12.10.2019

Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить


В этом году у торговых организаций появилась еще одна налоговая обязанность. Правда, данный вид уплаты распространяется не на всех. В начале 2015 года, после подписанного президентом России указа, в Налоговом кодексе РФ произошли перемены – дополнения в виде 33 главы НК РФ, о вводе торгового сбора.

Новые положения, изложенные в НК, вступили в действие летом текущего года. Налоговые нововведения активно критиковались экспертами по экономике и самими бизнесменами. Активисты внесли на обсуждения в Думу предложение о приостановлении начала действия дополнительного налогового бремени на три года. Но из-за нарушения порядка – к моменту этого обсуждения уже приняли (в конце 2014 года) закон № 62 о взимании сборов в Москве, и мораторий не ввели.

Бизнесмены, заинтересованные в отмене нового платежа, начали собирать подписи за его отмену. Предприятия торговли и ИП озабочены поисками информации о суммах платежей, ставками, способом расчета размера платы и прочими тонкостями. Разберемся, что такое торговый сбор и кто будет его платить в 2017 году?

Место действия

Торговый взнос в 2016 году будут взимать исключительно на территориях городов Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и муниципальных образований федерального значения. С начала июля по закону № 62 города Москвы платеж действует только для территории столицы. Правительствами Санкт-Петербурга и Севастополя обязательную уплату взноса пока не стали вводить, а прочих муниципальных образований нововведения коснутся только после принятия отдельного федерального закона. По окончании 2015 года возможен ввод сбора и в других городах РФ – Перми, Волгограде, Уфе и других.

Что такое торговый сбор

Торговый сбор – квартальный платеж, имеющий фиксированную величину, взимаемый в обязательном порядке с объекта торговли. По сути, платежи представляют собой лицензию на право производства торговли в названных федеральных субъектах. Величину сбора рассчитывают исходя из:

  • типа операций;
  • технических данных объекта для торговли;
  • местоположения.

Оплата взноса является обязательным условием для получения права на осуществление операций.

Какие организации будут обязаны платить

Обязанность ежеквартально уплачивать сбор возлагается на все предприятия, ведущие на указанных территориях торговую деятельность. К подпадающим под уплату взноса относятся следующие объекты:

  • постоянные места для торговли, со специализированно обустроенными торговыми залами – магазины, павильоны;
  • передвижные объекты: автолавки, ларьки, лотки;
  • торговые объекты, не оборудованные торговыми залами;
  • склады, в которых осуществляются торговые операции;
  • оборудованные рынки для розничной торговли.

Заметим, что торговый сбор взимают не с оборота предприятия или дохода, а непосредственно с объекта торговли. Когда помещение, в котором производится торговая деятельность, арендуется, то платеж входит в обязанности арендатора, а не арендодателя.

Как рассчитывается

Отчетным периодом для расчета взноса считается квартал. Взнос должен быть уплачен до 25 числа месяца, идущего за последним месяцем облагаемого периода. Если 25 число приходится на выходные или праздничные дни, последний срок оплаты переносят на первый рабочий день после 25 числа. Например, в этом году время «Ч» для оплаты взноса за III квартал 2015 года наступает 26 октября.

Расчетом величины обязательного платежа плательщикам придется заниматься самостоятельно.

Чтобы рассчитать цифру к оплате, необходимо знать технические параметры торгового объекта, к примеру, площадь торгового зала. Значение площади умножается на величину фиксированной ставки и делится на 50. Из площади, облагаемой торговым сбором, исключаются места, на территории которых непосредственная торговля не осуществляется: подсобные и административно-хозяйственные помещения, коридоры и проходы для посетителей, помещения складов.

Размеры ставок зависят от расположения магазина, павильона или рынка. Территорию Москвы разделили на три части:

  • Центральный административный округ;
  • территория от ЦАО до МКАДа;
  • прочие районы Москвы.

Власти Московской области в 2016 году вводить торговые сборы не планируют.

Так, рассмотрим пример расчета для стационарно расположенного магазина, имеющего площадь торгового зала менее 50 кв. м, находящегося в Центральном административном округе Москвы. Максимальная фиксированная ставка для магазинов такой площади в этом районе будет составлять 60 000 рублей. Значит, если площадь зала для торговли составляет, к примеру, 38 кв. м, то величина выплаты составит: 38 х 60 000 / 50 = 45 600 рублей. Для такого же магазина, находящегося за границами МКАД, размер фиксированной ставки составит 21 000 рублей, а платеж, соответственно, 38 х 21 000 / 50 = 15 960 рублей.

Величина ставки для рынков рассчитывается одинаково во всех округах исходя из стоимости квадратного метра рыночной площади – 50 рублей. Фиксированную и одинаковую для всех округов Москвы ставку в 40 500 рублей имеет и разъездная торговля.

А как же торговля через интернет-магазины? Если продажи через интернет-магазин осуществляются с использованием пунктов выдачи или с выдачей покупок со склада, то такой вид торговли также облагается торговым сбором. При доставке товаров, купленных в интернет-магазине, курьерской службой или при помощи почтовых служб, торговый сбор не взимается.

Размеры платежей не зависят от предмета торговли. На ее величину влияет только место расположения и технические параметры объектов торговли.

Заниматься торговлей нерегулярно невыгодно: если объект предпринимателем использовался не весь период обложения – например, несколько раз или всего единожды за квартал, то все равно уплата взноса обязательна. Уплата производится в полном объеме: перерасчет суммы сбора пропорционально числу дней, в которые осуществлялась деятельность, не проводится.

Про льготы и штрафы в 2016-2017 году

Не все так плохо: законом предусматриваются и льготы на оплату взноса. Торговый сбор не взимается с:

  • объектов федеральной почтовой связи;
  • казенных и бюджетных учреждений;
  • ярмарок: специализированных, выходного дня, региональных;
  • автоматов для торговли;
  • предприятий, осуществляющих торговлю товарами собственного производства.

Как видно из списка, к категории налоговых льготников относятся крайне малое количество предприятий, но это лучше, чем ничего. Есть и еще один приятный бонус – уменьшение суммы уплачиваемых налогов.

Федеральным законодательством предусмотрен налоговый вычет, равный сумме оплаченного торгового сбора. Вычет распространяется на налог с прибыли. В случае применения организацией или предпринимателем УСН (упрощенной системы налогообложения), на сумму уплаченного сбора уменьшают величину единого налога. Стоит обратить внимание, что если налогоплательщик зарегистрирован в другом регионе, а торгует в городах, подпадающих под действие закона о взимании торгового сбора, к примеру, в Москве, то льгота на уплату налога не действует.

Некоторые дополнительные льготы введены по распоряжению мэра Москвы, Собянина: льготы для организаций, осуществляющих торговлю на территориях музеев, кинотеатров и театров, торговые объекты, имеющие небольшую площадь, продавцы прессы.

Если плательщик не полностью или несвоевременно оплатил обязательный взнос, на организацию налагаются штрафные секции в размере 20% от величины торгового взноса. Для предприятий, умышленно занижающих величину обязательного взноса, величина штрафа увеличивается до 40%.

Для совершения оплаты взноса организации, осуществляющие торговлю, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту расположения торгового объекта. Если в деятельности предприятия не предусмотрено использование объектов недвижимости для торговли, постановка на учет происходит по месту регистрации организации или ИП.

Если организация не подала заявление о постановке на учет, также налагается штраф. Его размер определяется 10% от суммы доходов, полученных в результате произведения торговых операций, но не должен быть менее 40 000 рублей. Штрафам подвергаются и должностные лица. Кроме того, невовремя поданное заявление о постановке на учет лишает и возможности получить право на налоговый вычет.

С 1 января 2018 года изменились условия для тех, кто платит торговый сбор в Москве. В два раза снизилась ставка для нестационарных торговых объектов в центре города.

Торговый сбор - это ежеквартальный фиксированный платеж, зависящий от площади торгового помещения и места расположения объекта. Уплачивать его нужно до 25 числа месяца, который идет за кварталом.

Кто должен платить торговый сбор

Торговый сбор ввели в 2015 году, его обязаны платить все организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются:

  • торговлей через объекты стационарной сети с торговыми залами и без них (магазины и киоски, за исключением автозаправочных станций);
  • торговлей через объекты нестационарной сети (палатки, столы-прилавки, тележки, развозная торговля);
  • организацией розничных рынков;
  • торговлей товарами со склада.

Надо ли платить торговый сбор при продажах через интернет -

Платеж обязателен для компаний и ИП на общей системе налогообложения и на УСН. ЕНВД по той деятельности, для которой установлена уплата торгового сбора, в Москве применять нельзя. Тогда придется перейти на другую систему налогообложения.

Если вы попали в список тех, кто платит торговый сбор в 2019 году, необходимо подать в налоговую уведомление по форме ТС-1. У нас вы можете бесплатно скачать уведомление о торговом сборе и образец заполнения.

Как встать на учет в качестве плательщика торгового сбора

Встать на учет нужно в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются помещения.

Если торговая точка зарегистрирована в Москве, а юрлицо - в другом регионе, то обращаться нужно в московскую ИФНС по месту регистрации недвижимости. Это правило действует и для движимого имущества.

Подать документы нужно не позднее пяти дней с момента начала торговли.

Налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней после подачи уведомления направит свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Что изменилось в 2019 году

С 1 января 2018 года установлена новая ставка торгового сбора в Москве для нестационарных торговых объектов в Центральном административном округе города. Теперь она составляет 40 500, а не 81 000 рублей, как раньше. Для стационарных она осталась прежней.

С 1 июля 2019 года ставка торгового сбора для объектов с торговыми залами до 50 кв.м. будет уменьшена на 10%, для торговых залов площадью до 300 кв. м - на 2-10% (в зависимости от площади объекта). А для объектов площадью больше 300 кв. м. ставку поднимут до 75 рублей за кв. м.

Размер налога в Москве зависит от вида торговли, местоположения объекта и площади зала. Для расчета используйте наш

Кто не платит торговый сбор?

Освобождены от уплаты предприниматели на патентной системе и плательщики единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, торговый сбор не платят юрлица, которые при регистрации указали следующие основные виды деятельности:

  • парикмахерские и салоны красоты, услуги стирки, химчистка и окрашивание текстильных и меховых изделий;
  • ремонт одежды и текстильных изделий бытового назначения, ремонт обуви, изделий из кожи и часов, а также ювелирных изделий;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей.

Льгота действует только на объекты площадью менее 100 кв. м, в которых площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% от общей.

Что будет, если не платить торговый сбор

Если вы не уведомили налоговую, это приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет. Вам грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных за тот период, в течение которого вы торговали без уведомления ИФНС, но не менее 40 000 рублей. Кроме того, сумму торгового сбора нельзя будет поставить в вычет по единому налогу по УСН.

Хотя торговый сбор ввели еще в 2015 году, многим предпринимателям еще не все понятно. Мы подготовили ответы на главные вопросы.

Частые вопросы и ответы о торговом сборе

Платит ли интернет-магазин торговый сбор?

Если у вас интернет-магазин, и вы доставляете товар на автомобиле или курьером, торговый сбор не уплачивается. Если вы торгуете через склад или пункт самовывоза, где клиент может расплатиться за товар, как в обычном магазине, то придется встать на учет и платить налог.

У меня торговля со склада в Москве. Надо ли мне платить торговый сбор?

Согласно закону № 62 ОТ 17.12.2014 «О торговом сборе», торговля со склада сбором не облагается.

Платят ли торговый сбор ИП на патенте?

Нет. Освобождены от уплаты предприниматели на патентной системе и плательщики единого сельскохозяйственного налога. Если вы не попадаете в эту категорию, то обязаны платить торговый сбор и уведомить об этом налоговую инспекцию. Скачайте

Платят ли торговый сбор кафе и рестораны?

Нет. Предприятия общепита торговый сбор не платят. Но если вы торгуете товарами на вынос, которые нельзя употребить на месте, уплачивать придется в полном объеме.

Как платят торговый сбор оптовые организации?

Если оптовая торговля ведется на стационарных торговых объектах (не со склада), она облагается сбором.

Я торгую через помещение, которое снимаю. Кто платит торговый сбор, арендатор или арендодатель?

Платит тот, кто осуществляет торговую деятельность. Если вы арендуете объект торговли, то плательщиком являетесь вы, а не арендодатель.

Как уплачивать налог, если я совмещаю УСН и патент?

Предпринимателям, совмещающим УСН и патент, нужно понимать, в рамках какой деятельности осуществляется торговля. Торговый сбор для ИП на УСН в Москве обязателен. Если же торговля идет в рамках патентной деятельности - платить налог не надо. Если вы через один и тот же магазин торгуете одновременно по патенту и УСН, то должны встать на учет как плательщик торгового сбора и платить только по тем квадратным метрам, которые задействованы в торговой деятельности по упрощенке. Если разделить площадь по видам деятельности физически невозможно - придется платить за все квадратные метры магазина.

Как определить площадь торгового зала в целях расчета торгового сбора?

Общая площадь рассчитывается на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. В них должны быть данные о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений, а также информация, подтверждающая право пользования точкой. Рассчитать ставку сбора с помощью

Если я торгую на розничном рынке, надо ли уплачивать торговый сбор?

Нет. Торговый сбор в отношении деятельности по организации розничных рынков платят только управляющие компании.

Если я попадаю под льготы и освобожден от торгового сбора, нужно ли мне подавать уведомление в налоговую?

Да, нужно. При этом вместе с уведомлением необходимо представить документы, подтверждающие право на получение льготы. А в уведомлении указать код льготы. Скачать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора >>

В каких еще регионах действует торговый сбор?

Торговый сбор с 2015 года введен в городах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Это прописано в Законе № 382-ФЗ. Но действует торговый сбор пока только в Москве, в том числе при торговле на территории Новой Москвы (ТиНАО). Правила уплаты и ставки торгового сбора установлены Законом г. Москвы № 62 «О торговом сборе».

Смотрите запись вебинара, где мы ответили на все вопросы и разобрали, кто сколько будет платить, как и кому отчитываться. Вебинар записывался в 2015 году, но актуален и в 2019.

Е.А. Шаронова, экономист

Торговый сбор и уменьшение налога: две вещи совместимые?

Как учесть торговый сбор при разных режимах налогообложения

ВНИМАНИЕ

В этом году торговый сбор установлен только для тех, кто ведет торговлю в Москве.

Как мы помним, было обещано, что добросовестные налогоплательщики уж точно не почувствуют увеличения налоговой нагрузки от введения торгового сбора. Поскольку сумма уплаченного сбора будет идти в зачет других налогов - налога на прибыль, налога при УСНО, НДФЛсайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ; сайт РИА Новости .

О том, кому готовиться к уплате сбора, а кому - нет, каков объект обложения, как и когда платить сбор, какие документы и в какую инспекцию сдавать плательщикам торгового сбора, читайте: ; ;

На первый взгляд, получается, что так оно и есть. Ведь запрет на уменьшение налогов на сбор предусмотрен только для тех организаций и ИП, которые сами не встали на учет как плательщики торгового сбор апп. 1, 2 ст. 416 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 5 ст. 225 НК РФ . То есть поступили недобросовестно, не подав в налоговую инспекцию уведомление и тем самым попытавшись уклониться от уплаты сбора. Причем этот запрет сохранится и после принудительной постановки на учет и взыскания налоговиками сбора на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москв ып. 1 ст. 416 , п. 3 ст. 417 , п. 2 ст. 418 НК РФ ; ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ; Письмо ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) (далее - Письмо № ГД-4-3/11229@) .

А те, кто встал на учет, пусть даже и с опозданием (подал уведомление в ИФНС несвоевременно), вроде как без проблем уменьшают налоги на уплаченный торговый сборПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) .

Если вы зарегистрировались в качестве плательщика торгового сбора по ошибке, то вам нужно подать в ИФНС заявление о снятии с учета. Никаких санкций со стороны налоговиков не последует. Подать заявление можно в произвольной форме, указав в нем наименование организации (ф. и. о. предпринимателя), ИНН и причины его подачи. К этому заявлению нужно приложить копию ошибочно поданного уведомления о постановке на учет. После этого ИФНС снимет вас с учета той же датой, которой поставила вас на учет в качестве плательщика торгового сбора. При этом начисленные налоговиками суммы сбора будут сторнированы в информационной системе налоговой инспекци иПисьмо ФНС от 20.08.2015 № ГД-4-3/14721@ .

Посмотрим, что же получилось на самом деле. Но сначала напомним порядок уплаты сбора, так как от этого зависит его учет при налогообложении.

Когда и куда уплачивать торговый сбор

Торговый сбор нужно уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2 ст. 417 , ст. 414 НК РФ . То есть сбор за III квартал 2015 г. надо перечислить не позднее 26.10.2015 (25 октября выходной день - воскресень е)п. 6 ст. 6.1 НК РФ .

Как разъяснила ФНС, порядок заполнения платежного поручения на уплату сбора будет разный в зависимости от того, где организация/ИП состоят на учете как плательщик торгового сбор аПисьма ФНС № ГД-4-3/11229@ (пп. 1.1 , 3.1) , от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ :

  • <если> организация/ИП встали на учет в качестве плательщика торгового сбора в Москве по месту нахождения недвижимого объекта торговли, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа и код по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора. То есть реквизиты той ИФНС г. Москвы, куда подали уведомление;
  • <если> организация/ИП ведут торговлю через объекты нестационарной торговой сети (например, через торговые палатки, павильоны, киоски, автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, тележки, лотки и др.п. 1.7.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП ; п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП ) и состоят на учете в качестве плательщика торгового сбора по своему месту нахождения/месту жительства, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа по месту учета, а код по ОКТМО - по месту ведения торговой деятельности.

ВНИМАНИЕ

Торговый сбор уплачивается по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110 в бюджет Москв ыприложение № 3 к Приказу ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1004@ .

Что получается у тех, кто состоит на учете в другом регионе, например в Московской области, а торгует в Москве? Как плательщики торгового сбора, они будут состоять на учете в своей ИФНС другого региона, например Московской област иПисьмо ФНС от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ . В связи с этим в платежках на уплату торгового сбора они должны указывать реквизиты своей ИФНС (например, в Московской области), а код ОКТМО - того района Москвы, где установлен нестационарный объект торговли (торговая палатка, автолавка и т. п.).

Как организации на ОСНО уменьшают налог на сбор

Порядок должен быть тако йп. 10 ст. 286 НК РФ .

Уменьшить на торговый сбор можно не всю сумму авансового платежа/налога на прибыль, исчисленного по итогам отчетного/налогового периода, а только ту часть, которая поступает по ставке 18% в региональный бюджет, то есть в бюджет Москвы. Так что 2% в федеральный бюджет надо уплатить полность юп. 1 ст. 284 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог на сбор можно только в том случае, если и сбор, и «прибыльные» платежи уплачиваются в бюджет Москвы.

Если организация состоит на учете в ИФНС в другом регионе, а ведет торговлю в Москве через объекты нестационарной торговой сети, по местонахождению которых не созданы обособленные подразделения, тогда налог на прибыль она уплачивает в бюджет другого региона, а не Москвы. Соответственно, и уменьшить налог другого региона на торговый сбор она никак не может. И если у вас такая ситуация, дальше этот раздел можно не читать.

О том, когда организация обязана зарегистрировать ОП, читайте:

Если же организация ведет торговлю через объект недвижимости, тогда по его местонахождению у нее образуется ОП и она уплачивает в бюджет Москвы авансовые платежи/налог, исходя из доли прибыли, приходящейся на это ОПп. 2 ст. 11 , подп. 3 п. 2 ст. 23 , п. 1 ст. 83 , п. 2 ст. 288 НК РФ . Вот в этом случае на торговый сбор она может уменьшить московский налог.

Авансовый платеж/налог можно уменьшить только на те суммы сбора, которые перечислены до даты уплаты авансового платежа/налога на прибыль. А это означает, чтоп. 1 ст. 287 , пп. 3, 4 ст. 289 , п. 2 ст. 417 НК РФ ; Письмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@ (п. 1) (далее - Письмо № ГД-4-3/14174@) :

  • авансовый платеж по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора за III квартал, если он уплачен не позднее 28.10.2015;
  • налог на прибыль за 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного и за III, и за IV кварталы, при условии что сборы уплачены не позднее 28.03.2016;
  • если торговый сбор за IV квартал 2015 г. уплачен после срока уплаты налога за год (после 28.03.2016), то на него можно будет уменьшить исчисленный авансовый платеж за I квартал 2016 г. С этим согласилась и ФНСПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Так что часть торгового сбора за предыдущий год не потеряется, ее можно учесть в следующем году.

В бюджет Москвы нужно уплатить разницу между суммой «прибыльного» авансового платежа/налога и суммой сбора. Если окажется, что сумма авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. будет равна сумме уплаченного сбора за III квартал 2015 г., тогда в бюджет ничего платить не придется.

Как разъяснила налоговая служба, торговый сбор при расчете налога на прибыль учитывается в пределах исчисленного авансового платежа/налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Например, если за III квартал сбор уплачен в размере 40 500 руб., а исчисленный авансовый платеж за 9 месяцев 2015 г. составил 35 000 руб., тогда на оставшуюся сумму сбора за III квартал (5500 руб.) плюс еще на сбор за IV квартал (40 500 руб.) можно будет уменьшить налог за 2015 г. (но опять-таки в пределах суммы налога).

Если же по году будет получен убыток, тогда понятно, что уменьшать вам будет нечего. А вот торговый сбор в бюджет вы уплатите.

Поскольку действующая форма декларации по налогу на прибыль не содержит специальных строк для учета торгового сбора, ФНС предлагает отражать суммы сбора в строках, предназначенных для указания сумм налога, уплаченного за пределами РФ и засчитываемого в уплату регионального налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 2) :

  • <если> у организации нет обособленных подразделений - в строках 240 и 260 листа 02;
  • <если> у организации есть ОП, по которым сдается отдельное приложение, - в строке 090 приложения № 5 к листу 02;
  • <если> организация входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - в строке 090 приложения № 6 к листу 02.

Как вы понимаете, если организация уплатила за пределами РФ налог, который она вправе зачесть, то в одной строке декларации будет указана одна общая сумма, включающая в себя и этот налог, и торговый сбор. И если эта сумма будет больше авансового платежа/налога, подлежащего уплате в бюджет Москвы, то, как поясняет ФНС, в этом случае организация сама должна выбрать, на что она будет уменьшать платеж/налог: на какую-то одну сумму или на две сразу - тогда в какой пропорци иприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ . При этом ФНС на цифровых примерах показала, как в «прибыльной» декларации нужно уменьшать авансовый платеж/налог на уплаченный торговый сбор организациям, расположенным в Москве и имеющим/не имеющим ОП, а также организациям, входящим в КГНприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ .

Как упрощенцы уменьшают налог на сбор

Порядок учета торгового сбора у упрощенцев будет разный в зависимости от выбранного объекта налогообложения.

Учет сбора при объекте «доходы»

Упрощенцы с объектом «доходы» на торговый сбор уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО в таком порядк еп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог при УСНО на торговый сбор можно, только если и сбор, и «упрощенный» налог уплачиваются в бюджет Москвы. А это возможно, только когда организация/ИП и как налогоплательщик, и как плательщик торгового сбора состоят на учете в инспекциях Москвы, пусть даже и в разных. Если же организация/ИП состоят на учете в другом регионе, например в Московской области, а торговую деятельность ведут в Москве, тогда они лишены возможности уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор. Ведь в этом случае сбор уплачивается в Москву, а авансовый платеж/налог при УСНО - по месту нахождения организации/месту жительства ИП - в бюджет другого региона, например Московской област ип. 6 ст. 346.21 НК РФ . Что уже и подтвердили Минфин и ФНСПисьма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ; ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14230 .

Также не сможет уменьшить «упрощенный» налог на сбор и организация, если ее обособленное подразделение состоит на учете в Москве, а головное подразделение - в ИФНС другого региона, например Московской области. Ведь в этом случае сбор и налог будут перечисляться в разные бюджеты.

Авансовый платеж/налог при УСНО, исчисленный за отчетный/налоговый период, можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого отчетного/налогового периода. А это означает, что на торговый сбор, уплаченный за III квартал, например, 23.10.2015, можно уменьшить налог при УСНО за 2015 г. А на сбор за IV квартал, уплаченный, например, 22.01.2016, уменьшается авансовый платеж за I квартал 2016 г.

В гл. 26 НК сказано, что упрощенцы «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1» ст. 346.21 НК, могут уменьшать авансовый платеж/налог на торговый сборп. 8 ст. 346.21 НК РФ . А как известно, «доходные» упрощенцы указанные платежи уменьшают на страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на выплаченные работникам пособиям по болезни и др. Причем для упрощенцев-работодателей есть ограничение: они не могут уменьшить на взносы и пособия больше чем 50% «упрощенного» налога. В связи с этим возникает вопрос: учитывается ли торговый сбор в этом ограничении или нет?

К радости налогоплательщиков Минфин и ФНС разъяснили, что при уменьшении «упрощенного» налога на торговый сбор 50%-е ограничение не применяется. Оно действует только на суммы, поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, то есть на взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на больничные и др.Письма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 (вопрос 9) ;

Таким образом, упрощенцы с объектом «доходы» уменьшают авансовый платеж/налог так.

Организации/ИП-работодатели сначала из исчисленного авансового платежа/налога вычитают суммы страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС, выплаченных работникам больничных и другие, но не более чем 50% от суммы налога. А потом из оставшейся суммы авансового платежа/налога вычитают сумму уплаченного торгового сбора (вплоть до нуля).

А вот предприниматели, работающие без наемных работников, уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО на уплаченные за себя страховые взносы без каких-либо ограничени йп. 3.1 ст. 346.21 НК РФ . Так что они из исчисленного авансового платежа/налога вычитают всю сумму взносов и всю сумму торгового сбора.

Но если уплаченная в течение года сумма сбора окажется больше суммы налога, исчисленного за этот год, то оставшуюся часть сбора в другом году учесть уже не получитс яп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Не обошлось и без ложки дегтя. Если упрощенец, помимо торговой, ведет и другие виды деятельности, то, по мнению контролирующих органов, ему нужно вести раздельный учет и рассчитывать авансовый платеж/налог при УСНО именно от торговой деятельности. Ведь на сумму торгового сбора можно уменьшить сумму налога, исчисленного при УСНО, только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. И если раньше сотрудники Минфина неофициально высказывались, что на торговый сбор можно уменьшить налог при УСНО, исчисленный по всем видам деятельности упрощенца (см. , ), то впоследствии финансовое ведомство выпустило разъяснения о том, что раздельный учет необходим и на сбор уменьшается налог, исчисленный именно по торговой деятельност и , . И ФНС довела эти разъяснения до инспекций на местах для применения в работ еПисьмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233 .

Но сказав «а», контролирующие органы не сказали «б». Ведь тогда между торговой деятельностью и иными ее видами нужно делить и страховые взносы, и выплаченные пособия по работникам, занятым в разных видах деятельности. Иначе налог будет уменьшен некорректно. Причем о том, как вести этот раздельный учет, Минфин и ФНС умолчали. Если работников нельзя отнести к конкретному виду деятельности, вероятно, сумму уплаченных взносов и выплаченных пособий, приходящихся на торговую деятельность, нужно делить пропорционально доходу от торговой деятельности в общей сумме доходов упрощенца. Об этом мы уже спросили специалиста Минфина, и как только нам ответят, мы вам сообщим.

Учет сбора при объекте «доходы минус расходы»

Минфин и ФНС считают, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» сумму уплаченного торгового сбора должны учитывать в расходах на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сбора х)Письма Минфина от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 , от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 ; ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-3/14386@ . То есть сам налог/авансовый платеж уменьшить на торговый сбор нельзя.

И хотя на первый взгляд это и кажется несправедливым, в позиции контролирующих органов есть плюсы для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы»:

;
  • нет необходимости вести раздельный учет и определять прибыль именно от торговой деятельности;
  • если будет получен убыток, то сбор все равно будет учтен в расходах и тем самым увеличит сумму убытка, которую можно перенести на будущее.
  • Как предприниматели на ОСНО уменьшают НДФЛ на сбор

    Предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учитывают торговый сбор такп. 5 ст. 225 НК РФ :

    • исчисленный по итогам года НДФЛ по ставке 13% можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в этом году;
    • уменьшить НДФЛ на торговый сбор можно только в том случае, если ИП состоит на учете в ИФНС в Москве (по своему месту жительства) и ведет торговую деятельность в Москве. Если же ИП состоит на учете в ИФНС в другом регионе, например в Московской области (по своему месту жительства), а торговую деятельность ведет в Москве (неважно, через объект недвижимости или через объекты нестационарной торговой сети), то он не может уменьшить НДФЛ на уплаченный сбор;
    • нет требования об уменьшении на торговый сбор НДФЛ, исчисленного именно с торговой деятельности. Так что если ИП занимается несколькими видами деятельности, то вести раздельный учет ему не придется;
    • сумма вычитаемого из НДФЛ торгового сбора не может быть больше суммы самого налога. Если по итогам года сумма сбора окажется больше НДФЛ, исчисленного за этот год, то на следующий год сумма сбора не переносится. А если по итогам года ИП получит убыток, то и вычесть сбор ему будет не из чего.

    В отличие от других плательщиков торгового сбора в плане отвлечения денег на уплату сбора ИП находится в невыгодном положении. Ведь он в течение года поквартально должен платить сбор, а уменьшить на него НДФЛ он сможет только в следующем году, когда подаст декларацию 3-НДФЛ за прошедший год.

    В то время как упрощенцы и организации на ОСНО могут учитывать торговый сбор поквартально - уменьшать на уплаченный торговый сбор авансовые платежи, исчисляемые по итогам отчетных периодов.

    Как видим, налоговая нагрузка из-за введения торгового сбора у кого-то увеличится.

    Что же касается недобросовестных плательщиков сбора, которые до сих пор не встали на учет, то их, как заверяет глава Департамента экономической политики и развития г. Москвы, будут выявлять, скрыться им не удастся.

    Кстати, на днях налоговая служба рассказала, как инспекторы будут наказывать тех, кто торговую деятельность на территории Москвы ведет, но не встал на учет в ИФНС в качестве плательщика торгового сбора (не представил уведомление) или сделал это несвоевременн оПисьмо ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14504@ :

    • <если> организация или ИП подадут уведомление о постановке на учет с опозданием, то их оштрафуют как за несвоевременное представление сведений, необходимых для налогового контроля. А такая ответственность есть и в НК (налоговая), и в КоАП (административная). В связи с этим могут оштрафовать и саму организацию на 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ , и ее руководителя и главбуха на 300- 500 руб.ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ А вот предпринимателя инспекция может оштрафовать только по НК. Ведь ИП к административной ответственности за некоторые налоговые нарушения привлекаться не могу тпримечание к ст. 15.3 КоАП РФ . Так что предприниматель отделается лишь 200 руб.;
    • <если> организация или ИП так и не подадут уведомление, а будут вести торговую деятельность без постановки на учет, тогда наказание более суровое - штраф в размере 10% от доходов, полученных за период ведения торговой деятельности без представления уведомления, но не менее 40 000 руб.п. 2 ст. 416 , п. 2 ст. 116 НК РФ Но такой штраф возможен, только если у налоговиков будут доказательства ведения деятельности. А как ранее разъясняла ФНС, таким доказательством может являться акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который они получат от Департамента экономической политики и развития г. Москв ыПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 7.1) .

    С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

    Где он действует

    Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 " "; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

    О порядках и сроках уплаты торгового сбора, НДФЛ, НДС, ЕНВД и других платежей – читайте в "Энциклопедии решений. Налогообложение" . Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня, узнайте ответы на интересующие налоговые вопросы и сэкономьте на штрафах и задолженностях!

    НАША СПРАВКА

    Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады ().

    К торговой деятельности для целей применения относятся следующие виды торговли:

    • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
    • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
    • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
    • осуществляемая путем отпуска товаров со склада ().

    Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков ().

    Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал ().

    То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) ().

    Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости ( , ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ " "). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми ().

    Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества ().

    Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ "О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору" ().

    Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

    Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы "Налогоплательщик ЮЛ " и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

    ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

    Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала ().

    В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора ().

    За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет "стоить" уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. ().

    Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. ().

    В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по или по – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а – нет.

    Порядок расчета и уплаты сбора

    Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал ().

    Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

    За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора ().

    Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора ().

    Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

    В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно ( , ).

    Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

    Всего выделено три группы районов (рис.):

    • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
    • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
    • группа 3 – все остальные районы Москвы.

    На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

    Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

    Вид торговой деятельности

    Ставка торгового сбора (руб. за квартал)

    Физический показатель

    Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением АЗС) и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли)

    Объект осуществления торговли

    Развозная и разносная розничная торговля

    Объект осуществления торговли

    Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

    а) до 50 кв. м (включительно)

    Объект осуществления торговли

    б) свыше 50 кв. метров
    (каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м)

    1 кв. м площади торгового зала

    Организация розничных рынков
    (за 1 кв. м площади розничного рынка)

    1 кв. м площади розничного рынка

    Законом г. Москвы предусмотрены также и льготы по некоторым видам деятельности. Так, сбором не облагаются следующие объекты движимого и недвижимого имущества, применяемые:

    • в розничной торговле с использованием торговых автоматов;
    • на специализированных, региональных ярмарках или ярмарках выходного дня;
    • через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
    • в разносной розничной торговле, осуществляемой в зданиях (сооружениях, помещениях), управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями ().

    Таким образом, ни торговый автомат с напитками и закусками, ни павильон на ярмарке меда, ни киоск или прилавок на официальном розничном рынке сбором облагаться не будут.

    Кроме того, вне зависимости от объекта торговли и осуществляемой торговой деятельности, не будут платить сбор организации федеральной почтовой связи, а также автономные, бюджетные и казенные учреждения ().

    Рассмотрим порядок расчета торгового сбора за третий квартал 2015 на примере.

    ПРИМЕР

    Столичный предприниматель владеет тремя торговыми палатками (объекты нестационарной торговой сети), в которых продает печатную продукцию. Палатки № 1 и № 3 расположены в районе Марьино, палатка № 2 – на территории розничного рынка. При этом палатка № 3 в июле, августе и сентябре не использовалась. Поскольку палатка № 2 расположена на территории розничного рынка (а значит, на нее распространяется льгота), а палатка № 3 не использовалась в предпринимательской деятельности в течение всего квартала, то сбором за третий квартал 2015 года будет облагаться только палатка № 1. Учитывая, что она находится в районе Марьино (применяются ставки для Группы 3 (см. табл.) и является объектом нестационарной торговой сети, за третий квартал предпринимателю придется заплатить за ее использование 40 500 руб.

    Торговый сбор и другие налоговые платежи

    Федеральный законодатель предусмотрел возможность уменьшения других налогов на сумму уплаченного торгового сбора. Так, например, ИП, который вел торговую деятельность по месту своего учета, за счет уплаченного торгового сбора может уменьшить сумму НДФЛ по итогам налогового периода (). Однако здесь есть небольшая, но очень существенная оговорка. Этой льготой не получится воспользоваться, если предприниматель не подавал уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

    Такое же правило распространяется и на организации – на сумму уплаченного сбора разрешается уменьшить налог на прибыль или единый налог для применяющих УСН ( , ). При этом уменьшается сумма налога, уплачиваемая в бюджет города федерального значения или в консолидированный бюджет региона, на территории которого расположен муниципалитет, принявший решение о введении торгового сбора.

    Во время подготовки материала, в редакцию поступило много вопросов от читателей нашего портала о порядке исчисления и уплаты торгового сбора, которые были направлены заместителю руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марии Багреевой. Ответы на них читайте в нашем следующем материале.

    Если у вас остались вопросы о правилах начисления и уплаты торгового сбора, их можно задать нашим экспертам на .

    С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

    Что нас миновало

    Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

    «Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

    Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

    «Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

    Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

    Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

    По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

    Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

    Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

    «Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

    Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

    Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

    Что такое торговый сбор и зачем он введён

    Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

    Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

    Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

    Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

    • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
    • категории плательщика сбора;
    • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
    • особенностей объектов осуществления торговли.

    В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

    Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

    60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

    Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

    НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

    «Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

    Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

    Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

    Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

    Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

    По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

    Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

    Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

    • розничная торговля через вендинговые аппараты;
    • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
    • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
    • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
    • торговля на территории агропродовольственного кластера;
    • отделения «Почты России»;
    • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
    • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
    • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
    • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
    • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

    Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

    Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

    Выводы

    Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

    Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

    Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

    http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

    Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

    Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

    Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

    Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

    Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).