21.09.2020

Световая кисть в фотографии. Световая кисть Что такое световая кисть в фотографии


— что это такое? Давайте попробуем разобраться. Всем известно, что художники рисуют кистью на холсте или бумаге, а фотографы рисуют светом. Фотография ведь и называется светописью. При этом свет бывает разный: рисующий, заполняющий, фоновый, контровый, моделирующий.

И каждый свет создается своим отдельным источником:

  • мягкий заполняющий свет освещает объект съемки равномерно, не дает контрастных теней:
  • рисующий свет — это направленный свет, бывает и жестким, и мягким, он должен показать форму предметов и их детали, оставив в тени те элементы, которые не важны по замыслу фотографа для общей композиции;
  • моделирующий свет — это фактически дополнительный заполняющий свет, всегда создается мягкими источниками, им подсвечивают тени в необходимых местах, им также создают необходимые блики;
  • контровый свет применяют для создания светового контура, ореола;
  • фоновый свет — название говорит само за себя, этим светом освещают фон за объектом съемки;
  • выравнивающий, предназначен для сглаживания теней.
Студийный свет. ТОП-5 простых схем

Как видите, это целая наука. Существует несчетное количество световых схем, которые помогают фотографу сделать свое произведение наиболее эффектным. Иначе говоря, представить модель в наиболее выгодном свете! Но обо всех этих возможностях мы поговорим в следующий раз.

Световая кисть — техника съемки

Итак, сегодня мы будем разбираться, что же это за такая? Все очень просто. Световой кистью называют технику съемки в сплошной темноте, когда все источники света заменяет маленький фонарик. Им мы и рисуем, он и представляет в этом случае основной рисующий свет . А при желании он может выполнить любую роль, стать контровым или моделирующим. Все зависит от вашей фантазии.


Световая кисть. Диафрагма f/7,1 выдержка 30 секунд.

Чем интересна эта техника? Мне кажется, что особая ее притягательность и состоит в том, что именно здесь фотограф вплотную подходит к ремеслу живописца. Согласитесь, одно дело, когда вы фотографируете предмет, заранее осветив его со всех необходимых сторон, нажав один раз на спусковой затвор. И совсем другое дело, когда в кромешной темноте вы «рисуете», выхватывая лучом фонарика отдельные детали. Одни из них освещаете болеет тщательно, словно художник прорабатывая детали, а другие нарочито оставляете в тени.

— это инструмент, который доступен каждому, кто жаждет творчества. Одни стараются добиться интересной картины, не прибегая к фотошопу, стараясь за один заход проработать изображение, прописать его четко при помощи техники»«. Другие же считают, что эта техника предназначена именно для сведения единой картинки в фотошопе. То есть они прорабатывают детали отдельно, создавая несколько кадров, а затем соединяют их в единое целое. Примерно, как художники рисуют свои полотна, вначале прорабатывая эскизы.

Так что эта техника годится и для начинающих фотолюбителей, и для маститых фотохудожников. Каждый может найти в этой технике то, что ближе ему. Главное, световая кисть должна лишь помогать в создании произведения.

Основные моменты съемки в технике «световая кисть»

В принципе, сама техника очень проста — это фактически рисование светом. В полной темноте узким лучом света прорисовываем все детали снимаемого объекта. Фактически фонарик и выступает у нас в роли световой кисти.

Есть главные моменты, о которых необходимо помнить, если вас заинтересовала и вы решили испробовать ее:

  • Штатив. Обязательно устанавливаем камеру на штатив или на его имитацию как, например, в этой моей статье, где в качестве штатива . Кстати, он у меня всегда под рукой, когда я занимаюсь съемкой композиций. Поверьте, это очень удобно.
  • Фокус. Фокусируемся вручную и заранее, так как в темноте это будет сделать проблематично.
  • Диафрагма. Показатель подбираем экспериментально, зависит от выдержки. Помните, что показатель диафрагмы необходимо устанавить постоянным для всего цикла съемки, если вы снимаете несколькими кадрами, которые затем склеиваете в фотошопе.
  • Выдержка. Обычно достаточно установить в интервале от 10 до 30 секунд. В зависимости, какой интенсивности прорисовку деталей вы хотите сделать.
  • Фонарик. Фонарик для рисования светом. Здесь необходимо понять, что, чем тоньше луч фонарика, тем удобнее будет прорисовывать детали изображения.

Световая кисть своими руками

Для прорисовки натюрмортов, желательно использовать вот такой маленький фонарик.

Так. Проблема. У маленького фонарика села батарейка. Что делать? Ведь в наличии у меня только большие фонарики.

Не бывает безвыходных ситуаций. Берем картонку, рисуем круг по диаметру светового круга фонаря, а дальше рисуем и вырезаем вот такое «солнышко».

Затем в ход идут резиночки, можно скотч или изоленту применить. Закрепляем таким образом. Если края пропускают свет, то обмотайте их чем-либо. Я обмотала просто черным полиэтиленом, свет перестал проходить.

И последний штрих. Делаем маленькое отверстие по центру картонного круга. Только совсем маленькое. И пробуем создать шедевр.

Итак, выдержка 1/2 секунды, диафрагма f/4. Ну естественно, что с такими показателями я успела осветить лишь глаза ежика.

Увеличила выдержку до 13 секунд и успела прорисовать все, что хотела.

Каким бы маленьким не сделали мы отверстие в картонке, свет будет у нас в виде размытого пятна. Попытаюсь сделать луч более сконцентрированным. Для этого делаю из картона конус и одеваю его на фонарик, используя все те же резиночки.

Посмотрим, какую картинку даст нам эта ««. Очень хочется попытаться прорисовать награды отца.


Вариант 1. Диафрагма f/16 выдержка 15 секунд.
Вариант 2. Диафрагма f/16 выдержка 30 секунд.

Ясно, что надо подбирать значения между этими. Буду пробовать еще. А сейчас попытаюсь проработать сложный камень морской:


Вариант 1. Диафрагма f/16 выдержка 30 секунд.
Вариант 2. Диафрагма f/7,1 выдержка 30 секунд.

Световая кисть — примеры фотокомпозиций

Здесь вы можете ознакомиться со статьей от Сергея Шандина в его статье в прекрасном фотожурнале ХЭ, крупнейшем в Рунете собрании статей о фотографии. (http://photo-element.ru/ps/brush/brush.html) Добавлю от себя, что необыкновенно интересных статей.

Про отраву © Сергей Шандин
Про самовар © Сергей Шандин
© Сергей Шандин Натюрморт в багровых тонах
Натюрморт с высоким содержанием витаминов и железа © Сергей Шандин © Сергей Шандин Натюрморт
CC / BYPhoto by alubavin on Foter.com Photo by Alexey Kljatov on Foter.com / CC BY-NC
CC BY-NC /Photo by Alexey Kljatov (ChaoticMind75) on Foter.com
Photo by Olga Sytina & Alexey Kljatov on Foter.com / CC BY-NC

Удачных всем экспериментов в технике ««

Среди фотографов очень большой интерес вызывает техника фотосъемки с инструментом «световая кисть» (или иногда говорят «светографика») — это редкая и необычная техника съёмки. Она заключается в высвечивании пучком света именно тех деталей нашей композиции, которые мы хотим получить на будущем изображении. Сегодня рассмотрим: как можно сделать для этой техники простую «световую кисть» своими руками.

Изготовление «Световой кисти»

Для начала необходимо сделать саму «Световую кисть». Весь процесс изготовления занял всего 15-20 мин.

В качестве источника света лично я использовал фонарик «Яркий луч». Конечно, можно использовать и другой фонарик.

Для уменьшения угла луча света я использовал картонный каркас от рулона туалетной бумаги. Он плотно одевался на отражатель этой марки фонарика.

В него плотно вставляем трубочки от коктейля длиной 6 см. Получилась аккуратная сотовая насадка на фонарик для уменьшения рассеивания света.

Пятно света на расстоянии 1 метр от фонарика стало 10 см, на расстоянии 50 см - 6 см - для моих целей вполне было приемлемо. Фото готовой к применению конструкции «световой кисти».

Фото, сделанные с помощью «световой кисти»

Немного о тонкостях этой методики освещения

Теперь берём наш источник света со световым пятном и рисуем им всё, что и как захотим. Хочется сказать о нескольких подводных камней в этой технологии. Отсутствие одновременного освещения для всего объекта. Обычно мы снимаем, когда свет, освещающий объект, попадает на него с разных направлений, создавая световой рисунок, контраст, тональные нюансы и т.д. и весь этот световой поток мы видим одновременно. Мы можем сравнивать различные яркости снимаемого объекта и его частей визуально, без помощи экспонометра. Так строится освещение на самом объекте, так же строится освещение фона. Экспозиция в какой-то мере выступает фактором вспомогательным: главное — уложиться в известную широту фотографического материала и экспозамеры следуют ближе к концу процесса съёмки, когда светопластический рисунок снимка уже состоялся.

В технике световой кисти экспозамеры следуют намного раньше самого процесса съёмки. Есть простая методика подобных съёмок, где в самом начале, после композиционного построения натюрморта, приступают к изготовлению эскиза и просчёту экспозиции.

Нужен эскиз, простой карандашный контурный набросок сюжета съёмки, где, обрисовывая контуры, отделяем предметы друг от друга. Но это в рисунке. В фотографии линии как понятия нет, а есть зона раздела двух тонов, которая может восприниматься (и воспринимается) как линия, как контур предмета.

На этом эскизе мы при помощи штриховки пытаемся прорисовать пересекающиеся и накладывающиеся контуры предметов, заменяя линию на тональность, где-то штрихуя больше, где-то меньше, пытаясь тоном передать объём или, по крайней мере, просто не допуская получения одинаковых тонов на соседних участках предметов, не допуская их слияния по тону. То есть мы, таким образом, уже закладываем разные экспозиции для разных частей объекта. Чтобы прорисовать грани нашего кубика, нам придётся сделать три разные экспозиции для трёх разных граней объекта. Допустим, мы хотим создать максимальный контраст между светлой и тёмной гранями 1:4. Световой поток, попадающий на левую грань, мы условно примем за 100%. Чтобы отделить правую грань, мы должны уменьшить экспозицию, и в нашем случае она составит 25% при заданном контрасте 1:4. Экспозиционная поправка составит -2 EV, то есть свет ослабнет в четыре раза от нормы. Верхняя часть куба по тональности находится между светлой и тёмной тональностями правой и левой гранями куба. Чтобы она хорошо читалась, она должна быть темнее светлой левой грани и светлее тёмной правой. Опять уменьшение экспозиции по отношению к норме, но на меньшую величину: 50% от основной экспозиции составит поправку -1 EV. Можно сделать неожиданный вывод, что при работе световой кистью тональность различных частей предмета впрямую зависит от экспозиции. Но этот вывод лишь на первый взгляд кажется неожиданным — мы и при обычной съёмке получали эту зависимость, только не отдавали себе в этом отчёта.

В этом уроке мы рассмотрим оригинальную технику съемки неподвижных объектов, которая называется «Световая кисть». Как правило, эту технику применяют при съемке натюрмортов, чтобы обогатить сюжет необычным освещением, которое невозможно выполнить другим способом. Кроме предметной съемки, технику световой кисти используют, правда значительно реже, например, для съемки интерьеров, но в качестве освещения используют другие приборы, нежели тот, о чем пойдет речь в этой статье.

В качестве наглядного примера мы рассмотрим процесс создания натюрморта на кофейную тему. Предлагаю вам проявить фантазию и самостоятельно подобрать предметы для вашей композиции.

Процесс съемки в технике световой кисти условно можно разделить на три этапа: подготовка, съемка и обработка.

Этап первый. Подготовка.
Итак, для съемки, кроме композиции, нам понадобится нейтральный фон, темное помещение и некоторый набор инструментов.


Как вы уже, наверное, догадались, ключевой момент в съемке световой кистью является непосредственно сама световая кисть или, как еще говорят, световое перо. Проще говоря, специальный фонарик. Они существуют в фабричном исполнении, но довольно редки и недешевы. Но такая мелочь, никогда не остановит вдохновленного фотолюбителя. Световую кисть можно довольно быстро изготовить своими руками в домашних условиях из обычного и насадки, задача которой преобразовать широкоугольный свет фонарика в узкий луч. Вариантов изготовления насадки в сети великое множество. Я предпочел использовать черный картон из детского набора для поделок.

Как это делается? Сворачиваем картон в узкую конусную трубочку. Диаметр одного ее конца делаем соответствующим наружному диаметру передней части фонарика, а противоположный скручиваем диаметром примерно в 1 см. Чтобы картон не раскручивался обратно, скрепляем трубочку бумажным или другим скотчем. Бумажным скотч менее липкий и легко отклеивается, если что-то пошло не так, но при этом держит достаточно крепко. Для лучшего отражения света внутри конуса неплохо выполнить внутреннюю поверхность из отражающего материала, например пищевой фольги, скрутив ее одновременно с картоном. Я же использовал фольгированную бумагу, изготовив из нее точно такой второй конус, который вставил внутрь первого. Теперь необходимо надежно, чтобы она случайно не слетала, закрепить полученную насадку на фонарик. Лучше примотать ее скотчем или, например, черной изолентой. Обратите внимание, чтобы при включении фонарика свет ни откуда не пробивался наружу. Это может привести к засветам во время съемки.



Пример разницы светового луча фонарика и фонарика с готовой насадкой.

Наша световая кисть готова! Пора приступать к съемке.

Этап второй. Съемка.
Все приготовления сделаны, сцена подготовлена. Прежде чем установить камеру на штатив, сделайте несколько кадров с разных ракурсов, чтобы выбрать наиболее удачный, а уже потом надежно зафиксируйте камеру. Малейшие сдвиги фотоаппарата могут испортить вам всю работу. Следует сказать несколько слов о подготовке самой камеры к съемке. Есть несколько вариантов съемки: съемка с длительной выдержкой и пошаговой подсветкой всех ключевых зон сцены в течение одной экспозиции, покадровая съемка с подсветкой отдельных элементов в отдельных кадрах. Остановимся на втором способе. Во-первых, он позволяет быстро переснять кадр с неудачным взмахом нашей кисти, во-вторых дает возможность в перерывах между кадрами выйти на свет, чтобы передохнуть и продумать дальнейшие действия, а в-третьих, вы сможете внести некоторые корректировки при последующей обработке отснятого материала, но об этом позже.

Переведите камеру в ручной режим, в том числе и автофокус. Установите значение ISO - 100, чтобы минимизировать шум, а значение выдержки - 15 секунд. Подойдет и более короткое время, но лучше оставить небольшой запас. Диафрагму в зависимости от используемого объектива подберите самостоятельно. Следует помнить, что значение диафрагмы влияет на величину ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Проще говоря, если вы хотите чтобы часть объекта была резкой, а часть выходила из фокуса, устанавливайте меньшее значение диафрагмы и наоборот. Сцены с натюрмортами воспринимаются лучше, если вся композиция находится в фокусе. Также необходимо установить в камере ручной баланс белого, поскольку свет фонарика с лампой накаливания придаст фотографии излишнюю желтизну. Я использовал светодиодный фонарик и в качестве эксперимента для баланса белого установил режим вспышки. Результат меня устроил.


Перед тем как погасить свет подготовьте дистанционный пульт и заранее продумайте, какие участки композиции вы хотите подсветить. Последовательность в нашем случае не столь важна. Главное, не упустить важных деталей и избежать провалов в тенях.

Итак, гасим свет так, чтобы в кадре единственным источником света была наша световая кисть, и нажимаем на кнопку спуска на пульте ДУ. В зависимости от желаемого результата взмахи световой кисти могут различаться. Это могут быть продольные взмахи, круговые движения или точечные мазки.



Подсвечиваем правую часть кофемолки и свиток слева.



Освещаем центр композиции и делаем акцент на плитках шоколада.



Подсвечиваем ящичек и выделяем непосредственно его внутренности.



Освещаем кофейные зерна в кофемолке и подчеркиваем деревянную ручку.

Лучше снимать не в полной темноте, а оставить какой-нибудь тусклый источник света или, например, оставить приоткрытой дверь в помещение. Это даст вам возможность видеть композицию, а не махать световой кистью в полной темноте в поисках объекта съемки. Важно чтобы свет не попадал в объектив. Иначе на снимке будут засвеченные области. Можно воспользоваться и таким способом: сначала включаем фонарик, направляем его луч на объект и нажимает на кнопку затвора. Время подсветки фонариком отдельной точки примерно 3 секунды. Следует отметить, что более темные объекты требуют более длительной подсветки. Например, кофемолка в данном случае подсвечивалась 5-6 секунд.

Прорабатывая светом элементы композиции, не забудьте подсветить и фон, на котором она расположена, чтобы избежать эффекта возникновения вашего натюрморта из полной темноты, за исключением случаев, когда вы сознательно хотите этого добиться.


Когда, наконец, все кадры отсняты, перейдем непосредственно к обработке.

Этап третий. Обработка.
Для обработки отснятого материала нам понадобится Фотошоп. Особых познаний в мастерстве владения этим программным продуктом не потребуется. Все что нужно, это загрузить все получившиеся фотографии в один файл таким образом, чтобы каждый снимок был отдельным слоем. Теперь выбираем в свойствах слоя режим «Lighten» (Осветление). В результате мы получим вот такую картинку.

При необходимости можно подкорректировать яркость отдельных слоев, чтобы компенсировать недостаточную освещенность или наоборот, убрать пересвет отдельных элементов. По завершении можно добавить художественный эффект по вашему усмотрению. У меня получился вот такой результат:

Экспериментируйте! И удачных вам снимков!

Оставайтесь на связи!

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть - дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

Что необходимо

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, - на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

Техника съемки световой кистью

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости . Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке , используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна - скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света - поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно - тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет - осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

Хитрости и эффекты съемки

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры . Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом - снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью - сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением - первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

В предметной фотографии и при съемке натюрмортов фотографы довольно часто прибегают к такому интересному приему, как техника световой кисти. Суть этой техники состоит в том, что фотограф посредством узконаправленного пучка постоянного света высвечивает или «прорисовывает» светом нужные участки и детали изображения. Каждый предмет или деталь освещается отдельно, при этом источник света постоянно движется в руках фотографа. В результате такого подхода фотография приобретает оригинальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести какими-либо другими способами или программными средствами. Из этой статьи Вы узнаете, как пользоваться подобной техникой и в чем ее основные особенности.

Что потребуется для реализации техники световой кисти

Для начала определимся с тем, что Вам потребуется для реализации техники фотосъемки с использованием световой кисти. Здесь можно выделить следующие основные моменты:

— Затемненное помещение

Рисовать светом нужно будет в темноте, поэтому для съемки подойдет любое затемненное помещение. В городской квартире это может быть ванная комната, если съемки проходят летом, либо обычная комната, если Вы фотографируете в зимний период. Для съемки в помещении лучше всего использовать стол, приставленный к стене. На нем можно будет разместить соответствующие предметы или композицию, которую Вы хотите снимать. Для закрепления фона подойдет любой лист фанеры.

— Камера и штатив

При съемке различных предметов или натюрмортов использование штатива – обычное дело. Съемка с использованием световой кисти в данном случае не является исключением, здесь также потребуется штатив, поскольку Вы будете работать с длительными выдержками в несколько секунд. Что касается камеры, то к ней главное требование – это возможность использовать ручные настройки и ручной фокус.

Хотя снимать можно и старенькой пленочной камерой, рекомендуется все же воспользоваться цифровым фотоаппаратом, оснащенным хорошим ЖК-дисплеем. Ведь на ЖК-экране Вы сможете визуально просматривать каждый отснятый кадр сразу после съемки, чтобы тут же исправлять свои ошибки и менять настройки для достижения более интересных результатов. При наличии у цифровой фотокамеры разъемаUSB можно подключить ее к компьютеру, чтобы просматривать кадры на дисплее с гораздо большей диагональю, что позволяет разглядеть самые мелкие детали.

— Светосильный объектив

Необходимо иметь в своем распоряжении светосильный объектив, ведь Вам, напоминаем, придется работать с довольно длинными выдержками. Использование объектива с высокой светосилой позволит сэкономить лишнюю секунду или секунды, что немаловажно, ведь каждая такая секунда может существенно добавлять цифрового шума на изображении. Фокусное расстояние объектива может быть различным, но чаще всего для предметной съемки выбирается оптика с фокусным расстоянием 85 мм.

Это самый важный инструмент, который Вы будете использовать при съемке предметов или натюрморта. Профессиональные световые кисти сегодня продаются в фотомагазинах, но стоят, к сожалению, недешево. К несомненным преимуществам таких приборов относится то, что они характеризуются постоянной цветовой температурой (в районе 5500 К), плюс они обеспечивают возможность применения разнообразных насадок и фильтров, предоставляя фотографу дополнительные творческие возможности. Однако опять-таки специальные профессиональные световые кисти отличаются высокой стоимостью, и потому фотографам любителям приобретать их нет никакого смысла. Тем более, что простейшую световую кисть Вы можете изготовить своими руками в домашних условиях.

Дорогостоящий прибор можно заменить обычными дешевыми фонариками, которые продаются практически повсеместно. Способы изготовления световой кисти могут быть самыми разнообразными. Например, Вы берете обыкновенный светодиодный фонарик, устанавливаете его в тубус, при этом выходное отверстие для ограничения пучка света можно отрегулировать с помощью диафрагмы от объектива. Тубус можно сделать из обычной черной бумаги, свернув ее в трубку. С такой импровизированной световой кистью собственного изготовления можно использовать, например, цветовые фильтры и прочие аксессуары.

Важно правильно выбрать фонарик для световой кисти. Он должен быть обязательно одноламповым или с одним ярким светодиодом, поскольку несколько светодиодов могут давать хорошо различимые световые пятна. Также нужно иметь в виду, что фонарики могут давать свет с различной цветовой температурой. В частности, фонарики дневного света (DayLight), фонарики, дающие желтый свет или создающие жесткие тени.

Для различных съемочных ситуаций лучше всего приобрести целый набор недорогих фонариков, отличающихся различной цветовой температурой света. К примеру, фонари с жесткими тенями позволят Вам придать снимку большей драматичности, а фонарик с желтым светом выгодно использовать в тех ситуациях, когда снимаемый объект нужно искусственно состарить на изображении. Кстати, для смягчения жестких теней и рассеивания света можно при съемке нанести прямо на фонарик какой-либо бесцветный крем (для лица или для тела).

Снимать с помощью техники световой кисти можно самые разнообразные предметы. Здесь Вы абсолютно свободны в своем выборе и на первых порах, пока не отточите свои навыки, можете фотографировать все, что подвернется под руку – начиная от хрустальной вазы и заканчивая музыкальными инструментами.

Настройки фотоаппарата

Перед началом съемки Вам необходимо будет разобраться в настройках фотоаппарата. Сразу же переключите камеру в ручной режим (М). Оптимальные параметры, скорее всего, придется подбирать экспериментальным путем, поскольку тут многое будет зависеть от мощности используемого Вами фонарика. Значение выдержки определяется исходя из многих факторов, в том числе возможностей цифрового фотоаппарата, светосилы объектива и пр. Выдержка может быть выставлена в пределах примерно от семи секунд до минуты. Не стоит забывать, что каждая лишняя секунда играет важную роль и может приводить к дополнительному цифровому шуму, который полностью испортит снимок.

Диафрагму устанавливайте исходя из необходимой Вам глубины резкости. При использовании очень длительных выдержек рекомендуется выставлять низкую светочувствительность, например, 100 единиц ISO. В любом случае рекомендуется не устанавливать чувствительность выше 160 ISO, чтобы на фотоизображении не проявлялись неприятные шумы.

Если на Вашей камере возможного максимального значения выдержки не хватает для создания светового рисунка и воплощения определенного замысла, то имеет смысл отснять фотографию в несколько экспозиций, после чего совместить эти кадры в один при помощи программных средств. Используйте задержку спуска затвора по таймеру, либо спусковой тросик или пульт дистанционного управления. Так у Вас будет время для того, чтобы подойди к натюрморту или снимаемому предмету и взять в руки световую кисть.

В режиме LiveView наведитесь на резкость, сфокусировавшись на нужной точке, после чего обязательно отключите автофокус. Если использовать систему автофокусировки, то камера в темноте начнет долго искать цель, будет пытаться целиться, что, в конечном счете, просто убьет интересный кадр. После того, как Вы определились с настройками и подготовили камеру, можно, собственно, начинать съемку.

Съемка

Процесс съемки начинается с того, что Вы выключаете весь свет в помещении. Необходимо полностью исключить влияние посторонних источников, сделав комнату действительно темной. Прикройте все предметы с бликующей поверхностью, располагающиеся поблизости, поскольку от них на фотографиюможет отразиться отраженный свет от кисти. Далее Вы берете в руки световую кисть и с началом экспозиции начинаете «прорисовывать» светом нужные детали. Причем желательно вначале подсветить фон и, в целом, больше использовать заднебоковой свет.

Затем можно уже перейти к самим объектам, прорисовывая кистью отдельные предметы, детали и сюжетно важные элементы композиции. При подсвечивании спереди рекомендуется использовать более широкий пучок света, просто сдвинув трубку на фонарике. То, что должно, согласно Вашему замыслу, получиться ярче на фотоизображении, освещайте дольше. Отодвинув подальше световую кисть от объекта, Вы получите неяркое размытое пятно. И, наоборот, для получения яркого пятна с резкими границами на фотографии Вам нужно приблизить световую кисть к предмету.

Главное во время оперирования световой кистью не застаиваться подолгу и не держать слишком длительное время луч света в одной точке. Световая кисть должна двигаться. Можно возвращаться в нужные места несколько раз, чтобы лучше прорисовать их. В конце экспозиции можно дать немного заполняющего света, проведя кистью над объектом, чтобы световое пятно накрыло весь объект, либо, наоборот, дать жесткие тени, подержав кисть в таком же положении неподвижно.

Понятно, что время экспозиции очень ограничено и Вам придется действовать максимально оперативно и четко. Порой даже за несколько десятков секунд просто не получается отрисовать композицию, так как Вы первоначально задумали. Но, во-первых, Вы можете делать неограниченное количество дублей, отмечая ошибки на экране и пробуя повторить движения кистью вновь. Во-вторых, поскольку камера установлена на штативе, то можно отснять несколько кадров, внимательно проработав нужные Вам участки изображения, а затем в графическом редакторе взять с каждого кадра наиболее удачно получившиеся места.

Техника световой кисти, безусловно, хороша тем, что предоставляет фотографу неограниченные творческие возможности. Вы можете экспериментировать с настройками фотоаппарата, выбирать самые разнообразные предметы для съемки и, конечно, использовать различные манипуляции со световой кистью для воплощения самых смелых, неожиданных идей. Для начинающих любителей фотографии эта техника хороша тем, что она не требует применения дорогостоящего студийного оборудования. Интересные и яркие фотографии можно создавать и в домашних условиях, самостоятельно изготавливая световые кисти из подручных средств. Новичкам главное запастись терпением, поскольку первые несколько кадров, скорее всего, окажутся неудачными. Но постепенно, анализируя свои ошибки и просматривая каждый кадр в деталях, Вы сможете существенно улучшить свои результаты и, в конце концов, научитесь создавать уникальные, необычные композиции.