необходимых бытовых предметов, в том числе посуды. В такой посуде продукты хранятся длительное время, так как береста не пропускает тепло и свет и содержит большое количество дубильных веществ. Эти свойства материала используются и в наше время. «Великоустюгские узоры» поставляет свою продукцию предприятиям, которые занимаются расфасовкой в берестяные туеса вологодского масла, грибов, ягод и т.д. По разработкам московских фирм производится берестяная упаковка для подарочных наборов, освоено производство письменных комплектов для кабинетов и офисов.
Есть небольшой музей при фабрике. Будете в Великом Устюге - обязательно посетите!
Приятного времени суток.