23.03.2024

Тесты для самотестирования. Психологический тест с рекомендациями на выявление лидерских качеств человека Тест на тему определение уровня ответственности


Ключевое отличие управленческой ответственности от исполнительской в том, что исполнитель отвечает за результаты только своей деятельности, а руководитель отвечает за результаты работы всего подразделения

Чем выше уровень управления - тем выше уровень исполнительской ответственности. Начальник отдела должен брать управленческую ответственность за действия (или бездействия) всех сотрудников отдела. Руководитель департамента - за действия (или бездействия) всех сотрудников департамента. Генеральный директор - за работу всей организации.

Управленческая ответственность: задачи руководителя

  • сформировать и закрепить договоренности;
  • предусмотреть возможные риски и продумать способы их минимизации;
  • проконтролировать и проанализировать полученные результаты;
  • предоставить варианты корректировки ситуации в случае неуспеха

Именно за эту разницу в обязанностях руководителям платят на порядок больше исполнителей. Управленческая ответственность — это высокий уровень квалификации и профессионализма.

Какой Вы руководитель? Тест на управленческую ответственность

Этот проект для Руководителей, желающих увидеть управленческие возможности всех своих подчиненных в абсолютно прозрачной бизнес-среде; Руководителей, ищущих невостребованные таланты; Руководителей компании, которые хотят понять, кто реально генерирует эффективные решения, а кто просто присоединятся или саботирует)

Ключ

От 30 до 24 баллов включительно: Рады за Вас! Вы очень ответственный руководитель.

При постановке задачи вы четко фиксируете договоренности с сотрудником, а контролируя исполнение, прямо указываете на его личные недоработки. При этом готовы признавать свои ошибки и берете на себя ответственность за собственные действия и решения. Даже если какой-то вопрос требует согласования с вышестоящим руководством, и на документе стоит его подпись, вы не отказываетесь от ответственности за предложенные вами идеи. Вы понимаете, что объективных причин невыполнения задач не бывает, бывают только непродуманные риски и плохо спланированные действия по их минимизации. Вы владеете конструктивными способами нематериальной мотивации сотрудников и техниками развития у них ответственного отношения к деятельности. Вы с уважением относитесь к подчиненным, которые открыто заявляют о своем несогласии с вашими решениями, и готовы обсуждать с ними наиболее эффективные пути развития ситуации в рамках достижения общих целей.

От 23 до 11 баллов включительно: Будем рады встрече! Вам есть еще чему учиться.

Для вас важно, чтобы в условиях неопределенности «наверху» четко и понятно были определены перспективные цели. В противном случае ответственность за сложные и рискованные решения вы переложите на вышестоящее руководство. По отношению к подчиненным у вас достаточно демократичный стиль лидерства: вы готовы подробно обсуждать с сотрудником способы достижения цели и возможные трудности, а также оказывать помощь и поддержку в трудных для него ситуациях. Однако в том случае если работник предложил путь, с которым вы не согласны, то, скорее всего, переложите ответственность за отсутствие результата на подчиненного. В проблемных ситуациях вы много времени уделяете обсуждению, помогаете сотруднику справиться с заданием, но, возможно, подчиненный ждет от вас не объяснений, а конкретных и решительных действий. Вашим сотрудникам зачастую удается уйти от ответственности за невыполненные задачи, особенно в тех случаях, когда они обладают хорошо развитыми коммуникативными компетенциями и могут убедить вас в том, что у них не было необходимых ресурсов, чтобы справиться с заданием. При этом часть работы, которую должны делать подчиненные, вы выполняете самостоятельно, оставляя их, таким образом, незагруженными.

От 10 до 0 баллов: А Вы точно руководитель?

Вы даете возможность сотрудникам уйти от личной ответственности за результаты их работы, так как не демонстрируете на личном примере готовность признавать свои недоработки и ошибки. В сложных ситуациях вы предпочитаете оправдывать отсутствие результата действиями других людей или обстоятельствами, на которые вам трудно влиять. Вы не формируете с сотрудником четких договоренностей о том, что бы вы хотели видеть в качестве конечного результата. В связи с чем вам трудно призвать его к ответственности при невыполнении поставленных планов, так как он всегда может сказать, что не понял задание, или вы не дали четких указаний, что и когда нужно было сделать. Вы излишне полагаетесь на материальные методы стимулирования персонала, расходуя бюджетные средства там, где можно было бы избежать дополнительных издержек. Для того чтобы справляться с сопротивлением работников, вы зачастую используете авторитарные методы управления, таким образом, лишая их возможности проявлять инициативу и брать на себя ответственность за результаты.

Цель тренинга:
Приобретение участниками теоретических знаний и практических умений использования инструментов причинно-следственного анализа, сбора информации, генерации идей, оценки альтернатив и рисков до уровня, позволяющего самостоятельно разрабатывать и предлагать готовые решения вышестоящему руководству.

Деловая игра «Тест на ответственность»

педагог- психолог: Коцуба Т.М.

Муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Черноморская

средняя школа №1»

Цели и задачи: овладеть социально-психологическими знаниями, практическими приёмами построения общения в различных условиях; развивать способности анализа ситуаций, характерных при общении с людьми, и понимание того, что успешность ответственности обеспечивается индивидуальными усилиями; отработать приёмы, позволяющие осуществлять деловой контакт с партнёром, выслушать и понять его, построить беседу; способствовать созданию климата сотрудничества.

1 Приветствие. «Пожелания»

Каждый участник произносит какую-нибудь фразу, обращённую ко всем остальным:

«Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового и интересного»…

2 Мотивационно -организованный этап.

Мы сегодня поговорим об ответственности. Это слово вобрало в себя несколько понятий:

Уровни ответственности; компоненты, составляющие ответственности; способы формирования ответственности и т.д. Мы педагоги, а значит, мы несём ответственность не только за себя, но и за дело, за воспитание детей. В доказательство о душевной взаимосвязи взрослого и ребёнка можно привести несколько пословиц и поговорок:

«Что посеешь, то и пожнёшь», «Яблоко от яблони недалеко падает»… Поэтому, нам взрослым нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей. Сегодня мы с вами сделаем попытку проверить наши знания о проблеме ответственности, умение находить правильное решение в ситуациях. Нашу игру мы так и назовём – «Тест на ответственность».

3 Содержательный этап.

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Кто такая Я».

1) Ступенька «Я».

а) Давайте поразмышляем на тему «Со мною что-то происходит»

(об ответственности)

Я радуюсь, когда… Мне не нравится, когда…

Я обижаюсь, когда… Я грущу, когда…

Я злюсь, когда… Я страдаю, когда…

Мне весело, когда… Я плачу, когда…

Резюме: Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Себя всегда надо настраивать на хорошее.

б) Шуточный тест «Китайская рулетка»

Участникам предлагается закончить предложения:

Если бы я был деревом, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был машиной, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был напитком, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был писателем, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был цветком, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть…То не хотел бы быть…

2) Ступенька «Мир людей».

Поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознаёт, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер, проявляются разные виды ответственности.

Дискуссия «Быть ответственным, значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действий …»

* Если вы в этом убеждены, то покажите восклицательный знак.

* Если сомневаетесь в ваших высказываниях, будет присутствовать знак вопроса.

Мотивационно- побуждающая игра «Волшебная палочка»

Компоненты (составляющие) ответственности: 1. понимание задачи; 2. согласие с поставленной задачей; 3. умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Уровни воспитания ответственности: 1 ребёнок в качестве помощника; 2. ребёнок нуждается в понимании и контроле; 3. выполняет задания самостоятельно.

Условия развития чувства ответственности: 1. самоуважение; 2. разумные ограничения;

3. условия развития ребёнка.

Резюме : Наши взгляды, как вы уже убедились, могут быть разными, но есть и общая тема «Ответственность» - мы участвуем в обсуждении, взволнованы, и эта эмоция нас объединяет.

3 Ступенька «Окружающий мир».

Следующая ступенька именуется «Окружающий мир». Здесь мы видим жизнь в ещё большем многообразии: этот мир имеет политический фон, социальную окраску. И вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: Как найти своё место в мире? Как выжить? Как воспитывать и обучать детей?

Рефлексивно-оценочная игра «Определение ответственности в ситуациях».

На каждую подгруппу даётся ситуация, в которой они должны определить, присутствует ли там ответственность или другое чувство?

+ Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает (Повиновение);

+ Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник, она сразу приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать её будут не раньше пятницы. (Ответственность. Девочка могла читать любую другую книгу);

+ Коля хочет попасть на соревнование по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется. (Ответственность);

+ Ваня обещал принести своему школьному товарищу книгу, но забыл. (Ни повиновение, ни ответственность).

Процесс передачи ответственности очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Передача детям ответственности за свои дела и поступки - самая большая забота. Она делает их более сильными и уверенными в себе, а ваши отношения- радостными и спокойными.

4. Ступенька «Самоутверждения».

Самая высокая ступенька жизненного пути - творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Я вам предлагаю творческое задание - вывести формулу ответственности. (работа в группах)

5. Рефлексия.

Каждой подгруппе предлагаются «шляпки» трёх цветов (белая, красная, жёлтая).

Той подгруппе, у которой шляпка белого цвета следует ответить на вопрос:

«Можно ли воспитать ответственность?»

Той подгруппе, у которой шляпка зелёного цвета- «Нужна ли людям ответственность?».

Той подгруппе, у которой шляпка красного цвета- вывести формулу ответственности.

Вывод:

«Вчера я был умным, хотел изменить мир.

C егодня я мудрый, и поэтому меняю себя»

Леонардо Ди Каприо

Ответственность – это личностное качество, измерить которое достаточно сложно. В нашей компании используется три основных метода: психологическое тестирование, личное интервью и ассессмент-центр.

Многие говорят, что ответственность надо проверять ещё до начала собеседования: проверить, во сколько пришёл кандидат, подготовился ли к интервью, почитал ли информацию о компании. Я отношу это скорее к обязательности, пунктуальности или глубокой заинтересованности в конкретном месте работы.

Психологическое тестирование – наименее точная (примерно 40 %) методика, поэтому его результаты мы используем только в качестве проверки того или иного предположения.

Тестовое задание , которое даётся человеку на дом, также может говорить об ответственности кандидата. Но нужно также понимать, что кандидат, который, хочет получить работу в компании, скорее всего, выполнит тестовое задание. В этом случае важнее смотреть на то, как он его выполнил, насколько проработал материал, как структурировал и т. д.

Одним из основных элементов ассессмент-центра, используемым в нашей компании, является деловая игра. Метод считается одним из самых достоверных (примерно 70–80 %), потому что продемонстрировать в активной непредсказуемой деловой игре несвойственное поведение достаточно сложно.

Если человек легко выдерживает внимание аудитории, просто входит в контакт с людьми, то и в игре это проявится. Важно, что по итогам этого исследования мы можем кандидатам аргументированно объяснить, почему мы приняли то или иное решение, а также дать рекомендации по развитию тех или иных качеств.

Личное интервью – собеседование, по итогам которого можно делать выводы об ответственности кандидата с уверенностью до 99 % J. В этом случае качество результата зависит от вариативности рекрутера.

По своему опыту могу выделить некоторое количество вопросов, которые помогают надёжно оценить уровень ответственности кандидата.

  1. Выявление ответственности я всегда начинаю с вопроса о том, что это за качество в понимании кандидата. Это помогает выровнять понятийный аппарат. Для меня ответственность – это готовность сделать всё для того, чтобы достичь нужного результата, готовность сделать больше или иначе, если тех действий, о которых попросил руководитель, оказалось недостаточно для достижения цели, способность действовать, осознавая последствия. И иногда уже на этом уровне можно сделать вывод о том, что нам, возможно, не по пути, так как кандидаты, говоря об ответственности, описывают индикаторы исполнительности или обязательности, либо по тому, как они говорят, понимаешь, что ответственность для них – явление обтекаемое или нежелательное.
  2. Можно задать прямой вопрос: «А Вы ответственный?». Мало кто из кандидатов ответит «Нет», чаще говорят гораздо мягче, например, «Иногда могу быть безответственным». И конечно в таких случаях нужно попросить уточнить, объяснить, почему так происходит или почему он так считает.
  3. Я считаю эффективными вопросы по методике STAR: «Приведите пример, когда Вы брали на себя ответственность». Идеальным будет, если в примере кандидат опишет какую-либо ситуацию, задачи, которые были поставлены, действия, которые он предпринял, и результат, которого удалось достичь. При этом, если из рассказа выпала хотя бы одна часть, то, возможно, этой ситуации в его опыте не было.
  4. Также мне нравятся вопросы с небольшой провокацией. Например, если кандидат заявляет о своей высокой ответственности, то можно сказать следующее: «Не бывает на 100 % ответственных людей, приведите пример, когда Вы повели себя безответственно». И посмотрите на реакцию, возможно кандидат постарается Вас переубедить – это хороший знак, если задумается на время и скажет, что иногда забывает купить хлеб домой – тоже неплохо, а вот если сразу приведёт яркий пример безответственности – аккуратнее, перепроверьте дополнительными вопросами.
  5. Вполне действенно задать и такой вопрос: «Если пятерых Ваших знакомых спросить о Ваших трёх самых сильных сторонах, сколько раз прозвучит ответственность?». Некоторые не стесняются и говорят «15», хотя максимальный результат «5». После этого обязательно стоит спросить, почему они так считают и сколько раз они действительно слышали от окружающих характеристику «ответственный». Или так: «А если мы спросим Вашего бывшего руководителя, что он про Вас скажет, назовёт ли Вас ответственным? У вас есть его номер телефона? Можно ему позвонить?» Как правило, после этого вопроса начинается самое интересное. Либо говорят «Да», и тогда можно пойти ва-банк и позвонить, либо начинают уходить от ответа: «Ну я не знаю», «Давайте не сейчас», «У меня нет номера» и т. д.
  6. Также можно попросить рассказать про границы ответственности на прошлом месте работы. Если кандидат начинает рассказывать про свои должностные обязанности, то этот человек, возможно, только исполнитель, готовый делать то, что скажут и не сильно заинтересованный в том, чтобы брать на себя «лишнее». А если описывает какие-либо свои инициативы, проекты, в которых проявил себя, сложную ситуацию и то, как он из неё вышел, то кандидат, скорее всего, заинтересован и готов брать на себя ответственность.
  7. Важно задавать и проективные вопросы, например «Как вы думаете, почему некоторые люди ответственные, а некоторые – нет?», «При каких обстоятельствах сотрудники работают эффективно?». Если кандидат называет внешние обстоятельства: ресурсы, руководитель, хорошая погода и т. д., то это можно расценить как склонность к перекладыванию ответственности. Хороший ответ кандидата связан с его личной эффективностью, например, «Насколько захочу быть успешным».
  8. Об ответственности могут говорить и косвенные вопросы. Например, «Как вы выбирали вуз?». Если кандидат отвечает: «Мама посоветовала», «Пошёл заодно с другом», то, вероятнее всего, от него не стоит ожидать высокого уровня ответственности.

Конечно, задать один вопрос недостаточно, важно смотреть на кандидата в динамике. Эффективнее всего перепрыгивать с одной компетенции на другую, дать поговорить кандидату 3–5 минут об одном, а потом вернуть к предыдущим вопросам. Можно переформулировать его ответ, добавив то, чего он не говорил. И если он с этим согласится, то стоит задуматься: вероятно, в какой-то момент он слукавил.

В идеале нужно проверять качества, знания и навыки по большому количеству методик – чем больше подтверждений того или иного предположения, тем лучше.

Я не обязываю каждого рекрутера действовать согласно строгому плану и задавать только описанные выше вопросы. Каждый из них понимает, что ему нужно оценить, а что для этого делать, он решает сам, ведь у каждого рекрутера есть свой стиль, свои «эффективные» вопросы и методики. К тому же, естественность поведения рекрутера и его искренняя заинтересованность в кандидате очень важны для качества интервью – ни один кандидат не раскроется полностью на встрече, которая больше всего напоминает сухой допрос.

    0 – 49 очков – Вы готовы на решительные действия, только когда чувствуете бессилие и беспомощность, когда Вас будто «прижали к стенке». В остальное время готовы терпеть не только унижения, но даже незаслуженные упрёки, считая, что подобная жертва когда-то будет замечена и оценена. Есть риск попасть в зависимые отношения, так как ищите в другом человеке столь желаемую уверенность и самодостаточность, нередко попадая на обычного тирана. Любите помечтать о том, как благодаря какому-то человеку или случаю, Ваша жизнь меняется к лучшему, как в сказке. Совсем не решаясь что-то делать самостоятельно, рисковать и заявлять о себе, своих чувствах и желаниях. Но не стоит отчаиваться, стоит только приложить усилий и поработать над собой, и тогда всё изменится. Начать можете с техник, описанных в статье .

    50 – 99 очков – Вы достаточно гармоничны. Можете действовать решительно, не отступая перед трудностями. Вы осознанный человек, не принципиальный, поэтому в ситуациях, требующих быстрого решения Вы готовы взять ответственность на себя, а там, где есть люди, желающие власти больше чем Вы – совершенно спокойно уступите. Что Вас и отличает от других лидеров, так это то, что вами не руководит потребность и жажда власти. Вы просто умеете организовывать что-то, но на лавры единственного победителя не претендуете, особенно в моменты, где необходимо сделать нечестный ход. Хоть Вы и находитесь в балансе, Вам не помешает иногда всё-таки проявлять инициативу и настойчивость, это поможет продвинуться ещё дальше. Для поддержания Вашего стремления к саморазвитию и самосовершенствованию рекомендую к прочтению статью .

    100 – 150 – Вы просто прирождённый лидер, который иногда даже способен «перегнуть палку» в своих действиях. Вы уверены в себе, и считаете, что существует только один верный ответ – Ваш. Поэтому желания и потребности других часто не берёте во внимание. Зачем это нужно, ведь они мыслят неправильно? Отлично справляетесь с поставленными задачами, Ваш коллектив всегда сдает работу в срок, результат на высоте и компания стремительно продвигается вперёд. Только вот не замечаете, что сотрудники просто «выпадают» и «загоняют» себя, чтобы соответствовать Вашим требованиям. Вас считают диктатором, Вас боятся и при этом мечтают быть хоть немного похожими. Рекомендую почитать статью для того чтобы больше понимать о преимуществах и недостатках такой жесткой позиции.

72-78 баллов – вы организованный человек. Единственное, что модно вам посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется. Что вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.

63-71 балл – вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые становятся организованными только в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательно присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.

Менее 63 баллов – ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы.

Тест «Ответственный ли вы человек?»

Выберите из предложенных вариантов утверждений тот, который наиболее точно характеризует Вас. Если согласны, то рядом с номером утверждения поставьте «да», не согласны – «нет».

Утверждения

    Я достаточно быстро достигаю необходимых мне результатов.

    Если это необходимо, я без труда работаю без выходных.

    Свою работу я считаю ответственной.

    Как правило, я довожу до конца начатое дело.

    Я способен быть объективным в оценке своих достижений и неудач.

    Я всегда возвращаюсь к проделанному и исправляю свои ошибки.

    Многие считают, что я ответственно отношусь к работе.

    Я считаю, что работа не должна зависеть от личной жизни.

    Принимая решения, я должен четко представлять, как оно отразится на деле.

    Я всегда заканчиваю дела, которые начал.

    В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

    Я способен достаточно точно определять приоритеты в моей работе.

    Для меня важно, чтобы моя работа приносила пользу другим.

    Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

    Я считаю, что нужно постоянно совершенствовать свой профессионализм.

    Я могу признаться в том, что был не прав.

    Мне доставляет удовольствие принимать ответственные решения.

    Я способен увидеть свои проблемы в истинном свете.

    Выполненное дело приносит мне удовлетворение.

    Я способен доводить до логического конца свои планы.

    Иногда так получается, что я беру на себя обязательства других.

    Если я плохо выполню какую-либо работу, то долго чувствую себя неважно.

    Ошибки моих подчиненных – мои ошибки.

    Я достаточно близко к сердцу принимаю чувства других.

    Я всегда подчиняюсь указаниям вышестоящего начальства.

Сложите все ответы «да», присвоив каждому по 1 баллу.

20-25 баллов . С уверенностью можно сказать, что вы очень ответственный человек и у вас развито чувство долга. Обычно предпочитаете доводить начатые дела до конца, и если события мешают реализовать намеченные планы, то это доставляет вам определенные неудобства. Вы, человек, часто берущий на себя ответственность за других людей, охотно всем помогаете, способны жертвовать собой в интересах других. К непоследовательности, неточности и слабостям других людей относитесь критично. Поэтому склонны строить межличностные отношения, основываясь на том, насколько окружающие вас люди обладают чувствами долга и ответственности. Для достижения своих целей вы проявляете настойчивость и упорство. Вы целеустремленны. Ваш стиль работы характеризуется сверхобязательностью и точностью.

15-19 баллов. Вы, несомненно, обладаете чувством ответственности и долга. Но вам важно быть уверенным, что от вас никто не потребует больше того, что вы сможете сделать. Иногда бываете излишне пассивны – чтобы кто-либо из окружающих не оценил ваше желание действовать как попытку взять на себя бразды правления и полную ответственность за происходящее. Опасаясь этого, вы иногда сдерживаете желание что-нибудь сделать, в то время как ваша природная активность и работоспособность вполне позволяют вам принимать ответственные решения и доводить начатые дела до конца.

Меньше 14 баллов. Вы человек, склонный к спонтанным – а иногда и непоследовательным – решениям. Часто не задумываетесь о том, что от вас как от сотрудника ожидают ответственных решений хотя бы потому, что вам платят деньги. Ваша неточность и необязательность могут привести к конфликту с начальством. Излишне легковесное отношение к своим обязанностям, а может, и к жизни в целом, не доставляет вам неприятностей только потому, что вы пока ни разу не сталкивались с серьезными требованиями шефа, сотрудников или близких. То, что вам необходимо, - это представить, как приятно вовремя сделать все, что запланировано, показать себе и другим, что вы способны быть ответственным человеком и принимать волевые, ответственные решения.